kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное интегрированное мероприятие "Гимн курскому краю"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное интегрированное мероприятие "Гимн курскому краю" поможет учащимся увидеть красоту и уникальность родного курского края,закомит с талантливыми людьми земли курской.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное интегрированное мероприятие "Гимн курскому краю"»

МКОУ «Советская средняя общеобразовательная школа № 2

имени Героя Советского Союза Ивана Дмитриевича Занина»

пос. Кшенский Советского района Курской области



Внеклассное интегрированное мероприятие

«Гимн курскому краю »

Подготовлено учителем

русского языка и литературы

Мироновой Ириной Анатольевной


Задача: воспитывать уважение, любовь и гордость к родному краю


Цели: способствовать обобщению и закреплению знаний о Курской области; дать возможность учащимся прочувствовать особенность и уникальность нашего края в пространстве страны..

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Выставка книг: «Писатели земли Курской»

Выставка рисунков: «Ой, сторонушка моя родная!...»

Ход мероприятия


Учитель литературы

Сегодня на одном уроке как старые школьные друзья встретятся два школьных предмета: география и литература. А какова тема нашего урока попробуете угадать вы. И помогут вам в этом опорные слова, которые написаны на доске: соловей, антоновка, КМА, Курская битва, Коренная пустынь.

Учитель географии

Ребята, наш урок мы, действительно, посвятим родному курскому краю. Тема нашего урока звучит так: «Гимн курскому краю».

Сегодня на уроке мы расширим наши знания о природе родного края

Учитель литературы

и познакомимся с творчеством писателей -курян

Учитель географии

А эпиграфом к уроку будут такие слова: «Помни! Нельзя защитить то, чего не любишь!Нельзя любить то, чего не знаешь!»

«Курский край», - мы говорим, волнуясь,

Даль без края видим пред собой.

Это наше детство, наша юность.

Это все, что мы зовем родной землей.

Учитель литературы

Курский край! Отечество святое

Перелески, рощи, берега

Поле от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.

Степь родная, край безбрежный,

Вдаль течет река

Сердцу дорог милый, нежный

Наш родимый курский край.

Учитель географии

« Люблю и знаю, знаю и люблю и тем сильней люблю, чем больше знаю»,-говорил Ю. Ефремов. Любить и знать свой край, где ты родился и вырос, где будешь жить- надо и не только потому, что это интересно, но и потому, что это поможет изменить его облик, построить гармоничные отношения с природной средой.

Природа Курского края выделяется живописностью, сочностью красок. Сложенные мелом склоны образуют очень красивые « белогорья». Вдоль русел рек желтеют песчаные косы. Прекрасные смешанные леса Северо-западных и северных районов представлены преимущественно дубравами и сосновыми лесами, которые плавно переходят в лесостепи и степи южных районов. Неизгладимое впечатление оставляют уникальные заповедные участки- Стрелецкая и Казацкая степи, где сохранены почвы и растения целинной степи с разнообразным животным миром

- Вспомните географическое положение Курской области ( Расположена Курская область на юго-западных склонах Среднерусской возвышенности, что и определяет особенности её природных условий).

-Каковы природные условия области? (Природные условия благоприятные).

-Как называется климат в котором расположена Курская область?(умеренно-континентальный).

- Что это значит? (достаточно мягкая и снежная зима, не слишком жаркое лето с достаточным количеством осадков).

Всё это способствует формированию в нашей области определённых растительных сообществ. А Курскую область представить без растений трудно… Они всегда с нами: первый весенний цветок, сосновая ветвь, густые луговые травы, скромный кустик лесных ягод, тяжёлые гроздья рябины и маленький проросток дуба, который может стать мощным деревом, если никто не оборвёт эту только что начавшуюся жизнь.

Видео « Красота природы Курского края»

Учитель литературы

Во все времена на Курской земле жили талантливые люди, тонко чувствующие природу

родного края, к их числу относится поэт с мировой известностью Афанасий Афанасьевич

Фет ,с жизнью и творчеством которого я предлагаю вам сейчас познакомиться.

Просмотр видео «Жизнь и творчество А.А.Фета»

Учитель литературы

Самое лучшее представление о поэте могут оставить люди, близко знавшие

его. Послушайте отрывок из письма, адресованного Фету

его другом В.Соловьевым. «Дорогой и многоуважаемый Афанасий Афанасьевич!

Приветствуют Вас звезд золотые ресницы, и месяц, плывущий по лазурной пустыне,

и плачущие степные травы, и розы весенние и осенние; приветствует Вас

густолистый развесистый лес, и блеском вечерним овеянные горы. И милое

окно над снежным каштаном. Приветствуют Вас все крылатые звуки и

лучезарные образы между небом и землею. Кланяется Вам также и меньшая братия:

слепой жук, и вечерние мошки, и кричащий коростель, и молчаливая жаба,

вышедшая на дорогу. А наконец, приветствую Вас и я…»

-Что можно сказать о человеке, к которому обращены эти строки?

-Почему Соловьев свое приветствие помещает самым последним?

(Для Фета – все важны, человек – лишь часть природы)

Действительно, лирические стихотворения А.А., особенно посвященные природе,

навсегда вошли в сокровищницу русской литературы. Среди них всем известные –

«Чудная картина», «Ласточки пропали», «Печальная береза» и другие.

Сообщение учащегося об особенностях лирики А.А.Фета

Лирика Фета образна . У Фета нет патриотических и высокогражданственных стихов. Все его стихи о природе, о любви, о прекрасном в жизни человека. Он пишет образами, картинками. Он почти не использует глаголы, мастерски передаёт эмоции человека, запахи, звуки, зрительные образы, музыку. У Фета настоящее пристрастие к источникам света: костру, заре, солнцу, луне. Любит он источники отражения: зеркало, гладь озера, пруда. Краски в его стихах яркие, сочные, насыщенные. Он умеет без глаголов передать динамику движения и течение времени. В его стихах присутствуют таинственность, неопределённость. Это настоящий поэт чистого искусства. Любимые образы Фета – ночь, соловей, заря, роза, бабочка

Прослушивание стихотворения А.А.Фета «Бабочка»



Учитель литературы

Стихотворения Фета музыкальны. Музыкальность фетовской поэзии почувствовали многие композиторы 19 и 20 в. П.И.Чайковский говорил о Фете: "Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом. Фет в лучшие минуты выходит из предметов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область". В подтверждении этого прочитаем слова А.Фета: "Меня всегда тянуло из определенной области слов в неопределенную область музыки". Фет всегда считал, что "поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны". Итак, музыкальность - важнейшая особенность фетовской лирики. Она проявляется не только в том, что многие стихотворения положены на музыку, но и в самой структуре стихотворения.

Прослушивание романса на стихи А.А.Фета

Учитель литературы

В 15 километрах от Коренной пустыни в с.Воробьёвка находится имение А.А.Фета. Это единственное сохранившееся имение поэта. Ваш одноклассник Сафонов Павел работал в этом учебном году над проектом «Я в усадьбе поэта, дорогого всем Фета, или один день в Воробьёвке». Результатом проекта стала виртуальная экскурсия, участниками которой мы сейчас с вами будем. Ну а экскурсоводом, как вы уже догадались, будет Павел.

Виртуальная экскурсия по музею-усадьбе А.А.Фета

Учитель географии

Ребята!В этом учебном году вы были на экскурсии в имении Фета, видели в каком месте оно расположено, какая природа его окружает.

-Как вы думаете в какой природной зоне расположена Курская область?

-Каковы особенности этой природной зоны

-Чередование лесных и безлесных или степных участков.

Курская область издавна имела благоприятные условия для произрастания как лесной, так и степной растительности. В настоящее время большая часть области распахана и занята посевами сельскохозяйственных культур. Естественная растительность покрывает около 23% территории, из них 10% занимают леса и кустарники и 13% - травянистые и болотные сообщества.

Задание1. Проанализировать природные условия Курской области и выяснить их особенности. Узнать являются ли они благоприятными для роста растительности.(работа с атласом Курской области)

Средняя температура января?

Средняя температура июля?

Количество осадков?

Основные типы почв?

-Вспомните из уроков биологии какие условия требуются растениям для роста? (Солнечный свет, Солнечное тепло, влага, плодородные почвы).

Вывод: Природные условия Курской области благоприятные для роста растений ( достаточно тепла, влаги, света, плодородные почвы)

Сочетание этих условий позволяет произрастать в нашей области лесам. В далёком прошлом Курский край назывался Посемьем (от названия реки Сейм). Здесь произрастали густые леса, в которых было много дичи. Сюда приходили охотиться местные жители и даже приезжали из других мест.

Задание2.В какой части области больше всего лесов и почему?( работа с атласом)

Ответ: Больше всего лесов на северо-западе области. Здесь территория получает большее количество осадков так как расположена на пути движения западных воздушных масс с Атлантики.

Да, в северо-западных районах леса занимают до 20% площади районов(Дмитриевский,Железногорский),меньше всего в юго-восточных районах ( Черемисиновский, Советский, Мантуровский)-1-3%

Вопрос: Какую роль играют леса в природе? Какую пользу они приносят человеку?

  1. Лес очищает воздух от пыли и вредных газов. На деревьях оседает более 70% пыли, 60% сернистого газа. Фитонциды, выделяемые высшими растениями убивают болезнетворные бактерии.

  2. Леса называют «легкими» планеты, так как они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

  3. Леса являются своеобразным хранилищем воды. Почва под лесом в 3-4 раза больше впитывает воды, чем распаханная.

  4. Лес задерживает снег, поэтому слабее промерзает почва, смягчает климат, уменьшает влияние засухи.

  5. Леса украшают землю, служат домом для животных, источником многих ценных продуктов, веществ, стройматериалов.



Учитель литературы

Давным-давно в одном из курских лесов решил поохотиться рыльский князь. Он разбил лагерь на берегу реки, и дружина разошлась по лесу. Три дня охотники ходили по лесу, но им не везло. Усталые, они пробирались в кустах по-над речкой.И тут один охотник замер от удивления. В могучих корнях дерева он увидел какую-то доску. Это была икона Божией Матери! Богородица! Она лежала ликом вниз. Первое чудо произошло тут же. В том месте, где лежала икона, вдруг забил ключ. Это было 8 сентября 1295 года. Впоследствии здесь был учреждён мужской монастырь. В честь иконы в Курске был построен Знаменский собор. Икона «Знамение» Божией Матери Курская Коренная помогала всем людям в мирное время, а в годы войны помогала курянам одерживать победы над врагом, а затем восстанавливать свой город.



Учитель географии

Из всех лесных насаждений Курской области 60% приходится на дубравы. Основной породой является дуб обыкновенный.

1 Ученик. Дуб- сильное дерево с могучим стволом, прочной древесиной, густой кроной и большими корнями, уходящими глубоко в землю. Живут эти деревья очень долго 400-500 лет. Есть дубы- великаны, которым почти 2000 лет. Люди берегут и охраняют эти удивительные деревья. Дубовый лес в народе называют дубравой. Ранней весной в дубраве очень светло, ведь дуб ещё не оделся листвой. Листья на дубах раскрываются позже, чем на других деревьях. Уже зазеленела березка, закудрявилась ива, нарядились в зеленые сарафаны липа и орешник, а дуб все еще стоит темный, без листьев, словно ждет чего-то.

2 Ученик. Мудрец дожидается, когда пройдет волна майских холодов, ведь его нежные листья очень чувствительны к легкому морозцу. Дубы растут только на хорошей почве. Если дуб вырос на приволье, он не очень высокий, но зато крепкий, коренастый. А дуб стоящий в густом лесу – высокий, стройный. Человеку дуб щедро дарит свою крепкую древесину. Из неё делают красивые и прочные вещи: паркет, мебель, лодки, бочки. А из дубовой коры и листьев готовят целебные настои для полоскания горла и рта. А какой вкусный напиток- желудевый кофе.

Просмотр видео «Баллада о дубе»

Учитель географии

Дубовые ветви обрамляют наш Курский герб( показать герб), а когда был объявлен конкурс на растение-символ области, многие проголосовали за дуб, как символ стойкости и мужества.

Ну а кто ещё является своеобразным символом курского края определите сейчас вы.

Трели, песни разлились

Среди листьев и ветвей.

Как прекрасно твоё пение,

Голосистый (соловей).

Соловей - живой символ Курского края. Это замечательные певцы, трелями которых куряне наслаждаются по весне. По легенде, особенный дар пения эти птицы получили от Иисуса Христа. Когда Иисус пытался спастись от пыток мучителей, соловей укрыл его своими крыльями.

Эта маленькая, с чудесным голосом, птичка часто упоминается в песнях, стихах, прозе И.С. Тургенев писал: “Курские соловьи поют, как никакие другие, у них свои трели, особенные колена, среди которых наиболее редким считается “кукушкин переплет”. В былые времена курский соловей стоил столько же, сколько породистый рысак. За соловьев платили золотом, потому что это и есть настоящий золотой голос России. Слушая завораживающее пение, радуется и печалится русская душа.

Просмотр видео «Пение соловья»

Учитель литературы

4 июня 2007 г., в день, считающийся с давних времен в народном русском календаре соловьиным, в Курске открыли музей «Курский соловей» .Это удивительный музей, в котором воплощена история Курского края в образе изящной певчей птички. Музей «Курский соловей», в котором насчитывается больше тысячи экспонатов на соловьиную тематику, интересен людям абсолютно разного возраста.Его экспозиция представляет посетителям самые различные материалы, имеющие хоть малейшее отношение к курским соловьям.

Но, по словам директора музея, в музее никогда не будет живого соловья, помещенного в клетку.

Чтец

О, Курский край, ты житница России,

Прекрасны реки и луга твои.

Кого бы мы не спросили,

Все знают, как поют здесь соловьи.

Лишь поднимается заря над нивой

И золотится на земле роса,

Заводят трели соловьи красиво,

И люди открывают после сна глаза.

Откроют очи, и на миг застынут,

Заслушавшись напутствием певца.

Вмиг чувства теплые нахлынут

Пусть песнь звенит без края и конца!

Наполнят душу добрым, вечным счастьем

«Коленца» музыканта- соловья.

И летом, и в осеннее ненастье

Живи, родная Курская земля!

Учитель географии

-Ребята, а в каких ещё лесах курского края , кроме дубрав, можно услышать заливистое пение соловья?(в березовых, осиновых, сосновых).

В тех местах где вырубаются дубы формируются мелколиственные леса, чаще всего березовые и осиновые. Берёзовые леса занимают всего 3% лесной площади, а осиновые 6%. По берегам Сейма, Свапы, Псла, произрастают сосновые леса.

-Почему?(Потому что почвы здесь песчаные, а сосны растут только на песчаных почвах)

Естественные сосновые леса сохранились только в Хомутовском районе области, остальная часть лесов создана человеком.Таких лесов много в Дмитриевском, Железногорском, Рыльском, Льговском районах.

Ребята! Мы сегодня получили две телеграммы из жалобной книги Природы. К вам обращаются за помощью обитатели леса. Помогите решить их проблемы.

Телеграмма 1 Лес.Помогите! Вырубают все кустарники. Что меня ждёт. Ответ: ( кустарники места для гнездования насекомоядных птиц-исчезнут кустарники- исчезнут насекомые- погибнут деревья)

Телеграмма2 Помогите! Вырубают старые дуплистые деревья. Лес погибает. Почему? Ответ: ( в дуплах деревьев живут насекомоядные птицы, не будет места для гнездования, и заразятся вредителями молодые деревья)

Ребята! Я твердо уверена, что в каждом из вас живет любовь к природе, родному краю и надеюсь, что ваше поколение будет надежными защитниками природы и сохраните её для нас и наших потомков.

Учитель литературы

В 20 веке мальчишек и девчонок, делающих добрые дела ,назвали бы тимуровцами, по имени главного героя повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда».Ребята, А.П.Гайдар -наш земляк ,и я предлагаю вам познакомиться с жизнью и творчеством этого известного писателя.

Сообщение учащегося

Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия — Голиков) родился 9 января в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детские годы прошли в Арзамасе. Учился в реальном училище, но, когда началась Первая мировая война и отца забрали в солдаты, он через месяц сбежал из дому, чтобы ехать к отцу на фронт. В девяноста километрах от Арзамаса его задержали и вернули.
Позже, подростком четырнадцати лет, он встретился с "хорошими людьми — большевиками" и в 1918 ушел "воевать за светлое царство социализма". Он был физически крепким и рослым парнем, и после некоторых колебаний его приняли на курсы красных командиров. В четырнадцать с половиной лет он командовал на петлюровском фронте ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка по борьбе с бандитизмом .
В декабре 1924 Гайдар ушел из армии по болезни (после ранения и контузии). Начал писать. Он много ездил по стране, встречался с разными людьми, жадно впитывал жизнь. Он не умел писать, закрывшись в кабинете, за удобным столом. Он сочинял на ходу, обдумывал свои книги в дороге, твердил наизусть целые страницы, а потом записывал их в простых тетрадках. "Родина его книг — разные города, деревни, даже поезда".
Когда началась Отечественная война, писатель стал вновь в ряды армии, отправляясь на фронт военным корреспондентом газеты "Комсомольская правда". Его часть попала в окружение, и писателя хотели вывезти на самолете, но он отказался покинуть товарищей и остался в партизанском отряде как рядовой пулеметчик. 26 октября 1941 на Украине, под деревней Ляплявою, Гайдар погиб в схватке с фашистами. Лучшими своими сочинениями он считал повести "Р.В.С." (1925), "Дальние страны", "Четвертый блиндаж" и "Школа" (1930), "Тимур и его команда" (1940).

Выступление учащихся «Представление книг А.П.Гайдара »

1 Ученик. Автобиографическая повесть А.П. Гайдара «Школа» .Написана в 1930 г. Главный герой- Борис Гориков.В повести рассказывается о судьбе этого мальчика в годы первой мировой войны, революции и гражданской войны

2 Ученик. Повесть «Дальние страны».Написана в 1931 году.В повести показано строительство новойжизни в то время: создавались колхозы, разведывались земные богатства, строились заводы, электростанции и многие другие новостройкиВсе эти изменения Затрагивают и жизнь полустанки,находящейся в глухомани. Герои повести обыкновенные ребята, их жизнь, наполненная впечатлениями новой жизни.

3 Ученик. Рассказ «Голубая чашка»написана 1935 г.Рассказ одновременно веселит и волнует.Голубая фарфоровая чашка, разбитая мышами ,не должна быть помехой в хорошейжизни героев. Она служит предостережением.Ведь добрые, внимательные отношения близких людейв чем-то подобны прекрасному,тонкому фарфору.

4 Ученик. 1939г. Солотча. Гайдар писал своей жене «Только начал работу. Рассказ я пишу небольшой…,зато он сам будет светлый, как жемчужина» Это рассказ о двух братьях, Чуке и Геке.

5 Ученик. Рассказ «Дым в лесу»напечатан в 1939 г.Рассказ напоминает не только тем мальчикам и девчонкам,которые жили в советское время, но и нынешним, о том, что мы живемв беспокойном мире, и всегда надобыть готовым прийти на помощь людям,быть бдительным и защищать Родину

Учитель литературы

«Я стою... Я смотрю. Всем хорошо, все спокойны. Значит, и я спокоен тоже!» - этими словами главного героя заканчивается повесть Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда». Литературный герой, созданный замечательным детским писателем, стал для нескольких поколений ребят нашей страны примером справедливости и милосердия и дал имя детскому движению, в котором участвовали несколько поколений юных граждан Страны Советов. Тимуровцы умели не только делать добро, но и противостоять злу, бороться с ним, не проходить мимо подлости, бесчестия, грубости; учились не только помогать младшим, старым, слабым, но и защищать их.

И если вам кажется, что Тимуровское движение в нашей стране уже стало историей, то вы глубоко ошибаетесь. Просто сегодня тимуровцев назвали бы добровольцами или волонтерами .Сохраняя традиции тимуровского движения, современные волонтёры продолжают эстафету добрых дел, ведь сейчас в нашей стране не меньше людей, которые нуждаются в поддержке. Движение волонтеров растет и набирает популярность в нашей стране. И именно поэтому 2018 год в Российской ФедерацииУказом Президента России В.В. Путина объявлен Годом добровольца (волонтёра). По словам президента, забота о ближнем, милосердие, готовность прийти на помощь всем миром, служить отечеству – все эти качества в душе, характере и культуре российского народа. Сейчас, по данным опроса, в волонтерской деятельности участвует 18 процентов россиян. Волонтеры трудятся в больницах и социальных учреждениях, помогают найти пропавших людей, оказывают посильную помощь пострадавшим в стихийных бедствиях, сохраняют природу и культуру, устанавливают личности погибших солдат, помогают в проведении крупнейших международных мероприятий. Добровольная помощь тем, кто в ней нуждается, – достойное и важное занятие. «Если тебе случится сделать что-нибудь хорошее, сделай», – таким было главное правило Тимура. Именно этому девизу следуют сегодняшние тимуровцы - волонтёры и добровольцы.



Учитель географии

Особой тимуровской или волонтерской работы в нашей области требуют степные участки ( то есть безлесные), расположенные к югу от лесной зоны. Почему? Все они в основном распаханы, а это значит, что практически не осталось земель, не тронутых человеком. А это значит , что растений характерных для нашей местности, осталось очень мало. Многие исчезли и мы никогда их больше не увидим. А ведь степь-это кормилица: « У любого ты спроси- степь- кормилица Руси!» До распашки степей в области широко была распространена степная растительность

Ученик: В зависимости от времени года одни растения сменялись другими. Цветение начиналось с апреля. В начале степь окрашивалась в лиловый цвет от расцветшей сон-травы. Несколько позже распускались золотые цветы горицвета и светло-голубые гиацинты. Во второй половине мая зацветали нежно-голубые незабудки и вероника, а в июне шалфей, придававший степи фиолетово-синий оттенок. В июле степь окрашивалась в белые цвета от массового цветения нивяника обыкновенного и серебристых перьев ковыля.

Учитель . Но есть на территории Курской области участки, где сохранились целинные степи. Как вы думаете где? –в Центрально-Чернозёмном заповеднике имени В.В Алёхина.

Василий Васильевич Алёхин всю свою жизнь посвятил изучению уникальности растительного мира Курской области.

Сообщение учащегося о В. Алёхине

Родился Василий Алёхин 17 января 1882 года в Курске в семье купца Василия Алёхина, у которого было шесть дочерей и один сын. Всем им отец дал высшее образование. С детских лет Василия тянуло к миру природы. Прогуливаясь по большому отцовскому саду, он записывал в свою записную книжку названия растений. В 13 лет Василию преподнесли в подарок определитель растений. С тех пор он увлекся сбором и определением растений под руководством своего дяди Алексея Васильевича, известного знатока курской флоры. В 1901 году Алёхин поступил в Московский университет на естественное отделение. Заканчивая его, он прибыл на каникулы к родителям и посетил городской рынок, где увидел крестьянина продававшего степное сено, которое поразило его видовым разнообразием. Разузнав дорогу, Василий отправился в окрестности города на поиски целинной степи. Так будучи студентом он открыл для науки Стрелецкую , а через год Казацкую степь.

После окончания университета Алёхин остался в нем преподавать и подготовил огромное количество степеведов. В 1935 году он становится инициатором создания Центрально-Чернозёмного заповедника на 10 тысяч гектар целинных земель. Но пока согласовывали и обсуждали, сохранившиеся степи были большей частью распаханы. И в 1935 году под заповедник уже выкраивали небольшие площади уцелевшей целины, куда вошли Стрелецкая и Казацкая степи(1935) ,Баркаловка и Букреевы Бармы (1969),Зоринский участок и участок пойма Псла(1998).Стрелецкая и Казацкая степи до наших дней сохранились в первозданном виде и служат образцом луговых степей. Своё поэтическое восприятие степи Алёхин выразил в стихотворении, написанном в последний год своей жизни:

Чтец

Вот степь! Ты много раз воспета,

Былою славою одета.

Ковыль, куда не взглянешь вдаль,

По ветру стелется как встарь…

Кругом кудрявые дубравы…

Ну что ж вам лучше нужно, право!

И в этот заповедник мой

Я приглашаю всех с собой…

Алёхин называл нашу степь « Курской растительной аномалией»- настолько высока насыщенность растений на 1 кв.метре., особенно цветковых растений.

В.В. Алёхин писал о степи так: « Представьте себе необозримое пространство, покрытое пестрым ковром всевозможных цветов, синего, желтого, красного, белого оттенков; иногда растительный покров настолько красочен, настолько ярок и пестр, что начинает рябить в глазах.

Чтец

Стихотворение « Степные цветы»

Степные цветы – это сказочный луг

Раскинулись пышною шалью вокруг.

Сияет на солнце шалфей луговой,

Краснеет румянка. Касатик степной

Лиловые кудри повсюду завил,

Пион тонколистный соцветья раскрыл.

Желтеет крестовник, Малиновый клевер

Раскрыл свой нарядный изящнейший веер.

А вот колокольчик сибирский звенит

И золотистый адонис горит.

Здесь много цветов их нельзя перечесть!

Всю радугу цвета найдете вы здесь.

Видео « Участок стрелецкой степи весной»

Вывод: Заповедную степь можно образно назвать цветочным пламенем. Мы любим нашу степь за дивную красоту, неповторимый аромат, безбрежное раздолье. Степь – главная житница нашей области. Здесь прекрасные черноземные земли, вот почему степи распаханы людьми на огромные квадраты полей. На них выращивают пшеницу, ячмень, просо, кукурузу, подсолнечник и сахарную свеклу. А какие великолепные в степи сады. Садоводы ухаживают за деревьями, собирают в конце лета яблоки, груши, сливы, смородину, малину. Степь – наша кормилица.

Но какие бы урожаи мы не получали на территории Курской области есть растения, которые в прошлом были широко распространены, а в настоящее время сохранились в отдельных местах в небольшом количестве. 200 видов флоры являются редкими, более 60 видов – охраняемые. Из них занесены в красную книгу следующие виды:

  1. Башмачок настоящий

  2. Волчник боровой

  3. Шиверекия подольская

  4. Пион тонколистный

  5. Прострел луговой

  6. Ятрышник шлемоносный

  7. Пыльцеголовникдлиннолистный

  8. Проломник Козо-Полянского


Учитель литературы

Виновато
В ночь ненастную,
В сердце раненный печалью,
Я листаю “Книгу красную”,
Словно скорбный поминальник.

Когда читаешь такие строки, то всегда задумываешься: что могу сделать я, чтобы красота не исчезла. Что должны сделать все мы, чтобы природа преобразилась, восстановилась, чтобы мир вокруг нас расцвел яркими красками. Эти строки написаны нашим земляком Иваном Зиборовым , выпускником нашей школы.

Сообщение учащегося о И.Зиборове

 Родился Иван Зиборов 19 июня 1939г. в с. Нижнее Гурово Советского района Курской области. Трудным было детство у всего послевоенного поколения ребятишек: и бедным, и голодным. Но Ванюше всегда хотелось учиться, ходить в школу, с замиранием сердца слушать учителей.И конечно же, не случайно он поступил в Курский госпединститут. Это был вполне осознанный выбор. После окончания вуза в 1963-1965 годах служил в Советской Армии, после службы работал учителем биологии, химии, географии в Демьяновской школе Орловской области.

Но его всегда тянуло на Родину. А дома, известно, и небо синее, и солнце ярче, и песни звонче... Аромат медуниц сильнее, а главное – соловьи зовут! Иван Федотович возвращается на Курщину в 1968г. Он уже не только учитель, он уже журналист-публицист (член Союза журналистов, 1965г.)С 1982 по 2002г. работает собственным корреспондентом областной газеты “Курская правда”.С 1985г. – Член Союза писателей СССР.

И. Ф. Зиборов – Почетный гражданин г. Курчатова, четырежды лауреат областной журналистской премии им. В. Овечкина, награжден “Серебряным пером” Союза журналистов России.С 2005г. является Председателем Курчатовского отделения Международного фонда славянской письменности и культуры. В стихотворениях Ивана Федотовича столько любви и теплоты к живой природе, что кажется, мир оживает вокруг тебя.

Ручейки сбегают с горушки,
Ветерок пропах весной,
Но молчит сегодня скворушка,
Взял, как видно, выходной.

В Берендеевом царстве поэта все сказочно красиво. Все краски – яркие, все звуки – нежные. И все-все до боли знакомо: цветы, деревья, пчелы, птицы. Все живет, все говорит, спорит с тобою, радуется тебе или сочувствует... Оживает Берендеево царство, и ты, маленький его житель, начинаешь понимать: это моя родная земля, это моя малая родина.

Наш замечательный поэт посвятил Курской земле сотни проникновенных, задушевных строк.Умный, наблюдательный знаток природы, Иван Федотович подмечает самое, казалось бы, незаметное – простые травы, милые луговые цветы.

Голову склонивши набочок,
Он на мир поглядывал уныло.
Что с тобой, Венерин башмачок?
Что-нибудь серьезное случилось?
Оскудела почва под тобой,
Доконали травяные хвори?
Может, дождь протопал стороной?
Может, стали холоднее зори?
В голосе не сдерживая дрожь,
Он промолвил, поклонившись низко:

- Ты какую песню запоешь
В “Красной книге”?

Венерин башмачок такое удивительное название получил за свои цветки, чуть склоненные набочок; светло-желтые цветки напоминают изящные женские башмачки. Может быть, именно такие носила Богиня любви Венера. Венерин башмачок – исчезающий вид, это растение занесено в “Красную книгу”.Когда Зиборова спросили, как он пришёл к теме охраны природы, защиты растений , то Иван Федотович ответил так:

«Неожиданно. Весной в майском лесу на знакомой поляне не увидел ландышей. Дошел в поисках до чащобы. “Так вот куда ты спрятался от людского многоголосья, от бензиновой вони, - сказал я цветку”. А в сердце словно кольнуло: измельчал стебелек, отступил, быть может, на свой последний рубеж...»

Учитель географии

В лесостепной зоне помимо разнообразия растений присутствует огромное количество птиц, видовое разнообразие которых поражает своей численностью.

Андрей Александрович Власов – директор ЦЧ биосферного заповедника им. Алёхина, ученый орнитолог сказал: « Без птиц люди мыслили бы более приземлено. Птицы – символ торжества жизни при всей её хрупкости»

Чтецы:

1. Птицы – это песнь и полёт! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь, Песни птиц звучат на земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью.

2.Птицы- дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.

3.Птицы – дети радуги. Перо их переливается всеми мыслимыми и немыслимыми цветами. Птицы-вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну.

4. Птицы- верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных насекомых и грызунов.

5.Птицы- это тайна и красота, Это друзья нашего детства. О них сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки.

6.Каким бы скучным был мир без птиц! Птицы дали мечту полета, радости жизни, зримое ощущение свободы и очень многое для понимания прекрасного.

Учитель геогафии

– Ребята,в какое время года можно услышать голоса птиц?
–  А как вы думаете, можно  ли зимой услышать такое чудесное птичье пение? 
– Почему? 
– Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).

Зимой птицам не до песен. Уныло и голо в лесу, холодно и голодно… Печально и одиноко бывает нашим пернатым друзьям. С каждым днем им становится труднее отыскать корм. Не услышишь в такую пору веселого чириканья воробьев и синиц, задорного свиста снегирей, озорного постукивания дятла. Замолкают до весны радостные птичьи трели. Холодно и нам  на морозе и леденящем ветру. Мы спешим в свои теплые, уютные жилища, к сытой и вкусной еде, к привычным людским забавам. А крохотные птицы, осмелившиеся остаться в наших краях зимовать, стынут на холодном ветру, голодные и беззащитные. Не десятки, а тысячи  наших пернатых гибнет в морозные зимы! Разве может человек остаться равнодушным к этой  трагедии!? Разве не в его силах помочь зимующим птицам?

Учитель литературы

Вот об этих зимних страдальцах наш земляк писатель Е.И. Носов написал одно из своих последних произведений «Покормите птиц!», где подробно рассказал о том , как сам помогал птицам зимой: развешивал кормушки, насыпал в них разные корма и радовался прилёту к ним птиц. Этот рассказ Евгений Иванович посвятил памяти Александра Яшина, у которогобыло стихотворение на эту злободневную тему.

А ещё хотел, чтобы его примеру последовали другие. «Покормите птиц!» - это короткое завещание, это обращение к нам, живущим на Земле, помочь птицам достойно пережить холодное и голодное время. На могиле он так и попросил написать: «Покормите птиц».
Как всё начиналось? Как складывалась жизнь и творчество Евгения Ивановича Носова?

Сообщение учащегося о Е.И.Носове

Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачёво, недалеко от города Курска. Село Толмачёво раскинулось вдоль реки Сейм, в водах которой по вечерам отражались огни недалёкого города Курска. Из деревенского окна виделись просторный луг, весной заливаемый половодьем, и таинственный лес за ним, и ещё более далёкие паровозные дымы за лесом. Вскоре родители поступили на Курский машиностроительный завод, и Евгений стал городским жителем. В 1932 году пошёл учиться в школу №9. В детстве много читал, лепил из глины фигурки людей и животных, выпиливал из дерева лобзиком, делал игрушки – поделки из природного материала. Из конструктора мастерил танки и самолёты, из бумаги и планок – коробчатых змеев. С детства начал рисовать. Он быстро запоминал увиденное и переносил по памяти на бумагу. Евгений был выдумщиком и фантазёром. Уже тогда в 10-13 лет проявился его интерес к художественному слову.

К началу войны Евгений успел окончить восьмой класс. Когда Красная Армия освободила Курск, поспешил в военкомат. Воевал в противотанковой артиллерии, участвовал в форсировании Днепра, брал Минск, освобождал Польшу. 8 февраля 1945 года под Кёнигсбергом был тяжело ранен и полгода лечился в госпитале под Москвой. В сентябре 1945 года вернулся в школу продолжать прерванную учёбу. В школу Евгений ходил в гимнастёрке при орденах и медалях. Поначалу школьники принимали его за нового учителя, почтительно здоровались с ним. Перешагнув через класс, окончил Евгений десятилетку и уехал в Казахстан, в город Талды-Курган, работать корреспондентом в местной газете. Первый рассказ Носова был напечатан в 1947 году. А первый сборник рассказов «На рыбачьей тропе» вышел в 1958 году в Курске.»Важнейшие темы его творчества — Тема природы,военная и деревенская.

Учитель литературы

В работах Носова живет его душа, его любимые просторы, холмы, дерева, речки, которые были настоящими друзьями, помогали ему жить, дарили радость. Так же, как теперь всем, кто прикоснется умом и сердцем к его наследию, откроется удивительная радость общения с природой, с ее красками, с ее неброской, но милой красотой во все времена года. И пусть всегда звучит призыв беречь природы храм.

Учитель литературы

Е .И. Носов писал :«Родину, как и мать, не выбирают. Она у нас такая, какая досталась от дедов и отцов. Нам, курянам, досталась по наследию Курская земля… Бунин назвал эту местность сдержанным, но все-таки удивительным словом : подстепье…Нет у нее ни морских берегов, ни радужных горных водопадов, ни могучих рек. Ее небо не багрянят огненные жерла вулканов, оно не мерцает дивными всполохами северного сияния… Закрываю глаза и – трепетно обмирает сердце - вот она, родимая! Взгорья и ложбины, и опять холмы. Вверх – вниз, вниз – вверх…Будто дышит, словно это ее глубокие , натруженные вздохи…Тут мы и живем, между этими вздохами. Здесь, в заветрии, промеж холмов, приютились наши тихие ракитовые деревушки с мычащими телятами на приколе…» («Краски земли»)

Учитель географии

Нам с вами посчастливилось родиться в красивейшем, интереснейшем славном Курском крае В Курской области находится крупнейшее месторождение железных руд, у нас самые плодородные почвы в мире - черноземы, мы слушаем самую голосистую птицу в мире- курского соловья и еще много- много всего интересного является частью нашей малой Родины- Курского края!



Чтец

Гимн родной земле
Чудесны ландшафтами курские дали –
Поля, перелески, холмы и луга! –
Они красотою великой рождали
Великих, чью славу проносят века.
Молился за нас Феодосий Печерский,
И - «Радость моя!» - восклицал Серафим,
Встречая людей, кто с открытой по-детски
Душою вставал перед ликом святым.
Хранятся духовников наших заветы
В сердцах православных,
И разве сердца Людские
не полнятся лирикой Фета,
Как полнятся светом зари небеса?!
Искусны куряне в искусствах всех видов,
И ныне недаром во множестве стран
Заслуженно чтимы Георгий Свиридов.
И Носов, и Клыков... - таланты курян.
А сколько рождала героев ты славных
Для битв за Отчизну, родная земля! –
Доныне мне слышится плач Ярославны,
Когда выхожу я в родные поля...
Как больно!.. И все же готов облака я
Рассеять незыблемой верой своей:
Ты будешь в грядущем, земля дорогая,
Рождать красотою великих людей!











































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Внеклассное интегрированное мероприятие "Гимн курскому краю"

Автор: Миронова Ирина Анатольевна

Дата: 03.06.2020

Номер свидетельства: 552449


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства