kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 10 класса по творчеству А.Н. Островского и И.А. Гончарова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 10 класса по творчеству А.Н. Островского и И.А. Гончарова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 10 класса по творчеству А.Н. Островского и И.А. Гончарова»

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 10 класса по творчеству А.Н. Островского и И.А.Гончарова «Своя игра»


Цели мероприятия:

Предметные:

  • Повторить, систематизировать и закрепить пройденный материал по ранее изученным темам: творчество А.Н.Островского, И.А.Гончарова;

  • Расширить знания учащихся в области литературы.

Личностные:

  • Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся;

  • Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.

Метапредметные:

  • Воспитывать умение работать в группе;

  • Способствовать формированию уважительного отношения к литературе.

Организационный момент:

  • Класс делится на команды, выбираются капитаны ( Каждая команда придумывает себе название и девиз);

  • Отдельно на роль жюри выбираются несколько ребят.

Оборудование:

  • Презентация

  • Раздаточный материал

  • Тексты произведений

Краткое описание игры:

В игру включаются вопросы касательно жизни и творчества А.Н. Островского («Гроза») и И.А.Гончарова («Обломов»). Всего в игре 2 тура, I тур представлен 10-ю вопросами разных категорий. Каждый вопрос оценивается в 10, 30, 50,70 и 100 баллов. Учащиеся отвечают на предложенные вопросы в течение 5-10 минут. II тур представлен одним общим вопросом для обеих команд.





Ход мероприятия:

Организационный момент. Класс делиться на команды, выбираются капитаны, даётся название. Отдельно на роль жюри выбираются несколько ребят. Объясняются правила.



I тур

Вопросы расположены от самого лёгкого ( оцениваемого в 10 баллов) к самому сложному (100 б). Каждая из команд выбирает поочередно категорию, далее идёт обсуждение, после капитан команды даёт ответ. Если ответ правильный, то команде присуждается написанное количество очков, если ответ неправильный, столько же очков снимается.

А.Н.Островский «Гроза»

10. Очерк жизни и творчества драматурга. Краткое содержание пьесы «Гроза».

30. Докажите, что фамилии представителей “тёмного” царства – Дикой и Кабанова (Кабаниха) - “говорящие”. Объясните их значение. Приведите примеры из текста (действие 1, явление 1, 3).

50. Главная героиня пьесы – Катерина. Раскройте главные черты её характера

(действие 1, явление 7; действие 2, явление 2; действие 4, явление 6).

70. Тихон и Борис – одного поля ягоды? В чём их сходство и различие?

100. Представьте, что Вы – драматурги. Как бы Вы закончили пьесу?



Гончаров И.С. «Обломов»

10.Очерк жизни и творчества писателя. Краткое содержание романа «Обломов»

30. Главный герой романа – Илья Ильич Обломов. Раскройте его образ через портрет, интерьер, характер и взаимоотношения с другими героями (часть 1).

50. Штольц – антипод Обломова? Если да, то докажите это по следующим параметрам: детство, образование, образ жизни (часть 1, 2).

70. Сравните отношение к Илье Ильичу Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны.

100. Представьте, что Вы – писатели. Как бы Вы закончили роман?



II тур

На данный вопрос обе команды дают письменный развёрнутый ответ.

- Что объединяет оба произведения?



Подведение итогов. Жюри подсчитывают баллы и оглашают победителя.

Таким образом, ребята, мы проследили жизненный и творческий путь Александра Николаевича Островского, Ивана Александровича Гончарова, раскрыли содержание произведений: “Гроза”, “Обломов”в игровой форме проверили, углубили и систематизировали Ваши знания, а главное - подвели итог изучению данных произведений.

Используемые источники:

  • https://infourok.ru/igra-po-stranicam-russkoy-klassiki-anostrovskiy-isgoncharov-2138701.html

  • https://infourok.ru/svoya-igra-po-literature-dlya-starsheklassnikov-1901459.html

  • http://www.myshared.ru/user/44161/

  • https://lusana.ru/presentation/19658























Приблизительные ответы к вопросам I тура

А.Н.Островский «Гроза»

10. Очерк жизни и творчества драматурга. Краткое содержание пьесы «Гроза».


Ответ: 12 апреля 1823 года родился Александр Николаевич Островский в Москве в семье чиновника. Три года он учился в Московском университете на юридическом факультете. Но вскоре оставил университет и принял решение заняться литературой. Произведения, которые он написал: “Банкрот”, “Бедность не порок”, “Доходное место”, “Горячее сердце”, “Лес”, “Снегурочка”, “Волки и овцы”, “Бесприданница” и другие.

Самым ярким произведением, которое входит в курс школьной программы, является пьеса “Гроза”. Действие пьесы происходит на берегу Волги в городе Калинове. Главная героиня – Катерина, очень набожная, вольная, добрая и смелая девушка. Она замужем за Тихоном Кабановым. По своим убеждениям, складу ума и характера она противостоит представителям “тёмного” царства – Дикому и Кабанихе. Она влюбляется в Бориса, племянника Дикого, понимая, что это грех. Катерина гуляет с ним все десять ночей, когда уезжает её муж, Тихон. Затем прилюдно признаётся в этом. Героиня одинока в этом мире: ни Тихон, ни Борис не любят её по-настоящему. Осознавая это, и не в силах больше нести свой грех, она бросается в Волгу с обрыва.


30. Докажите, что фамилии представителей “тёмного” царства – Дикой и Кабанова (Кабаниха) - “говорящие”. Объясните их значение. Приведите примеры из текста (действие 1, явление 1, 3).


Ответ: Дикой “ни за что человека оборвёт”, “уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьевич, поискать ещё! Унять-то его некому, вот он и воюет”. После того как Дикого обругал один гусар, “домашние две недели прятались по чердакам и чуланам” (грубый, невежественный). “Не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются…” (жадный, скупой).

Кабаниха “нищих оделяет, а домашних заела совсем” (грубая, жадная); убеждена, что “без страха и порядка в доме не будет” (властная, деспотичная).

Фамилии героев “говорят” об их манере поведения, общения, образе жизни.


50. Главная героиня пьесы – Катерина. Раскройте главные черты её характера

(действие 1, явление 7; действие 2, явление 2; действие 4, явление 6).


Ответ: “Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…” (мечтательная, поэтическая, возвышенная натура).

Катерина рассказывает, что когда ей было шесть лет, её чем-то обидели дома, так она выбежала на Волгу, села в лодку и отпихнула её от берега, так что нашли её только на другое утро (горячая, решительная).

Прилюдно признаётся в том, что “все-то десять ночей гуляла” с Борисом (открытая, смелая, не боится людского суда).


70. Тихон и Борис – одного поля ягоды? В чём их сходство и различие?


Ответ: Оба героя безвольные, подчиняются своим родным, делают то, “как им будет угодно”: Тихон – маменьке (Кабанихе), Борис – дядюшке (Дикому). Не могут противостоять “тёмному” царству, живут по указке, хотя и страдают от этого. Оба не любят Катерину по-настоящему: ни Тихон, ни Борис не берут её с собой, когда один уезжает в Москву (Тихон), а другой в Сибирь (Борис). Разница лишь в том, что Борис порядочно образованный человек в отличие от Тихона.

Гончаров И.С. «Обломов»

10.Очерк жизни и творчества писателя. Краткое содержание романа «Обломов»


Ответ: 18 июня 1812 года родился Иван Александрович Гончаров в Симбирске, в купеческой семье. Три года он учился в Московском университете на словесном факультете. В 1835 году Гончаров занялся литературной деятельностью – пишет романтические стихи, повести. Позже он написал известную всем трилогию: романы “Обыкновенная история”, “Обломов”, “Обрыв”; два тома путевых очерков под названием “Фрегат Паллада”, критические статьи. Самым важным произведением, которое входит в курс школьной программы, является роман “Обломов”.

Главный герой романа – Илья Ильич Обломов. Мягкий, добрый человек, который проводит свою жизнь, лёжа на диване. Все его знакомые и особенно друг Андрей Штольц постоянно пытаются растормошить его, но всё безуспешно. Вскоре он знакомится с Ольгой Ильинской, которая хотела расшевелить его, вернуть к жизни. Но их отношения закончились разрывом. Илья Ильич женился на Агафье Матвеевне Пшеницыной, которая воспринимала Обломова таким, какой он есть. В её доме царил покой и культ еды. У них был сын Андрей. В конце романа герой умирает, хотя его духовная смерть наступила раньше, чем физическая.


30. Главный герой романа – Илья Ильич Обломов. Раскройте его образ через портрет, интерьер, характер и взаимоотношения с другими героями (часть 1).


Ответ: “Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. На нём был халат из персидской материи, настоящий восточный халат… весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него”.

По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память”.

По характеру герой мягкий, добрый, робкий, а главное - ленивый. Он не привык к движению, жизни, многолюдству и суете; боялся любви, чуждался женщин.

К Обломову приходят гости: Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев, Штольц. Он встречает их, лёжа на диване.


50. Штольц – антипод Обломова? Если да, то докажите это по следующим параметрам: детство, образование, образ жизни (часть 1, 2).


Ответ: Обломов детство провёл в Обломовке, где его холили и лелеяли. Штольц рос очень живым, озорным и самостоятельным мальчиком. 2. Илья учился слегка, чтобы добыть как-нибудь аттестат. Андрей с восьми лет сидел с отцом за географической картой, читал священную историю, учил басни Крылова. 3. Обломов бездействует, лежит на диване. Штольц много работает, бывает в свете, читает.


70. Сравните отношение к Илье Ильичу Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны.



Ответ: Ольга хотела изменить Обломова, оживить его, вернуть к деятельности, но, к её сожалению, он давно умер. “Я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц”.

Агафья воспринимает Обломова таким, какой он есть. Она любит его. Жертвует своим имуществом в тяжёлые времена ради общего благополучия.

Ответ на вопрос II тура: Смерть героев: и Катерина Кабанова, и Илья Ильич Обломов – умирают.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Леонов Константин Александрович

Дата: 09.12.2019

Номер свидетельства: 531032


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства