"Устное народное творчество-как средство активизации процесса обучения и воспитания младших школьников"
"Устное народное творчество-как средство активизации процесса обучения и воспитания младших школьников"
Требования нынешнего времени: ребенок должен быть исследователем, творцом. И я, как учитель, должна учить, руководить, направлять, воспитывать. Чтобы достичь эту цель в своей работе использую жанр якутского устного народного творчества-загадки.
Почему? В загадках – народная мудрость, многовековая история народа, вся языковая гамма. Все это богатство ребенок с малых лет должен впитать в себе, изучать и пользоваться в своей жизни. Словарный запас наших детей беден, примитивен, мысль свою не могут выразить в полном объеме ни по – русски, ни по – якутски. Чтобы устранить этот недостаток, в своей работе использую загадки. Загадки побуждают думать, искать, фантазировать, развивать наблюдательность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Устное народное творчество-как средство активизации процесса обучения и воспитания младших школьников"»
Слюгрова Светлана Трофимовна-учитель начальных классов высшей категории, «Отличник образования Республики Саха (Якутия)»
«Устное народное творчество – как средство активизации процесса обучения и воспитания младших школьников»
Актуальность:
Требования нынешнего времени: ребенок должен быть исследователем, творцом. И я, как учитель, должна учить, руководить, направлять, воспитывать. Чтобы достичь эту цель в своей работе использую жанр якутского устного народного творчества-загадки.
Почему? В загадках – народная мудрость, многовековая история народа, вся языковая гамма. Все это богатство ребенок с малых лет должен впитать в себе, изучать и пользоваться в своей жизни. Словарный запас наших детей беден, примитивен, мысль свою не могут выразить в полном объеме ни по – русски, ни по – якутски. Чтобы устранить этот недостаток, в своей работе использую загадки. Загадки побуждают думать, искать, фантазировать, развивать наблюдательность.
Цель:
Привить ребенку творческий навык, подготовить его к исследовательской работе.
Задачи:
1.Ознакомление с устным фольклором народа.
2. Разбор и изучение загадок, поэтического творчества народа, с тем чтобы развить свободное мышление и творческую способность ребенка.
3.Воспитать личности к интересу и любви материнскому любви.
Гипотеза:
-повышает интерес к устному и письменному фольклору народа
Использование загадок на местном материале. Дети сами придумывают загадки. Каждый ученик составляет книжку-малютку. Создана картотека по темам загадок. Загадки классифицированы по темам:
-природа и природные явления
-растительный мир
-животный мир
-домашние животные
-человек
-орудие труда, охоты, промысла
-техника
В настоящее время все большее внимание уделяется использованию игры в обучении и воспитании младших школьников. Создание игровых ситуаций способствует активизации процесса обучения. Такие ситуации могут быть созданы путем внедрения в учебно – воспитательный процесс загадок, развивающих познавательную активность детей, их творческое воображение, образное мышление. Загадки учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления , сообразительности , воображения . Загадки обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка , их используют на разных этапах урока , На мой взгляд , загадка так же необходима ребенку , как математическая задача , ибо учит ребенка познанию окружающего мира. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума.
Не случайно этот жанр широко применяли в обучении детей младшего школьного возраста великие отечественные педагоги К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой. Ушинский писал « Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребенок отгадал сам загадки, хотя это часто может случиться, так как многие загадки просты; но для того чтобы доставить уму ребенка полезное упражнение ; приладить загадку , дать повод к интересной и полной беседе , которая закрепится в уме ребенка именно потому , что живописная интересная для него загадка заляжет прочно и его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные».
В. Л. Серошевский написал о якутской загадке: «…загадка играет довольно видное место в якутском народном творчестве. Она как бы подготовляет умы слушателей к будущим смелым сравнениям и приучает доискиваться затаенного смысла слов …Большинство их одинаковы во всем крае …Некоторые поражают своей своеобразностью, не отгадать бы их нетуземцу …Иные отличаются большой меткостью и изяществом.» («Якуты», стр.596-597).
Якутские фольклористы М. Р.Ионова , М. И. Пуговкина в 1936 году перевели на русский язык 135 загадок: «Якутские загадки обладают большой художественной ценностью, они имеют известное значение для изучения якутской поэзии и языка»
Загадки – один из самых древних и весьма самобытных малых жанров устного поэтического творчества народа. Тематика загадок разнообразна, народ создает образ всего того, что его окружает, что он может видеть, слышать и ощущать. Загадки, как бы «словесный музей», где сосредоточены этнографические сведения о быте и трудовой деятельности человека, это «словесный музей», где отражены воззрения народа на действительность и его художественно- эстетические вкусы.
Социальная основа загадок связана с производственным процессом, с укладом жизни народа, и эта связь ощущается в том какой предмет и как передан, с помощью какого образа, какой метафорой он выражен. А так как якуты в основном скотоводы, добрая треть, если не половина, якутских загадок касается скотоводства или оттуда заимствует сравнение.
Аан дойду атыыра айаатаабыт,
Улуу дойду о5уhа монvрээбит.
Ржет жеребец вселенной,
Ревет бык- пороз обширной страны. (Гром.)
Отонноо5ор оччугуй
О5устаа5ар кvvстээх.
Меньше ягодки,
Да сильнее быка. (Пуля).
Сири тула эргийэр
Атыыр о5ус баар vhv. (Спутник).
Как видно из приведенных примеров, начиная от самых древних загадок о природе, где отражается анимистическое мировоззрение древнего якута, и кончая современными загадками об искусственном спутнике земли – образ быка сохранился как мерило силы, могущества.
Термин «Таабырын» на тюркских языках
Термин «таабырын», по- видимому, произошел от глагола «таай»- догадать, полагать, смекать, предвидеть, отгадать, толковать, появляться. Э. К.Пекарский в « Словаре якутского языка» дает сравнение якутского глагола «таай» с основой бурятского глагола «таа»- гадать, разгадать, догадаться и монгольского «та5а»- угадать, предвидеть, догадаться. Отсюда бурятское «таабириууд» и монгольское «та5абури» – что означает – загадки. Возможно, что термин «таабырын» произошел и из общетюркской основы глагола «тап» - найди, отгадай. Загадка – по- татарски «табышмак», по- узбекски «топишмок», по- киргизски «табышмак».
Классификация загадок
Классификация загадок дается по их идейно- тематическому содержанию и группируется по отгадкам:
1.Природа и природные явления.
2.Растительный мир.
3.Животный мир.
4.Домашние животные. Предметы , связанные со скотоводством.
6.Изба, постройки и предметы, связанные с домашним бытом.
7.Орудия труда, охоты и промысл
8.Наука и техника.
9.Разные загадки. Загадки- задачи.
3.Создание картотеки.
Чтобы загадки были под рукой, надо завести картотеку, куда следует внести имеющиеся загадки на определенную букву. Загадки записываю на обычном листе картона, который делю на две неравные части. В первую часть вношу загадку, во вторую - отгадку. Кроме того, к словам - отгадкам указываю дополнительную литературу занимательного характера.
Например карточки на букву А:
1. На солнце греется пузатый крепыш в рубашке полосатой.
Арбуз.
Н. Надеждина.
«Во саду ли в огороде». М., 1972.
2. Бензининэн аhыыр,
Дьоннору таhар,
Уhун - субурхай баар уhу.
Автобус.
Л. Гальперштейн.
«Мы едем, едем, едем», М., 1975.
По приведенному образцу составляются все остальные карточки. На некоторые буквы бывает по 2-3таких карточки. (на с, к, л, и т. д. ) Всего карточек стало около 100.
Использование загадок в устной и письменной форме
Загадки использую в устной форме (в 1 классе в первом полугодии), а затем и письменной при составлении предложений. Во 2 полугодии дети сами придумывают загадки .
Приведу некоторые примеры работы на уроке по карточке «А».
Букварь. Дети составляют рассказ о семье, беседуют о том, что каждый член семьи выполняет определенную работу днем, вечером или в выходные дни все собираются у экрана телевизора и смотрят телепередачи. Вся это работа проводится в устной форме.
После устного составления рассказа и беседы по картине предлагаю загадку. «Сидит на крыше всех выше» (Антенна ).
После отгадывания загадки знакомлю учащихся с лексическим значением слова.
Антенна- это часть радио – телеустановки для приема и передачи радио и телесигналов.
После этого дети сами составляют, придумывают загадки. Например: Горохов Олимпий: “Кини кеметунэн барабын – барабын да сылайбаппын.”- ( антенна , телевизор ).
Проводим встречу, можно пригласить родителя, который коротко расскажет о своей профессии.
Запоминаем эту профессию и его правильное написание, сравниваем с произношением, находим разницу в произношении и написании, находим опасные места, т.е. вырабатываем орфографическую зоркость для последующего безошибочного письма.
Знакомство со звуком и буквой Аа. Перед объяснением нового предлагаю загадку и провожу следующим образом:
-Что это? Произнесите отгадку хором. Назовите первый звук? (Звук а.Произносим хором этот звук . Как он произносится? (легко, нет никаких препятствий с голосом). Это гласный звук. Кто знает, какой буквой обозначим графически данный звук? (Выходит ученик и печатает).
После того как дети познакомились с новым звуком и буквой, показываю картинку и веду одновременно рассказ об арбузе.:
-Арбузы появились в России более 200 лет назад. Это растение называют “полосатой флягой”, которая наполнена водой. Это единственное растение, которое может выдержать сильнейшую жару и расти без полива.
Такая информация вырабатывает у детей познавательный интерес, помогает более прочному усвоению нового материала, предлагаю использование дополнительной литературы тем детям, кто уже читает самостоятельно, и помощь родителей для тех учеников, кто еще не умеет читать.
Загадки использую при формировании у детей умения делить слова на слоги. Например, даю задание: Отгадайте загадки, а отгадки найдите в букваре. Дети называют отгадки, произносят слова по слогам, затем показывают графическое обозначение слогов на доске, подвожу к пониманию того, что слова могут состоять из одного, двух, трех слогов.
Умение первоклассников опознавать структуру слогов является важной предпосылкой обучения правильному слоговому чтению и письму.
Затем предлагаю несколько загадок с последующим распределением по группам “Овощи”, “Фрукты”. Например: вызываются два ученика, которые отбирают слова – отгадки и складывают в корзинки. Первый ученик собирает овощи, второй – фрукты.
8. При изучении правил на уроках русского языка в 1 – 4 классах вновь обращаюсь к загадкам. Все орфограммы в отгадке подчеркнуты красной пастой. Например, загадываю загадки с безударными гласными, ребята называют отгадку, определяют безударный гласный, рядом записывают проверочные слова.
Подобным образом подбираю загадки на другие изученные правила. Это разнообразит формы работы на уроках, вызывает интерес учащихся, дети сами подключаются к работе , предлагая знакомые им загадки к определенному правилу.
Немаловажную роль играют загадки при запоминании слов из словарика. Дети с удовольствием работают с ними. Загадки могут быть предложены по темам “Овощи”, “Фрукты”, “Инструменты”, “Животные”, “Растения” и т. д.
Загадки можно и нужно использовать не только на уроках русского и якутского языках, но и в процессе изучения предмета “Ознакомление с окружающим миром”, на уроках математики, труда, изобразительного искусства.
Хочу поделиться с загадками, которые можно использовать при изучении темы “Время”:
“Что за гуси пролетают?
По семерке в каждой стае
Вереницею летят,
Не воротишь их назад.” ( Дни недели).
“Сэттэ этээстээх дьиэ5э
Уочаратынан хонон барабын
Онтон тоттору тyhэн
Эмиэ барабын, оннук
365 хонук сылдьабын?» (Нэдиэлэ кунэ).
Предлагаемая детям загадка нуждается в анализе даже тогда, когда дети отгадали ее правильно. Опыт показывает, что отгадки могут быть случайными. Дети приводят свои наблюдения.
3. Хайдах да оргуппут иьин аччаабат баар уьу.(Сымыыт)
. Думаю, что возможности загадки как игрового жанра еще полностью не использованы и не реализуются в процессе учебной и внеучебной деятельности. Загадки можно использовать при проведении различных соревнований, конкурсов смекалки, увлекательных путешествий в страну «Отгадайку».
Работа с загадками ведется при объяснении нового и закреплении изученного, самостоятельной и выборочной работе, но в любом виде работы загадки оказывают эмоциональное воздействие на развитие познавательных способностей детей, что положительно отражается на их знаниях, умениях, навыках.
В конце учебного года выпускали хорошо оформленные и содержательные книжки. В книжках включили придуманные только самими детьми загадки. Это заинтересовало родителей и учащихся. К их изготовлению я привлекала родителей учащихся, которые начинали активно помогать. Сами родители узнавали много нового о своих детях, как он творчески работает , если захочет он все может , может придумать , то что не думали взрослые . Итак, можно сделать вывод, что загадки относятся к наиболее живучему жанру фольклора, что традиционный загадковый репертуар непрерывно пополняется новыми. Другой путь обогащения загадкового репертуара – заимствования из фольклора других народов, в частности, из фольклора русского народа. Некоторые исследователи к жанру загадок относят ребусы, шарады, задачи. кроссворды, анаграммы, различные викторины,- все эти виды, как и загадки, способствуют расширению кругозора, развитию мышления. Загадки вносят большой вклад в дело воспитания молодого поколения, ибо они побуждают думать, искать, фантазировать, развивать наблюдательность.
Загадки имеют не только этику – воспитательное, но и познавательное значение, т.к. в них ярко запечатлелась многовековая история народа: его мировоззрение, быт, язык, поэтому они представляют большой интерес не только для фольклористов, языковедов и этнографов, но и для младших школьников, родителей, учителей.
Конкурс загадок о зиме.(2-3 классы)
Загадка развивает сообразительность, любознательность, пытливость у детей, интерес к родному и русскому языкам, учит мыслить, сопоставлять предметы и явления, учит поэтическому видению мира.
Загадка- вид устного народного творчества. Это замысловатый вопрос или иносказание, требующее ответа. Загадка не называет предмет прямо и обязательно имеет отгадку.
Конкурс вносит дух состязательности, остроумия, находчивости. Тематический конкурс способствует развитию речи детей, расширению их кругозора.
Задание 1. Отгадать загадки, один ученик из команды пишет отгадку на доске, выделяя орфограммы.
Задание 2.Отгадать загадки, предложенные командами друг другу. Команды поочередно загадывают друг другу загадки о зиме, отгадки записывают на доске, называют признаки зимних явлений.
Задание 4. Разгадать кроссворд “Зима”. Ученик отгадавший загадку , вписывает слово в клетки кроссворда, другой ученик отвечает на вопросы ведущего по загадке.
Например:
По горизонтали:
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. ( Снег)
2. Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль)
3. Запорошила доржки,
Разукрасила дорожки
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
И не снег, и не лед
А серебром деревья уберет. (Иней)
По вертикали:
Покружились звездочки
В воздухе немножко,
Сели и растаяли
На моей ладожке. (Снежинки)
Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу
Оставляют на снегу! (Лыжи).
Задание 5. Назвать загадки о животных и птицах зимой. (Отгадки записывают на доске).
Задание 6. Сочинить загадку о зиме, о зимних явлениях, о животных и птицах зимой.
Итог конкурса:
В заключении конкурса подведение итогов, награждение команды- победительницы :
-кто в команде был самым сообразительным, смог объяснить, как он отгадал загадку?
-кто оказался самым грамотным, правильно написал слова и выделил все орфограммы?
-какие правила вы вспомнили, записывая слова – отгадки? (Правописание проверяемых безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова)
-какие слова с непроверяемым написанием мы повторили?