kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«сленг как неотъемлемая часть общения школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние переданный нашими предщественниками! Так говорил наш писатель И.С.Тургенев и с ним нельзя гне согласиться. Однако в настоящее время мы слышим слова, зачастую не всем понятные. 

Именно о таких слова идет речь в данной разработке. Ее представили на городском конкурсе исследовательских работ. Воможно она будет интересна учителям начальных классов, рксского языка и литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««сленг как неотъемлемая часть общения школьников»»

Городской конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Дебют»



Исследовательская работа


Секция: Искусство и литература


Тема: «СЛЕНГ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»


































ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

3

I. Теоретическая часть

4

1.История возникновения сленга

4

2. Виды и причины возникновения сленга

5

3. Школьный сленг

7

II. Практическая часть

9

Заключение

11

Список литературы

13

Приложение 1. Сленговый запас современного школьника

14



















ВВЕДЕНИЕ

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» Так говорил великий русский писатель И.С. Тургенев и с ним нельзя не согласиться. Однако в настоящее время все чаще мы слышим новые слова, зачастую не всем понятные.

Выбранная мною тема научно- исследовательской работы неслучайна и зародилась она в один из дней, когда мы с другом прибежали домой перед тренировкой. Дело было к вечеру, и мы решили подкрепиться, обратившись к маме:

- Ма, есть, что заточить? – спросил я.

Мама удивленно посмотрела на меня и ответила: «Ну возьмите карандаши!»

Теперь уже удивились мы:

- Мам, ну они не съедобные! Дай нам что-нибудь покушать!

Мама рассмеялась: «Так вы проголодались! Ох, уж этот сленг! Как часто ты его используешь! Мойте руки и за стол»

-Но я никогда не слышал слово «сленг». Как же я могу им часто пользоваться? Нужно срочно с этим разобраться!

Цель исследования: узнать, что такое сленг, изучить сленговый язык современных школьников.

Для достижения цели были поставлены задачи

  1. Изучить научную литературу по данной теме

  2. Рассмотреть виды сленга и причины его возникновения

  3. Оценить степень использования сленговых слов учениками нашей школы

В работе мы выдвинули гипотезу, что сленговые слова используются достаточно часто и обойтись без него школьники не могут.

Актуальность темы заключается в активном использовании сленга в речи учащихся школы, повышенном интересе школьников к сленгу как к зашифрованному языку.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.История возникновения сленга

В языкознании нет четкого определения понятию сленг. Ряд ученых-языковедов, считают, что слово «сленг» произошло от английского слова sling, что значит швырять, метать, ученые относят его к выражению to sling one,s jaw (оскорблять). Другие ученые считают, что слово «сленг» относится к понятию «slanguage», по их мнению, начальная буква s была добавлена к слову language из-за ликвидации слова thieve, s в устойчивом словосочетании thieve, s language (воровской язык). В английском письменном языке слово «сленг» было зафиксировано в 18 веке. Слово сленг толковалось как «оскорбление», термин стал популярным как значение «незаконной, просторечной» лексики. [1]

Согласно «Современному словарю иностранных слов», сленг — это совокупность слов и выражений, составляющих слой разговорной лексики, не совпадающий с нормой литературного языка.

В любом языке есть литературная и нелитературная лексика. К литературной относятся книжные слова, стандартные разговорные слова и нейтральные слова. Вся эта лексика употребляется либо в литературе, либо в устной речи в официальной обстановке. Когда человек оказывается в другой обстановке он может использовать и другие слова, очень часто это сленговая речь.

Первое упоминание о появлении сленге в России приходится на начало 19 века и связано с открытием Дерптского университета, где обучение велось на немецком языке, а студенты были из России и Германии. Однако наиболее активное развитие сленга пришлось на 20 век. В этот период можно выделить 4 этапа:

1. 20-е годы. Бурный всплеск в изучении различных пластов русской речи произошел после революции 1917 года. В это время происходит забвение классического русского языка 19 века, на смену им приходит новые слова, созданные юными революционерами.

2. 40-е годы – годы Великой Отечественной войны.  Это время появления абсолютно разностороннего сленга.

3. 60-70 -е года, когда появились так называемые стиляги. Вместе со своей особой модой (узкие брюки, клетчатые пиджаки, цветастые галстуки, ботинки на толстой каучуковой подошве) стиляги принесли и свой сленг, частично заимствованный из иностранных языков, частично - из музыкальной среды, частично - неизвестно откуда. 

4.80-90-е года. Самый длительный период, пик развития сленга, принесший большое количество новых слов в жизнь страны.[5]

Молодежную лексику 21 века можно сравнить со стихией, привносящей в язык, все новое, нетрадиционное или отвергаемое: речь музыкальных фанатов, СМИ, компьютерный жаргон, городское просторечие, английский язык

Современный русский молодежный сленг представляет собой целый ряд слов и выражений, свойственных и часто используемых большинством русскоязычных молодых людей, но не воспринимаемых старшим поколением в качестве общеупотребительных или литературных. Эти слова и выражения становятся сленговыми не только благодаря их часто нетрадиционному написанию или словообразованию, но, прежде всего, потому, что, во-первых, их употребляет более или менее ограниченный круг людей и, во-вторых, сленг привносит в язык особый смысловой оттенок.

Таким образом, развитие современного молодёжного сленга крайне многогранно. Молодежный сленг показывает, как развивается общество на данном этапе. Конечно, к большому сожалению, в настоящее время он переполнен словами, не отвечающими никаким нормам русского языка. [2]


2. Виды и причины возникновения сленга

Существует несколько классификаций сленга, но главным образом, сленг можно разделить на следующие категории: профессиональный, компьютерный, криминальный, молодежный.

Профессиональный сленг – это сленг, который люди определенной профессии используют на работе. Например, стоматологи говорят: будем лечить «четверку», «девятку» и «тридцать шестой». Конечно же, речь идет о зубах пациента, который тем временем пытается найти «тридцать шестой» зуб. Это пример профессионального сленга, который понятен только людям, получившим медицинское образование, также с любым другим профессиональным сленгом.

Компьютерный сленг — это разновидность сленга, используемого как профессиональными, так и другими пользователями компьютеров. Например, словом админ называют создателя сервера или игры, клавой – клавиатуру.

Криминальный или жаргон, на котором изъясняются представители криминальных кругов общества

Молодежный – Молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 8 до 30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской. [4]

Причины появления молодёжного сленга:

- групповая солидарность: сленг помогает поддерживать хорошие взаимоотношения со сверстниками,

  - способ свободы выражения. Подростки часто заявляют, что просто не хотят, чтобы их понимали взрослые. Сленговые названия относятся только к миру подростка, таким образом, отделяя его от всего остального, и зачастую непонятны людям других возрастных категорий.

  - своего рода протест против взрослого. То есть нежелание следовать правилам, придуманным взрослыми, распространяется и на речь

- одна из форм самоутверждения, один из способов преодоления чувства социальной неполноценности. Такие слова позволяет им повысит свой социальный статус в группе, утвердиться как среди своих сверстников, так и в собственных глазах.

 - подражание определенному лицу, которого подросток считает значимым для себя. Поэтому в речи детей много слов из блатного лексикона, фраз из телевизионных передач и фильмов.  

- проявление интереса к какой-либо деятельности. Определенный сленг у музыкантов, у людей, увлекающихся компьютерными играми.

 - просто не хватает литературного словарного запаса, чтобы выразить свою мысль.

- стремлением к разнообразию: ведь всегда говорить правильно так скучно! Молодёжь определяет сленг как озорной, вульгарный, насмешливый, «свой» язык. Жаргонная лексика привлекает молодёжь оригинальностью, развязностью, раскованностью.

- стремление к краткости - одними тем же словом они порою пытаются передать самые разные значения.

- сленг придает более эмоциональную окраску речи

Источниками пополнения сленга являются:

• иностранные языки (герла, хипповать)

• заимствования из языка музыкантов и спортсменов

• новым источником стал компьютерный язык (хакер, чайник, завис, скинь на флешку)

• формируются укороченные слова (дискач – дискотека, днюха – день рождения)

• слова - междометия, происхождение которых определить невозможно:, например, «типа», «короче», «блин», «прикинь». [3]

  1. Школьный сленг

Школьный мир можно назвать отдельной вселенной со своими правилами, законами, атмосферой. Даже у учеников — иным словом, жителей этой вселенной — давно имеется свой язык, который периодически меняется в зависимости от окружающей обстановки, времени и определенных обстоятельств. Какие-то слова и фразы годами остаются неизменными и знакомы нынешним взрослым, что-то же добавляется по причине возникновения новых трендов или, к примеру, наличия новых предметов в школе. И, конечно же, в каждой школе есть свои собственные неповторимые слова, относящиеся к тому или иному учителю или месту, коего в других школах нет.

Школьный сленг - нелитературная речь, используемая преимущественно в устном общении в школьной среде.

Школьники, придумывая названия тому или иному предмету, человеку или действию, не особо задумываются над их смыслом. Использование сленговой речи у школьников может быть в нескольких направлениях: школа, быт, досуг, оценки.

Например, сленговые слова в школе могут включать наименования учебных предметов (матеша- математика, физра- физкультура и пр.); некоторых школьных помещений (столовка – столовая) отдельных работников школы (училка – учительница, классуха – классный руководитель, физичка ­ учительница физики и. т. п).

Молодежный школьный сленг, который подростки применяют в бытовой сфере, очень многообразен, это может быть обозначение частей тела (грабли- руки, лыжи- ноги), обозначение одежды или обуви (кроссы- кроссовки), название денег (косарь- тысяча), название бытовых приборов (телек- телевизор). Часто именно такие названия имеют некую традиционностьииспользуются не одним поколением школьников. [5]

Использование сленга школьниками обусловлено многими причинами. Наиболее значимыми являются:

  • возможность подчеркнуть свою самостоятельность,

  • достигнуть более легкого взаимопонимание между сверстниками

  • продемонстрировать широту познаний

  • добиться максимального эффекта произнесенного





II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть предложенную нами гипотезу о том, что сленг используются школьниками достаточно часто и обойтись без него они не могут, было проведено анкетирование. В нем приняли участие 39 учеников 4 класса и 21 ученик 9 класса. Ученикам были предложено ответить на 9 вопросов. Результаты исследования приведены ниже

  1. Знакомы ли Вы с понятием сленг?

Результат: 100% учеников 9 и 4 класса знакомы с понятием «сленг».

  1. Пользуетесь ли Вы сленговыми словами?

Результат: 90,5% учеников 9 класса и 98% учеников 4 класса пользуется сленговыми словами

  1. Когда именно Вы употребляете сленговые слова?

Результат: 66% четвероклассников и 81% девятиклассников употребляют сленговые слова при общении с друзьями и одноклассниками; 23% учеников 4 класса и 19% девятого употребляют сленг при любом общении, 10 % и 12 % только при общении по телефону в чатах; 1% четвероклассников используют данные слова при общении с родителями, все ученики 9 класса такую лексику с родителями не применяют.

4.Как часто Вы употребляете сленговые слова?

Результаты представлен на диаграмме

  1. Где Вы впервые услышали сленговые слова?

Результаты представлены на диаграмме

  1. Для чего Вы употребляете сленговые слова?

Результат: главными причинами, по которым ученики 4 класса употребляют сленг оказались: в 60% — это более легкое общение, у 30 % это вошло в привычку и 10% считают сленг модным. Для учеников 9 класса главная причина — это привычка (70%).

  1. Замечали ли Вы, что взрослые употребляют сленговые слова?

При ответе на данный вопрос ученики как 9 (72%), так и 4 класса (70) слышали сленговые слова от более взрослых людей

  1. Как ты считаешь, украшают ли сленговые слова наш язык?

Большее количество учащихся 9 класса (70%), а также 79% учащихся 4 класса считают, что сленговые слова украшают наш язык.

  1. Можно ли обойтись без сленга в наше время?

При ответе на данный вопрос мнения учеников 9 и 4 классов разделились практически поровну.

Для того, чтобы оценить на сколько владеют литературным языком ученики, и было предложено заменить несколько сленговых слов на литературные. Это были слова: движуха, респект, сорян, ок, чилить, плиз, пж, топчик. При ответе ученики 9 и 4 класса справились с такими словами как ок- хорошо; сорян- прости; плиз, пж- пожалуйста. Большинство других слов ученики заменили на другие сленговые слова: так слово «движуха» часто обозначали как кипиш, тусовка, движ, слово «респект»- уважуха, круто, класс; слово «топчик»- имба, класс, топ.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод, что наша гипотеза верна: современные школьники достаточно активно пользуются сленгом. Чаще всего это наблюдается при общении с друзьями в школе и в различных мессенджерах в интернете. Для большинства учеников причиной использования сленга является привычка, более легкое общение и желание казаться модным. Современные школьники зачастую не могут заменить сленговую лексику обычными литературными словами, что говорит о большом влияние сленга на жизнь ученика. Родители, учителя и другие взрослые люди по-разному относятся к сленговой речи, чаще всего не принимая его, но, очевидно, что данный феномен искоренить нельзя, сленг был, есть и будет, как одна из форм самовыражения школьника.

В известной книге о русском языке «Живой как жизнь» К. И. Чуковский писал о том, что существование молодёжного сленга в целом довольно правомерно, плохо лишь то, что это дурной жаргон. Однако, полагал писатель, особенно горевать на этот счёт не стоит: молодёжный сленг, во-первых, «болезнь роста», им надо переболеть, как корью; во-вторых, он недолговечен и быстро выходит в тираж, постоянно обновляясь; в-третьих, он почти не влияет на общелитературный язык. [4]












СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Иоакимиди, Г. А. Сленг как лингвистическая характеристика социальной группы / Г. А. Иоакимиди. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 1 (24). — С. 136-140.

  2. Коломыцевой Е. Сленг младшего школьника:
    за и против // Проектная работа. -М., 2019

  3. Малько, А. А. Молодежный сленг / А. А. Малько, Е. М. Сергеева. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 2 (16). — С. 33-34

  4. Тимофеев Д.Е. Сленг учеников современной школы // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум»

  5. https://tvorcheskie-proekty.ru/node/1596?ysclid=lox44hd7u2123706766



















Приложение 1.

Сленговый запас современного школьника


Проанализировав речь сверстников, нами был составлен сленговый словарь современного школьника.

Учебные предметы и оценки: физ-ра., окружайка, матика, инглиш

Преподаватели и виды учебной деятельности: домашка, училка, контроша, домашка, столовка

Родство: предки, батя, ма, па, ба

Техника: комп, телек, велик, мотик, тачка

Отдых: туса, днюха

Плохо и хорошо: капец, отстой, облом, невезуха, потеря-потерь, клево, супер, круто, прикольно, класс, зашибись, ништяк, классно, все тип-топ.

Человек: чувак, чел, дружбан,  чувак

Действие: отвали, до свидос, хавать, точить, чилить





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
«сленг как неотъемлемая часть общения школьников»

Автор: Ускова Татьянга Ивановна

Дата: 11.02.2024

Номер свидетельства: 645482

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Роль жаргонизмов в русском языке (научно-исследовательская работа)"
    ["seo_title"] => string(71) "rol-zharghonizmov-v-russkom-iazykie-nauchno-issliedovatiel-skaia-rabota"
    ["file_id"] => string(6) "311636"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459239299"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства