kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие "Дети и война"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание патриотиза и героима на примере участия детей в Великой Отечественной войне.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Дети и война"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №13 ст. Незлобной Георгиевского района Ставропольского края














Тема « Дети и война »



Автор:

Межникова Екатерина

учащаяся 7«а» класса

МБОУ СОШ № 13

ст. Незлобной

Руководитель

Тимошенко Марина Викторовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №13

ст.Незлобной

Адрес:

Ставропольский край,

Георгиевский район,

ст.Незлобная,

ул.Школьная,

МБОУ СОШ №13

ст. Незлобной





ПЛАН.

1. Вступление.

2. Воспоминания детей войны -

Н.М.Говорухин - житель ст.Незлобной.

Р.З.Солобова - житель ст. Незлобная.

Л.С.Сорокина - учитель, житель г. Георгиевска.

3.Дети – сыны полков..

4.Молодежь на производстве.

5.Дети блокадного Ленинграда - дневник Тани Савичевой.

6.Дети войны - малолетние узники лагерей.

7.Живучесть «эдельвейсовцев».

8.Умерщвление детей в детском санатории г. Теберды - 22 декабря 1942года./ «Тайна Марухского ледника».

9. Дети-партизаны -

/Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова, Александр Бородулин/

- партизаны Ставрополья /защитники Пятигорска, Нина Попцова, Аня Шилина, Таня Паюк, Дора Карабут, Дима Юрченко - четырнадцатилетний защитник перевалов Кавказа/.

10.Малолетние герои войны - стихотворение Л.Твардовского «Рассказ танкиста» .

11.Случай при освобождении ст. Незлобной /Вася Гавшин/.

12.Письма с фронта.

13.Детские посылки.

14.Заключение.



НАЧАЛО.1

- «Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - сказал А.Твардовский , видевший это немыслимое сближение собственными глазами.

Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто- то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

Такою все дышало тишиной.

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось -

/С.Щипачев./

Как внезапно война ворвалась в их детство…

Сколько тогда их бродило по огненным дорогам, бездомных и обездоленных детей, изголодавшихся, потерявших родных и близких? Советские солдаты находили их в разрушенных городах, сожженных селах, отогревали у походных кухонь и костров, кормили фронтовыми пайками.

Дети просились в воинские части, а командиры старались их не брать - война не для детей. Но всякими правдами и неправдами, в силу разных обстоятельств, маленькие солдаты оставались в полках и подразделениях.

Мы из-за парт на войну уходили,

Не в вагонах плацкартных

Мы по жизни катили.

За отцовскими спинами

Мы не прятались, нет.

Становились мужчинами

Мы в четырнадцать лет.

Те суровые, трагические военные дни острыми, болезненными рубцами запечатлелись не только в сердцах взрослых, но и оставили неизгладимый след в душах детей, свидетелей военного кошмара.

2. Вот фрагменты дневниковых записей и своих воспоминаний детей войны

«Я не помню своих родных, семьей для меня стал Армавирский детский дом. В детском доме жилось неплохо, но война все нарушила, все круто изменила. Летом 1942г. фашисты сильно бомбили Армавир. Мы сидели в укрытии, а кругом рвались бомбы, горели дома, черные вороны кружили над городом. В глухую ночь шли куда глаза глядят, удаляясь от фронта. Было нас восемьдесят семь детей, девочки и мальчики десяти-тринадцати лет. Так добрались мы до Микоян – Шахара /Карачаевск/. Кормили нас в пути колхозники - кто чем мог. В городе мы встретили батальон, вылечившихся после ранений. Батальон двигался в сторону Тбилиси, нас взяли с собой.

Так мы шли несколько дней. Потом солдаты начали готовить нас к переходу через перевал - путь предстоял очень долгий. Все говорили, что через этот перевал дети ни разу не проходили. Но мы просили не оставлять нас - боялись попасть к фашистам.

Как сейчас помню наш последний привал перед подъемом. Бойцы резали свои шинели и обматывали нам руки и ноги. Резали скот, который гнали с собой для питания, и шкурами обматывали наши ноги поверх шинельного сукна. Многим дали длиннющие шинели, при этом предупреждая: «Дети, когда будут фашисты бомбить, вы завернитесь в шинели и откатывайтесь в сторонку - до какого-нибудь камня. Было страшно. Коченели руки и ноги от мороза.

Впереди виднелась белоснежная вершина, сливающаяся с облаками. Шли мы узкими тропинками, рядом с солдатами, держась за их руки. На всю жизнь я запомнила этот день. Это было 22 августа 1942года. Чем выше мы поднимались, тем труднее становилась дорога. Вскоре снег, падавший крупными хлопьями, начал слепить глаза, ноги скользили, холод пронизывал до костей. Дорога казалась бесконечной. Не знаю, что случилось со мной, но очнулась я в спальном мешке. Солдаты отогревали нас, поили горячим чаем, который чудом появился здесь. Мы снова тронулись в путь. По мере того, как мы спускались ниже, становилось теплее. Солдаты переносили нас через бурную реку. Через два дня мы догнали передовую группу батальона, а еще через несколько дней были в Зугдиди. Здесь мы и расстались со своими спасителями » - вспоминала наша землячка, работница швейной фабрики

г. Ставрополя Мария Дерюгина.

- « Мне было 14 лет, когда началась война. Во время войны приходилось работать днем и ночью. Семьи собирали платочки, носки, кисеты, табак и многое другое, чтобы отправить на фронт. Все делали вручную. Вместе с женщинами и стариками всегда были мы, дети 10 и более лет. Было очень тяжело. Бывало, что падали с лошади только потому, что засыпали. Вместе со своими школьными друзьями рыли окопы перед оккупацией. Через станицу отступали наши части. А затем наступила тишина. А затем бомбежка. Было очень страшно. Семь дней не было никакой власти. А потом пришли немцы. Где находится кафе « Пингвин » были противотанковые рвы, там расстреляли евреев. Немцы заставляли много работать, особенно молодежь. Нам приходилось обманывать врага, подвергая себя опасности. Мы не хотели делать все хорошо и отдавать все врагу» - вспоминает житель ст. Незлобной Говорухин Н.М.

- « Когда началась война, мне было тринадцать лет. Впервые дни войны Советская армия стремительно отступала, несла большие потери.

Опять мы отходим, товарищ, ты слышишь,

Как мертвые следом идут,

Ты слышишь - не только потомки,

Нас предки за это клянут.

Клянемся ж с тобою, товарищ,

Что больше ни шагу назад-

Чтоб больше не шли вслед за нами

Безмолвные тени солдат.

Тогда большинство детей активно помогали взрослым в тылу. Учебный процесс был приостановлен. Я устроилась санитаркой в госпиталь. Раненых было очень много. Для всех нужно было найти добрые слова, кого - утешить , кому-то помочь написать письмо. После танкового сражения под Курском в госпиталь поступало много обожженных солдат. Медперсонала не хватало, приходилось работать несколько смен подряд. Это было очень трудно выдержать, особенно ребенку. Потом получили печальные вести с фронта. Погиб старший брат Василий, его самолет был сбит фашистами. В 1943 году я была демобилизована из-за ранения в позвоночник. Окончила школу, пед.институт, долгое время проработала в школе № 3 г.Георгиевска, восьмилетней школе ст. Незлобной.» /вспоминала учитель русского языка и литературы с 40-летним стажем –жительница г. Георгиевска Сорокина Лидия Сергеевна/

3.Они не знали, как сложится их жизнь через год, месяц, день, через час. Но храбрость и смелость юных сердец в едином порыве принесли нам победу

В частях и подразделениях на фронте вместе с бойцами и комсомольцами нередко воевали подростки 13-15 лет. В основном, это были дети, лишившиеся своих родителей, в большинстве случаев убитых или угнанных в Германию. Дети, оставшиеся в разрушенных городах и селах становились беспризорниками, обреченными на голодную смерть. Страшно и трудно было оставаться на оккупированной врагом территории. Детей могли отправить в полицию, вывезти на работы в Германию, превратить в доноров для немецких солдат.

Кроме того, немцы в тылу, совсем не стеснялись, и со всей жестокостью расправлялись с детьми. «..Часто из-за развлечений группа немцев на отдыхе устраивала себе разрядку: бросали кусок хлеба, дети бежали к нему, а вслед им автоматные очереди. Сколько детей погибло из-за таких забав немцев по всей стране! Опухшие от голода дети могли что-то взять, не смысля, съестное у немцев, и тут же очередь из автомата и наелся ребенок

навек!»/ Солохина Н.Я., Калужская область, из статьи « Мы родом не из детства», - « Мир новостей »№27, 2010г.с.26/.

- Поэтому, проходящие по этим местам части Красной Армии чутко относились к тем ребятам и часто забирали их с собой. Сыны полков - дети военных лет воевали против немецких оккупантов наравне со взрослыми.

Маршал Баграмян вспоминал, что смелость, отвага подростков, их изобретательность в выполнении заданий поражали даже порой опытных солдат.

- Федя Самодуров, 14 лет, воспитанник мотострелковой части, которой командовал гвардии - капитан А.Чернавин /подобрал Федю на своей Родине, в разрушенном селе Воронежской области. Вместе с частью участвовал в боях за Тернополь, с пулеметным расчетом вышибал немцев из города. Когда почти весь расчет погиб, подросток вместе с уцелевшим бойцом взялся за пулемет, долго и упорно отстреливаясь, задержал врага. Федя был награжден медалью «За Отвагу».

-Ваня Козлов-13 лет, он остался без родителей и уже второй год находился в мотострелковой части. На фронт он доставлял пищу, газеты и письма бойцам

Таких ребят во время войны погибло и пропало без вести очень много.

В повести Владимира Богомолова «Иван» можно прочесть о судьбе юного разведчика. Ваня был родом из Гомеля. В войне погибли его отец и сестренка. Мальчику пришлось пережить многое: он был в партизанах и в Тростянце - лагере смерти. Массовые расстрелы, жестокое обращение с населением вызывали у детей огромное желание мстить. Попадая в гестапо, подростки проявляли удивительное мужество и стойкость. Вот как описывает автор гибель героя повести: «…21 декабря сего года в расположении 23-го армейского корпуса, в запретной зоне близ железной дороги, членом вспомогательной полиции Ефимом Титковым был замечен и после двухчасового наблюдения задержан русский школьник 10-12 лет, лежавший в снегу и наблюдавший за движением эшелонов на участке Калиновичи - Клинск… На допросах держался вызывающе: не скрывал своего враждебного отношения к немецкой армии и Германской империи. В соответствии с директивой Верховного Командования вооруженными силами от 11 ноября 1942г. Расстрелян 25.12.43г. в 6.55 »

-Сегодня нельзя сказать, кому было тяжелее, тем, кто был на передовой или тем, кто оставался в тылу, но не спрятался за чужие спины, а работал и отдавал все фронту, стране.

4. ДЕТИ И ВОЙНА НЕСОВМЕСТИМЫ!

Тыл - это половина победы!

- Совершенно справедливо сказал когда-то маршал Жуков: « Тыл – это половина победы!» Тот самый, который обеспечивал фронт свинцом, углем, зимней одеждой, военными займами, хлебом, мясом. Дети войны. Ведь это они, 9-15 лет, заготавливали дрова, собирали наравне со взрослыми урожай и даже перегоревшие лампочки сдавали в «ремонт», чтобы продлить им жизнь. Девочки собирали в тайге орехи, грибы, ягоды. Дети в короткие сроки приобретали рабочие профессии: становились токарями, слесарями, фрезеровщиками. Подростки работали на авиамоторных заводах, на которых производились моторы для бомбардировщиков. В годы войны на Пермском моторном заводе работало 7 тысяч подростков в возрасте от 11 до 16 лет. В некоторых цехах они составляли 80% состава рабочих».

С начала войны школьники городов пришли на промышленные предприятия, чтоб заменить ушедших на фронт отцов и старших братьев. В стране возникло и ширилось движение «Молодежь - на производство». После уроков они работали на швейных мастерских, брали заказы на дом и изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, шили кисеты, т.е. все для фронта.

Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах. Мальчики 12 -14 лет, они небольшого росточка, стоят на двух ящиках у сложного станка / фото 2,3 / Они работают на заводе, который делает снаряды для фронта. Они заменили своего отца или брата, который ушел на фронт воевать с немцами. А ящики им подставили, т.к. они не достают до станка. Они очень бы хотели пойти на фронт сражаться с немцами, но им мало лет, их не возьмут. А на заводах и фабриках некому было работать, и дети помогали взрослым. В те дни на заводе можно было увидеть многих юношей и девушек, пришедших из московских школ. В телогрейках и стеганых брюках, в больших по размеру ботинках на толстой деревянной подошве стояли они на рабочих местах. Но к этому времени почти все мужчины ушли воевать. Цех, выпускавший раньше детские самокаты, теперь производил патроны для ружей.

-Женя - 13 лет, подросток, возвращался домой с завода, ему было очень тяжело. В руках у Жени была табуретка /фото 2 /. Он каждый день брал ее с собой потому, что из-за маленького роста он попросту не доставал до станка.

Сегодня он возвращался домой немного раньше обычного. Дело в том, что во время работы мальчик упал и больно ударился головой. А упал он потому, что на какое-то мгновение силы оставили мальчика. То ли из-за того, что почти ничего не ел, то ли из-за того, что совсем не высыпался. Работа у Жени была очень тяжелая: в мирное время за его станком работал его отец, взрослый и здоровый мужчина. Женька тоже хотел на фронт, но его не взяли. Тогда мальчишка решил пойти на завод, чтобы хоть чем-то помочь стране в этой страшной войне. А еще у него была мечта, чтобы попали эти патроны в полк, где служил его отец, и чтоб Женькины патроны достались именно папе.

- С первых дней войны у детей было огромное желание хоть чем-нибудь помочь фронту. В тылу дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: участвовали в противовоздушной обороне - дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, собирали черный и цветной металлолом, лекарственные растения, участвовали в сборе вещей для Красной Армии , работали на воскресниках.

Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производстве, встав за станки вместо братьев и отцов. Дети трудились на оборонных предприятиях, делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы, выращивали овощи для госпиталей, работали в сельском хозяйстве.

У пионера Пети Серегина из Волгоградской области брат- комбайнер ушел на фронт.14-летний пионер решил заменить брата, который еще до войны научил управлять его комбайном. При норме 180 гектаров, Петя Серегин убрал 420 гектаров.

В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта- варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака. Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под диктовку письма, ставили спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку измученных войной взрослых мужчин.

Об одном таком концерте есть трогательное стихотворение у Е.Евтушенко:

В палате выключили радио…

И кто-то гладил мне вихор

В Зиминском госпитале раненым

Давал концерт наш детский хор.

В школьных мастерских пионеры Москвы выполняли фронтовые заказы- столяры обстругивали ложи для винтовок, слесари и токари изготовляли детали для мин и другого оружия. В мастерских Москвы летом 1942 года работало 17 тысяч пионеров и школьников, выпустивших продукцию на 30 миллионов рублей.

И тыл в то время тоже фронтом был

У нас в тылу работали заводы,

Там собирали танки, самолеты,

Снаряды делали и пули отливали,

Одежду, сапоги изготовляли,

Для самолетов бомбы, ружья для солдат,

Орудия, и, конечно, провиант.

Без мужественных тружеников тыла

Страна бы наша никогда не победила.

Их тоже часто награждали,

И ордена давали, и медали.

Отцы на фронте, дети на заводе.


5. Особенно больно война ударила по детству.

- Детство в блокадном Ленинграде. Какое оно? Как жили дети осажденного города? О чем думали, о чем мечтали? Мы можем узнать об этом, обратившись к «Блокадной книге » А.Адамовича и Д. Гранина. Эта книга особенная, она написана на основе воспоминаний людей, которые жили в блокадном Ленинграде. Одна из глав книги называется «Ленинградские дети». Адамович и Гранин разыскивали по всей стране людей, чье детство прошло блокадные испытания. Расспрашивали их о событиях тех дней, записывали их воспоминания.

Восьмилетней Жанне блокада вспоминается как страшный холод. «Все время холод одеялом, в шубе и все равно холод. Еще огромная корзина, обитая кусками ватного одеяла, в которой мать носила обед. Хлеб, кусочками по 200 граммов прятали в чемодан, чемодан клали в чулан, чтобы не съесть этот хлеб сразу. Как-то не существовало ни утра, ни вечера. Ничего. Казалось, что темень сплошная стоит все время, я научилась различать циферблат часов. И до сих пор, к стыду своему, вспоминаю, что помню только час, когда мама должна была покормить меня. Иногда я знала, что утро, иногда не знала, потому что практически мы не спали. Говорят: хлеб спит в каждом человеке. А поскольку хлеба не было, нам не спалось. «Детства в военном Ленинграде не существовало. Дети – старички, безулыбчивые, молчаливые, вялые, все понимающие, и ничего не понимающие. Немцы, война, фашисты где то-то там за городом да и сама блокада оставалась для шести - десятилетних детей понятием отвлеченным , конкретными были темнота, голод, сирены, взрывы, -непонятно , почему все это обрушилось на людей. Куда исчезла еда, куда исчезли близкие?

Но детским чутьем они понимали, что пришла беда, большая беда.

Пронзительно поведала людям о войне, принесшей столько горя ей и близким, двенадцатилетняя девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них - даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц - шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи – «28 декабря 1941года Женя умерла… Бабушка умерла 25 января 1942года. 17 марта-Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая - дядя Леша, мама - 15 мая. « А потом без даты - «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Сам дневник сегодня выставлен в музее истории Ленинграда, а его копия – в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. До сих пор останавливаются перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, потрясенные люди разных возрастов и разных национальностей, вглядываясь в простые страшные слова.

Не удалось спасти и саму Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного Ленинграда.

140 ленинградских детей привезли в августе 1942 года в село Красный бор Горьковской области. Встречать вышли их все красноборцы. Несли детям кто что мог - пяток яиц, тарелку творога, теплую одежду. А дети были: страшно смотреть - изможденные, больные. В первый раз в баню многих несли на одеялах. Но человеческая доброта, целебный воздух сделали свое дело. Дети крепли, поднимались на ноги. Все они остались жить кроме Тани Савичевой.

Татю отвезли в расположенный в том районе Понетаевский дом инвалидов с его «Санаторным » по тем временам питанием более квалифицированным медицинским обслуживанием. Но болезнь уже была неизлечима. Расстроилась координация движения, мучили страшные головные боли. 24 мая Таню увезли в Шатковскую районную больницу. Там 1 июля 1944года она умерла.

Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве

По улице идут,

Как все живые.

Только не поют-

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мертвые

Молчат

Мы их не слышим

Мы не видим их,

Но мертвые

Всегда среди живых

Идут и смотрят

Будто ждут ответ-

Ты этой жизни

Стоишь или нет.


Но не все Савичевы умерли. Наперекор смерти продолжается жизнь этой семьи. Остался в живых родной брат Тани, Михаил, который в дни блокады ушел в партизаны, и сестра Нина, она с группой ребят была направлена в строительный батальон на Ладогу. А потом срочно эвакуирована на Большую землю. Домашних она так и не смогла предупредить. Ее ждали несколько дней, а когда все сроки прошли, мама Тани отдала, как память о сестре, ее записную книжку. Ту самую, которая стала Таниным дневником.

6.Сколько же горя и страданий выпало на долю детей, эвакуированных из Ленинграда?

Вспоминает Николай Борисович Погорелюк - участник боев за Северный Кавказ /книга «Маленькие солдаты Отечественной 1941-1945г.г.»/.

«В 1941году в детский дом, где я жил, пришел военком, который рассказал, что фашисты захватили эшелон с ленинградскими детьми, шедший в Среднюю Азию. Нужны были добровольцы для выполнения ответственного задания.

Сколько же горя и страданий выпало на долю детей, эвакуированных из Ленинграда?»

Вспоминает Николай Борисович Погорелюк - участник боев за Северный Кавказ /книга «Маленькие солдаты Отечественной 1941-1945г.г.» /.

« В 1941году в детский дом, где я жил, пришел военком, который рассказал, что фашисты захватили эшелон с ленинградскими детьми.

И вот в августе - сентябре 1942 года 25 отважных юных добровольцев оказались в тылу врага. Задача была серьезная - узнать, в чем секрет необычайной живучести «эдельвейсов », которые сидели в горах по два с половиной месяца. Ведь более пяти суток человек не может находиться в разряженном воздухе - это хорошо знали советские альпинисты-солдаты. Нужно было отыскать детей и освободить их.

Как оказалось, у ленинградских детей брали кровь, костный мозг, компоненты печени, тем самым обрекая их на страшную гибель. Юных патриотов, на всякий случай, одели в такие же ватные куртки и штаны, в которых были ленинградцы. Вскоре наша группа поднялась в гор, обнаружила там 12 жертв, освободила их. Но это была лишь небольшая часть детей. На другой ледовой базе нашли другую группу, достали свой НЗ, накормили детей и отправили к своим. Случай помог спасти еще десятерых.

Когда, пересидев день за валунами, ребята подошли к «Приюту 2», истекали пятые сутки нашего пребывания в горах. Страшно болела голова, на руках, лице кожа потрескалась и кровоточила. Но мы прекрасно понимали, что как раз здесь творят фашисты свои злодеяния.

Пятеро ребят с проводниками подошли к дому. Старшие залегли за валунами, а ребята вошли внутрь. То, что мы увидели, не может себе представить нормальный человек...

Мальчишку потянули к столу, ввели четыре зонда и под огромным прессом начали отжимать кровь и лимфу. К столу подходили «эдельвейсы», подставляли спины и им вводили жидкость… Мы уничтожили это змеиное гнездо, ребята были спасены». А было этим ребятам, спасшим многих ленинградских детей всего лишь - по 13-14лет.

Сколько детей нашли свою смерть в Ленинграде, Москве, Сталинграде? Страшно смотреть на эти кадры, но это и есть реалии войны, которая не разбирает, молод человек или стар, русский он или немец, мужчина он или женщина.

7.Самые обездоленные дети войны - малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку- у них отняли Родину и свободу.

18 млн. людей из 23 стран мира с грифом « возврату не подлежат» вошли в ворота концлагерей. И лишь 7 млн. дождались свободы. Среди них были и дети.

В обители смерти молчат о смерти.

И только кружит пол крышею блока,

Бьется о твердые кулаки стен!

Жить!

Тяга к жизни - сорняк живучий!

Дает нам силу

Сломить бессилие!


Вот, что о лагерной жизни вспоминал один из выживших:

«Суточный рацион состоял из баланды, в которой плавали кусочки брюквы или кормового картофеля. Хлеб - это маленький кусочек смеси с опилками, присыпанный какими-то семенами. Естественно многие не выдерживали и через определенное время умирали от истощения ».

«Заключенных избивали дубинками, внутри которых были железные болты ».

«Каждый день в четыре часа утра эсэсовцы всех выгоняли на работу, заканчивался рабочий день с наступлением сумерек. Ходить по территории лагеря запрещалось, можно было перемещаться только бегом. В зимний период заключенные просто замерзали, так как были одеты только в полосатую униформу, да еще натягивали на себя мешки из-под овощей, прорезав дыры для рук и головы».

«Фашисты использовали малолетних узников в качестве дармовой рабочей силы, ставили над ними медицинские эксперименты, заражали тифом, гепатитом, а потом наблюдали, у детей забирали кровь, используя их в качестве доноров».

Вот как определяют самый светлый, ясный и радостный период жизни человека те, у кого детство и отрочество прошли в лагерях. Рабочая из Таллина вспоминает - «В сентябре 1941 года немцы заняли деревню. Бабушка от ранения умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь «Красное село», где дедушку расстреляли, а меня, 12-летнюю отправили в лагерь «Балтийский». Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я совсем обессилела, меня заразили туберкулезом и отправили на уничтожение в лагерь «Клоога». Выжила чудом».

8. Не меньше страданий выпало на долю детей, которые находились на лечении в санатории г. Теберды / книга «Тайна Марухского ледника».- c 355/

«К моменту захвата немцами Теберды в санатории лечилось около полутора тысяч детей. Фашисты решили уморить их голодом. Одна медсестра рассказывала, что для детей был установлен дневной рацион - три картошки в день. При раздаче обязательно присутствовал немецкий солдат. Если сестра положит кому-нибудь две картошки, фашист выбивал поднос из рук и сапогами топтал картошку на полу, а поэтому другие дети оставались совсем голодными, обреченными на мученическую смерть. Первое время после оккупации курорта Теберды немцы никого не трогали. Но на третью неделю немцы приказали приготовить списки всех больных с указанием имени, отчества, национальной принадлежности. Вскоре после этого совершилось убийство почти трехсот человек около Лысой горы. К декабрю 1942 года в санатории находились покрытые старыми простынями, безжизненные существа. Бледные, без признаков единой кровинки, с глубоко запавшими безразличными глазами. Это были подростки десяти-двенадцати лет. Дети были будто склеены из костей, еле-еле обтянутых сухой кожей. Если бы не кожа, кости, наверное бы, на наших глазах рассыпались. Детям сказали , что их повезут в г.Черкесск, там, где будет много хлеба и хорошее лечение. Некоторые ходячие больные ребята шли к ординарцам и просили -‘’ Запишите и нас , пожалуйста.. ’’А 22 декабря 1942 года в три дня приехала огромная крытая машина и начали грузить детей. Ходячие шли сами, остальных несли на руках или на одеялах. И были там совсем малыши - по три-четыре года. Были и старшие – до восемнадцати лет… Всех погрузили в машину и машина медленно поехала. Остановилась не очень далеко, в березовой роще. Остановилась, гудела минут пятнадцать. Потом гудеть перестала, простояла до сумерек. На машинах-душегубках вывозили немцы детей, а потом закапывали. Там же, за городом, они многих и расстреляли».

Что может быть чудовищнее убийства детей?

9. Не меньше страданий пришлось пережить и тем детям, которые оказались на оккупированных фашистами территориях. За время оккупации Ставропольского края фашисты замучили и казнили 35 тысяч человек. Только за один день - 1 августа 1942 года в пригороде Ставрополя было расстреляно до 3500 человек. В Георгиевском районе за пять месяцев оккупации было замучено две с половиной тысячи человек. В 1942 году на каторжные работы было угнано 400 жителей Георгиевска.

Многие дети вместе со взрослыми уходили в партизанские отряды, становились настоящими героями. Среди них пионеры – герои - Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова, Александр Бородулин.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали – прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.

…Летом 1942г. черная туча фашистской саранчи нависла над Ставропольем. Фашистские орды ворвались в наш край. Горели села и города, уничтожались материальные и культурные ценности, зверски уничтожались советские люди. В начале 1942г. Немцы подошли к Пятигорску. Вражеские танки и автоматчики бешено рвались в город .Нужно во что бы то ни стало остановить озверевших фашистов, чтобы дать возможность частям Советской Армии занять выгодный рубеж обороны. Двадцатилетний капитан Дубовин, выполняя эту важную задачу, организовал летучий отряд из 14 комсомольцев, в числе которых были пятигорчане .Молодые патриоты заняли рубеж на г.Машук и «гранатой, винтовкой, штыком» задержали гитлеровцев на известное время. Советский поэт С.Я.Маршак посвятил стихи этому героическому подвигу:

Четырнадцать храбрых

Сражались с десантом

Винтовкой, гранатой, штыком,

Пятнадцать их было

С лихим лейтенантом,

Шестнадцать с горой Машуком.

Немецкие каски усеяли склоны,

Дороги у ног Машука,

Пока занимали рубеж обороны

Кавказские наши войска—

В борьбе против фашистов партизанам помогала молодежь. Крупным и организованным подпольем была молодежная организация села Величаевка, где была создана подпольная группа под руководством А.И.Скокова. С ним в группе работали М.Заворотынский, Н.А.Антоновы, сестры Карабут, К. и С. Набханюк, В. Обмачевский.

Широко известен подвиг величаевских молодогвардейцев. Далеко за рамки партизанской операции вышла битва под Ачикулаком, которую сводный партизанский полк проводил совместно с 10-й дивизий 4-го гвардейского казачьего кавалерийского корпуса. В прошлом секретарь Советского райкома комсомола Аня Шилина, 26 октября, возвращаясь из разведки вместе с группой, приняла героическую смерть. Под гусеницами танков погибает храбрая разведчица Таня Паюк.

С полным правом рядом с именами этих героинь стоит имя отважной разведчицы – партизанки - Доры Карабут. «Дора Карабут работала вторым секретарем одного из райкомов комсомола Ставрополя, добровольно вступила в Северную группу партизанских отрядов Ставропольского края, принимала активное участие в боевых действиях этой группы… После боев под Ачикулаком, группу комсомольцев отправили в тыл врага для проведения агитационной и подрывной работы. Группа подошла к хутору Ленинскому. Но в хуторе их выдала предательница Нелюбова. И началось преследование партизан. Партизаны разделились на две группы: они тут же решили кто останется в бурьянах, кто попытается уйти бросились к линейке и погнали лошадей вскачь, в сторону видневшейся глубокой балки.

Но именно в это время показалась группа карателей со стороны Синебугровского. Не заметив притаившихся в бурьянах Махнова, Дорохина, Долину и Кузнецова, они кинулись за группрй Ладыгина, окружили ее и забросали гранатами. Дьяков, Иванов и Ишков были убиты, а Ладыгина и Дору Карабут каратели взяли в плен, тут же раздели их донага и в таком виде передали подъехавшим представителям полевой жандармерии, которые увезли пленных в Арзгир.Там после тяжелых пыток и мучений, избитые, истерзанные, они были расстреляны.» - вспоминал командир партизанского полка А.Н.Попов. / «Партизанский заслон» – с.233./

Величаевские молодогвардейцы совершали диверсии, уничтожали фашистский транспорт, мешали вывозить продукты из сел Прикумья, выполняли задания партизанской разведки. Комсомольцы Величаевки уничтожили фашистскую комендатуру в Буденновске, расправились с предателями - полицаями. Фашисты ответили зверствами, в декабре фашисты, оцепив Величаевск, арестовали 70 человек и уничтожили их. Их подвиг увековечен. Над одной из граней возведенного обелиска подпись-

«У храбрых есть только бессмертье. Смерти у храбрых нет»…

Мужественно вели себя юные герои и в горах. Между Хасаут -Греческим и Красным Карачаем, на левом берегу Аксаута одиноко высится скала, а на ней стоит оригинальный памятник, поставленный здесь комсомольцами треста «Карачайчеркессельстрой». Памятник посвящен подвигу юного партизана Димы Юрченко, который в 1942 году, являясь бойцом партизанского отряда «За Родину», сдерживал на этом месте «эдельвейсовцев», не пускал их на крохотный деревянный мостик, являвший собой единственную переправу на много километров вокруг. Старшие товарищи по отряду не успели прийти к нему на помощь, и четырнадцатилетний Дима, когда фашисты уже взобрались к нему на скалу, буквально хватая его за руки, рванул чеку противотанковой гранаты…/ «Тайна Марухского ледника» - стр.489 /

42 юных партизана Ставрополья награждены орденами и медалями /посмертно/

Около 20 тысяч пионеров- участников обороны столицы награждено медалями «За оборону Москвы». 15249 ленинградских пионеров - активных участников обороны Ленинграда получили правительственную награду-медаль «За оборону Ленинграда».

10. Сколько их было маленьких героев войны? У А.Твардовского есть небольшое стихотворение «Рассказ танкиста». Про мальчика, который помог взрослым во время боя на улицах города

Был трудный бой . Все нынче , как спросонку,

И только не могу себе простить-

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут его, забыл его спросить…

Вот так мальчик помог взрослым в бою на улицах города.

11. Похожий случай произошел и у нас в ст.Незлобной.

Впервые январские дни 1943 года немцы явно занервничали. Спешно грузили канцелярские бумаги. Через ст.Незлобную на Мин-Воды шли колонны машин, техника. Однажды с юго-западной стороны станицы показалась новая колонна крытых немецких автомобилей. Они миновали мост через Подкумок. Последняя остановилась. Выпрыгнули из нее немцы и стали быстро сгружать какие-то ящики. Два фашиста прошли по берегу реки, обследовали местность, вернулись, посовещались, а затем торопливо стали перетаскивать ящики под мост.

Поблизости крутился мальчик лет 10-12-ти. Но немцы не обратили на него внимания. Быстро закончив работу, немцы еще немного повозились у моста, и машина запылила по станице. На следующий день, как только рассвело, мальчик, которого звали Гавшин Вася, засобирался на улицу. А январь в

тот год был морозный, снежный и мать стала отговаривать - «Холодно, сынок, посидел бы дома, в теплой хате». Но Васе не сиделось. Его мучило детское любопытство, что же немцы прятали под мостом, и он побежал посмотреть.

Вдруг Вася увидел танки, которые стремительно спускались с пригорка к мосту. Наши танки, советские, 52-ой танковой бригады В.И.Филиппова. Мальчик, что было силы, побежал навстречу. Мать кричала ему вдогонку: «Вася, вернись». Но он не слышал. Вася бежал, размахивая руками, и кричал: «Стойте, стойте…» Первая машина, клюнув носом, резко остановилась, а за ней и другие. Танкисты обступили мальчика, а он стал рассказывать, как накануне под мостом немцы прятали какие-то ящики. Вместе спустились к мосту и обнаружили там взрывчатку.

Один из танкистов похлопал мальчика по плечу и сказал: «Спасибо, хлопчик! Ты нам спас жизни!» Вот такой имел место при освобождении станицы Незлобной.

11. Чем еще могли помочь дети во время войны? Дети вязали теплые вещи для фронта-варежки, носки, помогали раненым в госпиталях, писали письма солдатам на фронт, чтобы поддержать их боевой дух, чтобы не скучали наши защитники по своим близким. Приятно было солдату получить письмо, в котором чувствовалась любовь, забота, теплота, пусть даже если ему написал незнакомый человек. Согревало солдата в холодной землянке это письмо, и уходил он в бой, зная, что его кто-то любит и ждет. Это письма треугольники. Эти треугольники служили и конвертом и листом бумаги, на котором было написано письмо. Вот одно из них: «Дорогой папа! Я очень хочу попросить чтобы тебя, чтобы ты громил фашистов что есть мочи и поскорее возвращался домой живым, а то мама часто плачет. Мы с ней очень соскучились. А я всегда думаю о тебе. Я горжусь, что ты – солдат, и что у тебя есть ордена и медали, и что ты защищаешь всех нас от фашистов! Ждем тебя. Твой сын Женя».

И солдаты с фронта присылали письма и фотографии родным. Письма, написанные огрызками карандашей в окопах, блиндажах, госпиталях, доходили до близких в тылу как бы «вживую», из рук в руки, сохраняя тепло родных пальцев, сердец и душ. Письма с фронта… Как их ждали в годы войны- Эти маленькие желтые треугольнички были залогом того, что приславший их - муж, сын, брат, любимый жив и здоров, а значит есть надежда увидеть его живым.

12 Взрослые и дети собирали на фронт посылки. Солдаты, получая посылки с теплыми вещами- носками, варежками, с теплыми письмами, в которых были пожелания поскорее прогнать ненавистных фашистов с нашей земли, напевали простую песенку:

«Принесли мне в землянку посылку,

И повеяло теплом

И забилось сердце так пылко,

И я вспомнил отчий дом.

Адрес краткий на пакете, там написано одно:

Или Пете, или Феде,

Или Мите, все равно.

Я не тот, не другой, не третий,

Но принять подарок рад».

/из книги С. Зааловой «Маленький солдат» /

13. Ушли от нас, растворились в океане времени, стали историей грозные годы Великой Отечественной войны. Но приходят еще к оставшимся в живых фронтовикам видение боев, вспоминаются товарищи по оружию, которые никогда больше не вернуться. Память о них до сих пор жалит сердце горечью и печалью.

Их было очень много, тех, кто не доучился, не долюбил , не завел семьи, не родил детей. Многие не дожили до светлого дня Победы. Наша память будет вечно хранить подвиг русских солдат. Спасибо нашим предкам за подвиг и за нас. Всех их объединила единая цель-победа. И поэтому для нас в равной степени дороги и святы могилы мирных жертв фашизма и могилы детей, и памятники Матери – Родине. Ведь это все родные святыни. Светлая память погибшим! Вечная слава живым!

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

Услышал мой ребенок. Мой и твой.

Я не хочу, чтоб голод Ленинграда

Коснулся их блокадною рукой.

Я не хочу, чтоб дети обнажились,

Как раковая опухоль земли.

Я не хочу, чтоб вновь они ожили

И чью-то жизнь с собою унесли.

Пусть вскинут люди миллион ладоней

И защитят прекрасный солнца лик.

От гари пепелищ и от хатынской боли

Навечно!

Навсегда!

А не на миг!

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

Услышал мой ребенок, мой и твой.

Пусть мир взорвется криком: «Нет! Не надо!

Мне нужен сын не мертвый, а живой

Литература.


1.Под общей редакцией П.А.Шацкого .

«Ставропольский край в истории СССР» - Ставропольское книжное издательство, 1975г.

2. Кочура Д.В.

«Наш край в годы Великой Отечественной войны». - Ставрополь-СГУ,1995г.

3. Кругов А.И. «Ставропольский край в истории России».

Региональный учебник для старших классов общеобразовательных учебных заведений.-

Ставрополь - Ставропольсервисшкола, 2001г.

4.Воронов Ю.П.

«Блокада» - сборник стихов.-Москва-Сов. Россия, 1986г.

5.Яновский Г.Н.

«О подвигах, о доблести, о славе» - Рассказы и очерки.- Москва. Детская литература, 1981г.

6.В.Гнеушев.А.Попутько.

«Тайна Марухского ледника». -Москва-Сов.Россия,1987г.

7.В.Гнеушев.А.Попутько

«Партизанский заслон».- Ставропольское книжное издательство, 1985г.

8.Воспоминания детей войны - Н.М.Говорухина, Р.З.Солобоковой, Л.С.Сорокиной.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Внеклассное мероприятие "Дети и война"

Автор: Тимошенко Марина Викторовна

Дата: 15.02.2021

Номер свидетельства: 573276

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Внеклассное мероприятие "Дети войны""
    ["seo_title"] => string(37) "vneklassnoe_meropriiatie_deti_voiny_3"
    ["file_id"] => string(6) "559226"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1601967216"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "сценарий внеклассного мероприятия "Дети войны""
    ["seo_title"] => string(54) "stsienarii-vnieklassnogho-mieropriiatiia-dieti-voiny-1"
    ["file_id"] => string(6) "312870"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1459409171"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Презентация для внеклассного мероприятия "Дети войны""
    ["seo_title"] => string(62) "priezientatsiia-dlia-vnieklassnogho-mieropriiatiia-dieti-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "261825"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449215163"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Сценарий внеклассного мероприятия "Дети войны " "
    ["seo_title"] => string(52) "stsienarii-vnieklassnogho-mieropriiatiia-dieti-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "123998"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414608338"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Внеклассное мероприятие "Дети войны""
    ["seo_title"] => string(37) "vneklassnoe_meropriiatie_deti_voiny_2"
    ["file_id"] => string(6) "532800"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1576770430"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства