Внеклассное мероприятие по литературе. Игра "Крестики-нолики" по поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова"
Внеклассное мероприятие по литературе. Игра "Крестики-нолики" по поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова"
Внеклассное мероприятие рассчитано на 2 часа. В игре принимают участие две команды, каждая из них выполняет к игре домашнее задание. На доске расположено табло с названиями конкурсов: три на три, как при игре "крестики-нолики". Команды жеребьевкой решают, какая из них будет играть крестиками, какая ноликами. Начинает команда крестиков - она выбирает конкурс. По результатам этого конкурса на табло его название заменяется знаком победившей команды. Игра продолжается до тех пор, пока все клетки не будут закрыты. Побеждает та команда, чьих знаков окажется больше.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по литературе. Игра "Крестики-нолики" по поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова" »
Внеклассное мероприятие по литературе 7 класс (2 ч)
Игра «Крестики-нолики»
ТЕМА: «Обобщение и систематизация знаний по поэме
М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова»
ЦЕЛИ:
обобщить и систематизировать знания учащихся по поэме Лермонтова;
развивать логическое, творческое мышление;
воспитывать интерес к истории родной страны, неприятие лжи и предательства, воспитывать чувство справедливости, чувство ответственности за себя и за своих близких.
Оборудование: ММ комплекс: презентация для конкурса «Оформители», запись музыкального отрывка, исполненного на гуслях, видео-вопросы для конкурса «Что? Где? Когда?», подборка иллюстраций для конкурса «Оформители».
Предварительная подготовка:
Для конкурса «Ты – мне, я – тебе» команды готовят по 5 вопросов по тексту поэмы; конкурс «Домашнее задание»: ответ на проблемные вопросы – сообщение:
Почему то, что Калашников осмелился выступить против Кирибеевича, можно уже считать подвигом? (сообщение «Опричнина»)
Почему, когда молодая жена возвращается домой, Калашников встречает её вопросом «Уж ты где, жена, жена шаталася?» (сообщение «Домострой»)
Для конкурса чтецов учащиеся готовят выразительное чтение по ролям одного и того же отрывка из поэмы.
ХОД ИГРЫ
Класс делится на 2 команды: «Крестики» и «Нолики». В жюри приглашаются старшеклассники.
На доске – табло для игры в крестики-нолики. Названия конкурсов закрыты.
Конкурс чтецов
Толковый словарь
Ты – мне, я – тебе
Что? Где? Когда?
Домашнее задание
Кому принадлежат слова?
Фольклорные мотивы
Гусли звончатые
Оформители
Игру начинает команда «Крестики», она выбирает конкурс на табло.
Выигравшая в конкурсе команда закрывает название конкурса на табло крестиком или ноликом и имеет право открыть следующий конкурс.
Конкурс чтецов
Команды выразительно по ролям читают отрывок встречи Степана Парамоновича и Алены Дмитриевны.
«Что? Где? Когда?»
Видео-вопросы задают учителя начальной школы и учителя-словесники.
Царь Иван Васильевич и Калашников одинаково смотрят на Кирибеевича:
«Вот нахмурил царь брови черные
И навел на него очи зоркие,
Словно ястреб взглянул с высоты небес…»
И Калашников:
«Горят очи его соколиные,
На опричника смотрят пристально…»
Царь, «словно ястреб», и «соколиные очи» Калашникова… Объясните эту смысловую связь.
Калашников говорит братьям: «Помолитесь сами в церкви божией
Вы за мою душу, душу грешную».
В чем грех Калашникова?
Кирибеевич был уверен в своей победе в кулачном бою. Видимо, он никогда не знал поражений. Он говорил:
Не родилась та рука заколдованная
Ни в боярском роду, ни в купеческом…
Почему же вдруг он проиграл?
Фольклорные мотивы
Командам предлагаются отрывки из поэмы, они должны отметить в них фольклорные мотивы.
Толковый словарь
Командам предлагаются устаревшие слова из текста поэмы. Их задача – дать толкование этим словам.
Домашнее задание
Ответы на проблемные вопросы – сообщения «Опричнина» и «Домострой».
Гусли звончатые
- Историю купца Калашникова рассказывают гусляры. Послушайте музыкальный отрывок и подумайте, о чем могли бы гусляры рассказать под эту музыку. Можно стилизовать свой рассказ под русскую былину или песню.
Ты – мне, я – тебе
Команды по очереди задают противникам подготовленные дома вопросы.
Кому принадлежат слова?
Ведущий читает реплики героев поэмы. Задача команды – как можно быстрее поднять руку и ответить, что это за герой.
Оформители
Командам предлагается ряд иллюстраций разных художников. Задача команд – сделать подписи к иллюстрациям словами из текста поэмы.
В конце игры проводится рефлексия (Доволен ли ты своей работой на этом уроке?)
Награждение сладкими призами.
Приложения.
К конкурсу «Толковый словарь»
Стольник
Фата
Яхонтовый
Простоволосая
Вечерня
Парча
Бусурманин
Место лобное
Тороватый
К конкурсу «Кому принадлежат слова?»
А что детки мои любезные –
Чай, забегались, заигралися,
Спозаранку спать уложилися? (Калашников)
Хорошо тебе, детинушка,
Удалой боец, сын купеческий,
Что ответ держал ты по совести. (Царь Иван Васильевич)
Ты поведай мне, добрый молодец,
Ты какого роду-племени,
Каким именем прозываешься?
Чтобы знать, по ком панихиду служить,
Чтобы было чем и похвастаться. (Кирибеевич)
От вечерни домой шла я нонече
Вдоль по улице одинешенька.
И послышалось мне, будто снег хрустит;
Оглянулася – человек бежит. (Алёна Дмитриевна)
Вот уж поп прошел с молодой попадьей,
Засветили свечу, сели ужинать, -
По сю пору твоя хозяюшка
Из приходской церкви не вернулася. (Еремеевна, старая работница)
Куда ветер дует в поднебесьи,
Туда мчатся и тучки послушные,
Когда сизый орел зовет голосом
На кровавую долину побоища,
Зовет пир пировать, мертвецов собирать,
К нему малые орлята слетаются… (братья Калашникова)