kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий литературной гостиной "Женщины в жизни Н.В. Гоголя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка мероприятия по биографии и творчеству Н.В. Гоголя может быть использована для организации как внеклассного мероприятия, так и обычного урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературной гостиной "Женщины в жизни Н.В. Гоголя"»

Внеклассное мероприятие

Литературная гостиная «Женщины в жизни Н.В. Гоголя», разработанная в рамках проектной деятельности учащихся 10 б класса.

Автор: Плотникова О.В., учитель русского языка и литературы

МОАУ «Гимназия № 2 г. Орска»























Описание разработки:

Адресат:

1. Коллективный проект учащихся 10 класса.

2. Литературная гостиная предназначена для учащихся 9-11-х классов.

Ключевая цель проекта: Формирование ценностно-смысловых ориентиров учащихся через призму произведений Н.В. Гоголя.

Ключевая цель литературной гостиной (предполагаемый итог проекта): представить Гоголя-писателя и мыслителя через призму биографических и художественных женских образов, сформировать представление зрителей о ключевых нравственных доминантах его творчества.

Педагогические цели:

1.Приобретение учащимися интегрированного знания в процессе углубленного, выходящего за рамки учебника обобщения учебной темы в процессе реализации проекта.

2. Формирование исследовательской компетентности школьников.

3. Формирование системного мышления, умения анализировать авторский идеал во взаимосвязи художественного мира, авторского мировоззрения, биографии писателя.

4. Формирование коммуникативной и эстетической компетентности учащихся (на этапах подготовки и постановки мероприятия).

Педагогические задачи проекта:

1. Обучающая: углубить знания учащихся о мировоззрении Н. В. Гоголя и способах отражения авторской позиции в художественном тексте.

2. Воспитывающая: привить интерес и уважение к творчеству Н. В. Гоголя; сформировать направленность на такие ценности, как Семья, Дружба, Саморазвитие.

3. Развивающая: развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности, выразительного чтения художественного текста, навыков театрализации; формирование потребности к самопрезентации и самореализации посредством творческой деятельности.

Знания, умения, навыки и качества, которые приобретают ученики в ходе проектной деятельности и постановки литературной гостиной:

  1. Формирование исследовательской, коммуникативной, предметной, социально-гражданской компетентности.

  • Исследовательская компетентность: осознание и реализация ключевых этапов исследовательской деятельности, навыки работы с источниками информации, приобретение знаний о методологии исследования и способах его оформления.

  • Предметная компетентность: осознание недостатка информации по предмету; применение предложенного способа получения информации из нескольких источников и использование полученной информаций в своей деятельности, обучение разным видам переработки информации (аналитическое чтение, тезисы, составление сценария).

  • Коммуникативная компетентность: умение вести диалог и монолог, владение речевой импровизацией; владение выразительно-интонационными средствами речи; способность к театрализации.

  • Социально-гражданская компетентность: умение принимать и реализовывать общечеловеческие ценности; умение работать в коллективе, толерантность во взаимодействии.

  1. Формируемые умения:

1) вести монолог и диалог;

2) видеть стилистическую окраску слова и его текстообразующую функцию;

3) перерабатывать информацию, создавать собственные тексты на основе редактирования авторского текста;

4) умение принимать общечеловеческие ценности и проявлять их в своем поведении;

5) использовать полученную информацию в своей деятельности.

Методологическая база:

1. Деятельностный подход, обеспечивающий самостоятельную творческую деятельность каждого ученика.

2. Информационно-коммуникационные и мультимедиа технологии, технология проектного обучения, игровая технология (метод ролевых игр).

3. Здоровьесберегающие технологии: эмоциональная разгрузка за счет нетрадиционной формы проведения урока; проявление компенсаторных механизмов психологии (чувство успешности, возможность для проявления лидерских качеств, новый стиль общения учителя и ученика).

Данная разработка позволяет решить следующие проблемы: отсутствие интереса к чтению; отсутствие интереса к творческому наследию Н.В. Гоголя; схематичность и поверхностность знаний о мировоззрении и авторском идеале Н.В. Гоголя; отсутствие системного мышления, неумение выявлять взаимосвязь художественного образа и авторской позиции; отсутствие навыков театрализации и самопрезентации.

Реализация сценария во внеклассной деятельности на более широкую, чем класс аудиторию (9-11-классники) позволяет расширять спектр педагогического воздействия, формирует чувство успешности у задействованных в мероприятии участников; привлечение мультимедиа технологий формирует мотивацию учащихся к изучению творческого наследия Н.В. Гоголя.

Наличие межпредметных связей. Связь с МХК (музыка и архитектура первой половины 19 века); историей (биография Н.В. Гоголя, его современников и культурные связи России 19 века), хореографией (вальс).

Формы работы: Индивидуальная (ведущие, чтецы), групповая (актеры), дифференцированная работа учащихся по реализации проекта (выделены группы по интересам: дизайнеры костюмов, дизайнеры интерьера, светорежиссеры, технические мастера, творцы). Использование наряду с индивидуальной и групповой работой дидактической игры и метода творческих проектов дает возможность индивидуализировать работу на уроке, обеспечивать задания, посильные каждому ученику, с учетом его умственных возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка.

Необходимое оборудование: компьютер с доступом в Интернет, мультимедийный проектор, колонки, экран.

Ресурсы:

I. текстовые:

  1. http://revizor.net/bio_mat_detstvo.php

  2. http://people.passion.ru/l.php/odinokii-gogol-nikolai-vasilevich-gogol.htm

  3. http://lib.rus.ec/b/140026/read

  4. http://art.1september.ru/2002/03/no03_2.htm

  5. http://www.litera.ru/stixiya/authors/pushkin/ona-mila-skazhu.html

  6. http://www.c-cafe.ru/days/bio/18/047_18.php

  7. http://www.5ballov.ru/referats/preview/73979/7

  8. http://revizor.net/raznoe/zhenschiny.php

  9. http://mdbal.historicaldance.spb.ru/rpg/man.htm

http://az.lib.ru/g/gogolx_n_w/text_0160.shtml

II. Ресурсы видеоматериалов:

1. http://www.youtube.com/watch?v=DctSay-1WbY

Часть фильма «Вий» Год выпуска: 1967. Мосфильм Режиссер: Константин Ершов, Георгий Кропачев В ролях: Леонид Куравлев, Наталья Варлей, Алексей Глазырин, Вадим Захарченко...

2. http://www.youtube.com/watch?v=thXIn17NY68

отрывок из пятисерийного художественного фильм 1984 года по одноимённой поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».Н.В. Гоголь в исполнении А. Трофимова. Автор сценария: Михаил Швейцер. Режиссёр-постановщик: Михаил Швейцер. Оператор-постановщик: Дильшат Фатхулин. Художники-постановщики: Игорь Лемешев, Владимир Фабриков. Композитор: Альфред Шнитке.

Краткое описание хода проекта.

I этап. Мотивация учащихся на реализацию проекта.

  • Проект реализован в юбилейном для Н.В. Гоголя году (2009).

  • Учитель вводит интригу: В творчестве Гоголя двойственны женские образы: от прекрасной панночки до ведьмы. По учебнику известно о пяти женщинах в жизни писателя: матери и четырех сестрах. Любил ли писатель? Что в биографии писателя дало основание для такой двойственности женского образа?

  • Творческое представление результатов собственной проектной деятельности.

  • На мероприятии мотивацией зрителей становится вступительное слово учителя о загадке Н.В. Гоголя и его героинь.

II этап. Проектная деятельность.

А) Постановка проблем и распределение учащихся на группы по реализации отдельных сторон общей темы:

1. Ведущие (4 ученика, изучение биографии писателя, нахождение и оформление информации о матери, сестрах, любимых женщинах Н.В. Гоголя);

2. Актерская группа № 1 (3 ученика, инсценирование отрывка из комедии Н.В. Гоголя «Ревизора», действие 3, явление 12-14);

3. Актерская группа № 2 (ученица и ученик, инсценирование диалога Чичикова и Коробочки по поэме «Мертвые души»);

Актерская группа № 3 (2 ученицы, инсценирование разговора «дамы просто приятной и приятной во всех отношениях» по поэме «Мертвые души»);

4. Актерская группа № 4 (8 человек, инсценирование сцены бала по поэме «Мертвые души», разучивание вальса);

5. Группа технического сопровождения (3 ученика, создание презентации, поиск видеофайлов, фотоиллюстраций, создание декораций).

Б) Представление результатов поиска в группах, определение смысловых доминант сценария литературной гостиной, соотнесение содержательных элементов сценария и их коррекция, соотнесение текстовых фрагментов с фото и видео рядом.

В) Доработка сценария и презентации.

Г) Отработка актерского и ораторского мастерства в процессе репетиций.

III этап. Литературная гостиная, сценарий которой предлагает внепрограммный материал, демонстрирующий идеал женщины Н.В. Гоголя. Презентация сопровождает ход мероприятия (в конспекте подробно указано место конкретных слайдов); просмотр отрывка из фильма «Вий» демонстрирует антиидеал образа женщины для Н.В. Гоголя; просмотр отрывка из фильма «Мертвые души» вносит ключевые моменты в понимание детьми взгляда Н.В. Гоголя на роль женщины в жизни общества; аудиофрагмент вальса Хачатуряна к спектаклю по драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» сопровождает инсценирование сцены бала.

IV. Рефлексия. Для участников инсценировки – чаепитие и обмен мнениями о удавшихся моментах и реализованных планах. Для зрителей - сочинение-эссе «Как изменилось мое понимание творчества и личности Н.В. Гоголя».

Итог проектной деятельности – сценарий литературной гостиной

«Женщины в жизни Н.В. Гоголя»

Вступительное слово учителя: Личность Н.В. Гоголя уникальна и загадочна. Биографы не могут найти объекта творческого вдохновения писателя в лице конкретной женщины. Рисуемые писателем в произведениях женские образы чаще всего негативны. Что послужило причиной этому? Был ли у писателя идеал женщины? Сегодняшнее мероприятие позволит нам ответить на эти вопросы.

Выход ведущих поочередный (на каждую произносимую ими реплику).

Слайд 1

Ведущий 1: «Мы зреем и совершенствуемся; но когда? Когда глубже и совершеннее постигаем женщину…».

Ведущий 2: Тема взаимоотношений Н.В.Гоголя с женщинами, женские образы в творчестве – это одна из загадок писателя. Сегодня мы попробуем приоткрыть завесу тайны, увидеть Гоголя-писателя через призму биографических и художественных женских образов.

Ведущий 3: Какие женщины окружали писателя в жизни?

Ведущий 4: Мог ли писатель похвастаться, что знал «пламенную силу любви»?

Слайд 2

Ведущий 3: Николай Васильевич Гоголь родился в марте 1809 года в Сорочинцах. Писатель рос хилым, болезненным, впечатлительным ребенком. Мать очень заботилась о нем и своего первенца любила и баловала больше всех.

Слайд 3

Ведущий 1: Мария Ивановна, мать Николая Васильевича, урожденная дворянка Косяровская, вышла за Василия Афанасьевича четырнадцати лет, Василий Афанасьевич был старше ее почти вдвое. Про свою семейную жизнь Мария Ивановна сообщает:

Ведущий 4: «Жизнь моя была самая спокойная; характер у меня и у мужа был веселый. Мы были окружены добрыми соседями. Но иногда на меня находили мрачные мысли. Я предчувствовала несчастья, верила снам. Муж был очень мнителен...».

Ведущий 3: Мария Ивановна как и муж отличалась впечатлительностью, религиозностью и суеверностью. Таинственность, вещие сны, роковые приметы - все, чего так много в произведениях Гоголя, все это началось именно с его родителей. Когда его матери был отроду всего лишь один год, его отец Василий Афанасьевич, объявил в 14 лет, что знает свою будущую жену. Во сне ему явилась Богородица в церкви, а у алтаря лежал младенец, завернутый в белые одежды. Богородица указала на нее и произнесла: «Вот твоя суженая». Позже он узнал это дите в дочери Косяровских Машеньке. Тринадцать лет он воспитывал свою будущую жену, а когда ей исполнилось 14 лет, официально предложил руку и сердце.

Слайды 4, 5

Ведущий 1: У Н.В. Гоголя было четыре сестры: Мария (1811 - 1844), Анна (1821 -1893), Елизавета (1823 - 1864), Ольга (1825 - 1907). Гоголь любил своих сестер и серьезно участвовал в их воспитании. Из своих сестер он больше любил Лизаньку, так как в ней проглядывал живой ум и поэтическая душа. У нее было доброе сердце. Лиза была очень хороша собой, так же, как и Мария Ивановна в молодости. У нее были большие темные и влажные глаза, полные губы и нежно-матовый цвет лица. Гоголь хотел, чтобы она нашла себе партию по душе.

Ведущий 2: Сестра Анна считала своего брата добрым, честным, гуманным и любящим человеком. У них с братом были теплые отношения.

Слайд 6

Ведущий 3: Гоголь всегда был внимательным к семье, он справлялся о житье и здоровье даже дальних родственников, давал советы, указания. К матери он был по-особому чуток и нежен, очень аккуратен в переписке, беспокоился, если из Васильевки долго не получал вестей. Нет мелочей в семейной жизни, которые не занимали бы его: он заказывал ботинки, посылал чулки, следил за свадьбой сестры, напоминал о бережливости; зная, что мать суеверна, мнительна, он успокаивал ее.

Слайд 7

Ведущий 3: Взаимоотношения Николая Васильевича и его матери были самыми сердечными, дружески родственными. Гоголь был почтительным сыном, внимательным и отзывчивым. Об этом свидетельствуют многочисленные письма, написанные Гоголем за тридцать лет, начиная с писем из Нежина 1821 г. и кончая письмами 1852 г. Зная, что после смерти мужа Мария Ивановна пребывала в состоянии тяжелой нервной депрессии, Николай в письме 1825 г. старается утешить мать, вернуть ее к жизни:

(во время последней реплики ведущего на сцену выходит ученик, играющий Н.В. Гоголя, садится за стол и пишет).

Слайд 8

Гоголь Н.В.: «Дражайшая маменька! …разве не осталось ничего, что б меня привязывало к жизни? Разве я не имею еще чувствительной, нежной, добродетельной матери, которая может заменить и отца, и друга, и всего, что есть милее, что есть драгоценнее?»

Ведущий 2: В Петербурге Гоголь познакомился с семьей Виельгорских. Семья аристократическая, близкая ко двору. Мать, Луиза Карловна, – подруга императрицы. Люди образованные и добрые, они сердечно приняли Гоголя, оценили его талант. Особенно подружился Гоголь с младшей дочерью Виельгорских Анной Михайловной, прозванной в семье Нозинькой.

Слайд 9

Инсценирование диалога Гоголя и Нозиньки: Гоголь на сцене смотрит вниз на Нозиньку, ученица, играющая ее, обращается к нему с нижней ступеньки сцены, смотря вверх на него.

Гоголь Н.В.: «Нозинька стала для меня другом, часто делилась со мной своими стремлениями, сомнениями, надеждами».

Нозинька (внизу у сцены, смотрит в зрительный зал): «Гоголь стал для меня старшим товарищем, как часто я просила его советов по всем волнующим меня вопросам, как часто он выручал меня во всех трудных или важных обстоятельствах».

Нозинька (смотрит на Гоголя Н.В.): «Каким должен быть брак? Каково отношение жены к мужу?»

Гоголь Н.В.: «...это частное семейное благополучие, это подчинение жены мужу и ее главная роль – в устройстве домашнего быта».

Нозинька: «Есть ли идеал женщины? Как мне его достигнуть?»

Гоголь Н.В.: «Я поддерживаю ваше желание «сделаться русскою». Мой идеал – вы. Мне нравится в вас разум, спокойствие, чувство меры и «та спокойная способность вникать в предмет и оглядывать его неспешно, которая так редко дается женщинам».

Нозинька: Гоголь через маменьку делал мне предложение. Но получил отказ, так как родные не могли согласиться на брак дочери с небогатым и «худородным» малороссом. Такое родство могло к тому же не понравиться и императрице.

(Нозинька оборачивается, уходит).

Гоголь Н.В. (говорит вслед): «Мы бы, верно, стали чрез несколько времени в такие отношенья друг к другу, в каких следует нам быть. Тогда бы … оказалось … ясно, чем я должен быть относительно вас. Чем-нибудь да должен же я быть относительно вас: Бог недаром сталкивает так чудно людей. Может быть, я должен быть не что другое в отношении вас, как верный пес».

Слайд 10

Ведущий 4: В Париже Гоголь познакомился с А. О. Смирновой-Россет, фрейлиной-красавицей, дружившей с Пушкиным и Жуковским. Умница и очаровательница, Александра Осиповна так описана в одном из стихотворений Пушкина:

Чтец 1 (внизу у сцены декламирует стихотворение А.С. Пушкина)

Она мила – скажу меж нами –

Придворных витязей гроза,

И можно с южными звездами

Сравнить, особенно стихами,

Ее черкесские глаза.

Она владеет ими смело,

Они горят огня живей...

Слайд11

Ведущий 4: Жена богача-дипломата, А. О. Смирнова отличалась острым, проницательным умом и художественным вкусом. Знакомство со Смирновой продолжилось в Риме, когда она была с детьми за границей. С Николаем Васильевичем они очень быстро нашли духовную близость.

Гоголь Н.В.: «Да благословит вас Бог! Вы, любезный друг, выискали душу мою, вы ей показали путь, этот путь так разукрасили, что другим идти не хочется и невозможно».

Ведущий 1: Н.Гоголь многие годы таил свои нежные чувства к ней. Позднее Александра Осиповна раскроет секрет автора «Ревизора»: «А вы, кажется, в меня влюблены!». Николай Васильевич растеряется и убежит...

Ведущий 3: Но он и предполагал, что Александра Осиповна будет до конца жизни его верным другом, невзирая на сплетни и двусмысленное положение в обществе.

Слайд 12

Ведущий 4: Константин Сергеевич Аксаков писал про чувства Гоголя к Александре Осиповне следующее.

(На сцену выходит ученик, играющий роль К.С. Аксакова).

Аксаков К.С.: «Гоголь, несмотря на свою духовную высоту и чистоту, на свой строго монашеский образ жизни, сам того не ведая, был несколько неравнодушен к Смирновой, блестящий ум которой и живость были тогда еще очаровательны». Если и так, мудреного ничего нет – Александра Осиповна и в сорокалетнем возрасте, который считался в те времена старушечьим, была неотразима. Но с Гоголем все было совсем по-другому. Если и была любовь, то совершенно иного рода, чисто духовная. Недаром одно из писем к Александре Осиповне (29 ноября 1842 г.) Гоголь подписывает так: «Любящий без памяти Вашу душу».

(Уходит ученик, играющий К.С. Аксакова).

Ведущий 1: Несмотря на обширный круг знакомых, Гоголь внутренне был один. Близко сходиться с женщинами он уже тогда избегал. В одном из писем к А. Данилевскому, влюбленному тогда, Гоголь писал:

Слайд 13

Гоголь Н.В.: «Очень понимаю и чувствую состояние души твоей, хотя самому благодаря судьбе, не удалось испытать. Я потому благодарю, что это пламя бы меня превратило в прах в одно мгновенье. И потому-то, к спасенью моему, у меня есть твердая воля, два раза отводившая меня от желания заглянуть в пропасть. Ты счастливец, тебе удел вкусить первое благо в свете - любовь; а я... Но мы, кажется, своротили на байронизм».

Ведущий 2: Личная жизнь Гоголя так и не устроилась. Позднее он писал матери...

Гоголь Н. В.: «Слава Богу! Бог сам пристраивает детей ваших: ни я не женился, ни сестры мои не вступили в брак, стало быть, меньше забот и хлопот. И в этом великая милость Божья».

Ведущий 1: О личной жизни Гоголя известно немного. Попробуем на примере произведений писателя проследить его отношение к женщинам.

Ведущий 4: Основная черта Гоголя как писателя – постоянное стремление к идеалу. Внутреннюю душевную красоту женщины Гоголь ценил более внешних качеств. Об этом говорят слова из его письма к Анне Михайловне Виельгорской от 29 октября 1848 года:

Гоголь Н.В. (сидя, пишет письмо, изредка поглядывая на экран со слайдом-портретом Анны Михайловны Вьельгорской): «Вы бываете хороши только тогда, когда в лице вашем проявляется благородное движенье; видно, черты лица вашего затем уже устроены, чтобы выражать благородство душевное...».

Ведущий 2: Но такое понимание роли женщины в обществе пришло к Гоголю не сразу. Женские образы ранних его произведений несут в себе лишь соблазн и гибель. Такова панночка из «Вия».

Просмотр отрывка из фильма «Вий»(первая ночь отпевания панночки в церкви).

Ведущий 3: Русскую женщину своего времени и ее положение в обществе Гоголь видел всеохватно. Он верил в высокое предназначение русской женщины. Она для него - венец творения, воплощение честности, доброты и чистоты. Однако Гоголь прекрасно видел, насколько часто встречаются в жизни женщины, весьма далекие от его идеала.

Ведущий 4: Некто иной, как Гоголь, создал незабываемые по своей яркости образы дамы просто приятной и дамы приятной во всех отношениях. Их диалог – кульминация глупости, пошлости и злобы.

Слайд 14, 15

Исценирование диалога из романа Н.В. Гоголя «Мертвые души»: две ученицы в роли дамы просто приятной и приятной во всех отношениях.



Слайд 16

Ведущий 2: Гоголь, всегда обожествлявший женщину в роли жены и матери, с негодованием рисует в «Невском проспекте» страшную картину гибели красоты «в когтях разврата».

Ведущий 1: А дуреха Агафья Тихоновна из «Женитьбы»!

Слайд 17

Ведущий 3: А неугомонная Агафья Федосеевна, которая «откусила ухо у заседателя»!

Ведущий 2: А бестолковая супруга Манилова из «Мертвых душ»... Словом, глупых, хитрых, сплетничающих женщин на страницах произведений Гоголя вполне достаточно.

Слайд 18, 19

Ведущий 4: Следует еще добавить, что с особым вниманием относился Гоголь к женскому воспитанию. Николай Васильевич хотел, чтобы его сестры из неловких, застенчивых провинциалок превратились в благородных светских дам. В Петербурге он поместил Лизу и Анну в Патриотический институт, где они учились за казенный счет. Гоголь «очень жаловался на юродство институтского воспитания и говорил, что его сестры не умеют даже ходить по-человечески». Недаром с таким блестящим юмором описал он, как воспитана была супруга Манилова:

Слайд 20

Гоголь Н.В.: «Манилова воспитана хорошо. А хорошее воспитание, как известно, получается в пансионах. А в пансионах, как известно, три главные предмета составляют основу человеческих добродетелей: французский язык, необходимый для счастия семейственной жизни; фортепьяно, для доставления приятных минут супругу, и наконец, собственно хозяйственная часть: вязание кошельков и других сюрпризов».

Ведущий 1: Результаты такого воспитания Гоголь описывает с особой язвительностью. Возьмем, например, образы женщин в «Ревизоре». Чему может научить дочь женщина, легко флиртующая в своем доме с чужим мужчиной?


Слайд 21

Инсценирование отрывка из комедии Н.В. Гоголя «Ревизора», действие 3, явл. 12-14: 2 ученицы в роли Анны Андреевны и Марьи Антоновны, ученик в роли Хлестакова.


Слайды 22-26 во время инсценирования

Ведущий 2: в статье «Чем может быть жена для мужа в простом домашнем быту, при нынешнем порядке вещей в России» Гоголь дает советы о том, как вести хозяйство, как распределить время таким образом, чтобы жена была истинной помощницей мужа.

Ведущий 4: Но почему же тогда рачительную Коробочку, размеренно и разумно ведущую хозяйство, Гоголь назвал дубинноголовою?

Слайды 27-28 во время инсценирования



Инсценирование эпизода Чичиков у Коробочки из романа Н.В. Гоголя «Мертвые души»: ученик в роли Чичикова и ученица в роли Коробочки

Ведущий 2: Коробочка, действительно, практична в ведении хозяйства, и хотя ее смущает просьба Чичикова, но она просто не может понять своей выгоды в продаже мертвых душ, а осознав выгоду, боится продешевить.


Слайд 29

Ведущий 3: Может быть, мы найдем ту женщину, о которой мечтал Гоголь в современном ему светском обществе?

Ведущий 1: Ведь бывал Гоголь и у княжны Репниной, и у княгини Волконской, блиставшей одно время на петербургских балах. В те времена бал был местом общественного собрания, местом отдыха, веселия, бесед. Перенесемся вместе с Чичиковым в атмосферу бала.

Господин города Н.: «Все эти толки и рассуждения произвели, однако ж, самые благоприятные следствия, каких только мог ожидать Чичиков. Именно, пронесли слухи, что он не более, не менее, как миллионщик. Жители города и без того, как уже мы видели, душевно полюбили Чичикова, а теперь, после таких слухов, полюбили еще душевнее» (присоединяется к господам и дамам, которые выходят во время его реплики).

Инсценирование сцены бала у губернатора на основе текста романа Н.В. Гоголя «Мертвые души»:

Стоят 3 дамы, обсуждают прибытие Чичикова в город. Вдали стоят три господина и что-то обсуждают (пантомима):

1 дама: Ах, какой милашка!

2 дама: Ах, миллионщик!

3 дама: Душка! Душка!

(входит ученик, играющий Чичикова, дамы окружают его, щебечут).

1 дама: Ну, недельку, еще одну недельку поживите в нашем городе Павел Иванович.

2 дама: Позволено ли нам, бедным жителям земли, быть такими дерзкими, чтобы спросить, о чем мечтаете?

3 дама: Где находятся те счастливые места, в которых порхает мысль ваша?

1 дама: Можно ли знать имя той, которая погрузила вас в эту чудесную долину задумчивости?

2 дама: Ах, душка, ах, голубчик, не покидайте нас.

Появляется губернаторша, ведет за руку дочку

Губернаторша: Павел Иванович (расталкивая дам)! Ах, вот вы как! Вы не знаете еще моей дочери, институтка, только что выпущена!


Звучит вальс Хачатуряна к спектаклю по драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад». Чичиков приглашает губернаторскую дочку, господа - остальных дам. После тура вальса кавалеры провожают дам на места в зрительском зале (заранее освобожден первый ряд). В это время Гоголь выходит к краю сцены и говорит.

Гоголь Н.В.: «После всякого бала, точно, как будто какой грех сделал. В голове, просто, ничего, как после разговора с светским человеком: всего он наговорит, всего слегка коснется, все скажет, что понадергал из книжек, пестро, красиво, а в голове хоть бы что-нибудь из того вынес...».

Ведущий 1: Еще в 1831 году опубликовал он в «Литературной газете» небольшую статью «Женщина». И вот что он там пишет: «Мы зреем и совершенствуемся, но когда? Когда глубже и совершеннее постигаем женщину».

Слайд 30

Ведущий 2: В «Мертвых душах» говорит он о «чудной русской девице, какой не сыскать нигде в мире, со всей дивной красотой женской души, вся из великодушного стремления и самоотвержения». Он старается убедить русских женщин в их высоком призвании, горячо, настойчиво доказывает, что женщина может положительно влиять на окружающих ее людей, на общество в целом. Он уверен даже, что для этого женщине не обязательно отличаться особым умом или знанием света. Достаточно красоты, «неопозоренного неоклеветанного имени» и чистоты душевной.

Ведущий 1: В реальной жизни идеал писателя воплощала Анна Осиповна Смирнова. В письмах Гоголь просил ее отказаться от светской суеты и стремиться стать настоящей христианкой.

Ведущий 4: Гоголь писал о красоте женщины как о тайне, о силе, поражающей всех равно.

Ведущий 3: Красота для Гоголя неразрывно связана с христианской добродетелью – чистотой душевной, во всех письмах к друзьям содержится призыв к милосердию и любви, обращенный именно к женщине.

Ведущий 4: Он изображает свет как больницу, в которой люди «и болеют, и страждут, и нуждаются, и без слов вопиют о помощи, – и, увы, даже не знают, как попросить о ней».

Ведущий 2: Он утверждает, что даже в делах государственных женщина может принести много пользы своим влиянием на мужа, служащего государству

Ведущий 1: Он писал: «Душа жены – хранительный талисман для мужа, оберегающий его от нравственной заразы».

Гоголь Н.В.: «Не пугайтесь же и вы мерзостей и особенно не отвращайтесь от тех людей, которые вам кажутся почему-либо мерзки». Уверяю вас, что придет время, когда многие у нас на Руси «из чистеньких" горько заплачут, закрыв руками лицо свое, именно оттого, что считали себя слишком чистыми, что хвалились чистотой своей и всякими возвышенными стремлениями куда-то, считая себя чрез это лучшими других».

Отрывок из кинофильма «Мертвые души». Фильм расставляет основные нравственные аспекты: «Воззови к дремлющему человеку... Закричи во весь голос, чтоб спасал свою бедную душу. Но уже несет и несет его ежедневное сонное опьянение текущей жизни, с ее обманами, поклонением копейке,..и почти нет в нем души. Без живой души человеческой погибнет Земля.

Пусть в мире будут живые, а не мертвые души!»

Гоголь Н.В. (ученик) уходит во время фильма в момент, когда актер, играющий Гоголя, идет по дороге.

Ведущий 1: Итак, горячо веря в будущее цветение России, не сомневаясь в «несметном богатстве русского духа», Гоголь видит осуществление и воплощение своего идеала именно в русской женщине.


Финальная сцена: поклон.

Приложение

Сценарий для инсценирования

диалога Чичикова и Коробочки по поэме «Мертвые души»

Коробочка (далее К.): Кто стучит? чего расходились?

Чичиков (далее Ч.): Приезжие, матушка, пусти переночевать.

К.: Вишь ты, какой востроногий, приехал в какое время! Здесь тебе не постоялый двор: помещица живет.

Ч.: Что ж делать, матушка: вишь, с дороги сбились. Не ночевать же в такое время в степи.

К.: Да кто вы такой?

Ч.: Дворянин, матушка. Извините, что побеспокоил неожиданным приездом.

К.: Ничего, ничего, В какое это время вас Бог принес! Сумятица и вьюга такая... С дороги бы следовало поесть чего-нибудь, да пора-то ночная, приготовить нельзя.

Ч.: А знаете Манилова?

К.: Нет, не слыхивала, нет такого помещика.

Ч.: Какие же есть?

К.: Бобров. Свиньин, Канапатьев, Харпакин, Трепакин. Плешаков.

Ч.: Богатые люди или нет?

К.: Нет, отец, богатых слишком нет. У кого двадцать душ. у кого тридцать, а таких, чтоб по сотне. таких нет.

К.: Как жаль мне, что нечего вам покушать! Не хотите ли, батюшка, выпить чаю?

Ч.: Благодарю, матушка. Ничего не нужно, кроме постели.

К.: Правда, с такой дороги и очень нужно отдохнуть. Вот здесь и расположитесь, батюшка, на этом диване. Прощай, батюшка, желаю покойной ночи.

Автор (за сценой): Проснулся Чичиков на другой день он уже довольно поздним утром. Он надел рубаху. Платье, уже высушенное и вычищенное, лежало возле него. Он заглянул в щелочку двери и, увидев Коробочку, сидящую за чайным столиком, вошел к ней с веселым и ласковым видом.

К.: Здравствуйте, батюшка. Каково почивали?

Ч.: Хорошо, хорошо. Вы как, матушка?

К.: Плохо, отец мой.

Ч.: Как так?

К.: Бессонница. Все поясница болит, и нога, что повыше косточки, так вот и ломит.

Ч.: Пройдет, пройдет, матушка. На это нечего глядеть.

К.: Дай Бог, чтобы прошло. Я-то смазывала свиным салом и скипидаром тоже смачивала.

Ч.: Недурно, матушка (взявши в руки чашку с чаем, повел такие речи). У вас, матушка, хорошая деревенька. Сколько в ней душ?

К.: Душ-то в ней, отец мой, без малого восемьдесят, да беда, времена плохи, вот и прошлый год был такой неурожай, что Боже храни.

Ч.: Однако ж мужички на вид дюжие, избенки крепкие. А позвольте узнать фамилию вашу. Я так рассеялся... приехал в ночное время...

К.: Коробочка, коллежская секретарша.

Ч.: Покорнейше благодарю. А имя и отчество?

К.: Настасья Петровна.

Ч.: Настасья Петровна? Хорошее имя Настасья Петровна. У меня тетка родная, сестра моей матери. Наcтасья Петровна.

К.: А ваше имя как? Ведь вы, я чай, заседатель?

Ч.: Нет. матушка, чай, не заседатель, а так ездим по своим делишкам! (усмехнувшись ).

К.: А, так вы покупщик! Как же жаль, право, что я продала мед купцам так дешево, а вот ты бы, отец мой, у меня, верно, его купил.

Ч.: А вот меду и не купил бы.

К.: Что же другое? Разве пеньку? Да вить и пеньки у меня теперь маловато: полпуда всего.

Ч.: Нет, матушка, другого рода товарец: скажите, у вас умирали крестьяне?

К.: Ох, батюшка, осьмнадцать человек! (вздохнув). И умер такой всё славный народ, всё работники. После того, правда, народилось, да что в них: всё такая мелюзга; а заседатель подъехал — подать, говорит, уплачивать с души. Народ мертвый, а плати, как за живого. На прошлой неделе сгорел у меня кузнец, такой искусный кузнец и слесарное мастерство знал.

Ч.: На все воля Божья, матушка! Уступите-ка их мне, Настасья Петровна?

К.: Кого, батюшка?

Ч.: Да вот этих-то всех, что умерли.

К.: Да как же уступить их?

Ч.: Да так просто. Или, пожалуй, продайте. Я вам за них дам деньги.

К.: Да как же? Я право, в толк-то не возьму. Нешто хочешь ты их откапывать из земли? Да на что ж они тебе? (выпучив па него глаза)

Ч.: Это уж мое дело.

К.: Да ведь они ж мертвые.

Ч.: Да кто же говорит, что они живые? Потому-то и в убыток вам, что мертвые: вы за них платите, а теперь я вас избавлю от хлопот и платежа. Понимаете? Да не только избавлю, да еще сверх того дам вам пятнадцать рублей. Ну, теперь ясно?

К.: Право, не знаю. Ведь я мертвых никогда еще не продавала.

Ч.: Еще бы! Это бы скорей походило на диво, если бы вы их кому-нибудь продали. Или вы думаете, что в них есть в самом деле какой-нибудь прок?

К.: Нет, этого-то я не думаю. Что ж в них за прок, проку никакого нет. Меня только то и затрудняет, что они уже мертвые.

Ч.: Послушайте, матушка. Да вы рассудите только хорошенько: ведь вы разоряетесь, платите за него подать, как за живого... Так что ж, матушка, по рукам, что ли?

К.: Право, отец мой, никогда еще не случалось продавать мне покойников.

Ч.: Ну, да не о живых дело; Бог с ними. Я спрашиваю мертвых. Послушайте, матушка... эх, какие вы! что ж они могут стоить? Рассмотрите: ведь это прах. Понимаете ли? это просто прах. Вы возьмите всякую негодную, последнюю вещь, например даже простую тряпку, и тряпке есть цена: ее хоть по крайней мере купят на бумажную фабрику, а ведь это ни на что не нужно. Ну, скажите сами, на что оно нужно?

К.: Уж это, точно, правда. Уж совсем ни на что не нужно: да ведь меня одно только и останавливает, что ведь они уже мертвые

Ч.: (отерши пот): Вы, матушка или не хотите понимать слов моих, или так нарочно говорите, лишь бы что-нибудь говорить... Я вам даю деньги: пятнадцать рублей ассигнациями. Понимаете ли'? Ведь это деньги. Вы их не сыщете на улице. Ну, признайтесь, почем продали мед?

К.: По двенадцати рублей пуд.

Ч.: Ну видите ль? Так зато это мед. Вы собирали его, может быть, около года, с заботами, со старанием, хлопотами; ездили, морили пчел, кормили их в погребе целую зиму; а мертвые души дело не от мира сего. Тут вы с своей стороны никакого не прилагали старания, на то была воля Божия, чтоб они оставили мир сей, нанеся ущерб вашему хозяйству. Там вы получили за труд, за старание двенадцать рублей, а тут вы берете ни за что, даром, да и не двенадцать, а пятнадцать, да и не серебром, а всё синими ассигнациями.

К.: Право, мое такое неопытное вдовье дело! лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам.

Ч.(вскакивает): Страм, страм, матушка! просто страм! Ну что вы-то говорите, подумайте сами! Кто же станет покупать их? Ну, какое употребление он может из них сделать?

К.: А может, в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся...

Ч.: Мертвые в Хозяйстве? Эк, куда хватили! Воробьев разве путать по ночам в вашем огороде, что ли? Куда ж еще вы их хотели пристроить? Да, впрочем, ведь кости и могилы все вам остается, перевод только на бумаге. Ну, так что же? Как же? Отвечайте по крайней мере. (Старуха вновь задумалась).

Ч.: О чем же вы думаете, Настасья Петровна?

К.: Ей-Богу, товар такой странный, совсем небывалый!

(Чичиков вышел совершенно из границ всякого терпения, хватил в сердцах стулом

об пол)

К.: Ах, какие ты забранки пригинаешь!

Ч.: Дa не найдешь слов с вами! Право, словно какая-нибудь, не говоря дурного слова, дворняжка, что лежит на сене: и сама не ест сена, и другим не дает. Я хотел было закупить у вас хозяйственные продукты разные, потому что я и казенные подряды тоже веду...

К. (произнесла уже почти просительным голосом): Да чего ж ты рассердился так горячо? Знай я прежде, что ты такой сердитый, да я бы совсем, тебе и не прекословила.

Ч.: Есть из чего сердиться! Дело яйца выеденного не стоит, а я стану из-за него сердиться!

К.: Ну, да изволь, я готова отдать за пятнадцать ассигнаций! (Чичиков отирал рукою пот, который в три ручья катился по лицу его).



Плотникова О.В., учитель русского языка и литературы МОАУ «Гимназия № 2 г. Орска» 14




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий литературной гостиной "Женщины в жизни Н.В. Гоголя"

Автор: Плотникова Ольга Викторовна

Дата: 15.07.2016

Номер свидетельства: 337580


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства