kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное интегрированное мероприятие в 11 классе "КОГДА ПРОСНЕТСЯ СПЯЩАЯ ПОЧКА…"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное клубное занятие по литературе в 11 классе является компонентом системы внеклассной работы, направленной на формирование у учащихся ценностно-смысловой и  читательской компетентности  через  анализ  художественного текста в логике «диалога культур».    Занятие разработано с использованием интегративных технологий, позволяющих объединить литературный материал с  темами «Генетика» и «История биологии».

 

Цели занятия:

  • рассмотрение проблемы нравственного выбора в романе В.Дудинцева «Белые одежды»  через культурологический анализ художественного текста;
  • формирование у учащихся ценностно-смысловой сферы личности, её  мировоззренческих и культурных установок, способностей к духовному развитию и нравственному самосовершенствованию;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовных традициях, являющихся основой  классической отечественной и мировой литературы.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное интегрированное мероприятие в 11 классе "КОГДА ПРОСНЕТСЯ СПЯЩАЯ ПОЧКА…" »

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Гимназия №7»







Клуб любителей русской классики

Внеклассное мероприятие в 11 классе

(Интеграция: литература – биология – история – мировая художественная культура)

2 часа





КОГДА ПРОСНЕТСЯ СПЯЩАЯ ПОЧКА…

( Человек и природа в романе В.Дудинцева «Белые одежды»)




Авторы: Бердникова И.Г.

преподаватель литературы и ОПК,

учитель высшей категории

Ирхина Л.В. –

преподаватель биологии,

учитель высшей категории














г. Арсеньев

Гимназия № 7

2014 год



Аннотация

Данное клубное занятие по литературе в 11 классе является компонентом системы внеклассной работы, направленной на формирование у учащихся ценностно-смысловой и читательской компетентности через анализ художественного текста в логике «диалога культур». Занятие разработано с использованием интегративных технологий, позволяющих объединить литературный материал с темами «Генетика» и «История биологии».



Цели занятия:

  • рассмотрение проблемы нравственного выбора в романе В.Дудинцева «Белые одежды» через культурологический анализ художественного текста;

  • формирование у учащихся ценностно-смысловой сферы личности, её мировоззренческих и культурных установок, способностей к духовному развитию и нравственному самосовершенствованию;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовных традициях, являющихся основой классической отечественной и мировой литературы.




Оформление: слайды “Почка в разрезе”, ”Виды спящих почек”, «Спящая почка у какао и гледичии», портреты Моргана, Вейсмана, Менделя.


Учитель литературы:

вступительное слово











Учитель литературы


Ученик


Анализ текста





Учитель

литературы


Учащиеся




Учитель

литературы

Учащиеся




Учащиеся









Ученик




Учитель

литературы


Учитель биологии






Сообщения учашихся

























Учитель биологии

Ученик




Учитель биологии









Сообщение ученика
























Учитель биологии












Сообщение ученика


























Учитель биологии


Учитель литературы




Учащиеся

(обсуждение

в группах)















Учитель литературы

Учащиеся





Учитель литературы






Учитель литературы






Ученик











Учитель литературы

Учащиеся





Учитель литературы




Ученик




Учитель биологии


Ученик



Учитель биологии


















Учитель литературы




















Учащиеся





Учитель литературы




Учащиеся




Учитель литературы




Учащиеся


































































Учитель биологии












Учащиеся


Учитель биологии




Учащиеся

(решают задачу)









Учитель литературы









Учащиеся














Учитель литературы





Учитель биологии



Учитель литературы




Учащиеся









Учитель литературы



Ученик 1








Ученик 2















Ученик 3







Учитель - литературы




Учащиеся





Есть произведения, которые в современной литературе занимают особое место. Они интересны тем, что осмысливают драматические эпизоды отечественной истории с позиций философии человека, в контексте “вечных” вопросов. Таков роман В.Дудинцева “Белые одежды”, написанный в конце 80-х годов 20 в. и повествующий о разгроме отечественной биологии. Уникальны размышления автора о нравственной природе человека, культурно-историческая многоплановость, отточенность и богатство стиля. Это в высоком смысле слова философский, христианский роман о Добре и зле, наследующий традиции великой русской литературы 19 века. Основной конфликт и нравственная проблематика романа – вот то, о чем мы будем говорить сегодня.


ЧАСТЬ I. СВРЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА


Как обнаруживается на первых страницах романа основной конфликт произведения?


Выразительное чтение фрагмента из 1 главы (1-2 абзацы).


Учащиеся называют детали: “тихий сентябрь”, “последние ласковое утро ”, “тихо, как младенец”, “парк дремал”, “Швейцария” - и детали, противоположные по значению: “солнечные пятна и тени”. Покой и тревога, борьба света и тьмы - отголоски того, что происходит между людьми.


Какие детали в первой части романа свидетельствуют о наличии конфликта?


Разговоры цитологов; Торквемада – имя средневекового испанского инквизитора; упоминание об инквизиторских пытках и кострах, о “льве и кроткой лани”, о “страстях”, о Гамлете, раненном отравленной шпагой.


С какой целью академик Рядно посылает героя в городок?


Академик Рядно посылает его разоблачить “кубло” генетиков, произносит фразу: “борьба идей”). Итак, основной конфликт сформулирован: “борьба идей” в науке.


Какие же силы противостоят друг другу?

«Буржуазная» наука Официальная («советская») наука

“менделисты”, ”вейсма - Лысенко, Рядно, Краснов

нисты-морганисты” и др. “истинные мичуринцы”.

“кубло” - Троллейбус,

Леночка, Посошков и др.

Яблоком раздора, как становится известно из 2 главы, является крохотная плодовая мушка дроздофила.

Выразительное чтение фрагмента из 2 главы, от: ”- Леночка, кофе гостю…” до: “ - Вся природа заодно с нами, - сказал профессор”.



С этого момента образ мушки дрозофилы становится сквозным в романе. Почему же вокруг нее кипят страсти?

Все это будет потом, а пока… пока идет рождение новой науки-генетики. Как и любая наука, генетика прошла длительный, тернистый путь развития от Аристотеля и Демокрита до Менделя, Вейсмана, Моргана и др., чьи имена сегодня известны во всем мире. Портреты именно этих ученых живут рядом с героями романа. В чем же заслуга их перед наукой?


  1. Грегор Мендель – выдающийся чешский ученый, основоположник генетики, сделавший первый шаг в познании закономерностей наследственности. Он выявил ее важнейшие законы, показал, что признаки организмов определяются отдельными наследственными факторами (генами). Разработал и положил в основу своих опытов гибридологический метод, суть которого состоит в том, что скрещивание проходит между организмами, отличными друг от друга по одному или нескольким признакам. Объект исследования – горох.

  2. Август Вейсман – немецкий зоолог и теоретик эволюционного учения. Основные его работы посвящены вопросам наследственного индивидуального развития. Вейсман выступал против ламаркизма, отрицал наследование приобретенных признаков. Автор умозрительной теории наследственности и индивидуального развития, предвосхитившей представление о хромосомах как носителях наследственности.

  3. Томас Гент Морган – американский эмбриолог, генетик. Впервые начал исследовать плодовую мушку дрозофилу и на основе этих опытов создал хромосомную теорию наследственности. Томас Гент Морган, профессор Колумбийского университета, приступил к экспериментам в области генетики в 1909 году. Прежде всего, он обратился к коллегам по университету с просьбой помочь подыскать ему живое существо, которое могло бы быстро размножаться в ограниченном пространстве и не требовало бы для опытов больших материальных затрат. Оказалось, что таким условиям полностью соответствует широко распространенная плодовая мушка Drosophilla melanogaster, впоследствии ставшая идеальным объектом для генетических исследований.


Как этот эксперимент описан в романе?


Выразительное чтение фрагмента из 7 главы (ч. 1) от «И еще прошли сутки. В химическом стакане теперь кипела буря…», далее от: «- Это я, - сказала она…» до : «Теперь вы своими руками сделали «один к трем».


Почему же именно эта мушка стала идеальным объектом исследований?

  1. Легко разводится в лабораторных условиях.

  2. Плодовита: каждые 10-15 дней дает новое поколение в 1000 особей.

  3. Имеет многочисленные и разнообразные наследственные признаки.

  4. Имеет небольшое число хромосом (8).

  5. От небольшого количества эфира быстро засыпают, их легко сортировать с помощью акварельной кисточки.

Какие опыты с мухой дрозофилой привели Т. Моргана к его гениальному открытию?


Т. Морган скрещивал мушек дрозофил с такими сочетаниями признаков: серое тело – нормальные крылья (доминантные признаки) и темное тело – редуцированные крылья (рецессивные признаки). Первое поколение гибридов было единообразным по фенотипу: серое тело – нормальные крылья; по генотипу – дигетерозиготным. Во втором поколении гибридов в результате скрещивания самок этих дигетерозиготных мух (серое тело - нормальные крылья) с самцами, обладающими рецессивными признаками (темное тело- редуцированные крылья) были получены мухи преимущественно с признаками родительских форм: серое тело – нормальные крылья и темное тело – редуцированные крылья (по 41,5%). На основании этого был сделан вывод: гены, обуславливающие вышеуказанные признаки, наследуются вместе и образуют группу сцепления. А это возможно лишь в случае локализации генов в одной и той же хромосоме. Именно хромосомы с расположенными в них генами являются основными материальными носителями наследственности. Число групп сцепления у каждого вида соответствует его гаплоидному числу хромосом. Появление среди F небольшого числа особей (8,5%) с перекомбинацией родительских признаков Морган объяснил тем, что в профазе I мейоза разные хромосомы обмениваются генетическим материалом. Ему даже удалось наблюдать этот процесс в микроскоп. Он получил название «кроссинговер». Экспериментальные данные привели Моргана к созданию генетических карт, на которые было нанесено относительное расстояние между генами. Единицей измерения расстояния между ними стала морганида, соответствующая 1% кроссинговера.


Открытие Т.Моргана дало мощный толчок развитию генетики.

Молодая наука обогатилась первыми теоретическими обоснованиями и получила признание в мире ученых. В 1933году Т.Моргану за создание хромосомной теория наследственности была присуждена Нобелевская премия. Хромосомная теория наследственности явилась высшим достижением классической генетики. Но в нашей стране новой науке не суждено было развиваться. В 30-50-е годы ее постигла трагедия. Как и другие биологические науки, ее стали использовать как фронт идеологической борьбы, противопоставляя «советскую» биологию «буржуазной». Большую роль в этом сыграла зловещая фигура академика Лысенко.


На научном горизонте он появился в 1928 году. Его приняли за самородок, одаренного, энергичного, многообещающего ученого. Его работы по яровизации и стадийному развитию поддержал Н.И. Вавилов, они были высоко оценены рядом ученых. Казалось, что, войдя в научную среду, Лысенко принесет большую пользу и теории, и практике. Однако его личные качества и сталинская диктатура направили всю его деятельность по другому руслу. Лысенко рано понял, что вместо роли ученого-исполнителя он может добиться положения лидера в науке. Этого можно было достичь, лишь заручившись поддержкой руководства. Чтобы заполучить ее, необходимо было доказать, что лишь создаваемая им биология методологически правильна и сулит материальную выгоду для сельского хозяйства, тогда как классическая биология «порочна», «идеалистична», «враждебна». Чтобы укрепить создаваемую «новую» биологию, Лысенко заручился покровительством со стороны Мичурина, авторитет которого был очень велик, вторым покровителем стал Тимирязев. После смерти Мичурина в 1936 году Лысенко выступил в роли «продолжателя» его идей. Цитируя высказывания Мичурина, а если надо, извращая их, Лысенко всю свою деятельность выдавал за развитие учения Мичурина, за создание «советской мичуринской науки». В биологии создалась атмосфера гонений, насилия и беспросветной лжи. Лысенко и его сторонники громили биологическую науку, заручившись поддержкой партии. Окончательная победа «мичуринской» биологии над «реакционным» менделизмом – вейсманизмом – морганизмом была провозглашена в августе 1948 года на сессии ВАСХНИЛ. Многие ученые остались не у дел. Пережитое укоротило жизнь Кольцову, Насонову, Орбели, Сабинина покончила с собой. Те же, кто, несмотря ни на что, сохранили верность своим принципам, дорого за это заплатили.


Итак, август 1948 года. Сессия ВАСХНИЛ. Окончательный разгром советской генетики. Действие романа В.Дудинцева начинается в сентябре того же года.

Таким образом, конфликт был перенесен из области биологии в область идеологии. В 4 главе автор приводит слова академика Лысенко о том, что история биологии является «ареной идеологической борьбы». Как подчеркивается острота борьбы?


Автор приводит в романе множество исторических параллелей.

  1. Эпоха Христа и гонений на христиан со стороны византийских императоров (название романа; эпиграф; византийским императором называет себя академик Касьян Демьянович Рядно, именует себя Кассианом Дамиановичем, академик Посошков называет его Сатаной; упоминание о римских казнях, римском театре – «Христиан – львам!»; взгляд Федора Ивановича сравнивается с взглядом тициановского Христа; Стригалев показан «в сером халате, как бы наброшенном на крест» и др. детали).

  2. Средневековье с его «охотой на ведьм» («гнать ведьму», «черная собака»; Торквемада, средневековые пытки, костер, на котором жгут книги «еретиков» от биологии, - 6 глава; и др. детали).

  3. Еще одна историческая параллель –Великая Отечественная война (Федор Иванович воевал под Ленинградом во время блокады; действие романа начинается почти сразу после войны, в 1948 году; в науке все как на войне: фронт, противостояние двух сил, стратегия и тактика).


Какая мысль объединяет эти исторические параллели?


Зло, по словам Федора Ивановича, «перекочевывает из одной формы в другую», но оно всегда остается злом. «…зло безвариантно»; «У нас говорят об относительности Добра и зла…Вчера – зло, сегодня – Добро…Но это все далеко не так…Вчера и сегодня это было одно и то же – ч. 1, гл. 7.)


Так научный конфликт приобретает все более обобщенный, религиозно-философский характер:

Добро Зло

(мученики, праведники: (гонители, «Сатана»

«Добро всегда страдание») Ряднов, «Иуда»-Краснов)


ЧАСТЬ II. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА


Каково место главного героя в этой борьбе? Итак, Рядно посылает Федора Ивановича разоблачить «кубло». В первой главе Дежкин назван «Торквемадой», «главным сжигателем», “первосвященником”, “фанатиком”. Кто же он на самом деле? Как впервые появляется в романе?

Выразительное чтение: 1 гл., начало 3 абзаца.

Анализ текста. Главный герой – ученый, философ (“привычка постоянно размышлять”), “лет тридцати ” – возраст Христа, правдоискатель; “подвернутые рукава” ковбойки - готовность к “драке” – отстаиванию своих взглядов и в то же время о привычке постоянно трудиться “засучив рукава”; детали “сложив руки за спиной” и «привычка размышлять, свойственная некоторым ученым» говорят о независимости суждений, о противопоставлении героя обывателям от науки, о принадлежности его к меньшинству; человек идет по “аллее, которая шла почти по краю провала” – герой вступает на опасный путь.


Совпадает ли его цель с целью Рядно?


Цель героя – поиск истины: «С некоторого времени им овладели сомнения» (5 гл.); «…иссяк родник веры» (6 гл.). Место героя в противостоянии сил:

Добро Зло

?

Федор Иванович

Герой должен выбрать не только научный лагерь, но и Добро или зло. Так в романе ставится одна из основных проблем – проблема нравственного выбора. Какой природный образ автор использует как метафору, описывающую сущность человека в момент нравственного выбора?


Метафору «спящая почка». Выразительное чтение - фрагмент из 1 гл. от: «Этот человек имел отношение к науке о растениях…» до: «…спящая почка уже тронулась в рост».


Почему автор выбрал именно эту метафору? Что собой представляет почка? Дайте определение понятия.

Почка - это зачаточный побег. Именно с почками связано пробуждение природы весной.


Но это почки возобновления. Кроме них, в природе существует поистине уникальное явление – спящая почка. Она есть у многих растений. Она может «спать» в течение всей жизни растения и погибнуть вместе с ним. Но при определенных условиях она может и «проснуться». Стимулом для ее «пробуждения» могут служить обрезка, повреждение дерева или его естественное строение, связанное с затуханием жизнедеятельности почек возобновления. Биологическое значение их состоит в том, что они являются резервом и обеспечивают не только естественное обновление, но и полное восстановление растения даже при очень серьезных травмах. И еще одна интересная особенность характерна для спящей почки. Начало «пробуждения» у нее может быть разным. Однажды «проснувшись», она может дать либо цветоносный побег (например, у какао), либо пучок крупных разветвленных колючек (например, у гледичии).

(Демонстрируется слайд «Спящая почка у какао и гледичии»)

Так в природе. Так и у человека. Какое начало в нем проснется при определенных условиях? И к чему это приведет – к нравственному падению или возвышению человека?


Роман «Белые одежды» пронизан библейскими мотивами, центральный из них - «Добро – всегда страдание». Это мотив тернового венца. Вот Федор Иванович тайком пробирается на огород Стриганова: «Он двигался по той самой железной трубе, которая, наконец, дождалась его и теперь предоставляла ему на выбор свои два единственных пути - вперед или назад». Он ткнулся головой в шипы, тонкие иглы вонзились в лоб и темя” (ч. 2, гл. 6).

(Демонстрируется слайд - репродукция картины М. Грюневальда “Распятие” - фрагмент “Голова Христа” , 1510 -1515гг. )

Перед нами картина немецкого художника начала 16 века Матиаса Грюневальда “Распятие”. Это очень “жестокий” художник, современник Ганса Гольбейна. Гольбейн, как мы помним, упоминается в романе “Белые одежды”, и это рассчитано на литературную память читателя: мы вспоминаем картину Гольбейна “Мертвый Христос”, которая в романе Ф.М.Достоевкого “Идиот” становится носителем идеи произведения (подобный прием в своем романе использует и Дудинцев: речь идет о картине Антонелло да Мессина “Святой Себастьян”). По стилю Грюневальд очень близок к Гольбейну. Их сближают натуралистичность, экспрессивность изображения. Что необычного в изображении головы Христа?


Необычен терновый венец: это не стилизация, он тщательно, натуралистично выписан, в нем можно легко узнать растение гледичию, которое изображено на нашем слайде. Чудовищны его шипы, вонзившиеся в тело Христа – в его лоб, шею, плечи и даже грудь.


Христос Грюневальда помогает нам глубоко прочувствовать одну из главных мыслей романа Дудинцева: “Добро – всегда страдание”. Служить Добру – очень нелегкий выбор, и зависит он – и в романе, и в жизни – от человека, от его “спящей почки”.)


Хореографическая миниатюра “Пробуждение спящей почки” (1 часть).


ЧАСТЬ III. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА


Проведенная в романе параллель между душой и спящей почкой указывает на тесную связь человека с природой. Мысль об этом сформулирована в романе академиком Посошковым: «Природа учит». Чему же учит? Какие уроки дает человеку?


Сообщения на основе индивидуальных заданий – практической работы с текстом, выполненной заранее. Природа – центральный художественный образ романа. Он создается с помощью двух основных приемов – олицетворения и сравнения.

1.ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Природа живая, она мыслит, чувствует, дает оценку, действует, реагирует на то, что происходит в обществе и в человеке. Парковый пейзаж в начале романа: отражение борьбы в науке («свет и тени» - Добро и зло). Природа помогает положительным героям: желтый цветок и мушка дрозофила соединяют Леночку и Федора Ивановича; природа способствует побегу Федора Ивановича – она «не только прикрывала его бегство, она пела, словно бы одобряя его шаг. Она пела!.. И, осторожно переключив регистр на более слышный, певучий шорох, природа щедро награждала им летевшего в ее пространствах человека, совсем не умеющего думать об опасностях» (ч. 3, гл.8). Природа мстит за зло: одурманенный запахом болиголова, едва не тонет в болоте потерявший сознание «Иуда»–Краснов. «Всякие нехватки, кризисы, голод – все это не просто так… Это рвотные спазмы природы. Это она реагирует на все неправильное и дурацкое…» - говорит Дежкин Посошкову.

2.СРАВНЕНИЕ. Для определения «злой» или «доброй» внутренней сущности человека автор использует сравнение с животными и растениями.

Отрицательные герои:

  • Рядно – “… этот желтозубый бобер завалил естественно текущую реку науки для того только, чтоб создать себе удобное жильё” (Посошков о Рядно, ч. 3,гл.5); «конь с железными удилами во рту»; «пчелиная матка», которая не собирает нектар и кормится трудом рабочих пчел;

  • Вонлярлярский – “старый мерин”, шарахающийся от кулака;

  • Варичев – “Все лицо его повисло от страха и стало ещё больше похожим на кормовую свеклу. “Или на картофелину,”- подумал Федор Иванович” (ч. 3,гл.2);

  • Ассикритов - сходство с «быстрым, нервным членистоногим» (ч. 3, гл.5)

  • Спартак Петрович, желающий нагреть руки на новом сорте картофеля, - “крокодил”, ждущий добычи (эпилог).

Положительные герои:

  • Федор Иванович – “птица” (знак неба). “Контуры гнезда были уже видны, и птица продолжала упорно искать травинки”, “… плела свое сложное гнездо” (ч. 3. Гл 4);

  • Леночка - дрозофила (метафора тайны , естественного начала в природе);

  • Посошков - дерево. “Наконец я приступаю к настоящему делу. Как агава , зацветаю на 3 дня… ”(ч.3, гл .3).

3.УРОКИ ПРИРОДЫ.

  1. Развитие природы, как и развитие общества, не терпит скачков. Идея эволюции: человечество медленно, путём отбора, накапливает опыт: «Природа вовремя нас убирает…Всех классиков – писателей и композиторов – хватает на среднюю жизнь… Если проследить – все, Федька, на этот срок рассчитано. За этот срок человек приобретает опыт… а его потомок до всего хочет дойти сам. Природа… быстроты не любит. Но некоторым поручает и скачок» (о Посошкове и Дежкине, ч. 1, гл.3).

  2. «Равенство – понятие абиологическое». Ни в природе, ни в обществе его нет и не должно быть. «Равенство придумано человеком, это одно из величайших заблуждений, породивших уйму страданий. Если бы было равенство, не было бы на земле развития… Идея равенства позволяет бездарному жить за счет одаренного, эксплуатировать его… Идея равенства позволяет бесплодному негодяю с криком забираться на шею трудолюбивому и увлеченному работяге и брать себе лучшее из того, что тот создает» (ч.3., гл.1). Рядно паразитирует на таланте Стригалева, уподобляясь пчелиной матке: «Пчелы…Понимаете, пчелы… Они сами не едят, только ей. Матка от этого приобретает гигантские размеры… а они все кормят, кормят… А сами не едят» (Стригалев – Дежкину, ч. 2, гл. 6).

  3. Человек, по словам Посошкова, - «величайшая из тайн».

Сравним утверждение Рядно о том, что все в природе определяется условиями среды, и рассуждения Федора Ивановича о «внутреннем конусе» человека, открытом на бесконечность. Автор следует традиции Достоевского, утверждавшего: человек есть «продукт тысячелетий».

Вывод: «Природа учит».


Действительно, человек – величайшая тайна природы. Он неповторим прежде всего биологически. Среди всех людей Земли невозможно отыскать двух абсолютно между собой схожих, даже идентичные близнецы – не исключение. Дудинцев пишет: «Нигде в мире не сыщешь двух человек с одинаковым рисунком капиллярных линий на пальцах. Линии эти – знак неравенства, который природа выслала на поверхность… и форма ушей у человека тоже неповторима. И форма носа. Что же творится с нашими внутренними органами, которых не видно? С тончайшими структурами, составляющими наш мозг? Для того, чтобы лучше понять биологическую основу различий между людьми, надо вспомнить, что руководит эволюционным процессом.


Наследственность и изменчивость.


Если наследственность – консервативный фактор, то изменчивость – фактор, направляющий прогресс. Изменчивость создает огромное разнообразие форм жизни на Земле. Природа не терпит однообразия даже в пределах одной семьи. Чтобы доказать это, решим простую задачу.


Условие: у темноволосых родителей с карими глазами родился светловолосый голубоглазый ребенок. Вопрос: как объяснить этот феномен?

Решение: А – кареглазость

а - голубоглазость

В – темноволость

в – светловолосость

Р АаВв х ВвАаВв

F аавв –голубоглазый , светловолосый. Рождение такого ребенка возможно в том случае, если родители дигетерозиготы.


Тайна человека неповторима не только биологически, но и духовно, интеллектуально, психологически. Эта задача – только простейший пример. Постичь тайну человека, проникнуть в его «бесконечность» пытаются и наука, и искусство. Стремительно развивается психология – но она по-прежнему далека от разгадки: 20 век породил такое явление в литературе, как психологическая проза (Цвейг, Саган) – но и она далека от разгадки. В живописи тоже есть попытки приблизиться к тайне человека. Вспомните С. Дали – о каком течении в искусстве идет речь?

(Слайд: картина С.Дали «Рождение нового человека»)


О сюрреализме. В центре внимания С. Дали – «сверхреальность подсознания». Сам художник говорил, что его образы столь сложны, что даже он не в состоянии их постичь. У С. Дали очень часто встречаются природные образы, свидетельствующие об отрыве человека от природы. Это образы насекомых, которые становятся символами разрушения (муравьи), а также растения – фасоль, например, фигурирующая в «мягких» конструкциях, символизирующих распад мира. Все без исключения художники и писатели 20 века увидели эту страшную трагедию противостояния человека и природы, Дали и Дудинцев далеко не исключение. Вот почему в одном ряду можно рассматривать «спящую почку» Дудинцева и картину Дали «Рождение нового человека».


4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Итак, мы с вами вышли на узловой вопрос романа: какое место, по мнению автора, занимает человек в природе, какова связь между ними?

?

Ч

П



Человек – один из 3 млн. биологических видов, живущих на земле. Выйдя из животного мира, человек по сей день остается одним из звеньев в природе, хотя и находится на особом положении.


Но и это еще не все. Автор романа видит связь между человеком и природой намного глубже. «Белые одежды» - христианское произведение: мы обратили внимание на обилие в нём библейской символики. Каким видится Дудинцеву место человека в мире?

П

Ч

Б


Человек – звено между тварным миром и Богом. Это следует из Книги Бытия. Сущность человека поэтому двойственна. В нём есть природное начало - в Библии сказано, что он создан «из праха земного». Но в нём есть и дух. Дух – одна из трех ипостасей Бога. Его проявление в человеке - разум, свобода воли, совесть, любовь, способность к творчеству).


Вся русская литература с момента ее возникновения – христианская по своей сути, так как она ставит вопрос о месте человека в мире и решает его по- христиански.

Г. Державин: Я связь миров, повсюду сущих,

Я крайня степень вещества;

Я средоточие живущих,

Черта начальна божества;

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я царь – я раб – я червь – я бог!


Л. Толстой: «…мы теперь дети с земли, а вечно дети

всего мира. Разве я не чувствую в своей

душе, что я составляю часть этого огромного,

гармонического целого? Разве я не чувствую,

что я в этом бесчисленном количестве существ,

в которых проявляется божество, высшая сила, -

что я составляю одно звено, одну ступень от

низших к высшим? Ежели я вижу… эту лестницу,

которая ведет от растения к человеку, то отчего

же я предположу…что эта лестница прерывается

со мною, а не ведет дальше и дальше до высших существ? Я чувствую, что я не только могу исчезнуть… но что я всегда буду и всегда был». («Война и мир»)



А.Тарковский: Я человек, я посредине мира,

За мною мириады инфузорий,

Передо мною мириады звёзд,

Я между ними лёг во весь свой рост -

Два берега связующее море,

Два космоса соединивший мост.


В.Дудинцев: «- Вы всё время смотрите куда-то в потолок… - мягко, с улыбкой перебил его (Стригалева) ректор. – Вы кому говорите?- Богу, Богу…». (ч.1, гл. 5)



Хореографическая миниатюра “Пробуждение спящей почки” (2 часть).





Библиография


Васильев А., Воронин Н. Ботаника. М., «Просвещение», 2000г.

Вертьянов С.Ю. Общая биология. М., Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005г.

Говалло В. Почему мы не похожи друг на друга. М., 1991г.

Дмитриева Н. Краткая история искусств. М., 2004г.

Дудинцев В. Белые одежды. М., 2002.

Миркин Б. Экология России. М., 2006г.

Сайр Дж. Парад миров. Типология мировоззрений. С.-П.,1997г.

Соколова Н. Биология. М. , «Высшая школа», 2007г.

Фрейд З. Художник и фантазирование. М. , 2005г.

Харрис Н. Жизнь и творчество Дали. SPIKA , Италия ,2004г.

Чолахов В.Учение и открытие. М. ,2007г.


























































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Внеклассное интегрированное мероприятие в 11 классе "КОГДА ПРОСНЕТСЯ СПЯЩАЯ ПОЧКА…"

Автор: Бердникова Ирина Геннадьевна, Ирхина Людмила Владимировна

Дата: 27.10.2014

Номер свидетельства: 123063


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства