kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие «Зимние календарные обряды»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с зимними календарными обрядами; учить культуре своего народа и других народов; развивать навыки самостоятельной работы, умение работать со справочной литературой; воспитывать к интерес к национальной истории, к источнику родного языка и культуры.

Оборудование:

На доске – название  месяцев в соответствии с их характеристиками; название зимних праздников по старому и новому календарю; учащиеся сидят по группам за отдельными столами, на каждом столе скатерть, самовар, чай, куличи, презентация урока, фонотека.

Тип урока: Урок – знакомство с литературным краеведением.

Эпиграф: «…началом  воспитания человеческого рода должно быть всестороннее облагораживание». (Я.А. Коменский)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Зимние календарные обряды»»















Классный час

На тему «Зимние календарные обряды»



















Подготовлено

Учителем высшей категории Донецкой ОШ № 142

Романовой Людмилой Сергеевной











Классный час на тему «Зимние календарные обряды».

Цель урока:

Познакомить учащихся с зимними календарными обрядами; учить культуре своего народа и других народов; развивать навыки самостоятельной работы, умение работать со справочной литературой; воспитывать к интерес к национальной истории, к источнику родного языка и культуры.

Оборудование:

На доске – название месяцев в соответствии с их характеристиками; название зимних праздников по старому и новому календарю; учащиеся сидят по группам за отдельными столами, на каждом столе скатерть, самовар, чай, куличи, презентация урока, фонотека.

Тип урока: Урок – знакомство с литературным краеведением.

Эпиграф: «…началом воспитания человеческого рода должно быть всестороннее облагораживание». (Я.А. Коменский)

Ход урока:

I.Организация класса.

II.Объявление темы и цели классного часа.

III.Работа по теме занятия.

1. Звучит песня из мультфильма «Зима в Простоквашино», «Кабы не было зимы».

Ученик 1 : Очень часто за событиями

И за сутолокою дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычный

Нам полеты на Луну,

Вспомним старые обычаи ,

Вспомним нашу старину.

2.1. Слово учителя.

2. Большинство народных праздников отмечалось славянами в строго определенные дни года.

В XIX веке русские ученые Ф. Буслаев и А. Афанасьев разделили обряды на два цикла, учитывая два солнцестояния – зимнее и летнее. В купальскую ночь Солнце достигало своей наивысшей силы в году и начинало постепенно убывать («умирать»).

С 22 декабря (самый короткий день в году) начиналось постепенное «воскресение» Солнце (в основе – миф о Солнце)

3. Учащийся рассказывает Миф о Солнце.

2.2 Слово учителя

4. Следуя природному календарю, человек внимательно сопоставлял данные разных лет. Так, видимо, появились древние характеристики месяцев, отражающие суть состояние природы в данное время, ритмически повторяющееся каждый год.

Слайд.

5. Например:

Январь – просинец;

Февраль – бокогрей;

Март – протальник;

Апрель – травень;

Июнь – хлеборост;

Июль – страдник;

Август – жнивень;

Сентябрь – хмурень;

Октябрь – грязник;

Ноябрь – листочник;

Декабрь – студеный;

2.3 Слово учителя

6. Внимание к природе позволяло делать правильные прогнозы о погоде, а следовательно, помогала землевладельцу получать хороший урожай, уберечь скотину, заботиться о человеке.

Кто знает когда праздновались святки?

7. Святки праздновались в период зимнего солнцеворота (с 24 декабря по 6 января). По происхождению и бытованию этот праздник тесно связан с материальной деятельностью человека. Он сопровождался обрядовой поэзией, отражавшей суеверные представления наших предков имевший, по приданию, магической значение.

2.4. Слово учителя

А кто знает от какого слова произошло слово святки? ( «святой» )

8. Святки – яркий пример того, как не только уживаются, но и сливаются воедино христианские и языческие праздники с их обрядами и традициями.

Святочная неделя приходилась на морозную пору, проходила с 7 по 19 января.

Первый святочный праздник – Рождество.

После бурной рождественской ночи с колядованием, играми ряженых, ритуальным смехом и весельем – обрядами языческими – наступало мирное утро, приносящее с собой спокойные и возвышенные обряды христианские.

Ученик 1: Как когда-то наши прадедушки

Ну а с ними и прабабушки

Приходили на весёлые святки,

На песни всем миром да загадки.



Ученик 2: Праздник этот самый длинный,

Он веселый старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились 2 недели.

Ученик 3: От рождества и до крещения,

Приготовляли угощения,

Пели разные колядки.

По дворам ходили в святки.

Учитель: вопрос: а кто знает, что было одним из примечательных явлений святочных праздников? (ответ: колядование)

1.Уж наша коляда

Ни мала, ни велика

Она в дверь к вам идет

Да всем поклон шлет!

Хозяев знает – добром величает.

Слайд.

2.Словарь: Коляда – первоначально производили от «коло» - колесо (напоминает форму солнца) – от колоды, которую зажигают в эти дни. Но позже было установлено, что слово имеет нерусское происхождение. От латинского: В Древнем Риме первый день месяца. Христианское название коляды – святки.

2.5 Слово учителя:

Вопрос к классу: А что же было характерно для колядования?

1.Учащийся – во время колядования проводились различные игры, ряжания и прочие действа, имеющие магический смысл.

Колядование – это хождение по крестьянским дворам с пение новогодних песен, называемых в народе колядками. В них звучали пожелания хорошего урожая, всяческого благополучия, прославлялись добродетели. Исполнители колядок вознаграждались подарками, их угощали новогодними яствами, осыпали комплиментами. Важный мотив колядки пожелание тому, в адрес кого исполняется оно.

Вопрос классу: а кто знает колядки?

2.Чтение учащимися колядок ( приложение).

Второй праздник Святок – Новый год, или Васильев день. Его справляли по старому календарю – 14 января. Празднование Нового года начиналось уже накануне вечером. Молодёжь ходила колядовать. Но новогоднее колядование несколько отличалось от рождественского.

В ночь под Новый год обязательно в каждой семье был накрыт праздничный стол. С Васильева дня девушки устраивали гадания.



3.С новогодним праздником святок так же связаны всевозможные гадания, в т.ч девушек с пением подблюдных песен (исполнялись во время гадания с помощью блюда). Вечером девушки собирались в какой-нибудь избе. Устилали стол белой скатертью, ставили на него блюда с чистой водой. Каждая девушка опускала в воду какую-нибудь вещь (чаще всего кольца, серьги или другие украшения), блюдо накрывали платком. Затем девушки усаживались около стола и начинали петь песни.

4. Чтение уч-ся отрывка из баллады Жуковского «Светлана»

5. В Рождество ходили славить. Обычно делали звезду, кто большую, кто маленькую. Звезда прикрепляется к большой палке так, что она прикасается к полу; От движения руками звезда делает беспрестанные обороты. ( Ученик показывает сделанную звезду)

Третий праздник Святок – Крещение. Накануне крещения третий раз колядовали, накрывали праздничный стол. В Крещение освящённой водой смывали все грехи – «очищались». В святки парни высматривали себе невест, потому что после праздников начиналась пора свадеб.

6. А 19 января по новому стилю мы отмечали Крещение Господне.

7.Действительно, Крещение Господне является величайшим праздником после Воскресения Христова и Рождества Христова. Это 3 по значению праздник, поскольку отличается день, когда Господь пришел на служение людям. В этот день после полуночи 18 января даже из-под крана течет святая вода. 18 и 19 января Крещенской водой окропляют все жилые и служебные помещения.

Слайды «Масленица» (Флэшка)

2.5. Слово учителя:

Следующим за святками большим праздником была масленица. Исследователи считают, что в глубокой древности масленица была весенним праздником. С введением же Христианства и запретом проводить различные увеселения в весенний семинедельный пасхальный пост, её празднование было отодвинуто на более ранние сроки: конец зимы.

В Масленице сочетаются элементы зимней и весенней обрядности, это праздник проводов Зимы и встречи Весны. Это один из наиболее ярких народных праздников, который проводился с особенным размахом. Этот веселый, разумный праздник продержался целую неделю.

8. Ученик.

Празднование совершалось по строго расписанному порядку, что это отразилось на названиях дней масленичной недели.

Понедельник – назывался «Встречей», это начало праздника

Вторник - «Заигрыши»: с этого дня начинались разного рода развлечения, ряжения, катания;

Среда – «Лакомка»: она открывалась угощением бликами и другими яствами;

Четверг – «Разгул», «Переломом», «Широким четвергом», на этот день приходилось средина веселья и гульбы.

Пятница – «Тещины вечера»: зятья угощали тёщ.

Суббота – «Золовкины посиделки»: молодые невестки принимали родных в гости.

Воскресение – «Проводы», «Целовник», « Прощальный день», конец масленичного веселья.

9. Обязательным масленичным угощением были блины. Масленичная еда имела обрядово-ритуальный характер: предполагалось, что чем обильнее будет угощение в этот праздник, тем богаче будет год.

10. Масленичные игры носили преимущественно развлекательный характер : езда на лошадях, катание с гор на санках, игры в снежки, борьба, кулачные бои и т.д.



2.6. Слово учителя

Масленичных песен до нас дошло немного. Одни из них связаны с обрядом встречи, другие - с обрядом проводов Масленицы.

Учитель: Каков обряд встречи масленицы?

11. Обряд встречи Масленицы был следующим:

Делали из соломы чучело, придавали ему при помощи одежды вид женщины, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на горе, где проходили игры и катание на санках.

На горке, возвышенности обычно зажигали костер в честь набирающего силу Солнце. Зажигая ритуальный огонь в честь Солнца, люди стремились приблизить огонь к Солнцу, чтобы соединить земной и небесный огонь, тем самым ускорит наступление долгожданной весны. В середину костра вставляли шест с укрепленным вверху его зажженным колесом – символом Солнца. В различных видах народного искусства встречается условное изображение Солнца – символа жизни.

12.Солнце становится непременным элементом всех землевладельческих обрядов. Костры часто жгли на озимом поле, а головешки и пепел разбрасывали по всему полю или зарывали в снег. Все это должно было способствовать будущему плодородию земли.

Песни, сопровождающие обряд встречи Масленицы, отличает жизнерадостный тон. Это прежде всего величальная песня в честь Масленицы:

Дорогая наша гостья Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна,

Дуня белая, триаршинная,

Лента алая, двуполтинная,

Платок беленький, новолюдненький,

Брови черные, наведенные,

Шуба синяя, ластки красные,

Лапти частые, головосетые,

Портянки белые, набеленные!

( см. приложение)

13. В песнях, посвященных встрече Масленицы, разрабатывается мотив изобильного угощения. В них говорится, что Масленицу с радостью встречают «с блинами, с караваями, с варениками», «с сыром, маслом, калачом и печеным яйцом». Подчеркивание богатства и праздничного изобилия в масленичных песнях имело магическое значение.

14. А в последний день праздника провожали Масленицу. Соломенное чучело Масленицы вывозили за деревню, и там его либо сжигали, либо разрывали на части и закапывали в снег. Проводы Масленицы сопровождались пением, ритуальным смехом, шутовским действием. Ритуальный смех утверждал жизнь. Это был своего рода оберег.

Ученик: Есть в природе нашего народа

Вечные, особые черты-

Не берут ни годы, ни невзгоды,

Ни капризы ветреные моды,

От души они, от доброты.

Гость, войди! Традиций не нарушим.

С ним чайку всегда попьем.

Всем известно русское радушье:

Хлебосольство и открытый дом!

Учитель: Вопрос к классу

- Сколько видов каш готовили русские крестьянки в XVII в. ( Более 20)

- Сколько видов пирогов пекли тогдашние хозяйки мастерицы ? ( более 50)

Видите как богата и разнообразна русская кухня.



Ученик: Мы гостей встречаем…

Чаем, чаем, чаем!

Первым делом угощаем…

Чаем, чаем, чаем!

Приглашаем к самоварам…

С чаем, с чаем, с чаем!

И в накладку, и в прикуску…

Чай, чай, чай!

Пейте чай, друзья, всегда

Чай, чай, чай!

Ученик: В 1638 году состоялось первое чаепитие в России. Когда испробовали этот напиток, то оказалось : « питье доброе, и когда привыкнешь – гораздо вкусно».

Учитель: Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток – прибауток, пословиц, поговорок, скороговорок, частушек. А знаете ли вы пословицы? Я начну пословицы, а вы закончите.

Игра с классом.

Без труда … ( не вытянешь рыбку из пруда)

Делу время … ( потехе чая)

Кто любит трудиться … (тому без дела не сидится)

Рукам работа … (душе праздник)

Терпение и труд … ( все перетрут)

Друга ищи, а найдешь … ( береги)

Конец … ( делу венец)



Ученик: Мы всех вас созвали, всех мы чаем угощаем.

( Ученики угощают всех чаем, блинами, куличами)



Итог урока. Рефлексия. Интерактивная игра «Микрофон»

Сегодня я узнал(а)…

Для меня интересным было узнать о …



Домашнее задание: Подобрать колядки, подблюдные песни, масленичные песни.

















Приложение (Колядки.)

  1. Уж как наша коляда

Ни мала, ни велика.

Она в дверь к нам идет.

Да всем поклон шлет!

Хозяев знает, добром величает.



  1. Пришла коляда

Накануне Рождества.

Дайте коровку,

Масляну головку!

А дай Бог тому,

Кто в этом дому!

Ему рожь густа,

Рожь ужиниста!

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна – пирог.

Наделил бы вас Господь

И жильем, и бытьем,

И богатством,

И создай вам, господи,

Еще лучше того.



3. Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

На Новый год, на ново счастье

Уродись пшеничка,

Горох, чечевичка!

На поле – копнами,

На столе – пирогами!

С Новым годом,

С Новым счастьем, хозяин, хозяюшка!











Приложение (Коляда)


1 ученик. Пришла коляда,

Накануне Рождества!

Уж бы дядя доброход!

Выдай денег на проход

Выдашь – не выдашь

Будем ждать,

У ворот стоять!

Золотая голова

Шелковая борода.


2 ученик. Подайте пирожка

Ради праздника Христова

Пирожка то хоть пресного

Хоть кисленького

Да пшеничненького

Отрежьте потолще

Подайте побольше.

Все вместе. Здравствуйте, хозяева добрые!

С Новым годом!

С Новым счастьем!

С Новым здоровьем! (Кланяются)

Все колядующие вместе с хозяйкой и хозяином исполняют песню «Сеем, веем». При исполнении песни дети становятся в хоровод, кружась в хороводе выполняют танцевальные движения.


Ну, а какой же святочный праздник без игр, шуток – прибауток, без весёлых игр и соревнований? На посиделках всегда парни с девушками соревновалисья. Умом и смекалкой похвалялись, женихов да невест примечали.


Учитель: Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток – прибауток, пословиц – поговорок, да скороговорок, частушек. Вот мы решили узнать, а знаете ли вы пословицы. Я начну пословицы, а вы закончите. Хором дружно отвечайте:

Игра со зрителями:

Без труда… не вынешь рыбку из пруда.

Делу время… потехе час.

Кто любит трудиться… тому без дела не сидится.

Рукам работа… душе праздник.

Труд человека кормит… а лень портит.

Терпенье и труд… все перетрут.

Друга ищи, а найдёшь… -береги.

Других не суди… на себя поглади.

Играть играй, да дело… знай.

Красота приглядится, а ум… пригодится.

Кто много говорит, тот мало… делает.

Конец… -делу венец.


12. колядки, колядки,

Собрались ребятки.

По деревне пошли,

Вместе коляду нашли,

Коляда- моляда

Всех ребят созвада,

Всех ребят созвала

Всем гостинцы раздала.






Приложение (Масленичные песни.)

  1. Дай тебе Господи

На поле – прирост,

На гумне – примелот,

На столе – гущина,

В закромах – спорынья,

Коровы - те дойны,

Сметану – то снимают,

Наши ребята все подбирают!

С праздником!





  1. Ой да Масленица во двор въезжает,

Широкая на двор въезжает!

А мы, девушки, ее состречаем,

А мы, красные, ее состречаем!

Ой да Масленица, погостюй недельку,

Широкая, погостюй другую!

Масленица: «Я поста боюсь!»

Ой да Масленица, пост еще далече,

Широкая, пост еще далече.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Внеклассное мероприятие «Зимние календарные обряды»

Автор: Романова Людмила Сергеевна

Дата: 25.02.2016

Номер свидетельства: 298796


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства