kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вечер в доме Муромских (по мотивам произведений А.С. Пушкина)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературно-музыкальный вечер к юбилею А.С.Пушкина (литература, английский язык)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вечер в доме Муромских (по мотивам произведений А.С. Пушкина)»



Конспект интегрированного урока

10 классы 18.04.2024

Вечер в доме Муромских (по мотивам произведений А.С. Пушкина)


Цели урока:

Общедидактическая: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации.


Образовательные: создать условия для анализа многогранности деятельности поэта и писателя, выделение ключевых жизненных моментов, способствующих формированию Пушкина как личности, поэта, писателя; способствовать развитию потребности читать художественную литературу и воспринимать личность автора через призму его творений.


Развивающие: создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения и структурирования материала, развивать речевые навыки.


Воспитательные: способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей; воспитанию самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативных навыков.


Прогнозируемый результат

Учащиеся, проследив сложный и интересный путь становления Пушкина, должны приблизиться к миру его идей, представлений, образов, попытаться понять поэта; задуматься над философскими вопросами о месте и роли человека в этом мире, поделиться мыслями, эмоциями, находками, испытать чувство комфорта и удовлетворения от своей работы.


Занимаясь подготовительно-исследовательской работой, учащиеся предоставят результаты своего труда в виде сообщений, презентаций, творческой работы (инсценирование на русском и английском языках).


Дифференциация обучения на вводных уроках в старших классах направлена на совершенствование тех сфер литературного развития старшеклассников, которые, по результатам диагностики, сформированы слабее. Задания всё в большей степени направлены на выработку навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Основной формой вводного урока в старших классах является урок-лекция, так как курс изучается на историко-литературной основе и объём сложной информации увеличивается.

Лекционный материал может сопровождаться демонстрацией видеоматериалов, чтением наизусть, выступлениями учащихся и т.п. Для активизации познавательной деятельности желательно предварительное знакомство учащихся со статьями учебника, планирование индивидуальной работы, включение в лекцию сообщений о её итогах, а также обучение составлению планов, тезисов, конспектов, обсуждение проблемных вопросов. Ма­териал на вступительном уроке к теме может излагаться проблемными блоками, что активизирует мыслительную работу учащихся.




Проблемные
блоки

Дифференцированные задания

Уровень сложности задания. Какие сферы литературного развития оно формирует и развивает?

А. Пушкин в переводах

Томас Мур в переводе И. Козлова

Подобрать материал к сообщению о переводах

(С) Развивает навыки устной речи
и систематизации материала

А. Пушкин 25-28 год

Составить рассказ о любви в жизни поэта

Найти в отражение фактов биографии в произведениях

(С) Развивает навыки устной речи
и систематизации материала

С) Развивает навыки самостоятельного анализа и обобщения

(С) Развивает навыки самостоятельной работы с первоисточниками

Музыка. Вальс в литературно-поэтических салонах 19 века

Подобрать музыку. Написать музыку (электронную) «Перекличка эпох»

(С) Развивает навыки устной речи
и систематизации материала

Из воспоминаний об А. Пушкине

Подготовить выразительное чтение фрагментов

(М) Совершенствует навыки выразительного чтения

Подобрать цитаты для сообщения

(В) Развивает умение “вписывать” литературное произведение в культурный контекст

Классические традиции поэзии первой половины 19 века

Ответить на вопрос, в чём проявляются классические традиции поэзии?

(М) Развивает навыки пересказа и цитирования (С) Способствует повторению
и систематизации биографического материала

Стихотворения наизусть

Отрывки для декламации и сценок из повести «Барышня - крестьянка»

Подготовить выразительное чтение по ролям на русском и английском языках

(В) Развивает самостоятельность
в работе с первоисточниками искусства

(В) Развивает умение “вписывать” литературное произведение в культурный контекст

Домашнее
задание

Сочинение-размышление по эпиграфу к уроку

(М) Развивает умение работать
со справочной литературой
(С) Формирует умение применять знания в новой учебной ситуации
(В) Развивает умение находить
и систематизировать информацию


К уроку было дано домашнее задание:

1. Проследить влияние музыки и поэзии на вкусы светского общества первой половины 19 века

2. Найти в биографической литературе и в воспоминаниях современников сведения о поэтах.

3. Разработать электронные пособия (презентации) к литературно-музыкальному вечеру

4. Подготовить отрывки повестей и стихотворения для декламации


Ход урока

(На интерактивной доске или на экране записаны тема, эпиграф. Портрет А.С. Пушкина)


Добрый день, уважаемые гости.

Слайд1 Портрет Пушкина Вас встречала музыкальная композиция « Перекличка эпох» .

Авторы учащиеся 10А. Мы рады приветствовать вас на нашем литературно-музыкального вечере.

В июне в самом начале лета, когда земля яблоневого цвета, родился Пушкин.6 июня 2024 года исполнится 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.

Поэт нам дорог тем, что он


О счастье нам напоминает


И сумрак жизни озаряет,


Как солнце хмурый небосклон.


Дни славы Пушкина – желанный


И светлый праздник. Сколько раз


Его мечты во мгле туманной,


Как солнце радовали нас!


Давайте вместе перенесёмся на двести лет назад. Окунёмся в эпоху, почувствуем дух времени, романтики, услышим литературные и музыкальные произведения того времени русской и зарубежной литературы.


Слайд 2 (лес птички поют) Сценка Берестов и Акулина

Надеюсь, вы узнали наших влюблённых из повести «Барышня-крестьянка». Конечно, это Алексей Берестов и Лиза Муромская в сцене случайной встречи, когда Лиза в образе Акулины знакомится с Алексеем. Пушкин задумал создать несколько повестей, которые будут объединены в сборник, автором которого писатель ставит вымышленное лицо. Иван Петрович Белкин, якобы действительно живший и создавший эти замечательные творения.

Слайд 3

Распри между родителями влюблённых закончены, мы все приглашены в дом Муромских, где Лиза и Алексей вновь встретятся уже без масок и выдуманных образов.

А.С. Пушкин вёл светский образ жизни. В то время говорили «выехать в свет». Это значит бывать в салонах. Салон – это особое место, куда приходили знатные и образованные люди, чтобы послушать стихи и музыку. Этот зал может тоже на время стать салоном.

Литературный салон, господа, открыт!

Слад 4 портрет Томаса Мура

Господа, какие стихи у вас на слуху? Чем живут Петербург и Москва?

Томас Мур – поэт романтик , песенник и автор баллад Вы знакомы с его новым произведением?

Иван Козлов удачно перевёл на русский язык. Музыку написал Александр Алябьев. Давайте с удовольствием послушаем.

Слайд 5 (природа) Звучит исполнение Вечернего звона

А кто же здесь, в России на слуху? Чья яркая звезда зажглась на творческом небосклоне?


Слайд 6 (зеркало )

Сценка (мать с дочерью разговаривают на балу)


Ох, уж эти злые языки. А вас, милые девушки, спешу огорчить. Александр Сергеевич сделал предложение Наталье Николаевне Гончаровой,- мне об этом моя приятельница из Петербурга писала, и предложение было принято благосклонно. Так что... (разводит руками)


Пушкин был счастливым человеком. Он умел любить. Он любил страстно и безнадежно, «искренне и нежно». Он так же, как и все влюблённые, страдал, мучился, ревновал, восхищался возлюбленной, преклонялся перед нею. Но только Пушкин мог так вдохновенно, проникновенно и в то же время очень просто высказать свои чувства в стихах.


Слайд 7 (окно в ночь и звёзды или луна) Письмо Татьяны читает наизусть ученица


Любимая героиня поэта. Надеюсь, Татьяну Ларину вы узнали???


Слайд 8 Елизавета Воронцова...


Осенью 1824 Пушкин получил письмо.

Эти письма всегда волновали поэта. Пушкин посмотрел на подпись. Она была неразборчива. Но по почерку узнал, от кого эти строки.

С каким нетерпением он, бывало, ожидал весточки от нее. Судорожно сжимая письмо в руках, поэт уходил в свою комнату и запирался, чтоб никто не мешал ему беседовать с той, которая оставила большой и глубокий след в его жизни. – Потом сжигал ее письма…


Сожженное письмо


Прощай, письмо любви! прощай: она велела.

Как долго медлил я! как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!..

Но полно, час настал. Гори, письмо любви.

Готов я; ничему душа моя не внемлет.

Уж пламя жадное листы твои приемлет...

Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым

Виясь, теряется с молением моим.

Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит... О провиденье!

Свершилось! Темные свернулися листы;

На легком пепле их заветные черты

Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься век со мной на горестной груди...


Слайд 8( Елизавета Воронцова)


А верил Пушкин не только в Библию. Поэт верил в приметы, ценил талисманы и обереги. Одной из вещей, которой он придавал особое (а порой даже мистическое значение), был перстень.

Перстень литератору подарила графиня Елизавета Воронцова. Источники свидетельствуют, что Воронцова имела не только необыкновенную физическую красоту, но и отличалась чистой душой, хорошим воспитанием, а также изумительной образованностью. Графиня была замужем. Она познакомилась с поэтом, когда тот был в южной ссылке. Елизавета подарила перстень Пушкину в знак расставания.

Храни меня, мой талисман,


Храни меня во дни гоненья,


Во дни раскаянья, волненья:


Ты в день печали был мне дан.


Когда подымет океан


Вокруг меня валы ревучи,


Когда грозою грянут тучи —


Храни меня, мой талисман.


В уединенье чуждых стран,


На лоне скучного покоя,


В тревоге пламенного боя


Храни меня, мой талисман.


Священный сладостный обман,


Души волшебное светило...


Оно сокрылось, изменило...


Храни меня, мой талисман.


Пускай же ввек сердечных ран


Не растравит воспоминанье.


Прощай, надежда; спи, желанье;


Храни меня, мой талисман.



Слайд 9 портрет Анны Олениной

Пушкин познал, что такое неразделённая любовь. Ещё одно нешуточное увлечение, пережитое поэтом, – Анна Алексеевна Оленина.

Поэт был настолько увлечен мыслью о женитьбе на мне, что рисовал мой портрет на полях своих рукописей, примерял моё имя к своей фамилии: Annete Pouchkine (Анета Пушкина). Как-то в разговоре я ошиблась, сказав Пушкину «ты» вместо почтительного «вы», и уже в следующее воскресенье он привёз мне стихи.

Пустое вы сердечным ты

Она обмолвясь заменила,

И все счастливые мечты

В душе влюбленной возбудила.

Пред ней задумчиво стою;

Свести очей с нее нет силы;

И говорю ей: как вы милы!

И мыслю: как тебя люблю!


Пушкин сделал Анне предложение и услыхал от её матушки Елизаветы Марковны решительный отказ. Причины? Он был вертопрах, не имел никакого положения в обществе и, наконец, не был богат. Девушка недостаточно любила. После отказа на его предложение Пушкин перестал бывать в доме Олениных , а позже написал такие строки.


Ученик читает а французском языке

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Романс звучит !!!! на русском

Вот так раскрывается тема любви в лирике Пушкина. Стихи, поэмы, проза демонстрируют нам величие, благородство души и великодушие поэта. Для поэта любовь – это оковы, которых он не стыдится. Пушкин готов на добровольное заключение. В нетленной любви он созерцает бессмертие.

Слайд 10 (люди танцуют вальс на балу) Вальс

А.С. Пушкин, бывая на балах, с удовольствием танцевал вальс. Вот что он пишет о блистательном вальсе.


Однообразный и безумный,


Как вихорь жизни молодой,


Кружится вальса вихорь шумный,


Чета мелькает за четой.

Мы приглашаем вас на вальс! Наш вечер завершается исполнением вальса всеми участниками салона.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Вечер в доме Муромских (по мотивам произведений А.С. Пушкина)

Автор: Шеина Елена Владимировна

Дата: 27.04.2024

Номер свидетельства: 649749


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства