Внеклассная работа - Литературный праздник для 5-6кл. "Секрет названия"
Внеклассная работа - Литературный праздник для 5-6кл. "Секрет названия"
Цель мероприятия -познакомить учащихся с происхождением слов, называющих предметы школы, принадлежностей; отработка навыков выразительного чтения, умения отгадывать загадки, прививать интерес к русскому языку и к произведениям устного народного творчества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассная работа - Литературный праздник для 5-6кл. "Секрет названия"»
Литературный праздник
«Секрет названия»
Цель мероприятия:
познакомить учащихся с происхождением слов, называющих предметы школы, принадлежностей; отработка навыков выразительного чтения, умения отгадывать загадки, прививать интерес к русскому языку и к произведениям устного народного творчества.
Слово учителя
Слова... Сколько их в мире? Очень и очень много. Словарь школьника равен 3600 словам. Человек, окончивший институт, использует в своей речи примерно 12 тысяч слов. Литературоведы подсчитали, что произведения, написанные А.С. Пушкиным, включают 2 000 слов. А вот 17-томный словарь русского языка вобрал в себя 120 480 слов.
И каждый день в нашу речь приходят все новые и новые слова. И каждое слово имеет свою историю, свой секрет, свое лексическое значение.
Вот сегодня мы поговорим о том, как, когда и почему ПРИШЛИ в нашу ШКОЛУ некоторые слова, узнаем секрет их названия. И речь у нас пойдет о словах, обозначающие школьные предметы.
Азбука — алфавит
Я расскажу вам о происхождении этих слов. Слово азбука и алфавит обозначают одно и то же: так называются буквы, расположенные в определенном порядке.
Слово азбука — русское, алфавит — греческое, но образованы одинаково. Составили названия первых букв русского и греческого алфавита. Раньше букву «А» называли «аз», а «Б» - «буки». Эти устаревшие названия и сохранились. В греческом языке первая буква алфавита называется «Альфа», а вторая — «вита», а буквы, расположенные в алфавитном порядке — алфавитом.
Конечно, азбука к нам не сама пришла. Тому, что она появилась на Руси, мы обязаны двум болгарским монахам, двум братьям — Кириллу и Мефодию. Оба они были учеными людьми, философами. Из Греции, где они жили, Кирилл и Мефодий отправились в славянские земли проповедовать новую религию — христианство. Азбуки у славян тогда не было, они сами её составили: большинство букв (25) взяли из греческого, а (17) придумали заново. Это пришлось сделать потому, что в славянские языки были неведомые греческому языку звуки, например, ц, ч, ш, щ, ю, и другие. 43 буквы новой азбуки, которую по имени одного из братьев назвали кириллицей, от западных славян попали к южным, а от них — в Киевскую Русь.
Но буквы, которыми мы сейчас пишем, не похожи на буквы кириллицы. Кириллица сильно изменилась. Ее витиеватые буквы Петр I сделал более простыми и удобными. Позднее из русской азбуки совсем исчезли некоторые буквы КИРИЛЛИЦЫ. Кто из ШКОЛЬНИКОВ знает про ять, юс большой и маленький, кси, ижицу, фиту, ферт? Никто. Их давно уже нет в азбуке.
Я.Козловский
Азбука
Прапрадедовской порой
Стали буквы в четкий строй
Строй как строй,
Да не простой.
Он зовется алфавит,
Всюду путь ему открыт
Буквы разуму верны.
И за это им даны
Высочайшие права:
Образовывать слова.
Вы подумайте о чуде:
Сколько букв — сестер родных?
- 33 а сколько люди могут слов сложить из них?
Альбом
В латинском языке слово «альбус» означало белый. От слова «альбус» произошло слово альбом. Назвали этот предмет так потому, что альбом имеет чистые листы бумаги или картона, на которых рисуют, пишут, наклеивают фотографии, открытки, марки.
В.Берестов
Альбом для рисования
И в 10 лет, и в 7, и в 5
Все люди любят рисовать
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, пляски, сказки... '
Все нарисуем! Были б краски, Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле!
Пенал
У каждого ученика есть небольшой пластмассовый «сундучок» и, в котором хранятся бесценные сокровища школьников. Настоящее имя сундучка известно всем: это пенал. А называется он так в честь перышек, которые в него раньше прятали. Но разве слово «перо» («пенал» похожи друг на друга? Кто хоть немного знаком с латинским языком, тот скажет, что похожи. И даже очень. По латыни «перо» будет «пенна». А «пенна» и «пенал» звучат почти одинаково. Так что своим происхождением имя «сундучка» обязано перьям, которые в нем хранились.
Портфель
Слово портфель пришло в русский язык из французского языка. Первая часть этого слова означает нести, вторая — «фель» - лист. Портфель так- назвали потому, что в нем носили листы бумаги, тетради, книги. В немецком языке есть слово «паппе», называют картон и папку, так как она делается из картона. В русском языке немецкое слово «паппе» было преобразовано в слово папка. Так называется портфель без ручки.
В.Берестов
Портфель
Со мною в дождик и в метель
Шагает в школу мой портфель.
Зимой он книжками набит,
А летом пуст и крепко спит.
Карандаш
Слово по происхождению нерусское, оно произошло от тюркского» кара» и «таш» камень. Отсюда каракулы — черные пески, каракатица — название морского моллюска, снабженного чернильным мешком с красящим веществом. Первые карандаши появились еще в 11 веке.
В. Берестов
Карандаш
Я — малютка — карандашик,
Исписал я сто бумажек.
А когда я начитал,
То с другом влезал в пенал.
Каникулы
Все знакомы со словом каникулы. Но не всякий знает, что любимое всеми, вполне земное слово появлением своим обязано небу. В буквальном переводе слово каникулы означаем «собачки» (по латыни «канис» - собака). Каникулой называли древние римляне самую яркую звезду в созвездии БОЛЬШОГО Пса — Сириус. Каникулы - Сириус ежегодно появлялась на небосводе в июле, в самый разгар лета по нашему календарю. Но так как в июле обычно начиналось жаркое время года, когда студентов и школьников освобождали от занятий, то эти дни и прозвали каникулярными. Сначала каникулы называли только летний отдых, но потом привычное «каникулы» стало относиться вообще ко всякому перерыву в учении.
Парта
Прошу любить и жаловать «парта». Хороший подарок к новому учебному году. Казалось бы, что может быть проще этой классной мебели: обыкновенная скамейка со своим столиком. А было время, когда парт вовсе не существовало. Да что парты, если люди не знали даже стульев, скамеек и табуреток. Еще до сих пор у индейцев племени ЧИКОСОУ в школах и домах, кроме звериных шкур, ничего нет. Мальчики усаживаются на шкуру пантеры, а девочки — на шкуру серны. Индейцы считают, что мальчики от этого делаются такими же сильными и хитрыми, как пантера, а девочки такими же грациозными, как серна.
Впрочем, не только у индейцев, но и у многих других народов, еще не так давно простая скамейка или стул считались редкостью и служили чем — то вроде тропа. На них восседал самый уважаемый человек племени — вождь. У нас в стране 25 млн. школьников. Легко посчитать, сколько парт — тропов к их услугам.
Доска
В старину у школьников вместо тетрадей были маленькие аспидные доски в деревянной рамке. Аспидными они назывались потому. что доски эти были покрыты слоем серовато-черного чешуйчатого сланца - аспида. Сколько в те времена было школьников, столько и аспидных досок. Буквы на них ученики выводили грифелем, стирали написанное тряпочкой. Ничего не скажешь, хороша была доска — тетрадка: писать легко, буквы получались чёткими. Одно плохо — невместительная. То и дело приходилось пускать в ход тряпку, чтобы освободить место для новых строчек. Насколько все же удобнее нынешнее тетрадки!
С той поры прошло много лет. Никто уже не пишет на аспидных досках. Но память о них все же сохранилась.
Взгляните на классную доску. Это ведь тоже доска — тетрадка. Только теперь она вот какая громадная, во всю стену! И неспроста. Ее единственный черный листок служит теперь целому классу, 40 ученикам. И доска эта не аспидная, а деревянная, покрашенная чёрной или коричневой краской. На нынешних досках пишут не грифелем, а мелом. А старушка — тряпка как служила школьникам 100 лет назад, так и сейчас неизменно им служит. Стирать меловые буквы с черной странички ею очень удобно!
Книга
Существуют две версии прихода в нашу жизнь слова «книга». Одни считают, что оно заимствовано из тюркского языка, что значит — «свиток». Другие считают, что из древнескандинавского — «учение».
Н.Найденов
Мой друг
Хорошая книга — мой спутник, мой друг
С тобой интересней бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоем
И наш разговор потихоньку ведем.
Я слышу тебя, я иду за тобой,
Я к морю спускаюсь и вижу прибой,
С тобою дорога моя далека
В любую страну и в любые века.
Ты мне отвечаешь на каждый вопрос,
Как Пешков Алеша учился и рос,
Какие он первые книжки чтил,
Что в жизни он видел, как Горьким он стал.
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про злобных врагов и смешных чудаков,
Про тайны Земли и движенье планет“
С тобой ничего непонятного нет.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу.
А сейчас мы проведем лотерею «Школьный предмет». В нее включены загадки о предметах, секрет которых нам уже известен, и предметы, о секрете названия которых мы: еще узнаем. Я сейчас вам буду загадывать загадки, тот, кто правильно их отгадает, получит предмет — отгадку.
Загадки.
На странице букваря
33 богатыря
Мудрецов — богатырей
Знает каждый грамотей. (Алфавит).
В школьной сумке я лежу, Как ты учишься, скажу. (Дневник).
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж. Что же это? (Карандаш).
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Полом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка).
Портфель у меня не велик и не мал
Лежит в нем задачник, Букварь и . . .(Пенал).
В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал. След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? (Мел).
Развернули дети
Голубые сети, Но за партой,
А не в речке, Не на рыб,
А на словечки. (Тетрадь).
Хоть не шляпа. а с полями.
Не цветок, а с корешками.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга).
Жмутся в узеньком домишке Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю Где была пустота,
Там, глядишь, - красота!
(Цветные карандаши)
Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга).
Если ей работу дашь,
Зря трудился карандаш. (Ластик).
В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одинокий
И на много — много лет
Оставляет черный след.
(Ручка с чернилами)
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей — ка!
Можешь и нарисовать...
Что такое я . . .(Тетрадь)
По десятку на листочке
Сели умные кружочки
И считают ГРОМКО вслух, Только слышно:
Стук да стук!
(Счеты
Заключение.
Итак, мы сегодня познакомились со словами, употребляемыми нами каждый день, о происхождении которых раньше не знали.