kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие по литературе в 7 классе «Как сладкую песню Отчизны моей, люблю я Кавказ» (посвящается М. Ю. Лермонтову)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать познавательный интерес  к изучению творчества М.Ю.Лермонтова,,формировать уважительное отношение к родному языку через художественное слово поэта.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по литературе в 7 классе «Как сладкую песню Отчизны моей, люблю я Кавказ» (посвящается М. Ю. Лермонтову)»


Внеклассное мероприятие по литературе в 7 классе

«Как сладкую песню Отчизны моей, люблю я Кавказ»

(посвящается М. Ю. Лермонтову)

Кичигина Наталия Олеговна учитель русского языка и литературы.


Аудитория 7 класс

Образовательная цель:

познакомить учащихся (выборочно) с лирикой М.Ю.Лермонтова; с литературоведческим термином лирический герой.

Развивающие цели:

развивать познавательный интерес к изучению творчества М.Ю.Лермонтова; развивать навыки выразительного чтения лирических произведений; развивать умение слушать художественное; творческие способности учащихся.

Воспитательные цели:

формировать уважительное отношение к родному языку через художественное слово поэта; воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию; воспитывать эстетический вкус, прививать культурные ценности через форму мероприятия.

Задачи:

создать условия для формирования чтение, оценивать выступления своих ровесников; расширять кругозор обучающихся навыков осознанной творческой деятельности обучающихся; предоставить возможность учащимся творчески себя реализовать, раскрыть свой потенциал.

Технологии: ИКТ, театрализация, личностно-ориентированный подход.

Оборудование: портрет писателя. Выставка книг с произведениями М .Ю.Лермонтова, свечи. чернильница, перо, презентация, экран, компьютер, проектор.

Ход мероприятия.

Звучит вальс А. И. Хачатуряна к драме М.Лермонтова «Маскарад»

Учитель: давайте представим себе, что мы находимся в гостиной одной из семей, где бывал Лермонтов, и окунемся в мир поэзии и музыки, в ту эпоху, когда по нашей земле ступала нога величайшего поэта.

Ведущий 1.

Вдохновенно воспетый Лермонтовым Кавказ давно уже стал обетованной землей почитателей великого поэта.

Но на всем Кавказе нет другого места, где бы так тесно переплетались нити личной и творческой биографии поэта, как на Пятигорье. Вот почему всех влечет к себе этот уголок земли.

(Видеоряд с изображением Кавказских гор).

Где по кремням Подкумок мчится,

Где за Машуком день встает,

А за крутым Бешту садится.

Здесь многое напоминает о Лермонтове, потому что Пятигорье – это частица жизни поэта.

Лермонтов писал:

Хотя я судьбой на заре моих дней.

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню Отчизны моей, люблю я Кавказ.

Ведущий 2.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года В Москве. Но еще в младенчестве, но был увезен в имение бабушки. Там прошло его детство. Там он дружил с деревенскими ребятишками, слушал народные предания и песни, богатую и чистую русскую речь.

Ведущий 1.

Тринадцати лет Мишу Лермонтова отвезли в Москву и отдали в лучший пансион. Тогда же он начал писать стихи. В 16 лет Лермонтов уже был зрелым поэтом, но его стихи еще не печатали – сочинял он для себя, читал близким друзьям. Выбрав поэтическую дорогу, Лермонтов поступил на словесное отделение университета.

Учебу в Московском университете он не закончил. А переехал в Петербург и поступил в военную школу, оттуда вышел в гвардейский кавалерийский полк. Военная служба лишила его спокойной жизни. Ему пришлось много ездить.Такие поездки Лермонтов сравнивал с тучками, которые плывут по небу в пасмурную погоду.

Ведещий2.

Кавказские горы Лермонтов впервые увидел в детстве, когда было ему только четыре года. Бабушка привезла его в Пятигорск лечить больные ножки. Горы произвели на мальчака огромное впечатление. В одном из своих стихотворений он описал спор двух великанов – Эльбруса и Казбека. Эльбрус он называл Шат – горою.

Стихотворение «Спор» (в сокращении) Видеоряд.

Инсценировка:

Ведущий1.

Как –то раз перед толпою

Соплеменных гор

У Казбека с Шат – горою

Был Великий спор.

Шат:

«Берегись!» - сказал Казбеку

Седовласый Шат.-

Покорился человеку

Ты недаром, брат!

Он настроит дымных келий

По уступам гор;

В глубине твоих ущелий

Загремит топор;

И железная лопата

В каменную грудь,

Добывая медь и злато,

Врежет страшный путь.

Уж проходят караваны

Через те скалы,

Где носились лишь туманы

Да цари – орлы.

Люди хитры!

Хоть и труден

Первый был скачок,

Берегися! Многолюден

И могуч Восток!»

Казбек:

«Не боюся я Востока! –

Отвечал Казбек.-

Род людской там спит глубоко

Уж девятый век.

Все, что здесь доступно оку, спит, покой ценя…

Нет! Не дряхлому Востоку

Покорить меня!»

Шат:

«Не хвались еще заране!-

Молвил старый Шат, -

Вот на севере в тумане

Что – то видно брат!»

Ведущий2:

Тайно был Казбек огромный

Вестью той смущен;

И, смутясь, на север темный

Взоры кинул он;

И туда в недоуменье

Смотрит, полный дум:

Видит странное движенье,

Слышит звон и шум.

От Урала до Дуная,

До большой реки,

Колыхаясь и сверкая,

Движутся полки;

И. испытанный трудами

Бури боевой,

Их ведет, грозя очами,

Генерал седой.

Идут все полки могучи,

Шумны, как поток,

Страшно – медленно, как тучи,

Прямо на восток.

И, томим зловещей думой,

Полный черных снов,

Стал считать Казбек угрюмый –

И не счел врагов.

Грустным взором он окинул

Племя гор своих,

Шапку на брови надвинул –

И навек затих.

Ведущий1.

Как русский офицер, Лермонтов изучал историю своего Отечества, особенно события Отечественной войны 1812 года, закончившейся поражением наполеоновской армии и славной победой русских солдат. Мужество и храбрость русской армии Лермонтов воспел во многих стихотворениях. Среди них наиболее известные – «Бородино», «Два великана». Два великана – это два полководца: Кутузов – русской армии, Наполеон – французской армии.

Учащиеся читают стихотворение «Два великана» и отрывок из стихотворения «Бородино».

(Стихотворение «Бородино» читается на фоне видеофильма «Бородино»)

Звучит Фрагмент из фортепианного произведения польского композитора Фредерика Шопена «Ноктюрн».

Выходит ученик, исполняющий роль Лермонтова.

Поэт:

Неужели мы приходим в жизнь, чтобы исчезнуть без следа? Зачем я жил? Для какой цели родился? А, верно, она существовала и ,верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необычайные.

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник.

Но только с русскою душой.

Я по натуре скиталец. На месте мне не по себе, и я начинаю бродить в мечтах. По – детски представляю себя то воином вольного Новгорода, то владельцем рыцарского замка в горах Шотландии. Я верю, что наш род ведет свое начало от знаменитого шотландского барда, мага и чародея Томаса Лермонта. С его именем связана одна странная легенда.

Музыка продолжает звучать…

Инсценировка:

Ученик1.

В дни своей юности встретил Томас Лермонт королеву фей. Ее красота околдовала его, и он семь лет провел в королевстве феи безмолвным рыцарем в ее свите.

Ученик 2.

Вот настало рыцарю Томасу покинуть страну цветов и солнца. Королева наградила его волшебным даром слагать пророческие стихи.

Фея.

Однажды, Томас Лермонт, за тобой придет вестник, и ты навсегда вернешся в мое королевство.

Томас.

Я очень рад тому, моя прекрасная повелительница! Но как я узнаю этого вестника?

Фея.

Ты узнаешь его сразу. Только жди, мой рыцарь, и он придет!

Ученик1

И Томас Лермонт вернулся в свою Шотландию. Все пророчества его сбывались, дивились сородичи его волшебному дару. Но сам томас часть был грустен. Как пламя заката в горах горела в его сердце память о вечном празднике в солнечной долине фей.

Ученик2.

Вечером ему слышались переливы серебристых голосов, вставала перед нам картина блаженной страны. Шли годы. Таинственный вестник не появлялся.

Ученик1.

Но вот однажды в селение вошел сияющий, величественный и гордый олень. Жители расступились перед ним, пораженные этим чудом.

Ученик2.

А Томас Лермонт вдруг просветлел лицом и пошел вслед за ним, забыв обо всем на свете. Олень повел его к реке, они оба вошли в воду и исчезли.

Поэт.

Зачем я не птица, не ворон степной,

Пролетевший сейчас надо мною?

Зачем не могу в небесах я парить

И одну лишь свободу любить?

Ведущий 1

Лермонтов был очень талантлив. Он отлично играл на скрипке, был блистательным шахматистом, был великим поэтом и писателем, очень хорошо рисовал карандашом,

Акварелью и масляными красками, говорил на нескольких языках. Он очень любил и тонко чувствовал красоту родной природы.

Ученики читают стихи «Утес», «Сосна», слушают романс «Горные вершины».

Ведущий1

Лермонтов родился в Москве и где бы ни находился потом говорил: «Москва – моя Родина». В поэме «Сашка» он писал:

Поэт.

Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,

Как русский, - сильно пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль, зубчатый, безмятежный.

Ведущий1

Родиной для Лермонтова была не только Москва. Ею была вся Россия, верным сыном которой он остался навсегда. Ученик читает стихотворение «родина»

Но особенно Лермонтов любил Кавказ. В одном из своих стихотворений он писал:

Поэт:

Тебе, Кавказ, суровый царь земли,

Я посвящаю снова стих небрежный.

Как сына , ты его благослови

И осени вершиной балоснежной;

Т юных лет к тебе мечты мои

Прикованы судьбою неизбежной.

На севере – в стране тебе чужой –

Я сердцем твой – всегда и всюду твой.

Ведущий2

Горы Кавказа настолько пленили поэта с детства, что он не только писал стихи и поэмы о Кавказе, но и рисовал эти горы, эти места.

Поэт.

Синие горы Кавказа,

Приветствую вас!

Вы взлелеяли детство мое;

Вы носили меня на своих

Одичалых хребтах,

Облаками меня одевали,

Вы к небу меня приучили,

И я с той поры все

Мечтаю о вас

Да о небе.

Ведущий 1

Лермонтов был не только замечательным поэтом, но и замечательным прозаиком. Он написал драму «Маскарад». Все события в ней происходят во время бала – маскарада, на который приходят в костюмах и масках.

Давайте и мы побываем на этом балу.

Учащиеся танцуют вальс под музыку к драме «Маскарад» А.Хачатуряна.

Ведущий 2

Когда Лермонтов В 1841 году отправился в последний раз в действующую армию на Кавказ. Его друг подарил ему книжечку с просьбой вернуть ее, всю исписанную стихами. Но Лермонтову не суждено было вернуться живым из этой поездки. В записной книжке осталось очень много чистых страниц. Всего несколько стихов успел записать в ней поэт. Они были написаны в маленьком домике под камышовой крышей у подножия Машука. Теперь там музей – заповедник «Домик Лермонтова».

Ведущий1

Стихи Лермонтова были очень мелодичны и привлекли многих композиторов. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» стало романсом, а затем и народной песней. Сейчас оно прозвучит в исполнении знаменитого русского певца Сергей Яковлевича Лемешева.

Учащиеся слушают грамзапись.

Ведущий 2

Поэт погиб в Пятигорске, где все помнят его. Где все дышит его поэзией. У подножия Машука прозвучал роковой выстрел. Между Лермонтовым и Мартыновым из – за пустяковой ссоры состоялась дуэль. Лермонтов и не думал стрелять в своего приятеля. Он был весел, беззаботен и сам выстрелил в воздух. Но его противник не промахнулся. Вслед за выстрелом раздался страшный удар грома и разразилась яростная гроза. Поэту было 27 лет.
Учащиеся исполняют романс на стихи Лермонтова «Парус».

Учитель:

М. Ю. Лермонтов – гордость нашей русской литературы. Его творчество стало достоянием мировой поэзии. Ребята, любите свой край, читайте произведения М. Ю. Лермонтова.
































11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Кичигина Наталия Олеговна

Дата: 17.03.2019

Номер свидетельства: 503416

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства