kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья «Литературные гостиные - средство эстетического воспитания учащихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В новой концепции общего среднего образования основное внимание уделяется развитию личности ученика, его творческих способностей. На мой взгляд, этому способствуют нестандартные формы уроков: уроки — суды над литературными героями, уроки — диспуты, творческие уроки, интегрированные уроки и т. д., которые помогают ученику в полной мере проявить свою индивидуальность, развивать умения выразительно читать наизусть, самостоятельно подходить к анализу текстов, выполнять творческие работы на разные темы, выявлять и развивать в себе актёрские способности.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Литературные гостиные - средство эстетического воспитания учащихся»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЫКАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

___________________________________________________________

306251, с.Быканово, ул. Молодежная,14 Обоянского района Курской области. Тел. 8 (471-41) 3 – 32 – 42

bickanovsсkaja @yandex.ru. www.obo-buk.ru


«Литературные гостиные - средство эстетического воспитания учащихся»





Гавриляк Надежда Ивановна -

учитель русского языка и литературы

2016 г.

В новой концепции общего среднего образования основное внимание уделяется развитию личности ученика, его творческих способностей. На мой взгляд, этому способствуют нестандартные формы уроков: уроки — суды над литературными героями, уроки — диспуты, творческие уроки, интегрированные уроки и т. д., которые помогают ученику в полной мере проявить свою индивидуальность, развивать умения выразительно читать наизусть, самостоятельно подходить к анализу текстов, выполнять творческие работы на разные темы, выявлять и развивать в себе актёрские способности.

Я как учитель русского языка и литературы провожу уроки — литературные гостиные, уроки — композиции, интегрированные уроки, которые дают возможность развивать интерес к предмету и в целом к учёбе.

К проведению таких уроков подключаются , как правило, все ученики класса. Кто-то учит наизусть, кто-то готовит рассказы о поэтах, писателях, художниках. По возможности на такие уроки мы приглашаем именитых гостей: местных поэтов.

2 слайд

Две творческие встречи состоялись с поэтом- писателем Гаховым Александром Константиновичем. Внимательно слушали учителя и учащиеся рассказ поэта о его жизни и творчестве, прозвучали песни на стихи поэта. В память о встрече А.К.Гахов подарил свои книги школьной библиотеке.



Именно такие уроки оставляют неизгладимый след в душах детей, развивая их эмоционально и эстетически. Литературно-краеведческие материалы не только приобщают нас к культуре и истории родного края, к миру чувств и мыслей его замечательных людей, но помогают по-новому осветить некоторые моменты творчества писателей и глубже осмыслить процесс развития всей русской литературы.

Литературное краеведение в школе имеет, прежде всего, образовательные и воспитательные цели и задачи - открыть учащимся прекрасное в окружающем их мире - в людях и природе родного края, пробудить у них чувство любви к «малой родине». Итогом литературно-поисковой работы может стать читательская конференция на краеведческие темы, литературная карта области или литературная выставка и т.д.

В современных условиях эффективное преподавание литературы требует органичного сочетания всех форм и видов классных и внеклассных занятий, широкого развития самостоятельности учащихся. Внеклассная работа становится неотъемлемой частью творческого, углубленного изучения литературы. Задача педагога – помочь учащимся осознать свои возможности, создать условия для их оптимального развития, стимулировать саморазвитие личности.
В настоящее время наиболее современной и эффективной формой внеклассной работы по литературе является литературная гостиная.

3 слайд

Литературные гостиные способны объединить все виды внеурочной работы по литературе. .
Деятельность наших литературных гостиных реализуется через проекты:

творческие: самостоятельное написание сценариев для литературных праздников, вечеров; работа в творческих группах (сценарная, оформительская и т.д.);

игровые: участие в театральных инсценировках , самостоятельное создание “своей” роли (литературного персонажа или выдуманного героя);

информационные: сбор информации о писателе, его жизни и творчестве, её анализ и обобщение фактов.

Каждое заседание литературной гостиной это: театральное действо, зрелище. Это всегда создание интерьера в стиле эпохи, красивая музыка;

проявление творческих способностей в драматизации. Это работа над актерским мастерством (сценическая речь, движение, пластика).

Хочется сказать, что в этом учебном году я планирую впервые провести семейную литературную гостиную.

Литературная гостиная - гибкая форма работы, предполагающая: свободное общение на литературном материале; действительное наличие гостей, то есть приглашенных писателей, поэтов, творческих людей.



4 слайд

 Цели литературной гостиной: 

информационно– предметная – расширение литературного образования, предусмотренного программой; 

деятельно – коммуникативная – формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, творческими людьми;

ценностно-ориентационная – усвоение гуманитарного потенциала искусства, формирование мировоззрения. 


Анализ итогов литературных встреч показывает: 60% учащихся считают, что литературные гостиные раскрывают творческие способности, формируют потребности в самовыражении и самосовершенствовании, 55% участников видят в литературных гостиных возможность самовыражения.
Школьники получают новые, дополнительные сведения и знания по литературе. В ходе мероприятий ученики в достаточной мере раскрывают свои творческие способности. Гостиная рождает традиции, создает творческую атмосферу и тем вернее выполняет свою литературно-образовательную и литературно-развивающую задачу. Стало традицией наших учеников, выпускающихся из школы, проводить литературную гостиную в конце учебного года. Удивительная вещь, но именно в гостиной раскрываются многие таланты детей, о которых раньше мало кто знал: кто-то прекрасно играет на гитаре, кто-то хорошо поет, кто-то обладает великолепными актерскими данными. Итог подобного мероприятия - огромное удовольствие, которое получают и ребята, и мы от общения друг с другом, с музыкой и поэзией.



5,6,7 слайд

В проведении внеклассного мероприятия по творчеству Пушкина «Я вас любил.. » в форме литературной гостиной участвовали старшеклассники. Они с увлечением работали и находили интересный материал о поэте, учили стихотворения наизусть, помогали преподавателю составить сценарий мероприятия. У каждого участника было свое задание: подобрать музыку, нарисовать плакаты, продумать оформление зала.

Встреча в литературной гостиной проходила при свечах. Оформление было неброским, но в то же время помогающим прочувствовать то, о чем рассказывалось. Ведущие повествовали о самых интересных моментах из жизни поэта. Школьники, принимавшие участие в мероприятии, сидели группами за красочно оформленными столиками. Под музыкальное сопровождение они декламировали стихи, посвященные любимым женщинам. Песни на слова поэта звучали не только в аудиозаписи, но и в исполнении ребят. Говорили участники и преподаватель спокойными, чуть приглушенными голосами, что позволило добиться такой атмосферы в аудитории, которая не могла оставить в зале ни одного равнодушного слушателя. На этой встрече «присутствовал» поэт в разные периоды жизни, женщины, которых он любил на протяжении всей своей жизни. Самые интересные сцены были театрализованы.Что касается актерского мастерства, на недавнем занятии в гостиной « Я вас любил», посвящённой творчеству А.С. Пушкина, показали себя учащиеся 9-10 классов:. Их актерский профессионализмом поразил всех присутствующих.

…Заканчивается урок литературы, но старшеклассников продолжают волновать нерешенные вопросы, тревожат сердце затронутые чувства. И мы предлагаем встретиться после уроков. Вечер, проведенный в литературной гостиной, – прекрасная возможность продолжить разговор, начатый на уроке, поделиться мыслями и впечатлениями о личности и творчестве писателя, поэта. После изучения творчества Марины Цветаевой ребята сами предложили провести литературную гостиную. Им захотелось как можно больше узнать о ней, о ее судьбе и творчестве.

8,9,10 слайды

Литературная гостиная - содружество трех муз: Поэзии, Музыки, Театра. Наша стихия - область Прекрасного. Это воздух, которым мы дышим. Значит, гостиная - это форма постижения эстетики. Причем и сама форма должна быть эстетичной. "В красоте нужно жить, чтобы узнать ее", - писал Н. Бердяев. Отсюда одна из главных наших задач: создать атмосферу Прекрасного, атмосферу общения с искусством, чтобы каждый из нас ощутил особый эмоциональный настрой "на самый высший лад" - лирический. Как мы это делаем?

Важно, что эстетика гостиной создается самими учащимися. В ходе обсуждения приходим к общим выводам: как оптимально выстроить сценическое пространство, какое необходимо освещение, декорации, музыкальное оформление, костюмы, прически; как гармонично скомпоновать сценарий. Таким образом, первый и важный компонент нашей работы - эстетический. Результатом является формирование эстетического вкуса, чутья, эстетических взглядов, в перспективе - эстетического мировоззрения.

Нравственное и эстетическое воплощается в слове. Главный нерв нашей работы, ее стержень - общение с поэтическим словом.

В подготовке гостиной можно выделить следующие этапы работы:

Отбор, обсуждение и систематизация литературного материала, знакомство с разнообразными источниками.

Осмысление "генеральной идеи" поэтического спектакля.

Выстраивание композиции и подготовка сценария.

Подготовка музыкального оформления.

Анализ лирических стихотворений.

Работа над выразительностью чтения.

Подбор декораций и костюмов.

Оформление рекламы (пригласительных билетов, объявлений, афиш).

Момент творчества. Чтение детьми своих стихов, сочинение "буриме", сочинение "общего" стихотворения, где строчка за строчкой, рифма за рифмой все участники пытаются выразить свои чувства с помощью поэтической миниатюры, муэыкальное исполнение стихов песен, романсов, участие в спектаклях и сценках.

Традиционное заключение, когда с зажженной свечой по кругу участники и зрители делятся впечатлениями.

Литературная гостиная - это и приобщение к творчеству и миру великих поэтов, и воспитание искусством, и нравственное воспитание, и воспитание культуры поведения, и возможность в полной мере осуществить принципы педагогики сотрудничества. Таким образом, литературная гостиная - любимое общее дело, нужное всем, способствующее гуманизации и гуманитаризации образования. Именно гуманитарное образование в первую очередь формирует личность школьника, готовность его жить в новом мире, учит современным формам общения.

Где, как не в школе, может человек получить начало эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству. И мы, учителя-филологи, можем дать достойный, практический ответ на этот вопрос, при органичном сочетании урочных и внеклассных занятий, сделав доброй традицией проведение в школе литературных гостиных.

Развитие человека – это движение от знания слова к умению владеть словом. И этому, безусловно, способствуют уроки русского языка и литературы. Свою задачу, как учителя словесности, я вижу не только в том, чтобы научить грамотно писать, читать, не только в том, чтобы вести своих учеников по маршрутам учебных программ, а помочь увидеть, почувствовать и сделать своим достоянием поразительное разнообразие родного языка, его богатство, его поэзию. Именно это формирует душу, чуткость к доброте и красоте. 11 слайд

Наши дети с удовольствием участвуют в различных творческих конкурсах, пробуя своё перо в написании стихотворений, сказок, сочинений, занимая призовые места в районе и области. Тутова Ирина была награждена грамотой за 1 место в районном конкурсе литературных работ « Искусство слова»

Через год наш выпускник стал победителем областного конкурса литературных работ «Искусство слова».

12 слайд

Грамотой за 3 место на районной конференции «Книга для всех и на все времена» был награжден учащийся 11 класса, который провел большую исследовательскую работу по творчеству обоянского поэта А. К. Гахова.

Растет речевая культура детей, они могут радовать нас, преподавателей словесности, самобытными наблюдениями и находками как на внеклассных занятиях, так и на уроках. Темы, связанные с поэзией, стали детям ближе и интереснее, когда они проходят через такую форму работы, как литературные гостиные. Ценным является то, что работа в «Литературной гостиной» развивает у детей желание читать книги, участвовать в театрализованных представлениях, пробуждает интерес к родному слову.    Рамки «Литературной гостиной» позволяют проводить литературные  чтения, ставить спектакли, разрабатывать литературно-музыкальные композиции, активно участвовать в различных творческих конкурсах, пытаться писать свои стихи и не бояться читать их. Работа в ней помогает школьникам участвовать в поисковой деятельности по краеведению, редактировать и оформлять материал для бесед и конференций, выполнять элементарные исследовательские работы, грамотно строить свою речь.. Знания и умения, которые учащиеся приобретают в «Литературной гостиной», несомненно, помогают им в написании творческих работ, в участии в различных конкурсах, в общении и в жизни. Учащиеся познают мир прекрасного. Меняются их поступки, отношение к другим людям, а также переживания, стремления и идеалы.  Таким образом, литературная гостиная воспитывает в учащихся чувство гражданственности, патриотизма, способствует духовному воспитанию, пробуждает творческие способности учащихся, творческое воображение, развивает мышление. Неформальная обстановка, свечи, негромко звучащая музыка настраивает ребят на восприятие поэтических строчек, оставляя в их душах неизгладимый след. И пусть сотрутся со временем строчки стихов, но эмоциональное восприятие от встречи с Прекрасным останется на всю жизнь

13 слайд

Я считаю, что внеклассная работа по литературе в сельской школе – один из способов вернуть детям интерес к книге, к чтению и даже восполнить пробелы в знаниях по литературе. Увы! В настоящее время интерес к чтению у большинства сельских школьников отсутствует.

Президент Русского общественного фонда имени А.И.Солженицына Н.Солженицына справедливо полагает: «У всех, кто живет в России, есть бесценные сокровища, которые нам оставили в наследство. Это русская литература». Воспитание ценностного отношения к литературе, развитие устойчивого интереса к чтению –  те задачи, которые мы реализуем на занятиях в литературной гостиной.






















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья «Литературные гостиные - средство эстетического воспитания учащихся»

Автор: Гавриляк Надежда Ивановна

Дата: 22.11.2016

Номер свидетельства: 361599

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства