kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий литературной композиции «Я сердцем никогда не лгу…»(С.Есенин).

Нажмите, чтобы узнать подробности

(Оформление доски):

Цветок (лепестки ромашки, на которых имена Анны Изрядновой, Зинаиды Райх, Лидии Кашиной, Айседоры Дункан, Шаганэ Тертерьян, Галины Бениславской, Софьи Толстой, Августы Миклашевской; 
в центре - портрет С.Есенина

 

Начало
Любовь слишком великое чувство, чтобы быть только личным, интимным делом каждого! Шоу Б.

Любить — это находить в счастье другого свое собственное счастье. Лейбниц Г.

Для привязанности нет срока: всегда можно любить, пока сердце живо. Карамзин Н. М.

"Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь". И. С. Тургенев

Любовь — это желание и умение отдавать, все больше и больше, осмысленно и планомерно — для счастья любимого человека.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературной композиции «Я сердцем никогда не лгу…»(С.Есенин).»

18



Сценарий литературной композиции

«Я сердцем никогда не лгу…»




Цель: кратко познакомить учащихся с судьбами женщин, ставших 
вдохновительницами поэзии С.Есенина;
проникнуть в душевный мир лирического героя;
прививать интерес к поэзии С.Есенина;
совершенствовать навыки выразительного чтения лирического
стихотворения наизусть;
развивать монологическую речь учащихся.

(На сцене вразброс стоят 11 стульев. 11 героинь есенинских стихов размещаются на сцене: кто сидит на стуле, кто-то за столом, кто-то стоит за стулом и т.д. Аня Сардановская может быть с Машей Бальзамовой, Надежда Вольпин – с Галиной Бениславской. Есенин может, передвигаясь, выбирать себе место между ними. Прочтя стихотворение, садится на край сцены и наблюдает за происходящим на сцене. Если на сцене есть декорация есенинской избы в Константиново или московского кафе, он может разместиться там и читать стихи оттуда. Каждая из героинь находит свой образ: стилизованная прическа, одежда, письмо, букетик цветов, встреча с поэтом, может быть, в кафе, у березки, на скамейке у избы, в зале, у самовара и т.д.).


(Оформление доски):

Цветок (лепестки ромашки, на которых имена Анны Изрядновой, Зинаиды Райх, Лидии Кашиной, Айседоры Дункан, Шаганэ Тертерьян, Галины Бениславской, Софьи Толстой, Августы Миклашевской; 
в центре - портрет С.Есенина

Начало
Любовь слишком великое чувство, чтобы быть только личным, интимным делом каждого! Шоу Б.

Любить — это находить в счастье другого свое собственное счастье. Лейбниц Г.

Для привязанности нет срока: всегда можно любить, пока сердце живо. Карамзин Н. М.

"Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь". И. С. Тургенев

Любовь — это желание и умение отдавать, все больше и больше, осмысленно и планомерно — для счастья любимого человека.

Звучит песня Стаса Михайлова «Жизнь нам дарит любовь».


Ведущий 1:Уже полвека живет неповторимое есенинское слово, и все, о чем писал поэт, доставалось им из глубины собственного сердца. Может быть, поэтому его стихи глубоко волнуют и нас, его читателей.

Ведущий 2:Самый суровый и справедливый критик – время. И если сегодня мы читаем, любим Есенина, задумываемся о его непростой судьбе, значит он был настоящим.

Ведущий 1:О С.А. Есенине, поэте и человеке, о том, что питало его поэзию, какие личные перипетии судьбы отразились в его творчестве, какие женщины-музы встретились на его жизненном пути и остались жить в стихах великого поэта, мы и поговорим сегодня в нашей литературной гостиной. Мы назвали ее «Я сердцем никогда не лгу…».

Ведущий 2:Сегодняшний вечер приоткроет завесу тайны над личной жизнью поэта, познакомит вас с его прекрасными возлюбленными, которые вдох­новляли поэта на создание шедевров любовной лирики.Его стихи, проникнутые обжигающими чув­ствами, сердечной правдой, ударили по струнам человеческих душ и продолжают звенеть вот уже на протяжении восьми десятилетий.


Звучит мелодия.


Есенин (на авансцене): Сегодня я в ударе нежных чувств.

Я вспомнил вашу грустную усталость,

И вот теперь я сообщить вам мчусь,

Каков я был, и что со мною сталось.


Ведущий 1 :

Поэты живут после смерти,
При жизни страдают они

Их ловят мещанские сети,
Тираны их держат в тени,
Коль им не поют “аллилуйя”
Народных глушин голоса.
Рассвет. Приближаюсь к селу я,
Где русский Поэт родился…


Ведущий 2:К вершинам поэтического творчества Сергей Есенин поднялся из глубин российской деревни. Детские годы провел в селе Константинове Рязанского уезда. С 1904 года по май 1909-го он учился в Константиновском зем­ском четырехклассном училище. Сразу же после успешного окончания училища поступил в Спас-Клепиковскую церковно-учительскую школу.

Приезжая летом из Спас-Клепиков в родное село, Есенин часто встречался с сестрой своего товарища — Анной Сардановской.

Анна Сардановская: (сидя на стуле) Наш дедушка, священник Иван Яковлевич Смирнов, жил в селе Константиново около церкви. У дедушки мы с сестрой и Машей Бальзамовой, моей подругой, познакомились с Есениным, который почти каждое утро прибегал к нам. Со мной он был в особенной дружбе. И во время учебы в Спасо-Клепиковской сельской школе и после ее окончания он большую часть времени проводил с нами. Читал стихи – Лермонтова, Пушкина, свои. Нам было по 17 лет

Есенин (задушевно, сидя на пеньке): У меня была настоящая любовь к простой девушке в деревне. Я приезжал к ней, приходил тайно, все рассказывал ей. Об этом никто не знает. Я давно люблю ее. Никого я так не любил. Больше я никого так не полюблю.

Анна.: Спасибо тебе, Сережа, что не забыл своей Ани. Я тебя тоже не забывала. Зачем же ты так мало побыл в Константиново?


Звучит мелодия (1 куплет под гитары из песни на слова поэта).


Ведущий 1:Константиновский старожил И. Г. Атюнин писал, что однажды вечером Анна и Сергей, держа друг друга за руки, прибежали в дом свя­щенника и попросили находившуюся там мона­шенку разнять их, говоря:

Аня:"Мы любим друг друга и даем слово жениться. Разнимите нас.

Есенин:Пусть кто первый изменит и женится или вый­дет замуж, того второй будет бить хворостом".

Ведущий 2:Первой нарушила "договор" Анна — вышла замуж за учителя Олоновского в село Дединово. В это время Сергей был в Москве. Узнав о заму­жестве Анны, он прислал письмо, в котором просил уже знакомую нам монашенку "взять пук хвороста и бить Анну сколько сил хватит".

Своему юношескому увлечению Есенин по­святил стихотворение

Аня:За горами, за желтыми долами

Протянулась тропа деревень.

Вижу лес и вечернее полымя,

И обвитый крапивой плетень.

Там с утра над церковными главами

Голубеет небесный песок,

И звенит придорожными травами

От озер водяной ветерок.

Не за песни весны над равниною

Дорога мне зеленая ширь –

Полюбил я тоской журавлиною

На высокой горе монастырь.

Каждый вечер, как синь затуманится,

Как повиснет заря на мосту,

Есенин:Ты идешь, моя бедная странница,

Поклониться любви и кресту.

Короток дух монастырского жителя,

Жадно слушаешь ты ектенью,

Помолись перед ликом Спасителя

За погибшую душу мою.

Ведущий 3: Да, им было по 17 и казалось, что первое чувство – навек… Оно не забудется, это правда. Как и письма влюбленной в Сережу подружки Ани Сардановской – Маши Бальзамовой (сидит рядом с Аней).

Есенин (садится за письменный стол пишет письмо, обращаясь к Маше, читает ей письмо): Маня! После твоего отъезда я прочитал твое письмо… Тяжелая грусть облегла мою душу … И мною какое-то тоскливое, тоскливое овладело чувство… Мне кажется, что ты мне не только друг, но и выше даже. Мне хочется, чтобы у нас были одни чувства, стремления и всякие высшие качества. Но больше всего одна душа – к благородным стремлениям. Дорогая Маня, а стихотворение тебе я уже давно написал.

Есенин и Маша выходят в центр, читают первую строфу вместе, вторую Есенин читает один; Маша медленно уходит от него и возвращается на место.

Есенин (с Бальзамовой в унисон):

Ты плакала в вечерней тишине,

И слезы горькие на землю упадали,

И было тяжело и так печально мне,

И все же мы друг друга не поняли.

(Есенин продолжает один)

Умчалась ты в далекие края,

И все мечты мои увянули без цвета,

И вновь опять один остался я

Страдать душой без ласки и привета.


Есенин уходит на авансцену.

М. Бальзамова (вслед ему): Милый Сережа! Ну, как ты поживаешь? Нам необходимо с тобой увидеться и излить все наши

чувства… Ведь, милый, милый Сережа, слишком мало

мы видели друг друга. Почему я не открылась тебе

тогда, когда плакала? Ведь ты был такой чистый тогда,

что и не подозревал во мне этого чувства. И между

нами не было даже, как символа любви, поцелуя.

Только тебя не могу понять, смешно, право, за что ты

меня любишь? Ведь это было, как мимолетное

виденье…

Ведущий 4:Строки А.С. Пушкина как нельзя кстати:

Я помню чудное многновение

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное видение,

Как гений чистой красоты

Трепетный, чистый образ "тургеневской де­вушки" — Марии Бальзамовой согревал душу поэта в течение нескольких лет. В 1913 году он писал ей:

Есенин:"...люблю безмерно тебя, моя дорогая Маня. Я... готов бы к тебе улететь, да жаль, что все крылья в настоящее время подломаны. На­ступит же когда-нибудь время, когда я заклю­чу тебя в свои горячие объятия и разделю с тобой всю свою душу..."


Ведущий 3: Какая жажда жить, писать настоящие стихи, учиться, совершенствовать свои способности! Какая мечта найти родную душу, свою любовь! Какие благородные стремления вели его в путь!

Ведущий 4:Надежды поэта на любовь Марии в реальной жизни не сбылись, но его чувства нашли вопло­щение в прекрасных стихах, адресованных Бальзамовой.

Звучит мелодия (переборы гитары).


Есенин (задумчиво): Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.



Ведущий 3: Вот таким светлым и наивным юношей приехал Сережа Есенин, семнадцати лет от роду, в Петербург и Москву.

Есенин встает у стола

Ведущий 4:Здесь начнется его известность как самобытного русского поэта, здесь произойдет встреча Сергея Есенина с Анной Изрядновой.

(На этих словах Есенин возвращается на сцену)

Анна Изряднова (сидя за столом): Познакомилась я с Сергеем Есениным в Москве в 1913 г., когда он поступил к нам на службу в типографию Сытина. Он только что приехал из деревни, но по внешнему виду на деревенского парня похож не был… С золотыми кудрями он был кукольно красив, окружающие по первому впечатлению окрестили его вербовым херувимом… Настроение у него было угнетенное: он поэт, а никто этого понять не хочет, редакции не принимают его стихи в печать, отец журил, что занимается не делом: надо, мол, работать, а он стишки пишет…


Стоя разговаривают с Есениным, общаются


Ведущий3: Аня Изряднова влюбилась в Сергея всерьез. Ему было девятнадцать, а ей двадцать три. В ее тихой и преданной любви было немало материнского заботливого чувства.

Ведущий4:Дочь Есенина от Зинаиды Райх Татьяна напишет в воспоминаниях: «Анна Романовна принадлежала к числу женщин, на чьей самоотверженности держится белый свет… Все, связанное с Есениным, было для нее свято, его поступки она не обсуждала и не осуждала. Долг окружающих по отношению к нему ей был совершенно ясен – оберегать», и она это делала.

Анна Изряднова (встает из-за стола, идет к краю сцены): Ко мне он очень привязался, читал стихи. Посещали мы с ним университет Шанявского. Все свободное время читал, жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить.


Ведущий 3:В конце декабря у них родился сын Юрий.

Анна Когда я вернулась домой из роддома, у него был образцовый порядок: везде вымыто, печи натоплены, даже обед готов и куплено пирожное. Ждал… На ребенка смотрел с любопытством, все твердил: «Вот я и отец…». Потом вскоре привык, полюбил его, качал, убаюкивал, пел над ним песни. В марте поехал в Петроград искать счастья.

Ведущий 4: В мае вернулся другой. Был все такой же любящий, внимательный, но уже не тот, что уехал. И снова то уезжал, то возвращался, то звал Анну с собой, то просил ждать. Однажды не вернулся – жизнь закружила. Себя искал, славы.

Анна Изряднова: Перед Петроградом в 1925 г. заходил попрощаться с нами, говорил, что, наверное, умрет. Просил не баловать, беречь сына…

Так неприметна и скромна,
Поэта первая подруга,
Была ль с любовию весна?
Но подходили мы друг другу.
Нелепо как – гражданский брак,
И истина вдруг скрылась где-то,
Ее похитил версий мрак
О первой женщине поэта.
И ты застенчив был и чист,
Красивый и с влекущей силой,
Еще был не заполнен лист,
Зачем судьба нас разлучила?

Ведущий 3: Сын Анны Романовны и Есенина – Юрий Изряднов – в 1937 г. был призван в армию, там арестован и расстрелян как враг народа. В 1956 г. реабилитирован как невиновный. Анне Романовне никто из властей даже не посчитал нужным сообщить о его гибели, и 15 лет, до самой своей смерти, она ждала сына домой. Так ушла в историю и эта страница жизни Сергея Есенина.

Есенин:

Дорогая", "милая", "навеки". 
А в душе всегда одно и то ж,
 
Если тронуть страсти в человеке,
 
То, конечно, правды не найдешь.
 

Ведущий 1: Как ни манил Петербург молодого поэта, еще больше тянуло домой, в Константиново. Выросший на воле Рязанщины, молодой Есенин сознавал, что только на родине ему «и дышится, и любится, и так легко-легко».

Ведущий2: Над окошком месяц (чтение стихотворения)

Есенин (подхватывает): Выткался на озере алый цвет зари,

Во бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется – на душе светло.

Есенин мечтательно сидит на пеньке с гармошкой в руках.

Ведущий1: Весной 1917 г. Сергей приехал в родное село. Барская усадьба в Константиново уже принадлежала дочери помещика Кулакова – Лидии Ивановне Кашиной. Она была женщина образованная, знала несколько иностранных языков. В свои 32 года она буквально цвела красотой и обаянием.

Л. Кашина (идет от деревенской декорации): С мужем-генералом наша жизнь не задалась. В городе я с двумя детьми жила отдельно. Все лето, конечно, проводили в Константинове. В усадьбе дышалось легко: природа, простое общение, верховая езда, песни, смех, в комнатах вазы с цветами. Все вместе ставили спектакли. Учителем у детей был Тимоша Данилин. Он и рассказал мне о своем друге, молодом константиновском поэте Есенине. Когда он однажды пришел к нам, мне показалось, что это златокудрый херувим спустился с небес в нашу комнату – так он был красив, свеж. Он уже печатался в Москве и стихи его, необычные, свежие, яркие, покорили меня. (останавливается в центре сцены)

Есенин: Когда я переступил порог помещичьего дома, то был поражен – меня встретила статная молодая дама в расцвете женской красоты. На прелестном лице с высоким лбом светились умом лучистые глаза. На деревенских девушек непохожа… (подходит к ней сзади, осторожно обнимает за плечи)

Л. Кашина: Нас потянуло друг к другу. Сергей стал частым гостем в нашем доме. Матери Есенина это не нравилось, ругала и его, и меня (за глаза). Но первое взрослое увлечение поэта заставило нас с Сергеем терять здравый смысл. Обоюдные чувства привели нас однажды с прогулки в Яр, отдаленный хутор. Вдруг разразилась буря, пошел сильный дождь, паром с реки сорвало – не добраться обратно. Нас не было до утра. В доме все переполошились, искали нас.

Звучит перебор гитары. Лидия Кашина освобождается от объятия, задумчиво садится на пенек.

Есенин (задумчиво на авансцене):

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет,

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: «Нет».

Далекие, милые были,

Тот образ во мне не угас…

Мы все в эти годы любили,

Но, значит, любили и нас.

Л. Кашина: После Революции я отдала свой дом Советской власти, переехала в Москву, стала переводчицей. В Москве каждого из нас захлестнула новая жизнь, но иногда мы встречались, какое-то время Сергей даже жил у меня. А в начале 1925 г. Есенин написал поэму «Анна Снегина», где я угадала многие факты из своей жизни. Погрустила, конечно, но поняла: во всех своих жизненных впечатлениях Есенин всегда оставался прежде всего поэтом… Есенин:В забвенье канули года,

Вослед и вы ушли куда-то.

И лишь по-прежнему вода

Шумит за мельницей крылатой.

И часто я в вечерней мгле

Под звон надломленной осоки

Молюсь дымящейся земле

О невозвратных и далеких…

Ведущий 2:Лидия Ивановна, сама того не подозревая, сыграла особую роль в творчестве поэта, с ее именем связан образ Анны Снегиной, ей посвя­щено одно из лучших стихотворений Есенина

Звучит мелодия.

Лидия Кашина:Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум,

Я полюбил печальный

Твой предосенний шум.

И мне в ответ березка:

"О любопытный друг,

Сегодня ночью звездной

Здесь слезы лил пастух.

Луна стелила тени,

Сияли зеленя.

За голые колени

Он обнимал меня.

И так, вдохнув глубоко,

Сказал под звон ветвей:

"Прощай, моя голубка,

До новых журавлей".


ВЕДУЩИЙ 1: После революции Лидия Ивановна Кашина переехала из Константинова Москву, работала в различных учреждениях -переводчицей, машинисткой, стенографисткой.

Умерла в 1937-м, пережив поэта, в судьбе которого так много значила, на 12 лет, но, к сожалению, не оставив о нем ни единой строчку воспоминаний.


Ведущий 3:Весной 1917 г. Есенин окажется в Петрограде, где познакомится с А. Блоком, Н. Клюевым, М. Горьким, С. Городецким, Р. Ивневым, А. Мариенгофом другими поэтами. Здесь выйдет первая книга его стихов – «Радуница».

Звучит мелодия (1 куплет песни).

З. Райх (встает со стула справа от сцены и идет в центр): Мы познакомились в Петрограде весной 1917 г. в редакции газеты «Дело народа», где я работала машинисткой. Есенин печатался в нашей газете, частенько заходил в редакцию, сидел возле меня. Болтали, обменивались мнениями, он читал свои стихи, я восхищалась. Летом его приятель – поэт Алексей Ганин – пригласил Есенина и меня в поездку на его родину, в вологодскую деревню. Путешествие было очень романтическим и увлекательным. Поэты наперебой ухаживали за мной, им нравилось соперничать.

Ведущий4: Влюбиться в Зинаиду Райх не составляло труда. Всем «нравилась ее внешность, ее прелестные, как вишни, глаза, веки, как два лепестка губы, необыкновенно матовая кожа и абсолютная женственность. Она всегда бывала жизнерадостной, веселой, легкой. Она была деловитой и целеустремленной, мечтала об искусстве, любила литературу. Она была сама молодость.

(Есенин влюблено смотрит на Райх)

З. Райх: На обратном пути, в поезде, Сергей Есенин громким шепотом сказал мне:

Есенин (держа ее руки в своих): «Я хочу на вас жениться».

З. Райх: Я ответила (вырывается): «Дайте подумать». Его это рассердило. О чем думать, когда он уже сделал свой выбор?! Не успела я ответить «да», как Сергей решил немедленно венчаться. Вернувшись в Петербург, мы по-прежнему были на «вы» и некоторое время жили порознь, чтобы не мешать друг другу прийти в себя от этого неожиданного поворота судьбы. Но было это недолго. Вскоре мы поселились на Литейном. Более того, Сергей настаивал на том, чтобы я бросила работу и устраивала домашний быт. Оказалось, что выросший в деревенском укладе жизни, он казался «хозяином очага», я видела в нем стремление к первенству. Ему нравилось по-крестьянски заявлять на меня свои права, а я не хотела быть покорной женой-домохозяйкой. Но первые ссоры случались из-за поэзии – я с чем-то не соглашалась в его стихах, и однажды Сергей так сильно разозлился, что я не понимала его, снял с руки обручальное кольцо и выбросил в окно. Я обиделась и сделала то же самое. Это нас быстро отрезвило – побежали во двор кольца искать. Помирились, шепча друг другу: «Какие мы дураки…».

Ведущий3:Невольно вспомнился Блок:

«Я бросил в ночь заветное кольцо…».

Звучит гитарный перебор.

З. Райх: Сергей был ревнив. Однажды, придя домой после службы, я увидела в комнате погром: вещи раскиданы, смяты, в печи горят какие-то листы. Когда он посмотрел на меня (причем не сразу!), его лицо было чужое, злое – такого я еще не видела. На меня сыпались ужасные, оскорбительные слова. Я даже не знала, что он способен их произнести. От ужаса, что я вижу его таким, я упала на пол и разрыдалась…Прежнюю идиллию уже невозможно было восстановить… А когда пришло время родить Танюшу, я уехала к родителям в Орел – так было спокойнее. Сережа со своими имажинистами все больше демонстративно бузил, пил, денег в семье не хватало. Февральские, октябрьские события в стране, Гражданская война – в столицах было голодно и неспокойно. Я оставалась полтора года в Орле. Конечно, за это время я не раз бывала в Москве у Сергея, и с Танечкой, и одна, но отношения наши дали трещину (садится на край сцены, обхватив голову руками).

Есенин: Вы помните,

Вы все, конечно, помните,

Как я стоял,

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое

В лицо бросали мне.

Вы говорили:

Нам пора расстаться,

Что вас измучила

Моя шальная жизнь,

Что вам пора за дело приниматься,

А мой удел -

Катиться дальше, вниз.

Ведущий1: Своего жилья у Есенина в Москве не было никогда. Он жил у кого придется, чаще у Анатолия Мариенгофа. Вместе с Есениным он, Сергей Клочков, Вадим Шершеневич, Клюев и несколько других составили группу поэтов-имажинистов. Стихи писали разные – талантливые и не очень, читали их в поэтическом кафе «Стойло Пегаса».

Ведущий2;Богема, которая там собиралась, считала себя пупом земли и была очень далека от целомудрия и трезвости. Каждый хотел выделиться из толпы, стать центром внимания. Экстравагантная одежда, вино, пьяные скандалы, сплетни, зависть – и среди этого пьяного угара звучат настоящие, талантливые стихи Есенина. Скандалы были нужны как реклама. Это так не вязалось с обликом милого, задушевного Есенина, но маска хулигана постепенно прилипала к поэту

Есенин: Тогда и я

Под дикий шум,

Но зрело знающий работу,

Спустился в корабельный трюм,

Чтоб не смотреть людскую рвоту.

Тот трюм был -

Русским кабаком.

И я склонился над стаканом,

Чтоб, не страдая ни о ком,

Себя сгубить

В угаре пьяном.

Любимая!

Я мучил вас,

У вас была тоска

В глазах усталых:

Что я пред вами напоказ

Себя растрачивал в скандалах.

Но вы не знали,

Что в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь,

Что не пойму,

Куда несет нас рок событий...


Ведущий 1 :При такой философии было не до семьи, не до любви. А. Мариенгоф твердил другу Сереже, что поэт должен быть свободным от уз брака, от обязанностей перед женщиной. Женитьбы, семья подрезает крылья у поэта. Зинаиду Николаевну он просто ненавидел за то, что она претендует на любовь их кумира. Как могли, «друзья» отрывали их друг от друга, поощряли пьяную, разгульную жизнь Есенина.

Ведущий 2:А в это время для Есенина важнее всего было признание, слава. И когда Райх приезжала к нему, не всегда эти встречи приносили радость им обоим.

Звучит мелодия на есенинские слова под гитару.

З. Райх (возмущенно, зло): Почему же не сложилась наша семейная жизнь? Это для Мариенгофа, Шершеневича, Клюева, которые, как трутни, жили за счет Есенина, я была бесцветной, злой, забитой, уродливой еврейской дамочкой! Многие другие говорили, что я была красавицей, умницей, блистательной женщиной. Но главное – я была гордой и не захотела быть одной из поклонниц сопровождавших Есенина по кабакам. Я даже решилась родить второго ребенка, думала, что семья, о которой Сергей когда-то мечтал, дети, которых он искренне любил (их фотографии он всегда носил с собой, часто хвастался ими), оторвут его от богемной жизни. Но это не случилось. Я не покорилась ему, ушла от Сергея, хотя всегда любила его. Того, что не он, а я ушла от него, Сергей не мог простить мне никогда.Ушла,но не пропала…

Ведущий 1: У Зинаиды Николаевны появился дом, семейный покой, о котором она так мечтала с Сергеем. И был великий режиссер Мейерхольд, который не стеснялся своей любви к ней, боготворил ее. И она расцвела с ним.

Райх (делая несколько шагов к Райх, та отступает от нее)

Цветы мне говорят – прощай,

Головками склоняясь ниже,

Что я уж больше не увижу

Ее лицо и отчий край.

Любимая, ну, что ж! Ну, что ж!

Я видел их и видел землю,

И эту гробовую дрожь

Как ласку новую приемлю…

…Не все ль равно – придет другой,

Печаль ушедшего не сгложет.

Оставленный и дорогой,

Пришедший лучше песню сложит.

И песне внемля в тишине,

Любимая с другим любимым,

Быть может, вспомнит обо мне,

Как о цветке неповторимом.

Ведущий3: А в стихотворении «Собаке Качалова» (Качалов дружил с Мейерхольдом и Райх) Есенин напишет еще более проникновенные строки:

Ведущий4: Мой милый Джим, среди твоих гостей

Так много всяких и невсяких было,

Но та, что всех безмолвней и грустней,

Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.

И без меня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За то, в чем был и не был виноват.

Ведущий 3:Сергей Александрович понял с опозданием, что он потерял самое главное в своей жизни. Однако тот же роковой Мариенгоф написал в своих воспоминаниях: «Кого же любил Есенин? Больше всего он ненавидел З.Н. Райх. Вот ее, эту женщину… ее, единственную и любил».

Есенин:Теперь года прошли,

Я в возрасте ином.

И чувствую и мыслю по-иному.

И говорю за праздничным вином:

Хвала и слава рулевому!

Сегодня я

В ударе нежных чувств.

Я вспомнил вашу грустную усталость.

И вот теперь

Я сообщить вам мчусь,

Каков я был

И что со мною сталось!

Любимая!

Сказать приятно мне:

Я избежал паденья с кручи.

Теперь в Советской стороне

Я самый яростный попутчик.

Я стал не тем,

Кем был тогда.

Не мучил бы я вас,

Как это было раньше.

За знамя вольности

И светлого труда

Готов идти хоть до Ла-Манша.

Простите мне...

Я знаю: вы не та -

Живете вы

С серьезным, умным мужем;

Что не нужна вам наша маета,

И сам я вам

Ни капельки не нужен.

Живите так,

Как вас ведет звезда,

Под кущей обновленной сени.

С приветствием,

Вас помнящий всегда

Знакомый ваш

Сергей Есенин.


Звучит мелодия (куплет песни на есенинские стихи под две гитары или фонограмму).

Ведущий1: (задумчиво, сочиняя стихотворение, пишет в тетрадь):

Листья падают, листья падают,

Стонет ветер, протяжен и глух.

Кто же сердце порадует?

Кто его успокоит, мой друг?

Ведущий2: С 24 по 25 г. Есенин живет в Баку, Тифлисе, Батуми, на короткое время заезжая в Москву, Петроград, Константиново.

Ш. Тальян (выходит в центр сцены с томиком стихов в руках): Я – Шаганэ Тальян, учительница из Батуми. Мы познакомились с Сергеем Александровичем Есениным зимой 1924-1925 гг. В один из вечеров я возвращалась из школы домой и заметила молодого человека, который наблюдал за мной. Он не подошел, но следовал за мной до самого дома. В гостях у журналиста Льва Новицкого я неожиданно увидела своего загадочного провожатого. Нас познакомили – это был Сергей Есенин. Он читал стихи, был интересен, пользовался большим успехом, но глазами весь вечер следил за мной. Закончив чтение стихов, Сергей Александрович попытался обнять меня за плечи, но я отстранилась. Чрезмерное внимание поэта пугало меня, а легкие отношения были бы оскорблением, потому что я была вдовой, у меня был сын и строгие понятия о нравственности. Сергей Александрович понял это, но на следующий день я вновь увидела его с цветами у школы. Я не стала обижаться. Мы просто гуляли по городу, разговаривали, рассказывали о своей жизни. На следующий день все повторилось, и Есенин прочел мне свое стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ». Чтение стихотворения самой Шаганэ Оно мне очень понравилось, но причем тут я?

Есенин (обращаясь к Шаганэ): Я написал цикл стихов о Персии, героиня цикла – девушка-персиянка. Хотел назвать ее Лалой, но решил, что Шаганэ – лучше. Вы строгая, как девушки в Персии.

Ш. Тальян: И он прочел мне еще два стихотворения из этого цикла. А в январе 1925 г. он подарил мне свою фотографию и написал на обороте «Ты сказала, что Саади…».. И подарил мне книгу «Москва кабацкая» с надписью.

Есенин: Дорогая моя Шаганэ, вы приятны и милы мне.

Ведущий1: Что же привлекло Есенина в Шаганэ? Она умела слушать поддержать, поспорить. В ней была жизнь – без надрыва, без столичного чванства и претензий. Она не согласилась быть героиней очередного легкого романа, хотя Есенин произвел на нее огромное впечатление. Поэтому простая батумская учительница осталась для него светлым поэтическим образом. И никому не открыл Есенин тайны, что Шаганэ Тальян была чем-то похожа на Зинаиду Райх.

Звучит мелодия танца (гитарный перебор). Ее перебивает Дункан.

Дункан: Когда я уезжала из Лондона в июле 1921 г. в Россию, одна модная гадалка сказала мне, что я собираюсь в далекое путешествие, что я буду богата, что у меня будут миллионы и что я выйду замуж. Я расхохоталась в лицо этой предсказательнице и не стала слушать этот вздор. Когда я приехала в Москву, то оказалось, что курс рубля был так низок, что коробка спичек стоила миллион. Так я действительно оказалась миллионершей. Через три месяца своей новой жизни я встретила молодого человека и вышла за него замуж. Этим человеком был Сергей Есенин. Теперь уже все знают, что я танцовщица Айседора Дункан приехала в Советскую Россию с большой симпатией к новой власти. Стране нужны были умные, способные, культурные люди, и я решила открыть в России танцевальную школу для детей. Все, о чем я мечтала, сбылось…

Ведущий2: В октябре 1921 г. Айседора Дункан появилась на чаепитии в студии известного художника Георгия Якулова. Анатолий Мариенгоф, который был там с Есениным, так описал эту встречу (читает из книги): «Красный, мягкими складками льющийся хитон; красные, с отблесками меди волосы; большое тело, ступающее мягко и плавно. Эффектная, божественная женщина. Она обвела комнату глазами, похожими на блюдца из синего фаянса, и остановила их на Есенине. Маленький нежный рот ему улыбнулся. Изадора прилегла на диван, а Есенин сел у ее ног. Она окунула руку в его кудри и сказала: «Золотая голова!». Было неожиданно, что она, знающая не больше десятка русских слов, знала именно эти два.

Есенин: А теперь, Изадора, танцуй! Понимаешь? Танцуй!


Звучит мелодия танца. Дункан танцует.


Ведущий1:

Не знаю, не помню,

В одном селе,

Может, в Калуге,

А может, в Рязани,

Жил мальчик

В простой крестьянской семье,

Желтоволосый,

С голубыми глазами...

И вот стал он взрослым,
К тому ж поэт, i

Хоть с небольшой,

Но ухватистой силою,

И какую-то женщину,

Сорока с лишним лет,

Называл скверной девочкой

И своею милою.

Ведущий2: Ему было 26 лет, Айседоре 45. Это была знаменитая, великая, талантливая женщина. Их жизнь была такой же, как они сами: страсть, в которой смешались счастье и горе, азарт и слезы, расставания и встречи, ссоры и примирения. Она была для него богиней, до которой надо было дотянуться, служанкой, которая искала его в дни загулов по Москве, сестрой, которая могла слушать его стихи часами. Она была личностью среди многих. Она стала нищей, потому что потратила на него все свое состояние. А. Дункан показала ему весь мир, наполнила его душу новыми впечатлениями, ее связи, авторитет открывали и ему мир литературных гостиных в Германии, Франции, США. Но он тяготился этой зависимостью, порой бесился и жестоко ее обижал. Слава Дункан мешала ему: он хотел такой же для себя. Сцены любви и счастья обычно следовали за сценами пьянства, дебоша и побега из ее дома или гостиницы. Вот одна из его телеграмм Дункан.

Есенин (на разных концах сцены с Дункан): Милая Изадора! Я не мог приехать, потому что очень занят. Приеду в Ялту. Люблю тебя бесконечно. Твой Сергей.

Ведущий: А вот через месяц уже другая телеграмма.

Есенин: Я говорил еще в Париже, что в России уйду. Ты меня озлобила. Я люблю тебя, но жить с тобой не буду. Сергей.

Дункан: 3 года мы были вместе и в то же время врозь. Его друзьям-имажинистам очень не нравился наш союз. Они ни с кем не хотели делить великого поэта. Дразнили, что я покупаю его, тянули в богемные компании, спаивали. Радовались, когда он, теряя рассудок, бил стекла, зеркала, крушил мебель в ресторанах и гостиницах. Трезвый Есенин им был не нужен. Однажды он запустил в меня золотыми часами, которые я же ему и подарила, ведь он всегда опаздывал! Из крышки выпала моя фотография. Это был конец нашей любви(уходит с авансцены, в опущенной руке ее тянется красный шарф, с которым она любила танцевать). Ведущий 1:Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.

О, возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта.

Я сердцем никогда не лгу,
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством.

Пора расстаться с озорной
И непокорную отвагой.
Уж сердце напилось иной,
Кровь отрезвляющею брагой.

И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы,
Чтоб я готов был и встречал
Его приход неторопливый.

Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты.
Иною кажется мне Русь.
Иными - кладбища и хаты.

Прозрачно я смотрю вокруг
И вижу, там ли, здесь ли, где-то ль,
Что ты одна, сестра и друг,
Могла быть спутницей поэта.

Что я одной тебе бы мог,
Воспитываясь в постоянстве,
Пропеть о сумерках дорог
И уходящем хулиганстве.

Ведущий: Они очень много дали друг другу, это правда, но и очень много мучили друг друга. Через два года Есенин покончит с собой в том номере гостиницы «Англетер», где они останавливались с Айседорой в свои счастливые дни. Айседора Дункан, узнав об этом в Париже, послала в газеты письмо:

(Голос Дункан за сценой)«Известие о трагической смерти Есенина причинило мне глубочайшую боль. У него были молодость, красота, гений. Неудовлетворенный этими дарами, он стремился к непостижимому… Он уничтожил свое тело, но дух его будет жить вечно в душе русского народа. Я оплакиваю его смерть с болью и отчаянием».

Ведущий 1:Через 2 год после его смерти она трагически погибла в Париже. Красный длинный шарф, который она любила носить шлейфом за спиной, при быстрой езде в кабриолете попал в колесо и перехватил ей горло. Смерть Айседоры была мгновенной…


Звучат переборы гитары.


Ведущий1:Это было в конце лета 1923 г., после его возвращения из поездки за границу с Дункан. Он был счастлив, что вернулся домой, в Россию. Трогал руками дома, деревья… Уверял, что все, даже небо, луна, другие, чем там.

Миклашевская: Я Августа Миклашевская. Меня познакомила с Есениным актриса Московского Камерного театра Анна Никритина, жена известного имажиниста Анатолия Мариенгофа. У них как-то по-настоящему я и встретилась с Есениным. (Есенин под руку с Миклашевской прогуливается по сцене)



Миклашевская:Целый месяц мы встречались ежедневно. Очень много бродили по Москве, ездили за город… Была ранняя золотая осень, под ногами шуршали желтые листья.

Есенин:«Я с Вами, как гимназист», -

Миклашевская (продолжает реплику Есенина): Тихо, с удивлением говорил мне Есенин и улыбался.

Часто встречались в кафе поэтов «Стойло Пегаса» на Тверской, сидели вдвоем, тихо разговаривали. Есенин трезвый был очень застенчив. Очень непонятной мне казалась его дружба с Анатолием Мариенгофом, Клюевым. Сергей жаловался, что Анатолий все сделал для того, чтобы рассорить его с женой, Зинаидой Райх. Не нравились мне и другие его «друзья». Они постоянно твердили ему, что его стихи, его лирика никому не нужна. Дурная же слава Есенина росла. Трезвый Есенин им был не нужен. Когда он пил, вокруг него все пили и ели на его деньги. Ему завидовали. И Дункан, выдающаяся танцовщица, избалованная всемирной славой, к сожалению, тоже любила ночную жизнь кафе, ресторанов. Однажды в ресторане Есенин сидел притихший и задумчивый и вдруг сказал:

Есенин: Я буду писать вам стихи.

Миклашевская: Мариенгоф усмехнулся: «Такие же, как Дункан?».

Есенин: Нет. Ей я буду писать нежные(Есенин читает первые две строфы стихотворения «Заметался пожар голубой…»).

Миклашевская: Мариенгоф стал потешаться: «Эх, вы, гимназистка! Вообразили, что можете его переделать!» Но я-то как раз понимала, что переделывать его не нужно! Просто надо помочь ему быть самим собой. Я не смогла этого сделать. Никто не смог. А Клюев однажды, доказывая, что крестьянская поэзия Есенина никому в городе не нужна, договорился до того, что Есенину с его претензиями остается только застрелиться. Вот и сбежал Есенин от всех в Баку, откуда прислал сборник стихов, в котором был цикл «Любовь хулигана» с посвящением мне.


Есенин дарит Миклашеской букетик цветов,

Есенин:Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз златокарий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.

Миклашевская: С октября 1924 г. мы стали видеться реже. Я была занята ролями в театре, требовал к себе внимания мой сын. Ревнивые «друзья» разрывали Есенина на части. Рядом с ним были и женщины, безоглядно любившие его:

Звучит мелодия (1 куплет песни на стихи Есенина).


Ведущий1: Встреча Есенина с Софьей Андреевной Толстой произошла случайно. На вечеринку по случаю дня рождения Галины Бениславской пришел писатель Борис Пильняк, с ним была Софья Андреевна Толстая, внучка Льва Николаевича Толстого.

Ведущий2 :Это было 5 марта 1925 г. Отсвет великой славы Толстых на Есенина подействовал, как гипноз. А Софья Андреевна, как часто бывало с женщинами при знакомстве с Есениным, влюбилась в него с первого взгляда, в ее любви было много материнского, как к больному ребенку.

Ведущий 3:Кто-то из друзей осуждал Есенина за решение жениться, считая С.А. пресной, неинтересной женщиной, а брак их странным, не нужным Есенину.

Ведущий 4:Кто-то, наоборот, надеялся, что ее ум, образованность, чувство долга, нежная забота вырвут Есенина из болота богемных друзей, из запойной болезни. И сам Есенин этого очень хотел.

Ведущий 1: Но надежды на перемены уже не могли осуществиться. Давил порядок в доме Толстых, угнетала размеренность жизни – Сергей Александрович отвык от нормального быта. Скучно – и он опять запил, громил квартиру, обижал Соню, у которой утрами просил прощения за оскорбления.

Ведущий2:Через 3 месяца Есенин сбежал в Константиново, потом на Кавказ, потом в Петроград. Все вокруг душило его. Он убегал от болезни, но она не отступала даже в больнице.

Толстая (на авансцене): Он запретил мне приходить к нему в больницу. Вот наши записки друг другу: «Сергей, мой дорогой, приезжай скорее. Я очень хочу тебя видеть, очень. Ужасно грустно. Твоя Соня».

Есенин (в кресле-качалке, укрыт пледом): Соня, прости меня за то, что оскорбил тебя. Ты сама виновата. Позвоню.

Толстая: Будь здоров, мой дорогой. Все мои мысли, Сергей, всегда с тобой. Люблю. Соня.

Есенин: Чувствую себя хорошо. Скоро увижу тебя. Люблю. Сергей.

Толстая: Сергей, я не хотела будить тебя… Ради бога, помни, что ты мне обещал, иначе я буду волноваться. Целую тебя. Соня.

Есенин: Не знаю, что сказать тебе. Ты меня больше не увидишь. Без всяких причин. Я люблю тебя, люблю. (медленно уходит со сцены в зал, наблюдая за всем со стороны)

Ведущий:3 «Ты меня больше не увидишь…». Это оказалось правдой. Уйдя тайком из больницы, Есенин собрался в Петроград начинать новую трудовую творческую жизнь. Оторваться от московской богемы, от прихлебателей и товарищей, загоняющих его в новые ненужные компании, новые скандалы, - вот его мечта, которая не сбылась.


Звучат переборы гитары.

Бениславская (с горечью, запальчиво, выходя на авансцену): А обо мне? Опять забыли? Мы познакомились с Сергеем Есениным на литературном вечере в Политехническом осенью 1920 г. С тех пор в моей жизни был только он, а я была для него одной из почитательниц его таланта, только и всего. Когда созрел его разрыв с Дункан после возвращения из Европы, своего жилья у него не было. Мариенгоф и Наседкин женились. Сергей Александрович вспомнил обо мне и переехал в мою квартирку. Мариенгофу даже объявил: «Галя – моя жена». (опускается на стул, отрешенно, тоскливо молчит)

Ведущий1: (из другого конца сцены): Из воспоминаний их друга, Софьи Виноградской: «С невиданной самоотверженностью, с редким самопожертвованием посвятила она себя ему. Без устали, без упрека, без ропота, забыв о себе…

Ведущий2: она несла тяжелую ношу забот о Есенине, о всей его жизни – от печатания его стихов, забот о здоровье, больницах, охраны его от назойливых кабацких «друзей» до розысков его ночами в милиции. Этого редкого и единственного друга Есенин недостаточно ценил. Он часто твердил: «Галя – мой единственный друг». Но чаще забывал это.

Бениславская (с болью бросает слова в зал): Ему нужна была жена-рабыня, и я стала ею. Он никогда не был преданным другом, и меня это мучило. Утешало одно: уходя к Наде Вольпин, Айседоре, Аде Миклашевской, Софье Толстой, он всегда возвращался ко мне. (пауза) Со своим главным капиталом – беззаветной любовью и бескорыстной помощью – я осталась банкротом. Никогда не думала, что он перестанет считаться со мной, что всегда будет слушать только себя. Да, Сергей не мог принадлежать целиком никому. У него была одна возлюбленная – его поэзия. Вот его телеграмма:

Есенин:«Галя, милая! Я очень люблю Вас и очень дорожу Вами. Да Вы и сами знаете, что без Вашего участия в моей судьбе было бы очень много плачевного» (садится за стол, обхватив голову руками и закрыв лицо).

Ведущий1: Женитьба Есенина на Софье Толстой (ради имени и квартиры!) стала для Галины Бениславской тяжелым ударом. Вот его вторая телеграмма:

Есенин:«Милая Галя! Вы мне близки как друг, но я нисколько не люблю Вас как женщину».

Бениславская (заключая, споря с этими словами): Да, но когда Есенин, пьяный, убегал от Софьи Андреевны, я принимала его снова, потому что любила его таким, каким он был, и таким, каким он стал. (пауза)

.Ведущий1: В дневнике она запишет: «Сергунь, я тебя понимаю, это была смертельная тоска, она и у меня, оттого и так больно. Но несмотря на все тревоги, несмотря на все раны, на всю боль – все же это была сказка».

Бениславская:Меня не было на его похоронах, потому что меня не было в Москве, и мне никто не сообщил о его гибели

Ведущий 2:Ваганьковском кладбище 1926 год в Москве около скромной могилы Сергея Есенина стояла молодая женщина.

Год назад в ленинградской гостинице “Англетер” оборвалась жизнь тридцатилетнего поэта.

Ведущий 1:Женщина на похоронах не была. Сейчас она нервно курила папиросу за папиросой.

Потом достала листок бумаги и быстро набросала несколько строк: (Пауза ,выстрел пистолета)Некоторое время она стояла неподвижно, затем достала пистолет.

Ведущий 2 Так закончилась жизнь 29-летней Галины Бениславской, беззаветно любившей поэта. Галина Артуровна Бениславская покончила с собой на могиле Сергея Есенина. В кармане ее одежды была найдена записка(взять из ее рук лист) “Самоубилась” здесь, хотя и знаю, что после этого меня осудят. Но и ему, и мне это будет все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое». «В этой могиле для меня все самое дорогое»…


Есенин: Я сердцем никогда не лгу,

И потому на голос чванства

Бестрепетно сказать могу,

Что я прощаюсь с хулиганством.

Ведь и себя я не сберег

Для тихой жизни и улыбок.

Так мало пройдено дорог,

Так много сделано ошибок…


Ведущий1: Перед отъездом в Петроград – своей последней дорогой – Есенин зашел проститься и к Аня Изрядновой с сыном Юрой, и к Зинаиде Райх с Таней и Костей, и к Надежде Вольпин, у которй рос сын от Есенина – Алик, и к Аде Миклашевской – ко всем женщинам, кого он любил и уместил в своем сердце. Но никто не догадался, почему он прощается с ними…

Звучит фрагмент песни на слова Есенина.

Есенин (идет из зала на сцену):

Любимые!

Я мучил вас,

У вас была тоска в глазах усталых:

Что я пред вами напоказ

Себя растрачивал в скандалах

Но вы не знали, что в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму,

Куда несет нас рок событий.


Мелодия медленно стихает. Звучит стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…» (первое четверостишие, женщины читают по слову, по строчке). Звучит последний аккорд гитары.

До свиданья, друг мой, до свиданья,

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди…

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Печальная мелодия

Чтец:В маленькой мертвецкой у окна 
Золотая голова на плахе; 
Полоса на шее не видна- 
Только кровь чернеет на рубахе.
Вкруг, на лавках, в полутемноте, 
Простынями снежными белея,- 
19 неподвижных тел- 
Ледяных товарищей Сергея. 
Я присел на чей-то грубый гроб 
И гляжу туманными глазами, 
Подавляя слезы и озноб, 
Застывая и давясь слезами. 
За окном пустынный белый двор, 
Город спит. Но спят ли те, кого 
Эта весть по сердцу полоснула,- 
Что не стало более его, 
Что свирель ремнем перехлестнула? 
Нет, не спят... Пускай темны дома, 
Пусть закрыты на задвижки двери, 
Там, за ними - мечутся впотьмах 
Раненные ужасом потери... 
Там не знают, где бесценный труп, 
Тело ненаглядное, родное; 
И несчетность воспаленных губ 
Хрипло шепчет имя дорогое... 
В ледяной мертвецкой у окна 
Золотая голова на плахе; 
Полоса на шее не видна; 
Кровь, и - лист, 
приколотый к рубахе.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий литературной композиции «Я сердцем никогда не лгу…»(С.Есенин).

Автор: Новичкова Екатерина Алексеевна

Дата: 15.12.2015

Номер свидетельства: 266465


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства