kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие, посвященное жизни и творчеству Марины Ивановны Цветаевой "Красною кистью рябина зажглась…"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие, посвященное жизни и творчеству Марины Ивановны Цветаевой "Красною кистью рябина зажглась…"должно познакомить обучающихся с некоторыми страницами удивительной и трагической жизни Марины Цветаевой.                                                                                                                                                                                                                      

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие, посвященное жизни и творчеству Марины Ивановны Цветаевой "Красною кистью рябина зажглась…"»


Внеклассное мероприятие, посвященное жизни и творчеству Марины Ивановны Цветаевой "Красною кистью рябина зажглась…"

Мингазова зульфия Ильсуровна- преподаватель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Цель:

  • познакомить обучающихся с некоторыми страницами удивительной и трагической жизни Марины Цветаевой.

Задачи:

  • воссоздать творческий портрет поэтессы, познакомиться с её стихами, с трудной судьбой;

  • помочь разобраться в особенностях поэтичекого мира поэта;

  • показать индивидуальность её стиля;

  • показать громогласность и неистовость лирики;

  • развивать монологическую речь обучающихся;

  • работать над выразительным чтением обучающихся;

  • воспитывать у обучающихся патриотизм, любовь к Родине.



Оборудование:

  1. Портрет (нарисован учеником).

  2. Стенгазеты групп о жизни и творчестве М. Цветаевой.

  3. Выставка книг М. Цветаевой.

  4. Презентация о жизни и творчестве М.И. Цветаевой.

  5. Романсы на стихи М.И. Цветаевой.

Оформление доски:

... быть самой собой, ни о чем не зависеть ни от времени, ни от среды.

М. Цветаева

План.

  1. Детство.

  2. Начало творчества.

  3. Революция и Цветаева.

  4. В эмиграции.

  5. Возвращение на Родину.


Сцену можно декорировать ветками рябины или букетами цветов, Марина Ивановна это любила, не стоит придавать сцене мрачно-торжественный вид. Из музыки можно использовать любимых поэтов Скрябина, Рахманинова и Шопена. Лучше, если музыка будет сопровождать письма. Одежда исполнителей должна быть достаточно строгой. В качестве обозначения перемены места действия можно использовать шляпы, шали. Девушка может надеть на себя много браслетов и колец. Автором всех используемых в сценарии стихотворений является Марина Цветаева.


СЛАЙД 1 МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА

1892 – 1941


Ведущий 1 (Гарифуллина Лилия): «Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, если то, о чём я говорю: Душа – есть всё – всюду – вечно» (М.Цветаева «Слово о Бальмонте»).

Гульгена:

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной –

Распущенной – и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что вы при мне

Спокойно обнимаете другую,

Не прочите мне в адовом огне

Гореть за то, что я не вас целую.

Что имя нежное мое, мой нежный, не

Упоминаете ни днем, ни ночью – всуе...

Что никогда в церковной тишине

Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо вам и сердцем и рукой

За то, что вы меня – не зная сами! –

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши не-гулянья под луной,

За солнце не у нас над головами,–

За то, что вы больны – увы! – не мной,

За то, что я больна – увы! – не вами!



Я всегда разбиваюсь вдребезги, и все мои стихи – те самые серебряные сердечные дребезги… (М.Цветаева)

СЛАЙД 2

Одна из всех – за всех – противу всех!

М.Цветаева

Вьюрова Юлия: К нам, рождённым столетие спустя, обращены строки поэта:

Тебе — через сто лет

К тебе, имеющему быть рожденным

Столетие спустя, как отдышу, —

Из самых недр — как на смерть осужденный,

Своей рукой пишу:


— Друг! не ищи меня! Другая мода!

Меня не помнят даже старики.

— Ртом не достать! — Через летейски воды

Протягиваю две руки.


Как два костра, глаза твои я вижу,

Пылающие мне в могилу — в ад, —

Ту видящие, что рукой не движет,

Умершую сто лет назад.


Со мной в руке — почти что горстка пыли —

Мои стихи! — я вижу: на ветру

Ты ищешь дом, где родилась я — или

В котором я умру…


… И грустно мне еще, что в этот вечер,

Сегодняшний — так долго шла я вслед

Садящемуся солнцу, — и навстречу

Тебе — через сто лет.

Август 1919

СЛАЙД 3

Ведущий 2 (Отинов Влад): Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября (9 октября по новому стилю) 1892 года в Москве, с субботы на воскресенье, в полночь, на Иоанна Богослова.

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

Как многие поэты, Марина Цветаева верила «Знакам судьбы». Пылающая и горькая рябина стала символом судьбы поэта, такой же горькой, но пылающей творчеством.


СЛАЙДЫ 4 - 5

Ведущий 1 (Гарифуллина Лилия): Отец, Иван Владимирович Цветаев, Заслуженный Профессор Императорского Московского Университета, Директор Музея Изящных Искусств имени Императора Александра III в Москве.

Мать, Мария Александровна Мейн, талантливая пианистка, ученица Антона Рубинштейна, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была натурой художественно одаренной, талантливой пианисткой. Умерла она еще молодой в 1906 году, и воспитание двух дочерей, Марины и Анастасии - и сводного брата стало делом глубоко их любившего отца. Он старался дать детям основательное образование, знание европейских языков, всемерно поощряя знакомство с классиками отечественной и зарубежной литературы и искусства..

Отец был выходцем из бедного сельского священства. Свое трудолюбие М. Цветаева впрямую объясняла отцовским происхождением от той земли, где когда-то родился Илья Муромец: Талицкий уезд Владимирской губернии.

МУЗЫКА И МУЗЕЙ – дух дома Цветаевых – РЫЦАРСТВО, высокий лад; важно лишь духовное: ИСКУССТВО, ПРИРОДА, ЧЕСТЬ и ЧЕСТНОСТЬ; материальное считалось низким и недостойным.

Мать сочетала в себе кровь немецкую, польскую и чешскую. От неё достались Марине взрывчатость темперамента, МЯТЕЖ, МУЗЫКАЛЬНОСТЬ, особый дар воспринимать мир через звук.


СЛАЙД 6

Ведущий 2 (Отинов Влад): В семье ждали сына, которого мечтали назвать Александром. «Оттого я вышла поэт, а не поэтесса», - пошутит позднее М. Цветаева.

Мать первая заметила поэтическое дарование Марины: «Четырёхлетняя моя Маруся ходит вокруг меня и всё складывает слова-рифмы – может быть, будет поэт».


СЛАЙД 7

Буслаева Юля:

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и нагробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!


СЛАЙД 8

Ведущий 1 (Гарифуллина Лилия): Детство и юность Марины Цветаевой прошли в Москве и в тихой подмосковной Тарусе, на берегу Оки. Это было «царство» двух сестёр – Марины и Анастасии Цветаевых.

Хисматуллина Айгуль:

Наши царства

Владенья наши царственно-богаты,

Их красоты не рассказать стиху:

В них ручейки, деревья, поле, скаты

И вишни прошлогодние во мху.


Мы обе -- феи, добрые соседки,

Владенья наши делит темный лес.

Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки

Белеет облачко в выси небес.


Мы обе -- феи, но большие (странно!)

Двух диких девочек лишь видят в нас.

Что ясно нам -- для них совсем туманно:

Как и на всe -- на фею нужен глаз!


Нам хорошо. Пока еще в постели

Все старшие, и воздух летний свеж,

Бежим к себе. Деревья нам качели.

Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..


Но день прошел, и снова феи -- дети,

Которых ждут и шаг которых тих...

Ах, этот мир и счастье быть на свете

Ещe невзрослый передаст ли стих?

1908-1910


СЛАЙД 9

Ведущий 2 (Отинов Влад): С 1902 года Мария Александровна заболела чахоткой, и семья вынуждена была жить за границей: в Италии, Швейцарии, Германии. В 1905 году семья переехала в Крым. А летом 1906 года в очередной приезд в Тарусу мама умерла.

Бликина Надя:

МАМЕ
В старом вальсе штраусовском впервые
Мы услышали твой тихий зов,
С той поры нам чужды все живые
И отраден беглый бой часов.

Мы, как ты, приветствуем закаты,
Упиваясь близостью конца.
Всё, чем в лучший вечер мы богаты,
Нам тобою вложено в сердца.

К детским снам клонясь неутомимо,
(Без тебя лишь месяц в них глядел!)
Ты вела своих малюток мимо
Горькой жизни помыслов и дел.

С ранних лет нам близок, кто печален,
Скучен смех и чужд домашний кров...
Наш корабль не в добрый миг отчален
И плывет по воле всех ветров!

Все бледней лазурный остров — детство,
Мы одни на палубе стоим.
Видно грусть оставила в наследство
Ты, о мама, девочкам своим!

Анастасия Цветаева проведёт 22 года в сталинских лагерях!



СЛАЙД 10

Ведущий 1 (Гарифуллина Лилия): Когда ей исполнилось 18 лет, выпустила первый свой сборник «Вечерний альбом» (1910). Искренние, непосредственные, чистые стихи. Это дневник одаренного и наблюдательного ребенка. Юная Цветаева отличалась от многих своих сверстниц, тоже писавших стихи, тем, что ничего не выдумывала и никому не подражала.

Быть самой собою – такою М.Цветаева была всегда.

Одобрительно отозвались о «Вечернем альбоме» Максимилиан Волошин, Николай Гумилёв, Валерий Брюсов.

Ваша книга – это весть оттуда,

Утренняя благостная весть.

Я давно уж не приемлю чуда,

Но как сладко слышать: чудо – есть!

(М.Волошин)

М.Волошин: “Это очень юная и неопытная книга. Ее нужно читать подряд, как дневник, и тогда каждая строчка будет понятна и уместна. Невзрослый стих Марины, иногда неуверенный в себе и ломающийся, как детский голос, умеет передать оттенки, недоступные стиху взрослому. “Вечерний альбом” – это прекрасная книга, исполненная истинно женским обаянием”. Как поэт и как личность Марина Цветаева развивалась стремительно.

СЛАЙД 11

Стахеева Ксюша:

Звенят-поют, забвению мешая,
В моей душе слова: "пятнадцать лет".

О, для чего я выросла большая?
Спасенья нет!
Еще вчера в зеленые березки
Я убегала, вольная, с утра.
Еще вчера шалила без прически,
Еще вчера!

Весенний звон с далеких колоколен
Мне говорил: "Побегай и приляг!"
И каждый крик шалунье был позволен,
И каждый шаг!

Что впереди? Какая неудача?
Во всем обман и, ах, на всем запрет!
– Так с милым детством я прощалась, плача,
В пятнадцать лет.

Ведущий 2 (Отинов Влад): За «Вечерним альбомом» последовал еще один сборник «Волшебный фонарь» (1912), в котором лирическая героиня представлена в образах цыганки, грешницы, куртизанки, участницы разбойничьей вольницы. Марина Цветаева мечтала выпустить книгу «Юношеские стихи», где были бы собраны все её ранние творения, но такая книга никогда не была напечатана, а из тех, кто в неё верил, остались только Максимилиан Волошин, поэт и художник, и Сергей Эфрон.


СЛАЙД 12

Ведущий 1 (Гарифуллина Лилия): Они встретились, 17-летний Сергей и 18-летняя Марина, 5 мая 1911 года на пустынном берегу Чёрного моря. Она собирала камешки, он стал помогать ей – красивый, грустный, кроткой красоты юноша с поразительными, огромными, в пол-лица глазами.

Есть такие голоса,

Что смолкаешь, им не вторя,

Что предвидишь чудеса.

Есть огромные глаза

Цвета моря…

Заглянув в эти глаза, Марина загадала: если он подойдёт и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, он подарил ей сердолик, который она хранила всю жизнь.

Кабирова Алина: «Люблю….»


СЛАЙДЫ 13 - 14

Ведущий 2 (Отинов Влад): 5 сентября 1912 года родилась Аля – Ариадна Эфрон. Золотистые волосы, огромные лучистые светло-голубые глаза, как у отца; одаренная девочка: к 4 годам она читала, к 5-ти – писала, с 6-ти вела дневник. Судьба Ариадны Эфрон сложилась тоже трагично – 17 лет она провела в лагерях и ссылках!

Зарипова Диана:

АЛЕ
А когда — когда-нибудь — как в воду
И тебя потянет — в вечный путь,
Оправдай змеиную породу:
Дом — меня — мои стихи — забудь.

Знай одно: что завтра будешь старой.
Пей вино, правь тройкой, пой у Яра,
Синеокою цыганкой будь.
Знай одно: никто тебе не пара —
И бросайся каждому на грудь.

Ах, горят парижские бульвары!
(Понимаешь — миллионы глаз!)
Ах, гремят мадридские гитары!
(Я о них писала — столько раз!)

Знай одно: (твой взгляд широк от жара,
Паруса надулись — добрый путь!)
Знай одно: что завтра будешь старой,
Остальное, деточка,— забудь.

СЛАЙД 15

Ведущий 1 (Гарифуллина Лилия): 1914 год – первая мировая война. Сергей Эфрон, студент 1 курса Московского университета отправляется на фронт с санитарным поездом в качестве брата милосердия.

Трагично и горестно звучат стихи М.Цветаевой, вызванные войной. Она не разбиралась в разноголосице политических партий, но в её стихах всегда был слышен голос в защиту страдающего человека.

Вместе с народным горем в её стихи вошло и народное слово. Она обращается к сказкам, былинам – к русскому фольклору.

В 1916-1917 гг. один за другим выходят сборники стихов «Вёрсты – I» и «Вёрсты – II»


СЛАЙД 16

Ведущий 2 (Отинов Влад): Основные цвета – серый, чёрный – передают ощущение тревоги; большое количество птиц – вороны, лебеди, горлицы, шум их крыльев, передающий ощущение стремительности и беспокойства.

Валеева Алсу: «Хочешь знать, как дни проходят….»



Ведущий 1 (Гарифуллина Лилия): Надо ли говорить о том, что во время войны людям не до стихов. Марина Цветаева очень страдала из-за отсутствия читателя и слушателя.

Октябрьскую революцию Марина Цветаева не поняла и не приняла. А ведь казалось бы, именно она со своей бунтарской натурой должна была бы обрести в революции источник творческого воодушевления.


СЛАЙД 17

Ведущий 2 (Отинов Влад): В годы революции драматичность судьбы Цветаевой усугубилась опасной двусмысленностью положения, в котором она оказалась: муж её, Сергей Эфрон, был в рядах белой армии.

На кортике своем: Марина -
Ты начертал, встав за Отчизну.
Была я первой и единой
В твоей великолепной жизни.

Я помню ночь и лик пресветлый
В аду солдатского вагона.
Я волосы гоню по ветру,
Я в ларчике храню погоны.

Слайд 18

Ведущий 1 (Гарифуллина Лилия): 3 апреля 1917 года родилась вторая дочь – Ирина. Почти 3 года, живя в голодной Москве, терпя не просто нужду, нищету, она не имеет о муже никаких известий. 27 ноября 1919 года по чьему-то совету М. Цветаева отправила дочерей в Кунцевский приют в надежде на то, что там их будут кормить. Но оказалось, что детей практически не кормили, а обворовывали. В январе 1920 года тяжелобольную Алю М.Цветаева забрала из приюта и поселила у знакомых, а 15 февраля в приюте умирает от голода младшая дочь.

Краснова Александра:

У меня в Москве – купола горят,

У меня в Москве – колокола звонят,

И гробницы, в ряд, у меня стоят,–

В них царицы спят и цари.

И не знаешь ты, что зарей в Кремле

Легче дышится – чем на всей земле!

И не знаешь ты, что зарей в Кремле

Я молюсь тебе – до зари.

И проходишь ты над своей Невой

О ту пору, как над рекой-Москвой

Я стою с опущенной головой,

И слипаются фонари.

Всей бессонницей я тебя люблю,

Всей бессонницей я тебе внемлю –

О ту пору, как по всему Кремлю

Просыпаются звонари.

Но моя река – да с твоей рекой,

Но моя рука – да с твоей рукой

Не сойдутся, Радость моя, доколь

Не догонит заря – зари.

7 мая 1916 года



СЛАЙД 19.

Ведущий 2 (Отинов Влад): В красной Москве она, жена белого офицера, чувствовала себя отщепенкой, но Марина готова была принести себя в жертву. Она пишет книгу стихов «Лебединый стан», где воспевает Белую Гвардию. Она воспевает людей с золотыми погонами. Это были те люди, которые учились в гимназиях и пажеском корпусе, ходили в театры, сочиняли романсы и стихи, пели и танцевали, а ещё раньше сражались под командованием Кутузова, Багратиона и генерала Раевского под Бородином.

(Запустить щелчком песню из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово») ПЕСНЯ Генералам двенадцатого года

Сергею

Вы, чьи широкие шинели

Напоминали паруса,

Чьи шпоры весело звенели

И голоса,


И чьи глаза, как бриллианты,

На сердце вырезали след, —

Очаровательные франты

Минувших лет!


Одним ожесточеньем воли

Вы брали сердце и скалу, —

Цари на каждом бранном поле

И на балу.


Вас охраняла длань Господня

И сердце матери. Вчера —

Малютки-мальчики, сегодня —

Офицера!


Вам все вершины были малы

И мягок — самый черствый хлеб,

О, молодые генералы

Своих судеб!

26 декабря 1913, Феодосия


СЛАЙД 20

СЛАЙД 21

Ведущий 1 (Гарифуллина Лилия): Из письма Марины Цветаевой Сергею Эфрону:

«Если Вы живы, если мне суждено ещё раз с Вами увидеться, - слушайте… Когда я Вам пишу, Вы – есть, раз я Вам пишу!.. Если Бог сделает чудо – оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами, как собака…

Горло сжато, точно пальцами. Всё время оттягиваю, растягиваю ворот. Серёженька. Я написала Ваше имя и не могу писать дальше».

В марте 1919 года М. Цветаева узнаёт, что её муж жив, но вынужден находиться в эмиграции. М. Цветаева открыто заявляет о своей верности и преданности мужу.



СЛАЙД 22

СЛАЙД 23

Ведущий 2 (Отинов Влад): 1921 год – смерть Александра Блока.

Александр Блок виделся ей не просто поэтом, но существом выс­шего порядка: «Божий праведник мой прекрас­ный». Кроме того, он был для Цветаевой идеаль­ным воплощением, по выражению А. С. Пушки­на, «взыскательного художника», поднявшего­ся на огромную нравственную высоту. Цветаева стремится постичь тайну духовной жизни ху­дожника. Это и рассказ о любви — в нем переда­ны тончайшие оттенки чувств лирической герои­ни. Одна из отличительных черт этого цикла — музыкальность, что весьма символично, ведь и сам Блок придавал огромное значение музыке, которая воспринималась им как мировая сти­хия.

Об отношении Цветаевой к Блоку можно су­дить уже по первому стихотворению цикла «Сти­хов к Блоку» (1916) — трепетно воспринимается ею звук самого имени поэта:


(Запустить щелчком аудиозапись стихотворения «Имя твоё…») ПЕСНЯ

Имя твое — птица в руке,

Имя твое — льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое — пять букв.

x x x

Думали — человек!

И умереть заставили.

Умер теперь. Навек.

— Плачьте о мертвом ангеле!


Он на закате дня

Пел красоту вечернюю.

Три восковых огня

Треплются, суеверные.


Шли от него лучи —

Жаркие струны по снегу.

Три восковых свечи —

Солнцу-то! Светоносному!


О поглядите — как

Веки ввалились темные!

О поглядите — как

Крылья его поломаны!


Черный читает чтец,

Топчутся люди праздные…

— Мертвый лежит певец

И воскресенье празднует.

9 мая 1916


СЛАЙД 24

Ведущий 1 (Гарифуллина Лилия): А. А. Ахматова также всегда очень много зна­чила в жизни Цветаевой. Героиня-адресат цикла «Ахматовой» символически названа «Царскосельской Музой», «раненой Музой», «Музой плача». «О, Муза плача, прекраснейшая из муз!» — так на­чинается первое стихотворение цикла. В этом об­разе удивительно сочетаются два противополож­ных начала. Парадоксальная, «двухцветная» характеристика выявляет двойственную приро­ду его воплощений:

О ты, шальное исчадие ночи белой!

Ты черную насылаешь метель на Русь,

И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.

Образ, явленный в таком драматическом ключе («шальное исчадие»), и чувство вызывает двоякое: некую смесь восхищения, восторга — и ужаса:

И мы шарахаемся, и глухое: ох! —

Стотысячное — тебе присягает, Анна Ахматова!..

Существен здесь и масштаб изображения. Глобальным видится автору воздействие поэти­ческого дара на окружающий мир: «Ты черную насылаешь метель на Русь». Приобщение к судьбе героини-адресата несет в себе и сладость, и угрозу: «вопли твои вонзаются в нас, как стрелы», но все же: «Мы коронованы тем, что одну с тобой/ Мы землю топчем, что небо над нами — то же!» Автор осознает эту приобщен­ность как великий дар. И, по Цветаевой, при­нять его можно лишь целиком, со всей драгоцен­ной тяжестью этой ноши: «И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,/ Уже бессмертным на смертное сходит ложе». И тут действительно, как сказал Пастернак, «кончается искусство,/ И дышат почва и судьба». Ведь погружение в по­этический мир, убеждена Цветаева, есть не про­сто чтение стихов, но — полнота сопереживания (слова Цветаевой о пушкинской дуэли: «Нас этим выстрелом всех в живот ранили»).

Ведущий 2 (Отинов Влад): Даже само имя героини-адресата несет на се­бе, в восприятии автора, мету «смертельной судьбы»: «...Это имя — огромный вздох,/ И в глубь он падает, которая безымянна». «В глубь» — в ту самую сердцевину души, где хранятся са­мые дорогие впечатления. Чувство восхищения поэтом не остается бездейственным: оно рождает стремление одарить в ответ, в благодарность отдать поэту нечто столь же бесценное, как и его дар. Для цветаевской героини такая нераз­менная ценность — ее родной город:

В певучем граде моем купола горят,

И Спаса светлого славит слепец бродячий...

И я дарю тебе свой колокольный град,

Ахматова! — и сердце свое в придачу.

Казалось бы, что может быть больше такого безоглядного растворения в любви, столь ярко выраженной самоотверженной готовности от­дать «сердце свое в придачу»? Однако еще мно­гие и многие вдохновенные строки посвятит Цветаева в знак любви своим собратьям по перу. Ее «безмерная» душа вмещала такую же безгра­ничную любовь. В 1921 году она напишет А. А. Ахматовой эти пронзительные слова: «Мне так жалко, что все это только слова — любовь — я так не могу, я бы хотела настоящего костра, на котором бы меня сожгли».

Авдеева Катя:

АННЕ АХМАТОВОЙ
Узкий, нерусский стан -
Над фолиантами.
Шаль из турецких стран
Пала, как мантия.

Вас передашь одной
Ломаной черной линией.
Холод - в весельи, зной -
В Вашем унынии.

Вся Ваша жизнь - озноб,
И завершится - чем она?
Облачный - темен - лоб
Юного демона.

Каждого из земных
Вам заиграть - безделица!
И безоружный стих
В сердце нам целится.

В утренний сонный час,
- Кажется, четверть пятого, -
Я полюбила Вас,
Анна Ахматова.


Ведущий 1 (Гарифуллина Лилия): Обращения Цветаевой к поэтам-современни­кам многочисленны и разнообразны. Цветаева обладала редким даром — удивительным умени­ем восхищаться талантом, быть благодарной ху­дожнику, глубоко чувствовать душу в его творе­ниях. Всегда чуждавшаяся всякого рода поэти­ческих объединений, презиравшая богему, дале­кая от окололитературной борьбы самолюбий и амбиций, она была счастливо лишена чувства творческой зависти или ревности. Самозабвен­ным и безоглядным было ее восхищение худож­ником, соприкосновение с чужим вдохновенным словом рождало в ответ «небесный пожар» души.

Поэтому, знакомясь с творчеством многих авторов XX века, невозможно прой­ти мимо цветаевских отзывов. С их помощью можно лучше и яснее представить себе человеческую и художническую суть Владимира Маяков­ского и Константина Бальмонта, Андрея Белого и Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама и Валерия Брюсова.


СЛАЙД 25

Ведущий 2 (Отинов Влад): В 1922 году, влекомая любовью и верностью, М.Цветаева едет за границу, в Прагу, на встречу с мужем.

Эмиграция оказалась бедой, несчастьем, нищетой, бесконечными мытарствами, тоской и – невольным, незаслуженным позором в официальных кругах её родины.

Берлин – совсем недолго, Прага – 3 года.

«Я Прагу люблю первой после Москвы, и не из-за родного славянства – из-за собственного родства с нею: за её смешанность и малодушие. Прага – такой город, где душа в Есит».


СЛАЙД 26

Ведущий 1 (Гарифуллина Лилия): Самые светлые и дорогие годы. Здесь были друзья, здесь родился долгожданный сын Георгий (Мур).

Сборник стихов «Чешские тетради»: стихи о природе, о любви, о творчестве и о своей нелёгкой жизни.


СЛАЙД 27

СЛАЙД 28

Ведущий 2 (Отинов Влад): Здесь же, в Чехии, была написана «Поэма Горы» (1924), которую Б.Пастернак назвал «лучшею в мире поэмой о любви». Обращена поэма к Константину Родзевичу, знакомство с которым состоялось в Праге. Их объединяла незаживающая тоска по родине и увлечение литературой и искусством.

Гора – это символ вершинности чувств.

ОН и ОНА, лирические герои поэмы, оказавшись вдали от родины, покалеченные жестокой судьбой, истерзанные тревогами и сомнениями, неожиданно сблизились и поняли, что спасение их в любви. Никакие запреты и условности не могли остановить их стремления быть вместе. пусть впереди проклятия и муки, пусть заточение в подземном царстве, героиня не откажется от дарованной небом любви.

Но судьба-разлучница разъединила возлюбленных. И гора каменистая застонала и заплакала, удивляя мир. Разрушаются горы, разрушается и любовь. Но остаётся память. «Поэма Горы» - гимн памяти о Любви.


СЛАЙД 29

Ведущий 1 (Гарифуллина Лилия): Ещё одна страница в творчестве М.Цветаевой посвящена Борису Пастернаку - около 40 произведений!

Цветаева воспринимала Пастернака как своего двойника. Живут бок о бок и не знают друг друга, обретают друг друга лишь в разлуке, лишь в письмах и стихах.

«С Борисом у нас вот уже восемь лет тайный уговор: дожить друг до друга. Но КАТАСТРОФА встречи всё оттягивалась, как гроза, которая где-то за горами…»


СЛАЙД 30

Ведущий 2 (Отинов Влад): Париж – 14 лет – и всего ОДНА книга издана!

В эмиграции М.Цветаева не прижилась. Всё чаще и чаще её стихи, поэмы, проза отвергались газетами и журналами. Нищета, унижение, бесправие окружали её со всех сторон. Но ежедневно она шла к письменному столу, как рабочий идёт к своему станку.

В эмиграции М.Цветаева пишет «Поэму Воздуха», которую скорее можно назвать «Поэмой Удушья» или «Поэмой самоубийства» - это настоящий крик боли и отчаяния.

Слава тебе, допустившему бреши:

Больше не вешу.

Слава тебе, обвалившему крышу:

Больше не слышу.

Солнцепричастная, больше не щурюсь.

Дух: не дышу уж!

Твердое тело есть мертвое тело:

Оттяготела.

СЛАЙД 31 ЗАПУСТИТЬ ПЕСНЮ

31 Тоска по родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно -

Где совершенно одинокой


32 Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что - мой,

Как госпиталь или казарма.


33 Мне все равно, каких среди

Лиц ощетиниваться пленным

Львом, из какой людской среды

Быть вытесненной - непременно -


В себя, в единоличье чувств.

34 Камчатским медведем без льдины

Где не ужиться (и не тщусь!),

Где унижаться - мне едино.


35 Не обольщусь и языком

Родным, его призывом млечным.

Мне безразлично - на каком

Непонимаемой быть встречным!..


36 (Читателем, газетных тонн

Глотателем, доильцем сплетен…)

Двадцатого столетья — он,

А я — до всякого столетья!


37 Остолбеневши, как бревно,

Оставшееся от аллеи,

Мне всё — равны, мне всё — равно,

И, может быть, всего равнее —


Роднее бывшее — всего.

38 Все признаки с меня, все меты,

Все даты — как рукой сняло:

Душа, родившаяся — где-то.


39 Так край меня не уберег

Мой, что и самый зоркий сыщик

Вдоль всей души, всей — поперек!

Родимого пятна не сыщет!


40 Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все — равно, и все — едино.

Но если по дороге — куст

Встает, особенно — рябина…



СЛАЙД 41

Ведущий 1 (Гарифуллина Лилия): Но Советская власть поставила условия: хотите вернуться на родину – заслужите прощение, докажите делом, что вы осознали свою вину и готовы на всё, чтобы её искупить.

Сергей Эфрон становится сотрудником НКВД. В 1937 году С.Эфрон с дочерью Ариадной возвращаются в Москву.

В 1939 году – М.Цветаева с Муром: «Всё меня выталкивает в Россию, в которую я ехать не могу. Здесь я не нужна. Там я невозможна» (Из письма А.Тесковой).

Но выбора не было.

Сулейманова Джамиля:

СТРАНА

С фонарем обшарьте

Весь подлунный свет!

Той страны - на карте

Нет, в пространстве - нет.


Выпита как с блюдца,-

Донышко блестит.

Можно ли вернуться

В дом, который - срыт?


Заново родися -

В новую страну!

Ну-ка, воротися

На спину коню


Сбросившему! Кости

Целы-то хотя?

Эдакому гостю

Булочник ломтя


Ломаного, плотник -

Гроба не продаст!

...Той ее - несчетных

Верст, небесных царств,


Той, где на монетах -

Молодость моя -

Той России - нету.

- Как и той меня.

Конец июня 1931, Мёдон

СЛАЙД 42.

Ведущий 2 (Отинов Влад): В Советском Союзе М.Цветаева узнаёт, что в 1937 году арестована сестра Ася по обвинению в контрреволюционной пропаганде и агитации и участии в контррреволюционной организации. 22 года сталинских лагерей!

СЛАЙД 43.

Ведущий 1 (Гарифуллина Лилия): 27 августа 1939 года арестована Ариадна (пособничество шпионажу), приговорена к 8 годам лагерей. Отбыла, вновь арестована в 1949 г. – пожизненное поселение в г.Туруханске. В общей сложности – 17 лет лагерей! Реабилитирована в 1955 году после смерти Сталина.

СЛАЙД 44.

Ведущий 2 (Отинов Влад): В октябре 1939 года арестован Сергей Эфрон (шпионаж). Приговорен к расстрелу. С.Эфрон реабилитирован в 1956 году – посмертно.

СЛАЙД 45.

Ведущий 1 (Гарифуллина Лилия): 18 июня 1939 года – после 17 лет эмиграции – Цветаева вернулась на родину. Всё было другим: представления о человеческих ценностях, отношения между людьми, новый быт.

Казённые квартиры, неустроенность, беспомощность. Бывшие знакомые опасаются встреч с Цветаевой – неблагонадёжная! белогвардейка!

Живут с сыном только за счёт переводов, которые организовал Б.Пастернак.

Запись в дневнике М.Цветаевой от 5 сентября 1939 года:

«Меня все считают мужественной. Я не знаю человека робче, чем я. Боюсь всего: глаз, черноты, шага, а больше всего себя. Никто не видит, не знает, что я год уже ищу глазами крюк, но их нет, потому что везде электричество. Никаких «Люстр»… Я год примеряю смерть. Всё уродливо и страшно. Проглотить – мерзость, прыгнуть – враждебность, исконная отвратительность воды. Я не хочу пугать (посмертно), мне кажется, что я себя уже – посмертно – боюсь. Я не хочу умереть. Я хочу не быть».

Саламатина Таня:

***

О слезы на глазах!
Плач гнева и любви!
О Чехия в слезах!
Испания в крови!

О черная гора,
Затмившая — весь свет!
Пора — пора — пора
Творцу вернуть билет.

Отказываюсь — быть.
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь — жить.
С волками площадей

Отказываюсь — выть.
С акулами равнин
Отказываюсь плыть —
Вниз — по теченью спин.

Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один — отказ.
15 марта — 11 мая 1939

Ведущий 1 (Гарифуллина Лилия): Она ещё пыталась писать, переводить, разбирала архив. Составляла сборник стихов 40-го года. Стихи объявили пустыми, бессодержательными. Не опубликовали. Это был конец.

Незадолго до отъезда из Парижа она сказала: «Если не смогу там писать – покончу с собой».


СЛАЙД 46

Ведущий 2 (Отинов Влад): С началом Великой Отечественной войны М.Цветаева с сыном эвакуировалась в Чистополь, а затем, не найдя там работы, в Елабугу.


СЛАЙД 47

Ведущий 1 (Гарифуллина Лилия): Обращалась в Совет Литфонда с просьбами дать ей работу прачки, мойщицы посуды – отказ.

Силы были на исходе. 31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила с собой, повесившись в сенях избы. Последняя записка сыну: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик».

(Мур погиб в 1944 году при освобождении Белоруссии в возрасте 19 лет).


СЛАЙД 48

Статеева Юля: «Маяковскому».



СЛАЙД 49

Ведущий 2 (Отинов Влад): Когда-то в эмиграции Марина Цветаева написала в рассказе «Хлыстовки»:

«Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растёт самая красная и крупная в наших местах земляника. Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уж нет, я бы хотела, чтобы на одном из холмов… поставили, с тарусской каменоломни, камень: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».

На высоком берегу Оки, в её любимом городе Таруса согласно воле М.Цветаевой установлен такой камень.

Похоронена М.Цветаева на Петропавловском кладбище г.Елабуга. Точное расположение могилы неизвестно. На той стороне кладбища, где находится затерявшаяся могила, в 1960 году сестра М.Цветаевой Анастасия установила крест, в 1970 году было сооружено гранитное надгробие.

В 1990 году патриарх Алексий II дал благословение на отпевание Марины Цветаевой.

Митрофанова Ирина:

x x x

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала — тоже!

Прохожий, остановись!


Прочти — слепоты куриной

И маков набрав букет, —

Что звали меня Мариной

И сколько мне было лет.


Не думай, что здесь — могила,

Что я появлюсь, грозя…

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!


И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились…

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!


Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед, —

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет.


Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь.

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.


Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли…

— И пусть тебя не смущает

Мой голос из-под земли.

3 мая 1913, Коктебель

СЛАЙД 50

Миниханова Гульшат:

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мингазова Зульфия Ильсуровна

Дата: 20.02.2016

Номер свидетельства: 296196


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства