kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий литературного вечера для обучающихся 1-2-х курсов. «Призван я был писать», посвященный 200-летию со дня рождения И.А. Гончарова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный литературный вечер, проведенный во внеурочное время, позволит обучающимся лучше узнать сведения из биографии замечательного русского писателя И.А. Гончарова. Материал построен в виде сценария, в котором каждый ученик сможет проявить творческие способности, а также показать знания основных моментов биографии Гончарова. В этом помогут небольшие тесты, приведенные в сценарии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературного вечера для обучающихся 1-2-х курсов. «Призван я был писать», посвященный 200-летию со дня рождения И.А. Гончарова »

12


Сценарий литературного вечера для учеников 10-11-х классов «Призван я был писать», посвященный 200-летию со дня рождения И.А. Гончарова

Слайд 1Гончаров «ставит перед наши глаза целую жизнь данной сферы, данной эпохи и данного общества…чтобы…навсегда остаться в истории искусства и освещать ярким светом моменты действительности им уловленной».

А.В. Дружинин

Слайд 2 Здравствуйте, дорогие друзья! 18 июня 2012 года исполняется 200 лет со дня рождения великого русского писателя Ивана Александровича Гончарова. И наш литературный вечер посвящается именно этому событию.

Иван Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске. Его отец и мать принадлежали к купеческому сословию. В большом каменном доме Гончаровых, расположенном в самом центре города, с обширным двором, садом, многочисленными постройками проходило детство будущего писателя.

Слайд 3 Вспоминая в преклонные годы своё детство и отчий дом, Гончаров писал в автобиографическом очерке «На родине»: «Амбары, погреба, ледники переполнены были запасами муки, разного пшена и всяческой провизии для продовольствия нашего и обширной дворни. Словом, целое имение, деревня».

Слайд 4 Многое из того, что Гончаров узнал и увидел в этой «деревне», явилось как бы изначальным импульсом в познании поместного, барского быта дореформенной России, так ярко и правдиво отразившегося в его «Обыкновенной истории», «Обломове» и «Обрыве».

Слайд 5 Когда Гончарову было семь лет, умер его отец. В последующей судьбе мальчика, в его духовном развитии важную роль сыграл его крёстный отец Николай Николаевич Трегубов. Это был отставной моряк. Он отличался широтой взглядов и критически относился к некоторым явлениям современной жизни. «Добрый моряк» — так благодарно называл Гончаров своего воспитателя, фактически заменившего ему родного отца.

Слайд 6 Писатель вспоминал: «Мать наша благодарная ему за трудную часть взятых на себя забот о нашем воспитании, взяла на себя все заботы о его житье-бытье, о хозяйстве. Его дворня, повара, кучера слились с нашей дворней, под её управлением — и мы жили одним общим двором. Вся материальная часть пала на долю матери, отличной, опытной, строгой хозяйки. Интеллектуальные заботы достались ему».

Слайд 7 Первоначальное образование Гончаров получил дома, под началом Трегубова, затем в частном пансионате. А десяти лет от роду был отправлен в Москву для обучения в коммерческом училище. Выбор учебного заведения был сделан по настоянию матери. Восемь лет провёл Гончаров в училище. Эти годы были для него трудны и малоинтересны. Духовное и нравственное развитие Гончарова шло, однако, своим чередом. Он много читал. Его истинным наставником явилась отечественная литература.

Слайд 8 Гончаров рассказывал, какое впечатление на него произвело знакомство с творчеством Пушкина: «Боже мой! Какой свет, какая волшебная даль открылись вдруг, и какие правды, и поэзии, и вообще жизни, притом современной, понятной, — хлынули из этого источника, и с каким блеском, в каких звуках!» Это почти молитвенное благоговение перед именем Пушкина Гончаров сохранил на всю жизнь. Тем временем заниматься в училище стало совсем невмоготу. Гончарову удалось убедить в этом мать, и та написала прошение об исключении его из списка пансионеров.

Слайд 9 Гончарову на тот момент уже минуло восемнадцать. Наступила пора задуматься о своём будущем. Ещё в детстве возникшая страсть к сочинительству, интерес к гуманитарным наукам, особенно к художественной словесности, — всё это укрепило в нём мысль завершить своё образование на словесном факультете Московского университета. Через год, в августе 1831 года, после успешной сдачи экзаменов он был туда зачислен.

Три года, проведённые в Московском университете, явились важной вехой в биографии Гончарова. Это была пора напряжённых раздумий — о жизни, о людях, о себе. Одновременно с Гончаровым в университете обучались Белинский, Герцен, Огарёв, Станкевич, Лермонтов, Тургенев, Аксаков и многие другие талантливые молодые люди, впоследствии оставившие тот или иной след в истории русской литературы.

Слайд 10 Закончив летом 1834 года университет, Гончаров почувствовал себя, по собственному признанию, «свободным гражданином», перед которым открыты все пути в жизни. Первым делом решил он навестить свои родные края, где его дожидались мать, сестры, Трегубов. Новая встреча с ним окончательно укрепила эту решительность. Его влекла к себе перспектива напряжённой духовной жизни в столицах – в Москве и Санкт-Петербурге, общение там с интересными людьми. Но была ещё одна, тайная мечта, связанная с его давним увлечением сочинительством. Он решил обязательно уехать из дремотного, скучного Симбирска. И не уехал.

Симбирский губернатор настойчиво просил Гончарова занять должность его секретаря. После раздумий и колебаний Гончаров принимает это предложение, а дело оказалось скучным и неблагодарным. Однако эти живые впечатления от механизма бюрократической системы впоследствии сгодились Гончарову-писателю. После одиннадцати месяцев пребывания в Симбирске он уезжает в Петербург. Гончаров решил собственными руками, без чьей либо помощи строить своё будущее.

Слайд 11 По приезде в столицу он подался в департамент внешней торговли министерства финансов, где ему предложили должность переводчика иностранной переписки. Служба оказалась не очень обременительной. Она в какой-то мере материально обеспечивала Гончарова и оставляла время для самостоятельных литературных занятий и чтения.

Слайд 12 В Петербурге он сблизился с семьёй Майковых. Их дом был интересным культурным очагом столицы. Почти ежедневно здесь собирались известные писатели, музыканты, живописцы. Позже Гончаров скажет: «Дом Майкова кипел жизнью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусства».

Слайд 13 Теперь предлагаем вашему вниманию викторину по биографии Ивана Александровича Гончарова. Самые активные участники получат призы. Итак, первый вопрос:

Слайд 14

1) Как звали Гончарова?

а) Иван Алексеевич

б) Алексей Иванович

в) Александр Иванович

г) Иван Александрович


Слайд15

2) Где учился Гончаров?

а) в Царскосельском Лицее

б) в Нежинской гимназии

в) в Московском университете

г) в Симбирском университете


Слайд 16

3) Какое произведение не принадлежит Гончарову:

а) «Обыкновенная история»

б) «Невский проспект»

в) «Обломов»

г) «Обрыв»


Слайд 17

4) Годы жизни И. Гончарова:

а) 1814 - 1841

б) 1809 - 1852

в) 1812 - 1891

г) 1799 – 1837


Слайд 18

5) Что из нижеперечисленного соответствует биографии Гончарова?

а) мать умерла, когда И. Гончарову было три года

б) была бабушка, Елизавета Арсеньевна

в) матерью была пленная турчанка

г) умер отец, когда И. Гончарову было семь лет



А теперь давайте выберем самых активных участников нашей викторины. (Проводится голосование среди участников).

Слайд 19 Творчество Гончарова формировалось под влиянием тех настроений, которые побуждали молодого автора всё более иронически относиться к царившему в доме Майковых романтическому культу искусства. 40-е годы — начало расцвета творчества Гончарова. Это была важная пора в развитии русской литературы, как и в жизни русского общества в целом. Гончаров знакомится с Белинским. Общение с великим критиком имело огромное значение для духовного становления молодого писателя.

Слайд 20 В своих «Заметках о личности Белинского» Гончаров с симпатией и благодарностью рассказал о своих встречах с критиком и о его роли как «публициста, эстетического критика и трибуна, провозвестника новых грядущих начал общественной жизни».

Слайд 21 Весной 1847 года на страницах «Современника» публикуется «Обыкновенная история». В «романе» конфликт между «реализмом» и «романтизмом» предстаёт как существенная коллизия русской жизни. Гончаров назвал свой роман «Обыкновенная история», тем самым он подчеркнул типичность процессов, которые отразились в этом произведении.

Слайд 22 «Обыкновенная история» - произведение действительно великое. В нем собрано множество интересных и запоминающихся моментов. Именно поэтому мы решили предложить вам просмотреть отрывок спектакля по мотивам романа Гончарова «Обыкновенная история».

Слайд 23 Показ видеоотрывка из фильма-спектакля «Обыкновенная история»

Слайд 24 В октябре 1852 года в жизни Ивана Александровича случилось важное событие: он стал участником кругосветного путешествия на парусном военном корабле — фрегате «Паллада» — в качестве секретаря начальника экспедиции вице-адмирала Путятина. Она была снаряжена для инспекции русских владений в Северной Америке — Аляски, принадлежавшей в ту пору России, а также для установления политических и торговых отношений с Японией.

Слайд 25 Гончаров представил себе, каким множеством впечатлений обогатит себя и своё творчество. С первых же дней путешествия он начинает вести подробный путевой журнал. Он и лёг в основу будущей книги «Фрегат „Паллада“». Экспедиция продолжалась почти два с половиной года. Написанная им книга сразу же стала крупным литературным событием, поразив читателей богатством и разнообразием фактического материала и своими литературными достоинствами.

Слайд 26 Между тем, Гончаров вернулся в департамент министерства финансов и продолжал исправно исполнять свои чиновничьи обязанности, к которым никак не лежала душа. Вскоре, однако, наступила перемена в его жизни. Он получил место цензора. Должность эта была хлопотливая и трудная, но преимущество её перед прежней службой состояло в том, что она, по крайней мере, была непосредственно связана с литературой. Однако в глазах многих писателей эта должность ставила Гончарова в двусмысленное положение. К этому времени Гончаров уже опубликовал роман «Обломов».

Слайд 27 Итак, в 1859 году впервые в России прозвучало слово «обломовщина». В романе судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное («обломовщина»), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». Гончаров совершил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы. Выход в свет «Обломова» и громадный успех его у читателей закрепили за Гончаровым славу одного из самых выдающихся русских писателей.

Слайд 28 "Обломов" тотчас же привлек внимание критиков поставленными в романе проблемами. Русская революционная демократия в лице Н.А.Добролюбова оценила роман Гончарова как нечто "более, нежели просто удачное создание сильного таланта". Она увидела в нем "произведение русской жизни, знамение времени". Так была определена исключительная злободневность гончаровского романа. И в те же годы весьма авторитетными современниками были высказаны суждения, оценивавшие "Обломова" как произведение, которому предстоит долгая жизнь. Одним из кульминационных моментов в романе Гончарова «Обломов» является десятая глава второй части книги: в ней Илья Обломов пишет Ольге прощальное письмо, в котором одновременно признается ей в любви и говорит о том, что они не могут быть вместе.

Для зрителей разыгрывается сценка из романа «Обломов».

На сцену выходит заплаканная Ольга, а за ней бежит Обломов.

Обломов: Ольга, Ольга! Что я наделал!

Ольга: Оставьте меня! Уйдите! Зачем вы здесь? Я знаю, что я не должна плакать: о чем? Вы правы, да, все может случиться.

Обломов: Несчастное письмо!

Ольга: Возьмите, и унесите его с собой, чтоб мне долго еще не плакать, глядя на него.

Обломов: Не затем ли я отказываюсь от вас, что предвижу ваше счастье впереди, что жертвую ему собой? Разве я делаю это хладнокровно? Разве у меня не плачет все внутри? Зачем же я это делаю?

Ольга: Да, вчера вам нужно было мое «люблю», сегодня понадобились слезы, а завтра, может быть, вы захотите видеть. Как я умираю.

Обломов: Ольга, можно ли так обижать меня! Ужели вы не верите, что я отдал бы теперь полжизни, чтобы услышать ваш смех и не видеть слез…

Ольга: Да, теперь, может быть, когда уже видели, как плачет о вас женщина…

Обломов: Да разве я знал?! Пусть же будет опять хорошо!

Ольга: Вы видите только мрачное впереди; вам счастье нипочем. Это не любовь… Идите, - куда вы хотели идите.

Обломов: Я отравился и отравил вас, вместо того чтобы быть просто и прямо счастливым…

Ольга: Пейте квас: не отравитесь.

Обломов: Ольга! Это невеликодушно! После того, когда я сам казнил себя сознанием…

Ольга: Да, на словах вы казните себя, бросаетесь в пропасть, отдадите полжизни, а там придет сомнение, бессонная ночь: как вы становитесь нежны к себе, осторожны, заботливы, как далеко видите вперед! Нам больше не о чем говорить. Прощайте, Илья Ильич, и будьте…покойны; ведь ваше счастье в этом. (Ольга уходит)

Обломов: (кричит ей в след) Ольга! Нет, ради бога, нет! Теперь, когда все стало опять ясно, не гоните меня…

(Ольга ушла, Обломов остался один)

Обломов: Что ж это такое? И любовь тоже… любовь? А я думал, что она как знойный полдень, повиснет над любящимися и ничто не двигнется и не дохнет в ее атмосфере: и в любви нет покоя, и она движется все куда-то, вперед, вперед… (Обломов в задумчивости уходит)

Слайд 29 Дорогие друзья, предлагаем вашему внимание еще одну викторину, тема которой: роман Ивана Гончарова «Обломом». Правила игры остаются прежними: желающие отвечают на представленные вопросы, после чего выбирается самый активный участник. Итак, начали:

Слайд 30

1) Произведение «Обломов» это…

а) роман

б) рассказ

в) поэма

г) повесть


Слайд 31

2) В каком году был впервые напечатан роман «Обломов»?

а) 1852

б) 1858

в) 1860

г) 1861


Слайд 32

3) Определите экспозицию романа «Обломов» (Экспозиция - вступительная, исходная часть сюжета, изображение в произведении общественной среды и жизненной обстановки, где складывались и развивались черты характера действующих лиц, исторических условий, в которых развиваются события, и т. п. В отличие от завязки сюжета, т. е. события, вызывающего развитие дальнейшего действия, экспозиция не влияет на ход последующих событий в произведении.)

а) первые шесть глав

б) первые три главы

в) первые две главы

г) вся первая часть


Слайд 33

4) К какому литературному направлению следует отнести роман «Обломов»?

а) классицизм

б) сентиментализм

в) реализм

г) романтизм


Слайд 34

5) Где происходит действие романа «Обломов»?

а) в Москве

б) в Тульской Губернии

в) в Орловской губернии

г) в Петербурге


Слайд 35

6) Как звали лучшего друга Ильи Ильича Обломова?

а) Андрей Штольц

б) Владимир Ленский

в) Пьер Безухов

г) Акакий Башмачкин


Слайд 36

7) Как звали сына Ильи Ильича Обломова?

а) Андрей

б) Иван

в) Илья

г) Павел


Слайд 37

8) Сколько лет было Обломову в начале романа?

а) 25-26

б)32-33

в) 36-37

г) 40-45


Слайд 38

9) К какому типу литературных героев можно отнести И. Обломова?

а) «лишний человек»

б) «маленький человек»

в) герой-любовник

г) герой-резонер


Слайд 39

10) Прочитайте отрывок из романа и скажите: о каком персонаже в нем идет речь?

«…не старался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма, в котором ходил в деревне. Платье ему шилось по вывезенному им из деревни образцу. Серый сюртук и жилет нравились ему и потому, что в этой полуформенной одежде он видел слабое воспоминание ливреи, которую он носил некогда, провожая покойных господ в церковь или в гости; а ливрея в воспоминаниях его была единственною представительницею достоинства…»

а) Алексеев

б) Тарантьев

в) Захар

г) Волков


Слайд 40

11) Кому принадлежит следующая фраза?

- А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден,

нежен, и - пропал! Причина... какая причина! Обломовщина!

а) Штольцу

б) Ольге Ильинской

в) Алексееву

г) Захару


Слайд 41

12) В каком году была впервые напечатана глава «Сон Обломова»?

а) в 1847

б) в 1852

в) в 1856

г) в 1857


Слайд 42

13) Сколько времени длятся события, описанные в первой части романа «Обломов»?

а) 1 месяц

б) 1 день

в) 2 дня

г) 5 дней


Слайд 43

14) Как звали возлюбленную Ильи Ильича Обломова?

а) Татьяна Ларина

б) Екатерина Сушкова

в) Наташа Ростова

г) Ольга Ильинская


Слайд 44

15) На какой улице жил Илья Ильич Обломов в начале романа?

а) на Садовой

б) на Гороховой

в) на Выборгской стороне

г) на Лени Голикова


Слайд 45

16) Гончаров использует предметно-бытовую деталь как важное средство характеристики персонажа. Что в романе «Обломов» является такой деталью?

а) трость

б) халат

в) рояль

г) книга


Слайд 46

17) К какому сословию принадлежал Штольц?

а) разночинцы

б) дворяне

в) купцы

г) мещане


Слайд 47

18) О каком персонаже в этом отрывке идет речь?

«Более ничто не напоминало ему барского широкого и покойного быта в глуши деревни. Старые господа умерли, фамильные портреты остались дома; предания о старинном быте и важности фамилии все глохнут или живут только в памяти немногих, оставшихся в деревне же стариков. Поэтому для него дорог был серый сюртук: в нем да еще в кое-каких признаках, сохранившихся в лице и манерах барина, напоминавших его
родителей, и в его капризах, на которые хотя он и ворчал, и про себя, но которые между тем уважал внутренне, как проявление барской воли, господского права, видел он слабые намеки на отжившее величие.»

а) о Тарантьеве

б) об Алексееве

в) о Волкове

г) о Захаре


Слайд 48

19) Кто сказал эту фразу?

- Снег, снег, снег! - твердил он бессмысленно, глядя на снег, густым

слоем покрывший забор, плетень и гряды на огороде. - Все засыпал! – шепнул потом отчаянно, лег в постель и заснул свинцовым, безотрадным сном.

а) Обломов

б) Штольц

в) Алексеев

г) Борон


Слайд 49

20) О каком герое идет речь в отрывке?

«Жила в своей новой сфере без видимых порывов и тревог. Она делала то же, что прежде, для всех других, но делала все иначе. Она ехала во французский спектакль, но содержание пьесы получало какую-то связь с ее жизнью; читала книгу, и там были строки с искрами ее ума, кое-где мелькал огонь ее чувств»

а) об Агафье Пшеницыной

б) о тетке Ольги

в) об Ольге Ильинской

г) о матери Обломова



Наша викторина подошла к концу. Давайте выбирать победителя.

Слайд 50 После выхода в свет романа «Обломов» Гончаров не оставляет писательскую деятельность и начинает своё новое произведение — «Обрыв». Однако писателю надо было не только писать, но и зарабатывать деньги. Покинув пост цензора, он жил «на вольных хлебах». В середине 1862 года его пригласили на должность редактора недавно учреждённой газеты «Северная почта», являвшейся органом министерства внутренних дел. Гончаров прослужил здесь около года. Затем был назначен на новую должность — члена совета по делам печати — снова началась его цензорская деятельность. Но в нынешних политических условиях она приобрела уже явно консервативный характер. Так продолжалось до конца 1867 года, когда он по собственному прошению вышел в отставку, на пенсию. Теперь можно было снова энергично взяться за «Обрыв».

Слайд 51 К тому времени Гончаров исписал уже много бумаги, а конца романа всё ещё не видел. Надвигавшаяся старость всё более пугала писателя и отвращала его от работы. Гончаров однажды сказал об «Обрыве»: «это дитя моего сердца». Автор трудился над ним долго (двадцать лет) и неутолимо. Временами, особенно к концу работы, он впадал в апатию, и ему казалось, что не хватит сил завершить это монументальное произведение. Однако же дописал.

Слайд 52 «Обрыв» стал последним крупным художественным произведением Гончарова. Но после конца работы над произведением жизнь его сложилась очень трудно. Больной, одинокий, Гончаров часто поддавался душевной депрессии. Одно время мечталось ему даже взяться за новый роман, «если старость не помешает», как писал он П. В. Анненкову. Но не приступил к нему. Он всегда писал медленно, натужно. Не раз жаловался, что не может быстро откликаться на события современной жизни: они должны основательно отстояться во времени и в его сознании. Все три романа Гончарова были посвящены изображению дореформенной России, которую он хорошо знал и понимал. Те процессы, которые происходили в последующие годы, по собственным признаниям писателя, он понимал хуже, и не хватало у него ни физических, ни нравственных сил погрузиться в их изучение.

Роман Гончарова «Обрыв» был экранизирован в 1983 году . В нем снялось немало знаменитых актеров – Георгий Антонов, Римма Маркова, Олег Корчиков, Тамара Тимофеева и многие другие. Предлагаем вам просмотреть отрывок из этого фильма.

Слайд 53 Просмотр отрывка из фильма «Обрыв»

Несмотря ни на что, Гончаров продолжал жить в атмосфере литературных интересов, интенсивно переписываясь с одними писателями, лично общаясь с другими, не оставляя и творческой деятельности. Он пишет несколько очерков: «Литературный вечер», «Слуги старого века», «Поездка по Волге», «По восточной Сибири», «Май месяц в Петербурге». Некоторые из них были опубликованы посмертно. Следует отметить ещё ряд замечательных выступлений Гончарова в области критики. Такие, например, его этюды, как «Мильон терзаний», «Заметки о личности Белинского», «Лучше поздно, чем никогда», давно и прочно вошли в историю русской критики в качестве классических образцов литературно-эстетической мысли.

Слайд 55 Гончаров оставался в полном одиночестве и 12 (24) сентября 1891 года он простудился. Болезнь развивалась стремительно, и в ночь на 15(28) сентября он умер от воспаления легких на восьмидесятом году жизни. Иван Александрович был похоронен на Новом Никольском кладбище Александро-Невской лавры (в 1956 году перезахоронен, прах писателя перенесли на Волково кладбище). В некрологе, опубликованном на страницах «Вестника Европы», отмечалось: «Подобно Тургеневу, Герцену, Островскому, Салтыкову, Гончаров всегда будет занимать одно из самых видных мест в нашей литературе».

Слайд 56 На этом наша литературная экскурсия в жизнь и творчество Ивана Гончарова подошла к концу. Спасибо за внимание и до новых встреч!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Маяка Валерия Дмитриевна

Дата: 02.09.2015

Номер свидетельства: 228300


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства