Просмотр содержимого документа
«Викторина ко дню рождения Антона Павловича Чехова. "Путешествие по рассказам А. П. Чехова"»
Викторина ко дню рождения Антона Павловича Чехова
Название: "Путешествие по рассказам А. П. Чехова"
Возрастная группа: дети 5-6 класс
Цель: познакомить детей с творчеством А.П. Чехова, углубить из знания через игры и задания.
Задачи:
Развить интерес к литературному наследию А.П.Чехова.
Познакомить детей с героями Чеховских рассказов.
Обратить внимание на жизненные ценности и уроки в рассказах.
Реквизит: жетоны, доска, экран
Вступление
Ведущий:
В этом году исполняется 195 лет со дня рождения великого русского писателя, драматурга, врача А. П. Чехова.
Антон Павлович родился в 1860г. в городе Таганроге, в большой семье, у него было пять братьев и одна сестра. Его отец Павел Егорович был владельцем бакалейной лавки, где работала вся семья. При своих очень скудных средствах отец всем детям дал образование в гимназии, учил музыке.
Мать Евгения Яковлевна была простая, тихая женщина. Она вносила в жизнь детей много ласки и добра. Когда Антоше исполнилось восемь лет, его отдали в гимназию, где уже учились старшие братья, сейчас это музейный комплек5с гимназии имени А. П. Чехова.
После гимназии Чехов поступает в университет, на медицинский факультет он становится студентом и начинает писать свои первые юнные рассказы под псевдонимом Антоша Чехонте. Это прозвище юному Антону дал учитель таганрогской гимназии Федор Покровский — он часто в шутку переделывал фамилии учеников. Периодически у Антоши Чехонте возникали разнообразные ипостаси: АнтошаЧ***, Ч.Хонте, Дон Антонио Чехонте и так далее. Всего известно 42 чеховских псевдонима.
У Чехова сформировалось отношение к живой природе, как к соучастнику человеческой жизни. В чеховских рассказах деревья, цветы, облака, собаки, волки чувствуют и думают, как люди, это можно увидеть в рассказах «Агафья», «Каштанка», «Белолобый», «Страх». Герои его рассказов огорчаются, радуются, волнуются, грустят.
В мире Чеховских произведений всегда есть место для удивительных открытий и неожиданных поворотов.
Итак, Чеховская викторина начинается!
Сейчас вам необходимо разделиться на две команды. Я буду зачитывать вопрос, а ваша задача – дать на него правильный ответ.
Помните: выкрикивать с места нельзя! Чтобы ответить, поднимайте руку, и я дам слово тем, кто был быстрее. Вы можете совещаться внутри команды, но делайте это тихо, чтобы ваши соперники не воспользовались вашим ответом.
За каждый правильный ответ ваша команда будет получать «жетон» и складывать его в этот мешочек. В конце игры мы подсчитаем жетоны, и та команда, которая наберёт больше всего жетонов, станет победителем!
Готовы? Тогда давайте начнём наше путешествие!
Часть 1: Викторина "Узнай рассказ" (ответы дублируются на слайде в картинках)
Реквизит: презентация, ответы загадок в картинка
Для этого задания я приглашаю на сцену 6 человек, по 3 человека из каждого класса.
Где Вы встречали надпись: «Чай, сахар, Кофе и другие колониальные товары? (вывеска на лавке Чехова)
Под каким псевдонимам появились первые рассказы А. П. Чехова?
(Антоша Чехонте)
Кем был по профессии Чехов?
(Врач)
Главный герой рассказа «Каштанка»
(Собака)
Где у нас в городе находится данная композиция? (перед входом в городской парк имени Максима Горького?)
Может кто-то знает, как она называется?
(Скульптурная композиция «Египетская пирамида» в Таганроге так названа, потому что она представляет собой эпизод чеховского рассказа «Каштанка» — цирковой номер «Египетская пирамида».)
В честь какого рассказа А. П. Чехова, была установленная скульптурная композиция «Египетская пирамида» («Каштанка»)
Скульптурная композиция «Египетская пирамида» стоит в Таганроге рядом с паркого имени М. Горького. Ее открыли 1 сентября 2008 года. Скульптурная композиция Дмитрия Лындина известного российского художника, «Египетская пирамида» была создана по мотивам рассказа «Каштанка», написанного Чеховым в 1887 году. На ее изготовление ушло 150 килограммов воска, почти тонна формовочной смеси и тонна художественной бронзы. После отливки бронзовые фигуры отшлифовали и отполировали, а также искусственно состарили. На свинье Хавронье сидит гусь Иван, а на нем — кот Федор. Собачка Каштанка стоит рядом. Все фигуры сделаны из бронзы и безопасны для детей: они округлые, без острых углов. Дети часто играют с ними, забираясь на спины животных или загадывая желания, теряя пятачок свиньи и бросая монетки в пасть. Скульптура была сделана в честь 150-летия Чехова.
Вручение жетонов!
Ведущий: ну что ж, друзья, вы прекрасно справились с заданием, а мы с вами продолжаем.
Часть 2: Пазлы "Собери рассказ"
Для выполнения этого задания я приглашаю по 6 человек из каждой команды на сцену.
Ребята, вы рассказы Антона Павловича Чехова читали? А какой из них вам больше всего запомнился или стал любимым?
Реквизит:
Набор пазлов с иллюстрациями из рассказов «Каштанка», «Ванька» + Экран (видео Чехов)
Вам необходимо собрать "Чеховский мир" буквально по кусочкам. У каждой команды есть пазлы, на которых изображены сцены из известных рассказов Чехова.
Внимание они перемешаны.
Ваша задача — собрать их, показать своей команде, и та команды которая быстрее соберет пазл и отгадает рассказ получит жетон.
Задание понятно? Раз два три, начали!
Каштанка:
Какой рассказ вы собрали: Каштанка
Как звали гуся из рассказа Каштанка? (Иван Иванович)
Рассказ Ванька
Кому писал письмо Ванька? (своему дедушке, Константину Макарычу)
Молодцы, занимайте свои места в зале!
А что же будут делать зрители, а зрители конечно же будут поддерживать свои команды, покажите, как вы будете поддерживать свои команды.
Зрители у нас скучать не будут, Внимание на экран!
Часть 3: Конкурс на лучшую афишу спектакля
Реквизит: 2 ватмана, цитаты из рассказов, изображение Чехова; вырезки из рассказов. «Хамелеон»; «Белолобый».
Ребята, вы любите театр?
Театр – это волшебный мир, где оживают истории, чувства, и мечты. А теперь представьте, что мы с вами оказались в театре, но... у нас нет афиши, чтобы рассказать о спектакле. Давайте сделаем ее вместе!
Предлагаю провести конкурс на лучшую афишу о спектакле!
Мне необходимо 2 команды по 6 человек.
Каждая команда станет настоящей редакцией! Вы будете журналистами, художниками, дизайнерами и писателями.
Первой команде необходимо создать афишу по рассказу «Хамелеон», а второй команде по рассказу «Белолобый».
Презентация:
Когда ваши работы будут готовы, каждая команда представит свою афишу. Расскажите, что вы хотели передать, какие моменты из рассказа вас вдохновили и как ваша газета раскрывает тему.
А пока наши команды готовят афишу, мы со зрителями будем зарабатывать жетоны
Внимание на экран, вам необходимо ответить на вопросы, за каждый правильный ответ команда будет получать жетоны!
Тест в презентацию!
Вопросы к рассказу Каштанка
1)Кто такая Каштанка?
А) Кошка, которую потерял хозяин.
Б) Небольшая рыжая собачка, помесь таксы с дворняжкой
В) Летучая мышь, которая пугает людей.
2) Как Каштанка потерялась?
А) Она пошла со своим хозяином, а он напился, собаку испугал оркестр, она убежала и потерялась.
Б) Она сама ушла и заблудилась.
В) Ее украл злой человек.
3) Кто стал новым хозяином Каштанки?
А) Цирковой артист.
Б) Дедушка Каштанки.
В) Маленькая девочка.
4) Какую новую кличку дали собаке?
А) Роза
Б) Тузя
В) Тетка
5) Чему научилась Каштанка?
А) Летать.
Б) Она научилась стоять на задних лапах, выть под музыку, ловить сахар.
В) Она научилась играть на пианино.
6) Получилось ли первое выступление Каштанки?
А) Да, она стала звездой цирка.
Б) Нет, она услышала голос прежнего хозяина и убежала с арены цирка.
В) Нет, ей было не интересно, и она пошла спать
7) С кем в итоге осталась Каштанка?
А) С прежним хозяином.
Б) С новым хозяином.
В) С другим цирковым артистом.
8) Что делала собачка, оставшись одна?
А) Пошла гулять
Б) Пошла в магазин.
В) Искала нового хозяина, а потом задремала.
9) Чему учит рассказ?
А) Важно относиться к своим питомцам ответственно и помнить, что они уязвимы и беззащитны.
Б) Питомцев надо просто кормить и забывать о них.
В) Необходимо воспитывать своих питомцев
10) Какие еще питомцы жили у нового хозяина?
А) Все животные, жившие у Жоржа, были дрессированными: кот Федор Тимофеевич, гусь Иван Иванович и хрюша Хавронья.
Б) У него были только собаки.
В) Он не любил животных.
Вопросы к рассказу Ванька
1)С каким праздником в письме поздравлял Ванька дедушку?
А) С Рождеством.
Б) С Пасхой.
В) С Новым годом.
2) Кому ничего не стоило украсть у мужика курицу или цапнуть за ногу?
А) Лошадям.
Б) Ваньке.
В) Собаке по кличке Вьюн.
3) Что просил в своем письме Ванька?
А) Чтобы дедушка прислал ему новую шапку.
Б) Чтобы дед забрал его к себе.
В) Чтобы дедушка дал ему деньги.
4) Что попросил мальчик у дедушки с господской елки?
А) Сладкие конфеты.
Б) Золоченый орех.
В) Подарок для мамы.
5) За чем ходил дед с Ванькой в лес?
А) За елкой для господ.
Б) За грибами.
В) За ягодами
6) Кто научил Ваньку писать, считать и танцевать кадриль?
А) Собака Вьюн.
Б) Дедушка.
В) Барыня Ольга Игнатьевна.
7) Кому кланялся в письме Ванька?
А) Кривому Егорке, Алене и кучеру.
Б) Всем своим друзьям в деревне.
В) Свое письмо он не отправил.
8) Как вы думаете, дойдет ли письмо до Константина Макарыча и почему?
А) Да, потому что Ванька написал точный адрес.
Б) Нет, не дойдет, потому что Ванька не написал точный адрес.
Сейчас я попрошу выйти две девочки и двух мальчиков.
У меня в руках конверты, в которых написаны образы героев из произведений А.П. Чехова. Каждый из вас выберет один конверт. В конверте указан ваш герой и фраза, которую вы должны будете прочитать.
Теперь отправляйтесь за кулисы, и посмотрите внимательно, кто вы! чтобы переодеться в соответствии с вашим образом.
Мы приготовили для вас костюмы и аксессуары. Пока вы будете переодеваться, прочитайте фразу и приготовьтесь показать всем своего героя.
Когда вы будете готовы, вы по очереди выйдете на сцену, представите своего героя (можно продефилировать) и сказать фразу вашего героя. Не стесняйтесь, постарайтесь вжиться в образ и показать своего героя так, чтобы все зрители вас узнали.
Слова для детей:
«Каштанка» Когда думаешь об еде
«Три сестры»
«Хамелион (Ионыч)»
«Ванька»
Пока наши артисты готовятся к выходу мы с вами поиграем.
Часть 6: Узнай рассказ А. П. Чехова по ассоциации
Для этого конкурса я приглашаю по 2 человека из каждой команды, сейчас на экране появятся картинки и вам нужно будет по одному изображению узнать о каком рассказе идёт речь?
Ящерица «Хамелеон»
Дворняжка – «Каштанка»
Овес – «Лошадиная фамилия»
Соль – «Пересолили»
Гайка – «Злоумышленники»
Встречаем наших героев! Давайте поаплодируем кто же будет первым?
Какие замечательные актеры!
Вручение жетонов!
Часть 5: Запомни
Ребята для выполнения следующего задания мне нужно по 3 человека из каждого класса
Сейчас на экране появится картинка из рассказа А.П.Чехова, «Каштанка», ваша задача изучить ее в течении нескольких минут.
(Дети изучают картинку, картинка выключается)
Сейчас мы с вами проверим вашу внимательность!
Какого цвета был халат на клоуне? (чиний)
Что висит на стене? (часы, обруч, плакат)
Что изображено на плакате? (слон)
Какого цвета барабан (бел-красный)
Какого были тапки на «клоуне (красного)
Кто стоял на комоде (кот)
Что лежит на комоде (синяя ткань)
Где стоит клоун (в дверях)
Какого цвета двери (белого)
Какого цвета стул (синий)
Что стоит на полу возле гуся (тарелка, какого она была цвета сине-белая)
Какого цвета стены в комнате? (зеленого)
Молодцы ребята вы очень внимательные!
Вручение жетонов!
Концовка:
Ребята, сегодня вы проявили себя настоящими знатоками Чехова! Но знаете ли вы, что Антон Павлович был не только великим писателем? У него была очень интересная жизнь! Сейчас я расскажу вам несколько удивительных фактов:
1. Его первая книга стоила дешевле буханки хлеба.
Когда Чехов издал свою первую книгу, она стоила всего 5 копеек. Это было совсем недорого, чтобы её мог купить любой человек.
Так буханка чёрного хлеба стоила 7 копеек.
2. Он обожал животных.
У Чехова была собака, такса по имени Хина. Её писатель даже "научил" подписывать открытки – вместо подписи ставили отпечаток её лапы!
3. Чехов был мастер коротких рассказов.
Его рассказы такие интересные, потому что он умел рассказать целую историю всего за несколько страниц. Это как будто посмотреть фильм за пять минут!
4. У него было чувство юмора.
Чехов часто шутил. Например, он говорил, что фамилия "Чехов" происходит не от Чехии, а от слова "чех" – так называли корзину для рыбы.
5. Чехов и чай.
Антон Павлович обожал чай. Он мог пить его целый день и шутил, что чай – это его "второе вдохновение".
Ведущий
– Представляете, как много он успел сделать! А вы теперь знаете не только его рассказы, но и немножко больше о самом Чехове.