Познакомить учащихся с зимними календарными обрядами; учить культуре своего народа и других народов; развивать навыки самостоятельной работы, умение работать со справочной литературой; воспитывать к интерес к национальной истории, к источнику родного языка и культуры.
Оборудование:
На доске – название месяцев в соответствии с их характеристиками; название зимних праздников по старому и новому календарю; учащиеся сидят по группам за отдельными столами, на каждом столе скатерть, самовар, чай, куличи, презентация урока, фонотека.
Тип урока: Урок – знакомство с литературным краеведением.
Эпиграф: «…началом воспитания человеческого рода должно быть всестороннее облагораживание». (Я.А. Коменский)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Зимние календарные обряды»»
Классный час
На тему «Зимние календарные обряды»
Подготовлено
Учителем высшей категории Донецкой ОШ № 142
Романовой Людмилой Сергеевной
Классный час на тему«Зимние календарные обряды».
Цель урока:
Познакомить учащихся с зимними календарными обрядами; учить культуре своего народа и других народов; развивать навыки самостоятельной работы, умение работать со справочной литературой; воспитывать к интерес к национальной истории, к источнику родного языка и культуры.
Оборудование:
На доске – название месяцев в соответствии с их характеристиками; название зимних праздников по старому и новому календарю; учащиеся сидят по группам за отдельными столами, на каждом столе скатерть, самовар, чай, куличи, презентация урока, фонотека.
Тип урока: Урок – знакомство с литературным краеведением.
Эпиграф: «…началом воспитания человеческого рода должно быть всестороннее облагораживание». (Я.А. Коменский)
Ход урока:
I.Организация класса.
II.Объявление темы и цели классного часа.
III.Работа по теме занятия.
1. Звучит песня из мультфильма «Зима в Простоквашино», «Кабы не было зимы».
Ученик 1 :Очень часто за событиями
И за сутолокою дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычный
Нам полеты на Луну,
Вспомним старые обычаи ,
Вспомним нашу старину.
2.1. Слово учителя.
2. Большинство народных праздников отмечалось славянами в строго определенные дни года.
В XIX веке русские ученые Ф. Буслаев и А. Афанасьев разделили обряды на два цикла, учитывая два солнцестояния – зимнее и летнее. В купальскую ночь Солнце достигало своей наивысшей силы в году и начинало постепенно убывать («умирать»).
С 22 декабря (самый короткий день в году) начиналось постепенное «воскресение» Солнце (в основе – миф о Солнце)
3. Учащийся рассказывает Миф о Солнце.
2.2 Слово учителя
4. Следуя природному календарю, человек внимательно сопоставлял данные разных лет. Так, видимо, появились древние характеристики месяцев, отражающие суть состояние природы в данное время, ритмически повторяющееся каждый год.
Слайд.
5. Например:
Январь – просинец;
Февраль – бокогрей;
Март – протальник;
Апрель – травень;
Июнь – хлеборост;
Июль – страдник;
Август – жнивень;
Сентябрь – хмурень;
Октябрь – грязник;
Ноябрь – листочник;
Декабрь – студеный;
2.3 Слово учителя
6. Внимание к природе позволяло делать правильные прогнозы о погоде, а следовательно, помогала землевладельцу получать хороший урожай, уберечь скотину, заботиться о человеке.
Кто знает когда праздновались святки?
7. Святки праздновались в период зимнего солнцеворота (с 24 декабря по 6 января). По происхождению и бытованию этот праздник тесно связан с материальной деятельностью человека. Он сопровождался обрядовой поэзией, отражавшей суеверные представления наших предков имевший, по приданию, магической значение.
2.4. Слово учителя
А кто знает от какого слова произошло слово святки? ( «святой» )
8. Святки – яркий пример того, как не только уживаются, но и сливаются воедино христианские и языческие праздники с их обрядами и традициями.
Святочная неделя приходилась на морозную пору, проходила с 7 по 19 января.
Первый святочный праздник – Рождество.
После бурной рождественской ночи с колядованием, играми ряженых, ритуальным смехом и весельем – обрядами языческими – наступало мирное утро, приносящее с собой спокойные и возвышенные обряды христианские.
Ученик 1: Как когда-то наши прадедушки
Ну а с ними и прабабушки
Приходили на весёлые святки,
На песни всем миром да загадки.
Ученик 2: Праздник этот самый длинный,
Он веселый старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились 2 недели.
Ученик 3: От рождества и до крещения,
Приготовляли угощения,
Пели разные колядки.
По дворам ходили в святки.
Учитель: вопрос: а кто знает, что было одним из примечательных явлений святочных праздников? (ответ: колядование)
1.Уж наша коляда
Ни мала, ни велика
Она в дверь к вам идет
Да всем поклон шлет!
Хозяев знает – добром величает.
Слайд.
2.Словарь: Коляда – первоначально производили от «коло» - колесо (напоминает форму солнца) – от колоды, которую зажигают в эти дни. Но позже было установлено, что слово имеет нерусское происхождение. От латинского: В Древнем Риме первый день месяца. Христианское название коляды – святки.
2.5 Слово учителя:
Вопрос к классу: А что же было характерно для колядования?
1.Учащийся – во время колядования проводились различные игры, ряжания и прочие действа, имеющие магический смысл.
Колядование – это хождение по крестьянским дворам с пение новогодних песен, называемых в народе колядками. В них звучали пожелания хорошего урожая, всяческого благополучия, прославлялись добродетели. Исполнители колядок вознаграждались подарками, их угощали новогодними яствами, осыпали комплиментами. Важный мотив колядки пожелание тому, в адрес кого исполняется оно.
Вопрос классу: а кто знает колядки?
2.Чтение учащимися колядок ( приложение).
Второй праздник Святок – Новый год, или Васильев день. Его справляли по старому календарю – 14 января. Празднование Нового года начиналось уже накануне вечером. Молодёжь ходила колядовать. Но новогоднее колядование несколько отличалось от рождественского.
В ночь под Новый год обязательно в каждой семье был накрыт праздничный стол. С Васильева дня девушки устраивали гадания.
3.С новогодним праздником святок так же связаны всевозможные гадания, в т.ч девушек с пением подблюдных песен (исполнялись во время гадания с помощью блюда). Вечером девушки собирались в какой-нибудь избе. Устилали стол белой скатертью, ставили на него блюда с чистой водой. Каждая девушка опускала в воду какую-нибудь вещь (чаще всего кольца, серьги или другие украшения), блюдо накрывали платком. Затем девушки усаживались около стола и начинали петь песни.
4. Чтение уч-ся отрывка из баллады Жуковского «Светлана»
5. В Рождество ходили славить. Обычно делали звезду, кто большую, кто маленькую. Звезда прикрепляется к большой палке так, что она прикасается к полу; От движения руками звезда делает беспрестанные обороты. ( Ученик показывает сделанную звезду)
Третий праздник Святок – Крещение. Накануне крещения третий раз колядовали, накрывали праздничный стол. В Крещение освящённой водой смывали все грехи – «очищались». В святки парни высматривали себе невест, потому что после праздников начиналась пора свадеб.
6. А 19 января по новому стилю мы отмечали Крещение Господне.
7.Действительно, Крещение Господне является величайшим праздником после Воскресения Христова и Рождества Христова. Это 3 по значению праздник, поскольку отличается день, когда Господь пришел на служение людям. В этот день после полуночи 18 января даже из-под крана течет святая вода. 18 и 19 января Крещенской водой окропляют все жилые и служебные помещения.
Слайды «Масленица» (Флэшка)
2.5. Слово учителя:
Следующим за святками большим праздником была масленица. Исследователи считают, что в глубокой древности масленица была весенним праздником. С введением же Христианства и запретом проводить различные увеселения в весенний семинедельный пасхальный пост, её празднование было отодвинуто на более ранние сроки: конец зимы.
В Масленице сочетаются элементы зимней и весенней обрядности, это праздник проводов Зимы и встречи Весны. Это один из наиболее ярких народных праздников, который проводился с особенным размахом. Этот веселый, разумный праздник продержался целую неделю.
8. Ученик.
Празднование совершалось по строго расписанному порядку, что это отразилось на названиях дней масленичной недели.
Понедельник – назывался «Встречей», это начало праздника
Вторник - «Заигрыши»: с этого дня начинались разного рода развлечения, ряжения, катания;
Среда – «Лакомка»: она открывалась угощением бликами и другими яствами;
Четверг – «Разгул», «Переломом», «Широким четвергом», на этот день приходилось средина веселья и гульбы.
Пятница – «Тещины вечера»: зятья угощали тёщ.
Суббота – «Золовкины посиделки»: молодые невестки принимали родных в гости.
Воскресение – «Проводы», «Целовник», « Прощальный день», конец масленичного веселья.
9. Обязательным масленичным угощением были блины. Масленичная еда имела обрядово-ритуальный характер: предполагалось, что чем обильнее будет угощение в этот праздник, тем богаче будет год.
10. Масленичные игры носили преимущественно развлекательный характер : езда на лошадях, катание с гор на санках, игры в снежки, борьба, кулачные бои и т.д.
2.6. Слово учителя
Масленичных песен до нас дошло немного. Одни из них связаны с обрядом встречи, другие - с обрядом проводов Масленицы.
Учитель: Каков обряд встречи масленицы?
11. Обряд встречи Масленицы был следующим:
Делали из соломы чучело, придавали ему при помощи одежды вид женщины, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на горе, где проходили игры и катание на санках.
На горке, возвышенности обычно зажигали костер в честь набирающего силу Солнце. Зажигая ритуальный огонь в честь Солнца, люди стремились приблизить огонь к Солнцу, чтобы соединить земной и небесный огонь, тем самым ускорит наступление долгожданной весны. В середину костра вставляли шест с укрепленным вверху его зажженным колесом – символом Солнца. В различных видах народного искусства встречается условное изображение Солнца – символа жизни.
12.Солнце становится непременным элементом всех землевладельческих обрядов. Костры часто жгли на озимом поле, а головешки и пепел разбрасывали по всему полю или зарывали в снег. Все это должно было способствовать будущему плодородию земли.
Песни, сопровождающие обряд встречи Масленицы, отличает жизнерадостный тон. Это прежде всего величальная песня в честь Масленицы:
Дорогая наша гостья Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна,
Дуня белая, триаршинная,
Лента алая, двуполтинная,
Платок беленький, новолюдненький,
Брови черные, наведенные,
Шуба синяя, ластки красные,
Лапти частые, головосетые,
Портянки белые, набеленные!
( см. приложение)
13. В песнях, посвященных встрече Масленицы, разрабатывается мотив изобильного угощения. В них говорится, что Масленицу с радостью встречают «с блинами, с караваями, с варениками», «с сыром, маслом, калачом и печеным яйцом». Подчеркивание богатства и праздничного изобилия в масленичных песнях имело магическое значение.
14. А в последний день праздника провожали Масленицу. Соломенное чучело Масленицы вывозили за деревню, и там его либо сжигали, либо разрывали на части и закапывали в снег. Проводы Масленицы сопровождались пением, ритуальным смехом, шутовским действием. Ритуальный смех утверждал жизнь. Это был своего рода оберег.
Ученик: Есть в природе нашего народа
Вечные, особые черты-
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреные моды,
От души они, от доброты.
Гость, войди! Традиций не нарушим.
С ним чайку всегда попьем.
Всем известно русское радушье:
Хлебосольство и открытый дом!
Учитель: Вопрос к классу
- Сколько видов каш готовили русские крестьянки в XVII в. ( Более 20)
- Сколько видов пирогов пекли тогдашние хозяйки мастерицы ? ( более 50)
Видите как богата и разнообразна русская кухня.
Ученик: Мы гостей встречаем…
Чаем, чаем, чаем!
Первым делом угощаем…
Чаем, чаем, чаем!
Приглашаем к самоварам…
С чаем, с чаем, с чаем!
И в накладку, и в прикуску…
Чай, чай, чай!
Пейте чай, друзья, всегда
Чай, чай, чай!
Ученик: В 1638 году состоялось первое чаепитие в России. Когда испробовали этот напиток, то оказалось : « питье доброе, и когда привыкнешь – гораздо вкусно».
Учитель: Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток – прибауток, пословиц, поговорок, скороговорок, частушек. А знаете ли вы пословицы? Я начну пословицы, а вы закончите.
Игра с классом.
Без труда … ( не вытянешь рыбку из пруда)
Делу время … ( потехе чая)
Кто любит трудиться … (тому без дела не сидится)
Рукам работа … (душе праздник)
Терпение и труд … ( все перетрут)
Друга ищи, а найдешь … ( береги)
Конец … ( делу венец)
Ученик: Мы всех вас созвали, всех мы чаем угощаем.
( Ученики угощают всех чаем, блинами, куличами)
Итог урока. Рефлексия. Интерактивная игра «Микрофон»
Сегодня я узнал(а)…
Для меня интересным было узнать о …
Домашнее задание: Подобрать колядки, подблюдные песни, масленичные песни.
Приложение (Колядки.)
Уж как наша коляда
Ни мала, ни велика.
Она в дверь к нам идет.
Да всем поклон шлет!
Хозяев знает, добром величает.
Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна – пирог.
Наделил бы вас Господь
И жильем, и бытьем,
И богатством,
И создай вам, господи,
Еще лучше того.
3. Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
На Новый год, на ново счастье
Уродись пшеничка,
Горох, чечевичка!
На поле – копнами,
На столе – пирогами!
С Новым годом,
С Новым счастьем, хозяин, хозяюшка!
Приложение (Коляда)
1 ученик. Пришла коляда,
Накануне Рождества!
Уж бы дядя доброход!
Выдай денег на проход
Выдашь – не выдашь
Будем ждать,
У ворот стоять!
Золотая голова
Шелковая борода.
2 ученик. Подайте пирожка
Ради праздника Христова
Пирожка то хоть пресного
Хоть кисленького
Да пшеничненького
Отрежьте потолще
Подайте побольше.
Все вместе. Здравствуйте, хозяева добрые!
С Новым годом!
С Новым счастьем!
С Новым здоровьем! (Кланяются)
Все колядующие вместе с хозяйкой и хозяином исполняют песню «Сеем, веем». При исполнении песни дети становятся в хоровод, кружась в хороводе выполняют танцевальные движения.
Ну, а какой же святочный праздник без игр, шуток – прибауток, без весёлых игр и соревнований? На посиделках всегда парни с девушками соревновалисья. Умом и смекалкой похвалялись, женихов да невест примечали.
Учитель: Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток – прибауток, пословиц – поговорок, да скороговорок, частушек. Вот мы решили узнать, а знаете ли вы пословицы. Я начну пословицы, а вы закончите. Хором дружно отвечайте: