МБОУ «Архангельская СОШ им. Героя Советского Союза
Краснова В.М.»
Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 9 – 11 классов.
Подготовила Козина О.М
Цель мероприятия: приобщить учащихся к культурному наследию страны, помочь талантливым детям раскрыть свои актерские способности.
Задачи:
Обучающие: Знакомство с новым литературным жанром, пополнение знаний о творчестве А.С.Пушкина, И.С.Тургенева и других поэтов 19 и 20 в.в.
Развивающие: расширение связей литературы с другими областями искусства – театром, музыкой; развитие коммуникативных навыков и совершенствование умений вести себя на публике.
Воспитательные: воспитание любви к культуре, знакомство с ее традициями; влияние русской литературы 19 века на становление и развитие личности молодого поколения; патриотическое воспитание; создание условий для творческой самореализации личности ребёнка.
Литературная гостиная. Участники вечера сидят за столиками, на которых стоят свечи в подсвечниках.
Музыка «Белой акации гроздья душистые».
Учитель:
Целую ночь соловей нам насвистывал,
Город молчал и молчали дома.
Белой акации гроздья душистые
Ночь напролет нас сводили с ума.
Сад был умыт весь весенними ливнями,
В темных оврагах стояла вода.
Боже, какими мы были наивными,
Как же мы молоды были тогда.
Годы промчались, седыми нас делая,
Где чистота этих веток живых?
Только зима да метель эта белая
Напоминают сегодня о них.
В час, когда ветер бушует неистовый,
С новою силою чувствую я:
Белой акации гроздья душистые
Невозвратимы, как юность моя.
Здравствуйте, дорогие друзья! Вы, конечно, узнали эти строки. Сегодня мы с вами собрались, чтобы окунуться в чарующий мир романса. В чём заключается притягательная сила его? Романс – это песня – вдох, песня – откровение, выражающая всё, что наболело на сердце, что тревожит его. У романса нет тем, у него одна тема – любовь.
Что вы знаете о происхождении этого удивительного жанра?
1 ведущий: Слово «романс» испанского происхождения и означало когда – то песню на испанском (романском) языке в отличие от церковных песнопений на латыни. Но именно русский романс придал этому слову его особый смысл. Распространившись в России в начале 19 века, романс стал жанром, в котором наиболее тесно слились поэзия и музыка. Романс не обходится без музыкального сопровождения. Постепенно этот жанр как бы разделился на два потока: классический романс и бытовой, любительский.
Классический романс сформировался в творчестве таких великих композиторов, как Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Римский – Корсаков, Бородин, Мусоргский, Рахманинов.
Бытовой романс по своему характеру был ближе песням. Хотя композиторы – классики обращались к бытовому романсу, всё же творили в этом жанре, в основном, любители. То, что бытовой романс сохранил популярность в течение почти 250 лет, говорит о высоком уровне любительского музицирования прошедших эпох. Лучшие образцы коллекции русского романса являются поистине шедеврами.
Романс М.И.Глинки «Я помню чудное мгновенье», написанный на текст А.С.Пушкина, является примером идеального слияния вдохновенных стихов и вдохновенной музыки. История этого романса началась в 1819 году, когда на одном из вечеров в доме Алексея Николаевича Оленина, президента Академии художеств, Пушкин увидел его 19 – летнюю племянницу. Пушкин влюбился в Анну Керн и посвятил ей стихотворение.
Звучит романс «Я помню чудное мгновенье»
Учитель: Для многих присутствующих романс ассоциируется, прежде всего, с пьесой А.Н.Островского «Бесприданница».
Посмотрите сценку из пьесы.
Лариса Огудалова садится в кресло.
Паратов: Что вы нас покинули, Лариса Дмитриевна?
Лариса: Мне что – то нездоровится.
Паратов: Позвольте, Лариса Дмитриевна, попросить осчастливить нас! Спойте нам какой – нибудь романс или песенку! Я вас целый год не слыхал, да, вероятно, и
не услышу более.
Кнуров: Позвольте и мне повторить ту же просьбу.
Лариса: Право же, господа, прошу простить, мне действительно нездоровится.
Огудалова: Спой, Лариса, уважь дорогих гостей.
Паратов (подносит гитару) Просим!
Все: Просим! Просим! Просим!
Лариса: Подыграйте мне.
Звучит романс «Нет, не любил он».
Учитель: В 1984 году на экраны телевидения вышел фильм «Жестокий романс». В главных ролях снимались Никита Михалков и Лариса Гузеева. Романс «Нет, не любил он» прозвучал в исполнении Валентины Пономарёвой. Это было третье исполнение романса. Впервые он прозвучал на премьере пьесы «Бесприданница» в исполнении Веры Федоровны Комиссаржевской. Все были потрясены, захвачены пением. Впечатление получилось настолько сильное, что сначала наступила мертвая тишина, разразившаяся потом оглушительной овацией всего зрительного зала. Через четверть века Нина Алисова подарила вторую жизнь романсу.
А сейчас мы поговорим о другом романсе.
2 ведущий: Некоторые авторы второй половины 19 века остались в истории благодаря одному – двум произведениям – гениальным озарениям. Таков задумчиво – печальный элегический романс на стихи И.С.Тургенева «Утро туманное». Тургенев часто говорил, что его биография заключена в художественных произведениях. Об этой истории он поведал в романе «Дворянское гнездо». Среди прислуги в доме матери Тургенева была одна девушка – белошвейка Авдотья Иванова. С первого раза приглянуться она Ивану Сергеевичу ясными и кроткими глазами, тонкими чертами лица, скромностью. Дошла весть об этой любви до Варвары Петровны, которая давно держала обиду на сына. Поднялся в доме шум – гам. Ястребом налетела она на сына, упрекала его в безнравственности и безбожии. Иван Сергеевич сообщил о своём намерении жениться на Авдотье. Последние слова вызвали настоящую истерику у матери. Она выгнала сына из дома и обещала лишить его наследства. Авдотью же выслала в Москву. С грустными, тяжелыми мыслями покидал Тургенев Спасское. Дорога была прикрыта первой порошей, скудные нивы тянулись до самого небосклона, сами собой складывались элегические стихи.
Звучит роман «Утро туманное».
Учитель: Среди исполнителей романсов были настоящие мастера. Это Вера Панина, Анастасия Вяльцева, Надежда Плевицкая, Александр Вертинский, Петр Булахов.
3 ведущий: Среди мастеров бытового романса выделялся Пётр Булахов (1822 – 1885). Многим знаком его романс «Гори, гори, моя звезда». Всю жизнь этот талантливый композитор, отягощённый острой нуждой и болезнями, боролся за утверждение своего искусства. Под конец жизни его из милости приютили Шереметевы в своей графской усадьбе Кусково, где он и скончался. С тех пор прошло много лет, но мелодии Булахова, его романсы живут до сих пор, помогая людям пережить невзгоды, найти утешение, согреться радостью.
Звучит романс «Гори, гори, моя звезда».
Учитель: Как развивался романс в 20 веке?
4 ведущий: В начале 20 века появились композиторы, объединившие интонации русской песенности с интонациями и ритмами цыганской песни, образовав еще одно ответвление русского романса с динамичными ритмами. Открытость, доверительность таких романсов снискали популярность у широких масс слушателей.
Звучит романс «Хризантемы».
5 ведущий: Многие современные композиторы с большим интересом развивают интонацию романса в своих произведениях. Слушая лучшие произведения русского романса, люди испытывают радость от общения с подлинно высоким искусством.
Звучит романс «Очарована – околдована».
Учитель: Романс всегда был обращен к лучшему в человеке, за это был любим трепетно и ревниво целыми поколениями. Сколько звучит романс? Недолго, несколько минут. Но ни одна опера не ставит такой труднейшей психологической задачи, как иной романс. «Надо спеть именно жизнь», - так говорила об исполнении романса Елена Образцова.
А.Рыбников написал песню - романс «Я тебя никогда не забуду» к спектаклю «Юнона и Авось». В основе сюжета оперы – история любви русского графа Николая Петровича Резанова и Марии дела Концепсион Аргуэльо (Кончиты), дочери коменданта крепости Сан – Франциско. Они встретились в Калифорнии, обвенчались. Спустя год, по пути в Петербург, Резанов умирает в Красноярске. Кончита ждет его 35 лет, после становится монахиней Доминиканского Ордена.
Звучит романс «Я тебя никогда не забуду».
Учитель: О романсе можно говорить ещё долго, находя всё новые открытия и удачи композиторов и исполнителей. Но как хорошо, что в течение этого часа мы прикоснулись к высокому виду искусства. Наш вечер подошёл к концу. Благодарим за внимание. До новых встреч!
Литература
Жук Л.И. Творческие вечера. Минск, «Красико – Принт», 2002.
Погорелова И.А. Калейдоскоп внеклассных мероприятий, Москва, «Народное образование», 2002.