Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие на тему: "Моим стихам, как драгоценным винам настанет свой черёд" (К юбилею М.Цветаевой)»
Тема: Моим стихам, как драгоценным винам, настанет сой черёд…»
(о жизни и творчестве М. Цветаевой)
Ведущий. Добрый вечер, друзья. Мы рады встрече с вами на вечере, посвященном великой поэзии Марины Ивановны Цветаевой и некоторым страницам ее удивительной и трагической жизни. Ведущий. Немного есть на земле поэтов, которых узнают только по одному имени, без добавления фамилии. Говорят - Марина, и все предельно ясно, а она сама любила все предельное и даже запредельное, не правда ли? Ее биография…Собственно, автобиография Цветаевой - ее стихи и проза, ее письма и переводы, все ее творчество. Но все же – события, даты, имена, «версты, мили…». Без них не обойтись. Итак… Ведущий. Марина Цветаева родилась в Москве в 1892г. И прожила в ней большую часть жизни.
Ключом к жизни и творчеству М.Цветаевой стали для нас ее слова:
«Я не люблю жизнь как таковою, для меня она начинает значить, т.е. обретать смысл и вес,- только преображенная,- т.е. в искусстве». Звучит 1часть Модерато Концерта № 2 для фортепиано с оркестром Рахманинова, на фоне музыки слова: Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Цветаева. «Слово о Бальмонте. Чтец.
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимися, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет.
Ворвавшимися, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
-Нечитанным стихам!-
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берег!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Ведущий. В дневнике матери есть строчки: «Четырехлетняя моя Маруся ходит вокруг меня и все складывает слова и рифмы - может быть, будет поэт?». Ведущий. Отец, Иван Владимирович Цветаев, в 29 лет уже был профессором Московского университета, создатель первого. В дореволюционной России Государственного музея изобразительных искусств. Мария Александровна Цветаева была незаурядным человеком. Упоение музыкой, громадный талант, способность к языкам, блестящая память, великолепный слог, стихи на русском и немецком языках, занятия живописью… «… она открыла им (детям) глаза на никогда не изменяющее человеку вечное чудо природы, одарила их многими радостями детства, волшебством семейных праздников, рождественских елок, дала им в руки лучшие в мире книги…» Звучит «Лунная» соната На экране репродукция картины Наумова «Дуэль». Цветаева. «…Была картина в спальне матери – «Дуэль»… «Первое, что я узнала о Пушкине, это – что его убили. Потом я узнала, что Пушкин поэт…мой первый поэт, и моего первого поэта убили. Потом я узнала, что Пушкин – поэт… мой первый поэт, и моего первого поэта - убили». « А затем был «Памятник Пушкину»… «Мне нравилось… к нему бежать и, добежав, обходить…» «Пушкин меня заразил любовью…» …»том, огромный сине-лиловый том с золотой надписью вкось – «Собрание сочинений А.С. Пушкина».
…»Мне было шесть, и это был мой первый музыкальный год…Давали сцену из «Русалки», потом Рогнеду – и: «Евгений Онегин»…(Музыка: фрагмент увертюры к опере Чайковского «Евгений Онегин».)
Теперь мы в сад перелетим,
Где встретилась Татьяна с ним.
Мать спросила: «Что же тебе, Муся, понравилось?»
Марина: «Татьяна и Онегин».
Мать: «Но как же это может быть?...Ну что ты там могла понять?»
«Моя первая любовная сцена была нелюбовная: он НЕ любил (я это поняла) … она любила, он ушел, она осталась…Эта первая моя любовная сцена предопределила все мои последующие, всю страсть во мне несчастной, невзаимной, невозможной любви».
Звучит песня из кинофильма «Ирония судьбы». Муз. М. Таривердиева, сл. Цветаевой. «Мне нравится, что вы больны не мной»… Ведущий. М. Цветаева. «Но еще одно, не одно, а многое, предопределили во мне «Евгений Онегин». Если я потом всю жизнь…первая писала, первая протягивала руку и руки, не страшась суда, то только потому, что на заре моих дней…Татьяна это на моих глазах - сделала. И если я потом, когда уходили (всегда уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей». Ведущий. «Урок смелости. Урок гордости. Урок верности, Урок судьбы. Урок одиночества». Звучит песня из кинофильма «Ирония судьбы». Муз. М. Таривердиева, сл. М. Цветаевой - «Хочу у зеркала, где муть».
Звучит вальс Шопена, под него на сцене появляются Девушка и Юноша. Они кружатся в вальсе и ведут беззвучный разговор, смеются, тоже беззвучно, не сводят друг с друга глаз и, обмениваются кольцами.
Любовь. 5 мая 1911 года Цветаева приехала в Коктебель к Максимилиану Волошину, другу на всю жизнь, одному из немногих. С этого дня жизнь ее обрела смысл.
Встреча с семнадцатилетним Сергеем Эфроном, только что приехавшим туда из пансиона. Любовь с первого же дня – и на всю жизнь.
И – вдумайтесь:
- Марина и Сережа родились в один день, 26 сентября, Марина была годом старше.
16 октября 1941 года расстреляли Сергея.
31 августа 1941 покончила с собой.
Если кто-то скажет, что это – случай, совпадение – ошибается. Это - судьба. Горькая! Девушка. «Сергей – имя тонкое, но несколько хрупкое, без стержня, и Сергею требуется какая-то парность…» Любовь. Ему было семнадцать, ей – восемнадцать. Он подарил ей на коктебельском берегу сердоликовую бусину… Ведущий. Письма, которые они писали друг другу всю жизнь, невозможно читать бесстрастно, как образцы эпистолярного жанра. Это – потрясение, это невозможный накал страстей, обжигающий и сегодня. Юноша. Сергей – Марине: « Я живу верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего от Вас не буду требовать – мне ничего не нужно, кроме того, чтобы Вы были живы…
Берегите себя, заклинаю Вас.… Храни Вас Бог.
Ваш С.» Девушка. Марина – Сергею:» «Мой Сереженька!...Не знаю, с чего начинать: То, чем и кончу: моя любовь к Вам …» Ведущий.Вот так, на «Вы», они были всю жизнь. Сквозь войны, чужие кухни, нищий быт, в лохмотьях – но на «Вы»! В этом «Вы» была не отчужденность, а гордость суверенностью ближнего, уважение к его сложности. (Девушка и Юноша покидают сцену, она идет, положив голову на его плечо, а он не спускает с нее нежного взгляда.) Чтец. Я с вызовом ношу его кольцо!
Да, в вечности жена, не на бумаге! –
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза – прекрасно-бесполезны!-
Под крыльями раскинутых бровей-
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
Всем вам, кто жил и умирал без страху!-
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.
Ведущий. Разве это не поэтическое предвидение, не роковое пророчество гениального поэта и любящей женщины?
Судьба, господа, судьба…
Ведущий. « Обвенчались Сережа и Марина в январе 1912 года, и короткий промежуток между встречей их и началом первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья».
Марина Цветаева. «Аля-Ариадна Эфрон родилась 5 сентября 1912 года, в в половине шестого, под звон колоколов».
Чтец. Девочка!- Царица бала!
Или схимница – Бог весть!
-Сколько времени? – Светало.
Кто-то мне ответил: - Шесть.
Чтобы тихая в печали,
Чтобы нежная росла, -
Девочку мою встречали
Ранние колокола.
Ведущий.Первая мировая война, год 1914.
«В 1914 году Сережа отправляется на фронт с санитарным поездом …в качестве брата милосердия». После Октября Сергей Эфрон был в рядах белой армии. Цветаева голодала, к этому времени у нее было двое детей: Ариадна и Ирина. Пришлось отдать детей в Кунцевский приют, где умирает ее дочь Ирина.
В сборнике «Лебединый стан» прославляет белое движение не по политическим мотивам. А потому, что там был ее возлюбленный. С 1914 года по 1922 год, вплоть до отъезда за границу, Цветаева жила в Москве.
В течение 17 лет жизни в германии, Чехословакии, Франции мысленно возвращалась к своему дому в Москве, к этому времени уже разрушенному. В 1933 году в Париже ее спросили, помнят ли о ней на Родине, она ответила, что «ее просто не знают».
С 1912 по 1920 год – ни одной книги.
За границей – без читателя, в России – без книг.
Уезжает к мужу, к любимому.(3 года в Праге). Рождается сын – Георгий, очень светлый и счастливый период; издается сборник «Разлука» и «Психея», « Ремесло», «Царь –девица», « К Блоку»; 1928 года. «После России»: И - перестали издавать. В эмиграции она, увы, не прижилась – возникает общество «Дружбы с СССР», и муж ее – активный деятель этого союза; на западе их воспринимают, чуть ли не как предателей и отступников.
В 1939 году вернулась с сыном в Россию, вслед за мужем, за дочерью. Они там с 1937 года Цветаеву терзают две боли: боль за сына и боль ее самой за Россию. Сын ее дитя России ведь – но родины нет, ее предстоит обрести – в стихах глубочайший психологический анализ.
Цветаева. «Если бы мне сейчас пришлось умереть, я бы дико жалела мальчика, которого люблю, какого-то тоскливого, умиленного, благодарною любовью. Алю бы я жалела за другое и по-другому. Аля бы меня никогда не забыла, мальчик бы меня никогда не вспомнил…
Буду любить его – каким бы он ни был: не за красоту, не за дарование, не за сходство, за то, что он есть.
Мальчиков нужно баловать, - им может быть, на войну придется»
У нее есть цикл стихов «Стихи к сыну».
27 августа ( нынче годовщина) была на этой даче арестована моя дочь, а 10-го октября – и муж. Мы с сыном остались совершенно одни, доживали, топили хворостом, который собирали в саду. Я обратилась к Фадееву за помощью. Он сказал, что у него нет ни метра. На даче стало всячески нестерпимо, мы просто замерзали, и 10 ноября …мы с сыном уехали в Москву, к родственнице, где месяц ночевали в передней без окна на сундуках, а днем бродили, т.к. наша родственница давала уроки дикции и мы ей мешали». Далее Цветаева описывает свои мытарства:» …мой сын, непривычный к такому климату, непрерывно болел, болела и я, к весне дойдя до кровохарканья. Жизнь была очень тяжелая и мрачная». Положение безвыходное. Исхода не вижу. Взываю к помощи». Вот так встретила Родина Цветаеву, стихов ее никто не помнил. Цветаева: « Мне все эти дни хочется написать свое завещание. Мне вообще хотелось бы не быть…»
Война.…В 1941 г. С сыном уехала в Елабугу. Неустроенность…
Мысли о муже, кризис, тоска, полное одиночество, полная депрессия – не верьте этому. Ее убило то время, нас оно убило, как оно убивало многих, как оно убивало и меня. Здоровы были мы – безумием было окружающее: аресты, расстрелы, подозрительность, недоверие всех ко всем и ко вся. Письма вскрывались, телефонные разговоры подслушивались; каждый друг мог оказаться предателем, каждый собеседник – доносчиком; постоянная слежка, явная, открытая». Ведущий(читает строки из стихотворения Цветаевой):
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Слова ее были пророчески. Интерес и любовь к поэзии Цветаевой возрастает с каждым годом.
В заключение звучит песня на сл. Цветаевой из к/ф «Ирония судьбы»