kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-концерт по творчеству К. Бальмонта (11 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволяет прочувствовать оригинальность поэзии Бальмонта. Лиризм, задушевность, автобиографичность его стихотворений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-концерт по творчеству К. Бальмонта (11 класс)»

8



К. Бальмонт

11 класс




1 чтец. В слякотные и дождливые рождественские дни 1942 года, когда солнце весны и солнце свободы, казалось бы, надолго закатилось и не светит над милой Францией, в ее чужую, холодную землю лег навеки еще один отверженный сын России. Надгробная надпись лаконична и печальна: «Константин Бальмонт, русский поэт».

Оригинальность поэзии Бальмонта, его непохожесть не вызывают сомнения. «Его нельзя сравнивать. Он – весь исключение. Его можно любить только лично», -говорил о поэте Макс Волошин. Неустанное, ежеминутное стремление расширять свой кругозор было движимо потребностью все обращать в поэзию.

2 чтец. В 1926 году В.Ходасевич писал: «Бальмонт из поэзии создал настолько обособленный и внутренне закономерный мир, что оценка каждой частности этого мира должна быть подчинена оценке общей, которая, м.б. еще преждевременна».

Бальмонт в своем творчестве воплотил опьяняющий восторг погружения в жизнь стихий, жажду обретения всевременного буйства бытия, гордую убежденность во всемогуществе поэта. Никто другой в русской поэзии не позволил бы себе с такой прямотой, не страшась насмешек и возмущений, заявлять о собственном поэтическом величии.

3 чтец. Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце

И синий кругозор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

И выси гор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре,

Я властелин.

Я победил холодное забвенье,

Создав мечту мою.

Я каждый миг исполнен откровенья,

Всегда пою.

Мою мечту страданья пробудили,

Но я любим за то.

Кто равен мне в моей певучей силе?

Никто, никто.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,

А если день погас,

Я буду петь… Я буду петь о Солнце

В предсмертный час!

4 чтец. О величественности Бальмонта-человека говорила Цветаева, близко знавшая и всей душой любившая поэта: «В присутствии Бальмонта всегда чувствуешь себя как в присутствии высшего», - писала она в 1935 году. А Андрей Белый, в своих поздних мемуарах неразличимо сплавляя насмешку и серьезность, пишет так:»Точно с планеты Венеры упав, развивая жизнь Венеры, земле вовсе чуждой, обвив себя предохранительным коконом. Этот кокон – идеализация поэта-рыцаря; Бальмонт в коконе своем опочия». «Внеземность» Бальмонта в быту оборачивалась множеством анекдотических ситуацій, о которых часто вспоминали биографы, и это позволило Белому сказать: «Бальмонт вне комической, трагикомической ноты не описуем».

Бальмонта любили, его поэтическое высокомерие не распространялось на друзей. Он был влюбчив, и каждый, даже недолговечный его роман был исполнен самой искренней страсти:

Я заглянул во столько глаз,

Что позабыл я навсегда,

Когда любил я в первый раз

И не любил – когда?

5 чтец. Этот удивительный человек не умел и не хотел быть никем иным, как поэтом. Это прекрасно отметила М.Цветаева. «Во всех, даже в самых великих художниках слова, - писала она,-было нечто помимо их поэзии. В Бальмонте же, кроме поэта, нет ничего… На каждом бальмонтовском жесте, слове – клеймо-печать-звезда – поэт.»

Мне хочется снова дрожаний качели

В той липовой роще, в деревне родной,

Где утром фиалки во мгле голубели,

Где мысли робели так странно весной.

Мне хочется снова быть кротким и нежным,

Быть снова ребенком, хотя бы в другом,

Но только б упиться бездонным, безбрежным

В раю белоснежном, в раю голубом.

И если любил я бездонные ласки,

Я к ним остываю – совсем, навсегда.

Мне нравится вечер, и детские глазки,

И тихие сказки, и снова звезда.

Эти стихи 1903 года названы «Возвращение». Поэт всю жизнь стремился вернуться в детство, возвратить его, воскресить упоение юности, облик и голоса ушедших близких, родину.

6 чтец. Бальмонт, развивавшийсяи выросший в деревне, как и многие русские писатели-дворяне пронес нежную и грустную любовь к своему «малому раю» через всю жизнь. Этим раем была для поэта деревня Гумнищи Шуйского уезда, где 15 июня 1867 года он появился на свет. Константин был третьим ребенком в большой и дружной семье, где было семеро сыновей. Отец его не отличался богатством, ни каким-то особым талантом, но был человек мягчайший и нежнейший, ни разу в жизни ни на кого не повысивший голоса. Он до самозабвения был предан детям и жене, Вере Николаевне, женщине страстной и деятельной. Бальмонт впоследствии любил подчеркивать, что по материнской линии имеет предков из золотоордынской знати. Для него существовало две версии происхождения его необычной и звучной фамилии. Обе не лишенные романтичности, но первая, основанная на исторических данных не очень его устраивала. Вот что пишет об этом Екатерина Андреевна Андреева, вторая жена поэта: «Достоверно нам с Бальмонтом известно было только, что прадед отца поэта был сержантом в лейб-гвардии Екатерины2 –прозывался Баламут… Прадед поэта Иван Андреевич Баламут был херсонским помещиком. И только внук его – Дмитрий Константинович – переселился во Владимирскую губернию, где у матери была земля. Как фамилия Баламут переросла в Бальмонт , мне не удалось установить.» Скорее всего дед офранцузил уж очень несерьезную фамилию. Другая версия, изобретенная поэтом, очень импонировала ему. Вот как он скажет об этом в стихах 1929 года «Морской сказ»:

Там где-то некогда – кто молвит точно, где? –

Свершилось – для меня единственное – чудо:

Молился предок мой. И к утренней звезде

Не он ли песнь пропел под именем Вельмуда,

Что по морям хотел постигнуть горизонт

И стал поздней – Балмут, и стал – и есть – Бальмонт?

Предок – варяг, викинг, слагатель саг и воин – таким хотел видеть Бальмонт своего пращура, подчеркивая этим свою особую привязанность к скандинавскому миру и культуре.

7 чтец. Но кто мог угадать в тихом мальчике будущего певца «кинжальных слов» и «горящих зданий»? первые 10 лет жизни в деревенской глуши были порой гармоничного блаженства. И потому, когда в 1876 году его вырвали из детского рая в шуйскую гимназию, он пережил сильное потрясение. «Гимназию проклинаю всеми силами. Она надолго изуродовала мою нервную систему», - написал поэт в автобиографической заметке 1903 года. Именно гимназические годы выработали в мальчике непримиримость ко всякому насилию, угнетению, ненависть к предписанным правилам. Его отрочество и юность проходили под знаком бунтарства.

В 1885 году произошла счастливая для поэта встреча с В.Г.Короленко, который сделал подробный разбор стихов юного Бальмонта и очень благожелательно о них отозвался. Этот год поэт принял за точку отсчета своей литературной деятельности.

1 чтец. Осенью 1886 года Бальмонт поступает на юридический факультет Московского университета. Но стать правоведом ему не удастся – через год его арестовали за участие в студенческих волнениях и после трехдневного заключения в Бутырской тюрьме высылают на родину, в Шую. Еще через год Бальмонт делает новую попытку получить высшее образование, но вскоре сам оставляет Московский Университет. Последний раз он пробует получить юридическое образование в 1889 году, поступив в Ярославский лицей юридических наук, но и там задерживается недолго. Тем более что в феврале 1889 года он женится на дочери шуйского фабриканта Ларисе Михайловне Горелиной – девушке крайне избалованной, капризной и эксцентричной. С нею поэт совершает путешествие на юг России и на Кавказ – это, пожалуй, первое его большое путешествие. У Бальмонта родился сын Николай. Но первый брак оказался на редкость неудачным. Постоянные разлады с женой доводят Бальмонта до попытки самоубийства. 13 марта 1890 он выбросился из окна третьего этажа, получил серьезные травмы, лечился больше года и в результате всю жизнь прихрамывал. Это событие совпало с другими не менее трагическими: Бальмонт выпустил в 1890 году в Ярославле первый сборник, в который вошло 21 стих. Оригинальное и около 70 переводов. Юный поэт явно переоценил свои возможности, издав эту довольно «бледную» книгу. Он скупил весь тираж и уничтожил его.

Позднее поэт эти два события осмыслит как указание перста судьбы, и его двойная попытка самоубийства (как человека и поэта) толковалась им как ступень перерождения – воскресения для новой, полноценной жизни. Об этом он скажет через 5 лет в стих. «Воскресший» (прочитать наизусть)

2 чтец. В 1891 году Бальмонт отправляется в Москву, с которой связано становление его как большого русского поэта. Новый этап его жизни начался трудно: бедность, одиночество, безработица. В 1892 году Бальмонт посещает Скандинавию, которую не просто полюбил, но сроднился с нею. Отблески скандинавских впечатлений засверкали в книге стихов «Под северным небом» - она стала событием в литературной биографии Бальмонта и знаменовала вступление на арену русской литературы нового художественного направления – СИМВОЛИЗМА. Бальмонт по праву назван одним из родоначальников русского символизма наряду с Брюсовым.

Основной мотив книги - зарождение жизни, творения искусства. Поэт ловит мгновения мимолетной красоты в природе, бытие, человеке. Красота для Бальмонта не отвлеченная идея: поэт жаждет непосредственного его воплощения в слове, звуке, ритме. Неподражаема «напевность» стиха тому свидетельство.

Наизусть стих «Фантазия»

3 чтец. Новая книга Бальмонта «В безбрежности» выйдет в 1895 году и подтвердит его репутацию ведущего поэта нового направления. Задушевная идея ее – устремленность за пределы предельного. Любовь – единственная сила, вырывающая человеческое существование из тисков обыденности. Поэт выбирает эпиграф к книге из «Братьев Карамазовых»: «Землю целуй и неустанно, ненасытно люби, всех люби, все люби, ищи восторга и исступления сего». Знаменитое вступление к книге передает победный восторг восхождения к незакатному сиянию бытия:

Я мечтою любил уходящие тени,

Уходящие тени погасшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня…

В 1895 году Бальмонт знакомится с И.А.Буниным, посвящает ему стихи. Очень теплые отношения сложились у Б. и с Чеховым, с которым они познакомились в Крыму. В 1901 году б. сблизился с М.Горьким, который несмотря на очевидную разницу идейных пристрастий, неизменно будет проявлять настойчивый интерес ко всему, написанному Б. «Дьявольски интересен и талантлив этот неврастеник», говорил Горький.

4 чтец. В 1896 году Бальмонт женился на Е.А.Андреевой. Второй брак был несравнимо счастливее первого. После свадьбы супруги отправились в Биарриц, затем в Париж, который станет постоянным пристанищем поэта в годы его многочисленных странствий.

В 1898 году в Петербурге выходит новая книга поэта «Тишина» - одна из самых минорных его книг. Бесплодность стремлений человека – важный его мотив, который задается прекрасным циклом «Мертвые корабли». Сюжет цикла строится как воззвание к Богу, взыскание его с целью обретения себя. Голос Бога ответствует истерзанному и страдающему лирическому герою, утверждая в нем веру в единство и нераздельность мира:

Ты воскликнул, что я бесконечно далек, -

Я в тебе, ты во мне безраздельно.

Но пока сохрани только этот намек:

Все - в одном. Все глубоко и цельно.

Я незримым лучом над тобою горю.

Я желанием правды в тебе говорю.

Финал наполнен радостью обретения истины:

И образ пустыни от взоров исчез,

За небом раздвинулось небо небес.

Что жизнью казалось, то ском пронеслось,

И вечное, вечное счастье зажглось.

5 чтец. «Тишина» завершила «тихий» период в поэзии Бальмонта. На заре нового века его дар вспыхнул с такой яркостью, что только одарил, но и ослепил многих…

В 1900 году выходит в свет его книга «Горящие здания», которая по праву была названа лучшей в его поэтическом наследии. Эта книга и новый этап в русском символизме, сменившем мрачные и болезненные настроения на радостно-просветленные.

( в классе гасят свечи, поднимают шторы, звучит бодрая музыка)

Взрыв устоев, бунт против цивилизации, столь характерный для символистов, торжество стихийного («огонь») над социальным («здания»).

Переполненность жизнью стихий, самоотдача «мировому», твердая вера в преобразующую силу поэзии – вот движущие механизмы лирики Бальмонта рубежа веков.

Я устал от нежных слов,

От восторгов этих цельных

Гармонических пиров

И напевов колыбельных.

Я хочу порвать лазурь

Успокоенных мечтаний.

Я хочу горящих зданий,

Я хочу кричащих бурь!..

(«Кинжальные слова»)


Сила, гордость, романтическое беззаконие и воля к сокрушающему действию – таковы атрибуты художественных типов, с которыми отождествляет от своего лирического героя поэтические образы в бальмонтовском духе, вызывающие: «морской и воздушный разбойник», «альбатрос», «гордый, вольный» скорпион, «саранчой летящие» скифы и др.

Русская историческая тема, очень самобытно толкуемая Бальмонтом, подтверждает его пафос. Ужасы опричнины – и равнодушие «улыбающихся созвездий» приводят поэта к мысли о тотальной несправедливости мироустройства:

Лишь только эта мысль в душе блеснет случайно,

Я слепну в бешенстве, мучительно скорбя.

О, если мир – божественная тайна, -

Он каждый миг клевещет на себя!

«Опричники»

6 чтец. Начало века Бальмонт встречает «огненной» бунтарской книгой. Его жизненная и творческая активность неимоверна: «и келья затворника», и многолюдная площадь равно влекут его. Не может он пройти стороной и мимо политических волнений в России. 4 марта 1901 года Бальмонт примыкает к студенческой демонстрации и становится очевидцем казачьей расправы над ней. А через две недели, 14 марта, на благотворительном вечере в зале Петербургской государственной думы поэт читает стих. «Маленький султан», ставшее откликом на эти события у Казанского собора.

В этих стихах, прозвучавших как взрыв, герой-поэт оказывается вершителем судеб мира и голосом высшей справедливости. Их автору грозил арест и он исчез из столицы, уехав в усадьбу Сабынино Курской губернии. Результатом его «сельских досугов» стала самая популярная и знаменитая из его книг «Будем как солнце».

Огненное начало – сама сущность книги и жизни. Луна символизирует для поэта «владычество великой тишины»; изменчивая и загадочная царица снов и мечтаний знаменует собою оборотную сторону бытия, мир неявленный, сокровенный. Поэт провозглашает единство солнечного и лунного начал и в своей душе. Океан, который «как жизнь: и правда и обман», являет собой «никем не скованную цельность». Стихии воды и океана в их извечности, свободе и неукротимости переплетаются в поэтическом мире Бальмонта.

7 чтец. Среди же стихов – «гимнов» своему дару особенно выделяется это:

Я - изысканность русской медлительной речи,

Предо мною другие поэты – предтечи,

Я впервые открыл в этой речи уклоны,

Перепевные, гневные, нежные звоны.

Я – внезапный излом,

Я - -играющий гром,

Я – прозрачный ручей,

Я – для всех и ничей.

Переплеск многопенный, разорвано-слитный,

Самоцветные камни земли самобытной,

Переклики лесные зеленого мая –

Все пойму, все возьму, у других отнимая.

Вечно юный, как сок,

Счастлив тем, что влюблен

И в себя, и в других,

Я – изысканный стих.

1 чтец. Стихи о любви – «шестой» стихии – составляют значительную часть книги. Интимная лирика Бальмонта не укладывается в традиционное представление об этом лирическом жанре. Любовь и эрос глубоко символичны для поэта.

Поэта влечет сама стихия страсти, в то время, как возлюбленная, будучи и желанной и близкой, остается недоступной – как звезда.

Лесной ручей поет, не зная почему,

Но он светло журчит и нарушает тьму.

А в трепете лучей поет еще звончей,

Как будто говоря, что он ничей, ничей.

Так ты всегда светла, не зная, почему,

И быть такой должна, наперекор всему.

Твоя душа – напев звенящего ручья,

Который говорит, что ты ничья, ничья.

Это первое стих. Из цикла «Семисвечник», посвященного польской поэтессе Люси Савицкой.

2 чтец. От сборника к сборнику слава Бальмонта упрочивалась, и когда вышла в свет книга «Только любовь»; читатель уверовал, что гений Бальмонта неиссякаем. Но его «огненная трилогия» ( «Горящие здания», «Будем как солнце», «Только любовь») стала для самого поэта вершиной его творчества. После этой трилогии он выпустит более 20 книг только оригинальной лирики, но ни одна из них не достигнет блеска этих трех.

Над книгой «Только любовь» поэт кропотливо работал летом 1903 года – эта книга итогов.

Наизусть стих. «Есть в русской природе усталая нежность».

3 чтец. 1905 год стал еще одним переломным годом в жизни Бальмонта, ибо открыл счет длительным скитаниям поэта, оторвавшим его надолго от родины. В марте он из Парижа отправляется за океан – в США и Мексику. Экзотика этих стран позднее отзовется в его стихах. Угроза ареста становится все реальнее. И поэт уезжает в эмиграцию на 7.5 лет.

А в Москве в 1906 году выходит в свет книга стихов «Злые чары», полная богохульных стихов. На книгу наложили арест. Поэт –эмигрант судорожно ищет новые темы и жадно охотится за новыми впечатлениями. Эта неуравновешенность сказалась на его творчестве: больше внешней эффективности стихов при их очевидной недоработанности.

4 чтец. В конце осени 1909 году Бальмонт отправляется в Египет. Он продолжает мечтать о кругосветном путешествии. Следующий сборник выйдет только в 1912 году, знаменуя новый творческий подъем. Слава еще долго будет сопровождать поэта. Но публика, увы, не прощает кумиру слабостей и кризисов.

1912 год стал годом наиболее богатых впечатлений для Бальмонта. Поэт наконец осуществил свою давнюю мечту – кругосветное путешествие. Тасмания и Фиджи, Австралия и Новая Зеландия – здесь поэт провел большую часть своего путешествия. Только в декабре 1912 года он сойдет в Марселе на европейский берег. Срок его разлуки с родиной подходит к концу. В феврале 1913 года в связи с 300-летием дома Романовых в России была объявлена амнистия, и политэмигрант Бальмонт получает право вернуться на родину.

5 мая 1913 года Брестский вокзал Москвы бурлил и кипел от наводнивших его толп. Люди встречали Бальмонта…Поэта на руках вынесли из поезда, и он по-королевски разбрасывал вокруг себя ландыши.

5 чтец. В 1913 году Бальмонта охватывает новая любовь – к грузинской культуре. Он работает над переводами Шота Руставели. В мае 1914 года выходит его новая книга «Белый зодчий» - самая большая из его книг. Это книга самопознания, самоопределения в мире, отсюда ее лиризм, задушевность, автобиографичность многих стихов. Стихи о России преисполнены удивительной просветленность.

Наизусть стих. «Страна, которая молчит»

Роковые события 1917 года Бальмонт принял восторженно. В 1918 он выпускает брошюру «Революционер я или нет». Понятно, что ответ на этот риторический вопрос для автора вполне однозначен. Он выступает с лекциями, стихами перед самыми пестрыми аудиториями. Правда, гражданская война со всеми ее последствиями вызывает у поэта серьезное охлаждение к революции.

6 чтец. В марте 1920 года в Колонном зале Дома Союзов пройдет торжественный вечер, посвященный 30-летию литературной деятельности Бальмонта. Затем последует целый ряд юбилейных вечеров. В марте этого года Бальмонт обратится к Луначарскому с ходатайством о заграничной командировке на год. Этот год продлится более двух десятилетий.

Почему же он не вернулся? Как ответить на этот вопрос? Возможно, ждал, когда утихомирится «революционный хаос». Большинство его друзей покинуло Россию. На родине в 1921 году умер Блок, через три года Брюсов. Кроме того Бальмонт сроднился с Францией…

Последнее десятилетие жизни Бальмонта величественно и скорбно. Величественно, - потому что поэт сопротивляется старости, которая мало отпечаталась на его внешности. Скорбно – не только безденежье. В 1932 году на Бальмонта обрушивается душевная болезнь, приступы беспамятства все учащаются…роковая обреченность.

7 чтец. 24 апреля 1935 года в Париже состоялся вечер, посвященный 50-летию лит.деятельности Бальмонта, - вечер довольно скромный, на котором сам поэт присутствовать не смог. Там выступила с прекрасным «Словом о Бальмонте» Марина Цветаева. Ее слово – гимн русской поэзии, гимн поэту-избраннику и воззвание к соотечественникам об оказании поддержки «единственному великому поэту из ныне живущих».

В 1937 году выходит в Харбине книга «Светослужение» - книга о любви и верности своему богом данному делу.

Наизусть стих. «Как мы живем»

Бальмонт умер от воспаления легких в ночь на 24 декабря 1942 года. Немногие пришли сказать ему «прости» . он ушел, благословив этот мир, над которым сияло и вечно будет сиять его солнце:

Я шепчу во след благословенье,

Чувствую, как силы возросли,

Как, испив рассветное мгновенье,

Дали, дрогнув, манят быть вдали…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок-концерт по творчеству К. Бальмонта (11 класс)

Автор: Грищук Наталья Евгеньевна

Дата: 02.02.2023

Номер свидетельства: 624636


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства