kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий литературного вечера по жизни и творчеству М.М. Зощенко " Красивое никогда не может быть смешным"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выходит мальчик, изображающий маленького Зощенко.

Зощенко-гимназист: Я родился в 1895 году в Петербурге в семье небогатого художника Михаила Ивановича Зощенко. В нашей семье было 8 детей. Мои первые литературные опыты относятся к раннему детству, пробовать писать стихи я начал в 7 лет. А свой первый рассказ написал в возрасте 12 лет.

Выразительное чтение учащимся рассказа «Умная кура»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературного вечера по жизни и творчеству М.М. Зощенко " Красивое никогда не может быть смешным" »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20 Г. ХИМКИ





Сценарий литературного вечера «Красивое никогда не может быть смешным





Составители : Ларина Инна Анатольевна, учитель,

Степанова Лада Витальевна,

учитель.





















Цель: расширить знания учащихся о творчестве М.Зощенко.

Задачи:

  • закреплять знания детей о биографии и творчестве М.М. Зощенко;

  • развивать навыки выразительного чтения;

  • развивать творческий потенциал учащихся,

  • воспитывать чувство справедливости, взаимопомощи, честность.

Оборудование: проектор, экран, презентация слайдов, портрет М.М. Зощенко, музыкальное сопровождение, стол, стул, реквизит для инсценировок

Ход мероприятия:



1-й ведущий. Вы знаете, ребята, какой необычный случай: однажды произошел в медицинской практике одного врача?

2-й ведущий. А что такое, что случилось?

1-й ведущий. В тридцатые годы XX века к питерскому врачу пришел на прием примечательный пациент.

2-й ведущий. А что же в нем было такого примечательного?

1-й ведущий. У него был очень угрюмый вид. Пациент пожаловался врачу на то, что не может найти средства против уныния.

2-й ведущий. Да, это, действительно, противно, когда у тебя постоянно унылое настроение. И что посоветовал ему врач?

1-й ведущий: Врач внимательно осмотрел посетителя и не нашел у него ни одной болезни, кроме постоянной хандры. Тогда он посоветовал пациенту читать веселые книжки, такие, от которых, даже если не хочешь, все равно захохочешь. «Вот, например, — сказал врач, — я очень часто для того, чтобы поднять настроение, читаю смешные рассказы писателя Михаила Зощенко. И вам советую купить его книжку».

2-й ведущий. А что, дельный совет. Ведь Михаил Зощенко до сих пор считается одним из самых веселых писателей. Я думаю, что пациент последовал совету врача и выздоровел.

1-й ведущий. А вот и нет, ты ошибаешься.

2-й ведущий. Неужели пациент отказался читать смешные рассказы?

1-й ведущий. Да.

2-й ведущий. А почему?

1-й ведущий. Ты не поверишь, пациент ответил врачу: «Мне эти рассказы не помогут. Потому что я сам и есть Михаил Зощенко».

2-й ведущий. Вот необычный случай. Писатель-юморист Зощенко и был тем самым угрюмым посетителем! А читая его рассказы, об этом ни за что не догадаешься.

Выходит мальчик, изображающий маленького Зощенко.

Зощенко-гимназист: Я родился в 1895 году в Петербурге в семье небогатого художника Михаила Ивановича Зощенко. В нашей семье было 8 детей. Мои первые литературные опыты относятся к раннему детству, пробовать писать стихи я начал в 7 лет. А свой первый рассказ написал в возрасте 12 лет.

Выразительное чтение учащимся рассказа «Умная кура»

На заднем плане во время чтения идет кукольное представление, разыгрывающее читаемый рассказ.

Одна кура гуляла во дворе с цыплятами. У нее девять маленьких цыплят.

Вдруг откуда-то прибежала лохматая собака.

Эта собака подкралась к цыплятам и схватила одного.

Тут все другие цыплята испугались и бросились врассыпную.

Кура тоже сначала очень сильно испугалась и побежала. Но потом смотрит – какой скандал: собака держит в зубах ее маленького цыпленка.

И наверно, мечтает его съесть.

Тогда кура смело подбежала к собаке. Она немножко подскочила и больно клюнула собаку в самый глаз.

Собака от удивления даже рот раскрыла.

И цыпленка выпустила. И тот сразу поскорей убежал. А собака посмотрела, кто ее клюнул в глаз. И, увидя куру, рассердилась и бросилась на нее. Но тут подбежал хозяин, схватил собаку за ошейник и увел ее с собой.

А кура как ни в чем не бывало собрала всех своих цыплят, пересчитала их и снова стала прогуливаться по двору.

Это была очень умная кура.

Выходит мальчик, изображающий Зощенко-студента.

Зощенко-студент: В 1913 году я поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. К этому времени относятся мои первые сохранившиеся рассказы. К сожалению, моя учеба была прервана Первой Мировой войной. В 1915 году я ухожу добровольцем на фронт, командую батальоном, становлюсь георгиевским кавалером, но писать не перестаю. Сочиняю письма вымышленным адресатам и эпиграммы на однополчан. В 1917 году демобилизован из-за болезни сердца, возникшей после отравления газами. По возвращении в Петроград пишу рассказы «Маруся», «Мещаночка», «Сосед» и другие. В 1918 году, несмотря на болезнь, ухожу добровольцем в Красную армию и воюю на фронтах Гражданской войны до 1919 года. Вернувшись в Петроград, зарабатываю на жизнь разными профессиями. Я был и сапожником, и столяром, и плотником, и актером, и инструктором по кролиководству, и милиционером, и даже сотрудником уголовного розыска. В это время пишу первые рассказы из тех, что впоследствии были напечатаны. Этим событием был ознаменован мой переход к профессиональной литературной деятельности.

Инсценировка рассказа «Галоша».

Конечно, потерять галошу в трамвае нетрудно.

    Особенно, если сбоку поднажмут да сзади какой-нибудь архаровец на задник наступит, - вот вам и нет галоши. 

    Галошу потерять прямо пустяки 

    С меня галошу сняли в два счета. Можно сказать, ахнуть не успел. 

    В трамвай вошел-обе галоши стояли на месте. А вышел из трамвая-гляжу, одна галоша здесь, на ноге, а другой нету. Сапог-здесь. И носок, гляжу, здесь. И подштанники на месте. А галоши нету. 

    А за трамваем, конечно, не побежишь. 

    Снял остальную галошу, завернул в газету и пошел так 

    После работы, думаю, пущусь в розыски. Не пропадать же товару! Где-нибудь да раскопаю. 

    После работы пошел искать. Первое дело-посоветовался с одним знакомым вагоновожатым. 

    Тот прямо вот как меня обнадежил. 

    - Скажи, - говорит, - спасибо, что в трамвае потерял. В другом общественном месте не ручаюсь, а в трамвае потерять - святое дело. Такая у нас существует камера для потерянных вещей. Приходи и бери. Святое дело. 

    - Ну, - говорю, - спасибо. Прямо гора с плеч. Главное, галоша почти что новенькая. Всего третий сезон ношу. 

    На другой день иду в камеру. 

    - Нельзя ли, - говорю, - братцы, галошу заполучить обратно? В трамвае сняли. 

    - Можно, - говорят. - Какая галоша? 

    - Галоша, - говорю, - обыкновенная. Размер - двенадцатый номер. 

    - У нас, - говорят, - двенадцатого номера, может, двенадцать тысяч. Расскажи приметы. 

    - Приметы, - говорю, - обыкновенно какие: задник, конечно, обтрепан, внутри байки нету, сносилась байка. 

    - У нас, - говорят, - таких галош, может, больше тыщи. Нет ли специальных признаков? 

    - Специальные, - говорю, - признаки имеются. Носок вроде бы начисто оторван, еле держится. И каблука, - говорю, - почти что нету Сносился каблук. А бока, - говорю, - еще ничего, пока что удержались. 

    - Посиди, - говорят, - тут. Сейчас посмотрим. 

    Вдруг выносят мою галошу. 

    То есть ужасно обрадовался. Прямо умилился. 

    Вот, думаю, славно аппарат работает. И какие, думаю, идейные люди, сколько хлопот на себя приняли из-за одной галоши. 

    Я им говорю: 

    - Спасибо, - говорю, - друзья, по гроб жизни. Давайте поскорей ее сюда. Сейчас я надену. Благодарю вас. 

    - Нету, - говорят, - уважаемый товарищ, не можем дать. Мы, - говорят, - не знаем, может, это не вы потеряли. 

    - Да я же, - говорю, - потерял. Могу дать честное слово. Они говорят: 

    - Верим и вполне сочувствуем, и очень вероятно, что это вы потеряли именно эту галошу. Но отдать не можем. Принеси удостоверение, что ты, действительно, потерял галошу. Пущай домоуправление заверит этот факт, и тогда без излишней волокиты мы тебе выдадим то, что законно потерял. 
      Я говорю: 
     - Братцы, - говорю, - святые товарищи, да в доме не знают про этот факт. Может, они не дадут такой бумаги. 
      Они отвечают: 
     - Дадут, - говорят, - это ихнее дело дать. На что они у вас существуют? 
     Поглядел я еще раз на галошу и вышел. На другой день пошел к председателю нашего дома, говорю ему:
     - Давай бумагу. Галоша гибнет. 
     - А верно, - говорит, - потерял? Или закручиваешь? Может, хочешь схватить лишний предмет ширпотреба?
     - Ей-богу, - говорю, - потерял. 
     Он говорит:
     - Конечно, на слова я не могу положиться. Вот если б ты мне удостоверение достал с трамвайного парка, что галошу потерял, - тогда бы я тебе выдал бумагу. А так не могу. 
     Я говорю: 
     - Так они же меня к вам посылают. 
     Он говорит:
     - Ну тогда пиши мне заявление. 
     Я говорю: 
     - А что там написать? 
     Он говорит: 
     - Пиши: сего числа пропала галоша. И так далее. Даю, дескать, расписку о невыезде впредь до выяснения. 
    Написал заявление. На другой день форменное удостоверение получил. Пошел с этим удостоверением в камеру. И там мне, представьте себе, без хлопот и без волокиты выдают мою галошу. Только когда надел галошу на ногу, почувствовал полное умиление. Вот, думаю, люди работают! Да в каком-нибудь другом месте разве стали бы возиться с моей галошей столько времени? Да выкинули бы ее-только и делов. А тут неделю не хлопотал, выдают обратно. 
   Одно досадно, за эту неделю во время хлопот первую галошу потерял. Все время носил ее под мышкой в пакете и не помню, в каком месте ее оставил. Главное, что не в трамвае. Это гиблое дело, что не в трамвае. Ну, где ее искать? Но зато другая галоша у меня. Я ее на комод поставил. Другой раз станет скучно, взглянешь на галошу, и как-то легко и безобидно на душе становится. Вот, думаю, славно канцелярия работает! Сохраню эту галошу на память. Пущай потомки любуются.

1-й ведущий. В середине 20-х гг. Зощенко стал одним из самых популярных писателей, его фамилия была у всех на устах.

2-й ведущий. Да, странная и редкая фамилия. Каково ее происхождение?

Выходит мальчик, изображающий Зощенко-взрослого.

Зощенко –взрослый . Я перерыл подвалы архивов, горы пожелтевших бумаг… Наконец, нашёлся некий Аким Зодченко. Он и оказался родоначальником моей династии. Это был архитектор из Италии, принявший православие и получивший при крещении имя Аким и фамилию – по профессии – Зодченко. Впоследствии фамилия изменилась, стала произноситься как Зощенко.

Фрагмент из художественного фильма «Может быть».

1-й ведущий. Но вот началась Великая Отечественная война. Несмотря на то, что Зощенко просился добровольцем на фронт, из-за болезни сердца его не взяли, а отправили в эвакуацию в Алма-Ату, где он и продолжал писать.

Выходит мальчик, изображающий Зощенко-взрослого.

В городе Берлине, товарищи, очень много липы. Там даже целая улица есть, которая называется Унтер Ден Линден, что означает «под липами». Всей берлинской липы не опишешь в одной только пьесе, и поэтому изобразили мы пока что основную известнейшую, самую, так сказать, явную липу. Один очень крупный бандит захватил в Берлине власть и сразу он понял такой шум, что даже люди неглупые растерялись.

Офицер. Честь имею доложить — принесли военную сводку с восточного фронта.
      
Ш у т т. Вот я говорил вам, Адольф Иванович, — сюрприз или приятное известие...
      
Офицер. Разрешите сводку отправить в печать?
      
Гитлер. Э, нет... Дай сюда эту сводку. Отныне я сам решил ее проверять... Отойдите дальше, господа, мы с генералом посмотрим.
      
Генерал. Есть.
      
Гитлер (читает). Не может быть! Сколько, сколько? За один день мы потеряли четыреста тридцать танков... Аи, это много, генерал...
      
Генерал. А вы первую четверочку скиньте. Вот оно и будет в самый раз.
      
Гитлер. И то правда. (Исправляет.) Значит, мы потеряли тридцать танков... А не много ли мы потеряли, генерал?
      
Генерал. И то много.
      
Гитлер. Вы находите? Тогда нолик сократим. Он в математике ничего не выражает... Ноль — ноль и есть... Итого — мы потеряли три танка. (Исправляет.) Вот теперь бери сводку, пусть печатают. (Дает офицеру.) Погоди, погоди... Ну куда бежишь? Государственное дело, а он бежит. (Генералу.) Может, лучше не мы потеряли три танка, а они?
      
Генерал. А в самом деле, мой фюрер, пусть это они три танка потеряли. Что же нам с противником церемониться.

     Гитлер. Правильно. Так им. (Исправляет.) На сводку, бери. Погоди-погоди... (Генералу.) Слушайте, они потеряли только три танка. Как вы это находите?
      
Генерал. Это они мало потеряли. Не прибавить ли нам нолик?
      
Гитлер. Правильно, прибавим нолик. Потеряли они, значит, тридцать танков.
      
Генерал. Если бы они, мой фюрер, еще больше потеряли — это вдохновило бы армию.
      
Гитлер. Тогда прибавим впереди единичку... Сто тридцать танков потерял противник.
      
Генерал. Тогда уж лучше первоначальную цифру оставить. Зачем же нам искажать действительность?
      
Гитлер. Да уж, искажать действительность нехорошо... Поправим... Итого противник потерял четыреста тридцать танков. На, бери сводку.
      Офицер уходит. 
      
Генерал. И правильная цифра сохранилась. И авторитет не нарушен.
      
Ш у т т. Я же говорил: будет приятный сюрприз с восточного фронта.
      Шорох за дверью.

2- ведущий. В 1946 году Зощенко был исключен из Союза писателей как «хулиган … , глумящийся над советскими людьми». Только спустя семь лет Зощенко был восстановлен в Союзе писателей, но все это время он был лишен права публиковать свои замечательные рассказы и повести, его книги не издавались. Тогда писатель занялся переводами с других языков.

1-й ведущий. Зощенко стал верным последователем гоголевского направления в русской литературе. Если внимательно вслушаться в его смех, нетрудно уловить, что беззаботно-шутливые нотки являются лишь фоном для музыки горечи и боли.

2-й ведущий. Действительно был прав писатель: «Красивое никогда не может быть смешным».







Библиография:

Сборник рассказов М.М. Зощенко, Москва, изд. АСТ, 2005г.

М. Зощенко. Рассказы для детей. НФ «Пушкинская библиотека», АСТ Астрель, Москва, 2006г.

http://www.maam.ru/detskijsad/-vsegda-staralsja-byt-ochen-horoshim-chelovekom-scenarii-prazdnika-po-tvorchestvu-pisatelja-m-m-zoschenko-vospitatel-faizieva-n-n.html

http://www.astromeridian.ru/poetry/

http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00069601184773068665






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Ларина Инна Анатольевна

Дата: 03.10.2015

Номер свидетельства: 235934


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства