«Фотовыставка биографии М. Ю. Лермонтова»; творческие работы учащихся по произведениям М. Ю. Лермонтова; интерактивная доска, слайды портретов, репродукций Лермонтова, музыкальное сопровождение
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по русской литературе в 9 классе "Страницы прошлого листая..."»
Пояснительная записка.
Сегодня выработка навыков научного исследования перестает быть прерогативой высших учебных заведений и все активнее входит в практику школ, что помогает активизировать и совершенствовать научно - методическую деятельность и формировать исследовательские навыки у старшеклассников. В.А. Сухомлинский считал, что школа становится очагом духовной жизни, если учитель дает интересные и по форме и по содержанию уроки, но значительные уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное - разнообразные формы развития учащихся вне уроков. Научно- исследовательская деятельность учеников и есть та замечательная форма развития, которая даёт возможность повысить уровень их теоретической подготовки, воспитывать самостоятельность и творческий подход к овладению знаниями. Приобщение школьника к исследовательской работе рассматривается как важный интеллектуальный потенциал. Такая работа обусловливается исследовательскими способностями ученика, прежде всего наблюдательностью, оригинальностью, нестандартного мышления, интуицией и воображением, независимостью суждений, умением формулировать и отстаивать собственную точку зрения. В связи с гуманизацией всех отраслей человеческих знаний закономерно повышается значимость исследований в области гуманитарных наук. Создание научных проектов, подготовка докладов, сообщений, участие в дебатах - это виды научной деятельности, формирующей культуру мышления в процессе освоения проблемно -исследовательского метода познания.
Данный метод можно использовать на уроках внеклассного чтения по русской литературе в 9 классе.
Урок внеклассного чтения по русской литературе в 9 классе Тема: « Страницы прошлого читая...»
Цель:
1. познакомить с некоторыми фактами исследовательских поисков лермонтовского наследия
2. развивать исследовательскую деятельность учащихся, повышая уровень их теоретической подготовки,
а также интерес к русской литературе
3. воспитывать самостоятельность и творческий подход к овладению знаниями.
«Фотовыставка биографии М. Ю. Лермонтова»; творческие работы учащихся по произведениям М. Ю. Лермонтова; интерактивная доска, слайды портретов, репродукций Лермонтова, музыкальное сопровождение.
Организационная работа:
1.Приступая к изучению творчества Лермонтова, учащимся были предложены темы для исследовательской работы:
1 .В поисках разгадки Пятигорской трагедии.
По лермонтовским местам.
По следам « Героя нашего времени».
Штрихи к портрету.
2. Итоги этой работы представлены на уроке внеклассного чтения «Страницы прошлого читая».
Ход урока:
Вступительное слово:
« Этой жизни суждено было проблеснуть блестящим метеором, оставить после себя длинную струю света и благоухания и - исчезнуть во всей красе своей...Какие поэтические тайны унес он с собой в могилу? Кто разгадает их?» - писал В. Г. Белинский о Лермонтове.
Ираклий Андроников всю жизнь исследовал поэзию М. Ю. Лермонтова, восстанавливал его биографию день за днем. Сергей Чекалин, инженер, автор научных статей и монографии по космической технике, интересовался всем, что имеет отношение к Лермонтову. Благодаря исследователям лермонтовского наследия приоткрывается пелена времени, неизвестные факты прошлого сегодня стали достоянием всех любящих творчество Лермонтова.
На уроке мы выслушаем сообщения творческих групп по выбранным ими темам.
Планирование уроков внеклассного чтению в 9 классе.
На внеклассное чтение отводится 6 часов.
Этот раздел можно назвать «Страницы прошлого читая…».
Часы распределяются с использованием обобщающих тем следующим образом:
1.Тема дуэли в русской литературе XIX века. 2часа
2. В поисках «неизвестного» Лермонтова. 2часа
2. Испытание любовью в русской литературе XIX века.2часа
-Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою! Лермонтов увидел в этом, соединение бессердечности с лицемерием, которое совершилось «у врат обители святой!»
Желая «наказать» Сушкову за прежние насмешки, Лермонтов в Петербурге начал якобы ухаживать за ней, разыграв своего рода любовный водевиль. Розыгрыш удался, а брат Вареньки Алексей, вернувшись в Москву, рассказал б похождениях Лермонтова. Екатерина Сушкова ему очень нравилась. Зная об этом, Лермонтов предостерегал Лопухина от возможности брака Алексея с Сушковой: «Сохрани боже! Эта женщина - летучая мышь, крылья которой зацепляются за все встречное. Было время, когда она мне нравилась; теперь она почти принуждает меня ухаживать за нею...но не знаю, есть что-то такое в ее манерах, что отталкивает, стараясь ей нравиться, находишь удовольствие компрометировать ее, видеть, что она запутывается в собственных сетях»
Я не люблю тебя; страстей
И мук умчался прежний сон;
Но образ твой в душе моей
Все жив, хотя бессилен он...
Кто знает, возможно, Варенька, услышав о похождениях Лермонтова, решилась на брак с Бахметьевым. Впоследствии недоразумение выяснилось, но было уже поздно что-либо изменить.
Еще один интересный факт из жизни поэта, сообщенный его первым биографом П.А. Висковатовым. Только один раз Лермонтов видел дочь Варвары Александровны. Он долго ласкал ребенка, потом горько заплакал и вышел в другую комнату. Видеть любимую, страдающую женщину ему было заказано. Висковатов предполагает, что под этим впечатлением было написано стихотворение «Ребенку».
О грезах юности томим воспоминаньем, С отрадой тайною и тайным содроганьем, Прекрасное дитя, я на тебя смотрю... О, если б знало ты, как я тебя люблю! ... Не правда, ль говорят, Ты на нее похож? - Увы! года летят; Страдания ее до срока изменили, Но верные мечты тот образ сохранили В груди моей... -И еще один штрих к портрету мы увидели в образах Печорина и Веры в романе «Герой нашего времени»
Расстались мы, но твой портрет
Я на груди моей храню:
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.
И, новым преданный страстям, я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный - все храм,
Кумир поверженный - вес бог!
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье;
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Но ведь то же мог он и сказать Лопухиной: с ней были связаны воспоминания юности. Это нашло подтверждение спустя полвека после смерти поэта в 1891 году. Самарский гимназист на книжном развале у букиниста обнаружил забытое письмо Екатерины Быховец сестре, в котором она рассказывает о трагической гибели Лермонтова, о последней встрече с ним в день дуэли и упоминала имя Лопухиной. «Я думаю, - писала она,- он и меня оттого любил, что находил в нас сходство, и об ней его любимый разговор был».
(Звучит музыка Шопена Ноктюрн №13)
Почему же Варенька, любившая Лермонтова, скрывала свои чувства. Ответы на свои вопросы мы нашли в исследовании Сергея Чекалина. Родители Вареньки были против её замужества с Лермонтовым, поэтому ей приходилось скрывать свои чувства. Она не собиралась замуж за Бахметьева и даже не была с ним знакома. Так сложились обстоятельства. Николай Федорович Бахметьев* надумал жениться и стал ездить в свет, чтобы высмотреть себе невесту. Выбор его колебался между несколькими приглянувшимися ему девицами, и он молился, чтобы господь указал ему, на ком остановить свой выбор. С этими мыслями он поднимался по лестнице, а в это время Варенька Лопухина, желая его обогнать, зацепила свой бальный шарф за пуговицу фрака. Пришлось остановиться и долго распутывать бахрому, опутавшую пуговицу со всех сторон. Бахметьев усмотрел в этом перст божий и посватался. Человек он был с большим состоянием и безупречной репутацией. Предложение было принято. Что повлияло на решение? Очевидно согласие было дано под влиянием слухов о романе Лермонтова с Е. Сушковой, их общей знакомой по Москве, которая когда-то насмехалась над молодым поэтом.
В семье Столыпиных рассказывали, что однажды Сушкова из шалости бросила нищему вместо монетки камушек. Такая жестокая насмешка над человеком т произвела на Лермонтова такое впечатление, что, вернувшись в гостиницу, он написал стихотворение «Нищий», обращенное к Сушковой, посмеявшейся над его чувством.
У врат обители святой
Стоял просящий подаянье
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто - то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Тема: «Штрихи к портрету».
Выступление первой группы:
- Нас очень заинтересовала акварель Лермонтова — портрет молодой
женщины. Слегка повернутая в профиль головка с гладкой прической и тяжелым пучком волос на затылке, большие выразительные глаза и чуть заметная родинка над бровью придавали необъяснимую прелесть и одухотворенность ее облику. Это портрет Варвары Александровны Лопухиной, с именем которой связано многое в судьбе Лермонтова. История их взаимоотношений рассказана в воспоминаниях Шан - Гирея, троюродного брата поэта. Первое знакомство. Вареньке 16 лет. Он застенчивый, порывистый студент Московского университета. А затем трехлетняя разлука: учеба Лермонтова в юнкерской школе в Петербурге, служба в столичной гвардии со всеми вытекающими из нее соблазнами, развлечениями для молодого офицера. Не дождавшись приезда Лермонтова в отпуск, Варенька выходит замуж за пожилого, нелюбимого Н. Ф. Бахметьева. Банальная история. Но лермонтовские строки говорят о другом: (звучит соната №11 Моцарта)
Страницы прошлого читая,
Их по порядку разбирая.
Теперь остынувшим умом,
Разуверяюсь я во всем . . .
Безумно ждать любви заочной?
В наш век все чувства лишь на срок;
Но я вас помню — да и точно,
Я вас никак забыть не мог!
Во - первых потому, что много,
И долго — долго вас любил,
Потом страданьем и тревогой
За дни блаженства заплатил;
Потом в раскаянье бесплодном
Влачил я цепь тяжелых лет;
И размышлением холодным
Убил последний жизни цвет.
С людьми сближаясь осторожно,
Забыл я шум младых проказ,
Любовь, поэзию, - но вас
Забыть мне было невозможно.
(Раздаются звуки вальса)
Бал под открытым небом у грота Дианы в Пятигорске. Горели разноцветные фонарики, сияли звезды, звучала музыка. Лермонтов кружился в каком-то сказочном сне, обняв за талию свою кузину Катю Быховец, напоминавшую ему Лопухину. И казалось, вся жизнь промелькнула в одно мгновенье. И складывались, будто к Кате обращенные строки:
Тема: «В поисках разгадки Пятигорской трагедии»
Выступление II группы:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?...
Диалог:
-Опять Кавказ.
-Да, там жили его герои.
-Над ними витал дух его Демона.
-Там шла война.
-Что ждало его впереди? Счастье или гибель?
-Ему было только 27 лет...
- Впереди всего один год жизни. Лермонтов проведёт его в походах и сражениях. Смерть будет ходить по пятам. Но он не погибнет в бою: у него другая судьба.
Камни шепчутся возмущенно:
Как стерпели друзей сердца?
Как оставили неотмщенной
Благородную кровь певца?
Почему же никто от имени
Оскорбленных людских сердец
Не сумел возвратить Мартынову
Тот проклятый его свинец?
И.Кобзев.
Современники поэта - почитатели его творчества видели в нём достойного преемника Пушкина и тяжело переживали утрату. Опальный генерал А. П. Ермолов, бывший наместник Кавказа говорил: "Уж я бы не спустил этому Мартынову, я бы спровадил его; там есть такие дела, что можно послать, да вынувши часы, считать, через сколько времени посланного не будет в живых. И было бы законным порядком. Можно позволить убить всякого человека, будь он вельможа и знатный: таких завтра будет много, а этих людей не скоро дождёшься".
Трагедия поэта в том, что он не только убит, он оклеветан! Гений погиб молодым... Живуче ничтожество. И до конца столетия память Лермонтова отравлена злобным шипением. Писать о нем долгие годы не разрешалось. Но публиковались стихи, выходили собрания сочинений. И слава росла. Так прошло три десятилетия, и запрет был снят. О великом человеке стало можно писать!
И полились «воспоминания». Но какие! Гвардейские «однокашники», светские дамы - все сводят счеты с давно умершим. А он не может ни ответить, ни отомстить. А друзья молчат. Они не могут сказать правду о Лермонтове. Чтобы сказать эту правду, надо обвинить его убийц, как сам он когда-то обвинил убийцу Пушкина.
К следствию по делу о дуэли (из расследования исследователей Пятигорской трагедии)
О причинах дуэли Лермонтова с Мартыновым высказано немало предположений, но ни одно из них нельзя считать решающим, окончательным. Даже сведения современников во многом противоречивы. По данным следствия дуэль состоялась 15 июля у подножия горы Машук. Секундантами Мартынова были Васильчиков и Глебов, секундантами Лермонтова -Столыпин и Трубецкой.
Странная вещь! Дантес и Мартынов оба служили в кавалергардском полку.
- Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх ...
Его убийца хладнокровно Навел удар... спасенья нет: Пустое сердце бьется ровно, В руке не дрогнул пистолет... Замолкли звуки чудных песен, Не раздаваться им опять: Приют певца угрюм и тесен, И на устах его печать...
Несмотря на то, что дуэль была при свидетелях, подробности о ней чрезвычайно разнообразны.
Мартынов не отличался храбростью и благодаря своей бесхарактерности всегда находился под чьим-нибудь влиянием. Обидчивый и вспыльчивый, он мог вызвать Лермонтова на дуэль , но хладнокровно довести дело до убийства без подстрекательства с его стороны - вряд ли. Тут требовался ум расчетливый и мстительный, чтоб незаметно, вопреки желанию друзей поэта, не дать помириться противникам и свести их в поединке. Кто-то играл на уязвленном самолюбии Мартынова. Таким лицом мог быть только человек из ближайшего окружения. Согласно официальным показаниям следствия у Лермонтова секундантом был Васильчиков, а у Мартынова - Глебов. Но Глебов был близким другом поэта, а с Васильчиковым отношения были прохладными. По натуре честолюбивый и мстительным, он не мог простить поэту метких насмешек в свой адрес, но был человеком осторожным и скрытым, недаром Лермонтов назвал его «дипломатом не у дел». Поэтому было скрыто, что Васильчиков был секундантом у Мартынова, а Глебов у Лермонтова. Как известно, сразу после гибели Лермонтова Мартынов и Васильчиков поспешно покинули место дуэли и ускакали в Пятигорск. Возле тела поэта, оставался корнет Глебов. Это было подтверждено в 1962 году, архивными документами, возвращенными из-за границы. Спустя много лет, когда никого из свидетелей не осталось в живых, стало известно, что Трубецкой и Столыпин не были на дуэли. Трудно допустить, чтобы благородный Столыпин и Трубецкой могли бросить умирающего своего близкого друга и родственника и ускакать в Пятигорск, но при жизни они не говорили о дуэли и не оставили никаких воспоминаний. В скором времени следствие о поединке было прекращено. Мартынова за дуэль предали церковному покаянию, а Васильчиков был прощен
царской милостью за заслуги отца. Что же это за заслуги? Оказывается, узнав о существовании тайного общества, генерал Васильчиков доложил царю и убеждал принять меры: применить против восставших артиллерию, за что был пожалован графским титулом. Об этом было известно сыну, который на Кавказе, встречался с сосланными декабристами, старался слыть либералом, хотя и продолжал пользоваться «заслугами» своего отца. Эту двуличность в поведении молодого князя подметил Лермонтов, написав эпиграмму:
Наш князь Василь -
Чиков - по батюшке,
Шеф простофиль,
Глупцов - по дядюшке,
Идя в кадриль,
Шутов по - зятюшке
В речь вводит стиль
Донцов по - матушке.
В ней Лермонтов хлёстко охарактеризовал всю высокопоставленную семью Васильчикова.
Смертельно обидев обращением «Наш князь Василь - «Чиков по батюшке», поэт намекал последним слогом фамилии на лакейскую роль старого князя при дворе. Поэтому были понятны причины, способные толкнуть Васильчикова на интригу против Лермонтова, и он, князь, не боялся последствий, полагая, что будет прощен царем. Так оно и вышло.
Это доказывает исследование письма старого князя Васильчикова Сергеем Чекалиным, нашим современником.
По-разному сложилась судьба участников роковой дуэли. Погиб на Кавказе Глебов, оставив о себе память как о храбром, мужественном офицере и добром, отзывчивом товарище.
Дожил до «благополучной старости» князь Васильчиков, ничем особым не проявив себя ни в общественной, ни в литературной деятельности. Впрочем, в литературе он оставил след, прибегнув к плагиату у Лермонтова, когда сочинил эпитафию на могилу своей жены. Долгие годы проживал в Москве в собственном доме убийца поэта Мартынов. Он не страдал особыми угрызениями совести, но содеянное оставило на нем свой отпечаток. «Каким -то холодом веяло от всей его фигуры, беловолосой, с неподвижным лицом, с суровым взглядом, - вспоминает один из современников, бывавший в доме Мартынова. - Стоило ему появится в компании молодежи, часто собиравшейся у его сыновей, как болтовня, веселье шум и гам разом прекращались...» Мартынов до конца своих дней так и не нашел мужества признать свою вину и рассказать все чистосердечно и правдиво. Его смущало предчувствие, что позор убийцы великого поэта падет в будущем и на всех его потомков.
Эти сведения представляют большой интерес для лермонтоведов. Характеризуя людей из ближайшего окружения Лермонтова и их отношение к поэту, они помогают более объективно отнестись к свидетельствам лермонтовских современников о Пятигорской трагедии. Мы больше верим показаниям погибших на Кавказе друзей поэта: Глебова, Дорохова, дошедшим до нас в пересказе других людей, сообщениям Кузминского и Раевского, чем, казалось бы, подробным воспоминаниям о дуэли князя Васильчикова, дожившего до старости, но так и не пожелавшего раскрыть до конца подлинные причины и обстоятельства гибели великого поэта.
Заключительное слово:
Прошло 175 лет со дня гибели М. Ю. Лермонтова. Но сила его таланта, кипучая, вечно молодая поэзия продолжают волновать и восхищать нас.
Трудно смириться со смертью в столь молодом возрасте, в расцвете творческих сил и замыслов. Поэтому история дуэли и гибели поэта, а также дальнейшая судьба участников этих событий продолжают интересовать многих читателей. Несмотря на время, отделяющее нас от Лермонтова, его творчество, рисунки, письма, воспоминания современников помогают нам воссоздать образ поэта и познакомиться с людьми из лермонтовского окружения. Ещё живы потомки его друзей, архивы продолжают хранить много интересных документов и фактов, которые ждут своего исследования.
Используемая литература:
И.Л.Андроников «По лермонтовским листам» Москва 1989г.