kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"То к славе чистое стремленье..."Литературный вечер, посвящённый А.С. Пушкину

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературный вечер  является творческим проектом школьников совместно с учителем.Этак форма внеклассной работы по предмету решает проблему преодоления барьера между  книжным знанием и чувственно-предметным освоением мира литературы учащимися. Данный материал позволяет увлечь школьников яркими страницами биографии А.С. Пушкина.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"То к славе чистое стремленье..."Литературный вечер, посвящённый А.С. Пушкину »

Белова В.С., учитель русского языка и литературы МБОУ средняя школа № 2 города Смоленска

"То к славе чистое стремленье…."

Литературный вечер, посвящённый А.С. Пушкину

Часть 1 Великая Отечественная война. Пушкинский места.

(Звучит отрывок из «Ленинградской симфонии» Д. Д. Шостаковича)


Ведущий: В 1941 году для нашей Родины наступило время тяжелых испытаний-началась Великая Отечественная война.


(Ученица читает стихотворение А. Ахматовой «Мужество»)

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!


Ведущий: Погибли миллионы людей, были разрушены города и села. Пострадали и пушкинские места. Михайловское гитлеровцы сожгли при отступлении. В Святых горах, в монастыре, поставили около четырех тысяч мин. Была заминирована могила Пушкина! Понять невозможно. Но это фашизм...Старший лейтенант Страчеус, разминировавший могилу, погиб.

Был занят фашистами и город - музей Пушкин - Царское Село. Вспоминает писатель Михаил Дудин:

Во время окончательного снятия блокады, длившейся 29 месяцев, и разгрома фашистов под Ленинградом, в ночь перед решительным наступлением мне довелось вместе с писателем Дмитрием Островым быть на наблюдательном пункте генерала - командующего операцией.

(Фото: Орудийный расчет ведет огонь по врагу. Октябрь 1941 г.)

И когда на рассвете прозвучал сигнал атаки и земля вздрогнула от первого залпа, капитан Островой толкнул меня рукой в плечо и, указывая взглядом в сторону горящего города Пушкина, прокричал: Все те же мы: нам целый мир чужбина, Отечество нам Царское Село!

Бесчисленная лавина наших солдат подмяла оборону фашистов и хлынула на Воронью гору.

(Стихотворение А. Ахматовой «Победителям»)

Сзади Нарвские были ворота,

Впереди была только смерть...

Так советская шла пехота

Прямо в желтые жерла «берт».

Вот о вас и напишут книжки:

«Жизнь свою за други своя»,

Незатейливые парнишки, -

Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки, -Внуки, братики, сыновья!


Город был освобожден.


(Стихотворение А. Ахматовой «Победа») Славно начато славное дело В грозном грохоте, в снежной пыли, Где томится пречистое тело Оскверненной врагами земли.


Царскосельский дворец был разграблен и сожжен фашистами. Памятник Пушкину служил для оккупантов мишенью. По нему гитлеровцы стреляли, тренируясь в меткости.


(Стихотворение А. Ахматовой «Городу Пушкина» (отрывок)


О, горе мне! Они тебя сожгли... О, встреча, что разлуки тяжелее... Здесь был фонтан, высокие аллеи, Громада парка древнего вдали...


М Дудин: А в 1949 году мне уже посчастливилось быть на открытии восстановленного Лицея.

Ведущий: Да, в стране было восстановлено все, что связано с именем Пушкина и что дорого сердцу русского человека.

И первое окно, в которое вставили стекла в городе Пушкина, было окно лицейской кельи поэта. И сегодня Пушкинский Лицей - по-прежнему святыня нашей памяти о великом русском поэте и его лицейских друзьях, учившихся в нем с 1811 по 1817 год.

(Фото:Царскосельский дворец)


стихотворение А. Ахматовой «В Царском Селе»


Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни... Здесь лежала его треуголка И растрепанный том Парни.


(Стихотворение А. Ахматовой «Городу Пушкина» (отрывок)


Этой ивы листы в девятнадцатом веке увяли, Чтобы в строчке стиха серебриться свежее стократ. Одичалые розы пурпурным шиповником стали, А лицейские гимны все так же заздравно звучат.


(Звучит гимн студентов «Гаудеамус»)


Часть 2. Сон Пушкина.


Ведущий: В каком это было году? В 1835ом или в 1836ом? Может быть, всего за несколько месяцев до гибели поэта?.. (Фото: кабинет Пушкина, Мойка, 12)


Приближалось 19 октября. Он сидел в своем кабинете. Сырое и серое утро окутывало Петербург. Казалось, надо вырваться из дома, из Петербурга, и, обретя прежнюю легкость и свободу, идти, как бывало раньше, долгой дорогой в Царское Село; на встречу с Юностью.

А предчувствия угнетают, давят. Он, как всегда, ждал осени, но ее приход не взбодрил, нет.

Прежде, при воспоминании о Царском, рождалась светлая, теплая радость. Но сегодня больше обострилось чувство одиночества. И вот опять он шел знакомым путем.

В руках его тяжелый посох. Он идет легко, быстро, ровно, не отдыхает. Широкая дорога, верстовые столбы, почтовые тройки несутся по тракту из Петербурга в Москву и обратно.


У заставы - последний дворец столицы. За ним - бескрайние поля, болота, жухлые травы, стаи птиц тянутся к югу. Осень. Царское Село. (Фото:Церске Село. Парк)

Здесь был он признан Поэтом, здесь познал искреннюю дружбу, здесь испытал первую любовь...

Обратный путь пешком, в сырых, холодных сумерках, по темной дороге в свою столичную квартиру. Остается десять дней до священного 19 октября - Лицейской годовщины.

Он тихо ложится на узкий кожаный диван и прикрывает глаза. За окном потемнело, с неба посыпался мелкий твердый снег. Он падал косыми потоками, бился в стекло, ложился на землю, чтобы вскоре растаять.

(Фото: вид Массового поля - зимой) Его сон - о Царском. Пушкин:

Воображаю день счастливый,

Когда средь нас возник лицей,

И слышу наших игр я снова шум игривый,

И вижу вновь семью друзей.


Вот, вот они, его друзья!


«Мой первый друг, мой друг бесценный» - отзывается Иван Пущин «О, Дельвиг мой...» (Антон Дельвиг)

«Мой брат родной по музе, по судьбе...» (Вильгельм Кюхельбекер)

«О, волн и бурь любимое дитя!» (Федор Матюшкин)

«Люблю тебя душою...» (Михаил Яковлев)

«Спартанскою душой пленяя нас...» (Владимир Вольховский)

«Ты наш казак и пьяный и незлобный...» (Иван Малиновский)

«Все тот же ты для чести и друзей...» (Александр Горчаков)

«С огнем в очах, с гитарой сладкогласной» (Николай Корсаков)

«Дитя харит и воображенья» (Алексей Илличевский)

«Он мне брат...» (Константин Данзас)

Ведущий: А за этими именами всплывают в памяти имена всех других лицеистов-соучеников:

(Список на экране:)

Александр Бакунин СильверийБроглио Павел Гревениц Семен Есаков Сергей Комовский Александр Корнилов Модест Корф Константин Костенский Сергей Ломоносов Аркадий Мартынов

Дмитрий Маслов Павел Мясоедов Николай Ржевский Петр Саврасов Федор Стевен Александр Тырков Павел Юдин



Пушкин:

Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен -Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз.


Вы помните, как все начиналось, как мы встретились в Петербурге?


Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, И светла

Адмиралтейская игла... Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия...


(Фото: Петербург. Дворцовая набережная, XIX век.)


Ведущий: Этот гимн городу и его основателю принадлежит зрелому Пушкину, а впервые Петербург поразил его воображение в детстве.

(Литография Патерсена «Вид с Исаакиевского моста вверх по течению Невы», 1799 год)


В: В Царском селе, летней резиденции императора, открывался Лицей - учебное заведение для юношества благородного происхождения, «предназначенного к важным частям службы государственной». Прочитав «Постановление о Лицее», Сергей Львович решил отдать туда учиться старшего сына Он пустил в ход все свои связи и добился того, что Александр был записан в кандидаты Лицея. Успешно завершить хлопоты отца должен был дядя - Василий Львович Пушкин, поэт, довольно известный в московских и петербургских салонах, франт и весельчак. Он и привез племянника в столицу.

В: Остановились в доме не набережной Мойки, близ Невского проспекта и улицы Большой Морской. Названия звучали ново, гордо. Они понравились Александру. В Петербурге все было иное по сравнению с Москвой. В центре города - крепость и шпиль собора, похожий на мачту корабля. Памятник Петру I - великолепный Медный всадник -вознесся как будто на гребне волны из гранита. Проспекты, улицы, дворцы, сады, каналы -все здесь устремлено к Неве, к простору, к морю.

(Фото:Медный всадник)

В: Вступительный экзамен в Лицей был назначен на август. В зале роскошного дворца министра просвещения Разумовского собрались юные кандидаты в сопровождении родственников. Экзаменовали: сам Разумовский, директор департамента Мартынов, директор лицея Малиновский.

В: Как ни храбрился, но, подходя к поставленному поперек зала большому, покрытому зеленым сукном, столу, за которым восседали экзаменаторы, он точно не чуял уже ног под собой, и сквозь заволакивающий ему глаза туман не мог хорошенько различить ни одного лица, инстинктивно только чувствовал, что сделался вдруг центром, на который направлены десятки испытующих глаз и что лучи их словно жгут, гипнотизируют его; нервы его натянулись, как струны, до последней степени.

В: Но перед большим собранием экзаменаторов живой, курчавый, быстроглазый мальчик - Александр Пушкин - отвечал легко и уверенно.

Экзаменатор: Какого французского писателя ты знаешь лучше всего?

Пушкин: Вольтера!

Ведущий: Все рассмеялись. Но он в свои двенадцать лет действительно знал и любил Вольтера. Он был готов прочесть им наизусть.

Экзаменатор: Не родственник ли Вам писатель Василий Пушкин? Пушкин: Точно так, Ваше сиятельство, родной дядя.

Экзаменатор: В таком случае, Вы, конечно, знаете и других русских литераторов?..

Пушкин: Еще бы! Дмитриев, Карамзин, Жуковский, Батюшков - у нас в доме свои люди.

Экзаменатор: Не о личных Ваших знакомых идет речь. Вообще, примите за правило, молодой человек, выслушивать старших до конца, не прерывая. Итак, я спрашиваю Вас, читаете ли Вы произведения наших лучших писателей.

Пушкин: Кажется, все перечел.

Экзаменатор: Все, без разбора?

Пушкин: Да, все вообще, что есть интересного в библиотеке моего отца, а библиотека у него в тысячу с лишним томов.

Экзаменатор: И Вам не было запрету брать оттуда все, что Вам заблагорассудится? Странные, однако, порядки у вас в доме... Но если Вы все перечитали, то любопытно знать, кого Вы почитаете первым русским поэтом?

Пушкин: По времени первым русским поэтом надо считать Ломоносова...

Экзаменатор: А про Кантемира, небось, и забыли, или не слыхали?

Пушкин: Кантемир - не поэт, у него рубленая проза.

Экзаменатор: Вот как!

Пушкин: Не я один так говорю: я от многих слышал. По качеству же стихов первым поэтом хотя и принято у нас считать Державина, но стих у него чересчур напыщен, у Жуковского, у Батюшкова он гораздо натуральнее и благозвучнее.

Экзаменатор: Вы прочитали малую толику; запомнили, несомненно, кое-что наизусть?

Пушкин: Очень многое.

Экзаменатор: Например...ну хотя бы Карамзинскую «Марфу Посадницу»...

Пушкин: «Раздался звук вечевого колокола, - и вздрогнули сердца в Новгороде. Отцы семейств вырываются из объятий супруг и детей, чтобы спешить туда, куда зовет их отечество...»

В: Потом были вопросы из грамматики.

Экзаменатор: В правописании Вы слабы, ответы сбивчивы и нетверды.

Ведущий: Когда его спросили о познаниях в иностранных языках и просили начать с немецкого, он попросил: «Нельзя ли мне отвечать из одного французского?» (немецкий знал хуже, только читал бегло). Но французский...

Пушкин: (произносит фразу по-французски)

Экзаменатор: Бесподобно! Изумительно чистое парижское наречие!

Ведущий: По географии и истории сбивался, не зная ни одного исторического события.

Экзаменатор: В арифметике, я уверен, вы всего слабее.

Ведущий: И он не ошибся.

Экзаменатор: Что Вы учили по обязанности, то усвоили плохо, что читали без спроса, то усвоили прекрасно, (директору Малиновскому) Сей птенец сколь необуздан, столь и даровит.

Ведущий: Счастливый день! - экзамен сдан. И в этот именно в этот день нашел он друга - Ивана Пущина, друга на всю жизнь. (Фото: портрет Пущина)

Пущин: По сходству ли фамилий, или по чему другому, только я его заметил с первого взгляда. Не припомню кто, только чуть ли не В. Л. Пушкин, привезший Александра, позвал меня и познакомил с племянником. Я узнал от него, что он живет с дядей на Мойке, недалеко от нас. Мы положили часто видеться... С этой поры установилась и постепенно росла наша дружба...

(Фото:Летний сад)

Ведущий: Теперь они вместе ходили в Летний сад, Василий Львович возил приятелей наКрестовский остров. После нескольких томительных дней ожидания Пушкин получил радостную весть - попал в число 30-ти счастливцев, выбранных в лицей самим министром из 38ми экзаменовавшихся.

В: И вот наступило 19 октября - день официального открытия лицея. За ночь выпал свежий сырой снежок, к утру приморозило, и солнце взошло в полном лучезарном блеске, празднично озаряя все углы и уголки обширного лицейского здания. Сегодня им в первый раз разрешено прифрантиться, надеть свою новенькую форму.

В: В парадном зале с белыми колоннами собрались министры, знатные гости, воспитатели. Приехал царь. Долго говорили речи, обращаясь больше всего к царю со словами благодарности. Тридцать мальчиков в одинаковых синих мундирах с красными воротниками стояли в стороне. Еще не знакомые друг с другом, они грустно посматривали на родных, с которыми прощались надолго. Пушкину было совсем одиноко: родители в Москве, дядя уехал.

В: Но вот заговорил Куницын - профессор нравственных и политических наук. Он говорил взволнованно и ярко. Он обращался к детям и обращался к ним, как к гражданам государства. В них он видел надежду и будущее России.

Куницын: Отечество приемлет на себя обязанность быть блюстителем вашего воспитания, дабы тем сильнее действовать на образование ваших нравов. Но главным основанием ваших познаний должна быть истинная добродетель. Любовь к славе и отечеству должна быть вашим руководителем...

Ведущий: Горячо говорил учитель, и слова западали в юные сердца. Это была высокая, светлая минута. Рождалось лицейское братство, возникала «лицейская республика».


Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,


Поставлен им краеугольный камень, Им чистая лампада зажжена.

В: Каждый год потом собирались лицеисты, чтобы праздновать 19-ое октября. (Сценка)

А самый первый день завершился по-мальчишески весело: после торжественного обеда, сбросив парадную одежду, лицеисты играли в снежки перед Лицеем... В том году рано наступила зима.

Шел к концу 1811 год. Приближалась «гроза двенадцатого года».


Часть 4. «Гроза двенадцатого года».

(Звучит симфоническая увертюра П. И. Чайковского «1812 год».)

Ведущий: 1812 год - грозный год русской истории. Стремясь к мировому господству, Наполеон захватил почти всю Западную Европу и продвигался дальше. Впереди была Россия. 12 июня 1812 года войска Наполеона перешли границу.

Русские полки отступали на восток под ударами сильнейшей в мире армии. Пал Витебск. Пал древний Смоленск.

(Оборона Смоленска. Худ. Кривоногое, 1966 г.)

В: Враг устремился к Москве, сердцу России. И вот тогда народ поднялся на защиту родной земли, земли отцов.

В: Когда до Царского села дошла весть о том, что Наполеон в Москве, лицеисты не спали по ночам. Многие плакали.

(Русская армия и жители оставляют Москву в 1812 году. Худ. Соколов и Семенов, 1958г.)

В: В свободные часы воспитанники вместе с педагогами спешили в газетную комнату, чтобы узнать свежие новости о движении неприятеля. Патриотическое воодушевление сблизило лицеистов и одухотворило их дружбу.

(Подвиг солдат Раевского под Салтановкой. Худ. Самокиш, 1912 год.)

В: Они досадовали, что не могли по возрасту пойти на войну и постоять за Отечество. История творилась на глазах юношей, и каждый из них чувствовал себя причастным к ней. Внимание к судьбе личности и народа предопределило дальнейшее развитие Пушкина как русского национального поэта. Все были уверены, что Россия победит. Мощный национальный подъем, лицейские заповеди о сохранении чести, личного достоинства, независимости суждений, гордого терпения в несчастьях и бедах придадут лицеистам не иссякнувший до конца их дней исторический оптимизм. Пушкин при своем человеческом, гражданском, творческом становлении испытал могучее влияние событий национальной истории.

(Пожар Москвы. Вид направо от Кремля. Гравюра Жебеле. 1816 год.)

Ведущий: Горит Москва! Горят храмы, сады, дома. Враги на Красной площади, в Кремле... Из дома Пушкину не было никаких известий. Не было больше дома: родители с толпами беженцев выехали в Нижегородскую губернию.

(Русские в 1812 году. Худ. Пржецлавский)

(Сценка)

По дороге вдруг «взбунтовалась» Арина, няня. Она спрыгнула с телеги и пошла обратно. Хотела идти до Петербурга - повидать и утешить любимца своего - Александра Сергеевича. «Как же он там один. И в такое время», - думала она. Арину с трудом вернули на место, уговорили: «Что будет с царским двором, с Лицеем, то и с барином».

В: Гвардейские полки из Царского села уходили на фронт: Отечество в опасности! Лицеисты подбегали к окнам классов, долго смотрели вслед солдатам. Сердца бились тревожно и гордо.

(Звучит марш лейб-гвардии, картина «Солдатские песни. Худ. Архипов. 1973 год»)

Вы помните: текла за ратью рать, Со старшими мы братьями прощались, И в сень наук с досадой возвращались, Завидуя тому, кто умирать шел мимо нас.

(Преображенский и Семеновский полки в день Бородинского сражения.Худ Рубо, 1912 год)

В: В такие минуты душа открывалась для чести, для дружбы, для подвига! Первая лицейская годовщина - 19-ое октября 1812 года - была освещена всеобщей радостью победы: Наполеон оставил Москву, началось бегство «великой армии».

(Сценка)

Александр Тургенев привез свежие новости о родителях Пушкина: - Живы, живы, дружок, успокойся. Они с весны еще гостят у Вяземских в Остафьеве. И почти все добро успели вывезти из Москвы.




Часть 5. «В садах Лицея»


А между тем учебное колесо Лицея продолжало крутиться. Вот распорядок дня лицеистов:

Подъем в 6 утра. Утренняя молитва и стакан чая с крупитчатой булкой. С 7ми до 9ти -занятия в классе. С 9ти до Юти - прогулка. С Юти до 12ти - уроки. С 12ти до 14ти -прогулка. С 14ти до 15ти - чистописание, рисование. С 15ти до 17ти - уроки. 17 - чай с полубулкой. С 17ти до 19ти - прогулка. С 19ти до 20:30ти - подготовка домашних заданий. В 20:30 - ужин. С 21 до 22 - свободное время.

(Портрет Малиновского)

В лицее создавалась особая атмосфера, «лицейский дух», который особенно ценили воспитанники. Он возник благодаря нескольким обстоятельствам. Во-первых, это был первый набор лицеистов, предмет особой любви воспитателей. Во-вторых, преподаватели уважали личную честь и достоинство воспитанников: в лицее были запрещены, в отличие от других учебных заведений, телесные наказания. В-третьих, педагоги, например, директор Малиновский и др., поощряли дух товарищества, подавали примеры гордой независимости, безупречного нравственного поведения, исключавшего холопство, чинопочитание. Лицеисты проникались чувством свободы, уважением к себе и чужому достоинству, чтили независимость мнений и поступков. Помимо других, это была, пожалуй, самая ценная сторона лицейского воспитания, которая и впоследствии разительно отличала выпускников лицея от остальной молодежи.

В: Однако между восприятием лицея поэтом в годы учения и идеализированным образом лицея, сложившимся у него в 20е годы, нет тождества. Лицей в 20е годы - это нерушимый, свободный союз друзей, дружеское сообщество поэтов, общее отечество, взрастившее братьев по духу, - лицейская республика.

В: Для Пушкина - мальчика, отрока и юноши - лицей был иным, закрытым учебным заведением. Воспитанников отдалили от окружающей жизни. Их редко выпускали за пределы лицея и не столь часто, как хотелось бы, допускали к ним родственников. Пушкин рвется, особенно в последние годы пребывания в лицее, из этого монастыря на волю.

В: Культ лицейской дружбы, которую впоследствии прославил Пушкин, начался после окончания лицея. В реальности лицейская дружба не была безоблачной. Особенно подружился Пушкин с Дельвигом, Пущиным, Малиновским и Кюхельбекером. Несмотря на размолвки (в особенности с Кюхельбекером), с этими лицеистами он никогда не порывал.

(Портреты лицеистов)

В: Иван Пущин. Спокойный, серьезный, даже строгий юноша. Умный, добрый, «большой Жанно», как прозвании его товарищи.

(Фото: комнаты Пушкина и Пущина в лицее)

Антон Дельвиг. Грузный, медлительный, ленивый. С мягким характером, добрым сердцем и острым умом. Писал стихи, чувствовал красоту слова и мысли.

В: Вильгельм Кюхельбекер. Длинный, худой, нескладный юноша. Вспыльчивый, обидчивый и нежный. Его прозвище - Кюхля. Это был поэт-романтик, мечтатель-идеалист.

В: И Александр Пушкин, по прозвищу Француз, Искра, живой, веселый, озорной, порывистый, легкий в движениях и бесконечно талантливый!

В: Все они были разными, ничуть не похожими один на другого. Но все они были умны, благородны и одинаково понимали слова Родина, Свобода, Равенство, Братство.

Бывало и так, что друзья ссорились. Пушкин, который не мог удержаться от острого слова, однажды пошутил над Кюхельбекером.


За ужином объелся я, Да Яков запер дверь оплошно, Так было мне, мои друзья, И кюхельбекерно и тошно.


(Сценка)

Кюхельбекер вспыхнул, потребовал дуэли.(звучит «Турецкий марш» Моцарта)

Секундантами были Пущин и Дельвиг. Вильгельм стрелял первым и дал промах (секунданты зарядили пистолеты клюквой). Пушкин бросил пистолет и хотел обнять товарища, но тот закричал: «Стреляй!». «Полно дурачиться, милый, пойдем пить чай», -сказал Пушкин. Они помирились.

В: Друзья влюблялись. Пушкин и Пущин и еще шестеро лицеистов были влюблены в Катеньку Бакунину, фрейлину императрицы. Бакунина приезжала к брату в лицей. Она жила с матерью в Царском Селе, всегда посещала лицейские балы.

(Исполняется мазурка)

В: Прелестное лицо Бакуниной, дивный стан и очаровательное обращение производили всеобщий восторг во всей лицейской молодежи.

(Портрет Бакуниной. Николай Корсаков (ученик) в окружении семерых лицеистов поет 1-ую часть романса на стихи Дениса Давыдова "Не пробуждай" и аккомпанирует себе на гитаре

В: Пушкин писал в дневнике 29-го ноября 1815 года:

- Я счастлив был... Нет, я вчера не был счастлив. Поутру я мучился ожиданием, с неописуемым волнением стал под окошком, смотрел на снежную дорогу, ее не видно было. Наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице - сладкая минута!.. Как она мила была!..

Но я не видел ее 18 часов, ах! Какое положение, какая мука! Но я был счастлив 5 минут. (Звучит «К Элизе» Бетховена)

В: Это была робкая и стыдливая первая юношеская любовь. Из своих 132х лицейских стихотворений Пушкин посвятил ей более 20ти.


Сценка: Пушкин вручает Бакуниной 2 стихотворения. Одно она читает: Любовь одна - веселье жизни хладной, Любовь одна - мучение сердец. Она дарит один лишь миг отрадный, А горестям не виден и конец.

Бакунина: Искренне и хорошо, но мне жаль вашей грусти. Пушкин: Что делать?

Б: Знаете, я люблю ваши стихи, в которых вы свободно отдаетесь чувству. Я отдаю преимущество личным чувствам. П: А личные чувства - это любовь. Б: Бедный мальчик! (обнимает его и целует в щеку) П: (тихо) Вот счастье.

Б: Ну что, виден горестям конец? (улыбается) П:(радостно) Да, горестям уж виден и конец!

Б: А теперь пойдем домой (Пушкин убегает, радуясь, подпрыгивая под звуки романса на стихи Дениса Давыдова "Яне ропщу" из к/ф "Эскадрон гусар летучих") Б: (Читает стихотворение «Певец»)

(Звучит дуэт «Слыхалиль вы...» из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин»)

В: В лицее Пушкин, которого дома считали нерасторопным и даже неуклюжим, выше всего ставил физическую силу и ловкость. Он увлекался борьбой, игрой в лапту на знаменитом Розовом поле и, по воспоминаниям Пущина, всем желал доказать, «что мастер бегать, прыгать через стулья, бросать мячик...» Он любил первенствовать, сердился, когда проигрывал, долго помнил серьезные обиды, нанесенные ему как человеку и унижающие его достоинство.

В: Таких обид он не прощал. Если был виноват или принял недоразумение за оскорбление, то всегда искренне раскаивался и делал это с такой подкупающей простотой и непринужденностью, что нельзя было не поверить в чистоту его намерений и доброту сердца.

В: Его отношения с товарищами не были ровными. Настроения быстро сменялись. Впоследствии Пушкин вспоминал: Порой бывал прилежен, Порой ленив, порой упрям, Порой лукав, порой мятежен, Порой, печален, молчалив, Порой сердечно говорлив.

В: Пушкин чувствовал себя неуверенно среди сверстников, потому что не возбуждал к себе общей симпатии. Это делало его ранимым.

Лишь немногие знали и ценили его ум и сердце, понимая, что он в Лицее обладал познаниями и начитанностью, превосходившими одноклассников.

В: Кроме классных журналов, куда заносились отметки по отдельным урокам, каждый профессор и воспитатель вел свою ведомость о дарованиях, прилежании и успехах воспитанников. Вот что писал о Пушкине Кайданов, преподаватель истории:

- При малом прилежании оказывает очень хорошие успехи, а сие должно приписать одним только прекрасным дарованиям. В поведении резв, но менее прежнего.

В: А вот запись преподавателя русской и латинской словесности Кошанского:

- Больше имеет понятливости, нежели памяти. Больше вкуса к изяществу. Малое затруднение может его остановить, но не удержать, ибо он, побуждаемый соревнованием и чувством собственной пользы, желает сравняться с первыми воспитанниками. Успехи его в латинском языке довольно хороши, в русском не столько тверды, сколь блистательны.

В: Шесть лицейских лет, с 1811 по 1817 год, время первого и необычайного подъема духовных сил лицеистов. На Лицей возлагались большие надежды - он должен был готовить воспитанников для государственной службы и приравнивался к российским университетам. Срок обучения делился на 2 курса - начальный и окончательный. Бессистемная, пестрая и несовершенная широта учебной программы не способствовала глубокому усвоению наук. Впрочем, от воспитанников не требовали равного овладения всеми предметами. Лицей не был приспособлен к тому, чтобы давать узкоспециальное, профессиональное образование. В Лицее, как потом скажет Пушкин по другому поводу, «учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь» - от математики до конной езды и танцев. Потом Пушкин восполнит этот недостаток. Он станет глубоким знатоком истории, овладеет, кроме знакомого французского, другими языками, в суждениях о мировой литературе и эстетической мысли опередит время.

В: Лицеистов знакомили с возможно большим числом дисциплин, предоставляли большой выбор. Их учили схватывать общий смысл проблем. Подразумевалось, что углубленно вникнуть в существо проблемы они смогут и самостоятельно. Эти надежда вполне оправдались. Некоторые предметы, в частность философия, преподносились с учетом достижения европейской мысли. Из всех лицейских профессоров Пушкин, как и другие лицеисты, выделял А. Куницына и А. Галича.

В: Лицеисты мужали и сплачивались не только на занятиях науками и в быту. У них были общие духовные интересы, литературные и общественные. Некоторые увлекались сочинительством. Несходство литературных пристрастий рождало споры и поэтические состязания. Педагоги поощряли литературное творчество, в лицее обнаружилось много стихотворцев: Кюхельбекер, Дельвиг, Илличевский, Корсаков, Яковлев. Они выпускали рукописные журналы. На первых порах первенство отдавали Илличевскому. Это вызывало авторскую ревность Пушкина, многие поэтические начинания которого упорно отвергались. А за пределами лицея крупнейшие литераторы Карамзин, Жуковский, Батюшков и др. (на экране их портреты) знали, что «сын Сергея Львовича» обладает исключительным поэтическим дарованием. Поэт вспоминал, что «начал писать с 13летнего возраста и печататься с того же времени»

(Фото: обложки лицейских журналов)

В те дни - во мгле дубравных сводов Близ вод, текущих в тишине, В углах лицейских переходов Являться муза стала мне. Моя студенческая келья, Доселе чуждая веселья, Вдруг озарилась! Муза в ней Открыла пир своих затей; Простите, хладные науки! Простите, игры первых лет! Я изменился, я поэт...


8 января 1815 года произошло событие, которое приобрело в жизни Пушкина огрохмное значение. На переходный экзамен с курса на курс приехал Г. Р. Державин. Лицеисты хорошо знали его поэзию. Пушкин прочел свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» «с необыкновенным оживлением». (Читает стихотворение)

(Картина И. В. Репина «Пушкин на лицейском экзамене»)

В: Державин был растроган. Хотел обнять юного поэта. Пушкин тоже был взволновал: он убежал, и его не смогли найти.

В: Современники вряд ли придавали встрече Державина с Пушкиным символическое значение. Но Пушкин оценил Державинскую похвалу как знак поэтического признания, как посвящение в поэты.

В: После войны 1812 года в русском обществе усилилось политическое брожение. Все ждали значительных перемен в общественной жизни. Разговоры о свободе не прекращались. Из заграничных походов вернулись русские офицеры, и лицеисты стали встречаться с ними. Один из них П. Я. Чаадаев, блестящий гусарский офицер, философ, человек острого ума и мятежного духа. Пушкин восхищался им. Впоследствии поэт высоко оценивал значение Чаадаева для своего умственного и нравственного развития.

(Портрет Чаадаева)

Идеи Чаадаева были сходны с мыслями Куницына. В беседах с Чаадаевым складывались вольнолюбивые взгляды Пушкина. В послании к Чаадаеву он писал: Твой жар воспламенял к высокому любовь..

В: В 1817 году состоялся 1ый выпуск Лицея. Лицей окончен. Было грустно и радостно. Грустно потому, что пришел час разлуки с друзьями. Радостно потому, что начиналась жизнь независимого, взрослого человека. Хотелось писать и радоваться успеху, хотелось любви, славы, свободы... «Пари, как орел, но не останавливайся в полете», - сказал Пушкину Карамзин.

(Звучит стихотворение «Друзьям»)

Пушкин был близок к осознанию того, что станет первым профессиональным поэтом России.

В: Расставаясь, лицеисты поклялись ежегодно отмечать день Лицея - 19 октября. В: В 1825 году, будучи в ссылке в Михайловском, Пушкин написал послание друзьям. (Фото: кабинет Пушкина в Михайловском, старый парк осенью)

19 октября

Роняет лес багряный свой убор... (читает ученик)

В: После событий 14 декабря 1825 года, когда были арестованы И. Пущин, В. Кюхельбекер, В. Вольховский, 19ого октября 1827 года Пушкин писал:

Бог помочь вам, друзья мои... (читает ученик)


В: К 20летнему юбилею 19ого октября 1831 года было написано стихотворение. Чем чаще празднует Лицей... (читает ученик)

Часть 10. 19 октября 1836 года.

В: Приближалось 25-летие Лицея. Лицеисты-выпускники договаривались о торжестве. Предлагали это день праздновать первому выпуску вместе с другими. Но Яковлев ответил: «Пусть нас, стариков, оставят в покое». Пушкин откликнулся запиской: «Нечего изменять старинные обычаи Лицея... Сказано, что и последний лицеист один будет праздновать 19 октября. Об этом не худо напомнить».

В: Пушкин был в непрерывном смятении, но 19ого октября все его дела и начинания были озарены «лучом лицейских ясных дней».

В: Уже давно Пушкин получил из Москвы «Философические письма» Чаадаева, в которых, критикуя общественную жизнь, Чаадаев дошел до утверждения ничтожности истории России. Ответ написан 19 октября 1836 года. Пушкин возражал Чаадаеву убедительно и с величайшим достоинством. Заключая рассуждение, он написал: «...я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора, меня раздражают, как человек с предрассудками - я оскорблен, - но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

В: Праздновать годовщину Лицея собрались у Яковлева. Их осталось 11. Знакомые, родные голоса, шум встречи (сценка)

Комовский пришел в лицейском мундире, который чудом сохранился у него. Это развеселило всех. Пушкин принес письма Кюхельбекера.

В: За праздничным столом по обычаю вели протокол. Сегодня его передали Пушкину. Он написал: «19 октября 1836 года» - и подчеркнул. Пировали, как сказано в протоколе, следующим образом:

  1. Обедали вкусно и шумно

  2. Выпили три здоровия (по-заморскомуtoasts):

а) за 25-летие Лицея

б) за благоденствие Лицея

в) за здоровье отсутствующих

  1. Читали письма Кюхельбекера.

  2. Читали старинные протоколы, хранящиеся в архиве лицейском у старосты Яковлева

  3. Поминали лицейскую старину, пели «национальные песни»


Сценка

  • А помните нашу национальную песню о Фридрихе Матвеевиче Гауеншильде?

  • Да, не любили мы его.

  • А он любил лакричные конфеты.

  • Как мы певали хором!

  • Начинали медленно и заглушенно...

  • Потом темп ускоряли, голоса возвышали...

  • А под конец переходили в бурю!

  • Да, теперь уж так не споем...


В лицейской зале тишина -Диковинка меж нами: Друзья, к нам лезет сатана С лакрицей за зубами! Друзья, сберемтеся гурьбой, Дружнее в руки палку, Конфету сплющим за щекой, Дадим австрийцу свалку!

  • А помнишь, Пушкин, как наш учитель Кошанский ругал нас за плохие стихи? А твое стихотворение «Роза» признал самым лучшим.


(поют)


За рифмой, часто холостой, Назло законам сочетанья Бегут трехстопные толпой На -аю, -ает и на -ой. Я ставлю (кто не без греха?) Пустые восклицанья, Пустые восклицанья И сразу лишних три стиха.

  • А кто это сочинил про Дельвига? Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь? Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой сидишь, Латынью усыпленный. Взгляни: здесь круг твоих друзей, Бутыль вином налита, За здравье нашей музы пей, Парнасский волокита.

  • Вильгельму Кюхельбекеру! Вот Виля, он любовью дышит, Он песни пишет зло,

Как Геркулес, сатиры пишет, Влюблен, как Буало. Писатель, за свои грехи, Ты с виду всех трезвее. Вильгельм, прочти свои стихи, Чтоб мне заснуть скорее.

  • О Михаиле Яковлеве:

А ты, который с детских лет Одним весельем дышишь! Забавный, право, ты поэт, Хоть плохо басни пишешь.

  • Об Илличевском: Остряк любезный! По рукам! Полней бокал досуга!

И вылей сотню эпиграмм На недруга.. .и друга.


(поют)


Ужели трезвого найдем За скатертью студента? На всякий случай изберем О, други, президента. В награду пьяным он нальет И пунш, и грог душистый. А вам, спартанцы, поднесет Воды в стакане чистой. (Ивану Малиновскому) А ты, повеса из повес, На шалости рожденный, Удалый хват, головорез, Приятель задушевный.

  • А помнишь, как Илличевский о нашем учителе математике Карцеве сочинил? Поверь, тебя измерить разом

Не мудрено, мой друг черняк, Ты математик - минус разум, Ты злой насмешник - плюс дурак!

  • Помнишь, Пушкин, как ты решал алгебраическую задачу на доске? Все переминался с ноги на ногу, писал молча какие-то формулы, наконец, Карцев спрашивает:

  • Что же вышло? Чему равняется икс? А ты улыбнулся и ответил:

  • Нулю.

  • Хорошо. У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи.

  • А песню о лицейском списке лучших и худших помните? Этот список - сущи бредни!

Кто тут первый, кто последний? Все нули, все нули! Ай, люли, люли, люли! Покровительством Минервы Пусть Вольховский будет первый! Мы ж нули, мы ж нули! Ай, люли, люли, люли!

  • А помнишь, Пушкин, как Дельвигв тайне от тебя твои стихи послал в журнал? Куда сокроюсь я?

Изменники-друзья Невинное творенье Украдкой в город шлют И плод уединенья Тисненью придают...


В: Пушкин был взволнован. Воспоминания, искренность, приветливость тревожили сердце. Здесь с гордой радостью ждали его слова. Поднялся, помолчал и в полной тишине начал читать:

Была пора: наш праздник молодой...


Теперь не то...

В: Он не мог продолжать от волнения, отошел в угол и сел на диван. Кто-то из товарищей дочитал листок. Стихи не были кончены. Они обрывались на грустном полуслове:

И над землей сошлися новы тучи, И ураган их...

В: Пушкин обещал докончить стихотворение и в оригинале приобщить его к протоколу. В: Праздник закончился рано, разошлись в Юом часу.

В: Через 16 дней начнется неприятная дуэльная история, а через 102 дня Пушкин погибнет

(Звучит «Реквием» Моцарта)


В: Пришлось жить без Пушкина, а николаевского времени впереди еще 18 лет. В первое десятилетие ссылки декабристы надеялись на скорое освобождение, во второе -надеялись уже меньше, а в третье уверились, что никогда не вернутся.

В: Пущин однажды спросил одноклассника Федора Матюшкина: «Памятная доска Лицея... Верно, там есть выходка на мой и Вильгельма счет?» Выходка была обыкновенная: в числе выпускников 1817 года Пущин и Кюхельбекер не значились, как будто их никогда не было.

(Портрет Энгельгардта)

Пущин - директору Энгельгардту из западносибирского городка Ялуторовска 26 февраля 1845 года: «Горько слышать, что наше 19 октября пустеет - видно, и чугунное кольцо стирается временем. Досадно мне на наших звездоносцев: кажется, можно бы сбросить пустые регалии и явиться запросто в свой прежний лицейский круг». Главными звездоносцами были статс-секретарь Корф и Горчаков, получивший скромную должность посланника в маленьком германском королевстве.

В: 18 февраля 1855 года Николай I умирает, на престоле Александр II, порядки смягчаются, заканчивается Крымская война, начинается освобождение крестьян. Произведения Пушкина выпускают в свет. Пущина и его друзей декабристов собираются выпустить из Сибири. Горчакова сразу извлекают из небытия. Срочно нужны настоящие, умеющие делать дело, а не лакированные дипломаты. Пятидесятилетнего Горчакова неожиданно делают послом в Вене. А в 1856 года князь Горчаков выходит из царских апартаментов министром иностранных дел России. Не зря Пушкин предсказывал ему блестящую карьеру. Пущину разрешили увидеть Москву спустя 372 месяца ссылки, а через некоторое время и Петербург. Он пишет декабристу Оболенскому: «В Петербурге 15 декабря мы в Казанском Соборе помолились и отправились в дом на Мойке (квартиру Пушкина)».



Часть 11. Сорок седьмая годовщина Лицея. 19 октября 1858 года

Начало лицейского протокола.

«Ввиду отбытия в бессрочную командировку всех бардов наших, как-то: Корсакова, Дельвига, Пушкина, Илличевского и Кюхельбекера - сочинен и писан сей протокол Михайлой Яковлевым октября 19ого 1858 года.

Сегодня в 5ом часу собрались на занимаемой г.г. Яковлевым и Матюшкиным квартире г.г. Данзас, Корф, Пущин, Комовский, Мясоедов. В 9ом часу пожаловал министр Горчаков». Из приложений к протоколу.

(Вопросы и ответы писаны рукою Яковлева, Матюшкина, Пущина)

  • Чего достиг?

  • Старости (Матюшкин), благоденствия (Мясоедов), Петербурга (Пущин)

  • Лучшее дело в жизни

  • Учился в лицее (Данзас), родил сыновей, сделал публичную библиотеку (Корф)

  • Худшее (постыдное дело)

  • Писал стихи (Данзас), уверял полгода Кюхлю, что он лучший поэт на свете (Яковлев), разорил Бакунина (Комовский)

  • Сильнейшее воспоминание лицейское

  • Гоголь-моголь и фортепиано (Пущин), Волконская после объятий Пушкина (Комовский)

  • Сильнейшее желание

  • Жить (Пущин), спать (Мясоедов), избавиться от желаний (Горчаков), выплыть (Матюшкин)

  • Любимое занятие

  • Коллекционировать денежные купюры (Горчаков), прощать глупые шутки (Мясоедов)

  • Женский идеал

  • Моя жена (Мясоедов), моя вдова (Пущин), самая доступная (Комовский), калифорнийские девы, склонные к замужеству без обряда и ревности (Матюшкин)

  • Три женщины - те самые, которые разрешены нашему Пушкину его строгими изучателями и ценителями:


  1. супруга

  2. няня

3) поэтическая муза (Яковлев)


- Пожелание товарищам

Если хочешь счастья на час - напейся,

Если хочешь счастья на год - женись,

Если хочешь вечного счастья - будь здоров. (Матюшкин)


(звучит 2-ая части романса на стихи Д.Давыдовы "Не пробуждай" - запись в исполнении А. Хочинского)


Часть 12. «Наш круг час от часу редеет...»


В: 3 апреля 1859 года в Подмосковной деревне умер И. И. Пущин. В 1868 году умирают Яковлев и Мясоедов, в 1871 - Данзас, в 1872 - Матюшкин, в 1873 - Малиновский, в 1876 -Корф.

19 октября 1877 года в шестидесятилетие первого выпуска телеграмму Горчакову подписал от имени семи курсов Сергей Комовский.

В: Остались Комовский и Горчаков - последние два из первого выпуска.

В: «Кому же день лицея торжествовать придется одному?» - писал Пушкин.

В: Памятник Пушкину скоро будет готов, и в его обсуждении участвовали многие. 80-летний Комовский отмечал: «Как ни рассматривал я его со всех сторон, ничего напоминающего, никакого восторженного нашего поэта я, к сожалению, не нашел вовсе в какой-то грустной, поникшей фигуре, в которой желал изобразить его потомству почтенный художник».

В: Комовский, который когда-то проказничал и веселился вместе с Пушкиным, не знал и не хотел знать грустного и поникшего поэта. (Фото: памятник Пушкину в Москве)


В: Вскоре после открытия памятника в Москве (8 мая 1880 года) Комовский умирает. Годовщина 1880 года была первой, когда из семьи первых лицеистов в живых остался один.

В: 19 октября на лицейский обед собрались воспитанники семи курсов. Гостем был младший сын Григорий Александрович. Собравшиеся говорили о Горчакове, гадали, исполнил ли он завет поэта:


Пускай же он с отрадой, хоть печальной Тогда сей день за чашей проведет, Как ныне я, затворник ваш опальный, Его провел без горя и забот.



В: Горчакову была послана приветственная телеграмма, на которую он не замедлил ответить: «Главного лицеиста нашего, поэта Пушкина, я весьма любил и был взаимно им любим».

В: 27 февраля 1883 года А. М. Горчаков скончался в возрасте 85 лет. До самой смерти он сохранил ясную память и живой, острый ум.

В: У Горчакова было 35 правительственных наград. Всего же 29 лицеистов получили 200 русских и иностранных орденов. А Пущин, Кюхельбекер и Пушкин - ни одного.

В: Наградой Пушкину стали вечная память народная и слава великого русского национального поэта.

В: И он, и его друзья-лицеисты «для общей пользы служили Отечеству».

(Все произносят) Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг! Отчизне посвятим Души прекрасные порывы.


(Звучит лицейский прощальный гимн, сочиненный бароном Дельвигом и положенный на музыку Теппером де Фергюссоном) То ж к славе чистое стремленье, То ж: правде - да, неправде - нет!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
"То к славе чистое стремленье..."Литературный вечер, посвящённый А.С. Пушкину

Автор: Белова Валентина Сергеевна

Дата: 06.11.2014

Номер свидетельства: 127326


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства