Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие слово о Вампилове»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
г. ИРКУТСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
города ИРКУТСКА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №50
(МБОУ г. Иркутска СОШ №50)
Внеклассное мероприятие на тему "Слово о Вампилове"
Болобанова Татьяна Николаевна,
Учитель русского языка и литературы
Иркутск 2017
Разделы: Внеклассная работа
Цель:
-Заинтересовать учащихся личностью А.В.Вампилова, пробудить интерес к творчеству драматурга.
Задачи:
- создание условий для привития учащимся духовно – нравственных ценностей;
- воспитание любви и чувства благодарности ;
- поддерживать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность;
- обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных текстов;
Оборудование:
Портрет писателя, выставка книг, проекты с компьютерной презентацией, фрагменты из фильмов (“Старший сын”.)
Он был талантлив вдвойне
– и как человек, и как писатель. В.Распутин
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
ОП Ведущий 1: Александр Валентинович Вампилов – потомственный сибиряк. Он родился в небольшом поселке Кутулик в 1937 году, ровно через сто лет после гибели Александра Сергеевича Пушкина. Отец мальчика был учителем литературы и назвал сына именем великого поэта. Он словно чувствовал, что его судьба будет необыкновенной.
ТН Ведущий 2: Вскоре после рождения сына Валентин Никитич по ложному доносу был арестован и в 1938 году расстрелян в Иркутске. Воспитывала четверых детей мать, Копылова Анастасия Прокопьевна, учительница математики, человек чуткий и глубоко интеллигентный.
ОП Ведущий 1: Сегодня имя драматурга А.Вампилова известно всему миру.Он ушел из жизни за 2 дня до своего 35-летия 17 августа 1972 года, утонул в Байкале. Из воспоминаний Владимира Жемчужникова, друга А.Вампилова: “Лодка на полном ходу натолкнулась на невидимое под водой бревно-топляк, сразу перевернулась и стала тонуть. Вампилов поплыл к берегу, до которого было не так далеко. Но слишком студеной оказалась вода, поднятая недавним штормом с байкальских глубин. Слишком тяжелой стала теплая куртка, когда намокла. Саша не доплыл до каменистого берегового откоса всего несколько метров”.
ТН Ведущий 2: Духовный облик драматурга открывается уже тогда, когда вглядываешься в его портрет.
“Венок Вампилову”(Современники о Вампилове)
Ученики:
ОП Вячеслав Шугаев:
- Саша Вампилов. – Он стоял против солнца и чуть щурил темно-медовые глаза с какой-то донной, зеленоватой подсветкой.
ТН Дмитрий Сергеев:
- Остались фотографии: их много, и почти на всех Саня похож на себя… Удачи фотографов объясняются просто: Саня никогда не позировал, он всегда был естествен. Он был приметен в любой компании, вовсе не стремясь к этому. Выделялась копна смолистых волос… Волосы у него от природы были волнистыми и укладке не подчинялись. Непроницаемым или скрытным Саню нельзя назвать: его лицо мгновенно отражало смену настроения.
ОП Владимир Лакшин:
- Почти мальчишеское, простое, скуластое лицо, копна густых волос, рот чуть приоткрыт в улыбке, рубашка простенькая, без галстука. А это писатель, из лучших драматургических писателей нашего времени…
ТН Чтец:
Вспоминайте меня весело, Словом, так, каким я был. Что ты, ива, ветви свесила, Или я недолюбил? Не хочу, чтоб грустным помнила, Я уйду под ветра гик. Только песни, грусти полные, Мне дороже всех других. По земле ходил я в радости.
Я любил её, как бог, И никто мне в этой малости Отказать уже не мог… Все мое со мной останется, И со мной и на земле. У кого-то сердце ранится На моем родном селе. Будут весны, будут зимы ли, Запевайте песнь мою. Только я, мои любимые, С вами больше не спою. Что ты, ива, ветви свесила, Или я недолюбил? Вспоминайте меня весело, – Словом, так, каким я был.
П.Реутского
Главные черты характера, проявляющиеся во внешнем облике писателя А.Вампилова: естественность, открытость, бескорыстие, привлекательность, проницательность, глубина.
"Александра Вампилов в воспоминаниях его родных, близких, ”
ОП Ученики: В семье Саша был младшим и, разумеется, был любимцем своих братьев и сестры. В школьные годы много читал… Любил Пушкина, Лермонтова, Чехова, Есенина. Саша как-то многим увлекался: и музыкой, и спортом, играл в драмкружке. Он как будто спешил все охватить, торопился… Участвовал в турпоходах: то на велосипедах, то на лодках, то с футбольной командой или со спектаклем в соседние села. Я очень беспокоилась за его участие в этих походах…
Анастасия Копылова, мама
ТНСердце обливается кровью, когда только подумаешь о нем. Милый маленький Шурик, как он был талантлив, честен и благороден. Очень тяжело примириться с мыслью, что больше нет его с нами. Не уберегли мы его…
ОП Да, у Саши был большой талант. Мне кажется, что в будущем его талант мог бы заблистать ещё с большей силой …
Владимир Вампилов, брат
ТНСаша рос впечатлительным мальчиком, любил сказки, не прочь был и пошалить. Учился хорошо, но в отличники не стремился попасть. Занимался тем, что ему было интересно. Посещал драмкружок, Тюленина играл в “Молодой гвардии”. Любил классическую музыку, играл на гитаре, балалайке – слух был абсолютный. Хорошо рисовал. Газеты в школе выпускали ребята по своей инициативе. Помню, сочинять могли вдвоем- втроем тексты к газетам, рисовать ночами. Много было шума и смеха…
Галина Гусева, сестра
ОП Ведущий 2: В годы учебы в Иркутском Государственном университете (1955 – 1960 г.г.) студенты создали литературное объединение, выпускали газету “Иркутский университет”, в которой печатали свои произведения. Талант будущего драматурга проявился уже в то время.
В 1961 году в Иркутске выходит первая книга молодого автора (псевдоним Санин) “Стечение обстоятельств” - сборник юмористических рассказов.
ТН Ведущий 1: По последующим произведениям Вампилова можно судить о важном писательском качестве – мужественности таланта. Драматург обращается к материалу острому, сложному, ответственному – к судьбам молодых:
“Дом окнами в поле” - 1964 г.
“Прощание в июне” - 1964 г.
“Старший сын” - 1965 г.
“Утиная охота” - 1968 г.
“Прошлым летом в Чулимске” - 1971 г.
Он сам погрузился в среду своих сверстников. Вампилов говорил: “Среда – это мы сами, а значит если каждый из нас станет лучше, лучше станет среда”. Мир талантливого, большого писателя – драматурга. А.Вампилова надо постигать через его произведения. Автор заставляет читателей задуматься над тем, что дети не должны расти эгоистами, черствыми, расчетливыми, неблагодарными. Драматург подчеркивает, что всякому человеку необходимы понимание и человеческая любовьСо страниц книг писатель разговаривает с читателем, заставляет над чем-то задуматься, переосмыслить свою жизнь, в отдельных случаях подталкивает сделать нравственный выбор.
ОП Ведущий 2: Пьеса «Старший сын» — это пьеса, прежде всего, об одиночестве человека, о смысле жизни, о счастье.
Главный герой пьесы — Андрей Григорьевич Сарафанов —четырнадцать лет воспитывает детей один, жена сбежала с другим. Он играет на кларнете и, в силу сложившихся обстоятельств, работает не в филармонии, а в кинотеатрах, на танцах и на похоронах. И работает ради своих детей. Но понимания в семье нет, каждый занят своими проблемами. Жена называла его «блаженный», дети считают неудачником. А Сарафанов — человек творческой натуры, у него есть мечта — завершить собственное творение — ораторию. Его жизненное кредо заключено в словах: «Зачерстветь, покрыться плесенью, раствориться в суете — нет, нет, никогда....Каждый человек родится творцом, каждый в своем деле и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, осталось после него». И понимание, сочувствие главный герой находит в Бусыгине — в чужом человеке, студенте, который по причине случайных обстоятельств назвался его сыном. Для Сарафанова это настоящее счастье, так он и говорит:«То, что ты появился,— это настоящее счастье». И именно Бусыгин, а не собственные дети, дает ему высокую оценку: «Этот папаша святой человек»
ТН Ведущий 1:Герои пьесы “Старший сын”, как и других пьес, люди обыкновенные, и слова они произносят самые простые, а зритель смотрит с огромным вниманием. Пьеса А.Вампилова «Старший сын» была экранизирована в 1975 го-ду режиссёром В. Мельниковым. В главных ролях — целое созвездие ярчайших советских актеров: Евгений Леонов, Николай Караченцов, Светлана Крючкова, Наталья Егорова и Михаил Боярский
Просмотр фрагмента телефильма “Старший сын” .
ОП Ведущий 2В центре пьесы А. В. Вампилова «Утиная охота» — главный герой Зилов. Его облик складывается из поведения в быту, отношения к родителям, к жене, выполнению своих профессиональных обязанностей. Зилов — легкомысленный муж, неблагодарный сын, никчемный работник .Будучи женатым, он проводит вечера с любовницами: то с Верой, то с Ириной. Иногда приходит домой под утро, жене сочиняет истории о командировках. Галина, его жена, говорит о нем: с ним шесть лет, но я его так и не поняла». Своих родителей он не видел уже четыре года, считает, что отпуск лучше потратить на охоту, чем на поездку к родным. Отца, который просит его приехать, он называет «старый дурак», «собака», точно даже не знает, сколько ему лет.
Как работник Зилов совсем никудышный. Занимая должность в ЦБТИ, не проявляет никакого усердия, создает видимость работы, готов подтасовать факты, лишь бы ничего не делать и пораньше убежать. Слова отца Зилова «ленив и развратен» точно характеризуют главного героя. Ему тридцать лет, а на уме лишь винишко, друзья, охота и девочки .В конце пьесы герой заходит в тупик, всех гонит прочь. Он во всем запутался: жил, как прожигатель жизни; на работе дискредитировал себя в глазах начальника с подлогом статьи о реконструкции завода ,испортил жизнь своей жене Галине и еще совсем юной Ирине, скомпрометировал в глазах друзей Веру, с которой у него тоже были личные отношения, не смог встретиться с отцом до его смерти. Такая жизнь ему надоела. Как жить по-другому — он пока еще не знает, герой в тупике . Сможет ли Зилов начать жить по-новому? Автор оставляет возможность домыслить читателю, поэтому заканчивает пьесу открытым финалом
ТН Ведущий 2: Сила драматурга в том, что он стоит над своими героями: хочет видеть всё резко и прямо и однако не теряет веры в людей. Главное не в том, каким героем — положительным или отрицательным — признать Зилова. Важно, что за образом Зилова стоит не только проблема легкомысленного отношения к жизни, но и проблема почти поголовного пьянства среди молодых людей. На протяжении всей пьесы мы читаем: «Надо выпить и закусить, «мне надо выпить», «Выпей, Дима...», «А теперь давайте выпьем».
В этом отношении Зилова можно поставить в один ряд с Ноздревым Н. В. Гоголя («Мертвые души») и с Петрухой В. Г. Распутина («Прощание с Матерой»).Часто молодые люди не задумываются о своей жизни, плывут по течению, совершают необдуманные поступки, а потом заходят в тупик, как Зилов, и, если не находят выхода, или спиваются, или совершают самоубийство. К сожалению, пьеса А. В. Вампилова «Утиная охота» — это суровая правда жизни.
В заключение хочу подчеркнуть, что, хотя пьесы «Старший сын» и «Утиная охота» написаны более сорока лет назад, проблемы, поставленные автором, актуальны и по сей день.
ОП Ведущий 1: Велико воспитательное значение пьес А. В. Вампилова в плане постановки жизненных проблем, в плане их решения через взаимоотношения героев, поскольку вопросы чести и совести, смысла жизни, истинной и ложной любви, ответственности за судьбы близких, доброты и взаимопонимания в семье будут волновать людей вечно . Главное в этом мире – быть человеком. “Вампилова кровно занимало, почему люди, вошедшие в жизнь молодыми, здоровыми, нравственно сильными, далеко не достигшие вершины своей судьбы, ломаются и погибают. Как победить процесс нравственной деградации, как удержаться в убеждениях честным и сильным? Ответ Вампилова обращает нас к себе самим, к тем неисчерпаемым резервам человеческой души, какие есть в каждом человеке — лишь бы он не перестал верить, что может и должен жить достойно”, — отмечает В. Лакшин
ТН Чтец:
Я увижу Байкал, и зеленый лужок, и село. Снова память туда неустанно и властно стремится. Я душою, озябшей в дорогах, услышу тепло, Развернув твоей книги такие родные страницы.
Андрей Румянцев
Литература
Вампилов А.В. Записные книжки. – Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1996.
Вампилов А.В. Дом окнами в поле: Пьесы, очерки и статьи, фельетоны, рассказы и сцены; Вступ.ст.В.Лакшина. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1981.
Мир Александра Вампилова: Жизнь. Творчество. Судьба: Материалы к путеводителю / Сост.Л.В.Иоффе, С.Р.Смирнов, В.В.Шерстов; Вступ.ст.В.Я.Курбатова. – Иркутск: Изд. ГП “Икутская областная типография № 1”, 2000.
Тендитник Н.С. Перед лицом правды: Очерки жизни и творчества Александра Вампилова. – Иркутск: Изд-во журнала “Сибирь”, 1997.