kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология подготовки учащихся к сдаче испытаний по международной программе по оценке образовательных достижений (грамотность чтения).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (далее – PISA) осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР).  Целью исследования PISA является оценка владения учащимися знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе. Дополнительно к оценке образовательных достижений изучается влияние на эти достижения различных факторов, связанных с учащимися и их семьями, школой и образовательными возможностями, существующими вне школы.

Объектом исследования являются образовательные достижения учащихся 15-летнего возраста. Выбор этих учащихся объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе, и программы обучения в разных странах имеют много общего. Именно на данном этапе образования важно определить уровень знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.

Исследование PISA определяет грамотность чтения как понимание, применение и анализ письменных текстов, и интерес к ним для достижения целей, углубления знаний, расширения кругозора и участия в жизни общества. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология подготовки учащихся к сдаче испытаний по международной программе по оценке образовательных достижений (грамотность чтения).»

Штангей Ж.А., учитель русского языка и литературы первой категории КГУ «Школа-гимназия» отдела образования акимата города Лисаковска



Технология подготовки учащихся к сдаче испытаний

по международной программе

по оценке образовательных достижений

(грамотность чтения).


Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (далее – PISA) осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР). Целью исследования PISA является оценка владения учащимися знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе. Дополнительно к оценке образовательных достижений изучается влияние на эти достижения различных факторов, связанных с учащимися и их семьями, школой и образовательными возможностями, существующими вне школы.

Объектом исследования являются образовательные достижения учащихся 15-летнего возраста. Выбор этих учащихся объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе, и программы обучения в разных странах имеют много общего. Именно на данном этапе образования важно определить уровень знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.

Исследование PISA определяет грамотность чтения как понимание, применение и анализ письменных текстов, и интерес к ним для достижения целей, углубления знаний, расширения кругозора и участия в жизни общества.

С 2009 года в нормах PISA в дополнение к работе над техническими навыками и знаниями также уделяется много внимания выработке позитивного отношения к чтению. Как утверждают исследователи, «свободное чтение» (чтение для удовольствия) имеет положительное влияние на развитие языка, в том числе на понимание прочитанного (Крашен, 2004). Во время чтения газет, журналов и комиксов учащиеся не только читают с интересом, но и увеличивают свой словарный запас. Такие тексты являются хорошими источниками специфических, современных слов (Каннингхэн и Станович, 1998).


Результаты исследования PISA учащихся Казахстана

Результаты исследования PISA показывают, что Казахстан больше всего отстает от среднего показателя по ОЭСР по грамотности чтения. Разница составляет 103 балла как в 2009 году, так и в 2012 году.

Ученики в Казахстане имеют самые низкие баллы по прочтению «несплошных текстов» (тексты, содержащие таблицы, графики, диаграммы) и по компетенции «размышление и оценка».

Компетенция «анализ и оценка» в соответствии с таксономией Блума считается сложным навыком. Чтение «несплошных текстов» также включает чтение таблиц и графиков. Чтение таблиц и графиков во многих странах попадает не под раздел «чтение», а под междисциплинарный раздел «обработка информации».


Таблица 1. Средние баллы по шкалам PISA для различных видов компетенций и видов текстов.


2009 год

Поиск и нахождение

Интеграция и интерпре-тация

Анализ и оценка

Непрерыв-ные тексты

Несплош-ные тексты

Казахстан

397 баллов

397 баллов

373 баллов

399 баллов

371 баллов

ОЭСР

495 баллов

493 баллов

494 баллов

494 баллов

493 баллов

Разница

-98 баллов

-96 баллов

-121 баллов

-95 баллов

-122 баллов


Структура тестовых заданий PISA по грамотности чтения


Навык чтения – это важный для жизни в социуме навык, необходимый для полноценного общения и способствующий развитию личности. Чтение также необходимо для увеличения потенциала, расширения кругозора, особенно в школьных ситуациях. Исследования показывают, что многие взрослые продолжают учиться всю жизнь, причем чтение играет в этом важную роль, как в формальных, так и в неформальных контекстах.

Навыки понимания, применения и анализа имеют отношение к познавательным способностям. Понимание содержания текста основано на извлечении смысла из текста. Применение относится к такому виду чтения, при котором мы применяем информацию и идеи в тексте по прямому назначению. В большинстве случаев читательское поведение предусматривает такой вид чтения. Анализируя текст, читатели соотносят прочитанное со своими собственными идеями и опытом.

Такие навыки, как навык достижения своих целей, пополнение своих знаний и потенциала/расширение кругозора, участие в жизни общества, указывают на то, в каких ситуациях грамотность чтения играет роль. Чтение служит инструментом собственного развития.

Нормы исследования PISA по грамотности чтения являются основой для заданий по чтению и основой для отчетности по различным шкалам читательской грамотности. В этих нормах описываются три направления в области чтения, а именно, тексты, аспекты и ситуации. Данные направления, соответственно, описывают:

  • различные виды текстов, которые читают учащиеся

  • цели чтения текстов учащимися

  • контекст, используемый в текстах.


Основные категории норм PISA-2009 по грамотности чтения


Тексты

Средство/способ. Тексты печатные или электронные?

А) Печатные тексты В) Электронные тексты

Виды. Какие тексты должны читать ученики?

А) Сплошные тексты (с предложениями)

В) Несплошные тексты (например, список)

С) Комбинированные тексты (комбинация сплошных и несплошных)

D) Множественные тексты (тексты из различных источников)

Тип текста. Каковы цели текста?

А) Описание В) Повествование С) Изложение D)Аргументация

E) Инструкция F) Обмен

Aспекты. Какова цель и подход к читателю?

A) Поиск и нахождение: учащиеся могут найти необходимую информацию в тексте

B) Интеграция и интерпретация: учащиеся могут использовать прочитанную информацию

C) Размышление и оценка: учащиеся могут отступить/дистанцироваться от прочитанной информации и соотнести ее со своим опытом

Ситуации. Каково предназначение данного текста с точки зрения автора?

A) Личное: текст читается из личной заинтересованности

B) Публичное: текст написан с целью привлечения внимания читателя к вопросам общества

C) Образовательное: текст используется в сфере образования

D) Профессиональное: текст написан для профессиональных ситуаций


Рекомендуемые источники для подбора текстов


Национальные и региональные газеты; общественно-политические журналы (для более высоких уровней владения языком); специальные, отраслевые журналы (хотя они могут требовать специфических знаний по теме); журналы для детей, школьников и подростков (для более низких уровней); журналы для специфических целевых групп; книги; письма, также письма читателей газет; комиксы и анекдоты (суть должна быть понятна благодаря содержанию текста, а не знанию мира!); инструкции к употреблению; брошюры и т.д.


Факторы, определяющие сложность текстов (определяются на основе анализа знаний учащихся, опыта и знаний учителя или группы учителей):

1. Количество новых незнакомых слов;

2. Базовые знания учащихся о данном предмете, явлении и т.д.

3. Длина предложений;

4. Построение, структура, логика, предсказуемость.


Практическая рекомендация учителю: текст должен быть адаптирован для учащихся, в этих целях учитель может упрощать, сокращать абзацы и/или предложения, переписывать фрагменты текста, добавлять введение, необходимую лексику и т.д.

Тексты и задания должны быть корректно сформулированы, не должны критиковать жизненный опыт и не затрагивать различия пола, веры, культуры, обычаев и привычек.



Образец задания с рекомендациями

по их выполнению для подготовки учащихся

к исследованию PISA по оценке грамотности чтения


Характеристика вопросов текста

Номер вопроса


Типы вопросов


Контекст


Компетенция


Вопросы с множественным выбором ответа

Вопросы, требующие краткого ответа

Личное

Личное

Публичное

Школьное

Профессиональное

Количество

Личное

Формулирование

1



Х


Х



Х



2


Х


Х




Х



3



Х


Х



Х



4








Х




18 советов по охране природы.


Каждый из нас не может сделать много. Но если Вы будете соблюдать эти полезные советы, вы внесете свой вклад. За Вами начнут повторять другие, и у нас в результате появится шанс.

1. Установите дома флуоресцентные лампочки. Несмотря на более высокую стоимость, одна такая лампочка потребляет на 75% меньше энергии и служит на 10 тысяч часов дольше, чем обычная. Это позволит вам значительно снизить затраты на электроэнергию. Более того, использование одной флуоресцентной лампочки в течение десяти лет сокращает выбросы углекислого газа топливными электростанциями на 590 кг!

2. Не забывайте о призыве «Уходя, гасите свет!». Без необходимости не оставляйте включенными лампы, телевизор, компьютер, магнитофон и другие электроприборы. Помните: чем больше электричества вы расходуете, тем больше топлива требуется электростанциям, следовательно, тем больше ядовитых продуктов сгорания попадает в атмосферу.

3. Чаще протирайте лампочки – пыль ухудшает освещение почти вдвое. Это приводит к тому, что вам приходится включать дополнительные лампочки, т.е. расходовать больше электроэнергии.

4. Старайтесь покупать моющие средства, не содержащие фосфаты. Попадая в реки, пруды и озера, эти вещества вызывают бурное размножение планктонов, вода делается мутной. В условиях недостатка света замедляется процесс фотосинтеза водных растений, а значит, уменьшается концентрация кислорода, погибает большинство обитателей водоема.

5. По возможности покупайте напитки в стеклянных бутылках. Одноразовую пластиковую тару нельзя переработать. Она составляет около 6% всех твердых бытовых отходов, около 50% негорючих отходов и примерно 90% не поддающейся биодеградации части мусора на обочинах дорог.

6. Старайтесь избегать покупки одноразовых предметов: бритв, зажигалок, бумажных стаканов, тарелок, салфеток. Все они лишь увеличивают количество мусора.

7. В поход по магазинам захватите с собой хозяйственную сумку: пакеты, которые раздаются бесплатно в супермаркетах, не могут быть переработаны и использованы вторично. Большинство пластиковых упаковочных материалов вообще не поддаются биодеградации.

8. Начните сдавать макулатуру, бутылки, батарейки и консервные банки в близлежащие пункты приема вторсырья. Старайтесь покупать продукцию, изготовленную из материалов, подлежащих переработке: бутылки, туалетную и писчую бумагу и прочее. Если вещи не выбрасывать, а сдавать в переработку, мы сможем добиться сокращения отходов и экономии природных ресурсов.

9. Если возможно, переведите вашу машину на неэтилированный бензин.

10. При покупке машины выбирайте ту модель, на которой установлен каталитический преобразователь выхлопных газов. Проходя через него выхлопы, содержащие углеводороды и угарный газ, окисляются до безвредного углекислого газа и паров воды.

11. Подумайте, можете ли вы сегодня обойтись без машины. Если вы не собираетесь в дальний путь, воспользуйтесь общественным транспортом (расходуя примерно столько же топлива, он перевозит большее количество людей на то же расстояние) или велосипедом. Или просто пройдитесь пешком. Это будет полезно и вам и окружающей среде.

12. Во время мытья машины пользуйтесь ведром, а не шлангом. Это значительно снизит затраты воды.

13. Если у вас есть возможность выбора, отдайте предпочтение путешествию на поезде, а не на самолете.

14. Вам действительно нужна жара в доме зимой? Даже в самые лютые морозы вполне достаточно, чтобы температура в квартире держалась на уровне 18- 20оС. Если вам все же холодно – оденьтесь потеплее!

15. Не наполняйте кастрюли и чайники до краев: кипятите столько воды, сколько вам действительно нужно. И не забывайте о крышке!

16. Не выбрасывайте мусор в раковины и туалеты. Ежегодно в море попадает миллионы тонн нечистот, убивающих все живое.

17. Бросайте мусор только в контейнеры. Если поблизости нет урны, не поленитесь пройти лишние метры или положите отходы в пакет, чтобы выбросить позже, ведь естественной переработке отбросов подчас требуются долгие годы и даже столетия:

  • Стеклянная бутылка – 1 млн. лет.

  • Консервная банка – 80-100 лет.

  • Резиновая подошва ботинок – 50-80 лет.

  • Кожа – 50 лет.

  • Изделие из нейлона – 30-40 лет.

  • Пластмассовый футляр от фотопленки – 20-30 лет.

  • Полиэтиленовый пакет – 10-20 лет.

  • Окурок – 1-5 лет.

  • Шерстяной носок – 1-5 лет

  • Апельсиновая или банановая кожура – 2- 5 недель.

18. Во время отпуска не покупайте сувениры, изготовленные из частей животных или растений, находящихся на грани исчезновения – кораллов, слоновой кости, панцирей черепах.

Подготовлено по материалам Всемирного Фонда дикой природы http://my.mail.ru/community/environment/57D6050444B069DA.html




1. О каком шансе здесь идёт речь? Сформулируйте ответ одним предложением.

2. В каком совете говорится об альтернативных способах движения вместо автомобиля? Напишите номер совета.

3. В чём главный вред одноразовой пластиковой тары и пластиковых упаковочных материалов, согласно пятому и седьмому советам? Сформулируйте ответ одним предложением.

4. Какому совету соответствует эта фотография? Запишите номер совета.


Рекомендации по выполнению задания

Задание 1

1. Внимательно прочитайте текст.

2. Найдите во введении ключевое слово «шанс».

3. Обратите внимание на заглавие текста.

4. На основе введения и заглавия дайте ответ одним предложением.


Задание 2

1. Бегло просмотрите текст.

2. Найдите в тексте ключевые слова «машина» или «автомобиль».

3. Найти совет, в котором говорится о том, какие еще можно использовать способы передвижения, кроме машины.

4. В тексте может быть несколько советов с ключевым словом «машина» или «автомобиль», но ваша задача найти только один вариант ответа, исключив другие.

5. Запишите номер совета.


Задание 3

1. Внимательно прочитайте задание.

2. Найдите в тексте советы под номерами 5 и 7, перечитайте их.

3. Выделите микротему в каждом совете (о чем говорится в каждом совете, какая проблема затрагивается).

4. Подумайте, как связаны эти микротемы.

5. Сформулируйте ответ одним предложением своими словами.


Задание 4

1. Внимательно рассмотрите картинку.

2. Обратите внимание на детали (лица, место, предметы, действия).

3. Подумайте, как связана фотография с прочитанным текстом, какую ситуацию она иллюстрирует.

4. Запишите номер совета.


Схема оценивания

1. Максимальное количество баллов 4

В ответе упоминается, по крайней мере, одно из следующих:

- внести (свой) вклад в охрану природы

- шанс защитить окружающую среду - 1

2.Совет 11 - 1

3.Суть правильного ответа заключается в следующем:

- эти материалы (почти) нельзя перерабатывать - 1

4.Совет 16 - 1


Используемая литература:

  1. Грамотность чтения учащихся. Учебное пособие. Филиал «Центр педагогических измерений» АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Астана, 2014 год.

  2. http://www.ekk.edu.ee/vvfiles/0/.pdf - русская версия разрешенных для опубликования примеров тестовых заданий PISA по грамотности чтения и образцы некоторых заданий.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Штангей Жанна Анатольевна

Дата: 11.03.2016

Номер свидетельства: 304404


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства