Просмотр содержимого документа
«Смоленск литературный. квест»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 30 имени С.А. Железнова» города Смоленска
Конкурс «Квест «Смоленск литературный»
Литературный квест-игра «Знатоки Исаковского»
для учащихся старших классов и любителей литературы
Руководитель: учитель русского языка и литературы Алфимова Елена Васильевна
Литературный квест-игра «Знатоки Исаковского»
для учащихся старших классов и любителей литературы
Цели:
- познакомиться с творчеством поэта-песенника, Михаила Васильевича Исаковского, с его песнями, ставшими народными, любимыми народом;
- помочь увидеть, что творчество поэта связано с родиной, событиями в стране, что его произведения отражают жизнь народа и его чаяния, чувства;
- содействовать воспитанию любви к Отечеству, к родной земле,
к народной песне.
- развить способности учащихся работать в группах, с текстом; умение показать свои творческие способности.
Оборудование:
Маршрутный лист (для каждой группы); вещи для «находок»; кроссворд; призы.
Маршрутный лист (выполнен в виде сказочной карты с отмеченными на ней станциями) каждой команде выдается с учетом того, что они не должны пересекаться на одной и той же станции – игра идёт одновременно для всех команд. Правильные ответы фиксируются членами жюри в маршрутном листе каждой команды.
Станции расположены в разных уголках школы: в библиотеке, в учебных кабинетах, в актовом зале.
Начало и конец квеста (подведение итогов) проводится в актовом зале.
Побеждает команда, набравшая большее количество баллов по итогам игры.
Время на станциях ограничено (не более 10 минут).
Ход игры
Первый этап:
1.Учащиеся получают задание: подготовить название команды, девиз.
(Связанные с тематикой игры) .
2.Представление команд. (3-5 минут)
3.Капитанам вручают свитки, в которых скрыт маршрутный лист.
Второй этап:
Команды отправляются по станциям и выполняют задания. (45-60 минут).
Третий этап:
Команды возвращаются в актовый зал для подведения итогов.
(Актовый зал)
Ведущий:
Я вырос в захолустной стороне, Где мужики невесело шутили, Что ехало к ним счастье на коне, Да богачи его перехватили.
Я вырос там, где мой отец и дед Бродили робко у чужих поместий, Где в каждой хате — может, тыщу лет Нужда сидела на почетном месте.
Я вырос там, среди скупых полей, Где все пути терялися в тумане, Где матери, баюкая детей, О горькой доле пели им заране.
Клочок земли, соха да борона — Такой была родная сторона. И под высоким небом наших дней Я очень часто думаю о ней.
Я думаю о прожитых годах, О юности глухой и непогожей, И все, что нынче держим мы в руках, Мне с каждым днем становится дороже.
Поэт Михаил Исаковский родился в деревне Глотовка в самом начале 20 века, в январе 1900 года. Как мальчишка из простой и нищей семьи смог стать известным поэтом? Удалось ли ему воплотить в жизнь все свои творческие замыслы? Каким человеком был Михаил Исаковский? В ходе нашего квеста мы найдем ответы на все вопросы и станем «Знатоками Исаковского».
Приготовились, игра командная, давайте станем «Знатоками», а не «любителями».
Станция 1
Ответьте на вопросы, касающиеся детства
Михаила Васильевича Исаковского.
(Время на выполнение заданий 10 минут. За каждый верный ответ даётся 1 балл). - Когда и где родился Михаил Васильевич Исаковский?
( Родился 19 января 1900 года в деревне Глотовка Ельнинского уезда Смоленской губернии (ныне Угранского района Смоленской области)
- Как звали родителей поэта?
( Дарья Григорьевна и Василий Назарович)
- В каком году писатель пошёл в школу?
( В 1910 году)
- Какая болезнь помешала маленькому Мише учиться во втором классе?
(с 7-летнего возраста у него развивалась острая хроническая близорукость с воспалением сетчатки и кровоизлияниями в глазном дне)
- Что можно назвать первыми «литературными произведениями» десятилетнего мальчика
(письма родным и близким соседей, которые просили написать Михаила)
- Сколько детей было в семье Исаковских? Каким по счету ребенком родился Михаил?
(13 детей, он был 12)
Станция 2
Ответьте на вопросы, касающиеся трудовой деятельности и первых успехов в творчестве Михаила Васильевича Исаковского.
(Время на выполнение заданий 10 минут. За каждый верный ответ даётся 1 балл). - Во времена Октябрьской революции поэт начал свою трудовую деятельность. Даже без профильного образования его пригласили работать .. КЕМ?
(преподавателем начальной школы)
- Как называлось стихотворение, которое было опубликовано в 1914 году в газете «Новь»?
(«Просьба солдата»)
- В каком году вышел первый сборник стихов Исаковского «Провода в соломе»?
( В 1927 году)
- Как назывался журнал в котором работал Михаил Васильевич, когда жил в Москве?
(«Колхозник»)
- В 1921 - 30 живет в Смоленске и работает в редакции областной газеты. Как называлась эта газета
(Рабочий путь)
Станция 3
Среди предложенных фотографий найдите те, которые относятся к Михаилу Васильевичу Исаковскому, где находятся эти объекты?
(Время на выполнение задания 5 минут)
Ответ: 2,3,4
Станция 4
Ответьте на вопросы, касающиеся песни «Катюша»
(Время на выполнение заданий 7 минут. За каждый верный ответ даётся 1 балл).
- О чём песня «Катюша»?
(Эта песня действительно помогала жёнам, сёстрам, невестам ждать своих мужей, братьев, женихов, а солдатам защищать свою Родину. Не зря новое оружие -реактивные миномёты, в годы войны бойцы ласково называли «Катюша». О девушке, которая ждет любимого с войны).
- В каком году была написана «Катюша»?
( В 1938 году)
- Кто является композитором песни «Катюша»?
( Матвей Исаакович Блантер)
- Где состоялась премьера песни?
(В Колонном зале Дома союзов)
- Кто является первой исполнительницей песни «Катюша»?
( Валентина Батищева)
- Что во время Великой Отечественной войны стали называть «Катюшей»?
( Боевые установки БМ-13)
Станция 5.
Музыкальная «Песенное сердце»
За каждый правильный ответ -1 балл.
- Его стихи не только легко запоминаются, их еще хочется петь.
Какие стихи Исаковского получили продолжение в песнях?
(«Враги сожгли родную хату».«Снова замерло все до рассвета…», «Услышь меня, хорошая…»,«Лучше нету того цвету…», «Ой, цветет калина…»,«Девичья песня»,«Летят перелетные птицы».)
- Какие песни прозвучали в фильме «Кубанские казаки» на музыку И. О. Дунаевского
(«Каким ты был, таким ты и остался» и «Ой, цветёт калина»)
- Какие песни на слова Исаковского появились в репертуаре хора им. Пятницкого.
(«Вдоль деревни», «Провожанье», «И кто его знает»).
- Кто написал музыку к песни «Летят перелетные птицы»
(Матвей Блантер)
-В каком фильме звучит песня «ОДИНОКАЯ ГАРМОНЬ» (В 1954 году, когда режиссер Иосиф Хейфиц снимал фильм «Дело Румянцева» с Алексеем Баталовым в главной роли, он сознательно включил в свой фильм песню Михаила Исаковского и Бориса Мокроусова «Одинокая гармонь»)
- В этой песни есть такие слова «на позиции девушка провожала бойца». Как называется эта песня
( Огонек)
- В июле 1960 Марк. Бернес, исполнил песню на слова Исаковского, которая была написана сразу после войны и подвергалась официальной критике, так как, по мнению властей, русский солдат-победитель не имеет права плакать, это является проявлением слабости
(враги сожгли родную хату)
Станция 6.
Подведем итоги. Разгадай кроссворд.
Кроссворд «М. В. Исаковский»
1
2
3
4
5
6
7
8
Вопросы:
1.Фамилия учительницы, которая помогла подготовиться М. Исаковскому к вступительным экзаменам в четвертый класс гимназии.
2. Название сборника стихов М. Исаковского.
3.Название журнала в котором работал Исаковский переехав в 1931 году в Москву.
4. М.Исаковский писал это стихотворение в 1916 году, одно из лучших стихотворений.
5. Внук известного историка, член Ельненской земской управы, который принимал горячее участие в судьбе подростка Исаковского.
6. Фамилия товарища Исаковского с которым в 1918 году они отправились в поездку чтобы пригнать вагон хлеба для деревни.
7. Песня М. Блантера на слова М. Исаковского.
8. Какое название имела песня «Враги сожгли родную хату», написанная в 1945 году.
Ответы кроссворда
(ключевое слова Глотовка – родная деревня М. Исаковского)
Екатерина Сергеевна Горанская
Лихолетье
Колхозник
Путник
Михаил Иванович Погодин
Филимон Титов
Катюша
Прасковья
Станция 7. Итоговая.
Ведущий
Край мой смоленский, Край мой родимый! Здесь моя юность Когда-то бродила.
Здесь моя юность Когда-то бродила, По перелескам Костры разводила.
В жите высоком Венки заплетала, Встречи нежданной Здесь ожидала.
В дальние дали Отсюда стремилась. Где ж она делась? Куда ж она скрылась?