kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий литературного вечера о жизни и творчестве К.М.Симонова "Если дорог тебе твой дом".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной задачей мероприятия было-дать учащимся представление о жизненном  и творческом пути поэта, познакомить с оценкой его творчества. Воспитательной  целью мероприятия является создание педагогических условий для формирования гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к творчеству поэта-юбиляра. Обучающей целью композиции является создание условий для развития и поддержания интереса к творчеству К.М. Симонова, для формирования культурного грамотного читателя

Стихи Симонова читали учащиеся 6-х классов. Прозвучали его известные стихи. Мероприятие прошло на высоком уровне. В уютной и душевной атмосфере мероприятия, учащиеся школы и гости мероприятия  узнали и вспомнили творчество великого поэта, стихи о войне.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературного вечера о жизни и творчестве К.М.Симонова "Если дорог тебе твой дом".»

Дорогие ребята, уважаемые коллеги ,вот и завершается в России объявленный в 2015 году –Год литературы. Очень хотелось бы, чтобы потребность в чтении книг оставалась у вас, ребята, на всю жизнь. Читать – нужно, полезно.Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Все ценности человек черпает из книг. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение. Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством Константина Михайловича Симонова.

Сценарий  литературного вечера о жизни и творчестве К. М. Симонова.


Собянина Лилия. 6-а Слайд № 2

С чего начинается память – с берез?
С речного песка? С дождя на дороге?
А если – со слез!
А если – с воздушной тревоги!


Рыбакин Артур.6-а Слайд № 3
А если с визжащей пилы в облаках,
Со взрослых в пыли распростертых!
А если с недетского знания – как
Живое становится мертвым!


Ведущий

И в пять
И в пятнадцать,
И в двадцать пять лет
Войной начинается память
Здесь в этой стране,
Где непомнящих – нет,
Попробуем это представить… Слайд № 4 (ролик о ВОВ)


Ведущий.

Война самое трагичное событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушения, страдание многих людей и в первую очередь детей. И особенно трагической для советского народа была война 1941-1945 года. Поэтому ее называют Великой, т.к. она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на нашу страну.

Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне со взрослыми принимали дети. Большую роль в борьбе с фашистскими захватчиками сыграли и военные корреспонденты. Они поднимали боевой дух бойцов своими статьями, давали надежду тем, кто был в тылу. Одним из таких корреспондентов был Константин Михайлович Симонов.

«Я не был солдатом, был всего-навсего корреспондентом... Это не самый тяжелый хлеб на войне…» - не однажды высказывал эту мысль Симонов. И все же позвольте с этим не согласиться. Эта работа была тяжелой и опасной.

ЧТЕЦ(Нефедов Антон -6 а) Слайд № 5

От Москвы до Бреста
Нет такого места,
Где бы не скитались мы в пыли,
С «лейкой» и с блокнотом,
А то и с пулеметом
Сквозь огонь и стужу мы прошли.
Жив ты или помер –
Главное, чтоб в номер
Материал успел ты передать.
И чтоб, между прочим,
Был фитиль всем прочим,
А на остальное – наплевать

Биография К. М. Симонова Слайд № 6

Константин (Кирилл) Михайлович Симонов родился 28 ноября 1915 г. в Петрограде в семье военного Михаила Симонова и княжны Александры Оболенской. Отец пропал без вести в годы гражданской войны.

В 1919 г. мать с сыном переехала в Рязань, где вышла замуж за полковника Александра Григорьевича Иванишева. Отчим оказал сильное влияние на его жизнь. Ему он обязан своей любовью к армии.

Это ему – отчиму – Александру Григорьевичу Иванишеву – посвятил он в 1950-е годы поэму «Отчим».



ЧТЕЦ (Кильдюшов Алексей-6-а)

Я раньше слишком зелен был,
Себе недотолковывал,
Как смолоду бы жизнь прожил,
Не будь тебя, такого вот –
Такого вот, сурового,
Всегда идти готового
По жизни с полной выправкой…


Детство Константина прошло в военных городках. Семья была не богата, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище и работать токарем.

Вскоре семья переехала в Москву, где Симонов начал работать над своими произведениями.

Где он только не был как военный корреспондент. Прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. Тема войны, жизни и смерти прочно вошли в творчество К. М. Симонова.

Умирая, К. Симонов попросил исполнить его последнюю волю: остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. Прах Константина Михайловича по его просьбе развеяли над полем недалеко от Бобруйска.

Слайд № 7

На огромном камне установленном на краю поля, выбита подпись писателя «Константин Симонов» и даты его жизни 1915 г—1979 г. А с другой стороны на камне установлена и мемориальная доска с надписью: «…Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах».

28 ноября 2015 года Симонову исполнилось бы 100 лет.

Слайд № 8

А тогда в далеком 1941 году ему было 25 лет. К линии фронта, он прибыл к пятому дню войны.


Мансуров Радик читает строки из его дневника.

«Не знаю, как другие, а я в эти первые дни настоящей войны был наивен, как мальчишка… Шинель была хорошо пригнана, ремни скрипели, и мне казалось, что вот таким я всегда буду».

«Две недели войны были так непохожи, что мне казалось: я и сам уже не такой, каким уезжал 24 июня из Москвы».

ВЕДУЩИЙ
Таким было его потрясение от пережитого на Могилевской и Смоленской земле. Это все  тогда  пережили. Послушайте эти строки

Кондратьева Саша -5б Слайд № 9

Вслед за врагом пять дней за пядью пядь

Мы по пятам на Запад шли опять.

На пятый день под яростным огнем

Упал товарищ, к Западу лицом.


Никитина Юля -5б Слайд № 10

Как шел вперед, как умер на бегу,

Так и упал и замер на снегу.

Так широко он руки разбросал,

Как будто разом всю страну обнял.


Киселева Яна -5б Слайд № 11

Мать будет плакать много горьких дней,

Победа сына не воротит ей.

Но сыну было — пусть узнает мать —

Лицом на Запад легче умирать.

Слайд № 12

ВЕДУЩИЙ. Нельзя без волнения читать страницы записок, о беженцах на дорогах, о самолетах над дорогами, об ощущении огромного горя, которое разом обрушилось и которое разрасталось. В 1941-м поэт потрясен седым мальчишкой, которого отец-майор на пушечном лафете вывез из Брестской крепости. И Симонов пишет стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете». Послушайте это стихотворение.

Слайд № 13

Крушницкий Айдар -6


Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.

Федотов Илья . 6-а

Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку
Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой…

Рахимов Артур. 6 а Слайд № 14

Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.

 Феоктистов Евгений -5 б

За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.


В стихотворении встретились вам такие слова как «лафет» и «крепость Брест». Понятны ли вам они?

Лафет - станок артиллерийского орудия

Брест- крепость, которая первая приняла на себя удар фашистской армии.



Анализ произведения.

-Какое впечатление на вас произвело это произведение?

-Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении?

- Откуда везли мальчика?

- Что означает выражение «седой мальчишка на лафете спал»?

- Почему мальчик стал « седым»?( он пережил огромное горе, которое не под силу порой выдержать даже взрослому: гибель матери, обстрел, эвакуация из родного города, ранение отца. Мальчик словно побывал «на том свете», потому что уже видел смерть и страдания. Мальчик быстро повзрослел в результате пережитого.

-Сколько лет мальчику? Как вы понимаете фразу:

За десять лет на том и этом свете // Ему зачтутся эти десять дней?

(Мальчику всего десять лет. Десять дней ужаса войны, пережитые им , будут вспоминаться последующими поколениями как подвиг).

- Что значат эти строки?

Кто раз увидел этого мальчишку,// Домой прийти не сможет до конца»

(Пока хоть небольшой клочок земли занят фашистами, пока хоть один ребенок плачет по их вине, ни один солдат не пойдет домой, потому что он обязан освободить землю)

Симонов верил, что русские смогут победить фашистов, что мальчишка останется жив.

Годы войны были лучшим временем поэзии Симонова. В эти годы написаны лучшие его стихи.

ВЕДУЩИЙ. Слайд № 15

В 1942 году Симонов пишет стихотворение «Если дорог тебе твой дом», оно убило гитлеровцев больше, чем самый прославленный снайпер».

Умаров Динар. 5-б


Если дорог тебе твой дом,
Где ты русским выкормлен был,
Под бревенчатым потолком,
Где ты, в люльке качаясь, плыл;

 Если дороги в доме том
Тебе стены, печь и углы,
Дедом, прадедом и отцом
В нем исхоженные полы;

Мишкин Марк .5 а

Если ты не хочешь, чтоб пол
В твоем доме фашист топтал,
Чтоб он сел за дедовский стол
И деревья в саду сломал…

 Если ты отца не забыл,
Что качал тебя на руках,
Что хорошим солдатом был
И пропал в карпатских снегах,



 Юсупов Артем -5 а Слайд № 16

Если ты фашисту с ружьем
Не желаешь навек отдать
Дом, где жил ты, жену и мать,
Все, что родиной мы зовем, -

Знай: никто не спасет ее,
Если ты ее не спасешь;
Знай: никто его не убьет,
Если ты его не убьешь.

Именно такие проникновенные произведения нужны были русским людям в тяжелые месяцы отступлений: они зажигали сердца и звали на борьбу с врагом.

Ведущий.

В 7м классе мы будем изучать с вами поэму К. Симонова «Сын артиллериста», которую опубликовал он в 1941 году. В основу поэмы легла подлинная история , которую ему рассказал один из очевидцев событий. Эта история еще раз подтверждает , что даже 18-летние мальчишки могут быть настоящими воинами, способными противостоять врагу даже ценой собственной жизни. Такой народ непобедим!



Просмотр ролика «Сын артиллериста» Слайд 17

Анализ пословиц. Слайд 18

-Какая из приведённых пословиц более полно отражает смысл произведения Симонова?

Родина - мать, умей за неё постоять.

Друзья познаются в беде.

Мудрость этой пословицы безгранична. Родина – самое дорогое место для человека. нужно защищать свою родину, когда это необходимо. Родина - это место, где мы родились , эта страна, где мы живем. Она сравнима с матерью. А родителей, как и Родину, как и свое имущество, следует уметь защищать.




Заключительная часть. Слайд 19

Мы всегда будем вспоминать, какие качества нашего народа помогли одолеть врага. Терпение. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству. Пусть эти проверенные огнём войны качества всегда нам сопутствуют, и всегда победа будет за нами.

Слайд № 20.

Великая Отечественная война была самой страшной войной в истории нашей страны. Но и сегодня в мире неспокойно , и даже маленькие войны , которые иногда называют "вооруженными конфликтами" , террористические акты , приносят людям страшное горе , разрушают семьи , делают детей сиротами , инвалидами , калечат  их души.

Сегодня произведения Константина Симонова о войне помогают нам увидеть и понять глубину чужого горя , вспомнить погибших в годы Великой Отечественной войны, а также и  других войн , в которых участвовали граждане нашей страны.



Ролик песни на стихи Симонова «Служил солдат». Слайд № 21

И в наше время случается так , что уходят солдаты на войну, и ждут их родные люди , матери, жены , сестры, дети. И конечно же пожелаем им только одно вернуться домой живыми



Ведущий. Давайте почтим память павших воинов минутой молчания. Слайд 22

5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Умарова Альфиза Акрамовна

Дата: 21.01.2016

Номер свидетельства: 280285


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства