kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-конференция по творчеству В. Г. Распутина "Правда жизни каждой строкой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит материал для проведения урока-конференции по творчеству В. Г. Распутина.

Просмотр содержимого документа
«Урок-конференция по творчеству В. Г. Распутина "Правда жизни каждой строкой"»

КОНФЕРЕНЦИЯ по творчеству В. Г. Распутина

«ПРАВДА ЖИЗНИ КАЖДОЙ СТРОКОЙ»

Цели урока:

Обучающая: создание условий для творческого осмысления произведения В.Г. Распутина.

Развивающая: обучению анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Воспитывающая: актуализировать личный опыт учащихся, формировать лучшие их нравственные качества.

Приучить учащихся к самостоятельному прочтению художественных произведений и восприятию их идейного содержания.

Развитие связной речи и умения высказывать свое личное отношение по идейному содержанию повести.

Воспитание чувства уважения к старшему поколению и чувства личной ответственности за судьбу Родины, семьи, близких.

Индивидуальные задания к уроку:

Представить творчество писателя В.Г. Распутина как продолжение русской классики;

В.Г.Распутин сегодня – прежде всего писатель-публицист;

«Взять» интервью у В.Г. Распутина, представившись корреспондентом журнала «Вопросы литературы» (по материалам статей и интервью В.Г. Распутина в разных журналах и газетах).

О наградах В.Г.Распутина в последние годы

Прочитать повесть В.Г. Распутина «Последний срок».

Подготовить сообщение о жизненном и творческом пути писателя, мультимедийную презентацию, отражающую разные стороны его творческой и общественной деятельности (групповое задание).

Подобрать эпизод повести, который мог бы выполнить  роль эпиграфа, т.е. наиболее точно передать тональность, главный мотив произведения (индивидуальное задание).

Подготовить ролевое чтение одного из диалогов бабки Анны и ее подруги Миронихи (групповое задание).

Доказать на примере старухи Анны афористичную мысль Л.Н. Толстого: «Чем лучше человек, тем меньше он боится смерти» (индивидуальное задание).

Рассказать о каждом из детей Анны Степановны (Михаил, Люся, Варвара, Илья, Татьяна), отобрав эпизоды, ярко раскрывающие особенности характера героев (индивидуальные задания).







Ход конференции.

Слово ведущего:

Валентин Распутин – наш современник, и отношение к нему определяется в зависимости от того, разделяет или не разделяет человек направленность мыслей и рассуждений писателя. Но, наверное, каждый, кто прочитает хоть одно произведение этого писателя, не сможет не признать колоссальной силы его таланта. Каждый, кто имеет сердце, у кого открыты глаза, не останется равнодушным к его героям, а будет вновь и вновь возвращаться к ним, чтобы сверить свои побуждения с их мыслями.

Сегодня редко о ком говорят как о совести, голосе, выразителе народа. Но о В.Г. Распутине так говорят.

1. БИОГРАФИЯ Валентина Григорьевича Распутина

Валентин Григорьевич Распутин родился в 15 марта 1937 года в крестьянской семье в селе Усть-Уда Иркутской области. Мать — Распутина Нина Ивановна, отец — Распутин Григорий Никитич был арестован и погиб в конце 40-х годов в сибирской тюрьме. Детство Валентин провел в деревне Аталанка. Закончив местную начальную школу, он вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского» — 1973). После школы поступил на историко-филологический факультет (Иркутский государственный университет). В студенческие годы он стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири» Восточно-Сибирского книжного издательства (Иркутск). В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».

Окончив университет в 1959 году, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан — Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники

Общественно-политическая деятельность

С началом «перестройки» Распутин включился в широкую общественно-политическую борьбу. Распутин занимает последовательную антилиберальную позицию, подписал, в частности, антиперестроечные письмо с осуждением журнала Огонёк» Крылатой формулой контрперестройки стала процитированная Распутиным в выступлении на I Съезде народных депутатов СССР фраза П. А. Столыпина: «Вам нужны великие потрясения. Нам нужна великая страна». 2 марта 1990 года в газете «Литературная Россия» опубликовано «Письмо писателей России», адресованное Верховному Совету СССР, Верховному Совету РСФСР и ЦК КПСС,

Распутин был среди 74 литераторов, подписавших это обращение.

В 1990—1991 — член Президентского совета СССР при М. С. Горбачеве. Комментируя в позднейшей беседе этот эпизод его жизни, В. Распутин заметил

«Моё хождение во власть ничем не кончилось. Оно было совершенно напрасным. […] Со стыдом вспоминаю, зачем я туда пошел. Моё предчувствие меня обмануло. Мне казалось, что впереди еще годы борьбы, а оказалось, что до распада остались какие-то месяцы. Я был как бы бесплатным приложением, которому и говорить-то не давали».

В Иркутске Распутин содействует изданию православно-патриотической газеты «Литературный Иркутск», входит в совет литературного журнала «Сибирь». Является одним из инициаторов открытия в 1996г. Православной Женской Гимназии Во имя Рождества Пресвятой Богородицы в г. Иркутске,входит в попечительский совет гимназии.

С 26 июля 2010 года — член Патриаршего совета по культуре

Слово вудущего: Достаточно того, что я представлю вам сейчас награды, которых был удостоен этот человек.

Награды:

  • Герой Социалистического Труда (1987),

  • Два ордена Ленина (1984, 1987),

  • Трудового Красного Знамени (1981),

  • Знак Почета (1971),

  • Орден За заслуги перед Отечеством III степени (8 марта 2007),

  • Орден За заслуги перед Отечеством IV степени (28 октября 2002).

  • Орден Александра Невского (1 сентября 2011 года).

Премии:

  • Лауреат Государственной премии СССР (1977, 1987),

  • Лауреат премии Иркутского комсомола им. Иосифа Уткина (1968),

  • Лауреат премии им. Л. Н. Толстого (1992),

  • Лауреат премии Фонда развития культуры и искусства при Комитете культуры Иркутской области (1994),

  • Лауреат премии им. Святителя Иннокентия Иркутского (1995),

  • Лауреат премии журнала «Сибирь» им. А. В. Зверева,

  • Лауреат премии Александра Солженицына (2000),

  • Лауреат Литературной премии им. Ф. М. Достоевского (2001),

  • Лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства (2003),

  • Лауреат премии им. Александра Невского «России верные сыны» (2004),

  • Лауреат премии «Лучший зарубежный роман года. XXI век» (Китай, (2005),

  • Лауреат Всероссийской литературной премии имени Сергея Аксакова (2005),

  • Лауреат премии Правительства России за выдающиеся заслуги в области культуры (2010),

  • Лауреат премии Международного фонда единства православных народов (2011).



2. Творчество В.Г. Распутина как продолжение русской классики.

Именно так сегодня воспринимается творчество В.Г. Распутина:

В одном из интервью писатель о себе говорит: «Родился я в1937 году, в трехстах километрах от Иркутска, в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я – коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал… Словом, был, как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва-едва управлялась с делами и семьей, - ей забот, сколько помню, всегда хватало. Учился, в 1959 году закончил Иркутский университет, историко-филологический университет…»

Вначале работал в газетах Иркутска и Красноярска, на телевидении.

С 1967 года принят в Союз писателей и с тех пор на «свободном» писательском положении.

Первая повесть В.Г. Распутина «Деньги для Марии» была опубликована в 1967 году. Произведение это до сих пор поражает необыкновенной открытостью и силой трагического переживания главного героя – деревенского жителя Кузьмы. Испытание, которое выпало на долю Кузьмы, высветило многомерность и неоднозначность поведения и жизни человека, а главное – зрелое понимание необходимости принимать и переживать жизнь во всей ее полноте, такой, какой она сложилась.

Во всех последующих повестях и рассказах 1970-1980-х годов («Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Пожар») писатель показывает все новые грани жизни своих современников, каждый раз отвечая на вопрос, поставленный еще в первой повести: как жить человеку в меняющемся времени-пространстве и при этом в согласии с собой?

В.Г. Распутин с помощью своих героев сумел создать особую духовную вселенную, в которой существуют устойчивые представления о долге, совести, гуманизме и ответственности, о равенстве всех людей, о существовании особых состояний человека, когда он способен соединиться своими чувствами с миром природы. Тем самым писатель продолжает традицию русской культуры создавать произведение ради познания мирового смысла.

3. В.Г. Распутин – публицист.

В последние годы мы все чаще слышим голос Распутина-публициста, который размышляет о Сибири и заставляет всех задуматься, что будет с Сибирью. Сохранит ли она свои черты или останется одно лишь ее географическое обозначение? Сохранит ли она свои леса и чистые воды, в которых человек испытывает нужду? В.Г.Распутин напоминает своим соотечественникам, что в Сибири пока есть еще что защищать, и поэтому сегодня надо в полный голос говорить о ее сбережении и разумном переустройстве.

Красоту Прибайкалья Распутин описывает в рассказе: «Век живи – век люби». Мальчик-подросток Саня, увидев всю эту красоту «сладостно вздохнул – так хорошо было, так светло и покойно и в себе и в мире этом, о бесконечной, яростной благодати которого он даже не подозревал, а только предчувствовал... Все вокруг было как-то по-особому ярко и свежо, точно Саня только что попал сюда совсем из другого, тесного и серого, мира или, по крайней мере, из зимы»

Из интервью Валентина Распутина.

Корреспондент: Валентин Григорьевич, какой источник питает вас как писателя?

- Их, как у всякого писателя, несколько: жизнь вокруг нас, книги, великий русский язык, собственная душа и так далее. Говоря об источниках, нужно сказать и о собственной, никаким расхожим канонам не подвластной, жизненной философии, той правде, которую ты выстрадал как главную. Без нее писателя не существует.

Корреспондент: В чем Вы видите конечный результат писательского труда?

- Хоть в малой степени способствовать правильному строительству человеческой души…Прежде всего воспитанию чувств.

Корреспондент: Кто ваши кумиры в литературе? Учителя?

- Первым и главным учителем для писателя является отечественная классика. Для меня в особенности Достоевский и Бунин. У одного я брал уроки проникновения в человеческую душу, у другого – литературной живописи. Для меня многое значило общение с Виктором Астафьевым, Федором Абрамовым, Василием Беловым и другими.

Корреспондент: Вы считаете, что детство навсегда одарило Вас словесным богатством?

- Нет, в родительскую суму надо постоянно докладывать, пополнять ее, иначе она оскудеет. Каждый год я стараюсь бывать в сибирской деревне, слушать ее разговор, запоминать его.

Меня интересует живой язык, я постоянно записываю слова и словечки, которые примечательны. Таким образом у меня составляется словарь языка, которым сегодня разговаривает деревня в Сибири.

Так из сообщений ребят мы ясно представляем В.Г. Распутина как писателя, публициста, патриота российской земли. Это один из основных аспектов данного урока.

4. Повести «Деньги для Марии»

- Какая простая история происходит в семье Марии, продавщицы сельского магазина?

Это событие для семьи Марии и Кузьмы становится бедой – недостача в 1000 рублей. И ревизор, понимая причины недостачи (доброта и неумелость), жалея Марию и ее семью предлагает возможный выход: собрать недостающую сумму в 5 дней и внести в кассу.

- Каково было отношение Кузьмы к деньгам?

Самое простое: есть – хорошо, нет – ну и ладно. Он никогда и никому не завидовал, полагая, что «каждый топчет свою дорожку, и к тем, кто жил лучше его, относился спокойно, как и к тем, кто выше его ростом».

- Какова роль снов в повести?

Сны играют большую композиционную роль. В будущих произведениях это отчетливо распутинский прием. С описания сна и начинается повесть. Легко и естественно осуществляется людская реакция на горе Марии, какой она должна быть в мире родственности, братства, истинного коллективизма. Машина подъезжает к дому, где есть деньги, освещает его, и люди выносят «деньги для Марии». Первый сон Кузьмы можно назвать «сон-убеждение», в котором выражаются идеальные представления главного героя о бескорыстной товарищеской взаимовыручке. Или в другом сне - односельчане делят недостачу на всех, и выходит на каждого совсем немного, а человек спасен. Но это во сне.

- Что же происходит в жизни, в реальности? Какие психологические типы показаны автором в повести?

Всех персонажей произведения можно сгруппировать по признаку их отношения к беде Кузьмы и Марии.

Люди, готовые оказать помочь.

Тетка Наталья, мать Василия,  отдает Кузьме все, что у нее есть, - деньги на собственные похороны. При этом она просит об одном: в случае необходимости вернуть эти деньги сыну и использовать их по назначению. Дед Гордей искренне хочет помочь, и на другой день приносит 15 рублей, взятые взаймы у сына. Друг Василий помогает Кузьме в по-исках денег, но не сразу проникаетсяего бедой.

Люди завистливые, корыстные, жадные.

Тетка Степанида – тоже старая женщина, как и тетка Наталья. Но все попытки получить хоть малую сумму не увенчались успехом, хотя деньги у нее были, накануне она получила за сданного в колхоз бычка. Директор школы – самый денежный человек в деревне, но дает всего 100 рублей и то скрепя сердце, при этом сообщая всей деревне.

Делаем выводы.

Эти образы противостоят друг другу через их отношение к Кузьме, как противостоят два качества – корысть и бескорыстие

- Кто играет большую роль в жизни всей деревни, а сейчас особенно в жизни Кузьмы и его семьи?

Конечно, председатель колхоза, который хочет помочь Кузьме, но сейчас в кассе колхоза нет денег, но, он считает, что их можно позаимствовать из зарплаты колхозных специалистов.

Мысль председателя, что вместе людям легче быть добрыми, на первый взгляд кажется удачной. И председателю удается собрать деньги у специалистов, но…

- Как второй сон Кузьмы предсказывает события, из-за которых он опять остается без денег?

Читаем или пересказываем сон.

В этом сне, как и в первом, - уверенная надежда на спасение, но люди, которые на колхозном собрании единодушно творят добро и в общем порыве щедрости добровольно отдают lytmub семье Кузьмы, в то же время корыстны и завистливы в одиночку.

То же самое происходит и наяву, когда большинство специалистов, согласившись помочь Кузьме в едином порыве, поодиночке приходят или кого-нибудь присылают и забирают свои деньги на семейные нужды.

Подведем итоги: подтвердились ли жизнью идеальные представления Кузьмы о бескорыстных человеческих отношениях?

Нет, конечно, и герой Кузьма остается в одиночестве, так как он не принимает такой человеческой натуры. Он как бы прозревает, и второй сон – это «сон-прозрение».

Своеобразие композиции.

Слово учителя:

В повести две сюжетные линии.

Первая сюжетная линия – это поездка Кузьмы к брату за недостающей до тысячи рублей суммой.

Вторая сюжетная линия – события, предшествующие этой поездке, те пять дней, прожитые Кузьмой и Марией со времени начала ревизии в магазине.

Обе сюжетные линии объединены общей темой, общей идеей.

Решение Кузьмы поехать к брату – композиционная граница, разделяющая две сюжетные линии и одновременно объединяющая их.

Финал повести.

- Почему Кузьма обращается к своему брату, живущему в городе и наверняка имеющему деньги, в самую последнюю очередь?

В.Г. Распутин так об этом говорит: «Получалось так, что они «братья» не всегда, не каждую минуту, а только при встречах, да еще ими были в детстве, когда вместе росли».

Поэтому, посылая мужа к брату, Мария заранее знает: «Не даст он!

- Почему финал повести автор оставляет открытым?

(Здесь у ребят есть повод поспорить и поразмышлять)

Слово учителя: Разрешая споры учеников, можно сказать, что авторскую установку на мысль о неспособности брата принять беду как свою, мы можем обнаружить, анализируя весь ритм повести: он чужой Кузьме человек, чужой не по крови – по духу, и В.Г. Распутин с самого начала знает о результатах поиска денег Кузьмы.

Таким образом, повестью «Деньги для Марии» В.Г. Распутин воспитывает в нас, своих читателях, нравственные чувства. Как он писал в одной из своих статей, что « еще Аристотель говорил: «Если мы идем вперед в знании, но уступаем в нравственности, мы идем назад, а не вперед». Идеал человека – доброта. Плюс желание помочь друг другу. Пусть это звучит банально, но если избу вашего друга заносит снегом, а вы не поможете ее откопать. Мне не о чем с вами разговаривать»

5.Повесть «Последний срок».

«Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и не возвращаются, и никто их заменить не может! Говорит это вам человек, который имеет право на доверие – он пережил свою мать…» (В.П. Астафьев).



Слово ведущего.

Уходят наши матери от нас…
Уходят потихонечку, на цыпочках,
А мы спокойно спим, едой насытившись,
Не замечая этот страшный час.
Но спохватившись вдруг в какой-то год,
Им отмечаем шумно дни рожденья,
Но это запоздалое раденье
Ни их, ни наши души не спасет.

М. Сергеев

Наш дальнейший разговор пойдет об обыденном и вечном – о любви к матери. Она заложена в каждом человеке самой природой. И сохрани нас Бог от смертного греха: предательства матери, осквернения памяти о ней.

Установление ассоциативных связей со словом «мама»

Слово «мама» - особое слово. Оно рождается как бы вместе с нами, сопровождает нас в годы детства, взросления и зрелости. Попробуем мысленно построить в ряд наших родственников, знакомых в порядке их значимости. Трудно? Все может измениться? Но никакие даже самые невероятные перемены не могут заставить пересмотреть роль и значение в нашей судьбе человека, который дал нам жизнь. Мама – вне ряда, место ее в нашей жизни совершенно особое, исключительное. Материнство выходит за пределы обычных форм человеческих связей. Мудрый башкир Мускай Карим сказал, что «человек не должен исчислять свою жизнь со дня своего рождения, исчисление это нужно вести от дня рождения его матери».

Беседа по содержанию прочитанной повести. Разберемся в прочитанном.

2.1. Повесть «Последний срок» (1970 г.) писатель называет «главной из своих книг». Он приоткрыл завесу над основными темами мировой литературы и искусства: жизнь и смерть, след человека на Земле, материнская любовь.

2.2. Заочное путешествие в Дрезденскую галерею. Тема материнской любви во все века находила отражение в произведениях искусства. Ей посвятил свои шедевры великий итальянский художник эпохи Возрождения Рафаэль Санти. Известно несколько картин, написанных его кистью, но только в «Сикстинской мадонне» (1513 г.) художник нашел самое совершенное воплощение темы материнства.

Рассмотрите фрагмент репродукции картины Рафаэля «Сикстинская мадонна» (проецируется на экран). Можно ли считать его зрительным аналогом повести «Последний срок»? Почему?

(На картине изображена Мария с младенцем. Она как бы парит в облаках, спускаясь с неба навстречу людям. Перед нами молодая мать, которая держит на руках своего маленького сына, Христа. Ее красивое, ясное лицо выражает разные оттенки переживаний: и нежность, и едва уловимую тревогу за будущее своего ребенка. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче обнимает сына, предчувствуя его судьбу. Безграничная любовь к нему, душевная чистота сквозят во всем ее облике. С потрясающей силой здесь выражено представление о нравственной красоте человека.)

Я часами глядел на Мадонну,
Что бессмертье дала Рафаэлю,
На глаза…
Не от них ли, бездонных,
Даже черствые души светлели.
Не сводил с нее взгляда,
Покуда дымку облак накинув на плечи,
Как пригрезившееся чудо,
Мне шагнула мадонна навстречу.
Не безгрешная та, не богиня,
О которой земные не судят,
Просто мать.
И спросила о сыне, ее отданном людям…

2.3. Повесть начинается с фразы: «Старуха Анна лежала на узкой железной кровати возле русской печки и дожидалась смерти, время для которой вроде приспело: старухе было под восемьдесят», - и заканчивается коротким предложением: «Ночью старуха умерла». Бесхитростная ситуация! Сюжет повести прост, в ней очень мало событий, но произведение отличает философская насыщенность и тонкий психологизм.

Какое чувство у вас осталось после прочтения повести?

Поделитесь своими впечатлениями о книге.

(Закрываешь последнюю страницу и задумываешься над властью художественного слова. Книга В. Распутина – не развлечение, это – потрясение, зеркало, в котором отражается наша жизнь и мы, такие, как есть. Долго болит душа, не покидает острое чувство несправедливости.)

2.4. Как вами понят смысл названия произведения? «Сегодня был последний срок…», зачем он отпущен главной героине?

(Распутина как художника слова, знатока человеческой души интересуют не счастливые, а горькие периоды в жизни людей: периоды, связанные с утратой всего того, что составляет смысл бытия и без чего невозможно дальнейшее существование человека. Писатель вглядывается в поведение, сознание и психику своих героев, обнажая их нравственную сущность, предоставляя читателю возможность наблюдать невидимые вооруженному глазу «молекулярные» изменения, происходящие в человеческой душе.

Последний срок отпустила себе бабка Анна, дожидаясь младшей дочери Таньчоры: «Сегодня был последний срок: если до темноты Таньчора не приедет, значит, нечего больше и надеяться». Последний срок отпущен ей самой для решительного понимания себя, подведения жизненных итогов. Последний срок определен и для ее детей, чтобы они опомнились, задумались о равнодушном отношении к человеку, давшему им жизнь, о том, какую боль причиняют матери своей черствостью и эгоизмом.)

2.6. С какой целью приехали Люся, Илья, Варвара?

(Приезд в дом к умирающей матери для них – следование условностям, правилам; торопились успеть, стараясь как можно тщательнее исполнить внешний долг. Но миг смерти не рассчитаешь загодя, как остановку поезда на станции: «Меня будто в бок кто толкнул: ребяты приехали. Нет, думаю, я сперва на ребят на своих погляжу, а уж после помру - боле мине ниче-о не надо».)

2.7. Что вам бросилось в глаза во время встречи братьев и сестер? Что позволяет читателю усомниться в предельной искренности их чувств?

(Заранее настроились на приличествующий моменту скорбно-торжественный лад. Неожиданный проблеск надежды на выздоровление старухи вызывает у ее детей не облегчение, а скорее замешательство и досаду. Словно мать обманула их, словно вынудила попусту тратить нервы и время, перепутала планы. Душевные связи родных по крови людей прерваны. В постигшем несчастье они держатся порознь, каждый блюдёт свой интерес, свою выгоду. Приехавших Люсю, Илью, Варвару не покидает желание поскорее покончить с этой неопределенностью, с затянувшимся ожиданием развязки: «Напоминание об умирающей матери не отпускало, но сильно и не мучило их: то, что надо было сделать, они сделали – один дал известие, другой приехал, и вот водку вместе принесли – все остальное зависело от самой матери или от кого-то там еще, но не от них – не копать же в самом деле могилу неготовому человеку!»)

 2.8. Смерть матери – серьезное моральное испытание для ее взрослых детей. Как его выдержали сыновья и дочери бабки Анны? Кто из них, на ваш взгляд, нравственно чище, лучше?

(Драма угасания человека в повести переплетается с драмой угасания человечности. Перебранки между сестрами, разгоряченные водкой голоса братьев – вот тот аккомпанемент, что сопровождает закатные часы главной героини. Илья и Люся словно соревнуются друг с другом в нравственной тупости и глухоте, поочередно совершая предательство матери. И.А. Панкеев считает, что «отъезд Ильи и Люси – отъезд навсегда; теперь от деревни до города будет не один день пути, а – вечность; и сама река эта превратится в Лету, через которую Харон перевозит души умерших только с одного берега на другой, и никогда – обратно»1.)

1Панкеев И.А. Валентин Распутин: По страницам произведений.- М.: Просвещение, 1990.

Из всех детей только Михаил оказался в состоянии понять происходящее с матерью. Акт его жестокого милосердия: «Не приедет ваша Таньчора, и нечего ее ждать. Я ей телеграмму отбил, чтобы не приезжала», - продиктован желанием помочь матери, облегчить ее страдания. Что делать, если путь в данной ситуации только один, вот этот!)

2.9. Почему Таньчора, которая «больше всех маяла старухино сердце, не давая ему покоя ни днем, ни ночью», так и не приехала?

(Автор намеренно воздерживается от комментирования происходящего, предоставляя нам, читателям, право делать свои выводы и заключения. Может быть, судьба как раз и уберегла Анну Степановну от этой встречи, этого самого большого ее возможного разочарования.)

2.10. Анна в «Последнем сроке» - ярчайший пример художественного исследования писателем человеческой души. Какой видится вам героиня? Жизнь или смерть старухи в центре внимания автора?

(Последние дни старухи Анны заполнены размышлениями о прожитом. Разбегаются тропинки воспоминаний и в тридцатые, и в сороковые, и в недавние годы. В биографии героини безоблачно – праздничного очень мало, а трудного до горького невпроворот; «Всегда одно и то же: теребили с чем-нибудь ребятишки, кричала скотина, ждал огород, а еще работа в поле, в лесу, в колхозе – вечная круговерть, в которой ей некогда было вздохнуть и оглядеться по сторонам». Но даже на смертном одре она устремлена к живому, к тому, что останется после нее. Все мечты героини о том, чтобы между сыновьями и дочерьми царило согласие. Мать не в состоянии осудить их даже тогда, когда они явно того заслуживают. Она может их только жалеть, хотя «почему жалела, она и сама не знала, не умела понять».)

2.11. Экстракта жизни в умирающей старухе гораздо больше, чем в ее живых детях; малообразованная, она природно интеллигентна.

Ролевое чтение одного из диалогов бабки Анны и ее подруги Миронихи (главы 7,10).

2.12. Содержание «Последнего срока» связано с истоками жизни В.Г. Распутина, с его многолетними наблюдениями над судьбами людей, христианским проникновением в глубину человеческого бытия. Его старуха Анна воплощает в себе характерные черты и эпизоды жизни бабушки Валентина Григорьевича. А нашли ли вы в ней черты своих прабабушек и бабушек? Какие?

2.13. Докажите на примере старухи Анны афористичную мысль Л.Н. Толстого: «Чем лучше человек, тем меньше он боится смерти».

(«Старуха много раз думала о смерти и знала ее, как себя. За последние годы они стали подружками, старуха часто разговаривала с ней, а смерть… слушала рассудительный шепот и понимающе вздыхала… Но про себя старуха знала, что смерть у нее будет легкая».)

 2.15. Сформулируйте нравственные проблемы, поднятые В. Распутиным в повести. Какие нравственные уроки вы извлекли из содержания прочитанной книги?

(Если рушится семья, рушатся элементарные фундаментальные нравственные устои личности, и внутренний мир человека превращается в руины. Последняя просьба матери: «Помру я, помру. От увидите. Сёдни же. Погодите чутельку, погодите. Мне ничё боле не надо», - так и осталась неуслышанной ее уезжающими (или сбегающими?!) детьми. И это даром не пройдет ни Варваре, ни Илье, ни Люсе. Это был для них самый последний из последних сроков.)

2.Какие черты Анны нам кажутся особенно привлекательными, ценными, необходимыми в наше время?

Слово ведущего. Повесть В.Г. Распутина написана почти  много лет назад, но и сегодня она заставляет нас задуматься о смысле жизни, о том, что значит быть Человеком. Героиня повести умерла, но мы-то с вами живы. Как зовут нас – не ее ли детьми: Люсями, Варварами, Таньчорами, Ильями? Да разве в имени дело? Страшно подходить к родительскому очагу, верной, надежной пристани, когда нас там никто не ждет. Придя сегодня домой, загляните в глаза, верные вам, любящие, попросите прощения у мамы за свои ошибки, нерадивые поступки, за причиненную ей боль, и на сердце станет теплее.

По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.

Письма были, но только очень редко.
И тогда, не замечая нас,
Все ходила и шептала:
«Дети, вам ко мне собраться быть хоть раз».

Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
«Дети, срочно, только очень срочно
Приезжайте: заболела мать!»

Из Одессы, Таллина, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко
У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь,
Для чего же дали вы разлуке
Так надолго перед нею стать?

Мать ждала вас в дождь и в снегопады,
Тягостны бессонницы ночей.
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте!
У кого есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!

6. Повесть «Живи и помни».

Слово ведущего: Проходят годы, вот уже XXI век И хотя все дальше от нас победный день 9 Мая 1945-го, но величие этого праздника нельзя уменьшить. Нелегко далась эта Победа, поэтому думать о мире, бороться за мир мы должны ежедневно, ежечасно, и сегодня на нашей конференции мы говорим о тех, кто отдал свои жизни за светлый День Победы.

Когда это будет, не знаю, 
В тени белоствольных берез 
Победу 9 мая 
Отпразднуют люди без слез. 
Подымут победные марши 
Армейские трубы страны, 
И выедет к армии маршал, 
Не видевший этой войны.

Война! Твой страшный след 
Живет в архивах пыльных, 
В полотнищах побед 
И в нашумевших фильмах. 
Война! Твой горький след – 
И в книгах, что на полке… 
И вот уж пять десятков лет 
Ношу твои осколки.

Литература и искусство всегда выступали как хранители памяти поколений. Более 1000 писателей ушли на фронт, и около 400 из них не вернулись. По горячим следам войны прозаики и поэты создавали свои произведения. Военными корреспондентами были: К.Симонов, А.Сурков, А.Твардовский и многие другие.

А сегодня мы будем говорить о повести “Живи и помни” В.Распутина, писателя, который не был участником войны. В своем произведении он описывает не войну, не подвиги солдат, а поднимает нравственные вопросы. Проанализировав содержание повести, мы постараемся раскрыть её идейное содержание. 

Вопросы для анализа содержания повести. 

1.Главной героиней повести является Настена. Кто она? Откуда?

Ученик: Настёну в Атамановку занесла судьба с верхней Ангары. В голодном 33-м году, похоронив мать, и забрав с собой 8-летнюю сестренку, Настёна стала спускаться по Ангаре. Ей было 16 лет. Она слыхала, что там люди не бедствовали как здесь. По дороге она подрабатывала на ужин, на обед. Некоторые люди и так давали им чего-нибудь, пожалев Катьку. К осени девочки дошли до д.Рютина, где жила их тётка по отцу. Тётка поворчала, но девочек приняла. Настя пошла в колхоз, а сестрёнку отправили в школу. За эти годы из худой девушки получилась прекрасная девушка по имени Настёна.

2.За кого Настёна вышла замуж? Что подтолкнуло её к замужеству?

Ученик: С Андреем Гуськовым они познакомились случайно. Гуськов вёз горючее в соседнюю деревню. На обратном пути Андрей повёз к себе и Настёну. Они поженились очень скоро: Настёне надоело у тётки, надоело работать на неё, ей хотелось иметь свою семью, свой дом.

3. Андрей сразу после свадьбы познакомил молодую жену со своими друзьями. Мне кажется, что он сделал правильно: Настёна быстро вошла в новую жизнь.

Расскажите о жизни Гуськовых до войны.

Ученик: Семья Гуськовых была небольшая. Настёна стала четвертым членом семьи. Её приняли неплохо. Свекор работал на конюшне, был добр к Настёне. А свекровь, Семёновна, у которой сильно болели ноги, обрадовалась невестке. Настёна была хорошей, работящей хозяйкой, всё успевала делать: и в колхозе работать, и хозяйство вести на себе. Андрей обращался с нею вначале ласково, но потом сделался грубым. Он обвинял её в том, что у них не было детей. Семёновна часто ворчала, была вечно недовольной, но на счёт ребёнка ничего ни разу не говорила.

4. Расскажите, как Андрей Гуськов воевал?

Ученики: Андрея взяли на войну в первые же дни. Настёне трудно было смириться с тем, что он уходит далеко от неё. Но, понимая, что другим ещё тяжелее, смирилась и стала жить надеждой, что вот-вот война кончится, Андрей вернётся и они заведут детей. Андрей был хорошим бойцом и разведчиком. друзья уважали его за то, что он был сильным и добрым. В 44-м он был ранен и попал в госпиталь. Настя хотела поехать к нему, но Андрей писал, что его отпустят домой. Андрей ошибся, комиссия нашла его пригодным к службе и направила сразу после лечения на фронт. С тех пор от него не было никаких вестей.

5.Расскажите о дезертирстве Андрея Гуськова. Как и почему, по-вашему, это случилось?

Ученик: Обиженный на врачей, которые не дали ему после тяжелого ранения увидеться с родными, мечтавший о встрече с Настёной, Андрей пропустил один состав, потом – другой добрался до Иркутска, встретил там одну немую женщину по имени Таня, работавшую в госпитале, и стал жить у неё. Она не могла ни о чём у него спрашивать, что вполне устраивало Андрея. Но и такая жизнь надоела ему. На место назначения он уже и так опоздал и поэтому он решил добраться до родной деревни. В дом свой Андрей не пошёл, а стал жить в зимовье.

6. Как Настёна догадалась одезертирстве Андрея?

 О том, что Андрей дезертировал, Настёна догадалась постепенно. Сначала пришла бумага. Потом из предбанника исчез топор, о котором знали только члены семьи. Чтобы узнать правду, Настёна натопила баню, затем, сказав старикам, что она идет к Наде, пошла в баню и стала ждать. Она была права: и хлеб, и топор были делом рук Андрея. Он пришёл в тёплую баню ночью. И здесь состоялась их первая встреча после 3 лет разлуки.

Учитель: Вы, ребята, наверно, понимаете, что дезертирство – это очень низкий, недостойный мужчины поступок, особенно во время войны. Обычно мужественный и справедливый человек, совершивший такой поступок, понимает это, признает свою ошибку и готов отвечать за него. А как поступает Андрей? Чем он оправдывает себя? О чём он говорит?

Ученики: - Он очень хотел увидеться с родными. - Он был обижен на врачей: после такого тяжёлого ранения обычно отправляли домой долечиваться. - Узнав, что Настёна беременна, он говорит, что это будущий ребёнок позвал его. - Он обвиняет Настёну, т.к. она звала его домой, приходила к нему во снах, говоря, что его ждут дома дети. - Человек, оправдывающий себя, за свои поступки обвиняющий других, перекладывает ответственность на других.

7.А почему Настёна обвиняет себя в том, что муж дезертировал?

Ученики:  - Настёна очень хотела увидеть мужа... - Она признает, что возвращение Андрея и её беременность – это зов крови. - Она считает себя виноватой за то, что очень скучала, тосковала по Андрею. - Она – человек, умеющий брать на себя ответственность.

8. В чём, по-вашему, трудность положения Настёны?

Ученики: - Ей тяжело физически, т.к. она продолжает работать в колхозе, всё делает по дому, заботится о муже, ездит или ходит к нему на зимовье, урывая время на отдых. - Ей тяжело, потому что она беременна. - Ещё тяжелее ей морально: она обманывает стариков, когда относит мужу хлеб, порох, когда ездит в район. Она не может сказать правду о ребёнке, т.к. не хочет подставить мужа. Значит, люди будут думать о ней плохо.

9. Вы правы, ребята. Настёне очень тяжело. Самое главное, женщине, которая ждёт ребёнка, нужна забота, нужно внимание со стороны мужа, родных. Настёна обделена всем этим. На ней лежит такой большой физический, психологический, моральный груз, который можно носить только в том случае, когда есть поддержка. Её никто не поддерживает, т.к. никто не знает правды.

Ученики: Настёна рада встрече с мужем, тому, что он жив и что она беременна. Но со временем ей становится всё хуже и хуже, особенно, когда её выгнали из дома. А ещё труднее было ей, когда всей деревней они праздновали Победу. Она не могла ни радоваться вместе со всеми, ни горевать, потому что чувствовала, что не имеет морального права на это. Ей казалось, что какое-то кольцо вокруг неё сжимается.

10. А меняется ли Андрей?

Ученик: Андрей меняется. Чувствуя безвыходность своего положения, он становится ещё более беспокойным. Он даже научился выть волком.

11. Человек, чувствующий огромную вину перед людьми, человек, у которого запятнана совесть, не может быть спокойным. И воет он по-волчьи, т.к. нечего ему сказать людям, которые потеряли на войне родных, остались сиротами с малыми детьми. А как вы представляете выход из этого положения? И каким вы представляете будущее ребёнка?

Ученики: - Они могут уехать отсюда. - Он может оставить в покое Настёну. - Они не могут уехать отсюда, т.к. нельзя бросать старых родителей. И, вообще, уехать незаметно невозможно. - Он не оставит Настёну в покое, т.к. он не такой человек, он одичает совсем. Если бы он был способен оставить Настёну в покое, он не поступил бы так. - Просто ему нужно выйти к людям, попросить прощения, попрощаться с родителями и сдаться властям.

Учитель: Вы правы, но чтобы поступить так, надо иметь мужество, Скорее всего, его засудил бы военный трибунал. Обычно за дезертирство солдат расстреливали, а иногда им давали возможность оправдать себя, направив в штрафной батальон. И обычно штрафники погибали, но в какой-то мере восстанавливалось доброе имя, что облегчало жизнь их близких. А каким вы представляете будущее ребёнка Гуськовых?

Ученики: - Настёна могла бы уехать с ребёнком. - Она такой человек, что, потеряв Андрея, она не могла бы оставить старых его родителей. И получилось бы так, что ей и ребёнку пришлось худо.

12. Кто виноват? Почему?

Ученики:  - Виноват Андрей. Не надо было бежать. - Надо было терпеть, делать то, что делали другие... - Виновата война. Не было бы войны, не пришлось бы Андрею воевать, уходить на фронт. Виноваты те, кто начинает войну. - Но если она началась, значит, нужно защищать Родину, свою семью, близких, свою независимость.

Учитель: Вы совершенно правы. Человек рождается, чтобы жить, любить, творить, быть счастливым. Виноваты те, кто развязывает войну. Но если уж она касается твоей Родины, то необходимо её защищать. Судьба каждого отдельного человека и судьба Родины едины. Мы не можем быть счастливыми, когда Родина в опасности, когда народу трудно.

13.А сейчас, напомните, пожалуйста, кто, где произносит слово “живи”?

Ученики:  - Слово “живи” произносится несколько раз, и произносят его разные люди. - Но самое большое звучание имеет это слово, когда его произносит Надя, оставшаяся вдовой с тремя маленькими детьми, обращаясь к подруге, у которой с войны вернулся муж. Человек должен жить и помнить: слишком много вокруг несчастных; слишком дорогой ценой завоеван мир; раз ты живешь, значит, должен, обязан быть счастливым.

Учитель: Андрей остался жить. Пока он будет жив, он должен будет помнить, что случилось с Настёной и с их ещё не родившимся ребёнком и о том, кто в этом виноват. Писатель обращается к нам тоже. Мы живем в мирной стране, и мы должны помнить, как завоеван мир. И если мы хотим мира между странами, должны научиться жить в мире между собой и со своей совестью.

Именем солнца, 
- Именем Родины клятву даем! 
Именем жизни
Клянемся павшим героям:
То, что отцы не допели,
Мы допоем!
То, что отцы не построили,
Мы построим!
Мир – это главное слово на свете,
Мир очень нужен нашей планете!
Мир нужен детям!
Мир нужен взрослым!
Мир нужен всем!

Повесть «Прощание с Матёрой»

«У кого нет памяти, нет жизни»

«Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой, с камня не спросится, что камень он, с человека же спросится»



Так что же такое Матёра? Почему автор так называет своё произведение?

1 Ученик: В Сибири, где реки петляют, а потом распадаются на несколько развилок, есть понятие “Матера”. Так называют основное течение, стержень реки. Отсюда и Матера у Валентина Распутина, имеющая один общий корень со словами « мастерство», «матерость». «Материнство», «Матерь»- кормилица. Автор показывает, что речевое название старой деревеньки заложено умом и чувством народа.

Матёра в повести Распутина- остров, который растянулся на пять с лишним вёрст, и не узенькой лентой, а утюгом,- было где разместиться и пашне, и лесу, и болотцу с лягушкой, а с нижней стороны за мелкой кривой протокой к Матёре близко подчаливал другой остров, который называли кто Подмогой, кто Подногой. И тут была своя правда. Чего не хватало людям на Матёре брали на Подмоге: сено ли, дрова ли, пашню ли пожирнее.

Матёра приучила людей к неторопливой деловитости. Возделывая землю, обживаясь, матёринцы корнями вросли в этот остров, как и положено всякому человеку. Здесь строили они свои незатейливые домишки, здесь рождались дети, здесь умирали старики.

2 ученик: Сросшаяся своим именем не только с землёй, но и с людьми, Матёра должна исчезнуть. Она станет дном грядущего моря. Дома, огороды, луга, кладбище -всё должно навечно уйти под воду . Красота первозданная, нетронутая цивилизацией, никого не трогала. По генеральному плану здесь должна быть современная гидроэлектростанция. Кажется, о чём тут думать, ведь всё уже решено там, наверху, решено теми людьми, кто не привязан к этому клочку земли, к этим протокам и перелескам, к мелководью, заросшему кувшинками- ко всему тому, что согревало души матёринцев, веселило их, давало пищу.

Учитель: Мы видим Матёру глазами автора. А какой она запомнилась вам?

-Лучше этой земли не сыскать, решил тот, кто первый открыл Матёру…

-На высоком чистом небе хорошо видна церквушка, старая мельница на протоке, кладбище за деревней на песчаном возвышении.

- а ещё пышные перелески обступали Матёру в некоторых местах, и от этого казалась она, словно в обрамлении..

- и могучий листвень у воды, царь-дерево…

- При тихом солнышке неподвижна река. Тихо, хорошо у воды. Сюда спускали лодки, ходили за водой, отсюда ребятишки впервые озирали мир.

- "И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля... От края до края, от берега до берега хватало в ней раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре - всего, отделавшись от материка, держала она в достатке - не потому ли называлась громким именем - Матёра?"

(Слайды с видами Матёры)

Какие же проблемы поднимает в своей повести В.Г.Распутин?

Ученик:

( Эти проблемы и вечные, и современные. Сейчас особенно актуальны проблемы экологии. Это касается не только нашей страны. Всё человечество волнует вопрос: каковы будут последствия научно-технического прогресса, цивилизации в целом? Не приведёт ли прогресс к физической гибели планеты, к исчезновению жизни? Сейчас уже всем ясно, что главная задача человечества - сохранить жизнь на земле.

 Проблемы защиты природы, охраны окружающей среды неразрывно связаны с проблемами "экологии души". Важно, кем себя чувствует каждый из нас: временщиком, желающим ухватить от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений, не имеющим права порвать эту цепь, чувствующим благодарность за сделанное прошлыми поколениями и ответственность за будущее. Поэтому так важны проблемы отношения поколений, проблемы сохранения традиций, поиск смысла человеческого существования. В повести ставятся и проблемы противоречий между городом и деревней, проблемы отношения народа и власти. Писатель изначально ставит на первый план проблемы духовные, неизбежно влекущие за собой проблемы материальные

Мы видим деревню в последнее лето её существования. Почему именно это время заинтересовало писателя? Почему он считает. Что именно мы, читатели, должны это знать?

Ученик:

Автор хотел показать, что научно-техническая революция связана с такими переменами, которые глубоко переживаются старшим поколением.

 Может показаться, что не стоило говорить о прошлом Матёры, что это вроде бы отвлекает от основного события. "Прощание с Матёрой" - об этом, о памяти.

Как у людей есть прошлое, есть предки, есть прошлое и у земли. Чем больше ты знаешь о человеке, о родной земле, тем они ближе тебе и дороже.

- Гибель Матёры - это тяжёлое время для многих жителей деревни. А тяжёлое время - это время испытаний человека. Характер, душа обнажаются в эти моменты. Сразу ясно, кто есть кто. Всем понятно, что гидроэлектростанция нужна людям, её и возводят для людей, но ведь матёринцы - тоже люди. Почему же страдают многие из них? , Кажется, что мир гармонии будет существовать всегда, но постепенно появляется ощущение трагичности и неустойчивости жизни в Матере (“все посадили огороды - да не все, посеяли хлеба – да не на всех полях, “ и, наконец, “многие жили на два дома…та Матера – да не та” – как некий вывод. Почему изменилась Матера, мы понимаем позже. Автор отрицает надвигающиеся перемены, так как эти перемены не просто изменяют мир Матеры, а разрушают его. “Не та Матера”, потому что “повяла деревня, повяла, как подрубленное дерево…” Подчеркивается безжизненность изменяющейся Матёры (“мёртво застыли окна, гуще и нахальней полезла крапива”. В деревне новый хозяин – нечистая сила, которая определяет ход наступающей жизни, открывает и закрывает ворота, чтобы сильнее сквозило, скрипело и хлопало.

Трагичность мира Матёры тем сильнее ощущается, что люди покинули деревню, хозяева этого мира стали косвенными виновниками разрушения – “во многих избах было не белено, не прибрано и ополовинено”. Раздвоенная жизнь, ополовиненная жизнь на два дома – это плата жителей деревни, трагическая плата за некое предательство, уход.

Отсюда появляется ещё одна проблема- проблема отцов и детей

Ученик:

Всех героев повести условно можно разделить на "отцов" и "детей". "Отцы" - это люди, для которых разрыв с землей смертелен, они выросли на ней и любовь к ней впитали с молоком матери. Это и Богодул, и Дарья, и дед Егор, и Настасья, и Сима, и Катерина.
"Дети" - это та молодежь, которая так легко оставила на произвол судьбы деревню, деревню с историей в триста лет. Это и Андрей, и Петруха, и Клавка Стригунова. Как мы знаем, взгляды "отцов" резко отличаются от взглядов "детей", поэтому конфликт между ними вечен и неизбежен. И если в романе Тургенева "Отцы и дети" правда была на стороне "детей", на стороне нового поколения, которое стремилось искоренить морально разлагающееся дворянство, то в повести "Прощание с Матерой" ситуация совершенно противоположная: молодежь губит то единственное, что делает возможным сохранение жизни на земле (обычаи, традиции, национальные корни).


Учитель: Кто же является главным персонажем в повести?

Главными персонажами, несомненно, являются представители старшего поколения: Настасья, Дарья, Егор, Богодул. Именно они вызывают наибольшую симпатию автора и читателя. Как трепетно Распутин пишет о том, как ведут себя эти люди. Они не спешат уходить с острова в посёлок. Они прощаются со своей землей так, как прощаются с родным человек, снаряжая его в последний путь.



Дарья - воплощение совести, народной нравственности, её хранительница. Для Дарьи несомненна ценность прошлого: она отказывается от переезда из родной деревни, по крайней мере до тех пор, "покуль могилки не перенесут". Она хочет забрать "могилки... изродные" на новое место, хочет спасти от кощунственного уничтожения не только могилки, но и саму совесть. Для нее память предков является святой. Мудрым афоризмом звучат её слова: "Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни".

Распутин показывает нравственную красоту Дарьи через отношение к ней людей. К ней идут за советом, к ней тянутся за пониманием, теплом. Это образ праведницы, без которой "не стоит село"

Глубина образа Дарьи раскрывается и в общении с природой. В основе миропонимания героини лежит свойственное русскому человеку осознание неразрывной, органичной связи человека и природы.

Как бы от отца с матерью получает Дарья наказ проводить избу, обмыть как покойника, обрядить во всё лучшее. Изба связывает её с отцом, с матерью, с их отцами и матерями. Её не покидает ощущение этой связи с ушедшими.

-Она не только побелила, но выскребла полы, помыла окна, думая при этом: "Чует, ох, чует, куда я её обряжаю".

- Деревенский неграмотный человек, она думает о том, что должно беспокоить всех в мире: ради чего мы живём? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения? Дарья понимает, что предшествующая материнская рать отдала для неё всё, что "правда - в памяти".

Ученик:

Дарья боится спроса. Ведь она хранительница родовых обычаев, она родовой человек. Для неё трагедия Матёры – трагедия Дома. Потому Дарье не понятна суета молодых (“Запыхались, уж запинаются…будто кто гонится”). Они не видят ценности настоящего и прошлого, но, самое главное, что это – дети матёринцев, они оторвались от Матёры, и разрушается родовая связь, которая для Дарьи так важна. Дарья чувствует, что “нонче свет пополам переломился”, а её дети - нет. В этом трагедия рушащейся жизни Матёры.

Почему прошлое так ценно для Дарьи?

Тогда были “все свои”, а “с Матёрой кажный был породниться рад”. Никогда ничего не боялась Дарья, а теперь страх вошёл в её жизнь, и она не может от него избавиться. Тогда жили по совести, а сейчас? Дарья не может приспособиться к законам другого времени. Но она обладает панорамным зрением, она видит Матёру во всех временных измерениях, а потому делает правильный выбор.

Видит Дарья свою Матёру, видит землёй раздольной, богатой, видит силу её и значимость (“ Но от края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и красоты, и дикости”).

Учитель: кто же такой Богодул?

Ученик: Это тоже представитель старожилов. Богодул стал частью мира Матёры, потому что выбрал её своим домом. Он много лет был чужаком, но однажды выбрал Матёру для жизни постоянной. Для Богодула вся Матёра - Дом, и он его охраняет. Вспомним, что Богодул первым встал на защиту острова от чужаков.

Богодул – воплощение вечной мудрости, постоянства на Матёре (“Много лет знали Богодула как глубокого старика, и много уже лет он не менялся, оставаясь всё в том же виде, в каком показался впервые, будто бог задался целью провести хоть одного человека через несколько поколений”

Учитель: Что о новой жизни узнаёт читатель? Всё ли там так, как надо? Давайте сравним с жизнью Матёры до затопления

Жилища “бывших матёринцев” причудливы для них, привыкших к простоте и обыкновенности. В их новых домах нет души – “ и так для всех без исключения”. Их квартиры – это “жилье”, а не дома, как говорит автор. Всё есть в этих квартирах - обои в цветочках – лепесточках, лестница мудрёная, плита электрическая, но … только всё там не для жизни, а для неудобства: временность жизни - такоё же жильё. “Что же дальше?”- такой вопрос задают себе люди. Как жить на земле, которая не родит хлеба, не приносит радости людям? Как жить на чужой земле? Ушла ясность бытия – возник вопрос: “Как жить?”. И решить его не смогут даже Воронцовы, Жуки и другие официальные лица. Оказалось, что “отучить землю” от одного и “приучить к другому” – невозможно. И уже сейчас становится понятной абсурдность дикой затеи официальных лиц. Нельзя изменить мир природы и человека, не уничтожая, не изменяя основ этого мира. Трагедия человека и мира – это лишь часть общей глобальной трагедии Земли. Этот библейский обширный, всеохватывающий взгляд Дарьи абсолютно справедлив, потому что она сама жила всегда по закону совести, завещанному ей родителями. Потому самый страшный грех для Дарьи – грех бесполезности.

Учитель:

Как молодое поколение воспринимает трагедию Матёры? Что для них жизнь? Какие они «чужие свои»?

Учитель:

Клавка Стригунова, Петруха – дети Матёры. И оказывается, что Матёра им не нужна. Клавка говорит: “Давно надо было утопить … Живым не пахнет… Подпалю…”. А Петруха сам, своей рукой, подожжёт избу, свой Дом. То, что для “молодых” жизнь, для старух, Павла не жизнь. “Черти, аспиды, туристы” пришли на Матёру, чтобы уничтожить её, но они “чужие”, у них Дома нет, а Клавка, Петруха – где их совесть? Для Клавки в жизни главное – удобства, а удобно ей там, где нет Матёры, она изначально чужда Матёре, “Подпалю”,- грозит она. А Петруха – перекати- поле, пьяница, домопродавец, не сумевший даже сохранить собственное имя (в общем – то он Никита Алексеевич Зотов), за никчемность и разгильдяйство лишила его имени родовая, деревенская община. Сожжёт сам Петруха свою избу, ему перед родственниками не стыдно, потому что нет у него совести, потому что забыл, какого он роду и племени.

Тяжелей всего оказывается старшему сыну Дарьи Павлу. Перед ним стоит вопрос выбора, он разрывается между двумя домами: нужно обустраивать жизнь в новом поселке, но еще не вывезена мать.
Душой Павел на острове. Ему трудно расстаться с материнской избой, с землей предков. Но и восстать против переселения Павел не в силах.
С кем же остается Павел, который мечется между деревней и поселком, между островом и материком, между нравственным долгом и мелочной суетой? Он так и остается в финале повести в лодке посреди Ангары, не пристав ни к одному из берегов.
Что будет с тем гармоничным миром, который для каждого человека становится святым местом на земле. Что будет с Россией?


Учитель: Почему горящая изба Петрухи-постыдное событие для односельчан?

Потерявший стыд Петруха всё же подожжёт избу, и вся деревня соберётся, чтобы видеть это. Нет надобности уничтожать огонь, все равно гореть всему, но люди стыдятся того, что происходит, закон памяти, совести жив и значим для всех. Они сохранили свои души, стыд - чувство вины перед невозможностью что-либо изменить.

Горящий дом Катерины – зрелище, напоминающее обряд жертвоприношения. Жертва невиновна, но есть некая необходимость, условность, которую необходимо исполнить. Огонь озаряет всю местность, захватывает всё пространство. Кажется, будто горит уже вся Матёра, напоминающая “страшную, пульсирующую рану”. Изба сгорела, но остался “живой дух”, который нельзя уничтожить.

Эпизод пожара дается в двух ракурсах: вначале мы видим происходящее глазами матёринцев, а затем видим, что за пожаром наблюдает ещё и хозяин. Это соединение видений не случайно, так более трагичным видится происходящее и будущее.

Учитель: Как в простоте и обыденности происходящего проявляется трагедия народа?

Ученик:

Во время отъезда Настасья вдруг обнаруживает, что вещи, в прежней жизни ей очень нужные (сундук, самовар, старенький половик), взять с собой невозможно, в той, новой, не матёринской жизни, им нет места, их место в Доме. Отъезд для Егора и Настасьи оказывается не просто моментом расставания С Матёрой, а моментом подведения жизненных итогов (“Так, выходит, и жили многие годы и не знали , что это была за жизнь”).

Уезжая, Егор хочет выбросить ключ от дома в Ангару, всё в дань наступающей воде, всю жизнь, всё, что раньше было дорого и любимо, вода всё заберёт. Егор не плачет, видимо не страдает, он знает, что сюда ему уже не вернуться: мудрость уходящего оказывается мудростью предвидящего. Настасья плачет: ей жаль прежней жизни, но для неё вся трагедия случившегося не открылась, всё поймет только тогда, когда умрёт Егор и останется она одна в городской квартире.

Учитель: Как вы думаете, для чего Распутин вводит в то самое время, когда уже половина людей покинула остров ,эпизод сенокоса, словно последний вздох Матёры?

Ученик:

Мотив пустоты, уничтожения в повести становится всё более трагичным, оттого так естественно необходимым изображается автором “последний всплеск Матёры – сенокос” (“Отогрели кузницу, поднялся с постели дед Максим, зазвучали перекликаясь по утрам, голос работников”).

Работа, предоставленная людям, как радость обычной крестьянской жизни , превращается в наслаждение этой жизнью. Если обратить внимание, то становится очевидным, что изображённая автором картина крестьянской жизни до обычности проста (так было всегда), но и до трагичности возвышенна (этого больше не будет никогда). Этот последний вздох Матёры патриархально прост – работа, песни, купание, в этом кратком отрыве от реальности люди забывают о надвигающейся утрате. Этот мир Матёры отрицает всё неживое, лишнее, лишь человек и земля становятся центром мира (“Из какого-то каприза, прихоти выкатили из завозни два старых катка и запрягали в них по утрам коней, а машина сиротливо, не смея вырваться вперёд, плелась позади и казалась много дряхлей, неуместней подвод”). Последний праздник жизни на своей земле, в своём доме для матёринцев важен – есть чем жить дальше, есть, что вспомнить.

Учитель:Съехали почти все жители с острова, кроме нескольких человек, за которыми плыли на лодках да заплутали , какой-то странный туман окутал остров. И не случайно не пишет о судьбах оставшихся Распутин прямо . Всё неопределённо в этом мире. И только громкий голос Хозяина ещё долго раздавался вдали. С чем связывает Распутин надежду на то, что Россия не утратит своих корней?

Ученик:

Надежду на то, что Россия все-таки
не утратит своих корней, Распутин связывает с бабкой Дарьей, которая несет в
себе те духовные ценности, которые утрачиваются с надвигающейся городской
цивилизацией: память, верность роду, преданность своей земле. Берегла она
Матеру, доставшуюся ей от предков, и хотела передать в руки потомков. Но
приходит последняя для Матеры весна, и передавать родную землю некому.
Жизнь сурова и итог печален…
Вот и исчезло с карты Сибири целое
селение, а вместе с ним – традиции и обычаи, которые на протяжении столетий
формировали душу человека, его неповторимый характер.
Может возникнуть предположение о
том, что Распутин против перемен. Но это ошибочное мнение. В своей повести
писатель не пытается протестовать против всего нового, прогрессивного.
Напротив, он заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы
не истребили человеческого в человеке.
Распутин убеждает, что все в силах
людей. Люди способны сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, быть
на ней не временным жильцом, а вечным ее хранителем, чтобы потом не испытывать
перед потомками горечь и стыд за утерю чего-то родного, близкого твоему
сердцу. Да и самим быть счастливыми на своей малой родине, на которой они
родились, выросли, жили и хранили свой очаг…



Ученик читает Стихотворение С. Куняева



На родине, как в космосе, не счесть
Огня и леса, камня и простора,
Все не вместишь, не потому ли есть
У каждого из нас своя Матёра,
Своя Ока, где тянет холодок
В предзимний день от влаги загустевшей,
Где под ногой еще хрустит песок
Крупнозернистый и заиндевевший…
Прощай, Матера! Быть или не быть
Тебе в грядущей жизни человечьей –
Нам не решить, но нам не разлюбить
Твоей судьбы непостижимо вещей.
Я знаю, что необозрим народ,
Что в нем, как в море, света или мути,
Увы, не счесть…. Да будет ледоход,
Да будут после нас иные люди!
Прощай, Матёра, боль моя, прощай,
Прости, что слов заветных не хватает,
Чтоб вымолвить все то, что, через край
Переливаясь, в синей бездне тает…

Повесть «Пожар»

Валентин Распутин любит свою родину. Он не представляет себе жизни без Сибири, без трескучих морозов, без слепящего глаза солнца, без любимой Ангары, без её красивейших закатов и рассветов. Всю свою сознательную жизнь Распутин ведёт борьбу за сохранение неповторимой красоты Байкала.

4 слайд

“Горит село, горит родное…”

Эти слова из народной песни взял писатель эпиграфом к своему произведению. Пожары издавна были на Руси привычным делом. Дома стояли деревянные, иногда выгорало по полдеревни, а то я вся деревня. И сейчас пожары случаются часто. Но у Распутина пожар – это повод к размышлению о наболевшем. Главный предмет внимания всего творчества писателя – проблема духовного мира русского человека, работающего на земле. И писатель “бьёт тревогу”, как когда-то сзывали на пожар, идёт нравственное обнищание нации.

5-6 слайды: (учитель или заранее подготовленные ученики могут сделать небольшие сообщения об истории создания произведения, о герое повести)

Доводилось ли вам когда-нибудь видеть, как горит дом?

Не дай Бог видеть это страшное зрелище, особенно когда ничего уже нельзя поделать. Огонь пожирает всё. Что годами и десятилетиями было близким, дорогим, памятным.

Вспомните горящий листвень и избы в “Прощании с Матёрой”. Именно в “Матёре” заложены конфликты ошеломившего в 80-е годы “Пожара”.

Повесть “Пожар” вышла из повести “Прощание с Матёрой”.Не было бы порыва переделать природу, что повлекло за собой гибель острова – не возникло бы беспощадной вырубки леса, превратившей берега Ангары в огромную свалку гниющих деревьев. Одно влечёт за собой другое.

Впрочем, об этом скажет сам Валентин Распутин.

- Как создавалась повесть?

- Как вы нашли своего героя – Ивана Петровича?

“Здесь прежде всего надо вспомнить повесть “Прощание с Матёрой”. Я сам из утопленников, так у нас на Ангаре назывались те, чьи деревни ушли под воду от строительства гигантских плотин. Не миновала этой судьбы и моя Аталанка, как и Матере, пришлось переселяться и искать с затоплением пашни другое занятие. А занятия были – лес рубить. Сама жизнь заставила писать продолжение “Матёры”. Сказав “а”, следовало говорить “б”. Как нашёл героя повести? Его и искать не пришлось, это мой сосед по деревне Иван Егорович Слободчиков…И случай с пожаром невыдуманный. Он тоже был, только не в моём посёлке, а в соседнем, леспромхозовском”.

- Каков сюжет произведения?

Сюжет прост. В посёлке Сосновка на берегу Ангары горят орсовские склады. Всё происходящее освещено с точки зрения Ивана Петровича Егорова. Пожар высвечивает плачевное состояние посёлка. Люди пытаются что-то спасти от огня. Кто эти люди? Как они ведут себя в этой ситуации? Почему они совершают тот или иной поступок?

7 слайд

- Что же представляла из себя Сосновка?

“Неуютный и неопрятный посёлок, и не городского и не деревенского, а бивуачного типа. Всё тут напоминало временное пристанище – и разбитые техникой улицы, и грязь, и клуб в общественной бане. Всё временно, к чему пускать корни, если потом выберут здесь лес, и дальше кочевать надо. Вон по соседству Берёзовка: ушёл леспромхоз, вырубив всё под чистую, и она опустела – “лишь осатаневшие туристы, пуская дым в двери, разжигают в домах костры”. Бывшие хлеборобы заняты не своим делом: корчуют, валят лес. Уничтожают, а не созидают. Это работа, не требующая души, это разрушение не только леса, но и человека .Деревья вырубают варварски, не оставляя молодняк. Голая мёртвая глина, завалы развороченных деревьев, ржавеющая техника. И кладбищенская тишина вокруг некогда людного посёлка. Ни рёва тракторов, ни визга бензопил.

8 -9 слайды

Душа человека не находит покоя, что же с ним происходит? Душа мечется, стонет

Главный герой – шофёр Иван Егорович, но главным героем можно назвать и многострадальную землю, на которой стоит Сосновка.

- Что так возмущало Ивана Петровича?

“План, говоришь? План?! Да лучше б мы без него жили! Лучше б другой план завели – не на одни только кубометры, а и на души! Что б учитывалось, сколько душ потеряно и сколько осталось! План любой ценой. Ведь известно, что после вырубки тут десятилетиями ни деревца не вырастет. И всё это в погоне за длинным рублём. Бесхозяйственная вырубка леса влечёт тяжёлые экономические последствия: обмелеет река, начнётся заболачивание местности. Лес – это не только грибы, ягоды, орехи, дичь, чистый воздух.

Выросший среди русской природы, Валентин Распутин умеет ценить её красоту.

10 слайд

И прежде чувствовал Иван Петрович, что силы на исходе, но никогда ещё так: край, да и только”, в “завтрашний день верилось с трудом”, и “ничего не хотелось, как в могиле”.

А устал от неверия, он видит, что всё идёт не так, что рушатся основы. 20 лет живёт он в Сосновке. А переехал сюда из родной затопленной Егоровки. За эти годы развилось пьянство, люди стали чужими друг другу, озлобились, (примеры из текста)

За четыре года в Сосновке из-за поножовщины погибло столько же народу, сколько в шести деревнях, слившихся в Сосновку, за войну. Узнав об этом, Иван Петрович ахнул.

- Почему же такое могло произойти?

Виною всему пьянство и равнодушие. “После меня хоть потоп”. План любой ценой.

Стоило лесничему Андрею Солодову оштрафовать леспромхоз за высокие пни, в результате чего архаровцам задержали зарплату, так они сожгли солодовскую баню, а затем у Солодова потерялась кобыла, только по весне её косточки вытаяли в чащобе, рядом валялась догнивающая верёвка. (Примеры из текста)

19–20 слайды

Пожар! Склады горят! И не случайно почудилось ему, “будто крики идут из недр”, - душа тоже горела.

Так и пройдут эти два пожара от начала и до завершающей строки.

Пожар высветил души жителей Сосновки. А пожар был сильный, огонь мог перекинуться на избы и выжечь посёлок. Но в других головах были другие мысли. НЕ укладывалось в сознании у Ивана Петровича, что люди могут нажиться на беде, не боясь потерять себя. Но Сосновка располагала к этому.

“Было не положено, не принято – стало положено и принято, было нельзя – стало можно, считалось за позор, за смертный грех – считается за ловкость и доблесть”

- Что же высветил пожар? Кто как вёл себя во время пожара? Давайте вглядимся в лица тех, кто прибежал на пожар.

“Почему мы такие? Что же это делается? Что делается? Все тащат!” Этот вопрос задаёт Алёна мужу.

Пока Иван Петрович и Афоня пытались спасти муку, крупу, масло, архаровцы набросились на водку, по цепи передавали не только ящики, но и откупоренные бутылки, из которых тут же пили, не стесняясь никого, брали впрок, словно своё, собственное. Кто-то пробежал в новых валенках, кто-то второпях натягивал на себя новую одежду, Клавка Стригунова ворует драгоценности, “полные карманы набила маленькими коробочками”.

Вместе с пожаром могут сгореть и такие человеческие качества, как порядочность, совесть, честность. И если б только архаровцы воровали, ведь и свои, сосновские. Старуха подбирала выброшенные со двора бутылки, и уж, конечно, не пустые. Однорукий Савелий таскал мешки с мукой и крупой прямиком в собственную баню. Вот и пожар…

Сосновка ни для кого не стала домом – отсюда все беды, и случайные люди, и сам пожар, и их поведение. Многие приехали сюда, чтобы заработать.

- Почему погиб дядя Миша Хампо? И кого он вам напоминает?

Дядя Миша Хампо словно перешёл в “Пожар” из “Матёры”. Он так же, как и Богодул, почти ничего не говорил, он считался прирождённым сторожем: чужого не трожь! Во время пожара он добросовестно охранял вынесенные из огня вещи, сложенные грудой во дворе. И увидев, что кто-то пытается перекинуть через забор свёрток с цветными тряпками, бросился за вором.” Хампо только-только сумел рассмотреть, кто это и что, как сбоку на него обрушился удар… И снова и снова его ударили чем-то тяжёлым – не руками. Дядя Миша всё тянул голову, чтобы увидеть, кто бьёт, но никак не мог поднять её и только выставил правую, не подвластную ему руку, пытаясь защититься. И всё били и били его, всё били и били…”

Он был убит колотушкой, она рядом с ним валялась. Но в этом поединке с архаровцами дядя Миша удушил одного из них, Соню. Человеческая жизнь - тряпки!

- А кроме человеческих поступков, что ещё высветил пожар, что вызвало возмущение у тех, кто бросался в огонь, чтобы спасти что-то?

21 слайд

Вседозволенность, попирание элементарной справедливости. Парень, увидевши обгоревший мотоцикл “Урал”, за которым давно гонялся по магазинам, возмущается: “Ведь был же он, Урал то! Для кого вот он был?!

Да и сам Иван Петрович, впервые попав внутрь склада, поразился изобилию – колбасным кругам, маслу, красной рыбе. Зачитать: “Когда Иван Петрович заскочил в крайний продовольственный склад, там полыхало вовсю… Иван Петрович поразился изобилию всего: на полу немалой горой были навалены пельмени, рядом валялись колбасные круги, в тяжёлых кубах стояло масло, там же в ящиках стояла красная рыба. Куда же это уходило”? Ведь еды во всех леспромхозах всегда не хватало, откуда же её столько здесь?

- А как бы вы ответили на этот вопрос? Куда? Ведь до простого рабочего это всё не доходило.

Обращаю внимание на название и эпиграф повести. Пожар.

- Случаен ли в качестве заглавия именно это слово?

Нет, не случаен. Основные события повести происходят именно во время пожара.

Пожар – сильное пламя, охватывающее и уничтожающее всё, что может гореть, создающее опасность для жизни людей. (Из словаря)

Пожар – бедствие, борьба с которым не терпит отлагательств, для борьбы с пожаром нужно объединиться (всем миром, сообща).

Но в повести есть и такие словосочетания: обгоревший голос, обожжённая мысль, но ведь это гореть не может!

Вывод: это другой пожар, бушующий в душе главного героя, его непринятие этой жизни, этих принципов, по которым живут архаровцы.

Но есть и ещё один пожар, он не менее страшен для жизни людей, чем пожар, в котором горят материальные ценности. Это наша бездуховность.

Что страшнее?

По мысли Распутина, пожар – это не только стихийное бедствие, это и предупреждение.

Подумайте, люди! Надо ли разорять свой край, уничтожать старое, нарушать законы природы, чтобы создать новое?!

- Чем заканчивается повесть?

В повести звучит один из вечных русских вопросов: “Что делать?” Но на него нет ответа. Герой, решивший уйти из Сосновки, не находит успокоения. Финал повести невозможно читать без волнения. “Идёт по весенней земле маленький заблудившийся человек, отчаявшийся найти свой дом…”

“Молчит, не то встречая, не то провожая его, земля.

Молчит земля.

Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты?

И разве молчишь ты?”

Этими вопросами заканчивается повесть, похожая на болевой вопрос, который задаёт жизнь. Кроме нас, на него никто не ответит. Время идёт, земля ждёт. О своём доме мы должны позаботиться сами и не дать ему запылать.

“Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом”.

Вернётся ли Егоров в Сосновку или навсегда уйдёт из неё?

22 слайд

Повесть была переведена на иностранные языки. В 1987 году за повесть “Пожар” Распутину присуждена Государственная премия.

Повести В.Распутина заставляют задуматься нас над многими вопросами современной жизни: чем человек живёт, в чём причина нравственной деградации людей и что делать, чтобы устранить эти явления? Поэтому произведения Распутина ещё долго не утратят своей актуальности и будут волновать не одно поколение читателей.

P.S. Звучит песня “Горит огонь”

“Горит страна. Полыхают леса. Испепеляются города и селения. Дороги забиты беженцами и погорельцами. Всё новые и новые очаги возгорания, будто движется по земле поджигатель и кидает свой факел в раскалённые от жары леса. Гигантские комья огня вырываются из пламенеющей чащи, переносятся, как чудовищные птицы через огромные пространства, падают на головы людей, на крыши домов…Не так ли загорается и общество?.. (Из статьи Александра Проханова)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок-конференция по творчеству В. Г. Распутина "Правда жизни каждой строкой"

Автор: Кулагина Оксана Геннадьевна

Дата: 18.10.2018

Номер свидетельства: 481066

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства