kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий урока-викторины "Что за прелесть эти сказки!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный сценарий помогает пятиклассникам систематизировать свои знания русских народных сказок.Мероприятие проводится в рамках Недели русского языка и литературы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока-викторины "Что за прелесть эти сказки!"»

Сценарий урока-викторины «Что за прелесть эти сказки!»

Цель мероприятия: вспомнить русские народные сказки, их героев

воспитывать уважение к традициям русского народа, к русскому слову

развивать внимание, смекалку, память, логическое мышление,

коммуникативные способности. 
формирование навыков работы в команде и групповой сплоченности 

Вступительное слово учителя:

Ребята! Добрый день! Мы начинаем нашу встречу. Внимательно прослушайте музыкальный фрагмент из пьесы М.Мусоргского "Картинки с выставки." Догадаетесь ли вы, о каком сказочном персонаже идёт речь?(Баба Яга).А почему прозвучал именно этот фрагмент? Правильно, мы будем сегодня говорить о русских народных сказках.

Среди жанров фольклора сказки занимают особое место. В них воплотилась мудрость народа, его житейский опыт и нравственные устои, фантазии и мечты. Русские народные сказки сопровождают нас с раннего детства и до зрелости, их рассказывают нам бабушки, мамы и папы, сказка – это первое, что мы начинаем самостоятельно читать, освоив азбуку…

Конечно, для вас, пятиклассников, сказка кажется произведением детским, даже «легким». Согласны, ребята?

А вот давайте проверим, такой ли уж «легкий» это жанр. Поможет нам в этом наша викторина.

Правила викторины.

В игре участвуют две команды по 7 человек. Это учащиеся 5 А и 5 Б классов. Остальные ученики составляют команды болельщиков. Они также могут помочь своей команде.


Тур первый.

РАЗМИНКА.

Команды по очереди называют русскую народную сказку (в том числе и сказки, записанные русскими писателями), получая за каждое название 1 балл. Игра прерывается, когда ни одна из команд больше не может назвать ни одной сказки в течение 30 секунд.

Учитываются лишь русские народные сказки (не литературные авторские и не мультфильмы)

Тур второй.

ВИКТОРИНА.

На столе перед жюри разложены вопросы. Они сгруппированы парами по степени сложности.

Команды по очереди выбирают один вопрос из пары (второй таким образом достается противнику) и отвечают на него через 30 секунд обсуждения. Если ответ дан неверный, то право ответа переходит к команде соперника. Если соперник не отвечает, то могут ответить болельщики, соблюдая строго следующий порядок: сначала пытаются дать ответ болельщики той команды, которая взяла вопрос, потом (в случае неверного ответа или отказа от ответа) – болельщики соперника.

Жюри начисляет баллы в соответствии с критериями по каждому вопросу.


Вопросы викторины.

Материалы для жюри

(вопросы с ответами и критерии оценивания).

1 а. Какой герой одноименной сказки был «в печку сажен, на окошке

стужен»?

(Колобок). – 1 балл.


1 б. Какими словами выманила лисичка петушка из избы в сказке

«Кот, петух и лиса»?

( «Выгляни в окошко, дам тебе горошка»). = 1 балл.



2 а. У лисицы в сказке «Зайкина избушка» была изба ледяная. А у

зайки какая?

(Лубяная). – 1 балл.


2 б. Кто помог зайке из сказки «Зайкина избушка» прогнать лису из

его избушки?

(Петушок) – 1 балл.



3 а. В какой сказке звучит мораль : «Как аукнется. Так и

откликнется»?

(«Лиса и Журавль»). – 1 балл.


3 б. В какой сказке звучат слова: «Высоко сижу, далеко гляжу…»?

( «Маша и медведь»). – 1 балл.

_______________________________________________________________

4 а. Каким было первое желание Емели в сказке «По щучьему

велению»?

(«Ступайте. ведра, в избу сами!») – 1 балл.


4 б. Какое транспортное средство использовал Емеля, чтобы

попасть во дворец к царю?

(Печь). – 1 балл.

__________________________________________________________________

5 а. Что потребовала лисичка из сказки «Лисичка со скалочкой» от

хозяев, у которых ночевала, в возмещение своих убытков?

(Курочку, уточку, девочку). – 1.5 балла.


5 б. Как коза из сказки «Волк и семеро козлят» расправилась с

волком ?

(Накрыла для волка стол над ямой, покрытой ветками. Волк наелся, отяжелел и провалился в яму). – 1,5 балла.



6 а. Как называется сказка, в которой солдат перехитрил скупую

бабу и заставил ее угостить служивого?

(«Каша из топора». = 1, 5 балла).


6. б. Как называется сказка, в которой бык, свинья, гусь, петух да

баран прогнали лису, волка и медведя из своей избы.

(«Зимовье зверей»). – 1,5 балла.



7 а. Какого зверя приютила лисица – девица Лизавета Ивановна, а

он стал «воеводой» над всеми зверями?

( кота Котофея Ивановича») – 1,5 балла.


7 б. Какое животное сумело с помощью лести и лжи рассорить

целую семью?

( Коза-дереза). – 1,5 балла.



8 а. Почему нельзя было сжигать лягушечью кожу в сказке

«Царевна-лягушка»?

(Кощей Бессмертный превратил Василису в лягушку на 3 года и 3 дня. Оставалось три дня до окончания срока – и Василиса была бы свободна). – 1,5 балла.


8 б. Кто и чем помог Ивану- царевичу из сказки «Царевна-

лягушка» добыть смерть Кощееву?

(Медведь – завалил дуб, заяц – поймал зайца из сундука, селезень – поймал утку, щука – достала из воды яйцо). – 1,5 балла.

__________________________________________________________________

9 а. Зачем ведьма из сказки «Терешечка» просила кузнеца

перековать ей горло?

(Чтобы ее грубый голос стал похож на голос Терешечкиной матушки, и ведьма смогла его подозвать и похитить). – 1,5 балла.


9 б. Зачем ведьма из сказки «Терешечка» просила кузнеца сковать

ей железные зубы?

(Ведьма грызла дерево, на котором сидел Терешечка, и сломала свои зубы.) – 1,5 балла.




10 а. Каким образом злые сестры помешали свиданиям Марьюшки

и Финиста-ясна сокола?

(Они воткнули в раму окна острые ножи, чтобы Финист поранился и не мог попасть в горницу Марьюшки) – 2 балла.


10 б. Как злые и завистливые с естры помешали Настеньке из

сказки «Аленький цветочек» вовремя вернуться на чудесный

остров?.

(Перевели часы и закрыли ставни, чтобы Настенька не увидела, что солнце закатилось). – 2 балла.

__________________________________________________________________

11 а. Зачем Никита Кожемяка из одноименной сказки предложил

змею поделить землю и море, пропахав борозду сохой «в

триста пуд»?

(Чтобы змей, проводя борозду, зашел на середину моря и там его Никита утопил). – 2 балла.

11 б. Какую дань брал змей с города Киева в сказке Никита

Кожемяка»?

(С каждого двора красну девку – возьмет да и съест ее). = 2 балла.

_______________________________________________________________

12 а. Кто из перечисленных художников иллюстрировал русские

сказки?

  1. И.И.Шишкин

  2. И.Я.Билибин

  3. В.А.Серов

  4. И.К.Айвазовский = 3 балла.


12 б. Кто из перечисленных художников создавал картины на тему

русских былин и сказок?

  1. И.Е.Репин

  2. И.И.Левитан

  3. О.А.Кипренский

  4. В.М.Васнецов – 3 балла


Пока жюри подводит итоги, посмотрим презентацию о картинах В.Васнецова и И.Билибина. Имя Виктора Михайловича Васнецова известно всему миру как создателя полотен: "Алёнушка", "Ковёр-самолет","Иван-царевич на Сером волке", "Снегурочка". Однажды Иван Яковлевич Билибин увидел на одной из выставок картину великого художника Васнецова "Богатыри". Его заинтересовали русские мотивы, и он начал рисовать иллюстрации к народным сказкам. Но если Васнецов рисовал мир реальный, настоящий, то Билибин изображал мир сказок, увиденный детскими глазами. А ещё Васнецов писал свои картины на холсте маслом, а Иван Яковлевич предпочитал акварель. Но, я думаю, полотна обоих художников вам понравились.

Тур третий.

ВОЛШЕБНЫЕ ВЕЩИ.

На двух столах разложены вещи, так или иначе представленные в русских сказках. Среди них зеркальце, клубочек, шапка, ларец, цветочек, скатерть, яблоко на блюдечке, пёрышко, колокольчик, ягоды. Команды по жребию определяют каждая свой стол и после обсуждения (3 минуты) характеризуют каждую вещь (из какой она сказки, какую роль в ней сыграла).

За каждый ПОЛНЫЙ И ГРАМОТНЫЙ ответ начисляется 1 балл.

Итоги викторины

Подводят жюри и счетная комиссия.

Во время подсчета учащимся можно показать мультфильм –сказку.

Побеждает команда, набравшая больше баллов.

Победителям вручаются призы, проигравшим – утешительные подарки.

Заключительное слово учителя.

Великий русский поэт А.С.Пушкин сказал:"Что за прелесть эти сказки. Каждая есть поэма..." Сегодня вы ещё раз убедились в правоте этих слов. Русские народные сказки никогда не исчезнут из нашей памяти, ведь они учат мудрости, добру, взаимопомощи, тем качествам, которые необходимы в жизни каждого человека.



Список сказок для подготовки к викторине.

  1. Аленький цветочек.

  2. Волшебное кольцо.

  3. Волшебные ягоды.

  4. Гуси-лебеди.

  5. Зайкина избушка.

  6. Зимовье зверей.

  7. Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо.

  8. Каша из топора.

  9. Коза-дереза.

  10. Колобок.

  11. Кот и лиса.

  12. Кот, петух и лиса.

  13. Кощей Бессмертный.

  14. Крошечка Хаврошечка.

  15. Курочка Ряба.

  16. Летучий корабль.

  17. Лиса и журавль.

  18. Лисица-девица и Котофей Иванович.

  19. Лисичка-сестричка и волк.

  20. Лисичка со скалочкой.

  21. Маша и медведь.

  22. Морозко.

  23. Мужик и медведь ( Вершки и корешки).

  24. Несмеяна-царевна.

  25. Никита Кожемяка.

  26. Петушок-Золотой гребешок и жерновцы.

  27. По щучьему велению.

  28. Пузырь, Соломинка и Лапоть.

  29. Репка.

  30. Сестрица Аленушка и братец Иванушка.

  31. Сивка-Бурка.

  32. Соломенный бычок – смоляной бочок.

  33. Снегурочка.

  34. Теремок.

  35. Терешечка.

  36. Три медведя.

  37. Финист-ясный сокол.

  38. Царевна=лягушка.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий урока-викторины "Что за прелесть эти сказки!"

Автор: Воронежева Ирина Витальевна

Дата: 17.12.2016

Номер свидетельства: 370675


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства