формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).
Воспитательные:
воспитание культуры работы в группе;
воспитание интереса к классической литературе.
Оборудование: доска, мел, магниты, детские иллюстрации к басням И.А.Крылова, раздаточный материал для конкурсов.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель урока, форма работы, правила игры, а также принимаются правила работы в группах во время игры
2. Игра-проверка уровня освоения учебного материала по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова».
Для проведения игры класс делится на 2 команды.
Ход игры
Описание конкурсов.
Конкурс «Найди пару»
Для проведения конкурса необходимы карточки-имена героев басен, чистый (можно цветной) лист бумаги, клей-карандаш.
Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова.
Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей), наклеить пары на лист бумаги.
Время выполнения – 3 минуты.
Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару.
Например:
СЛОН
МОСЬКА
СТРЕКОЗА
МУРАВЕЙ
ЗЕРКАЛО
ОБЕЗЬЯНА
ОСЁЛ
МУЖИК
ВОРОНА
ЛИСИЦА
КУКУШКА
ПЕТУХ
Конкурс «Мораль сей басни такова…»
Для проведения конкурса учитель готовит карточку-таблицу:
Угадай и запиши название басни по её морали.
Басня.
Её мораль.
Одна из самых популярных басней И.А.Крылова, с детства известная каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах.
Это тот самый случай, когда от перестановки слагаемых результат не меняется. Кроме того, каждому делу учиться надо!
Мораль басни: не связывайся с глупцами, не поручай им ответственных дел!
«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, а воз остается на прежнем месте.
Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие.
В этой басне Крылов выражает народную мудрость, которая считает труд основой жизни и благополучия и не прощает тех, кто бездельничает просто так, по своей воле. Мораль басни перекликается с такими пословицами, как: «Как потопаешь, так и полопаешь», «По работе и награда», «Летом пролежишь, так зимой с сумой побежишь», «Лентяй всем ненавистен» и т.п.
Время выполнения – 5 минут.
Оценивание: по 1 балу за каждую угаданную басню.
Конкурс «Алло, мы ищем таланты».
Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую готовили к уроку. В зависимости от уровня подготовленности класса инсценировку можно заменить выразительным чтением басни наизусть.
Примерное время – 10 минут.
Оценивание по 5-балльной шкале.
«Конкурс Знатоков».
Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды.
Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.
Время выполнения – 5 минут.
Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.
Например:
Для команды № 1
ВОРОНА И ЛИСИЦА
Вороне где-то ___________ послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать-было совсем уж собралась, Да _________________, а сыр во рту держала. На ту беду Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил. _______________ к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит, И говорит так __________, чуть дыша: «Голубушка, как хороша! Ну что за ____________, что за глазки! Рассказывать, так, _________, сказки!
Для команды № 2
СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ
Попрыгунья Стрекоза Лето красное________ пропела; Оглянуться не успела, Как зима ______катит_____ в глаза. _____пометрвело_______ чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол и дом. Все прошло: с зимой ______холодной________ _______нужда_______, голод настает; Стрекоза уж не поет; И кому же в ум пойдет На _________желудок____ петь голодный!
Конкурс «Блиц-турнир»
Задача: ответить на вопросы литературоведческого характера, дать определение терминам: басня, аллегория, мораль. Команде даётся право выбора «цены» вопроса (1,2 или 3 балла). При неверном ответе ход может переходить к другой команде.
Время выполнения – 5 минут.
Басня – небольшой рассказ, часто стихотворный. Цель басни – назвать порок, воспитать на отрицательном примере.
Как правило, имеет 2 части: основное повествование (сюжет) и мораль.
Основной художественный приём – иносказание (аллегория). Нередко носителем людского порока становятся животные.
В басне используются:
диалог;
просторечная лексика;
особый басенный стих (строчки разной длины, передающие разговорную речь).
Аллегория - иносказание, изображение какого-либо качества, понятия посредством образа. Связь между значением и образом устанавливается по сходству (например, лев — сила, власть или царственность, заяц – трусость и т.п.).
3. После подведения итогов игры учитель обращается к строкам П.Вяземского:
Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят.
Детям задаются вопросы: - Как вы понимаете строки? - Согласны ли вы с автором?
- Нравятся ли вам баснСмогли мы ответить на главный вопрос урока?
Какие же пороки «пощипал» Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
Нужно ли изучать басни?
Чему они учат?
и И.Крылова и почему?
Также для анализа эффективности урока учитель может предложить детям устно или письменно оценить урок.