kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие в школе "185-лет памяти а.с.пушкина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие способствует развитию познавательного интереса к личности и творчеству А.С. Пушкина и формированию устойчивых навыков к чтению классической литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие в школе "185-лет памяти а.с.пушкина"»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Скугареевская средняя общеобразовательная школа»

Тереньгульского района

Ульяновской области











Методическая разработка внеклассного мероприятия

« К 185-летию памяти великого писателя-А.С.Пушкина»










Разработала:


Учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Спиридонова В.А.













с.Подкуровка, 2023









 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

10 февраля – День памяти А.С. Пушкина.  Русского поэта, драматурга и прозаика, заложившего основы русского реалистического направления, критика и теоретика литературы, историка, публициста; одного из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.

С именем Пушкина и его замечательной деятельностью связано начало нового периода в истории русского литературного языка. Основные нормы русского языка, представленные в языке произведений Пушкина, остаются живыми, действующими и для нашего времени.

    Пушкин – тот, кто делает нас народом и возвышает нас как нацию. Он сам не скрытая боль и радость, которую мы чувствуем в каждой строчке его стихов, он - откровенность, которая подкупает и делает нас лучше, добрее, чище.

Пушкинская любовь вечна. Это любовь к Родине, к женщине, к родному слову, родной истории.

Сколько же сделал Пушкин для России за свою недолгую жизнь!

Он был и остаётся талантливым поэтом, великим прозаиком. Он драматург, критик, историк, философ. Он умел создавать прекрасное, умел любить, был храбр. Какое счастье, что был и есть у нас с вами Пушкин, человек на все времена, который умел удивлять своих современников и не перестаёт удивлять нас, живущих в 21 веке.

Будем же стремиться к нему, будем же искать его дружбы; будем же на уровне его надежды на нас, любви к нам и веры в нас.

    Пушкин — русский нацио­нальный поэт, наше достояние. Проходят столетия, поколения сменяют поколения, но имя Пушкина яркой звездой будет вечно гореть на небосклоне России и всего мира!

 

Цель: развитие познавательного интереса к личности и творчеству А.С. Пушкина и формирование устойчивых навыков к чтению классической литературы.

Задачи:

образовательные:

        расширить знания обучающихся о жизни и творчестве писателя;

        закрепить и систематизировать ранее усвоенных знаний анализа художественных произведений;

развивающие:

        способствовать развитию навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений писателя;

        способствовать развитию мышления, творческих способностей и познавательной активности;

        способствовать развитию эстетического вкуса, познавательного процесса, интеллектуальных способностей обучающихся;

воспитательные:

воспитывать духовно-нравственную культуру обучающихся;


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЯ

Материалы из методической разработки могут быть использованы как для учебного занятия, так и при проведении внеклассного мероприятия. Данная методическая разработка предназначена для педагогических работников и обуающихся.

Место проведения мероприятия: актовый зал школы.

Подготовка к мероприятию:

1.     Перечитать произведения А.С. Пушкина.

2.     Создать кластеры о жизни и творчества А.С. Пушкина.

Оформление: портрет А.С. Пушкина, выставка его книг, иллюстрации и рисунки к произведениям писателя, музыкальное сопровождение (классическая музыка, музыка Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»), видео о жизни писателя.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал. 

 

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

 

Ведущий : Здравствуйте! 10 февраля – День памяти А.С. Пушкина. Да, февраль богат событиями: 1 февраля родился Е. И. Замятин, 5 февраля- Чарлз Диккенс, 10 февраля - Б. Л. Пастернак, 13 февраля- И.А. Крылов. Но есть и печальные литературные даты февраля: 9 февраля скончался Ф. М. Достоевский, 11 февраля в Тегеране погиб А.С. Грибоедов, 10 февраля Россия потеряла Пушкина…

27 января (8 февраля) вечером на Черной речке, на окраине Петербурга состоялась дуэль…Пушкин был ранен: пуля перебила шейку бедра и проникла в живот. Для того времени ранение было смертельным. 10 февраля (29 января) 1837 года в 2 часа 45 минут пополудни Россия потеряла А.С. Пушкина.

Ученик 1:

Я скоро весь умру. Но, тень мою любя,
Храните рукопись, о други, для себя!
Когда гроза пройдёт, толпою суеверной
Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,
И, долго слушая, скажите: я-то он;
Вот речь его. А я, забыв могильный сон,
Взойду невидимо, и сяду между вами,
И сам заслушаюсь…

Ведущий:

 Словно зеркало русской стихии,

Отстояв назначенье свое,

Отразил он всю душу России

И погиб, отражая её.

 Звучит музыка Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель».

Ведущий: Александр Сергеевич Пушкин! Это имя знакомо нам с раннего детства. Трудно найти человека, который бы не любил замечательные произведения русского поэта. «Пушкин - солнце русской поэзии». Ведь еще при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии» Пушкин! Это солнечное имя сопровождает нас всю жизнь. Еще не умея читать, мы уже повторяем наизусть стихи Александра Сергеевича со слов своей мамы. Поэт сделал много, бесконечно много для духовной жизни людей. Когда мы читаем Пушкина, то чувствуем, как бесконечно прекрасен и разнообразен этот мир, как все в нем полно жизни, чувства и глубокой правды.


Имя Пушкина – святое для нас имя. Эта наша гордость.

Мы чтить тебя привыкли с детских лет, 
И дорог нам твой образ благородный. 
Ты рано смолк, но в памяти народной 
Ты не умрёшь, возлюбленный поэт. (А. Плещеев)

(Презентация)

Ведущий: 

- Давайте вспомним основные события из биографии А.С. Пушкина. Учитель включает видео о жизни писателя (5 мин.).

-Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете биографию и произведения А.С. Пушкина. Приглашаю Вас принять участие в викторине. Обучающиеся делятся на команды.


Викторина «Наш А.С. Пушкин»

Вопросы

1.     Назовите годы жизни А.С. Пушкина. (6 июня 1799-10 февраля 1837 гг.)

2.     Где учился А.Пушкин? Сколько лет учился? (в Царскосельском лицее, 6 лет: с 1811 по 1817 г.)

3.     Назовите имя, отчество, фамилию няни Пушкина. (Арина Родионовна Яковлева)

4.     Какой язык господствовал в доме поэта? (Французский)

5.     Какой великий русский поэт слушал стихи Пушкина на лицейском экзамене? (Г. Р. Державин)

6.     Какой русский поэт был выслан из Петербурга за стихотворение, посвященное гибели Пушкина? (М. Ю. Лермонтов)

7.     Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»? (Яблоком).

8.     Какая сказка заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намек! добрым молодцам урок!»? («Сказка о золотом петушке»).

9.      Сколько написал сказок А.С. Пушкин? (7)

10. Что объединяет повести «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня крестьянка»? («Повести Белкина»).

11.  Сколько повестей входит в сборник под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»? (Пять).

12.  Когда и в связи с чем В. Жуковский подарил Пушкину свой портрет? (портрет с подписью «Победителю ученику от побеждённого учителя» 1820 г. Поэма «Руслан и Людмила»?)

13.  К какому произведению эпиграфом была взята пословица «Береги честь с молоду?» («Капитанская дочка»)

14.  Какое стихотворение написано 16 июля 1827 года в связи с годовщиной казни декабристов? («Арион»)

15.  В каком стихотворении встречаются устаревшие слова «персты», «зеницы», «уста», «вещие», «десница», «глас», «виждь»? («Пророк»)

16.  Какое одинаковое название имеют романтическая поэма А. С. Пушкина и рассказ Л. Толстого? («Кавказский пленник»)

17.  В каких произведениях изображён Пётр I? («Арап Петра Великого», «Медный всадник», «Полтава»)

18.  Кому посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»? (А.П. Керн)

19.  Кому посвящено стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный…»  ( И.Пущин)

20.  Продолжи строки..

1) Буря мглою небо кроет… Вихри снежные крутя, То как зверь она завоет, то заплачет, как дитя..

2) Унылая пора! Очей очарованье!.. Приятна мне твоя прощальная краса, люблю я пышное природы увяданье…

3) У лукоморья дуб зелёный…Златая цепь на дубе том

4) Мой первый друг.. Мой друг бесценный, и я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный,

5) Сижу за решёткой в темнице сырой…Вскормленный в неволе
6) Я помню чудное мгновенье… Передо мной явилась ты…

7) Чем меньше женщину мы любим... («… Тем легче нравимся мы ей»)

18. С кем произошла дуэль у Пушкина? (Во второй половине января 1837 года произошел конфликт между Александром Пушкиным и французом Жоржем Дантесом. Как следствие этого 27 января произошла дуэль. Результат известен всем. Пушкин был смертельно ранен и через 2 дня скончался. Тело великого русского поэта похоронили у стен Святогорского монастыря неподалеку от имения Михайловское).

 

Подведение итогов и награждение команд.

Слово учителя: За всю историю человечества не было ни одного поэта, который был бы одарен таким чувством гармонии, такой многогранностью таланта и такой человеческой простотой. 37 было отпущено судьбой Пушкину. За эти 37 лет им было создано столько произведений различных жанров, что трудно определить, кто же такой Пушкин. Поэт, писатель, драматург, романист, критик, историк, сказочник.


Стихотворение читает ученик. Игорь Северянин «Пушкин»

Есть имена, как солнце! Имена — 
Как музыка! Как яблоня в расцвете! 
Я говорю о Пушкине: поэте, 
Действительном, в любые времена! 

Но понимает ли моя страна — 
Все эти старцы, юноши и дети, — 
Как затруднительно сказать в сонете 
О том, кем вся душа моя полна? 

Его хвалить! — пугаюсь повторений... 
Могу ли запах передать сирени? 
Могу ль рукою облачко поймать? 

Убив его, кому все наши вздохи? 
Дантес убил мысль русскую эпохи, 
И это следовало бы понять... 


Слово учителя: Читая Пушкина, мы становимся лучше. Под влиянием его поэзии в нас пробуждаются светлые, добрые, благородные чувства. Поэзия Пушкина — неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит живой водою всех, кто прикоснётся к нему. Всем своим творчеством Пушкин служил родному народу, и народ платит ему ответной любовью. Всем творчеством Пушкин служил народу, и народ платит ему ответной любовью. У Пушкина мы учимся многому. Читайте Пушкина! 

  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творческое наследие великого поэта и писателя является достоянием и гордостью российской и мировой литературы. Стихи и прозу А.С. Пушкина знают и любят огромное количество людей разных возрастных групп.

            А.С. Пушкин – самый любимый поэт русского народа. В своем творчестве он не мог пройти мимо самых насущных злободневных тогда вопросов. Именно это делает его поэзию всеобъемлющей и, по-видимому, актуальной для любого поколения. В поэзии А.С. Пушкина можно найти ответ на любой вопрос. Его произведения – большой, нужный и вечный учебник, в котором поэт учит быть Человеком.

Данное мероприятие способствует лучшему усвоению, систематизации знаний, развитию у студентов эстетического восприятия и оценки явлений жизни, художественно воплощенных писателем. При отборе материала учитывались возрастные и психологические особенности обучающихся, уровень их способностей и познавательная активность.  Занятия литературно – музыкальной гостиной служат переосмыслению известного, развивает мышление, творческое воображение, способствуют эстетическому воспитанию, духовному преображению обучающихся.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Интернет источники

http://pushkin.niv.ru/pushkin/vospominaniya/vospominaniya-2.htm

http://festival.1september.ru/articles/503042/

http://sgls-pushkin.

http://www.pushkin-vyatka.ru/pushkin.php?st=4#electronic

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





5

1 чтец

Погиб поэт! — невольник чести —

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один как прежде... и убит!

Убит!.. к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор,

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж? веселитесь... — он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно

Навел удар... спасенья нет:

Пустое сердце бьется ровно,

В руке не дрогнул пистолет.

И что за диво?.. издалёка,

Подобный сотням беглецов,

На ловлю счастья и чинов

Заброшен к нам по воле рока;

Смеясь, он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы;

Не мог щадить он нашей славы;

Не мог понять в сей миг кровавый,

На что

́

он руку поднимал!..

И он убит — и взят могилой,

Как тот певец, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою чудной силой,

Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

6

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

Вступил он в этот свет завистливый и душный

Для сердца вольного и пламенных страстей?

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,

Зачем поверил он словам и ласкам ложным,

Он, с юных лет постигнувший людей?..

И прежний сняв венок — они венец терновый,

Увитый лаврами, надели на него:

Но иглы тайные сурово

Язвили славное чело;

Отравлены его последние мгновенья

Коварным шопотом насмешливых невежд,

И умер он — с напрасной жаждой мщенья,

С досадой тайною обманутых надежд.

Замолкли звуки чудных песен,

Не раздаваться им опять:

Приют певца угрюм и тесен,

И на устах его печать. —

Учитель: Смерть Пушкина глубоко взволновала общественное мнение. В

самую гущу народную проникали его вольнолюбивые стихи. Его знала вся

Россия. Не хотелось верить, что Пушкина нет.

2 чтец

А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасен

Сергеем Соболевским...

Его любимый друг

С достоинством и блеском

Дуэль расстроил вдруг.

Дуэль не состоялась.

Остались боль да ярость,

Да шум великосветский,

Что так ему постыл...

К несчастью, Соболевский

В тот год в Европах жил.

А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасен.

Все было очень просто:

7

У Троицкого моста

Он встретил Натали.

Их экипажи встали.

Она была в вуали, -

В серебряной пыли.

Он вышел поклониться,

Сказать - пускай не ждут.

Могло все измениться

В те несколько минут.

К несчастью, Натали

Была так близорука,

Что, не узнав супруга

Растаяла вдали.

А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасен.

Под дуло пистолета,

Не опуская глаз,

Шагнул вперед Данзас

И заслонил поэта.

И слышал только лес,

Что говорил он другу...

И опускает руку

Несбывшийся Дантес.

К несчастью, пленник чести

Так поступить не смел.

Остался он на месте.

И выстрел прогремел.

А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасен

А. Дементьев

Свиридов Метель

Учитель: Но Пушкин не был спасён. Десятки тысяч людей всех сословий

побывали у Пушкина во время его болезни и после смерти. Молодые люди и

старые, дети и учащиеся, простолюдины в тулупах, а иные даже в лохмотьях

приходили поклониться любимому поэту. Не было только великосветской

черни, которую Пушкин так презирал.

8

Самодержец всея Руси боялся и мёртвого Пушкина, поэтому у гроба поэта

были жандармы. Их было много, и всего 12 человек родных и самых близких

друзей.

Отпевали поэта в церкви на Конюшенной площади, а затем перевезли в

Михайловское, родовое имение семьи.

Свиридов Метель

3 чтец

Нет, бил барабан перед смутным полком,

Когда мы вождя хоронили,

То зубы царёвы над мёртвым певцом

Почётную дробь выводили.

Такой уж почёт, что ближайшим друзьям

Нет места. В изглавье, в изножье,

И справа, и слева – ручищи по швам –

Жандармские груди и рожи.

Не дивно ль – и на тишайшем из лож

Пребыть поднадзорным мальчишкой?

На что-то, на что-то, на что-то похож

Почёт сей, почётный – да слишком!

Гляди, мол, страна, как молве вопреки,

Монарх о поэте печётся!

Почётно, почётно, почётно – архи –

Почётно, почётно – до чёрту!

Кого ж это так – точно воры вора,

Пристреленного выносили?

Изменника? Нет. С проходного двора

Умнейшего мужа России.

Учитель: Так много лет спустя написала Марина Цветаева.

Похоронен великий поэт у стен древнего Святогорского Свято-

Успенского монастыря Псковской губернии, на Синичьей горе. Хоронили

его крестьяне, дядька Пушкина Никита Козлов и А.И.Тургенев. Царь хотел

предать забвению имя Пушкина, но сделать этого невозможно. Пушкина

знают и любят многие поколения, и верно сказал поэт Тютчев:

Вражду твою пусть тот рассудит,

Кто слышит пролитую кровь…


9

Тебя ж, как первую любовь,

России сердце не забудет.

4 чтец

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру -- душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит --

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.

Учитель:

Так писал Пушкин за 5 месяцев до своей смерти. Он хорошо знал своё место

в жизни России. Гением своим ощущал великую всенародную любовь к нему

будущих поколений. И он не ошибся: Пушкин по праву назван самым

читаемым и почитаемым поэтом в мире. Его стихи и произведения

переведены на языки практически всех стран земного шара, ему поставили

около 300 памятников. Давайте посмотрим их малую часть.

Презентация «Памятники А.С.Пушкину»

Учитель: Наш урок подходит к концу. Как вы думаете, что для поэта

является лучшей памятью? Лучшей памятью для поэта является то, что его

произведения читают, знают. Сегодня вы слушали стихотворения

Лермонтова, Деменьтева, Цветаевой. А сейчас вы тоже можете почитать

стихи А.С.Пушкина.

Чтение стихов. Чайковский. Метель.

10

Самоанализ

урока «Памяти А.С.Пушкина»

Урок Памяти А.С.Пушкина был проведён накануне 177 годовщины со дня

смерти великого поэта.

Поэтому, готовя урок, я ставила перед собой задачу не перегрузить

учащихся информацией и построила его по принципу урока – концерта, что

позволило придать ему торжественность и особое настроение, а также

распределить материал между детьми согласно их способностям, но таким

образом, чтобы каждый из них чувствовал перед другими ответственность за

своё выступление.

Кабинет к уроку был оформлен соответствующим образом: портрет

А.С.Пушкина, свечи, цветы, выставка книг, открытки с видами мест,

связанных с именем великого поэта.

Во время урока звучала музыка Чайковского, Рахманинова, Свиридова,

что придавало уроку особую значительность, способствовало более

глубокому осознанию учащимися трагедии, случившейся 177 лет назад.

Как мне кажется, урок прошёл на должном уровне. Дети были собранны,

торжественны, ответственно отнеслись к подготовке и проведению урока.

Учитель: Н.Ю.Головаанева




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеклассное мероприятие в школе "185-лет памяти а.с.пушкина"

Автор: Спиридонова Вера Анатольевна

Дата: 11.03.2023

Номер свидетельства: 627290


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства