Внеклассное мероприятие по литературе предназначено для десятиклассников. Благодаря театрализованному представлению старшеклассники познакомятся с И.А.Буниным, его жизнью и творчеством.Проверить знания помогут викторины: "Бунин и Липецкий край", "Знаешь ли ты И.А.Бунина?"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Ведущий (1): на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем есть скромная могила. Крест из белого камня, небольшой цветник. На надгробии начертано имя – Иван Алексеевич Бунин. «Вещи и дела, аще не написании бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написании же яко одушевлённые…» Духовная жизнь возвысила писателя над хаосом проходящей жизни и обессмертила имя его.
Чтец (1): Ты мысль, ты сон. Сквозь дымную метель
Бегут кресты – раскинутые руки.
Я слушаю задумчивую ель –
Певучий звон… Всё – только мысль и звуки!
То, что лежит в могиле, разве ты?
Разлуками, печалью был отмечен
Твой трудный путь. Теперь их нет. Кресты
Хранят лишь прах. Теперь ты мысль. Ты вечен.
И.А.Бунин. Памяти
Ведущий (1): Да, печалью отмечен трудный путь! Хотя, казалось бы, судьба была к нему благосклонна: он был всемирно известным, прославленным писателем. «Трудный путь» -удел всех великих творцов. Попробуем понять, от каких истоков и к каким высотам шёл художник…
Бунин (пишет дневник): Я родился 10 октября 1870 года на Дворянской улице в Воронеже. Моя мама, Людмила Александровна Бунина, в девичестве Чубарова, была женщина нежная и душевно тонкая. Из её уст я услышал стихи и сказки русских поэтов, она играла для меня на фортепиано. Отец, Алексей Николаевич Бунин, участник Крымской войны, был человеком порывистым и беспечным, вёл бурную жизнь кутилы и игрока. Тёплую атмосферу в доме создавала мать, которая была беззаветно предана семье, нам, детям, которых у неё было девять. Детство и юность провёл я в деревне. Очень русское всё было то, среди чего я жил в мои отроческие годы. Хлеба, подступавшие летом к самым порогам, крестьянские песни и предания.
(Проецируются слайды: поле, рощи. Звучит русская песня «Ты прости-прощай, мой любезный друг. И, родимая, ах да прощай сторонушка…»)
Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой мы все жили в то время, не вернётся уже вовеки.
Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им. (Подходит к косцам, сидящим возле потухшего костра.)
Бунин: Как прекрасна была эта песня. Прелесть была не в том, что она пелась молодыми голосами, прелесть в том, что пелась с той непосредственностью, с той несравненной лёгкостью, естественностью, которая была свойственна в песне только русскому. Косцы подвигались без малейшего усилия, бросая вокруг себя косы, широкими полукругами обнажая перед собою поляны… И прекрасны совершенно особой русской красотой были те чувства, что рассказывали они своей песней.
(Песня постепенно замолкает.)
Чтец (1):
Голубое основание, золотое острие.
Вспоминаю зимний вечер, детство раннее моё.
Заслонив свечу рукою, снова вижу, как во мне
Жизнь рубиновою кровью нежно светит на огне.
Голубое основанье, золотое острие…
Сердцем помню только детство:
Всё другое – не моё.
Чтец (2):
Песок – как шёлк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет.
А ствол – гигант, тяжёлый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна.
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного цвета.
Бунин: Я долго ничего не писал и не печатал, кроме стихов: лёгких и прозрачных, как сама Россия.
Воздушной паутины ткани блестят как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет в дворе последний мотылёк
И. точно белый лепесток, на паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом: сегодня так светло кругом,
Такое тихое молчанье в лесу и синей тишине.
Что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье…
Чтец (2):
Листья падают в саду… в этот старый сад, бывало,
Ранним утром я иду и блуждаю, где попало.
Листья кружатся, шуршат, ветер с шумом залетает –
И гудит, волнуясь сад, и угрюмо замирает.
Листья падают в саду… пара кружится за парой.
Одиноко я бреду по листве в аллее старой.
Бунин: Я много писал о любви. Любовь! Как счастлив тот, у кого есть любимая, образованная и умная женщина. У меня такая была. Вера Николаевна Муромцева.
(Проецируется портрет В.Н.Муромцевой.)
Чтец (1):
Беру твою руку и долго смотрю на неё,
Ты в сладкой истоме глаза поднимаешь несмело:
Вот в этой руке – всё твоё бытие,
Я всю тебя чувствую – душу и тело.
Что надо ещё? Возможно ль блаженнее быть?
Но Ангел мятежный, весь буря и пламя,
Летящий над миром, чтоб смертною страстью губить,
Уж мчится над нами!
Бунин: Отчего ж так много грусти в моих стихах? Может быть потому, что любовь не только радость? Не знаю. Я всю жизнь думаю об этом.
Ребята, моя жизнь, как вы знаете, связана с Липецким краем. Есть ли среди вас знатоки моего творчества?
(Читает вопросы викторины).
Викторина «И.А.Бунин и Липецкий край»
1.Какие места Липецкой области связаны с именем Бунина? (д.Озёрки, Бутырки, Воргол, Огневка, г.Елец, с.Измалково.)
2.В каких произведениях Бунин описывает город Елец? (роман «Жизнь Арсеньева», повести «Деревня», «Лика», рассказы «Подторжье», «Над городом», «Подснежник».)
3.Когда произошло первое знакомство Бунина с г. Ельцом, который поразил его необыкновенно? (В раннем детстве при посещении Елецкого базара.)
4.В каком произведении очень ярко описана елецкая ярмарка? («Деревня».)
5.Кто является прообразом Лики в одноимённой повести? (Варвара Владимировна Пащенко – дочь уездного врача.)
6. В каком рассказе Бунина нет ни одного героя и всё в нём безжизненно? («поздний час» - о Ельце.)
7. Какая повесть Бунина даже своим названием больше всего характеризует нашу местность? («Антоновские яблоки».)
Ведущий (1): (читает вопросы викторины).
Викторина «Знаем ли мы И.А.Бунина?»
1.Какое произведение Бунина можно назвать автобиографическим? («Жизнь Арсеньева»).
2.Какие места называют «бунинским подстепьем»? (Орловские, липецкие, воронежские.)
3.Какие награды получил Бунин как писатель? (Пушкинская премия Академии наук – за переводы, первый из русских писателей – Нобелевскую премию.)
4.Назовите серию бунинских рассказов о любви? («Тёмные аллеи».)
5.В каких произведениях нашли троажение путешествия Бунина по другим странам? («Братья», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга».)
6.В каком году Бунин покинул Россию? ( В 1920 –из Одессы).
7.В каком из произведений описывает Бунин свои впечатления о революции и гражданской войне? («Окаянные дни»).
8. С кем из известных русских писателей был хорошо знаком Бунин? (Горький, Чехов, Куприн).
9.В каком году и где похоронен Бунин? (В 1953, в Париже).
Ведущий (2):
Из какого произведения эти строки?
1.»Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести».
(«Антоновские яблоки»).
2.»Ты подумай только: пашут целую тысячу лет, да что я! Больше! – а пахать путём – то есть ни единая душа не умеет! Единственное своё дело не умеют делать!»
(«Деревня», Тихон Ильич Красов.)
3. «Ярмарка, раскинувшаяся по выгону на целую версту, была, как всегда, шумна, бестолкова. Стоял нестройный гомон, ржание лошадей, трели детских свистулек, марши и польки гремящих на каруселях оркестров».
(«Деревня», Елецкая ярмарка.)
4. «…звон, гул колоколов Михаила Архангела, возвышавшегося надо всем в таком великолепии, в такой роскоши, какие не снились римскому храму Петра, и такой громадой, что уже никак не могло поразить впоследствии пирамиды Хеопса». («Жизнь Арсеньева», о елецких церквях).
«Узнаёте, чей это портрет?»
«Он высок ростом, худощав, но широкоплеч и строен, а лицом – красавец цыган. Глаза у него блестят дико, он очень ловок, в шёлковой малиновой рубахе, бархатных шароварах и длинных сапогах».
(Арсений Семёнович из повести «Антоновские яблоки».)
Ведущий (1): Бунина – прозаика по-настоящему заметили после «Антоновских яблок», с которых и начинается его классическая проза. В «Антоновских яблоках» и сегодня поражает тончайшее восприятие природы и умение передать его в чётких и зримых образах.
Чтец (1): читает отрывок из рассказа И.А.Бунина «Антоновские яблоки» со слов: «Помню раннее, свежее, тихое утро…»
Ведущий (2): Прочитав этот рассказ, М.Горький писал Бунину в ноябре 1900 года: «А ещё большое спасибо за «Яблоки». Это – хорошо. Тут Иван Бунин, как молодой бог, спел. Красиво, сочно, задушевно.
( На экран проецируются слайды: поле, рощи. Звучит русская песня «Ты прости – прощай, мой любезный друг. И, родимая, ах да прощай, сторонушка…» Возле потухшего костра сидят косцы.)
Ведущий (2): Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой мы все жили в то время, не вернётся уже вовеки.
Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им.
(Бунин подходит к косцам, сидящим возле потухшего костра.)
Косцы (смеясь): Ничего, они сладкие, чистая курятина!
(Берут косы, уходят. Звучит песня.)
Бунин: Как прекрасна была эта песня. Прелесть была не в том, что она пелась молодыми голосами, прелесть в том, что пелась с той непосредственностью, с той несравненной лёгкостью, естественностью, которая была свойственна в песне только русскому. Косцы подвигались без малейшего усилия, бросая вокруг себя косы, широкими полукругами обнажая перед собою поляны… И прекрасны совершенно особой русской красотой были те чувства, что рассказывали они песней.
( Песня замолкает.)
Ведущий (1): Писатель, тяготевший к старой дворянской культуре, к её традициям, помимо своей воли оказался втянутым в круговорот бурных исторических процессов. Войну 1914 года он принял как «беспримерную катастрофу», Октябрьской революции Бунин не принял. Весной 1918 года вместе с женой он уехал на юг России, в Одессу, где из дневниковых записей начала рождаться книга «Окаянные дни», опубликованная в 20-е годы уже в эмиграции.
Ведущий (2): Бунин – добровольный изгнанник: Константинополь, София, Белград. С марта 1920 года – Париж. Поэт был обречён «познать тоску всех стран и всех времён». Долгих тридцать три года ему тосковать по России…
Ведущий (1):Дом – это ведь не только крыша над головой (она у Бунина, конечно, была). Дом – это то место, с которым человек сроднился. Бунин не сроднился с Францией, она не стала его второй родиной. О французах он писал: «… вы и представить себе не можете, как небрежны они были к истинно огромному, историческому и трагическому явлению – русской эмиграции».
Ведущий (2): Прибежищем от тоски, верным утешением для Бунина неизбежно оставалась природа. Везде и постоянно Бунин видел детали русского пейзажа. В германии «несётся назад в бледном лунном свете нечто напоминающее Россию: плоские равнины, траурно-пёстрые от снега, какие – то оснеженные деревья…». В Швеции – «…та часто Стокгольма… со своими башнями, церквами и дворцами, тоже имеющая что-то схожее с Петербургом, ещё так сказочно - красива, как бывает она на закате и рассвете». Память о Родине
Всю жизнь питала его творчество. В Грассе, под Парижем, где жили Бунины долгие годы, были написаны его наиболее значительные произведения. Среди них метко названный в одном из откликов «вымышленной автобиографией» роман «Жизнь Арсеньева», за который ему была присуждена Нобелевская премия. В официальном сообщении говорилось: «решением Шведской академии от 9 ноября 1933 года Нобелевская премия присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер».
Ведущий (1): свою последнюю дневниковую запись Бунин сделал 2 мая 1953 года: «Это всё-таки поразительно до столбняка! Через некоторое малое время меня не будет – и дела и судьбы всего будут мне неизвестны!.. И я только тупо умом стараюсь изумиться, устрашиться!..»
Ведущий (2): От жизни человеческой, от веков, поколений остаётся на земле высокое, доброе и прекрасное. Только это. Так и от жизни Бунина осталось его высокое, доброе и прекрасное искусство, которое влилось в великую русскую литературу. И останется с нами навсегда!