Внеклассное мероприятие "Литературно-музыкальная гостиная" ( использованы: музыка Шопена, Чайковского, Моцарта, портреты А.С.Пушкина, Анны Олениной, М.Цветаевой, С.Эфрона, Ф.Тютчева и Амалии Лерхенфельд, А.Колчака и Анны Темиревой, Ф.Фета и М.Лазич) Сегодня мы хотим, чтобы в нашей гостиной «душа с душою говорила», потому что подобные минуты привносят в нашу жизнь ощущение радости, счастья, подобное тому, которое описывал И.Бунин.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Литературно-музыкальная гостиная"»
Внеклассное мероприятие
Подготовила Мельникова Нина Леонардовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ гимназия им. А. Кольцова.
Литературно-музыкальная гостиная.
«Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и вечного» (И.Бунин).
Ищу я в этом мире сочетанья Прекрасного и вечного. Вдали Я вижу ночь: пески среди молчанья И звездный час над сумраком земли.
Как письмена, мерцают в тверди синей Плеяды, Вега, Марс и Орион. Люблю я их теченье над пустыней И тайный смысл их царственных имен!
Как ныне я, мирьяды глаз следили Их древний путь. И в глубине веков Все, для кого они во тьме светили, Исчезли в ней, как след среди песков:
Их было много, нежных и любивших, И девушек, и юношей, и жен, Ночей и звезд, прозрачно-серебривших Евфрат и Нил, Мемфис и Вавилон!
Вот снова ночь. Над бледной сталью Понта Юпитер озаряет небеса, И в зеркале воды, до горизонта, Столпом стеклянным светит полоса.
Прибрежья, где бродили тавро-скифы, Уже не те, - лишь море в летний штиль Все так же сыплет ласково на рифы Лазурно-фосфорическую пыль.
Но есть одно, что вечной красотою Связует нас с отжившими. Была Такая ж ночь - и к тихому прибою... Со мной на берег девушка пришла.
И не забыть мне этой ночи звездной, Когда печь мир любил и для одной! Пусть я живу мечтою бесполезной, Туманной и обманчивой мечтой, -
Ищу я в этом мире сочетанья Прекрасного и тайного, как сон. Люблю ее за счастие слиянья В одной любви с любовью всех времен!
Гостиная: столики, диван, портреты, картины, свечи, вазы с цветами, коврики.
Оборудование: презентация (музыка Шопена, Чайковского, Моцарта, портреты А.С.Пушкина, Анны Олениной, М.Цветаевой, С.Эфрона, Ф.Тютчева и Амалии Лерхенфельд, А.Колчака и Анны Темиревой, Ф.Фета и М.Лазич).
Звучит музыка С.Рахманинова «Музыкальный момент». (См. презентацию, кадр 1)
На фоне затихающей музыки первый чтец начинает читать стихотворение М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». ( Кадр 2)
Ведущий №1. «Звезда с звездою говорит…» А если перефразировать М.Ю.Лермонтова? Сказать: «Душа с душою говорит». Возможно ли это?
Ведущий №2. Конечно. Это редкое сочетание родства душ, когда можно молчать и слушать друг друга сердцем. Так бывает, когда слушаешь красивую музыку, читаешь хорошую книгу, когда видишь любимый, дорогой сердцу пейзаж.
Ведущий №1. Сегодня мы хотим, чтобы в нашей гостиной «душа с душою говорила», потому что подобные минуты привносят в нашу жизнь ощущение радости, счастья, подобное тому, которое описывал И.Бунин. (Кадр 3)
Чтец 2. И. Бунин «Вечер». (Презентация, кадр 4)
О счастье мы всегда лишь вспоминаем,
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело,
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.
Ведущий №1. Прозвучало стихотворение И. Бунина «Вечер». В нем ярко выражено представление поэта о счастье. Оказывается, это способность всеми чувствами испытывать наслаждение от жизни.
Ведущий №2. С Буниным можно согласиться. Каждый из нас хотя бы раз переживал красоту мгновенья, когда ощущаешь себя частичкой мироздания вечности. В забвении прошлое, нет бытия – мир в изначальном состоянии. Царит вечность.
Ведущий №1. Интересна история этого романса. Долгое время считали, что его написал адмирал Колчак. На самом же деле романс был создан еще до рождения адмирала. Александр Васильевич очень любил его и часто пел, посвящая своей возлюбленной Анне Темиревой, разделившей с адмиралом тяжелую судьбу. (Кадр 6)
Полюбив Колчака, она оставила благополучную жизнь с высокопоставленным, обеспеченным мужем, переносила вместе с адмиралом тяготы военного быта, пережила отступление белой армии в Сибирь, была арестована, когда красноармейцы взяли в плен Колчака. В тюрьме их разделили, посадив в разные камеры. Иногда, подкупив охрану, они посылали друг другу письма. Адмирал знал, что его не оставят в живых, и боялся, что пострадает Анна…
Казнили Колчака перед рассветом, расстреляли возле проруби, чтобы не осталось даже могилы. По свидетельству очевидцев, перед казнью Колчак пел свое любимой романс, а на темном небе горела звезда, его звезда…
(Звучат последние строчки романса).
Ведущий №3. Любовь придавала силы, внушала надежду Колчаку. Сочетание прекрасного и вечного мы находим в этом прекрасном и высоком чувстве. «Любовь выше солнца и звезд», - говорил Данте. Интересно описано это чувство у А.Фета. (Кадр 7)По его мнению, любовь способна вызывать у человека фантазии, грезы, преображать действительность, оставляя в стороне грязь, зло.
Чтец 4. А.Фет «Фантазия» (Презентация, кадр 8)
Мы одни; из сада в стекла окон Светит месяц... тусклы наши свечи; Твой душистый, твой послушный локон, Развиваясь, падает на плечи.
Что ж молчим мы? Или самовластно Царство тихой, светлой ночи мая? Иль поет и ярко так и страстно Соловей, над розой изнывая?
Иль проснулись птички за кустами, Там, где ветер колыхал их гнезды, И, дрожа ревнивыми лучами, Ближе, ближе к нам нисходят звезды?
На суку извилистом и чудном, Пестрых сказок пышная жилица, Вся в огне, в сияньи изумрудном, Над водой качается жар-птица;
Расписные раковины блещут В переливах чудной позолоты, До луны жемчужной пеной мещут И алмазной пылью водометы.
Листья полны светлых насекомых, Всё растет и рвется вон из меры, Много снов проносится знакомых, И на сердце много сладкой веры.
Переходят радужные краски, Раздражая око светом ложным; Миг еще - и нет волшебной сказки, И душа опять полна возможным.
Мы одни; из сада в стекла окон Светит месяц... тусклы наши свечи; Твой душистый, твой послушный локон, Развиваясь, падает на плечи.
Ведущий №1. Стихотворение настолько красиво, волшебно и светло, что невозможно представить меланхоличным, раздражительным, даже желчным его создателя. В жизни А. Фета много несчастливых моментов. Судьба была к нему жестока, начиная с момента рождения. Не пощадила она его и в любви. Мария Лазич, в которую поэт был влюблен, трагически погибла. (Кадр 9) Многие жизненные обстоятельства были тому причиной. Одно из них – отказ Фета жениться на Марии. Будучи бедным, лишенным дворянского звания, он не хотел подвергать любимую испытаниям нищенской жизни. Спичка, оброненная на кисейное платье, вызвала пожар. Платье вспыхнуло, как свечка. Получив тяжелые ожоги, девушка не смогла выжить. Говорят, это было скрытое самоубийство. Фет никогда не забывал первую любовь и трагически переживал случившееся всю свою жизнь.
Ведущий №2. Ту гармонию, которой так не хватало ему в жизни, в сфере человеческих отношений А. Фет находил в любви, в природе. Эти две темы – главные в его творчестве. Цветением сердца поэт называл приобщение человека к прекрасному миру природы, способность одновременно воспринимать и красоту женщины.
Звучит романс «На заре ты ее не буди». (Презентация, кадр10)
Ведущий №3. Да, не случайно А.Фета называют певцом красоты.
Ведущий №4. Несмотря на то, что стихотворение было написано в середине XIX века, оно вечно, потому что чувства влюбленных, пожалуй, одинаковы во все времена. Романс, который вы сейчас услышите, создан в ХХ веке, но он удивительно перекликается с фетовскими стихами.
Звучит романс «Белой акации гроздья душистые».
Ведущий №3. Сочетанием прекрасного и вечного для А. Фета было, помимо любви и природы, искусство – поэзия, музыка. В стихотворении «Сияла ночь, луной был полон сад» эти темы объединены. Любовь для Фета – самое важное в человеческой жизни. И искусство – самое прекрасное. Значит, стихотворение о вдвойне прекрасном.
Чтец 6. «Сияла ночь, луной был полон сад». Музыка Шопена (Исполнение на пианино).
Ведущий №5. Все оттенки чувства любви мы находим в поэзии Ф. И. Тютчева.
Они познакомились, вернее всего, во второй половине 1823 года, когда приписанный сверхштатным чиновником к русской дипломатической миссии в Мюнхене двадцатилетний Федор Тютчев, немного освоившись со служебными обязанностями, стал чаще появляться в великосветском обществе. Пятью годами моложе его была графиня Амалия Лерхенфельд, дочь принцессы прусской. (Кадр 12)
Ведущий №6. Пятнадцатилетняя красавица быстро взяла под свое покровительство превосходно воспитанного, чуть застенчивого молодого человека. Они часто совершают прогулки по улицам Мюнхена, по поместьям города. В год их знакомства, в то «время золотое», Тютчев просит руки Амалии. Но простой русский дворянин показался ее родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, и они предпочли ему барона Крюденера. По настоянию родителей Амалия, несмотря на нежные чувства, которые она питала к Тютчеву, все же дала согласие на брак с Крюденером. Юный дипломат был совершенно убит горем.
Чтец 7. Ф. Тютчев «К Нисе»
Ниса, Ниса, бог с тобою! Ты презрела дружний глас, Ты поклонников толпою Оградилася от нас.
5 Равнодушно и беспечно, Легковерное дитя, Нашу дань любви сердечной Ты отвергнула шутя.
Нашу верность променяла 10 На неверный блеск, пустой, — Наших чувств тебе, знать, мало, Ниса, Ниса, бог с тобой!
Ведущий 5. Время покажет, что ни она ,ни он не забудут своей юной привязанности. Амалия блистает в свете, восхищая своим умом, красотой не только мужчин, но и женщин. Гейне сравнивает ее с богиней красоты. Восхищены ею и Пушкин, и Вяземский. Амалия, имея большие связи при дворе, будет помогать поэту в устройстве многих дел.
Ведущий 6. Встречи их все же редки. Например, в июле 1840 г. они встретились близ Мюнхена, где оба жили с семьями. Описывая родителям в письме свой отдых, Тютчев с радостью и в то же время с оттенком грусти сообщает им: «Вы знаете мою привязанность к госпоже Крюденер и можете себе представить, какую радость доставило мне свидание с нею. После России это моя самая давняя любовь…».
Ведущий 5. С годами встречались все реже и реже. Муж Амалии умирает. Она выходит замуж за другого. У Тютчева свои заботы. И все-таки судьба еще дважды подарила им дружеские свидания. В июле 1870 года Федор Иванович лечился в Карлсбаде. И здесь он встречает Амалию. Прогулки с пожилой, но все еще сохранившей привлекательность графиней вдохновили поэта на одно из самых прекрасных стихотворений. 20 июля, возвратившись в гостиницу после прогулки, он на одном дыхании написал свое стихотворное послание.
Звучит романс «Я встретил вас…».
Ведущий 7. Поиски в этом мире сочетания прекрасного и вечного характерны и для творчества М. И. Цветаевой. «Если душа родилась крылатой, что ей хоромы, что ей хаты». «Крылья» часто ломались, но Марина упорно хотела быть выше обыденности, выше толпы.
Ведущий 8. Такой она была и в любви. 1911 год Цветаева назвала счастливым годом своей жизни. Они встретились 5 мая 1911 года, на пустынном, усеянном мелкой галькой коктебельском берегу. Она собирала камешки, он, Сергей Эфрон, стал помогать ей – красивый с поразительными, огромными, в пол-лица глазами. (Кадр 13)
Ведущий 7.
Есть такие голоса,
Что смолкаешь, им не вторя,
Что предвидишь чудеса.
Цвета моря…
Заглянув в них и прочтя все наперед, Марина загадала: если он подойдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, сердолик этот он нашел тотчас же и вложил ей в ладонь. Этот камень она хранила всю жизнь…
Ведущий №8. Своему мужу, Сергею Эфрону, Марина посвятила замечательное стихотворение. Оно называется «Генералам 12 года». Герои Отечественной войны с Наполеоном для Цветаевой были идеалом, «рыцарями без страха и упрека», сильными, красивыми, благородными. В своем избраннике она видела подобные черты. В этих людях она нашла сочетание прекрасного и вечного – того, чем стоит восхищаться.
Звучит романс «Генералам 12 года».
(Кадры14-15)
Ведущий №7. Для Цветаевой характерно видение в прекрасном трагического. Для нее эти слова – синонимы. Марина верила в то, что искренние чувства – это, как правило, надрыв, нота последнего отчаяния.
Чтец 8. Цветаева «Я тебя отвоюю».
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Оттого что лес — моя колыбель, и могила — лес, Оттого что я на земле стою — лишь одной ногой, Оттого что я тебе спою — как никто другой.
Я тебя отвоюю у всех времён, у всех ночей, У всех золотых знамён, у всех мечей, Я ключи закину и псов прогоню с крыльца — Оттого что в земной ночи́ я вернее пса.
Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной, Ты не будешь ничей жених, я — ничьей женой, И в последнем споре возьму тебя — замолчи! — У того, с которым Иаков стоял в ночи.
Но пока тебе не скрещу на груди персты — О проклятие! — у тебя остаешься — ты: Два крыла твои, нацеленные в эфир, — Оттого что мир — твоя колыбель, и могила — мир!
Ведущий №8. Стихотворение «Мне нравится…» Цветаева посвятила мужу своей сестры Аси, она очень оценила и уважала его как верного друга, замечательного собеседника, обладавшего широким кругозором. Но даже и в таких ровных, казалось бы, дружеских отношениях Марина хотела быть не такой, как все, поэтому стихотворение строится как «доказательство от противного (противоположного)», поэтому здесь часто повторяется отрицание с частицей «не».
Звучит романс «Мне нравится, что вы больны не мной».
Ведущий №9. Кумиром в поэзии для Цветаевой был Александр Пушкин. У него она многому училась. Но стихи Марины, в отличие от пушкинских, трагичны, в них любовь – болезнь («вы больны не мной»). Стихи же А.С.Пушкина о любви светлы, полны оптимизма, иногда самоиронии и юмора. Считается, что стихотворение «Признание» посвящено падчерице Осиповой, с которой поэт дружил.
Звучит романс «Признание».
Чтец 9. А.С.Пушкин «Признание».
Я вас люблю, — хоть я бешусь, Хоть это труд и стыд напрасный, И в этой глупости несчастной У ваших ног я признаюсь! Мне не к лицу и не по летам... Пора, пора мне быть умней! Но узнаю по всем приметам Болезнь любви в душе моей: Без вас мне скучно, — я зеваю; При вас мне грустно, — я терплю; И, мочи нет, сказать желаю, Мой ангел, как я вас люблю! Когда я слышу из гостиной Ваш легкий шаг, иль платья шум, Иль голос девственный, невинный, Я вдруг теряю весь свой ум. Вы улыбнетесь, — мне отрада; Вы отвернетесь, — мне тоска; За день мучения — награда Мне ваша бледная рука. Когда за пяльцами прилежно Сидите вы, склонясь небрежно, Глаза и кудри опустя, — Я в умиленье, молча, нежно Любуюсь вами, как дитя!..
Ведущий №1. После прослушивания замечательной музыки, как и после чтения великого романа, мы становимся лучше и чувствуем себя очищенными. Мы испытывали страсти, мы постигли, что есть красота и блаженство, мы увидели, как ничтожно малы наши маленькие повседневные несчастья в сопоставлении с вечными чувствами, страданиями.
Звучит романс «Колокольчик».
(Кадр 16)
Ведущий №2. Душа подобна морю: как и оно, она откликается на малейшие движения чувства, выраженное в книге, музыкальной пьесе, песне, романсе. Душа может плакать, светиться от счастья, искриться от радости, она способна сопереживать.
Ведущий №3. Прекрасное всегда вечно. Наверное, все великие люди понимали это. Создавая прекрасное, они становились вечными.
Ведущий №4. Сам процесс творчества приближает человека к разгадке великих тайн бытия. Поэтому тот, кто когда-то пробовал творить: рисовать, сочинять музыку, писать стихи, - ощутил это.
Ведущий №5. В нашей гостиной присутствуют наши школьные поэты. Давайте послушаем их стихи.
Чтение стихов.
Ведущий №6. Мы надеемся, что поиски «сочетанья прекрасного и вечного» станут неотъемлемой частью жизни каждого из нас. Спасибо гостям и участникам нашей гостиной.