kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Цветаевский костер.."И с просьбой о любви!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Праздник проходит  у  Цветаевского костра. Звучат стихи М. Цветаевой и песни на её тексты.Завершается праздник проектной работой по группам и прощанием с поэтом веточкой рябины, опускаемой на воду озера. Праздник проводится в день рождения поэта

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Цветаевский костер.."И с просьбой о любви!"»

Сценарий составлен

учителем русского языка и литературы

МБОУ Пяозерская СОШ РК Липкиной Т.С.

« Цветаевский костер, 2015»

Цель : продолжить знакомство с жизнью поэта и ее творчеством; способствовать привитию чувства прекрасного через поэтическое слово, музыку, рождаемую им; помочь увидеть глубину творений М. Цветаевой, необычность её внутреннего мира.

Дать возможность проявить свои творческие возможности через чтение стихов поэта,через создание проектной групповой работы.

Вновь Сентябрь собрал нас на цветаевский костер на берегу озера среди сосен.

- Каждый поэт – тихий океан… Вся моя жизнь – роман с собственной душой, с городом, где живу, с деревом на краю дороги, - с воздухом. И я бесконечно счастлива.

/ МУЗЫКА Вот опять окно/

Вся ее жизнь – это роман , отраженной в стихах.

Давайте поделимся заветными цветаевскими строками друг с другом.

Поэтический венок из стихов М.Цветаевой. Чтение стихов поэта.

/Музыка Земфира Я полюбила вас/

- Мой праздник жизни – стихи.

Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь.

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь…

А ведь легко о ней думать не получается. Нас ждет трудный и печальный рассказ о судьбе одного из самых замечательных поэтов серебряного века.

Появляется дата 1892.

/ Звучит музыка СПЕШИТЕ ЛЮБИТЬ

Ведущий1. 1892 год .26 сентября в семье Ивана Владимировича Цветаева , профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя Московского Музея изящных искусств , и Марии Александровны Мейн, страстной музыкантши родилась дочь Марина. Ею в жизни будет править воображение, что пробудили книги и их герои, реальные и вымышлены.Знание немецкого и французского языков расширяли ее читательские возможности. Одиночество в 14 лет после смерти матери усугубило это погружение в выдуманный мир, сделало трагическим склад ее натуры.

Шло время из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника она превратилась в невысокую с нежным, жемчужным цветом лица, светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Короткие русые волосы мягко ложатся вокруг головы и круглых щек. Походка легкая, неслышная. «Это была ученица совсем особого склада. Не шла к ней ни гимназическая форма, ни тесная школьная парта. Гимназию посещала с перерывами Походит несколько дней и опять ее нет. А потом смотришь, вот она снова сидит на последней парте, читает книгу или пишет что-то ,явно безразличная к тому, что происходит в классе…»

В это время она готовила свою первую книгу «Вечерний альбом»/»Детство. Любовь. Только тени»/

Христос и Бог, я жажду чуда,

Теперь, сейчас, в начале дня!

О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь ,как книга, для меня.

Ты мудрый, ты не скажешь строго:

«Терпи, еще не кончен срок».

Ты сам мне подал - слишком много!

Я жажду сразу – всех дорог!

Люблю и крест, и шелк, и каски,

Моя душа мгновенный след…
Ты дал мне детство – лучше сказки

И дай мне смерть в семнадцать лет!

В.Брюсов пренебрежительный, но справедливый отзыв. Волошин откликнулся тепло. И трогательно.

-Это очень юная и неопытная книга. Многие стихи могут вызвать улыбку. ЕЕ нужно читать как дневник. Она вся на грани последних дней детства и первой юности…

Он направил ее увлечение чтением в нужное русло на правах старшего.

/Появляется дата 1911/

Ведущий2 В ее жизни произошла самая знаменитая встреча с Сергеем Эфроном. Любовь возникла сразу- с первого же дня – и на всю жизнь. С этого дня жизнь обрела смысл. Она живет его заботами , забыв о своей тоске. Готовит к печати книгу «Волшебный фонарь», он книгу прозы «Детство».

- Встретились мы, когда ему было 17 лет, мне 18 лет. Мы никогда не расстаемся, наша встреча – чудо. Он - мой самый родной на всю жизнь. Только при нем я могу жить так, как живу – совершенно свободная…

В январе1912 года они обвенчались, родилась дочь Ариадна .Хлопоты по устройству быта поглотили ее.

Это было время «юного, прелестного века».

Я с вызовом ношу его кольцо!

Да, в Вечности – жена, не на бумаге-

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот ег , углами вниз,

Мучительно-великолепны брови

В его лице трагически слились

Две древних крови.

ОН тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза – прекрасно - бесполезны!-

Под крыльями раскинутых бровей –

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

Всем вам, кто жил и умирал без страху!-

Такие – в роковые времена -

Слагают стансы - и идут на плаху.

/ МУЗЫКА Понамарева Я СЛОВНО БАБОЧКА К ОГНЮ /

Ведущий 3

Шел конец счастливого 1913 года, но она пишет отнюдь не благополучные стихи: внутренняя жизнь ее души драматична.

Одним из адресатов лирики Цветаевой становится старший брат Сергея –Петр., тяжело заболевший, он угасал, а в душе Марины вспыхнуло горячее сострадание и нежность.

-Вы для меня прелестный мальчик. Вы первый, кого я поцеловала после Сережи. Были трогательные минуты дружбы, сочувствия, отъезда, когда поцелуй казался необходимым.

Это для Сергея было драмой. Он понимал, что жизнь Марины не может сложиться ,как у всех. И он в этот напряженный момент решает уйти в сторону, не препятствовать ей жить как требуется поэту. Но драма вскоре разрешилась – Петр Эфрон скончался.

Не думаю, не жалуюсь, не спорю,

Не сплю.

Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,

Ни к кораблю.

Не чувствую, как в этих стенах жарко,

Как зелено в саду.

Давно желанного и жданного подарка

Не жду.

Не радует ни утро, ни трамвая

Звенящий бег.

Живу, не видя дня, позабывая

Число и век.

На, кажется, надрезанном канате

Я – маленький плясун.

Я – тень от чьей-то тени. Я лунатик

Двух темных лун.

/ДУЭТ ПОД аккомпанемент гитары/

Ю. Мне нравится, что вы больны не мной,

Д. Мне нравится, что я больна не вами,

Ю. Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Д. Мне нравится, что можно быть смешной-

Распущенной-и не играть словами,

Ю. И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Д. Спасибо вам и сердцем и рукой

За то, что вы меня - не зная сами!-

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

Ю. За наше негулянье под луной,

За солнце не у нас над головами,-!

За то, что вы больны -увы!- не мной,

Д .За то, что я больна – увы!- не вами.

Потребность любить переполняло Марину. Чувства вспыхивали, как пожар. Писала сумбурные искренние чувства. Придумывала образ, влюблялась в него и адресата , и окружающих убеждала, что он такой. Так было и теперь.

Так было и с Соней Парнок. Почти год прошел под знаком этой роковой женщины.

- Соня меня очень любит, и я ее люблю – и это вечно, от нее я не смогу уйти. Сережу я люблю на всю жизнь, он мне родной, никогда и никуда от него не уйду. На сердце - вечная тяжесть.

И рождались стихи – исповеди.

Летят они – написанные наспех,

Горячие от горечи и нег.

Между любовью и любовью распят

Мой миг, мой час, мой, мой год, мой век.

И слышу я, что где-то в мире – грозы,

Что амазонок копья блещут вновь…

А я – пера не удержу! Две розы

Сердечную мне высосали кровь.

/Музыка А, Пугачева Хочу у зеркала , где муть/

И сон туманящий,

Я выпытать - куда Вам путь

И где пристанище.

Я вижу : мачта корабля

И вы – на палубе…

Вы – в дыме поезда… Поля

В вечерней жалобе,

Вечерние поля в росе,

Над ними – вороны…

-Благославляю Вас на все

Четыре стороны!

Ведущий4

-Долго-долго, с самого детства мне казалось, что я хочу, чтобы меня любили. Теперь говорю: мне нужно понимание. Для меня –это любовь.

В поэзии Цветаевой появляется новый лирический герой. Он неизменен в своей слабости, нежности, недостоверности в чувствах. Это появилось после встречи с Осипом Мандельштамом. Они были небезразличными друг к другу. Траектории двух поэтов пересеклись на короткий миг.

Ты запрокидываешь голову –

Затем, что ты гордец и враль.

Какого спутника веселого

Привел мне нынешний февраль!

Позвякивая карбованцами

И медленно пуская дым,

Торжественными чужестранцами

Проходим городом родным.

Чьи руки бережные трогали

Твои ресницы, красота,

Когда и как, и кем, и много ли

Целованы твои уста-

Не спрашиваю.

Дух мой алчущий

Переборол сию мечту

В тебе божественного мальчика,-

Десятилетнего я чту.

Мальчишескую боль высвистывай

И сердце зажимай в горсти…

Мой хладнокровный, мой неистовый

Вольноотпущенник- прости!

/Появляется дата 1922 год/

Ведущий 5

Выходит книга «Версты». В ней две трети - стихи 1916 года, посвященных А.Блоку, А.Ахматовой. Это были стихи-романы, подаренные встречами.

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого, что лес - моя колыбель, и могила – лес.

Оттого, что я на земле стою - лишь одной ногой,

Оттого, что я о тебе пою - как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,

У всех золотых знамен, у всех мечей.

Я закину ключи и псов прогоню с крыльца -

Оттого, что в земной ночи вернее пса.

Я тебя отвоюю у всех других - у той одной,

Ты не будешь ничей жених, я – ничьей женой.

И в последнем споре - возьму тебя – замолчи! –

У того, с которым Иаков стоял в ночи.

Но пока тебе не скрещу на груди персты,-

О, проклятье!- у тебя останешься - ты:

Два крыла твои, нацеленные в эфир,-

Оттого, что мир - твоя колыбель, и могила – мир!

МУЗЫКА Алегрова Я тебя отвоюю

/ Появляется дата 1917 год /

Ведущий 6.

Наступала значимая веха как в жизни страны, так и в жизни М.Цветаевой.. В стране бурлила революция, а у поэта родилась дочь Ирина. Цветаева набрала силу трагического поэта. Она ощутила хаос, крушение привычного мира. Впереди была четырехлетняя разлука с Сергеем, который ушел в Доброволческую армию Корнилова.

-Знайте, что Ваше имя я ношу в сердце, чтобы ни было – я Вам вечный и верный друг… Моя последняя и самая важная просьба к Вам - живите!

Марине с двумя детьми надо было решать вопросы о хлебе насущном. Она поступает на работу регистратором статистически-справочного отдела в отделение по учету русских военнопленных .Она продержалась на несочетаемой с ней работе менее полугода

- Пыталась, из жил лезла,- ничего Не понимаю, что от меня хотят…точь – в - точь, что и в пятнадцать лет с алгеброй

Осень 1919 года самое тяжелое время: голод, известий от мужа нет

- Мой день : встаю. Пилю. Топлю. Мою в ледяной воде картошку, которую варю в самоваре…Потом уборка, потом стирка, мытье посуды. Потом в детский сад, в Причистинку за усиленным питанием, в столовую -не дают ли хлеб?- в детский сад, обвешанная - нет свободного пальчика - по черной лестнице – домой.

Все обеды в одну кастрюльку, укладываю Ирину спать. Кипячу кофе. Курю. В 10 часов день окончен. Счастлива лампочкой у самой подушки, тишиной, папиросой, иногда – хлебом!

Если душа родилась крылатой –

Что ей хоромы и что ей хаты!

Что Чингисхан ей и что – орда!

Два на миру у меня врага,

Два близнеца – неразрывно – слитых:

Голод голодных - и сытость сытых!

/МУЗЫКА Инна Разумихина Солнце/

Ведущий 7.

В тетрадях того времени множество самохарактеристик.

- Я абсолютно, до мозга костей-вне сословия, профессии, ранга. За царем- цари, за нищими – нищие, за мной – пустота.. По внешнему виду – кто я? Земное, в три пелерины, пальто, стянутое широченным нелакированным поясом. Темно-зеленая, самодельная, вроде клобука, шапочка, короткие волосы.

Из-под плаща – ноги в безобразных серых рыночных чулках и грубых, часто не чищенных /не успела!/ башмаках. На лице – веселье. Я с рождения вытолкнута из круга людей, общества. За мной нет живой стены,- есть скала: Судьба.

У меня нет возраста и нет лица. Меня так мало любили!

1920 год начался с трагедии: умерла дочь Ирина. В этом она винит себя . О ней вспомнила и оглушена. Окаменела. Великая скорбь матери, потерявшей ребенка, звучит в реквиеме.

Две руки, легко опущенные

На младенческую голову!

Были – по одной на каждую-

Две головки мне дарованы.

За обеими – зажатыми-

Яростными-как могла-!-

Старшую, у тьмы выхватывая,-

Младшей не уберегла.

Две руки – ласкать, разглаживать

Нежные головки пышные.

Две руки - и вот одна из них

За ночь оказалась лишняя.

Светлая - на шейке тоненькой -

Одуванчик на стебле!

Мной ещё совсем не понято,

Что дитя мое вы земле.

/Музыка ЕЛЕНА ФРОЛОВА АНГЕЛЫ/

Надо было, чтобы кто-то разделил с ней эту ношу. Дочь мала, мужа рядом нет. Вместо абсолюта она получала суррогаты, и виноват в этом никто не был.

Пригвождена к позорному столбу

Славянской совести старинной.

С змеёю в сердце и с клеймом на лбу,

Я утверждаю, что не вина.

/ МУЗЫКА ПРИГВОЖДЕНА К ПОЗОРНОМУ СТОЛБУ/

Я утверждаю, что во мне покой

Причастницы перед причастьем.

Что не моя вина, что я с рукой

По площадям стою – за счастьем.

Пересмотрите всё моё добро,

Скажите - или я ослепла?

Где золото моё? Где серебро?

В моей руке - лишь горстка пепла.

И это всё, что лестью и мольбой

Я выпросила у счастливых.

И это всё, что я возьму с собой

В край целований молчаливых.

1921 год принес радостную весть: муж жив. Решение ехать к мужу непоколебимо. Она покидает Россию, собирает средства на дорогу /»в моих руках и золото – жесть, и мука – опилки»/. Она осознает, что там люди жестче: «здесь рваная обувь-беда или доблесть, там – позор».

Появляется дата 1922 год

Ведущий 8

4 года в Чехии, 13 лет во Франции, там родится сын Георгий /Мур/.

/Появляется дата 1939год/

Уезжает Аля за светлым будущим, потом Сергей - просто вынужден был бесследно исчезнуть/ он уже несколько лет сотрудничал с советской разведкой/. Марина возвращается на Родину, которую не видела 17 лет и о которой так яростно тосковала.

Тоска по родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно-

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, не знающий, что – мой,

Как госпиталь или казарма.

Мне всё равно, каких среди

Лиц ощетиниваться пленным

Львом, из какой людской среды

Быть вытесненной – непременно

В себя, в единоличье чувств

Камчатским медведем без льдины

Где не ужиться /и не тщусь!/,

Где унижаться – мне едино.

Не обольщусь и языком

Родным, его призывом млечным.

Мне безразлично, на каком

Непонимаемой быть встречным!

/Читателем, газетных тонн

Глотателем, доильцем сплетен…/

Двадцатого столетья – он,

А я – до всякого столетья!

Остобеневши, как бревно,

Оставшееся от аллеи,

Мне вс е- равны, мне всё – равно,

И, может быть, всего равнее –

Роднее бывшего – всего.

Все признаки с меня, все меты,

Все даты - как рукой сняло:

Душа, родившаяся - где-то.

Так край меня не уберег

Мой, что и самый зоркий сыщик

Вдоль всей души, всей – поперек!

Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все - равно, и всё – едино.

Но если при дороге – куст

Встает, особенно – рябина…

Любимая страна вела себя, как злая мачеха: арестована дочь, муж . Больше она их не увидит никогда. Да и самой ей оставалось меньше двух лет жизни…

/МУЗЫКА ЮЛИАН НАСТАНЕТ ДЕНЬ

/Появляется дата 1941 год/

Ведущий9

Город Елабуга - последнее земное пристанище неукротимой души поэта. Без мужа, без дочери, без жилья, без друзей и абсолютно без всяких надежд

- Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывшуюся столовую Литфонда.

Не приняли.

Жизнь обрушивалась сыпучей лавиной, не оставляя ни крохотного уступа, чтобы зацепиться. Марина Цветаева покончила с собой

- Меня все считают мужественной, а я не знаю человека робче себя. Никто не видит- не знает, что я год уже ищу глазами крюк. Я год примеряю смерть. Я не хочу умереть, я хочу – не быть

Звучит метроном. Читаются строки

- Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна,это уже не я . Люблю тебя безумно…Передай папе и Але, что любила их до последней минуты. Я попала в тупик.

Сын ничего не смог передать. Аля отбывала срок, отец был расстрелен,сам Георгий погибнет на фронте

- Дорогой Николай Николаевич! Дорогие сестры Синяковы! Не оставляйте Мура. Была бы без ума счастлива, если бы жил у вас. Уедете - увезите его с собой. Не бросайте.

Отторжение всю жизнь висело над ней, но она старалась выдать его другим и себе за высшее благо. Одиночество ее давило и одновременно позволяло написать множество прекрасных стихов о человеческом несчастье. И одиночество привело её к самоубийству. Нам в наследство остались ее стихи, книги.

Книги в красном переплете

Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлете,

Неизменившие друзья

В потертом, красном переплете.

Чуть легкий выучен урок,

Бегу тот час же к вам бывало.

Уж поздно! – Мама, десять строк!...

Но , к счастью, мама забывала.

Дрожат на люстрах огоньки…

Как хорошо за книгой дома!

Под Грига, Шумана, Кюи,

Я узнавала судьбы Тома.

Темнеет… В воздухе свежо…

Вот с факелом индеец Джо,

Блуждает в сумраке пещеры…

О, золотые времена,

Где взор смелей и сердце чище!

О, золотые времена,

Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий.

Она верила, что и её «стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед».

/МУЗЫКА А, ПУГАЧЕВА «Уж сколько их упало в эту бездну»/

Голгофа Марины… За что ее расплата? За непохожесть? За нетерпимость? За неумение приспосабливаться к чему бы то ни было? За право быть самой собой?

Это была расплата за любовь, земную и поэтическую, конкретную и космическую.

/МУЗЫКА ЗЕМФИРА Я ПОЛЮБИЛА ВАС/

Проектная творческая работа в группах. Создание рамки для портрета М. Цветаевой. Представление работ.

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.


С днем рождения, Марина Цветаева, С днем рождения, поэт!

- Мой праздник жизни – стихи,- утверждала ты. Сегодня нам хотелось такой праздник тебе подарить. Твои стихи, твои портреты в кистях ягод рябины, сентябрьский костер и жаркие веточки любимого дерева на воде.

/Музыка.ЕЛЕНА ФРОЛОВА ЗОЛОТО МОИХ ВОЛОС

/Опускаются веточки на воду озера. /

Золото моих волос

Тихо переходит в седость.

Не жалейте! Все сбылось,

Все в груди слилось и спелось.

Спелось - как вся даль слилась

В стонущей трубе окрайны.

Господи! Душа сбылась:

Умысел Твой самый тайный.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Цветаевский костер.."И с просьбой о любви!"

Автор: Липкина Татьяна Сергеевна

Дата: 07.12.2017

Номер свидетельства: 442877


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства