kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческая мастерская "Талисман"

Нажмите, чтобы узнать подробности

.Данная разработка направлена на оказание помощи педагогам для внеурочной деятельности,  учителям русского языка и литературы теме «Талисман». Занятие для учащихся 6 классов. Занятие  построено с учетом    доступности, научности и основаны на знаниях детей.  Оно рассчитано как на маленький коллектив, так и на большее количество учеников. Предлагаемая разработка мероприятия составлялась с учётом возрастных особенностей учеников  12-13 лет.Данная разработка направлена на оказание помощи педагогам для внеурочной деятельности,  учителям русского языка и литературы теме «Талисман». Занятие для учащихся 6 классов. Занятие  построено с учетом    доступности, научности и основаны на знаниях детей.  Оно рассчитано как на маленький коллектив, так и на большее количество учеников. Предлагаемая разработка мероприятия составлялась с учётом возрастных особенностей учеников  12-13 лет.Данная разработка направлена на оказание помощи педагогам для внеурочной деятельности,  учителям русского языка и литературы теме «Талисман». Занятие для учащихся 6 классов. Занятие  построено с учетом    доступности, научности и основаны на знаниях детей.  Оно рассчитано как на маленький коллектив, так и на большее количество учеников. Предлагаемая разработка мероприятия составлялась с учётом возрастных особенностей учеников  12-13 лет.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творческая мастерская "Талисман"»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» пос. Поляков муниципального района Большечерниговский Самарской области






Творческая мастерская «Талисман»

Направление Социально-педагогическое направление

Номинация Методические разработки в системе дополнительного образования детей и во внеучебной деятельности.






Эргашева Айгуль Бахтовна

Педагог дополнительного образования

Телефон 89277381058

Электронная почта

ergashewa.aigul@yandex.ru



















Поляков, 2020


Аннотация

Данная разработка направлена на оказание помощи педагогам для внеурочной деятельности, учителям русского языка и литературы теме «Талисман». Занятие для учащихся 6 классов. Занятие построено с учетом доступности, научности и основаны на знаниях детей. Оно рассчитано как на маленький коллектив, так и на большее количество учеников. Предлагаемая разработка мероприятия составлялась с учётом возрастных особенностей учеников 12-13 лет.

Актуальность состоит в максимальном вовлечении всех обучающихся в образовательный процесс, в развитии высокой познавательной и творческой активности, в создании условий для восхождения каждого ученика к новому знанию и новому опыту.

Цель: совместный поиск знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации, опираясь на свой опыт, и самостоятельное решение творческих задач.

Задачи: актуализация имеющихся у учащихся знаний, пробуждение познавательного интереса, развитие коммуникативных способностей; повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; развитие творческих способностей, памяти, воображения, внимания.

Время проведения: октябрь

Место проведения: ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Поляков

Класс: 7

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, листочки на столах с текстами

Условие: до начала урока учащиеся разделились на группы и разместились за свои столы. В каждой группе выбран руководитель.

Содержание:

1 этап – «Индукция»

2 этап - «Самоконструкция»

3 этап - «Социализация» Просмотр презентации.

4 этап - «Творческий процесс»

5 этап - «Конечная творческая мастерская»

6 этап - «Рефлексия»

7 этап - «Домашнее задание»

Данное занятие построено по технологии творческих мастерских с использование активных методов обучения.

Мастерская педагогическая - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. В мастерской построения знаний она может быть представлена так: творческий процесс - творческий продукт - осознание его закономерностей - соотнесение полученного с достижениями культуры - коррекция своей деятельности - новый продукт и т.д.

В мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности. Внутри же установленных рамок всем участникам предоставляется право свободного выбора. Это и создает условия, необходимые для творчества.

Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта.

 



Творческая мастерская «Талисман»

1 этап – «Индукция»

Задание1: подберите слова-ассоциации к слову талисман ( 10-12 слов) .

Талисман

удача   оберег   камень   амулет  кулон   защита   вера   цепочка  украшение  

 везение   вещь      счастье   знак  медальон   носить   подвеска   предмет  

 олимпийский   нитка   успех  символ   игрушка   магия   кольцо   память 

  суеверие   хранитель     подарок   хранить       шаман   браслет  ожерелье   


2 этап «Самоконструкция»

Попрошу руководителей групп получить задание (выходят и выбирают конверт с заданием)

Задание 2: Записать на доске все слова-ассоциации. Как толковали это слово? Как вы думаете, о каких талисманах мы будем сегодня на занятии говорить? (работа со словарём)

Значение слова «талисман»

Талисма́н (др.-греч. τέλεσμα «посвящение, чары») — магический предмет, назначением которого, согласно суеверным представлениям, является принесение счастья и удачи его владельцу.

ТАЛИСМА́Н, -а, м. Предмет, который, по суеверным представлениям, наделен способностью приносить его владельцу счастье, удачу, избавлять от опасности, беды.  [Франц. talisman из араб.]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999

ТАЛИСМА'Н, а, м. [фр. talisman с араб.]. По суеверным представлениям — предмет, приносящий обладателю его счастье, удачу и наделяющий его чудодейственной силой Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940)


3 этап - «Социализация»


Считается, что амулеты могут приносить удачу, предупреждать об опасности, улучшать самочувствие. Также считается, что амулет, плохо настроенный на хозяина, может представлять серьёзную угрозу, равно как и чужие амулеты. Амулетом может являться любой предмет, от ювелирного украшения до куска камня или обрезка коры дерева. Однако особенно часто в этом качестве выступают драгоценные и полудрагоценные камни. Распространённым методом индивидуального подбора камней для усиления или ослабления тех или иных качеств характера человека, установления энергетической защиты или воздействия на окружающих является анализ гороскопа с позиций астроминералогии.

Известный оккультист А. Кроули так описывает талисман: «Талисман есть некий предмет, над которым произведен акт желания (то есть Магический акт), дабы он мог соответствовать определенной цели».
В качестве талисманов люди могут использовать как артефакты (то есть предметы, изготовленные человеком), так и естественные предметы (например, корни, куски янтаря, раковины, необычные камни). Талисманом также может быть некий персонаж или животное. Спортивные команды и музыкальные группы часто используют неких персонажей в качестве своих символов-«талисманов».
Одни талисманы создаются на конкретную опасность или ситуацию (например, победу в состязании), другие предназначены для помощи в любой ситуации (ладанки, крестики).

Задание 3. Прочтите цитаты великих людей об этом слове.


“Воображение есть талисман,

с помощью которого и производятся все чудеса магии.”

Дж. Кук


“Вот талисман тебе от красных губ,

Вот первое звено в твоей кольчуге, -

Чтоб в буре дней стоял один - как дуб,

Один - как Бог в своём железном круге!”

М. Цветаева

*

“Отыщи мне лунный камень,

Талисман моей любви,

Над Землёй, за облаками,

На Луне, в любой дали.”

И. Кашежева

*

“Талисман есть крупинка веры.”

“МудМыс”


4 этап «Творческий процесс»

Выразительное чтение стихотворения «Храни меня, мой талисман»


"Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи, —
Храни меня, мой талисман.

В уединеньи чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман,
Души волшебное светило...
Оно сокрылось, изменило...
Храни меня, мой талисман.

Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман."
                                                    АЛЕКСАНДР ПУШКИН


1. В каком году написано?
2. Что в этом стихотворении выражает А. С. Пушкин?
3. На какие стихи похоже это стихотворение? (автор и название стиха)
4. Как начинается стихотворение и почему?
5. Как заканчивается стихотворение и почему?
6. Тема, проблема, основная мысль этого стихотворения?
7. Какое настроение при чтении стихотворения?
8. Что автор хочет сказать этим стихотворением?
9. Какие художественные средства в этом стихотворении?(примеры)
10. Какое впечатление оказало на вас это стихотворение?

«Храни меня, мой талисман», анализ стихотворения Пушкина

Любовь пробуждает в людях все лучшее, заставляет их совершенствоваться, одаривает теплом и светом. Прекрасны даже воспоминания об ушедшем чувстве. Лучшее тому подтверждение – стихотворение Александра Пушкина

Любовь много значила в жизни поэта, а любовная лирика составляет значительную часть его литературного наследия. Пушкин посвящал стихотворения многим женщинам. «Храни меня, мой талисман» литературные критики относят к циклу произведений, в который входят еще несколько лирических шедевров: «Талисман», «Сожженное письмо», «Желание славы».

Стихотворение исследовалось многими пушкиноведами, но получить ответы на все важные вопросы не удалось. Неизвестна даже точная дата создания произведения. Предположительно, оно было написано в период с осени 1824 года до лета 1825.

В одесской ссылке Пушкин познакомился с графиней Елизаветой Воронцовой. Эта женщина была необычайно красива, образованна, наделена тонкой, возвышенной душой. Воронцова ответила на чувства поэта, но состояла в браке, поэтому влюбленным пришлось расстаться. Графиня подарила на память Александру Сергеевичу золотое кольцо с крупным сердоликом. На камне была надпись на еврейском языке. Поэт очень ценил подарок и верил в его магическую силу.

Кольцо имело свою историю и после смерти Пушкина. С руки покойного поэта его снял Василий Жуковский. Затем реликвия перешла к Тургеневу, от него – к Полине Виардо. Певица передала перстень в музей. В 1917 году его похитили, дальнейшая судьба кольца неизвестна.

Не все, правда, исследователи жизни и творчества Пушкина согласны с тем, что стихотворение посвящено именно этому перстню. У Пушкина было еще одно кольцо с изумрудом, которое он считал своим талисманом. Кроме того, достоверных сведений о романе поэта с Елизаветой Воронцовой нет. В тексте произведения вообще не сказано, что талисман – это кольцо.

Стихотворение «Храни меня, мой талисман» проникнуто глубоким чувством, легкой тоской и грустью. Оно относится к жанру любовной лирики. Поэт рассказывает о чудесном подарке, который обязан уберечь его от бед и несчастий. Стихотворение похоже на магическое заклинание или молитву, оно написано в оригинальной форме обращения к самому себе. Общее настроение этих поэтических строк весьма безрадостное. Передает его ряд однородных членов предложения:  «гоненья»«раскаянья»«сомненья»

«печали».

В этот период Пушкин хотел покинуть Россию, но понимал, как одиноко ему будет на чужбине. В стихотворении как раз упоминается «уединенье чуждых стран». Ощущение надвигающейся беды емко передает строка: «Когда грозою грянут тучи».

Вера в магические свойства предмета подчеркивается многочисленными повторами фразы: «Храни меня, мой талисман». Этой строкой произведение начинается и ею же завершается. Слово «храни» выбрано поэтом не случайно. Оно перекликается со словами из христианской молитвы «спаси и сохрани», выражает главную надежду и веру в лучшее будущее. Лирический герой дает обещание всегда помнить о любви, которая постепенно покидает его, что выражено словами: «Прощай, надежда, спи желанье».

В стихотворении не говорится о возлюбленной и о причинах разлуки. Читатель только догадывается об этом к концу произведения. Талисман здесь – главный словесный образ. Поэт мастерски изображает свое трепетное отношение к подарку любимой женщины. Этому способствует ассонанс со звуком «а» и аллитерация в некоторых четверостишиях.

Пушкин использует ямб с кольцевой рифмовкой и чередованием мужских и женских рифм, что выразительно подчеркивает значимость каждого слова. Во всех строках стихотворения, кроме одной, применен пропуск ударения. Использование инверсии придает выразительность, раскрывает глубину чувств автора, создает у читателя особое настроение. Поэт находит много ярких и оригинальных эпитетов: «души волшебное светило»«священный сладостный обман»«в тревоге пламенного боя», «на лоне скучного покоя».

Вся любовная лирика Пушкина светла и вдохновенна, о чем бы поэт ни писал: о зарождающейся любви или об угасающем чувстве. Александр Сергеевич всегда трепетно хранил воспоминания о своих возлюбленных и благодарил судьбу за минуты сердечных волнений. Была любовь счастливой или безответной, тихо угасла или закончилась бурным разрывом отношений, – во всем Пушкин черпал вдохновение и душевные силы. Любовь и была его жизненным талисманом.


- Есть в нашей литературе стихотворения на тему «Талисман», написанное поэтом-женщиной.

- Чем схоже это стихотворение со стихотворением А. С. Пушкина?

Найдите и подчеркните главные слова.


Евдокия Ростопчина

Талисман

Есть талисман священный у меня.

Храню его: в нём сердца все именье,

В нём цель надежд, в нём узел бытия,

Грядущего залог, дней прошлых упоенье.

Он не браслет с таинственным замком,

Он не кольцо с заветными словами,

Он не письмо с признаньем и мольбами.

Не милым именем наполненный альбом

И не перо из белого султана,

И не портрет под крышею двойной…

Но не назвать вам талисмана.

Не отгадать вам тайны роковой.

Мне талисман дороже упованья,

Я за него отдам и жизнь, и кровь:

Мой талисман – воспоминанье

И неизменная любовь!


Графиня Евдоки́я Петро́вна Ростопчина́, урождённая Сушко́ва (23 декабря 1811 [4 января 1812], Москва — 3 [15] декабря 1858, Москва) — русская поэтесса, переводчица, драматург и прозаик. Родные называли ее ласково - Додо. «Мечтательный и хилый ребенок», рано взялась за литературное дело.
Вскоре первые творческие работы Додо вызывали интерес взрослых.
Один из гостей дома Сушковых вспоминал: «Маленькая м-ль Сушкова читала пьесу в стихах собственного сочинения. Я не жалею, что должен был слушать ее».На талантливую барышню обратили внимание поэты Вяземкий и Дельвиг, благодаря их стараниям первые стихи Додо появились в печати в 1831 году. Автору было 20 лет. 
Первое опубликованное стихотворение Додо называлось «Талисман», строки которого часто вспоминаются, но имя писателя незаслуженно забыто. 
Говорили, что стихотворение «Талисман» посвящено князю Александру Голицину, о тайном романе юной барышни шептались в обществе. Однако по мнению родни Додо - князь был хоть и знатен, но недостаточно богат.


Еще одно стихотворение А.С. Пушкина «Талисман»

«Талисман» Александр Пушкин

Там, где море вечно плещет
На пустынные скалы,
Где луна теплее блещет
В сладкий час вечерней мглы,
Где, в гаремах наслаждаясь,
Дни проводит мусульман,
Там волшебница, ласкаясь,
Мне вручила талисман.

И, ласкаясь, говорила:
«Сохрани мой талисман:
В нем таинственная сила!
Он тебе любовью дан.
От недуга, от могилы,
В бурю, в грозный ураган,
Головы твоей, мой милый,
Не спасет мой талисман.

И богатствами Востока
Он тебя не одарит,
И поклонников пророка
Он тебе не покорит;
И тебя на лоно друга,
От печальных чуждых стран,
В край родной на север с юга
Не умчит мой талисман…

Но когда коварны очи
Очаруют вдруг тебя,
Иль уста во мраке ночи
Поцелуют не любя —
Милый друг! от преступленья,
От сердечных новых ран,

От измены, от забвенья
Сохранит мой талисман!»


Анализ стихотворения Пушкина «Талисман»

Александр Пушкин, с детства воспитанный на русских сказках и преданиях, был человеком достаточно суеверным и придавал вещам, его окружающим, довольно важное значение. Одним из таких культовых предметов в жизни поэта был перстень с сердоликом, поверхность камня которого украшала гравировка на древнееврейском языке. Пушкин не знал смысла надписи, но искренне верил в то, что этот перстень оберегает его поэтический дар. В 1827 году он посвятил этому украшению стихотворение «Талисман», в котором приоткрыл завесу тайны его происхождения.

Согласно стихотворению, перстень был вручен ему «там, где море вечно плещет на пустынные скалы» таинственной волшебницей из гарема. Она просила поэта сохранить этот талисман, убеждая его, что он будет для Пушкина оберегом. «В нем таинственная сила, он любовью тебе дан», — позже напишет поэт.

По словам таинственной незнакомки, которые в своем стихотворении передал Пушкин, перстень не смог бы уберечь его «от недуга и могилы». Также украшение не в состоянии сделать его обладателя богатым или же вернуть на родину «от печальных чуждых стран». Однако талисман способен защитить поэта «от сердечных новых ран, от измены и забвенья». Поэтому героиня стихотворения и обращается к поэту с просьбой: «Сохрани мой талисман!».


- Чем схожи эти стихи со стихотворением А.С. Пушкина «Храни меня, мой талисман»?

Есть тексты, которые были написаны в наше время, т. е. стихотворение А.С. Пушкина дало толчок появлению других стихотворений на данную тему.

- Чем схоже это стихотворение со стихотворением А. С. Пушкина?


5 этап « Конечная творческая мастерская»

Прочитайте стихотворение современного поэта.

Храни меня, мой талисман ...

Храни меня, мой талисман,
От горестей и бед,
И от болезней, и от ран
До самых поздних лет.
Всем тем, кто мне так дороги,
Преодолеть недуг
Своею силой помоги,
Мой верный камень-друг.
И, чтобы жить всегда в любви,
Хоть жизнь и не роман,
Мгновение останови,
Мой камень - талисман!


- Чем схоже это стихотворение со стихотворением А. С. Пушкина?


6 этап «Рефлексия»

- Что вы чувствовали в ходе данной творческой мастерской?

-Ваше отношение к талисманам.

- Есть ли у вас талисманы? (личные, семейные)

Задание: напишите синквейн

Синквейн

1. Оберег

2.чудесный, сильный, магический

3. хранит, оберегает, защищает.

4. Храни меня, мой талисман.

5.Удача.


7 этап «Домашнее задание»

Приготовить оберег или талисман для дома или лично для себя.


Вывод


«Педагогическая мастерская» – это одна из немногих технологий, в которой процесс играет несоизмеримо большую роль, чем результат. Данная технология мне очень нравится.

Психологическое воздействие, которое оказывается на личность в ходе работы мастерской, настолько благоприятное, что дети с нетерпением ждут таких уроков. У них нет страха, неуверенности в себе, повышается самооценка, формируется положительная мотивация к учению.

Передо мной стоят задачи: создать атмосферу открытости, доброжелательности; обратиться к чувствам ребенка; работать вместе с учениками; не ставить оценки, не ругать, но при этом дать почувствовать каждому ребенку его собственное, пусть даже маленький шаг вперед.

В мастерской дети не только узнали и освоили информацию, а еще помогли каждому участнику мастерской самоутвердиться. Приобретение знаний и умений произошло ненавязчиво. Все опрошенные учащиеся положительно отнеслись к проведению урока в форме мастерской.





Список литературы

  1. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе // Русский язык. № 20, 2009.Ерёмина Т.А. «Гений чистой красоты»: Урок-мастерская по литературе // Литература. № 10, 2007.

  2. Ерёмина Т.А. Ещё раз о педагогической мастерской // Литература. № 3, 2007.

  3. Ерёмина Т.Я. Как понять текст? Мастерская построения знаний // Литература. № 8, 2008.

  4. Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе. 11 класс. Методическое пособие. СПб.: «Паритет», 2004.

  5. Ерёмина Т.Я. Урок-мастерская по литературе: 7 – 9 классы. М.: Чистые пруды, 2007. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Литература». Вып 3 (15).)



Приложение 1.


1.Просмотр презентации «Перстни А.С. Пушкина»

https://yadi.sk/i/HzHBmZrSxfj_cg


Приложение 2.


Талисманы для дома


Талисман Лаврентьевой Марины

Талисман Гумаровой Самиры


Талисманы Афанасьевой Анны, Алмаевой Тани, Нарымбаевой Дианы.

Талисман Ситалиевой Аниты

Талисман Макаревича Никиты

Талисман Дисимбекова Сергея

Фотографии










19




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Творческая мастерская "Талисман"

Автор: Эргашева Айгуль Бахтовна

Дата: 21.11.2020

Номер свидетельства: 563990

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Презентация к внеклассному мероприятию по теме:"Этика и право в начальной школе.Чем я богат? Мастерская радости.2я часть" 2 класс "
    ["seo_title"] => string(146) "priezientatsiia-k-vnieklassnomu-mieropriiatiiu-po-tiemie-etika-i-pravo-v-nachal-noi-shkolie-chiem-ia-boghat-mastierskaia-radosti-2ia-chast-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "223582"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1437897054"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Внеклассное мероприятие по технологии “Ее величество пуговица” "
    ["seo_title"] => string(75) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-tiekhnologhii-ieie-vielichiestvo-pughovitsa"
    ["file_id"] => string(6) "139898"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417810144"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства