Викторина «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина»
Цель: повышение интереса к изучению литературы и уровня познавательной активности;
развитие творческих способностей;
формирование навыка работать в команде.
Форма проведения: командная игра
Участники: 1 день - пятиклассники, 2день - шестиклассники
Ход игры
1. Вступительное слово ведущего:
а) О Пушкине
б) Декада, посвященная А.С.Пушкину
2. Задание на знание произведений А.С.Пушкина.
- На листе бумаг в течение одной минуты запишите все известные вам произведения А.С.Пушкина.
Подсчет баллов: каждое произведение – 1балл, неправильный ответ минус 1балл; за произведение, которое назвала только одна команда -2балла.
3. Определение сказки по небольшому отрывку.
Правильный ответ – 1 балл. Отвечает команда, которая первой поднимет сигнальную карточку.
1)…Вт он жене признается:
«Так и так: что делать остается?»
Ум у бабы догадлив,
На всякие хитрости повадлив.
Она говорит: «Знаю средство,
Как удалить от нас такое бедство.»
(«Сказка о попе и о работнике его Балде. »)
2)…Как услышал царь- отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ…
(«Сказка о царе Салтане…»)
3)…На крыльце стоит она
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстки,
На ногах красные сапожги.
Пред нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
(«Сказка о рыбаке и рыбке. » )
4)… «Да! Такая есть девица.
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь
Да за пояс не заткнешь.
Услужу тебе советом-
Слушай: обо всем об этом
Пораздумай ты путем,
Не раскаяться б потом»
(«Сказка о царе Салтане»)
5)…дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь…
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
6)…Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой
Перед ним молва бедала,
Быль и небыль разглашала.
Под столицей, близ ворот,
С шумом встретил их народ.
( «Сказка о золотом петушке»)
7)…А в дверях- то стража подбежела,
Топорами чуть не изрубила.
А народ- то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа! впредь тебе, невежа, наука:
Не садись не в свои сани!»
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
8)…Дом девица обошла,
Все порядком убралаЮ
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати зобралась
И тихонько улеглась…
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
9)…Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать…
(«Сказка о золотом петушке»)
10)…И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил…
(«Сказка о царе Салтане… »)
11)…А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
(«Сказка о золотом петушке»)
Подсчет баллов. Итого.
4.Буриме. 10 минут.
Командам предлагается рифма из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях. »
Час обеда приближался,
Топот по двору раздался :
Входят семь богатырей ,
Семь румяных усачей .
Старший молвил: «Что за диво !
Все так чисто и красиво .
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Оценивает жюри
5. Определите героя сказки.
1)…Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…
(царевна)
2) До светла все у него пляшет
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и обслужит.
(Балда)
3) За морем царевна есть
Что не можно глаз отвесть :
Днем свет божий затливает ,
Ночью землю освещает.
(царевна Лебедь)
4) Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла:
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
(царица из «Сказки о мертвой царевне»)
5) Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнутб от ратных дел.
(Дадон «Сказка о золотом петушке»)
Правильный ответ – 1балл.
6. Конкурс вопросов
Каждая команда задает вопрос соперникам.
Вопросы оцениваются по 5 баллам.
Ответы- 1 балл.
7. Жеребьевка.
Задание (на выбор)
Чтение отрывка
Инсценировка небольшого эпизода
8. Конкурс «Волшебные предметы».
В течение одной минуты команды должны вспомнить предметы, упоминающиеся в сказках А.С.Пушкина.
Подсчет баллов: по 1 баллу за предмет.
9. Подведение итогов.