kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-концерт "Тургеневские девушки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-концерт "Тургеневские девушки" проводится после изучения творчества И.С.Тургенева

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-концерт "Тургеневские девушки"»




Вместо цели: "Предметом изображения русских писателей XIX века был мир человеческой души - с этим не спорят, это порой просто забывают. Заглянем в ту часть учебника, где говорится о Тургеневе: "Рудин", "Накануне", "Отцы и дети" ,пространные высказывания Добролюбова и Писарева, идейные течения, идейные споры вокруг Базарова... Тургенев действительно умел (По точному определению литературоведа) "встречать социальный тип накануне его появления", но если бы его талант ограничивался одним этим, писатель был бы для нас интересен как публицист, представитель эпохи русской общественной мысли, но не как великий художник. Его проходят в 10 классе, т.е. пятнадцати-шестнадцатилетние, именно тот возраст, которому свойственно жаркое любопытство к жизни, настороженность к вопросам человеческих отношений, особенно любовных.



Тургенев, великий поэт, великий знаток тончайших оттенков чувства, как никто умеет их описать, поставив важнейшие нравственные проблемы , все то, что нашему времени нужно, как воздух; не хватает у нас умения говорить на эти темы (я думаю, что и в жизни, и в литературе не хватает) - во всяком случае, на той высоте и с той простотой, какие свойственны Тургеневу.

Кто не знает, как актуальна, как нужна сейчас тонкость душевного развития, как опасна эмоциональная тупость, кто не знает, что от этих бед одно – единственной средство в мировой культуре, ко всему в ней, от малого до великого ( от вековечных сказок бабушек - до Толстого и Чехова, от каких-нибудь незамысловатых книжных иллюстраций - до Боттичелли и Гойи), к мировой культуре, которая и обостряет душевный голод и утоляет его.

Как бы круто ни вспахивали, как бы ни перестраивали жизнь люди (и юные в том числе) любят, ненавидят, страдают, как страдали, любили и ненавидели сто лет назад; именно поэтому русская классика умрет, я думаю, только вместе с человечеством" .(Е.Чайковская)

Оборудование: портрет писателя, репродукции картин для конкурса по искусству, цветы. Зал оформлен в соответствии с эпохой.


С чего начинали?

Когда наткнулась на заметку о конкурсе, проходившем на Бежином лугу, подумала, а почему бы и нам не попробовать "погрузиться" в эпоху второй половины 19 века.

Бросила клич в 9-10 классы. И что вы думаете? Откликнулось 11 барышень. Конечно, по сравнению с тысячами рвущихся на помосты конкурсов красоты это, может, и маловато. Но ведь на то они и тургеневские девушки - во все времена особенные.

Итак, приветствуем участниц конкурса!

(Участницы входят в зал, сопровождаемые партнерами по танцам). И начинается бал - первый конкурс- танцевальный.

(А. Хачатурян "Вальс" из драмы "Маскарад")

-Как жаль, что у Тургенева мы не встретим описания бала. Его герои больше спорят и разговаривают. А ведь вспомните, как много волнующих, счастливых и несчастных моментов было связано с этим. На балу в "Маскараде" М.Ю. Лермонтова разыгрывается зловещая интрига...

А первый бал Наталии Ростовой?! Бал Анны Карениной... Но давайте дадим нашим участницам передышку. Попросим их ответить на вопросы, связанные с биографией И.С. Тургенева.



Второй конкурс.

Участницы получают отпечатанные вопросники-тесты, где отмечают правильные ответы.

Примерные вопросы.

1. И.С. Тургенев родился 9 ноября 1818 года в дворянской семье

  • а) в Спасском-Лутовинове;

  • б) в Москве;

  • в) в Орле?

2.С детских лет знал и говорил на трех европейский языках, каких?

3. В 1837 г. Тургенев успешно, со степенью кандидата закончил

  • а) философское

  • б) филологическое

  • в) историческое отделение

философского факультета

  • а) Московского

  • б) Петербургского университета

и продолжил обучение

  • а) во Франции

  • б) Германии?

4. 1841 г. В Петербурге состоялось открытие оперного сезона. Как это изменило жизнь Тургенева?

5. В конце 40-х годов Тургенев - довольно известный писатель Но настоящую славу ему принесут "Записки охотника"

Какой рассказ был в этом сборнике первым?

Кому посвящены "Записки охотника"?

6. В основу какого рассказала, положена правдивая история, имевшая место в семье Тургенева и на долгие годы рассорившая его с матерью?

Что изменил писатель в этой истории?

7. Почетным доктором права какого университета избран писатель в 1879 году?



Учитель. Да к нам никак гости из первой половины XIX века. Встречайте старых знакомых. (Появляются Онегин и Ленский).

-Опять, Онегин, ты скучаешь?

-Как можно, Ленский? Величают
Сегодня женщин красоту!
Но постарели мы с тобой,
И нас никто не замечает.
А помнишь, прежде? Ах, прости,
Забыл совсем, на сердце рана...
Скажи, которая Татьяна?

-Татьяны, брат, сегодня нет.
Все больше Юлии и Анны, Олеся

Ольга, но не та... Елены, Марьи и Снежаны...

Но ты отстал от жизни, вижу.

Сегодня в моде уж не то.

И разговоров о Париже

В гостиной не ведет никто.

-Помилуй, разве платья, шляпки,

Булавки, ленты, кружева

Уж не заботят нынче дам?

-Сюжет, достойный эпиграмм!

-Да не морочь же меня, Ленский!

И посмотри на них сперва.

Все те же талии, прически...

-Не тем забита голова!

И обсуждают, не поверишь,

Они все женские права,

"Кто виноват?",

"Что делать дальше?",

Болгарию бегут спасать!

А есть другие: по старинке,

Что в монастырь идут молчать,

Грехи отмаливать чужие

За неимением своих...

-Да, изменилась ты, Россия!

Когда ж ты это все постиг?!

-Читай романы, милый мой,

И "окунешься" ты в эпоху.

И там уж будет не до вздохов.

Но мы мешаем, поспешим.

-Да, были "лишними" когда-то.

Но, право, мы не виноваты.


Жюри подводит итоги конкурса "Биография" и танцевального, а девушек ждет новый конкурс.


Третий конкурс определит знание иностранных языков. Оценки за этот конкурс поставит учитель иностранного языка.

-Барышни-дворянки, жившие в XIX веке, знали в совершенстве французский язык, вели на нем переписку, общались. Некоторые знали немецкий и английский. Все зависело от того, какую гувернантку удавалось заполучить их родителям. У них была возможность годами жить за границей, совершенствуя свой иностранный. А какие языки изучают наши сегодняшние тургеневские девушки?


Четвертый конкурс имеет необычное название "Картинная галерея в музыкальной гостиной",

-Помимо танцев барышни все без исключения играли на музыкальных инструментах, чего, к сожалению, не скажешь о современных. Поэтому всем, кто музыке не обучен, предстоит узнать и описать одну из картин, вывешенных в нашей галерее. А тех, кто увлекается музыкой, прошу к роялю!


Пятый конкурс

Классика все время перекликается с современностью. Открыв сентябрьский номер журнала "Натали", я в интервью с Дмитрием Маликовым прочитала следующее:

"- Дима, у вас очень много песен о любви. А сами вы так же поэтически делаете признания?

-Нет, я очень смущаюсь. Всегда в такие моменты не хватает слов. И тогда на помощь проходит эпистолярный жанр. Я люблю писать письма. Увы, наши современники утратили эту традицию. А как красиво это делали в 19 веке! Любовные письма прятали, сжигали, из-за них стрелялись на дуэлях, их перехватывали ревнивые мужья... Сколько страсти, драматизма, чувств было в переписке!

-Да, "тургеневские женщины" умели вдохновлять. Интересно, а что сегодня привлекает мужчин в женщинах?

- Женщина -вечныйпредмет нашего обожания, поклонения ревности, удовлетворения амбиций. И если она добра, порядочна, мила, обаятельна, сексапильна, обворожительна, то, конечно, устоять перед ней не сможет ни один мужчина».



Учитель

- Сейчас наши участницы разделятся. Любителям эпистолярного жанра предоставляется возможность написать письмо в стиле XIX века. А вторую половину участниц я приглашаю принять участие в конкурсе, который должен определить, умеют ли наши барышни вести светскую беседу.

- В русских читательских кругах 19 века было популярно такое понятие - "тургеневские девушки". Оно прочно вошло в обиход всех знаменитых русских критиков тургеневской эпохи: Писарева, Добролюбова, Щедрина. И позднее читатель встречал это явление на страницах романов и повестей - чаще всего у Гончарова. Причем, гончаровские героини в чем-то дополняли тургеневских. В самом деле, так ли уж много женщин порывали с привычным кругом, круто меняли жизнь тогда, на переломе 50-60гг.?

Давайте откроем романы Тургенева!

Галерею «тургеневских девушек» начнем с «Аси». Здесь дан характер странный, душа изначально раненная, сейчас бы сказали с «комплексом неполноценности». Эта вещь очень социальна. Почему? А конец рассказа? Ваши впечатления?


-Мысль о превосходстве женской любви над мужской прозвучала еще в поэмах «Параша» и «Андрей». Как проявляется это в романе «Рудин»?

-Можем ли мы сказать, что за главными героями скрываются известные нам люди?

-Многие критики отмечали, что Тургенев проверял волевые качества своих героев на их отношении к любви.

Выдерживает ли это испытание герои?

Давайте предоставим им слово.

(Инсценировка сцены прощания Рудина и Натальи у озера)

-Неспособность Рудина сделать решительный шаг с Натальей, безволие, проявившееся в объяснении с ней, критически справедливо истолковали как признак социальной несостоятельности.

А Наталья? Становится женой благополучного, умеренного, как Николай Петрович Кирсанов, Волынцева. Она-то была готова начать новую жизнь, идти за Рудиным на край света. Вспоминает ли теперь о нем? Тоскует?

Обычным был путь Натальи Ласунской – спокойное замужество, провинциальное поместье или обыденная жизнь в столице. Салтыков-Щедрин даже иронизировал по этому поводу, что у русских романистов на всякого образованного помещика приходится образованная барышня.

Итак, попытка найти нового человека в своей среде Тургеневу не удалась. И он продолжает свои поиски уже в другом романе «Дворянское гнездо».

(Сцена прощания Лизы и Лаврецкого перед уходом в монастырь)

-Лиза Калитина – один из самых глубоких женских образов (недаром Достоевский упомянул ее в своей знаменитой Пушкинской речи рядом с Татьяной Лариной)

-Чем привлекает она вас?

-Разве проблема выбора, ставшая перед этой женщиной, – построить свое счастье на несчастье других – нам незнакома? Да она стократ обострилась в наш семейно-нестабильный век! Разве сознание Лизой ее социальной вины нам непонятно? (Отец нажил состояние нечестным путем).

Мы сочувствуем ее социальному раскаянию. Но когда Лиза уходит в монастырь ,чтобы эту вину замаливать, мы перестаем ее понимать. Почему?

Поднимая проблемы счастья и долга, Тургенев на первый план выдвигает мотив невозможности личного счастья для глубоко и тонко чувствующего человека в условиях русской действительности. Показывая судьбы людей, пожертвовавших собой во имя долга, Тургенев продолжает пушкинскую традицию, утверждая право человека на счастье.

«В основание моей повести, - разъяснял он замысел романа “ Накануне”, - положена мысль о необходимости сознательности героических натур… для того, чтобы дело продвинулось вперед». (Из письма)

Что необычного в героине? Почему она не сумела выбрать достойного из своего окружения? Что привлекает ее в Инсарове?

«В России начинается новая эпоха, - говорил Тургенев в начале 50гг., - и такие фигуры, как Елена и Инсаров, являются провозвестниками того, что пришло позже».

«Провозвестниками» чего были главные герои?

(Сцена из романа «Рудин»)

Подведение итогов

Если сегодня Вы хоть ненадолго смогли перенестись в эпоху второй половины XIX века благодаря нашим барышням, то Вы представляете себе, что где-то среди нас притаился Чернышевский и строчит статью, как всякий революционер-демократ, разъясняя, что женское счастье невозможно у нас из-за социальной несостоятельности мужчин, вечно попусту разглагольствующих, вечно сидящих без дела в Российской империи.

Тургенева безумно раздражали демократы, объясняющие вечное –сиюминутным, жаждущие препарировать и литературу, и жизнь, словно лягушку. Демократы недолюбливали барина Тургенева. Не подавали друг другу руки, разойдясь во мнениях о Базарове, Рудине, Инсарове, и судьбах России. И только тургеневские женщины примиряли врагов, вызывали несомненные симпатии и преклонение и у «отцов», и у «детей».

Тургеневские мужчины все искали, искали свое место в жизни. Тургеневские женщины находили. Для них было ясно: жизнь –это любовь, любовь – это подвиг. Да, но: «Как прожить без любви? А любить некого…» Тургеневские мужчины, сталкиваясь с действительностью, терпели поражения и печально созерцали собственные несчастья, жизнь испытывала их любовью, и всякий раз мужчины не выдерживали этого испытания. Ну а женщины… «Ах, Лиза, Лиза, как бы мы могли быть счастливы!»

Но Лиза Калитина уходит в монастырь. Ася готова пожертвовать собой, но выясняется, что жертва эта никому не нужна. Елена Стахова говорит мужественному Инсарову: «Я тебя люблю. Другого долга у меня нет»,- и слышит в ответ испуганное: «Какие несокрушимые цепи кладут на меня твои слова…»

«Движется все любовью»,- утверждал Тургенев и взваливал ношу этой движущей силы на плечи своих женщин. А сам при этом понимал: счастье непостижимо. И еще вбил в голову своих барышень, что, кроме счастья, есть понятие долга и оно превыше всего.

Страна этих женщин всегда накануне.И всегда требует от них самоотречения во имя подвига. И они не ропщут: у них-то есть силы для этого. « Ах, Лиза, Лиза, как бы мы могли быть счастливы…» Но она берет на себя и чужие грехи: «отмолить, отмолить надо…»

Как и много лет назад, не от них зависел ответ на вопрос: « Когда же придет настоящий день?»

Как и много лет назад, именно на их долю пришлось самое трудное: поддерживать мужчин и требовать от них таких качеств, которыми те не всегда обладают. Вы все время чувствуете, что в этой серьезной девственной душе скрыты задатки будущего, и что страна, в которой мужчины могут рассчитывать на поддержку таких женщин, имеет право на лучшую долю». Полтора века прошло. И лучшая доля по-прежнему впереди!

Жюри подводит итоги, называет победителей. Они поднимаются на сцену, где им вручают цветы и ленты с надписью «Тургеневская девушка». Затем поднимаются остальные участницы. Им тоже вручают цветы.

Выбирают «Тургеневскуюдевушку» по зрительским симпатиям. После награждения девушки покидают зал.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок-концерт "Тургеневские девушки"

Автор: Маренкова Елена Станиславовна

Дата: 22.05.2017

Номер свидетельства: 417726


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства