kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное занятие ко дню рождения Н.М.Карамзина "Есть звёзды из звёзд, имена из имён."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал подготовлен к 250-летнему юбилею Н.М.Карамзина.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие ко дню рождения Н.М.Карамзина "Есть звёзды из звёзд, имена из имён."»

МБОУ «Малокибечская основная общеобразовательная школа им. А.Я.Яковлева»

Канашского района Чувашской Республики









Внеурочное занятие для 9 класса

«Есть звёзды из звёзд, имена из имён…» (М.Колосова)

(к 250-летию Н.М.Карамзина)





Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «Малокибечская ООШ им.А.Я.Яковлева» Канашского района Чувашской Республики

Егорова Т.Г.



















2016

«Есть звёзды из звёзд, имена из имён…» (М.Колосова)

Цели:

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения, воспитывать любовь к литературе, терпимость к чужому мнению, культуру общения.

Развивающие:

  • Способствовать развитию критического мышления, развивать навыки самостоятельной работы с информацией.

Образовательные:

  • Обобщить и систематизировать изученное по творчеству Н.М.Карамзина, систематизировать представление о сентиментализме как литературном направлении.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация Microsoft Power Point; раздаточный материал. 

Эпиграф к занятию:

К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории.

В.Г.Белинский



Ход занятия:

I.Вступление.

1. Слово учителя.

Николай Михайлович Карамзин — историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, прозванный «русским Стерном». Создатель «Истории государства Российского» (тома 1—12, 1803—1826) — одного из первых обобщающих трудов по истории России. Редактор «Московского журнала» (1791—1792) и «Вестника Европы» (1802—1803). Карамзин вошёл в историю как реформатор русского языка.

В 2016 году исполнилось 250 лет со дня его рождения. Мы поговорим о творческом наследии Николая Михайловича, о том, что осталось в памяти потомков. Как сохранено культурное наследие?



2.Проверка домашнего задания (выступления учащихся по биографии писателя).

Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) – русский литератор, историк, издатель, основоположник русского сентиментализма. Создатель «Истории государства Российского» и ряда известных художественных произведений.

Карамзин Н. М. родился 12 декабря (1 декабря) 1766 года в Симбирске (сейчас Ульяновск) в дворянской семье. Начальное образование будущий литератор получил дома. Вскоре отец отдал его в симбирский дворянский пансион, а в 1778 году – в частный пансион Москвы. Параллельно Карамзин занимался активным изучением языков, посещал лекции в Московском университете.

В 1781 году Николай Михайлович, по настоянию отца, поступил на военную службу в Преображенский полк. В 1783 году литератор дебютировал в печати с произведением «Деревянная нога». В 1784 году краткая биография Карамзина как военного окончилась, и он ушел в отставку в чине поручика.

В 1785 году Карамзин переезжает из родного Симбирска в Москву. Здесь литератор знакомится с Н. И. Новиковым и семьей Плещеевых. Увлекшись масонством, Николай Михайлович вступает в московский масонский кружок. Духовное самосовершенствование человека – основа, которую проповедовали масоны. Интеллектуальные и духовно развитые масоны имели высокую нравственность, принципы. Общаясь с такими людьми, Николай Михайлович сам становился незаурядной личностью. В это же время Карамзин участвует в издании первого детского журнала в России – «Детское чтение для сердца и разума». В 1787 году Николай Михайлович опубликовал перевод трагедии Шекспира «Юлий Цезарь», в 1788 году – перевод трагедии Лессинга «Эмилия Галотти». В 1789 году в «Детском чтении…» вышло первое оригинальное произведение писателя – «Евгений и Юлия».

В 1789 – 1790 годах Карамзин путешествовал по Европе. Писатель посетил Германию, Англию, Францию, Швейцарию, познакомился со многими известными личностями той эпохи. Во время путешествия Николай Михайлович создал знаменитые «Письма русского путешественника», которые были изданы в 1791-1792 годах и принесли писателю широкую литературную известность.

По возвращении в Москву Карамзин продолжает заниматься литературной деятельностью, пишет художественные произведения, критические статьи и заметки. В 1791 году Николай Михайлович приступает к изданию литературного «Московского журнала», в котором впервые опубликовал повести «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь». Вскоре Карамзин выпустил несколько сентименталистских альманахов – «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», «Мои безделки». В 1802 году публикуется повесть «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода».

В 1803 году император Александр I даровал Карамзину звание историографа, литератору были открыты все библиотеки и архивы.

До последнего дня жизни Николай Михайлович работал над самым главным своим трудом – «Историей государства Российского». Книга охватывает события от древнейших времен до Смутного времени и включает 12 томов. Первые восемь томов вышли в 1818 году, следующие три были опубликованы в 1821 – 1824 годах. Последняя часть «Истории…» увидела свет после смерти Карамзина.

Умер Николай Михайлович Карамзин 22 мая (3 июня) 1826 года в Санкт-Петербурге. Похоронен литератор на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

3.Выступления подготовленных учащихся по творческому наследию Н.М.Карамзина.

1) Карамзин – издатель. С 1791 года Николай Михайлович стал издавать «Московский журнал», выходивший в течение двух лет и имевший большой успех у русской читающей публики. Ведущее место в нем занимала художественная проза, в том числе произведения самого Карамзина – «Письма русского путешественника», повести «Наталья, боярская дочь», «Бедная Лиза». С повестей Карамзина началась новая русская проза. Возможно, сам того не предполагая, Карамзин наметил черты привлекательного образа русской девушки - натуры глубокой и романтической, самоотверженной, истинно народной.

2) Карамзин – писатель. Начиная с издания «Московского журнала», Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист. В дворянском обществе занятие литературой считалось скорее забавой и уж никак не серьёзной профессией. Писатель своим трудом и неизменным успехом у читателей утвердил в глазах общества авторитет издательского дела и превратил литературу в профессию, почётную и уважаемую.

3) Карамзин – историк. Огромна заслуга Карамзина и как историка. В течение двадцати лет он работал над «Историей государства Российского», в которой отразил свой взгляд на события политической, культурной, гражданской жизни страны на протяжении семи веков. «Оттого, что мы не имеем порядочной Истории, славные и великие дела предков нам мало известны», - писал Николай Михайлович. 

4. Работа с классом.

- Блиц-опрос:
Факт или мнение. 
1. Детство прошло в имении отца около г.Симбирска (факт) 
2. В 17 лет начинает военную карьеру в чине поручика (факт) 
3. Он свидетель важнейшего исторического события – Великой французской революции (факт). 
4. Огромная заслуга в том, что он вслед за Ломоносовым предпринял попытку реформы русского литературного языка (факт) 
5. Карамзин в 1789 году отправляется в путешествие по Казахстану (мнение) 
6. В своей повести Карамзин описал местность близ Симонова монастыря в Москве (факт) 

5. Работа по повести «Бедная Лиза».

- Составление интеллект-карт.
Интеллект-карты в учебной деятельности помогают:

    • записывать учебные конспекты по книгам и на слух

    • создавать планы написания статей, книг, рефератов, дипломов

    • сдавать экзамены

    • структурировать любой материал, что позволяет понять суть, мысль автора, разложить по полочкам трудный материал

    • запомнить смысл материала. Интеллект-карты запоминаются в разы легче, чем любой текстовый материал

    • написать ряд взаимосвязанных гипотез.


Образец на партах у учащихся.


- Работа в группах.

1 группа. Чего никогда не будет в литературе сентиментализма (признания античного искусства высшим образцом, культа разума, строгой сюжетно-композиционной организации) 
2 группа. То, что присутствует в литературе сентиментализма (стремление представить личность в движениях души, мыслях, переживаниях, утверждения нравственной чистоты простых людей).

- Составить ассоциативную карту по образу Эраста. 
Молодой человек, довольно богатый дворянин; с разумом; добрым сердцем, но слабым и ветреным. Матери Лизы казался хорошим добрым барином. 
Вел рассеянный образ жизни. Думая о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но не находил; скучал и жаловался на судьбу. 
Лиза продавала в городе ландыши. 
«Ей (матери) не надобно ничего сказывать. Старые люди бывают подозрительными». 
Самые добрые чувства («Я буду жить с Лизой как брат с сестрой, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив»). 

- О чем предупреждает автор Лизу? Каков Эраст на самом деле? 
«Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?» 
Проверка знания содержания повести (работа со словами).

Ландыши Лиза продает 
Ландыши Эраст покупает 
Сердце Эраст, разбив сердце Лизе, несчастлив 
Сердце Лиза трагически кончает жизнь самоубийством 
Деньги Эраст покупает цветы, пытаясь заплатить за них больше денег
Деньги Лиза дает матери 
Деньги Считает, что ими можно купить даже любовь 
Деньги Лиза передаст через подругу своей матери 
Лучи, солнце Раскрывает душевное состояние героини 
Состояние природы Даст оценку поступкам героев 
История любви Написана на лоне природы 
Слезы Они упоминаются в тексте несколько раз 
В ее образе много черт Которых лишен он 
Отказавшись от любви Он не находит личного счастья.

Вывод: Повесть «Бедная Лиза»… Самая знаменитая и едва ли не самая короткая из всех карамзинских повестей. В современном издании она занимает от силы десять страниц печатного текста. Но эти десять страниц потрясли литературный мир. Почему именно «Бедная Лиза» открывает череду замечательных книг, на которых выросло множество поколений русских читателей? Чем она интересна современному читателю, насколько она актуальна сегодня? Для Карамзина как писателя – сентименталиста, чувства важнее и сильнее разума. Именно они делают человека человеком, если они чисты и благородны. 
Может быть, и Вам предстоит в жизни делать выбор между рассудком и чувствами. В наш практичный век часто побеждает рассудок, еще чаще расчет. Старая добрая классика напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив.

Слово учителя: Мы видим, что произведения Н.М.Карамзина до сих пор не потеряли своего читателя. Давайте поговорим о том, как сложилась судьба карамзинского наследия, сохранилось ли имение Карамзиных. Родиной писателя является Симбирская губерния. Сейчас это Ульяновская область. Это недалеко от нас.

В Карамзинке в настоящее время нет не только людей. Пруд в имении высох. В парке гуляют дикие звери, от господского дома не осталось и следа. Церковь разобрали. И даже семейный склеп перетащили в Ульяновск.

В центре деревни, где когда-то стоял барский дом, а рядом с ним церковь и кладбище, теперь пустырь. Его украшает поклонный крест на месте храма, могильная ограда без могилы на месте погоста, большой памятный камень на месте усадьбы.

В 1793 году Карамзин на три года приехал из столицы в Карамзинку, тогда ещё Знаменское, он находил в сельской жизни своё очарование, что для главного писателя – сентименталиста вполне естественно. «Я живу, любезный друг, в деревне с людьми милыми, с книгами и с природою», - писал он земляку Ивану Дмитриеву.

Природа здесь и по сей день удивительная. А вот дорога до деревни Карамзинки с XVIII века совсем не изменилась. Там, где вязли в жирном чернозёме коляски уездных дворян, теперь застревают машины.

Ещё при Николае I в Симбирске был поставлен памятник писателю. Этот памятник стоит до сих пор. К остальному карамзинскому наследию был небрежный подход. После революции в бывшей усадьбе помещались клуб, контора и контора откормочного совхоза. А в 30-х годах здание разобрали и перенесли в райцентр.

В настоящее время на родине писателя нашлись люди, желающие сохранить память о знаменитом земляке.

В предисловии к «Истории государства Российского» Карамзин писал: «Есть три рода Истории: первая современная…вторая… основывается на свежих словесных преданиях в близкое к описываемым действиям время; третья извлекается только из памятников , как наша до самого XVIII века… Третий род есть самый ограниченный для таланта: нельзя прибавить ни одной черты к известному; нельзя вопрошать мёртвых; говорим, что передали нам современники; молчим, если они умолчали».

Об устройстве карамзинского родового гнезда сейчас можно узнать только из описи имущества, составленного в 1782 году, когда отец будущего писателя умер и над Карамзинкой была установлена опека. «Деревянный дом на каменном фундаменте убран столярною работою, подмазан штукатуркою, обои бумажные, разных цветов,»- повествует архивный документ на канцелярском языке, с XVIII века почти не изменившимся. Если судить по документу, Карамзины жили небогато. Было у них 129 душ мужского и 117 – женского полу, из которых 54 человека дворовых. Жилых барских комнат в доме имелось три. В описи даже указан шкаф со стеклянными дверьми, и в нём было 11 книг.

Получается, ничего на родине великого писателя не осталось. Но есть люди, которые хотят сохранить память о знаменитом земляке. Ведь из всей истории людям интереснее всего прошлое родного края. Это ещё Карамзин заметил. Может быть, появится новый музей – заповедник. В России в настоящее время действуют 103 музея-заповедника и 41 музей-усадьба. Д

Домашнее задание: подготовить сообщение о музеях - заповедниках Михайловское, Тарханы, Спасское-Лутовиново.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Внеклассное занятие ко дню рождения Н.М.Карамзина "Есть звёзды из звёзд, имена из имён."

Автор: Егорова Татьяна Геннадьевна

Дата: 30.09.2017

Номер свидетельства: 430335


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства