Просмотр содержимого документа
«" Встреча с певцом " березового ситца"»
« Встреча с певцом «страны березового ситца»
(Литературно- музыкальная композиция ,
посвященная 125-летию со дня рождения С. А. Есенина)
Пояснительная записка
В концепции модернизации российского образования подчеркивается необходимость обеспечения занятости молодежи, организации их социально значимого досуга. Одной из форм такого досуга являются внеклассные мероприятия.
Тематическое направление, тема воспитательного мероприятия и обоснование её выбора (актуальность)
На конкурс представлена методическая разработка внеклассного мероприятия духовно- нравственной направленности, цель которой – продолжить знакомство учащихся с личностью Сергея Есенина, обратить внимание на мелодичность поэзии Есенина, показать через песенно- поэтическое творчество Есенина любовь к родной природе, родине, сформировать у школьников чувство национальной гордости вокруг имени славного представителя России – великого поэта Сергея Александровича Есенина.
Таким образом, данное мероприятие затрагивает актуальные для современного общества проблемы и соответствует приоритетным направлениям воспитательной работы.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия
Методическая разработка ориентирована на возрастную категорию подростков 16 лет, обучающихся в 9-11 классах.
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
Мероприятие способствует воспитанию самостоятельной, творческой, социально активной личности подростка, ориентированной на уважительное отношение к культуре родной страны. Благодаря содержанию литературно- музыкальной композиции создаётся нравственно и эмоционально благоприятная среда воспитания.
Данное мероприятие духовно-нравственной направленности связано с культурно-эстетическим, учебно-познавательным и социально-адаптационным направлениями работы в классе.
Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Цели мероприятия:
Познакомить с личностью Сергея Есенина;
Обратить внимание учащихся на мелодичность поэзии Есенина;
Показать через песенно- поэтическое творчество Есенина любовь к родной природе, родине.
Задачи :
1. Создание праздничного настроения;
2. Мотивация к саморазвитию и повышению самооценки.
4.Развивать интерес учащихся к изучению литературы;
5.Пробуждать в душах детей эмоциональную отзывчивость, сопереживание, сострадание;
6.Развивать творческие способности учащихся.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование её выбора
Формой проведения воспитательного мероприятия является литературно- музыкальная композиция. Этот вид внеклассной работы формирует эстетический вкус, развивает чутьё к поэтическому слову. Не секрет, что нравственное и эстетическое воплощается в поэзии, в музыке, которые помогают освоить нравственные понятия: любовь к родине, природе, к окружающему миру. Поэзия даёт возможность сердцем почувствовать красоту мира и слова.
Ведь одна из важнейших целей воспитания - формирование полноценной личности, создание условий для духовно-нравственного развития личности.
Педагогические технологии, методы, приёмы, используемые для достижения планируемых результатов.
Для достижения планируемых результатов используются:
-личностно-ориентированная технология;
-технология здоровьесберегающая;
-технология развивающего обучения;
-информационно-коммуникационная технология.
Все эти технологии применяются для организации не только учебной, но и воспитательной работы.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)
Для проведения литературно-музыкальной композиции необходимы
основные положения разработки воспитательного мероприятия: обоснование выбора, цель, задачи, технология, приёмы, форма проведения.
Материально-техническая база предполагает наличие помещений с компьютерной техникой и доступом в Интернет. Информационные ресурсы представляют собой разработанный классным руководителем сценарий, подготовленные заранее ссылки на видео, тексты.
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Данная методическая разработка подготовлена к 125-летнему юбилею великого поэта С.А.. Есенина. Форма литературно- музыкальной композиции расширяет методический и технологический инструментарий классного руководителя, обогащая его современными формами и приёмами работы.
Таким образом, данную методическую разработку можно использовать для работы как классным руководителям, так и педагогам дополнительного образования.
Сценарий
Вид мероприятия – литературно- музыкальная композиция
Форма проведения – групповая
Участники мероприятия: учащиеся 9-11кл.
Место проведения – актовый зал
Время проведения – 45 минут
Оформление и оборудование: выставка книг Сергея Есенина.
Ход мероприятия:
Звучит лирическая музыка. ( Не жалею, не зову, не плачу)
Вступительное слово учителя. Слайд 1 ( Фото Есенина 125 лет со дня рождения Сергея Есенина. )
Добрый день! Уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в литературной гостиной. Как вы уже догадались, наша встреча посвящена Сергею Есенину. Природа наделила его незаурядной внешностью и незаурядным талантом. У каждого из нас в душе свой Есенин, свои любимые есенинские стихи и песни. Предлагаем вам окунуться в мир поэзии замечательного русского поэта Сергея Есенина, которому 3 октября исполнилось бы 125 лет. Он всегда с нами.
Чтец ( Лолита)
Не ушел-
Такие не уходят
В мутные загробные края.
Вон он, вон,
В осенней чаще бродит,
Чуб волнистый, по ветру струя!
Без Руси ему бы стало тесно,
Без людей,
Без луга, без зари…
Не ушел..
А растворился в песнях,
Чтобы с нами быть и говорить…
( Звучит песня …)
Ведущий 1Слайд 2 Картины природы
В былые времена ходила в народе байка, что, создав Землю, Господь Бог полетел над нею и, как сеятель , стал разбрасывать из лукошка- куда леса и реки, куда горные хребты, куда пустыни. Когда же он пролетал над Рязанщиной, из лукошка просыпалось все самое красивое: густые Мещерские леса, полноводная Ока, пшеничные поля, яблоневые сады.
Ведущий 2 Слайд 3 Фото Есенина
А в конце 19 века, судьба сделала этой земле, да и всей России, самый драгоценный подарок- она подарила ПОЭТА. Звали его СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. Подобно яркой звезде взошел он на небосклон русской поэзии, и вот уже 125 лет льется немеркнущий свет его стихов.
Чтец. 2 (МАКСИМ ) СЛАЙД 5 Фото поэта( молодой)
В этом имени - слово "осень"
Осень. Ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен-
Поднебесье, тихие веси,
Сень березы и синь рассвет.
Что-то есть в нем и от весенней грусти,
Юности чистоты....
Только скажут - Сергей Есенин-
Всей России встают черты,
И весенних осин сережки,
И рязанского неба ширь,
И проселочные дорожки, и приокские камыши.
Ведущий 1. Слайд 5 село Константиново, дом
Родился Сергей Александрович Есенин в селе Константиново Рязанской губернии. Это вовсе не деревенская глушь, а большое, чистое, утопающее в зелени село. Из окон дома Есениных были видны заливные луга без конца и края, широкая Ока и опрокинутое над ней синее небо.
Тишина… Простор… Красота сама собою закрадывалась в душу юного поэта и укреплялась там беспредельной любовью к родине.
Ведущий 2. Слайд 6 Фото в кругу семьи с бабушкой
С 2-х лет был отдан Сергей на воспитание дедушке и бабушке. Бабушка Наталья Евтеевна была искусной сказительницей. Рассказывала внуку много народных сказок, преданий, легенд. А по вечерам в доме собирались дети и все слушали сказки. Дед Фёдор Андреевич любил загадывать загадки, петь песни. В доме деда прошла, пожалуй, лучшая пора детства, которой поэт посвятил много нежных грустных строк.
Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется — на душе светло.
Ведущий 1
Есенин – человек удивительный. Так тонко чувствовать и так умело передать всю красоту окружающей природы, увидеть и услышать ее в шуме берез, свете солнца, в пении птиц…может только настоящий поэт.
Ведущий 2 Слайд 7 Училище , где учился Есенин
В 1905 году Сергей Есенин учился в Константиновском земском училище.
Здесь же начал писать стихи. Есенин занимался легко и по праву считался одним из самых способных учеников.
Ведущий 1.
И цветы, и шелест тростника, и плеск волны - вся красота родного края становится для Есенина источником поэтического вдохновения. Уже в те годы он создает свои широко известные лирические стихотворения о природе.
Чтец читает « Клен ты мой опавший» или звучит песня
Ведущий 2. Слайд8 Спас -Клепиковская школа
Способности, проявленные Есениным в Константиновском училище, побудили родных поэта устроить его в 1909 году в Спас-Клепиковскую школу, которая находилась в 30 километрах от села Константиново. По окончании ее в 1912 году Есенину было присвоено звание "учителя школы грамоты".
Ведущий 1. Слайд 9 Университет Шанявского
В 1913 году Есенин уезжает в Москву и поступает в народный Университет Шанявского - первое в стране учебное заведение, которое можно было бесплатно посещать вольнослушателям.
Чтение стих-я « Я покинул родимый дом» Безруков( ВИДЕО)
Ведущий 2
Есенин Рассылает по разным редакциям свои стихи, но их никто не печатает. В 1914 году в детском журнале «Мирок» под псевдонимом «Аристон» впервые опубликовано стихотворение, одно из самых известных сейчас.
Я думаю, вы все без исключения его знаете. Давайте вместе его прочитаем.
( ВЕДУЩИЙ НАЧИНАЕТ ЧТЕНИЕ стихотворения « Белая береза», а потом в зале продолжают по очереди читать по строфам).
Ведущий 1.
9 марта 1915 года - стал для Есенина счастливым днем. День встречи с великим русским поэтом Александром Блоком, которого он считал "первым поэтом". За свою жизнь Блок видел многих поэтов - и начинающих, и именитых. Его трудно было удивить. И все - же Есенин удивил, вернее взволновал Блока.
Слайд 10 Чтение стихотворения « Гой ты, Русь моя родная» Слайд из фильма( Читает С. Безруков)
Ведущий 2.
Так, благодаря участию Блока, Есенин стал вхож во все самые престижные литературные салоны и гостиные, где очень скоро стал желанным гостем. С этого дня все лучшие журналы того времени стали печатать Есенина, а осенью появилась печатная книга “Радуница”.
Ведущий 1.Слайд 12 Фото Есенина с мамой
Став знаменитым, Есенин никогда не забывал о родном доме и, особенно, о маме. Однажды он написал ей такое письмо.
« Письмо матери» прочитает Бибаева Лолита.
«Ты жива ещё, моя старушка) чтение стихотворения ( фон минус
« Письмо матери»)
Ведущий 2.Слайд 13
Такой же нежной сыновней любовью пронизаны стихи Сергея Есенина о Родине – главной теме его творчества.
Ведущий 1
Родина, Россия была для Есенина началом всех начал.
Чтец.
Музыка -фон
О Русь, малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.
Холодной скорби не измерить, Ты на туманном берегу. Но не любить тебя, не верить - Я научиться не могу.
И не отдам я эти цепи И не расстанусь с долгим сном, Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем.
Ведущий 2.
Сергей Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиций крестьянской поэзии. Ему жаль было Русь уходящую.
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
(Песня « Край ты мой заброшенный» А. Буйнов)
Ведущий 1. Слайд 14
Есенин и природа неотделимы друг от друга, он всегда в своих стихотворениях очеловечивал её: “Спит черёмуха в белой накидке”, “Словно белою косынкой, подвязалася сосна”, “Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком”.
Послушайте песню « Отговорила роща золотая» в исполнении Манукян Кристины.
Ведущий 2 Слайд 18 Есенин
Время Есенина – время крутых поворотов в истории России. Поэт пытался разобраться в происходящем. Ему до боли в сердце жаль разрушенную гражданской войной страну, её русские деревни:
Ведущий 1.
Прекрасно понимая необходимость перемен , но, не принимая разрушения и разорения русской земли, поэт всю жизнь мучился от своих противоречий. На сцену приглашаем Гостеву Елизавету.
Гостева Елизавета « Мне осталась одна забава» ( можно минус)
Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.
Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в Бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.
Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.
Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.
Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.
Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,—
Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.
Ведущий 2
Такой человек, как Сергей Есенин – талантливый, обладающий при этом необыкновенным обаянием и красотой , не мог не привлекать женщин. Имена этих женщин известны всему миру: Зинаида Райх , Анна Изряднова , Галина Бениславская, Софья Толстая, Августа Миклашевская.
В 1921 году в жизнь Сергея Есенина ворвалась сильная, окрыляющая его любовь. Это была знаменитая танцовщица Айседора Дункан.
Прекрасной и трагической для каждого из них оказалась встреча русского поэта Сергея Есенина и американской танцовщицы Айседоры Дункан, уже через полгода они зарегистрировали свой брак…
Ведущий 2
До сих пор почитатели есенинского таланта спорят, привлекла ли поэта популярность известной танцовщицы, творческое ее обаяние, неотразимая женственность – что именно и в каком соотношении..? Но, без сомнения , можно сказать одно: поэзия танца Айседоры Дункан столь же прекрасна, как музыка есенинских стихов.
Музыкальная заставка
«Закружилась листва золотая»
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.
Ведущий 2
Слайд 21 Фото Шаганэ
В 1924 году Есенин познакомился с батумской школьной учительницей Шаганэ Нерсесовной Тальян.
О характере их отношений ничего не известно, но уже через два дня после их знакомства Есенин напишет стихотворение» Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Это стихотворение для вас прочитает Джериев Таймураз.
Чтец.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз, Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий. Потому, что я с севера, что ли.
Я готов рассказать тебе поле, Эти волосы взял я у ржи, Если хочешь, на палец вяжи - Я нисколько не чувствую боли. Я готов рассказать тебе поле.
Про волнистую рожь при луне По кудрям ты моим догадайся. Дорогая, шути, улыбайся, Не буди только память во мне Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ! Там, на севере, девушка тоже, На тебя она страшно похожа, Может, думает обо мне... Шаганэ ты моя, Шаганэ
Ведущий 1. Слайд 22 Слайд 23
Есенин жил ярко, отчаянно, торопился много успеть, в том числе написать. Душевные силы поэта иссякли. На смену плодотворному периоду литературной деятельности Есенина, на смену радостным, светлым дням его жизни пришла полоса душевного кризиса. Как будто предчувствуя близкий конец, он навестил всех своих родных и попрощался с ними.
Ведущий 2.
Жизнь Сергея Есенина закуталась в тайны, смерть покрылась роковой мглой. Но читая его стихи , понимаешь, что он был полон творческих сил, хотел жить и работать.
Слайд 24 Гостиница « Англетер»
« Не жалею, не зову, не плачу» ( Кадышева) Клип.
( Музыка сходит на нет, а потом… после слов ведущего звучит громко)
Ведущий 1. Слайд 26
Поэзия Сергея Есенина, его любовь к красоте родной природе, к милой сердцу России волнует нас и теперь.
Чтец .. Слайд 29 Портрет Есенина
Уходят лучшие, как будто мир им тесен,
Как будто он не в силах их понять.
Уходят лучшие, не спев последних песен,
Осиротив родную Землю-мать.
Мы перечитываем созданное ими,
И жжет глаза горячая строка.
Уходят лучшие, свое оставив имя,
Утраты боль и память на века.
Ведущий 2
Звезда Есенина по-прежнему кристально сияет, горит над полями, над лесами.