Сценарий урока-викторины "Что за прелесть эти сказки!"
Сценарий урока-викторины "Что за прелесть эти сказки!"
Данный сценарий помогает пятиклассникам систематизировать свои знания русских народных сказок.Мероприятие проводится в рамках Недели русского языка и литературы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
коммуникативные способности. формирование навыков работы в команде и групповой сплоченности
Вступительное слово учителя:
Ребята! Добрый день! Мы начинаем нашу встречу. Внимательно прослушайте музыкальный фрагмент из пьесы М.Мусоргского "Картинки с выставки." Догадаетесь ли вы, о каком сказочном персонаже идёт речь?(Баба Яга).А почему прозвучал именно этот фрагмент? Правильно, мы будем сегодня говорить о русских народных сказках.
Среди жанров фольклора сказки занимают особое место. В них воплотилась мудрость народа, его житейский опыт и нравственные устои, фантазии и мечты. Русские народные сказки сопровождают нас с раннего детства и до зрелости, их рассказывают нам бабушки, мамы и папы, сказка – это первое, что мы начинаем самостоятельно читать, освоив азбуку…
Конечно, для вас, пятиклассников, сказка кажется произведением детским, даже «легким». Согласны, ребята?
А вот давайте проверим, такой ли уж «легкий» это жанр. Поможет нам в этом наша викторина.
Правила викторины.
В игре участвуют две команды по 7 человек. Это учащиеся 5 А и 5 Б классов. Остальные ученики составляют команды болельщиков. Они также могут помочь своей команде.
Тур первый.
РАЗМИНКА.
Команды по очереди называют русскую народную сказку (в том числе и сказки, записанные русскими писателями), получая за каждое название 1 балл. Игра прерывается, когда ни одна из команд больше не может назвать ни одной сказки в течение 30 секунд.
Учитываются лишь русские народные сказки (не литературные авторские и не мультфильмы)
Тур второй.
ВИКТОРИНА.
На столе перед жюри разложены вопросы. Они сгруппированы парами по степени сложности.
Команды по очереди выбирают один вопрос из пары (второй таким образом достается противнику) и отвечают на него через 30 секунд обсуждения. Если ответ дан неверный, то право ответа переходит к команде соперника. Если соперник не отвечает, то могут ответить болельщики, соблюдая строго следующий порядок: сначала пытаются дать ответ болельщики той команды, которая взяла вопрос, потом (в случае неверного ответа или отказа от ответа) – болельщики соперника.
Жюри начисляет баллы в соответствии с критериями по каждому вопросу.
Вопросы викторины.
Материалы для жюри
(вопросы с ответами и критерии оценивания).
1 а. Какой герой одноименной сказки был «в печку сажен, на окошке
стужен»?
(Колобок). – 1 балл.
1 б. Какими словами выманила лисичка петушка из избы в сказке
«Кот, петух и лиса»?
( «Выгляни в окошко, дам тебе горошка»). = 1 балл.
2 а. У лисицы в сказке «Зайкина избушка» была изба ледяная. А у
зайки какая?
(Лубяная). – 1 балл.
2 б. Кто помог зайке из сказки «Зайкина избушка» прогнать лису из
его избушки?
(Петушок) – 1 балл.
3 а. В какой сказке звучит мораль : «Как аукнется. Так и
откликнется»?
(«Лиса и Журавль»). – 1 балл.
3 б. В какой сказке звучат слова: «Высоко сижу, далеко гляжу…»?
12 а. Кто из перечисленных художников иллюстрировал русские
сказки?
И.И.Шишкин
И.Я.Билибин
В.А.Серов
И.К.Айвазовский = 3 балла.
12 б. Кто из перечисленных художников создавал картины на тему
русских былин и сказок?
И.Е.Репин
И.И.Левитан
О.А.Кипренский
В.М.Васнецов – 3 балла
Пока жюри подводит итоги, посмотрим презентацию о картинах В.Васнецова и И.Билибина. Имя Виктора Михайловича Васнецова известно всему миру как создателя полотен: "Алёнушка", "Ковёр-самолет","Иван-царевич на Сером волке", "Снегурочка". Однажды Иван Яковлевич Билибин увидел на одной из выставок картину великого художника Васнецова "Богатыри". Его заинтересовали русские мотивы, и он начал рисовать иллюстрации к народным сказкам. Но если Васнецов рисовал мир реальный, настоящий, то Билибин изображал мир сказок, увиденный детскими глазами. А ещё Васнецов писал свои картины на холсте маслом, а Иван Яковлевич предпочитал акварель. Но, я думаю, полотна обоих художников вам понравились.
Тур третий.
ВОЛШЕБНЫЕ ВЕЩИ.
На двух столах разложены вещи, так или иначе представленные в русских сказках. Среди них зеркальце, клубочек, шапка, ларец, цветочек, скатерть, яблоко на блюдечке, пёрышко, колокольчик, ягоды. Команды по жребию определяют каждая свой стол и после обсуждения (3 минуты) характеризуют каждую вещь (из какой она сказки, какую роль в ней сыграла).
За каждый ПОЛНЫЙ И ГРАМОТНЫЙ ответ начисляется 1 балл.
Итоги викторины
Подводят жюри и счетная комиссия.
Во время подсчета учащимся можно показать мультфильм –сказку.
Великий русский поэт А.С.Пушкин сказал:"Что за прелесть эти сказки. Каждая есть поэма..." Сегодня вы ещё раз убедились в правоте этих слов. Русские народные сказки никогда не исчезнут из нашей памяти, ведь они учат мудрости, добру, взаимопомощи, тем качествам, которые необходимы в жизни каждого человека.