Занятие внеурочной деятельности "Истинная цена хлеба"
Занятие внеурочной деятельности "Истинная цена хлеба"
Мероприятие направлено на создание благоприятных условий для формирования у учащихся положительного отношения к хлебу, знакомство с историческими сведениями о блокадном Ленинграде, а значит, воспитыват интерес к истории родной страны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занятие внеурочной деятельности "Истинная цена хлеба"»
Внеурочное занятие.
Велика истинная цена хлеба.
Цели мероприятия:
Воспитание у детей бережного отношения к хлебу.
Создание благоприятных условий для формирования у учащихся положительного отношения к хлебу.
Знакомство с историческими сведениями о блокадном Ленинграде.
Задачи:
Воспитывать интерес к истории родной страны, умение слушать, развивать творческие способности.
Приобщить учащихся к исследовательской деятельности.
Оборудование:
Мультимедийная презентация.
125 грамм хлеба (блокадная норма)
Ватманы, краски для создания плакатов.
Ход мероприятия:
Под ВИДЕО песни «Хлеб да соль» в зал входят гости праздника, ученики.
Полина.
Слава миру на Земле.
Толя.
Слава хлебу на столе.
Полина.
Если мы хотим кого - то Встретить с честью и почетом, Встретить щедро от души, С Уважением большим, То гостей таких встречаем Круглым пышным караваем Он на блюде расписном С белоснежным рушником.
Толя.
С караваем соль подносим Поклонясь, отведать просим: -Дорогой наш гость и друг Принимай хлеб - соль из рук.
(вручает хлеб - соль гостям праздника.)
Учитель:
Он каждый день на нашем столе. Без него не обходится ни завтрак, ни обед. Он сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Он наш верный друг, имя которое мы произносим с любовью и теплотой. Его имя – хлеб. Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме.
Так что же такое хлеб? Какова его истинная цена? Именно об этом мы будем говорить сегодня. (СЛАЙД)
А начать наш разговор предлагаю с притчи:
Таня Волженина.
Однажды добрый молодец нашёл золотой самородок. Обрадовался, поднял его и понёс к ювелиру. Спросил:
- Сколько стоит мой самородок?
- 1000 рублей, - ответил ювелир.
Не поверил молодец, пошёл к другому торговцу. Тот оценил его самородок в 5 тысяч рублей. Третий же ювелир сказал:
- Стоит твоя находка 10 тысяч рублей.
Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.
- Я знаю, что ничего нет дороже золота на земле, - сказал он седобородому старцу, - но не могу я установить истинную цену самородку.
Взял в руки золото мудрец: «Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим, потому, что ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть – отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей теперь, что самое ценное в нашей жизни.
Саша Парфенов.
Есть ещё одна народная сказка, очень мудрая, про богача, который был так жаден, что согласился продать душу дьяволу, если он выполнит одно его условие: всё, к чему он будет прикасаться, должно превращаться в золото! Дом у него стал золотым, стулья были из золота, спал на золотой кровати, укрывался золотым покрывалом. Захотелось богачу покушать, потребовал себе еду, но, что ни брал в руки, всё становилось золотым. Так и умер богач от голода.
Какой вывод можно сделать из этих притч?
Основная часть.
Учитель:
На нашем столе сегодня много хлеба. Давайте попробуем перечислить все известные нам хлебобулочные изделия.
Хлеб...Наскучит ли он? Никогда!
Без него обойтись и не пробуй,
Без него человеку беда.
Хлеб люди едят каждый день. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб им не надоедает. Оказывается потому, что в нём много питательных веществ — это белки, жиры и углеводы, минеральные соли, витамины. Учёные — медики подсчитали, что взрослый человек съедает обычно в день 500г хлеба, а при тяжёлой работе — 800г. (СЛАЙД)
В хлебе от 4.7 до 7% белка, 40-45% углеводов, ежедневно обеспечивающих человека 1000-1600 кКал энергии. Это значит, что почти половину знергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.
Когда есть хлеб, мы его не замечаем, недооцениваем. Когда, понятно, он есть. Так же мы дышим нужнейшим нам воздухом, почти не замечая его. Но попробуйте воздух у нас отобрать – тогда поневоле моментально заметим.
А часто ли мы задумываемся, когда берем хлеб в руки, сколько лет хлебу?
Ксюша Переудинская:
Однажды древний человек нашел какие-то семена. Какими вкусными показались семена людям. Ученые предполагают, что это был дикорастущий ячмень. Прошло время, человек научился добывать огонь и применять его для приготовления пищи. Он стал поджаривать размельченные зерна диких злаков, смешивал их с водой. Позже люди стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки из густой зерновой каши – теста. А выглядел он примерно так. Плотные подгорелые куски зерновой массы мало напоминали наш пшеничный хлеб, правда? Но именно с появлением этих лепёшек, выпекавшихся на горячих камнях, на костре, и началось на земле хлебопечение.
Настя Воронова:
А ещё позже человек научился выпекать хлеб из кислого теста. Способ его приготовления был открыт около 5 тысяч лет назад в Древнем Египте. По недосмотру раба, приставленного к кухне, тесто подкисло. Желая избежать наказания, он испек лепёшки. И они оказались вкуснее, пышнее, румянее тех, которые готовились раньше.
Учитель:
Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Но как он оказывается на нашем столе. Какой путь проделывает?
ВИДЕО «Путь хлеба к столу за 30 секунд)
Учитель:
Вот он – хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой;
Вот он - тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье наше, сила,
В нём душевное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Издавна народ с глубоким почтением относился к хлебу. Отсюда и множество пословиц, созданных народом. Давайте и мы их вспомним.
Игра «Собери пословицу»
(на столах разрезанные на части пословицы, задача - собрать их правильно)
1.Земля-матушка, хлеб-батюшка.
2.Много снега много хлеба.
3.Каравай хлеба не свалится с неба.
4.Пот на спине, так и хлеб на столе.
7.Худ обед, когда хлеба нет.
8.Не красна изба углами, а красна пирогами.
9.Покуда есть хлеб да вода-все не беда!
10.Хлеб всему голова.
11.Без хлеба нет обеда.
Мы порой забываем , что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей. Велика цена хлеба…
- А знаете ли вы, как называются люди, готовящие для нас хлеб.
(Рассказ Шишовой Вари об истории слова «пекарь» и
современной работе пекаря.)
Хлеб был всегда в почете на Руси,
Ее просторов главное богатство!
Его ты хочешь цену знать? Спроси !
Тебе ответить могут ЛЕНИНГРАДЦЫ,
СЛАЙД
«Нет хлеба - нет жизни» - человек познаёт сполна, лишь на себе испытав, что такое голод.
В нашей стране, залечившей тяжёлые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, не знаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды… Но никто из нас не остаётся равнодушным, читая исторические документы, статьи в газетах или слушая рассказы ветеранов войны о фронтовом хлебе.
СЛАЙД
Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля. В это время рабочие и инженерно-технические работники получали по 250 граммов хлеба, а все остальные жители всего по 125 граммов хлеба (показать кусочек хлеба) Он состоял из муки низкого качества, мякины, отрубей, жмыха, обойной пыли.
СЛАЙД И всё-таки этот хлеб помог ленинградцам не только выстоять, но и победить. История борьбы и сопротивления ленинградцев – образец стойкости человеческого духа
Сообщение Вороновой Насти.
Помню тёмный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех – взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики… Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паёк. Помню маму, больную, обессиленную… И эта память все годы жжёт моё сердце ненавистью к войне.
СЛАЙД
На Пискарёвском кладбище – тысячи могил. Около одной всегда много людей. Они стоят молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик чёрного хлеба. А рядом записка «Доченька, если бы я могла дать его тогда…»
Сообщение учащегося.
Спустя несколько лет после войны на Невском проспекте, около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи, засигналили машины, засвистели милиционеры, и как-то резко остановилось всё движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперёд руку. Ругались водители, шумела толпа, но женщина шла вперёд, преграждая путь транспорту. Потом она что-то подняла и , прижав к груди, пошла обратно… Подойдя к шумевшей толпе, протянула руку, и все увидели кусок изуродованного хлеба, вернее, остатки того, что было хлебом. Как он попал на проезжую часть дороги – объяснить трудно. Видимо, кто-то слишком сытый, не переживший блокаду, бросил этот кусок хлеба. А потом у поэта Роберта Рождественского родились такие строки:
Стихотворение читает Кирпиченко Маша
На Невском замерло движенье…
Не ночью, нет – средь бела дня.
На мостовой, как изваянье,
Фигура женщины видна.
Там на дороге, как во сне,
Седая женщина стояла –
В её протянутых руках
Горбушка чёрная лежала.
Нет, не горбушка, а кусок,
Обезображенный бездушьем,
Размятый множеством машин
И всё забывшим равнодушьем…
А женщина держала хлеб
И с дрожью в голосе шептала:
_Кусочек этот бы тогда-
И сына б я не потеряла.
-Кусочек этот бы тогда,
Кусочек этот бы тогда…
Кто осквернил? Кто позабыл?
Блокады страшные года…
Кто, бросив на дорогу хлеб,
Забыл, как умирал сосед?
Детей голодные глаза
С застывшим ужасом, в слезах.
А Пискарёвку кто забыл?
Там персональных нет могил…
Там вечный молчаливый стон
Терзает память тех времён.
Им не достался тот кусок,
Лежащий здесь – у ваших ног.
Кусок, не подаривший жизнь…
Кто бросил хлеб – тот отнял жизнь.
Кто предал хлеб?
Учитель:
«При сытости помни голод», - этот завет-предостережение наших предков, который мы не должны забывать. И заходятся от гнева, боли, жалости сердца людей старшего поколения, переживших голод, когда они видят на помойках выброшенный хлеб. И задают эти люди вопрос, полный негодования и недоумения «Как же такое может происходить?»
БУЛКА (читает Ускова Катя)
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
- Вы кто такой?- спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь!- человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
- А в нашей школе все ребята бережно относятся к хлебу?
Исследовательская работа учащихся, сколько хлеба уходит в отходы? (В течение недели группа учащихся подсчитывает в школьной столовой количество хлеба, ушедшего в отходы. Делают выводы).
О выводах по рейду в школьную столовую расскажет Вавилова Вера.
Просмотр мультфильма «Берегите хлеб» и выводы по нему.
Учитель:
Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через 2-3 дня не утрачивает своих вкусовых качеств. Не покупайте лишнего хлеба, а купленный старайтесь съесть. Помните, что от нашего обращения с хлебом зависят наше здоровье и благосостояние. Давайте вспомним о приметах, связанных с хлебом.
Заключительная часть.
А теперь я вам предлагаю изготовить плакаты-коллажи, призывающие беречь хлеб. Потом мы их развесим в нашей школьной столовой.
Рубрика «А знаете ли вы что…» (4 слайда)
Каравай земли и неба на твоём столе –
Ничего сильнее хлеба нету на земле.
В каждом маленьком кусочке – хлебные поля,
А на каждом колосочке держится земля.
И растёт под небом светлым, строен и высок,
Словно Родина, бессмертный хлебный колосок.
Милости просим, дорогие гости к нашему столу, да к хлебному пиру! (чаепитие)