kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие - литературно-музыкальная композиция "По следам войны."

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработку вошли стихи, песни о войне. Кроме того, представлена широкая биография поэтов военных лет

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие - литературно-музыкальная композиция "По следам войны."»

Приложение 5

Лирика военных лет.

«Поэзия подвига».


Цель: дать обзор поэзии времени ВОВ, показать, что поэзия соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя; выявить значение поэзии в годы ВОВ, познакомиться с творчеством молодых поэтов – фронтовиков; выяснить, в чём причина постоянного внимания современных поэтов к событиям ВОВ; развивать умения и навыки выразительного чтения, самостоятельной работы с дополнительной литературой; развивать речь учащихся; воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.


Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

А.Т.Твардовский

Ход урока: 1. Орг. момент.


Слайд 1 (кинохроника «Если завтра война», диск «Битва за Москву»)

2. Слово учителя

Рано утром (4часа) 22 июня 1941 года гитлеровская Германия вторглась на территорию России. Минувшая война унесла 27 млн. жизней. В нашей стране нет ни одной семьи, которой бы не коснулась тяжесть смертельной борьбы с гитлеровцами. Они разрушили 1710 городов и посёлков, превратили в пепелище 70 тыс. сёл и деревень, оставив без жилья 25 тыс. человек. 22 июня и 9 мая – эти даты глубоко врезались в память людей. Навечно вошли в историю нашей страны. Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы ВОВ, но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днём все долгие годы войны. Память о событиях военной поры, изменивших ход истории, не уходит. Священная Российская земля – вечная свидетельница бессмертного подвига воинов, отстоявших честь и независимость Родины. Русские люди совершали подвиги в Ленинграде, на Курской дуге, под Москвой, на Волге, на священной Сталинградской земле. О защитниках написаны романы, повести, очерки, огромное количество стихов и песен. Литература, поэзия – это «голос героической души русского народа». Героические дела тех, кто грудью отстоял независимость нашей Родины, навсегда в сердцах всех поколений. За мужество и героизм свыше 7 млн. воинов награждены орденами и медалями, а за особо выдающиеся подвиги 11600 человек удостоены звания Героя Советского Союза. Память о тех, кто пал в боях, о тех солдатах минувшей войны никогда не умрёт! Им всенародная благодарность.

Наш урок посвящён стихам и песням военных лет. (сообщ. темы урока, цели)

Слайд 2 чтение эпиграфа, запись в тетрадь

Уже на 3-й день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - «Священная война» на стихи Вас. Лебедева-Кумача.

Звучит песня «Священная война»

Песни – как люди, у каждого своя судьба, своя биография. Одни умирают, едва появившись на свет, другие вспыхивают ярко и скоро угасают. И лишь немногие живут долго и не старятся.

- Почему эта песня стала легендарной?

Эта песня пробудила дух патриотизма, её торжественные, исполненные энергии слова и музыка поднимали народ на защиту родины, война названа «народной» и «священной», песня призывала каждого к ответственности за судьбу страны. Эта песня заставляет вспомнить, что война – это страшное испытание для всего народа, это испытание для нашей литературы. Поэты и писатели с честью выполнили свой патриотический долг. Поэзия была самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну. Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми. Они создавали стихи и песни, которые поднимали боевой дух солдат. Более 300 писателей и поэтов пали смертью храбрых. Среди них Юр. Крымов, Иос. Уткин, Пав. Коган, Мих. Кульчицкий, Ник. Майоров, Сем. Гудзенко и мн. др. В 1941 г. многие из них были чуть старше вас, и не все они вернулись с войны.

- Почему же поэзия была самым популярным жанром? Почему поэзия оказалась необходима людям – и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?

Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла надежду и веру. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой, звала русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляла мужество защитников. Поэзия заставляла задуматься о себе, о Родине, о прошлом, о настоящем, о будущем Родины.

Начинающие поэты – студенты литературного института имени Горького, Московского университета – добровольно ушли на фронт.

Слайд 3 (дневник студента)

Молодые поэты ушли на войну, многие из них не вернулись. Остались талантливые стихи. Хотелось бы узнать о молодых лириках огненных лет, у которых всё ещё было впереди.

Слайд 4 (Н.Майоров)

Н. Майоров писал о своём героическом поколении:

Мы были высоки, русоволосы,

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли, не долюбив,

Не докурив последней папиросы.

(Сообщение о Майорове. Стих. «Нам не дано спокойно сгнить в могиле…»)

Слайд 5 (М. Кульчицкий)

В боях под Сталинградом в январе 1943 г. Погиб М.Кульчицкий, автор известных строк: Война ж совсем не фейерверк,

А просто – трудная работа,

Когда – черна от пота- вверх

Скользит по пахоте пехота.

(сообщение о М.Кульчицком. стих «Мечтатель…»)

Слайд 6 (П.Коган)

П.Коган, молодой талантливый поэт, был убит под Новороссийском. В 1942 г. Он писал: «Только здесь, на фронте, я понял, какая ослепительная, какая обаятельная вещь жизнь. Рядом со смертью это очень хорошо понимаешь…Я верю в историю, верю в наши силы…я знаю, что мы победим!» Он писал:

Я патриот, я воздух русский,

Я землю русскую люблю,

Я верю, что нигде на свете

Второй такой не отыскать!


(сообщение о П.Когане. стих. «Звезда»)

Слайд 7 (Иос. Уткин)

Погиб в 1944 г.

( Стих. «Из письма»)

Особо хочется сказать о молодом татарском поэте, имя которого Муса Джалиль, о его «Моабитских тетрадях» - цикле стихов, написанных в фашистском застенке Моабитской тюрьмы в Берлине. Его поэзия – поэзия глубокой мысли, страстных чувств, неукротимой воли.

Слайд 8 (М.Джалиль)

(Сообщение о М.Джалиле)

У нас в стране его считали пропавшим без вести. Только после войны мир облетела весть о его двух маленьких записных книжечках. Это 115 стих., написанных в заточении.

(стих. «Пташка», «Палачу» М. Джалиль)

Стихи Джалиля принадлежат к тем творениям лит-ры, которые с годами волнуют всё сильнее.

Чем дальше уходит о нас та военная пора, тем больше волнуют и трогают до слёз лирич. песни, согревавшие души наших солдат 70 лет назад. Это «Катюша», «Тёмная ночь», «Огонёк», «Синий платочек», «Землянка».

Слайд 9 (А Сурков)

Сообщение о песне «Землянка»

Звучит песня «Землянка»

Поэзия связывала воюющих и тех, кто остался в тылу. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. Популярным было стих.К.Симонова «Жди меня».

Слайд 10 (К.Симонов стих. «Жди меня»)

Это стих. переписывали, учили наизусть.

- В чём сила этого стиха?

Оно звучит как молитва, как заклинание. Повтор слов создаёт такое ощущение. Это гимн любви, настоящей любви и преданности.

(Сообщение о Симонове)


Перед смертью в 1779 г. Симонов просил исполнить его последнюю волю: писатель хотел навеки остаться с теми, кто погиб в первые дни войны, и прах его был развеян на поле неподалёку от Бобруйска. Сильное впечатление произвело на читателей стих. 1941 г., посвящённое другу Симонова, поэту Алексею Суркову – «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

Стихотворение «Ты помнишь…»

- Почему это стих. так затронуло души? Каким чувством оно проникнуто?

Стих. предаёт боль, горечь, стыд бойцов, вынужденных отступать. И здесь звучит лейтмотив: «Мы вас подождём.» И хотя стих. об отступлении, вера в то, что это не навсегда, очень сильна: невозможно оставить на растерзание врагам родную землю.

Поэт передавал всеобщее чувство – желание сберечь родную землю, своё гнездо. Это чувство понятное всем и близкое каждому. Это чувство объединяло разных людей, разных поэтов, независимо от их отношений с властями. Главное было стремление сохранить Родину. Вспомним стих. А.Ахматовой «Мужество», в котором символом родины выступает «Русская речь, великое русское слово»

Стихотв. А.Ахматовой «Мужество»

Прошло много лет после окончания войны. Но ВОВ продолжает владеть сердцами людей. У В. Высоцкого очень много стихов и песен о ВОВ.

(Песня «Он не вернулся из боя»)

- Почему ВОВ продолжает владеть сердцами людей?

Выводы

Тема ВОВ останется одной из ведущих тем в литературе на совр. Этапе. Но литература возвращается к событиям ВОВ не только для того, чтоб вновь и вновь показать трудный путь нашего народа, но и для того, чтоб опыт прошлого предостерёг от катастрофических ошибок в будущем.

Прошло несколько долгих кровавых лет, пока люди услышали долгожданное сообщение о победе.

Слайд 17 (голос Левитана)

Итог:

Мы познакомились с некоторыми песнями и стихами военного лихолетья. Надеюсь, что они останутся в вашей памяти.

- Что нового вы узнали?

Закончить урок эпиграфом.

Д/З наизусть стих. о ВОВ.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Внеклассное мероприятие - литературно-музыкальная композиция "По следам войны."

Автор: Шарипова Елена Рафаиловна

Дата: 20.01.2020

Номер свидетельства: 536598

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства