воспитывать патриотические чувства к России, гордость за историческое прошлое.
Оргмомент.
Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты…
- Жил-был старец с длинной косматой бородой с устрашающим именем Лев и добрыми глазами (Слайд 1 ). Жил он на поляне с очень светлым названием Ясная. Старец сочинял рассказы и сказки для детей, в которых был заложен очень глубокий смысл, которые и, правда, были ясными, учили добру, отзывчивости, любви. Догадались, о ком речь? Это наш великий писатель Лев Толстой (Щелчок по портрету.
- Сегодня мы познакомимся с жизнью Толстого, вспомним произведения, написанные Львом Николаевичем и «напишем» книгу, посвященную этому великому человеку. Итак, перед вами содержание нашей будущей книги (Слайд 2 ). Давайте выберем раздел.
Биография.
- Граф, русский писатель Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828, в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии (Слайд 3 ).
Он был четвёртым ребёнком в семье. Его мать Мария Николаевна, урожденная княжна Волконская, умерла, когда маленькому Толстому не было еще двух лет, Отец Толстого Николай Ильич, участник Отечественной войны, тоже умер рано (1837) (Слайд 4 ). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: "она научила меня духовному наслаждению любви". Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести "Детство". (Слайд 5 ).
В юности Лев Толстой изучал юридические науки, увлекался практической медициной, изучал языки, сельское хозяйство, историю, географию, старался достичь совершенства в музыке и живописи (Слайд 6 ).
В 1851 году старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, участвуя в военных действиях (Слайд 7 ).
Осенью 1856 года Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну (Слайд 8 ).
В 1859 году Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны (Слайд 9 ).
В сентябре 1862 Лев Толстой женился на Софье Андреевне Берс. За 17 лет супружества у них родилось 13 детей (Слайд 10 ).
В Ясной поляне Лев Николаевич пишет «Азбуку» и «Новую азбуку», для которых сочиняет оригинальные рассказы и переложения сказок и басен, составившие четыре "Русские книги для чтения" (Слайд 11 ).
Умер Лев Толстой 20 ноября (по старому стилю - 7 ноября) 1910 на станции Астапово Рязано - Уральской железной дороги (ныне станция Лев Толстой Липецкой области). Похоронен он в Ясной Поляне. Граф Лев Николаевич Толстой покоится не кладбище, а в лесу. Его могила ухожена, но на ней нет ни креста, ни памятника, ни ограды. Граф Толстой похоронен как простой человек. При подходе к этому памятному месту есть указатель «Зона тишины» (Слайд 12-16 ).
- Как вы думаете, что он обозначает? Зачем в этом месте нужно соблюдать тишину? (Слайд 17-19)
- Но по всей стране установлено много памятников Льву Толстому, отрыто большое количество музеев. Не одно поколение помнит и любит этого замечательного человека. И наши бабушки с дедушками, мамы с папами, мы с вами, а также наши дети и внуки читают, и будут читать произведения Льва Николаевича Толстого, и учиться добру, любви, почитанию взрослых (Слайд 20 ).
- Имея большую семью, потомки великого писателя живут в наши дни по всему миру, некоторые достигли определённой известности, есть даже продолжатели его дела. Это Татьяна Толстая – писательница, Пётр Толстой – ведущий первого канала, журналист, Фёкла (Анна) Толстая – ведущая телевидения (Слайд 21 ). Потомки писателя гордятся принадлежностью к роду Толстых. Они следят за памятниками и музейными комплексами. В день рождения Льва Николаевича родственники изо всех уголков мира приезжают в Ясную поляну, таким образом, многие годы, почитая талант своего великого предка.
«Найди лишнее» (Слайд 22 )
- А мы продолжаем писать книгу, посвященную Толстому. Нашей следующей главой будет «Найди лишнее».
- Перед вами книги Льва Толстого. Посмотрите внимательно, все ли они принадлежат перу Толстого.
Если ответ правильный при нажатии на картинку, она увеличивается в размере. Неправильный ответ – картинка улетает (Ответ – «Колобок»). Переход на следующий слайд – лист в правом нижнем углу.
«Найди название» (Слайд 23 )
- А перед нами следующая глава «Найди название». Художник – иллюстратор нарисовал картинки к книгам Льва Толстого. Да вот незадача: перепутал названия и иллюстрации. Давайте поможем ему найти нужную картинку.
Для того чтобы появилась стрелка, соединяющая картинку и название книги, следует нажать на изображение иллюстрации нужной книги.
Переход на следующий слайд – лист в правом нижнем углу.
Физкультминутка
Вот по сказке мы гуляли.
И, конечно же, устали.
Мы немного отдохнём,
Дальше в сказку мы пойдём.
Высоко поднимем руки.
Будем жить всегда без скуки.
Повернёмся вправо, влево.
Вновь работать будем смело.
«Узнайте героя» (Слайд 24-26 )
- А мы продолжаем. И наша следующая глава «Узнайте героя». По строкам из рассказа, догадайтесь, о каком герое идёт речь.
Учитель читает отрывок, после ответа детей, следует нажать на текст. Появится иллюстрация книги. Переход на следующий слайд – лист в правом нижнем углу.
«Расставьте по порядку» (Слайд 27 )
- Чтобы написать следующую главу, нам необходимо расставить иллюстрации по порядку и вспомнить название и содержание рассказа.
-Узнай рассказ (Слайл 28-30).
После того, как учащиеся нашли первую картинку, учитель щёлкает, картинки меняются местами. Аналогично со второй и третьей картинкой. После трёх щелчков иллюстрации встают на свои места. Дети вспоминают название рассказа («Косточка») и пересказывают его содержание. Переход на следующий слайд – лист в правом нижнем углу.
«Животные – герои рассказов» (Слайд 31-32 )
- Главными героями рассказов и сказок Толстого становились животные. Через происшествия, которые с ними случались, отношение других герое произведений, Лев Николаевич учил своих читателей состраданию и любви к «братьям меньшим», ответственности за поступки.
- Посмотрите на изображения животных и вспомните, в каких рассказах и сказках Толстого эти животные стали литературными героями.
После ответа детей, учитель щёлкает по картинке, она пропадает и появляется иллюстрация к рассказу Толстого и его название. Переход на следующий слайд – лист в правом нижнем углу.
Нравятся ли вам рассказы Льва Николаевича? Как вы думаете, ребята, чему же учат его рассказы?
Афоризмы Толстого (Слайд 33 )
- Толстой в своих произведениях писал такие фразы, которые стали «крылатыми». До сих пор люди их помнят, цитируют и удивляются их точности. Давайте попробуем восстановить эти замечательные фразы.
Учащиеся находят окончания афоризмов. После одного щелчка, все слова встают на свои места. Переход на следующий слайд – лист в правом нижнем углу.
- Как вы понимаете смысл этих фраз?
Заключение (Слайд 34-35 )
- Наша книга написана. Она посвящена великому русскому писателю Льву Николаевичу Толстому. И прологом к нашей книге могут быть только слова самого писателя: «Мы не любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали»
- Надеюсь, вы будете читать произведения Льва Толстого и детские рассказы, и те, которые предназначены для более взрослого возраста, научитесь быть добрыми людьми, любить окружающих, уважать их интересы, помогать животным. То есть, как научил нас великий старец, сказочник и философ Толстой.
А сейчас мы с вами посмотрим мультфильм, который снят по одной из сказок Л.Н.Толстого, он называется «Три медведя».