kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 100-летию со дня рождения российского писателя, общественного деятеля Даниила Александровича Гранина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие поможет учителю расширить знания учащихся о русском писателе Д. Гранине, поможет вызвать интерес к чтению книг писателя.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 100-летию со дня рождения российского писателя, общественного деятеля Даниила Александровича Гранина»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большетарховская общеобразовательная средняя школа»










Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного

100-летию со дня рождения российского писателя, киносценариста, общественного деятеля Даниила Александровича Гранина


«Гранин: человек-эпоха»






Автор-составитель: Манджеева Наталия Юрьевна, учитель















2019 год



Сценарий внеклассного мероприятия «Гранин: человек-эпоха»


Цель: создание условий для развития у учащихся мотивации к чтению произведений Д.А.Гранина.


Задачи:

-организовать образовательно-развивающую среду для совместной деятельности учащихся 8–11 классов и взрослых на основе общего интереса к творчеству Д.А. Гранина;

– формировать у учащихся готовность и способность к саморазвитию и самообразованию с учетом возрастных особенностей.


Планируемые результаты:

Личностные: готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию, коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе творческой деятельности.

Метапредметные: способность самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Предметные: обогащение представлений учащихся о личности и творчестве Д.А. Гранина, о его роли в истории русской литературы и культуры; умение обобщать и анализировать свой читательский опыт.


Оформление кабинета: заставка на экране «Гранин: человек-эпоха», книжная выставка «Даниил Гранин: диалог сквозь годы», буклет «Мудрые мысли гражданина и писателя Д.Гранина».


Оборудование и материалы: компьютер, интерактивная доска, аудиозапись музыки Моцарта «Реквием» и «Мелодия сердца», видеозапись интервью с Д.Граниным


Действующие лица:

Ведущий

Юноша 1 (ученик 8 класса)

Юноша 2 (ученик 11 класса)

Девушка1 (ученица 11 класса)

Девушка 2 (ученица 11 класса)

Ученики (ученики 10 класса)

Комментарий автора-составителя


  1. Мероприятие разработано на основе плана:

-биографические данные Д.А. Гранина,

-обзор произведений писателя,

-чтение отрывков из «Блокадной книги»,

-видеозапись интервью с Д.А.Граниным,

-чтение цитат писателя, ставших афоризмами.

  1. В ходе мероприятия использована музыка Моцарта, любимого композитора Д.А. Гранина.

  2. Время проведения - 50 минут.



Ход мероприятия


Звучит «Мелодия сердца» Моцарта (на фоне ведущий читает стихотворение)


Ведущий: Слезой печаль скатилась,

Сложив всеобщую печаль.

Страница книг закрылась,

А потому скорбяще жаль.

Ушёл достойный человек,

Закрыв последнюю страницу.

Прожил неспокойный век,

Книг написавши вереницу.

В нём творчество и жизнь

Смешались, описав эпоху.

Ведущая летела мысль:

Творить до последнего вздоха.

Поклон и память дней

Даниилу Гранину на века.

Не было судьбы трудней,

О которой каждая строка.

Страница книг закрылась,

А потому скорбяще жаль.

Слезой печаль скатилась,

Сложив всеобщую печаль.

-Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о русском писателе Д.А.Гранине, которого по праву можно назвать человеком-эпохой.

За столом сидит юноша, ученик 8 класса, и смотрит в телефон. Входят одиннадцатиклассники.


Юноша 2:Привет. Чем занимаешься?


Юноша 1:В Инстаграмме сижу.


Юноша 2:Слышал новость?


Юноша 1:Какую?


Юноша 2: Президент В.В.Путин подписал Указ «Об увековечении памяти Дниила Александровича Гранина и праздновании 100-летия со дня его рождения».


Юноша 1:А кто такой Гранин?


Все садятся за стол.


Девушка1: Ты не знаешь? Даниил Александрович Гранин- это писатель, киносценарист, общественный деятель. Участник Великой Отечественной войны, Герой Социалистического труда. Лауреат Государственной премии РФ и премии Правительства РФ. Почетный гражданин Санкт-Петербурга. Его по праву называют человеком-эпохой.


Девушка 2: Он родился 01.01.1919 года в Курской губернии. Его настоящая фамилия – Герман. Фамилию он сменил на псевдоним, чтобы его не путали с известным ленинградским писателем Юрием Германом.


Юноша 2: Писатель, вспоминая ранние годы, говорил, что у него было два детства – лесное и городское. Первое было связано с заснеженной зимой, реками и рассказами матери о горах. Второе – со стрельбой, пожарами, завершением Гражданской войны.

Девушка 1: С раннего детства Даниил Гранин жил в Петербурге, и именно с этим городом была связана его профессиональная, литературная и общественная жизнь.


Девушка 2: В 1940 году он успешно окончил Политехнический институт, став дипломированным инжером-электриком. Но вскоре началась Великая Отечественная война, которая изменила жизнь молодого человека. Путевку на фронт пришлось выбивать, т. к. инженеры были востребованы в тылу. За годы войны Гранин побывал на Ленинградском и Прибалтийском фронтах. В конце войны у Даниила Александровича уже было звание командира танковой роты. Он получил несколько боевых орденов. Долгое время Гранин никому не рассказывал о том, что пришлось пережить на фронте. Да и писать об этом решился далеко не сразу.


Юноша 2: Первые пробы пера Гранина датированы второй половиной 1930 годов, но началом своей профессиональной литературной деятельности Гранин считал публикацию рассказа «Вариант второй» в 1949 году.


Девушка 1: Д.А. Гранин был членом редколлегии журнала «Роман-газета» — одного из старейших советских и российских литературных журналов. Он являлся активным общественным деятелем первых лет перестройки, носил звание Почётного гражданина Санкт-Петербурга. Активно способствовал развитию движения Общества милосердия в России. Был председателем правления Международного благотворительного фонда им. Д. С. Лихачёва. Этот выдающийся человек не раз избирался народным депутатом. В 2016 г. Даниил Гранин стал лауреатом Премии имени доктора Гааза, которую ежегодно присуждает Германо-российский форум за «особый вклад в укрепление взаимоотношений России и Германии».


Девушка 2: В 2014 году Д.А. Гранина пригласили выступить в немецком Бундегстаге с речью о блокаде Ленинграда. Организаторы приготовили кресло, но писатель остался стоять. Такой страстной и страшной – по приведенным фактам – речи немецкий парламент, возможно, еще не слышал. Из уст 95 летнего писателя слова прозвучали откровением. Почти часовую речь Д.Гранина слушали в гробовом молчании, а в конце рукоплескали стоя.

Девушка 1: Позже писатель вспоминал: "Было очень странное, многослойное ощущение... Я - один перед всей Германией. Не перед бундестагом, а именно перед Германией. Я из Ленинграда, который Гитлер хотел уничтожить... Моя ненависть к немцам изживалась на протяжении многих лет. В Германии издали практически все мои книги, было немало встреч, конференций и в той Германии, и в этой, у меня там появилось много друзей. И я давно понял, что, во-первых, ненависть - тупиковое чувство, оно никуда не ведет. А во-вторых, у нас своих грехов хватает. Но когда я стоял перед депутатами бундестага, то поймал себя на мысли, что никто из них не был на фронте, это все дети или внуки фронтовиков. И вспомнил свой первый приезд в Германию, это было году в 55-м. Когда я шел по улицам Берлина, видел людей своего возраста и старше и думал: «Боже мой, это же встреча промахнувшихся!»

Юноша 2: Личная жизнь Даниила Гранина сложилась счастливо. В начале войны писатель женился на Римме Майоровой. В автобиографии Даниил Александрович написал, что семейная жизнь началась с нескольких часов, проведенных с супругой в бомбоубежище. Даниил Александрович и Римма Михайловна прожили вместе целую жизнь. В 1945 году у писателя родилась дочь Марина. У него есть внуки и правнуки.


Девушка 1: В последние годы жизни здоровье Даниила Гранина ухудшилось: сказывался почтенный возраст писателя. Он умер 4 июля 2017 года на 99 году жизни. Смерть писателя, хоть и не стала неожиданностью, но потрясла поклонников творчества прозаика и просто неравнодушных людей.


Девушка 2: Имя Гранина носят три библиотеки в России, его имя в этом году будет присвоено скверу в Санкт-Петербурге и одному из бортов авиакомпании «Аэрофлот». Именем Гранина названа малая планета Солнечной системы номер 3120.


Юноша 2: За свою литературную деятельность Гранин был удостоен многих наград.


Юноша 1: А какие книги написал Д. Гранин?


Девушка 1: (берет с полки книги, кладет на стол) Вот, например, «Вечера с Петром Великим». Этот роман позволяет заглянуть в глубь «петровской» эпохи. Для автора важнее показать внутренний облик императора: он детально исследует душевные качества Петра I, раскрывает драматические страницы его личной жизни.


(Учащиеся берут книги, показывают их зрителям и рассказывают о них)


Девушка 2: Роман "Зубр" занимает в творчестве писателя особое место. В нем рассказывается о трагической и прекрасной судьбе крупного ученого-генетика Н.В. Тимофеева-Ресовского, стоявшего у истоков советской науки, работавшего в гитлеровской Германии и осужденного после возвращения в СССР в 1945-м.


Юноша 2: Роман «Иду на грозу» написан об ученых-физиках. Сложный переплет страстей, любви, ненависти, неожиданных поступков составляет пестрый жизненный поток романа, современного не только потому, что действие происходит в наши дни, но и потому, что в нем возникает сложный внутренний мир человека-ученого – создателя нового. Эта книга о любви, предательстве и дружбе, о жизни волшебников из шестидесятых годов, лежащей на фронтире земной цивилизации, там, где рождалась гроза...


Девушка 1: Сборник произведений «Страх» включает несколько рассказов, философских эссе и очерков мемуарного характера. Выстроенные в свободной композиции размышления, все они посвящены исследованию СТРАХА. Автор не дает рецептов, не произносит слов осуждения или негодования, – он только показывает, как страх, созданный системой тоталитаризма, опутывает личность, делая из нее раба.


Девушка 2: В книге «Чудеса любви» впервые под одной обложкой собраны рассказы и повести Д. Гранина, посвященные одной теме – любви. Точнее – превратностям любви, ее загадкам, ее парадоксам, перед которыми нередко оказываются в растерянности люди рационального склада, всегда особенно привлекающие писателя.


Юноша 2: Роман «Мой лейтенант» – это взгляд на Великую Отечественную с изнанки, не с точки зрения генералов и маршалов, спокойно отправляющих в пекло и мясорубку целые армии, а изнутри, из траншей и окопов. За этот роман Д. А. Гранин получил национальную премию «Большая книга» (2012) и премию Ивана Бунина.


Девушка 1: В соавторстве с белорусским писателем Алесем Адамовичем была написана «Блокадная книга» - книга воспоминаний двухсот блокадников, в которой ленинградцы рассказывают каждый о своей блокаде.


Звучит «Реквием» Моцарта. Выходят учащиеся и на фоне музыки читают отрывки из «Блокадной книги»


1 ученик: У нас был такой Соловьев, сидел в вестибюле. Он простой человек, даже не очень хорошо грамотный. Сыновья у него пошли на фронт. Дочка с ним одна осталась (жена умерла перед войной). Потом зятя его призвали в армию, и дочка пошла с ним на фронт. Он у нас был дежурным сторожем. Человек этот было малограмотный, но убежденный, всем малодушным он говорил: «Да неужели мы Ленинград отдадим? Мы никогда не отдадим». А сам затягивал пояс туже и туже, худел и худел, выполнял свои обязанности и всех ободрял: «Подождите еще немножко! Отстоят Ленинград. И все мы будем живы». И вот однажды сотрудники пришли: что-то Соловьева не видать? А он как сидел на своем посту на табуретке, так и умер. Так и умер, крепко веря в обязательную победу, в то, что Ленинград обязательно освободят.


2 ученица: Я перенесла всю блокаду. Хуже всего — это голод, — утверждает Лидия Сергеевна Усова, которая была тогда рабочей. — Это страшнее всего. Наш завод каждый день обстреливался. Но мы не шли в бомбоубежище: совершенно перестали этого бояться. Первое, что мы делали, это хватали кусок хлеба и запихивали в рот; не дай бог, если тебя убьют, а он останется! Понимаете? Вот какая психика была. А потом ты в ужасе: ты все съела, а бомбежка кончилась! Это был сорок второй год. Это был самый ужасный год!..


3 ученица: Помню, когда умирала мама, я ей давала сахар по кусочкам, и она все говорила: «Добренькая, добренькая!». А с сестрой поделиться я уже не могла. Она была в больнице, я несла ей что-то, но по дороге начинался обстрел, и я все съедала, я не могла ей донести. Я уже ни о чем не могла думать, как только о еде. Понимаете? Это совершенно ужасно.


4 ученик: Набрали мешки лебеды, конского щавеля. И вот у меня было такое чувство, что хотелось лечь на землю и целовать ее за то, что только земля может спасти человека. Даже если бы в тяжелые времена, зимой, была бы эта трава, то, может быть, такой гибели, такого количества мертвых, смертности такой не было бы. Свет. Солнце. Где-то в небесах жаворонок поет. А здесь мы просто этой травы наелись досыта. Конечно, это не пища. Но помню это чувство очень хорошо: хотелось лечь, распластаться и целовать землю! Понимаете?! Землю, которая дает нам все — и хлеб, и все абсолютно, чем может существовать человек.


Юноша 2: Ребята, а вы знаете, что Д. Гранин внес большой вклад не только в литературу, но и в кинематограф. По его произведениям снято более 10 фильмов. Первым в 1957 году экранизировали роман «Искатель». Позднее вышли картины: «Дождь в чужом городе», «Выбор цели» и другие.


Девушка 1: Д.А. Гранин был для современников эталоном морали, гуманизма и образцом настоящего гражданина.


Просмотр документального фильма «Даниил Гранин. Исповедь» (0-52 секунды).

https://www.youtube.com/watch?v=EhotJI6ApPc


Девушка 2: Немногословный и благородный Д. Гранин стал совестью нации, нравственным камертоном страны.  Его мысли о смысле жизни, человеке, времени заставляют нас многое переосмыслить.

Юноша 1: (берет буклет «Мудрые мысли гражданина и писателя Д.Гранина», читает) Самое дорогое, что есть у человека, — это жизнь. Но если всмотреться в эту самую жизнь поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое — это Время, потому что жизнь состоит из  Времени, складывается из  часов и  минут. (задумчиво) Время…


Юноша 1встает, идет к выходу.


Юноша 2: Ты куда?


Юноша 1: В библиотеку. Я должен прочитать Гранина.


Девушка 1: Это столетие, в которое почти полностью уложилась жизнь Д.А.Гранина, уже почти наверняка назовут эпохой Даниила Гранина. Так бывает, когда большой писатель становится великим гражданином, а судьба человека, в которой сфокусирован опыт народа, озаряет историческое время.


Звучит «Реквием» Моцарта. Выходит ведущий.


Ведущий: Летний день холодный, словно осень,
Петроградский опустевший кров.
Умер Гранин в 98 у гранитных невских берегов.
Пережив отпущенные сроки,
На годы оставшийся один,
Был он неизменно одиноким,
Питерский великий гражданин.
Жизнь свою прожив не без опаски –
За спиной блокада и война –
Был он властью в старости обласкан,
Премии, квартиры, ордена…
Не убит на фронте, только ранен,
Избежав посадок и голгоф,
В 98 умер умер Гранин
У гранитных невских берегов.
Многое, увы, терпел он молча,
В чем винили прочие его,
Пробовал с волками выть по-волчьи,
Да не получилось ничего.
Много раз перед властями дерзко,
Заявив протест очередной,
У него искали мы поддержку,
Укрываясь за его спиной.
Обернись назад и не печалься,
Время устремляется вперед,
Защищать наш город от начальства
Тяжелей, чем от немецких рот.
Темою для споров стал заранее
Для любых писательских кругов.
В 98 умер Гранин
У гранитных невских берегов.
И, того возможно не желая,
Мы с тобою в затяжном бою
Оказались на переднем крае
У чужого века на краю.


Девушка 2: Министр культуры Владимир Медынский сказал, что Даниил Гранин писал не в угоду времени или обстоятельствам. Своим незаурядным талантом он, прежде всего, служил интересам страны и её народа. Именно честность и действенное участие в судьбах Родины сделали творчество Даниила Гранина настоящим явлением отечественной литературы, увековечив его имя для будущих поколений. Пожалуй, с уходом Даниила Александровича нас покинула целая эпоха. Эпоха, ставшая классикой.


Ведущий: Мы надеемся, что многие из вас обязательно прочитают книги Д.А. Гранина, прозаика, который всегда писал смело и правдиво.


Участники мероприятия раздают буклеты «Мудрые мысли гражданина и писателя Д.Гранина» присутствующим.














ПРИЛОЖЕНИЕ


«Мудрые мысли гражданина и писателя Д.Гранина»

(для буклета)


Жизнь спешит, если мы сами медлим.


Мое правило: сегодняшний день — мой самый счастливый день в жизни, потому что большую часть жизни мы живем или вспоминая хорошее, или надеясь на хорошее.

Как бы человек ни был счастлив, оглядываясь назад, он вздыхает!

Комплимент от действительно умного человека перекрывает тысячи обид от пошляков.


Чтобы сказать много, надо мало говорить.

Этика не имеет единиц измерения. Даже в вечных и общих определениях — добрый, злой, душевный, жестокий — мы беспомощно путаемся, не зная, с чем сравнить, как понять, кто действительно добр, а кто добренький, и что значит истинная порядочность, где критерии этих качеств.

Образование - это то, что останется, когда все вызубренное забыто.


Молчание — самая удобная форма лжи. Оно умеет ладить с совестью, оно оставляет лукавое право хранить собственное мнение и, возможно, когда-то сказать его.


Благополучный человек, он может позволить себе быть нравственным. А ты удержи свою нравственность в бедствии, ты попробуй остаться с той же отзывчивостью, жизнелюбием, как тогда, когда тебе было хорошо


Человечество не испытывает недостатка в знаниях, оно испытывает недостаток доброты.

Совесть — это как бы малое представительство Бога.


Каждый человек, уверен в этом, для чего-то предназначен. Он может стать гораздо большим человеком, чем он есть. Сам человек — это чудо, это сокровище природы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Манджеева Наталия Юрьевна

Дата: 20.03.2020

Номер свидетельства: 543602

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства