Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству А.С.Пушкина»
(Слайд на экране со сменяющимися картинами осени)
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
А.С.Пушкин
Ведущий: «Здравствуйте уважаемые зрители! 2015 год объявлен Указом президента В.В. Путина (слайд с Путиным) от 12 июня 2014 года годом русской литературы.
(слайд с цитатой)Красота, величие, сила и богатство российского языка явствуют довольно из книг…
М.В.Ломоносов
Мы посвятили наш литературный вечер осени, любви, сказкам и, конечно, поэту, описавшему всё это, Александру Сергеевичу Пушкину.
Читается стихотворение о природе из «Евгения Онегина». На экране слайды об осени.
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стояла осень у двора.
(А. С. Пушкин)
Ведущий: «Александр Сергеевич (портрет А.С.на слайде)писал не только о природе. Множество стихов посвятил поэт своей любви, Гончаровой Наталье Николаевне (слайд с портретом Н.Н.)»
Когда в объятия мои Твой стройный стан я заключаю И речи нежные любви Тебе с восторгом расточаю, Безмолвна, от стесненных рук Освобождая стан свой гибкий, Ты отвечаешь, милый друг, Мне недоверчивой улыбкой; Прилежно в памяти храня Измен печальные преданья, Ты без участья и вниманья Уныло слушаешь меня.. . Кляну коварные старанья Преступной юности моей И встреч условных ожиданья В садах, в безмолвии ночей. Кляну речей любовный шепот, Стихов таинственный напев, И ласки легковерных дев, И слезы их, и поздний ропот. (1830)
К Наташе
Вянет, вянет лето красно;
Улетают ясны дни;
Стелется туман ненастный
Ночи в дремлючей тени;
Опустели злачны нивы,
Хладен ручеек игривый;
Лес кудрявый поседел;
Свод небесный побледнел.
Свет – Наташа! Где ты ныне?
Что никто тебя не зрит?
Иль не хочешь час единый
С другом сердца разделить?
Ни над озером волнистым,
Ни под кровом лип душистым
Ранней – позднею порой
Не встречаюсь я с тобой.
Скоро, скоро холод зимний
Рощу, поле посетит;
Огонек в лачужке дымной
Скоро ярко заблестит;
Не увижу я прелестной
И, как чижик в клетке тесной,
Дома буду горевать
И Наташу вспоминать.
Явись, возлюбленная тень,
Как ты была перед разлукой,
Бледна, хладна, как
зимний день,
Искажена последней мукой.
Приди, как дальняя звезда,
Как легкий звук иль дуновенье,
Иль как ужасное виденье,
Мне все равно: сюда, сюда!
Ведущий: «Александр Сергеевич ещё очень любил обличать свои переживания, навеянные любовью и погодой, в форму сказки (слайд со сказками)».
Ведущий: «В сказках всё заканчивается хорошо, добро побеждает зло, любимые воссоединяются. Жаль, что не во всех произведениях Александра Сергеевича счастливый финал. Вот, например, в романе в стихах «Евгений Онегин». Влюбленные так и не соединились.»
Ведущий 2: «Наш земляк Алексей Татаринцев поёт арию из этого романа».
Информация о Т.(идут слайды)
Алексей Татаринцев – выпускник нашей школы 1998 года. С 1998 по 2003 г. обучался в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина на кафедре Хорового дирижирования. В период обучения являлся солистом Камерного хора им. С.В. Рахманинова. С 2003 г. продолжил свое обучение на вокальном факультете Московской академии хорового искусства (класс доц. В.П. Александровой), которую окончил с отличием в 2006 г., обучался в аспирантуре, а также является солистом хора Академии хорового искусства. С 2008 года – солист Московского театра Новая Опера им. Е.В. Колобова. Алексей Татаринцев участвовал в творческих проектах, возглавляемых такими известными дирижерами, как В. Федосеев, В. Спиваков, С. Сондецкис, Д. Нельсон и др. Неоднократно принимал участие в Международных фестивалях в Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Японии.
Звания и призы:
* лауреат II Московского международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской (III премия, 2008) * лауреат международного конкурса теноров памяти Лучано Паваротти (I премия, Санкт-Петербург, 2008). * лауреат Международного конкурса вокалистов им. М.И. Глинки (III премия, Москва, 2009), Приз лучшему тенору от Фонда им. И.С. Козловского, Приз слушательских симпатий - радио классической музыки "Орфей"
Ведущий: «Наш земляк блистательно исполнил арию Ленского из «Евгения Онегина».
Звучит ария, на экране показываются слайды.
Ведущий 2: «Да, Алексей блестяще исполнил отрывок оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин».
Выходят пары, кружась в танце. Звучит мазурка, на слайдах массовка танцует.
Ведущий 1: «Мне кажется, что пора познакомиться с героями нашего романа!»
Ведущий 2: «Онегин. (слайды с Онегиным)
Как рано мог он лицемерить, Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным Внимательным иль равнодушным! Как томно был он молчалив, Как пламенно красноречив,
В сердечных письмах как небрежен! Одним дыша, одно любя, Как он умел забыть себя! Как взор его был быстр и нежен,
Стыдлив и дерзок, а порой Блистал послушною слезой!
Как он умел казаться новым, Шутя невинность изумлять, Пугать отчаяньем готовым, Приятной лестью забавлять
Ловить минуту умиленья, Невинных лет предубежденья Умом и страстью побеждать, Невольной ласки ожидать,
Молить и требовать признанья, Подслушать сердца первый звук, Преследовать любовь, и вдруг Добиться тайного свиданья...
И после ей наедине Давать уроки в тишине!
Как рано мог уж он тревожить Сердца кокеток записных! Когда ж хотелось уничтожить Ему соперников своих.»
Ведущий 2: «Татьяна. (Слайды с Татьяной)
Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей; Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна Сидела молча у окна.
XXVI
Задумчивость, ее подруга От самых колыбельных дней, Теченье сельского досуга Мечтами украшала ей. Ее изнеженные пальцы Не знали игл; склонясь на пяльцы, Узором шелковым она Не оживляла полотна. Охоты властвовать примета, С послушной куклою дитя Приготовляется шутя К приличию - закону света, И важно повторяет ей Уроки маменьки своей.
XXVII
Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; Про вести города, про моды Беседы с нею не вела. И были детские проказы Ей чужды: страшные рассказы Зимою в темноте ночей Пленяли больше сердце ей. Когда же няня собирала Для Ольги на широкий луг Всех маленьких ее подруг, Она в горелки не играла, Ей скучен был и звонкий смех, И шум их ветреных утех.
XXVIII Она любила на балконе Предупреждать зари восход, Когда на бледном небосклоне Звезд исчезает хоровод, И тихо край земли светлеет, И, вестник утра, ветер веет, И всходит постепенно день. Зимой, когда ночная тень Полмиром доле обладает, И доле в праздной тишине, При отуманенной луне, Восток ленивый почивает, В привычный час пробуждена Вставала при свечах она.
XXIX Ей рано нравились романы; Они ей заменяли все; Она влюблялася в обманы И Ричардсона и Руссо. Отец ее был добрый малый, В прошедшем веке запоздалый; Но в книгах не видал вреда; Он, не читая никогда, Их почитал пустой игрушкой И не заботился о том, Какой у дочки тайный том Дремал до утра под подушкой. Жена ж его была сама От Ричардсона без ума.
Ведущий: «Мы помним, чем закончились их отношения»
Онегин.
Предвижу все: вас оскорбит Печальной тайны объясненье. Какое горькое презренье Ваш гордый взгляд изобразит! Чего хочу? с какою целью Открою душу вам свою? Какому злобному веселью, Быть может, повод подаю!
Случайно вас когда-то встретя, В вас искру нежности заметя, Я ей поверить не посмел: Привычке милой не дал ходу; Свою постылую свободу Я потерять не захотел. Еще одно нас разлучило.. . Несчастной жертвой Ленский пал.. . Ото всего, что сердцу мило, Тогда я сердце оторвал; Чужой для всех, ничем не связан, Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан.
Нет, поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами, Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюбленными глазами, Внимать вам долго, понимать Душой все ваше совершенство, Пред вами в муках замирать, Бледнеть и гаснуть.. .вот блаженство!
И я лишен того: для вас Тащусь повсюду наудачу; Мне дорог день, мне дорог час: А я в напрасной скуке трачу Судьбой отсчитанные дни. И так уж тягостны они. Я знаю: век уж мой измерен; Но чтоб продлилась жизнь моя, Я утром должен быть уверен, Что с вами днем увижусь я.. .
Боюсь: в мольбе моей смиренной Увидит ваш суровый взор Затеи хитрости презренной — И слышу гневный ваш укор. Когда б вы знали, как ужасно Томиться жаждою любви, Пылать — и разумом всечасно Смирять волнение в крови; Желать обнять у вас колени И, зарыдав, у ваших ног Излить мольбы, признанья, пени, Все, все, что выразить бы мог, А между тем притворным хладом Вооружать и речь и взор, Вести спокойный разговор, Глядеть на вас веселым взглядом!. .
Но так и быть: я сам себе Противиться не в силах боле; Все решено: я в вашей воле И предаюсь моей судьбе.
Татьяна
А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизни мишура, Мои успехи в вихре света, Мой модный дом и вечера, Что в них? Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище, За те места, где в первый раз, Онегин, встретила я вас, Да за смиренное кладбище, Где нынче крест и тень ветвей Над бедной нянею моей.. .
XLVII. "А счастье было так возможно, Так близко!. .Но судьба моя Уж решена. Неосторожно, Быть может, поступила я: Меня с слезами заклинаний Молила мать; для бедной Тани Все были жребии равны.. . Я вышла замуж. Вы должны, Я вас прошу, меня оставить; Я знаю: в вашем сердце есть И гордость, и прямая честь. Я вас люблю (к чему лукавить?) , Но я другому отдана; Я буду век ему верна".
Ведущий 1: «Самое ценное в настоящей любви видит Пушкин в сердечности и искренности. Чувство сердечной привязанности к своим друзьям пронесет он через всю свою жизнь».
Ведущий 2: «Пушкинские стихи даровали этому поколению бессмертие, создали идеал, к которому мы невольно стремимся.»
Ведущий 1: «На этой позитивной ноте мы заканчиваем наш литературный вечер».
Под музыку «Как упоительны в России вечера…» танцуют пары (слайд с танцами)