kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В мире удивительных характеров и судеб Николай Степанович Гумилёв

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен сценарий литературно-музыкального вечера, посвящённого жизни и творчеству Н.С. Гумилёва, поэта-акмеиста, чья судьба неразрывно связана с судьбой страны, жизнью передовых русских людей. В сценарии отражены яркие страницы биографии Н.С.Гумилёва, музыкальные композиции, ключевые темы и мотивы лирики, стихотворения поэта, которые органично вплетаются в канву повествования. Сценарий предназначен для учителей-предметников, заинтересованных обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В мире удивительных характеров и судеб Николай Степанович Гумилёв »

Литературно-музыкальная композиция

В мире удивительных характеров и судеб

Николай Степанович Гумилёв

Аннотация. В статье представлен сценарий литературно-музыкального вечера, посвящённого жизни и творчеству Н.С. Гумилёва, поэта-акмеиста, чья судьба неразрывно связана с судьбой страны, жизнью передовых русских людей. В сценарии отражены яркие страницы биографии Н.С.Гумилёва, музыкальные композиции, ключевые темы и мотивы лирики, стихотворения поэта, которые органично вплетаются в канву повествования. Сценарий предназначен для учителей-предметников, заинтересованных обучающихся.



Сведения об авторе: Калинина Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 Барабинского района Новосибирской области.



Сценарий литературно-музыкальной композиции

1. Слайд - портрет Н.С.Гумилёва.

Музыкальный фон - Песня А. Малинина ”Это я, Господи” или композиция «Аве Мария».

Оформление зала: стол, накрытый скатертью, свеча, портрет писателя, книги, сборники стихов, изображение моря, корабль, парус из ткани, пальмы, чайки, плакат с надписью «Путь конквистадора, даты жизни».



Ведущий:

- Дорогие друзья, гости, мы рады приветствовать Вас сегодня в этом зале, где главным действующим персонажем будет… наша память – память о Николае Гумилёве. 35 лет прожил поэт, ровно 93 года назад оборвалась его жизнь. Оборвалась по приказу, по судебной ошибке, от свинца, погасившего сердце поэта… Но сейчас наступила вторая его жизнь – возвращение к читателю, его дорога к нам, его путь…

А каким был жизненный путь Гумилева?... Если определить кратко, то это «Путь конквистадора», Путь завоевателя.

Чтение стихотворения «Путь конквистадора»

(На сцене появляются двое соведущих).

  1. Никому не дано сказать о поэте больше, нежели делает это он сам в своих стихах. Ни родным, ни друзьям, ни современникам, ни исследователям. Можно создать многотомную биографию, но поэт всегда больше своей биографии, потому что он целый самостоятельный мир, счастье и трагедии, гармонии и разлады.

И только судьба - больше поэта, потому что может быть и посмертной. Особенно если при жизни не была исчерпана даже наполовину.

Темен жребий русского поэта,

Неисповедимый рок ведёт

Пушкина под дуло пистолета,

Достоевского на эшафот…

А Гумилев? Его рок? Его фатум? Его судьба? Как мало ему отмеряно судьбой…

2. Да и много ли в России поэтов, доживших до старости и умерших своей, не преждевременной смертью? Увы нам, увы! Ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Есенина, ни Маяковского, ни многих других никогда не сможем мы представить себе почтенными седовласыми старцами, окруженными внуками. Да… В России больше муз осиротевших, чем бряцающих на лирах…

1. Среди них и муза русского поэта Николая Гумилева. Поэта, чье имя было более полувека под запретом, но чьи стихи проникали из одного десятилетия в другое – через колючие проволоки и сквозь глухое молчание. Проникали, в очередной раз доказывая миру, что Судьба больше поэта, что можно убить Творца, но не память о нем.

(муз. фон)

Ведущая: В память о поэте зажжем свечу (ведущий 2 зажигает свечу на сцене).

Слайд.

Вглядитесь в этот лик, вглядитесь в эти даты. Трагична судьба русского поэта, да и всей русской интеллигенции начала ХХ века. Поэтическая судьба поэта, творчество Гумилева, развитие его дара напоминает (слайд горящей звезды) взрыв звезды, перед своим уничтожением внезапно ярко вспыхнувший и пославшей поток света в окружающее ее пространство. Так и поздние стихи Гумилева отличаются необычайной взрывной мощью: это стремительно выбегающие строки, нагоняя одна другую, встречаются с медным звоном, и встают прекрасные образы!

Звучит песня в исполнении А. Малинина «Гори, гори, моя звезда».

Чтение стихотворения «Ещё не раз вы вспомните меня».

Слайд – падающая звезда.

2. Как часто звучит сегодня слово «ПАМЯТЬ»…

В стихотворении Н.С. Гумилева «Память» есть такие строчки:

Только змеи сбрасывают кожи,

Чтоб душа старела и росла,

Мы, увы, со змеями не схожи,

Мы меняем души, не тела.

Крикну я, но разве кто поможет,

Чтоб моя душа не умерла?

Только змеи сбрасывают кожи,

Мы меняем души, не тела.

  1. Гумилев менял образы, всегда был разным, и сейчас перед вами возникнут штрихи из жизни путешественника, авантюриста, воина, романтически влюбленного поэта. Пристально всмотримся в жизненный и творческий путь человека, считавшего звание поэта самым высоким человеческим званием и погибшего не от упавшей с неба звезды (слайд – «Падающая звезда»), а от тупого, равнодушного куска свинца.

(Ведущие покидают зал).



Слайд – портрет писателя.



Ведущая: Говорят, что фамилия Гумилевых происходит от латинского слова Humilis, что значит - смиренный. Но совершенно точно, что самый яркий представитель этой фамилии Н. Гумилев жил вопреки всякому смирению. Да и родился он бурной штормовой ночью, и, по семейному преданию, старая нянька предсказала, что у него будет бурная жизнь. Слова оказались пророческими, наполненными глубокого смысла. Довольно болезненный в детстве, он, вопреки физической слабости, всегда старался верховодить, всегда претендовал на роль вождя – и был им. Любимая фраза детства: «Я упорный – я смогу».

…Все начинается с детства…

Его мечта – путешествия. И он осуществляет свою мечту. Он бредит Музой дальних странствий, следит за маршрутами путешественников. И он осваивает дело «Мореплавателя». Николай Гумилев даже стены своей комнаты разрисовал под подводный мир. Он полон грез об Африке, его привлекает мир необычный, яркий, экзотический. Может быть, потому, что мир, где жил Гумилев, был для него мал и бледен, душа требовала расстояний и впечатлений, он часто бывал в составе экспедиций в Африке. Египет, Сахара, Мадагаскар, Судан, Замбези – лишь малая часть его географических и поэтических открытий. А себя он видел капитаном на корабле, покоряющим морские стихии…(ведущая уходит).

Чтение стихотворения «Капитаны»



(слайды - 3)

(3 чтеца, морская тема поддерживается капитанской атрибутикой – костюмы, белые фуражки капитанов; чтецы выходят по очереди, из разных концов сцены).



  1. Путешествий будет много: (слайды – города) Париж - учеба в Сорбонне, Лувр, Нотр-Дам, затем Италия с ее древними городами-государствами, самые названия которых звучат, как музыка: Флоренция, Падуя, Болонья, Равенна, легендарный Рим. Затем последовали Греция, Константинополь, Швеция, Норвегия… Но все же Африка – самая любимая. (Слайд – Африка).

Из «Африканского дневника»: “Я побывал в Африке 3 раза, и в общей сложности провел в этой стране почти два года. Я прожил 3 месяца в Хараре, я бывал у губернатора этого города, я жил в столице Абиссинии Аддис-Абеба, где познакомился со многими министрами и вождями. Свое последнее путешествие я совершил в качестве руководителя экспедиции, посланной Российской Академией наук. У меня есть мечта, живучая при всей трудности её выполнения: пройти с юга на север Данакильскую пустыню, исследовать нижнее течение реки Гаваша, узнать рассеянные там неизвестные племена…»

Н.Гумилев строил планы, мечтал, но главное - он, преодолевая, достигал всего, что хотел. Он ловил акул в южных морях, углублялся в джунгли и пустыни, охотился на львов, переплавлялся через реку с крокодилами, болел тропической лихорадкой… Вот лишь одно из его приключений. (Слайды).

2. В пути караван встретился с двумя абиссинцами, которые шли к пророку Гуссейну, чтобы он помог отыскать пропавшего мула. Н.С. заинтересовался и повел караван к жилищу пророка… Гуссейн принял европейцев с почетом, остался доволен поднесенными подарками, позволил им все осмотреть… Для испытания греховности человека служили два больших камня, между которыми был узкий проход. Надо было раздеться догола и пролезть между ними. Если кто застревал, он умирал в страшных мучениях, и никто не смел протянуть ему руку, никто не смел подать ему кусок хлеба или чашку воды. В этом месте валялось немало черепов и костей… Как ни отговаривал дядю племянник, он всё-таки решил сделать опыт – пролезть между камнями… Всё кончилось благополучно, и племянник поспешил увести караван подальше, пока дядюшка не выдумал еще какой-нибудь опыт.

1. Но не только поиском приключений занят он в своих путешествиях; он собирает для музея антропологии и этнографии в Петербурге предметы культа, произведения искусства африканских племен, записывает песни, легенды, сказания.

Оглушенная ревом и топотом,

Облеченная в пламя и дымы

По тебе, моя Африка, шёпотом,

В небесах говорят Серафимы…”

(Слайд).

2. Да.., Африка, загадочная, непредсказуемая, опасная… Но Гумилев умел преодолевать свой страх, не боялся опасности, испытывал себя беспрестанно!

(Слайд – портрет Н.С. Гумилёва).

Так, в детстве организовал в гимназии тайное общество. Собрания членов общества устраивались при свечах, в пустом сыром подвале, в подземельях с тайными ходами, в самой конспиративной обстановке. В обстановке интриг, заговоров. Предводителю общества полагалось быть кровожадным. Это единственное, что Гумилеву никак не удавалось… Наконец, в доказательство этого свойства, он откусил голову живому карасю, но от подобных «испытаний» отказался раз и навсегда. Это было в 1898 году, а в 1921 он был расстрелян за участие в заговоре.

  1. Он все время искушал судьбу. Он, не будучи ни фанатичным верующим, ни рьяным монархистом, проходя мимо церкви… всегда останавливался, снимал свою ушастую шапку и истово осенял себя широким крестным знамением, «на страх врагам». Именно «осенял себя крестным знамением», а не просто крестился.

Прохожие смотрели на него с удивлением. Кое-кто шарахался в сторону. Кое-кто смеялся. Зрелище действительно было удивительное. Он, длинный, узкоплечий, в широкой дохе с белым рисунком по подолу, развевающемуся как юбка вокруг его тонких ног, без шапки на морозе, перед церковью мог казаться не только странным, но и смешным.



Но чтобы в те дни решиться так резко подчеркивать свою приверженность к гонимому «культу», надо было обладать гражданским мужеством. Гражданского мужества у него было больше, чем требуется.

К Богу он обращался часто. Верил в спасительную силу молитвы. О чем он просил у Бога? Остается только догадываться.



(Слайд – Северное сияние).

Звучит песня А. Малинина «Дай, Бог».



2. Он любил искушать судьбу. Это проявлялось во всем – от мелочей (например, он любил ездить верхом на необъезженных лошадях), до вещей более серьёзных: известна, например, история о том, как он вызвал на дуэль поэта Волошина… Правда, «классической», кровавой дуэли не получилось… Местом дуэли выбрана была, конечно, Черная речка, потому что там дрался Пушкин с Дантесом. Он прибыл к Черной речке с секундантами в точно назначенное время, прямой и торжественный, как всегда. Но ждать ему пришлось долго. С Максом Волошиным случилась беда,- пробираясь к Черной речке пешком, он потерял в глубоком снегу калошу. Без калоши Макс ни за что не соглашался двигаться дальше и упорно, но безуспешно искал её со своими секундантами. Тогда он, озябший, уставший ждать, пошел навстречу и тоже принял участие в поисках калоши…Он рассказывал о дуэли насмешливо, снисходительно, с сознанием собственного превосходства… Макс же – добродушнейше смеясь над собой.

  1. Он всегда ходил по острию ножа. Поэтому маска надменного конквистадора не случайный образ, она - и щит, и завеса, и панцирь. Это своего рода символ, по которому безошибочно угадывался автор. Он старался как бы отгородить себя от внешнего мира. Гумилёв твёрд, упрям, уверен в себе. Да, он – завоеватель, но с сердцем… сердцем романтика.

(Слайд – Берега реки).

Люблю в солёной плескаться воде,

Прислушиваться к крикам ястребиным,

Люблю на необъезженном коне

Нестись по лугу, пахнущему тмином…

(«Детство»).



Не правда ли, за этими словами угадывается сильная, яркая личность. Да, он был романтиком. Таким необыкновенно одухотворенным человеком его сделали книги. К 12-ти годам он перечитал обширную библиотеку родителей. И с тех пор его комната стала наполняться книгами, книгами, книгами…

(Слайд – сборники стихов).

Чтение стихотворения «У меня не живут цветы».



2. Чтение становится любимым занятием; любимым писателем - Пушкин, любимой наукой - наука о литературе, любимым детищем на этом поприще - литературное объединение «Цех поэтов», выбранный путь - направление акмеизма, которое по убеждению Гумилева, должно спасти отечественную поэзию, привести к вершине и процветанию. О создании акмеизма было официально заявлено 11.02.1912 года. Гумилев выбрал для себя путь. У него свой подчерк, свой взгляд. А на поэтической карте появилась «Страна Николая Гумилева». О выборе жизненного пути говорит Гумилев в своем стихотворении «Выбор».

Чтение стихотворения «Выбор».

1. Гумилев выбирает для себя мир поэтический. Любимый писатель на тот период - Оскар Уайльд, любимый герой литературы – Дон Жуан.

(Слайд – Дон Жуан).

Чтение стихотворения «Дон Жуан».

2. И, подобно Дон Жуану, он сам был галантным рыцарем.

Гумилев пишет: «Я стал придавать огромное значение своей внешности, т.к. считал себя осень некрасивым. И мучился этим. Я действительно, должно быть, был тогда некрасив – слишком худ и неуклюж. Черты моего лица

ещё не одухотворились – ведь они с годами приобретают выразительность и гармонию. Я по вечерам запирал дверь и, стоя перед зеркалом, гипнотизировал себя, чтобы стать красавцем. Я твердо верил, что могу силой воли переделать свою внешность».



  1. И, подобно Дон Жуану, этот сухощавый, изящный и чопорный человек, которого нельзя было назвать красавцем, был покорителем женских сердец. И каких сердец! В него влюблены утончённейшие из утончённых, умнейшие из умных, прекраснейшие из прекрасных; и он постоянно в кого-то влюблён – но отгорает быстро, как порох. И лишь одна любовь преследует его всю жизнь – великая и безнадёжная.



(Ведущие покидают зал).

(Слайд – портрет А.А.Ахматовой).

Чтение стихотворения «Она» (Я знаю женщину…).

(Слайд – Цветы).

Танцевальная композиция («Ноктюрн» А. Бабаджанян). (Девушка в белом платье).



(Слайд – портрет А.А. Ахматовой).



  1. Он встретил её в 1903 году, в Царскосельской гимназии, где они учились. Ему было 17, ей – 15. Начиналось всё, подобно тысячам начал, как гимназическая полудружба – полулюбовь: вместе ходили на каток, на детские балы, на гастроли знаменитой балерины Айседоры Дункан, залезали на Турецкую башню, участвовали в благотворительном спектакле, были даже на нескольких спиритических сеансах, хотя и относились к ним весьма иронически. Её фамилия была – Горенко, Анна Горенко. Анна Ахматова…

В октябре 1905 года он стал, наконец, бывать в её доме, познакомился с семьёй. Несколько раз делал предложение и … получал отказ за отказом. После одного из них он отправился к морю – сводить счёты с жизнью. Но вместо трагедии получился фарс: он был задержан полицейским, принявшим его за бродягу. В другой раз выпил яд – но яд оказался старым, выдохшимся, и его нашли в Булонском лесу, в глубоком рву старинных укреплений. Казалось, сама судьба хранила его.

Он боролся, но ничего не мог с собой поделать. Однажды он приехал к ней на дачу Шмидта. (Слайд).



Из воспоминаний А. Горенко.

«У меня была свинка, и лицо моё было до глаз закрыто, чтоб не видно было страшной опухоли. Он просил меня открыть лицо, говорил: «Тогда я вас разлюблю!» Я открывала лицо, показывала, но он не переставал любить, говорил только, что я похожа на Екатерину вторую».



1. Этой девушке, этой женщине, носившей имя матери поэта Анна, он посвящал первые стихи, а затем целый сборник «Романтические цветы». Его работоспособность и мужество не могли не покорить утонченную, талантливую, независимую Анну, Анну Горенко, Анну Андреевну Ахматову… И она дала свое согласие.

(Слайд – Влюблённые).

Чтение стихотворений «Я и вы», «Сон», «Перстень».



2. Да, Гумилев всегда был влюблен: «В поэму, женщину, иль запах….»

Наконец, 25 апреля 1910 года в Николаевской церкви села Никольская слободка они обвенчались. Но счастья им не было, почему? Ведь их связывал любимый сын Лев. Нам остается только предполагать, опираясь на свидетельство людей, хорошо их знавших, подобно Валерии Срезневской, многолетней, с самого детства и до конца жизни, подруге Анны.

Из воспоминаний Срезневской. «Оба они были слишком свободными и большими людьми для пары воркующих голубков… Их отношения скорее были тайным единоборством – с её стороны для самоутверждения как свободной женщины, с его стороны – желанием не поддаваться никаким колдовским чарам и остаться самим собой, независимым и властным… увы, без власти над этой вечно ускользающей от него многообразной и не подчиняющейся никому женщиной».

Чтение стихотворения «Отравленный».

«Ты совсем, ты совсем снеговая,

Как ты странно и страшно бледна!

Почему ты дрожишь, подавая

Мне стакан золотого вина?»

Отвернулась печальной и гибкой…

Что я знаю, то знаю давно,

Но я выпью, я выпью с улыбкой

Все налитое ею вино.

А потом, когда свечи потушат

И кошмары придут на постель,

Те кошмары, что медленно душат,

Я смертельный почувствую хмель…

И приду к ней, скажу: «Дорогая,

Видел я удивительный сон,

Ах, мне снилась равнина без края

И совсем золотой небосклон.


Знай, я больше не буду жестоким,

Будь счастливой, с кем хочешь, хоть с ним,

Я уеду, далёким, далёким,

Я не буду печальным и злым.

Мне из рая, прохладного рая

Видны белые отсветы дня…

И мне сладко, - не плачь, дорогая,

Знать, что ты отравила меня.

(Слайд – семейная фотография).

(Инсценировка).

Анна Горенко. Когда в 1918 году он вернулся из заграничной командировки, я сказала ему: «Дай мне развод». Он страшно побледнел… «Пожалуйста»… не просил ни остаться, ничего не спрашивал даже. Спросил только: «Ты выйдешь замуж? Ты любишь?» Я ответила: «Да».

Все время развода он очень выдержан был… Никогда ничего не показывал, не сердился, хотя расстроен был очень.

Только раз он заговорил об этом. Когда мы сидели в комнате, а наш сын разбирал перед нами игрушки,- мы смотрели на него, он внезапно поцеловал руку мою и грустно сказал: «Зачем ты все это выдумала?»

Чтение стихотворения «Сжала руки под тёмной вуалью» (ученица).

Чтение стихотворения «Соединение» (ученик подходит, берёт её за руку).

(Слайд).

Соединение

Луна восходит на ночное небо

И, светлая, покоится влюблено.

По озеру вечерний ветер бродит

Целуя осчастливленную воду.

О, как божественно соединенье

Извечно созданного друг для друга!

Но люди, созданные друг для друга,

Соединяются, увы, так редко.

(Расходятся в разные стороны, плавно выпуская руки, касаясь друг друга кончиками пальцев).

Песня в исполнении ученицы «Любовь и разлука».

  1. Оборвалась связующая нить, оборвалась на полуслове песня, песня двух влюбленных. А жаль… А мы к биографии Н. С. Гумилева добавим еще один штрих. Поэт – воин. (Слайд). Пауза.

И в реве человеческой толпы,

В гуденье проезжающих орудий,

В немолчном зове боевой трубы

Я вдруг услышал песнь моей судьбы…

Музыкальный фон

Он начал хлопотать, чтобы его приняли на военную службу, от которой был ранее освобождён по зрению. Надо было получить разрешение стрелять с левого плеча. Это было нелегко, но он своего добился: был принят добровольцем (их тогда называли “охотниками”) с предоставлением выбора рода войск; выбрал кавалерию, хотя совершенно не умел драться шашкой, и учился этому частным образом.

В конце сентября был назначен в маршевый эскадрон лейб-гвардии уланского Ея Величества полка и 17 октября, в Восточной Пруссии, принял свой первый бой…

2. О храбрости его ходили легенды. Но удивительнее храбрости было, пожалуй, другое: он, человек, привыкший к комфорту (хотя его ни в коей мере нельзя было назвать прихотливым), в мирной жизни поражавший своей внешней чопорностью, аккуратностью костюма и белизной крахмальных воротничков, не только “безропотно сносил” все тяготы похода, он вёл себя так, будто всю жизнь ему приходилось не слезать с седла и не есть по нескольку дней, стаскивать сапоги с распухших ног, разрезавших голенище; он мог бы сказать о себе словами известного героя известного романа: “от пуль не прятался и шелкового белья от вшей не носил…”

1. Чтение стихотворения «Наступление».

(Слайд – портрет Н.С.Гумилёва).

2. 24 декабря 1914 года он был награждён Георгиевским крестом 4 степени, 15 января 1915 года за отличие в делах против германцев произведён в унтер-офицеры…

Однажды провёл ночь в седле при сильном морозе и заболел воспалением лёгких. В жару и бреду был направлен на лечение в Петроград, но, не долечившись, буквально сбежал из госпиталя. С тех пор ещё несколько раз будет обостряться процесс в лёгких, и каждый раз он будет упрямо возвращаться на фронт, невзирая на плохое состояние, а в госпитале, едва очнувшись от забытья, писать свои «Записки кавалериста».

За бой 6 июля 1915 года – представлен ко второму Георгиевскому кресту и производству в прапорщики…

В чём секрет его необыкновенной отваги? Может быть, он мечтал о смерти в бою («Есть так немного жизней достойных, но одна лишь достойна смерть»)? Или был уверен в том, что его не убьют? И, действительно, пули не тронули его.

1. «И все же чувство странного торжества переполняло мое сознание. Вот мы, такие голодные, измученные, замерзающие, только что выйдя из боя, едем навстречу новому бою, потому что нас принуждает к этому дух, который так же реален, как наше тело, только бесконечно сильнее его. И в такт лошадиной рыси в моем уме плясали ритмические строки:

Расцветает дух, как роза мая,

Как огонь, он разрывает тьму,

Тело, ничего не понимая,

Слепо повинуется ему.

2. Цветение духа на фоне физических лишений. Как объяснить такое несоответствие?

1. Гумилев отвечает: «Была ночь перед боем. Я всю ночь не спал, но так велик был подъем наступления, что я чувствовал себя совсем бодрым. Я думаю, что на заре человечества люди также жили нервами, творили много и умирали рано. Мне с трудом верится, чтобы человек, который каждый день обедает и каждую ночь спит, мог вносить что-нибудь в сокровищницу культуры духа».

2. Да, Гумилев знал муки голода и жажды, сон тревожный, бесконечный путь. Это был путь бесстрашного бойца. Этот путь подготовил Гумилева и для последующих испытаний.

1. По воспоминаниям современников в дружбе он был верен, в бою - отважен, безрассудно храбр. «Немецкие пулеметчики обстреливали Гумилева и двух офицеров. Оба штаб-ротмистра спрыгнули в окоп, а Гумилев нарочно остался на открытом месте и стал зажигать папиросу, бравируя своим спокойствием. И только после того как закурил папиросу, он спрыгнул с опасного места в окоп». Он жаждал героизма. Он сам сделал свою жизнь такой меняющейся, насыщенной событиями до краев, пульсирующей мыслью и болью, такой, что её хватило бы на несколько жизней. Он пытался сделать и смерть.

2. Н.С. почему-то думал, что умрёт в 53 года. Я возражал, говоря, что поэты рано умирают или глубокими стариками (Тютчев, Вяземский). И тогда Н.С. любил развивать мысль, что «смерть нужно заработать и что природа скупа с человеком, все соки выжмет и, выжав, выбросит», а Н.С. этих соков в себе чувствовал на 53 года. Он особенно любил об этом говорить во время войны: «Меня не убьют, я ещё нужен». Очень часто к этому возвращался. Характерна его фраза: «На земле я никакого страха не боюсь, от всякого ужаса можно уйти в смерть, а вот посмертно испугаться страшно».

Но не в 53 года умер Н.С.Гумилёв. Судьба, с которой он любил играть, тоже сыграла с ним злую шутку, поменяв цифры местами. Смерть он встретил в расцвете отпущенных ему лет, в 35. В остальном же умер, как и предсказывал:

И умру я не на постели,

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Потонувшей в густом плюще.

Ему был присущ дар предвидения. Он во многих стихах предсказывал свою смерть.

Музыкальный фон – «Аве Мария»

  1. Гумилёв был расстрелян в августе 1921 года, как утверждалось долгие годы – за участие в контрреволюционном, Таганцевском, заговоре. Но вот в журнале «Новый мир», №12, 1987 г., появилось сообщение юриста Г.А.Терехова, который изучал по долгу службы все материалы по делу Гумилёва, находящиеся в архиве. Установлено, что преступления как такового не было. Это была ошибка. Он ни одного слова не напечатал против Советской власти. Но разбираться никто не стал. А рука чекиста не дрогнула нажать на курок…

(Ведущие покидают зал)

Ведущая:

Позже А. Ахматова выяснит, что никакого заговора не было, что Гумилёв ни в чём не виноват. Ничего он не организовывал. А было – следующее: да, была группа из 5 моряков, которые что-то замышляли, и, чтобы отвести от себя подозрения, составляли списки якобы заговорщицкой группы. Включили в эти списки много видных лиц, в том числе и Гумилёва…

… Гумилёва, чьё имя и творчество имели большое значение в Серебряном веке русской поэзии. Да! Гумилёв сам творил свою жизнь, как художник творит свою картину, как поэт создаёт поэму. Он останется в памяти, он останется в вечности…

Чтение стихотворения «Вечное», «Я не прожил, я протомился».

Музыкальный фон – «Аве Мария».

Слайд – портрет писателя.

(Ведущая гасит свечу). Наша встреча подошла к концу. Нет границ у памяти, но есть предел забвению. Мы вспомнили о Н.С. Гумилёве, и поэт как будто снова с нами. Всего Вам самого доброго…



14






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
В мире удивительных характеров и судеб Николай Степанович Гумилёв

Автор: Калинина Наталья Викторовна

Дата: 05.10.2014

Номер свидетельства: 116558


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства