Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние переданный нашими предщественниками! Так говорил наш писатель И.С.Тургенев и с ним нельзя гне согласиться. Однако в настоящее время мы слышим слова, зачастую не всем понятные.
Именно о таких слова идет речь в данной разработке. Ее представили на городском конкурсе исследовательских работ. Воможно она будет интересна учителям начальных классов, рксского языка и литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««сленг как неотъемлемая часть общения школьников»»
Городской конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Дебют»
Исследовательская работа
Секция: Искусство и литература
Тема: «СЛЕНГ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
3
I. Теоретическая часть
4
1.История возникновения сленга
4
2. Виды и причины возникновения сленга
5
3. Школьный сленг
7
II. Практическая часть
9
Заключение
11
Список литературы
13
Приложение 1. Сленговый запас современного школьника
14
ВВЕДЕНИЕ
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» Так говорил великий русский писатель И.С. Тургенев и с ним нельзя не согласиться. Однако в настоящее время все чаще мы слышим новые слова, зачастую не всем понятные.
Выбранная мною тема научно- исследовательской работы неслучайна и зародилась она в один из дней, когда мы с другом прибежали домой перед тренировкой. Дело было к вечеру, и мы решили подкрепиться, обратившись к маме:
- Ма, есть, что заточить? – спросил я.
Мама удивленно посмотрела на меня и ответила: «Ну возьмите карандаши!»
Теперь уже удивились мы:
- Мам, ну они не съедобные! Дай нам что-нибудь покушать!
Мама рассмеялась: «Так вы проголодались! Ох, уж этот сленг! Как часто ты его используешь! Мойте руки и за стол»
-Но я никогда не слышал слово «сленг». Как же я могу им часто пользоваться? Нужно срочно с этим разобраться!
Цель исследования: узнать, что такое сленг, изучить сленговый язык современных школьников.
Для достижения цели были поставлены задачи
Изучить научную литературу по данной теме
Рассмотреть виды сленга и причины его возникновения
Оценить степень использования сленговых слов учениками нашей школы
В работе мы выдвинули гипотезу, что сленговые слова используются достаточно часто и обойтись без него школьники не могут.
Актуальность темы заключается в активном использовании сленга в речи учащихся школы, повышенном интересе школьников к сленгу как к зашифрованному языку.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.История возникновения сленга
В языкознании нет четкого определения понятию сленг. Ряд ученых-языковедов, считают, что слово «сленг» произошло от английского слова sling, что значит швырять, метать, ученые относят его к выражению to sling one,s jaw (оскорблять). Другие ученые считают, что слово «сленг» относится к понятию «slanguage», по их мнению, начальная буква s была добавлена к слову language из-за ликвидации слова thieve, s в устойчивом словосочетании thieve, s language (воровской язык). В английском письменном языке слово «сленг» было зафиксировано в 18 веке. Слово сленг толковалось как «оскорбление», термин стал популярным как значение «незаконной, просторечной» лексики. [1]
Согласно «Современному словарю иностранных слов», сленг — это совокупность слов и выражений, составляющих слой разговорной лексики, не совпадающий с нормой литературного языка.
В любом языке есть литературная и нелитературная лексика. К литературной относятся книжные слова, стандартные разговорные слова и нейтральные слова. Вся эта лексика употребляется либо в литературе, либо в устной речи в официальной обстановке. Когда человек оказывается в другой обстановке он может использовать и другие слова, очень часто это сленговая речь.
Первое упоминание о появлении сленге в России приходится на начало 19 века и связано с открытием Дерптского университета, где обучение велось на немецком языке, а студенты были из России и Германии. Однако наиболее активное развитие сленга пришлось на 20 век. В этот период можно выделить 4 этапа:
1. 20-е годы. Бурный всплеск в изучении различных пластов русской речи произошел после революции 1917 года. В это время происходит забвение классического русского языка 19 века, на смену им приходит новые слова, созданные юными революционерами.
2. 40-е годы – годы Великой Отечественной войны. Это время появления абсолютно разностороннего сленга.
3. 60-70 -е года, когда появились так называемые стиляги. Вместе со своей особой модой (узкие брюки, клетчатые пиджаки, цветастые галстуки, ботинки на толстой каучуковой подошве) стиляги принесли и свой сленг, частично заимствованный из иностранных языков, частично - из музыкальной среды, частично - неизвестно откуда.
4.80-90-е года. Самый длительный период, пик развития сленга, принесший большое количество новых слов в жизнь страны.[5]
Молодежную лексику 21 века можно сравнить со стихией, привносящей в язык, все новое, нетрадиционное или отвергаемое: речь музыкальных фанатов, СМИ, компьютерный жаргон, городское просторечие, английский язык
Современный русский молодежный сленг представляет собой целый ряд слов и выражений, свойственных и часто используемых большинством русскоязычных молодых людей, но не воспринимаемых старшим поколением в качестве общеупотребительных или литературных. Эти слова и выражения становятся сленговыми не только благодаря их часто нетрадиционному написанию или словообразованию, но, прежде всего, потому, что, во-первых, их употребляет более или менее ограниченный круг людей и, во-вторых, сленг привносит в язык особый смысловой оттенок.
Таким образом, развитие современного молодёжного сленга крайне многогранно. Молодежный сленг показывает, как развивается общество на данном этапе. Конечно, к большому сожалению, в настоящее время он переполнен словами, не отвечающими никаким нормам русского языка. [2]
2. Виды и причины возникновения сленга
Существует несколько классификаций сленга, но главным образом, сленг можно разделить на следующие категории: профессиональный, компьютерный, криминальный, молодежный.
Профессиональный сленг – это сленг, который люди определенной профессии используют на работе. Например, стоматологи говорят: будем лечить «четверку», «девятку» и «тридцать шестой». Конечно же, речь идет о зубах пациента, который тем временем пытается найти «тридцать шестой» зуб. Это пример профессионального сленга, который понятен только людям, получившим медицинское образование, также с любым другим профессиональным сленгом.
Компьютерный сленг — это разновидность сленга, используемого как профессиональными, так и другими пользователями компьютеров. Например, словом админ называют создателя сервера или игры, клавой – клавиатуру.
Криминальный или жаргон, на котором изъясняются представители криминальных кругов общества
Молодежный – Молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 8 до 30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской. [4]
Причины появления молодёжного сленга:
- групповая солидарность: сленг помогает поддерживать хорошие взаимоотношения со сверстниками,
- способ свободы выражения. Подростки часто заявляют, что просто не хотят, чтобы их понимали взрослые. Сленговые названия относятся только к миру подростка, таким образом, отделяя его от всего остального, и зачастую непонятны людям других возрастных категорий.
- своего рода протест против взрослого. То есть нежелание следовать правилам, придуманным взрослыми, распространяется и на речь
- одна из форм самоутверждения, один из способов преодоления чувства социальной неполноценности. Такие слова позволяет им повысит свой социальный статус в группе, утвердиться как среди своих сверстников, так и в собственных глазах.
- подражание определенному лицу, которого подросток считает значимым для себя. Поэтому в речи детей много слов из блатного лексикона, фраз из телевизионных передач и фильмов.
- проявление интереса к какой-либо деятельности. Определенный сленг у музыкантов, у людей, увлекающихся компьютерными играми.
- просто не хватает литературного словарного запаса, чтобы выразить свою мысль.
- стремлением к разнообразию: ведь всегда говорить правильно так скучно! Молодёжь определяет сленг как озорной, вульгарный, насмешливый, «свой» язык. Жаргонная лексика привлекает молодёжь оригинальностью, развязностью, раскованностью.
- стремление к краткости - одними тем же словом они порою пытаются передать самые разные значения.
- сленг придает более эмоциональную окраску речи
Источниками пополнения сленга являются:
• иностранные языки (герла, хипповать)
• заимствования из языка музыкантов и спортсменов
• новым источником стал компьютерный язык (хакер, чайник, завис, скинь на флешку)
• формируются укороченные слова (дискач – дискотека, днюха – день рождения)
• слова - междометия, происхождение которых определить невозможно:, например, «типа», «короче», «блин», «прикинь». [3]
Школьный сленг
Школьный мир можно назвать отдельной вселенной со своими правилами, законами, атмосферой. Даже у учеников — иным словом, жителей этой вселенной — давно имеется свой язык, который периодически меняется в зависимости от окружающей обстановки, времени и определенных обстоятельств. Какие-то слова и фразы годами остаются неизменными и знакомы нынешним взрослым, что-то же добавляется по причине возникновения новых трендов или, к примеру, наличия новых предметов в школе. И, конечно же, в каждой школе есть свои собственные неповторимые слова, относящиеся к тому или иному учителю или месту, коего в других школах нет.
Школьный сленг - нелитературная речь, используемая преимущественно в устном общении в школьной среде.
Школьники, придумывая названия тому или иному предмету, человеку или действию, не особо задумываются над их смыслом. Использование сленговой речи у школьников может быть в нескольких направлениях: школа, быт, досуг, оценки.
Например, сленговые слова в школе могут включать наименования учебных предметов (матеша- математика, физра- физкультура и пр.); некоторых школьных помещений (столовка – столовая) отдельных работников школы (училка – учительница, классуха – классный руководитель, физичка учительница физики и. т. п).
Молодежный школьный сленг, который подростки применяют в бытовой сфере, очень многообразен, это может быть обозначение частей тела (грабли- руки, лыжи- ноги), обозначение одежды или обуви (кроссы- кроссовки), название денег (косарь- тысяча), название бытовых приборов (телек- телевизор). Часто именно такие названия имеют некую традиционностьииспользуются не одним поколением школьников. [5]
Использование сленга школьниками обусловлено многими причинами. Наиболее значимыми являются:
возможность подчеркнуть свою самостоятельность,
достигнуть более легкого взаимопонимание между сверстниками
продемонстрировать широту познаний
добиться максимального эффекта произнесенного
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть предложенную нами гипотезу о том, что сленг используются школьниками достаточно часто и обойтись без него они не могут, было проведено анкетирование. В нем приняли участие 39 учеников 4 класса и 21 ученик 9 класса. Ученикам были предложено ответить на 9 вопросов. Результаты исследования приведены ниже
Знакомы ли Вы с понятием сленг?
Результат: 100% учеников 9 и 4 класса знакомы с понятием «сленг».
Пользуетесь ли Вы сленговыми словами?
Результат: 90,5% учеников 9 класса и 98% учеников 4 класса пользуется сленговыми словами
Когда именно Вы употребляете сленговые слова?
Результат: 66% четвероклассников и 81% девятиклассников употребляют сленговые слова при общении с друзьями и одноклассниками; 23% учеников 4 класса и 19% девятого употребляют сленг при любом общении, 10 % и 12 % только при общении по телефону в чатах; 1% четвероклассников используют данные слова при общении с родителями, все ученики 9 класса такую лексику с родителями не применяют.
4.Как часто Вы употребляете сленговые слова?
Результаты представлен на диаграмме
Где Вы впервые услышали сленговые слова?
Результаты представлены на диаграмме
Для чего Вы употребляете сленговые слова?
Результат: главными причинами, по которым ученики 4 класса употребляют сленг оказались: в 60% — это более легкое общение, у 30 % это вошло в привычку и 10% считают сленг модным. Для учеников 9 класса главная причина — это привычка (70%).
Замечали ли Вы, что взрослые употребляют сленговые слова?
При ответе на данный вопрос ученики как 9 (72%), так и 4 класса (70) слышали сленговые слова от более взрослых людей
Как ты считаешь, украшают ли сленговые слова наш язык?
Большее количество учащихся 9 класса (70%), а также 79% учащихся 4 класса считают, что сленговые слова украшают наш язык.
Можно ли обойтись без сленга в наше время?
При ответе на данный вопрос мнения учеников 9 и 4 классов разделились практически поровну.
Для того, чтобы оценить на сколько владеют литературным языком ученики, и было предложено заменить несколько сленговых слов на литературные. Это были слова: движуха, респект, сорян, ок, чилить, плиз, пж, топчик. При ответе ученики 9 и 4 класса справились с такими словами как ок- хорошо; сорян- прости; плиз, пж- пожалуйста. Большинство других слов ученики заменили на другие сленговые слова: так слово «движуха» часто обозначали как кипиш, тусовка, движ, слово «респект»- уважуха, круто, класс; слово «топчик»- имба, класс, топ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод, что наша гипотеза верна: современные школьники достаточно активно пользуются сленгом. Чаще всего это наблюдается при общении с друзьями в школе и в различных мессенджерах в интернете. Для большинства учеников причиной использования сленга является привычка, более легкое общение и желание казаться модным. Современные школьники зачастую не могут заменить сленговую лексику обычными литературными словами, что говорит о большом влияние сленга на жизнь ученика. Родители, учителя и другие взрослые люди по-разному относятся к сленговой речи, чаще всего не принимая его, но, очевидно, что данный феномен искоренить нельзя, сленг был, есть и будет, как одна из форм самовыражения школьника.
В известной книге о русском языке «Живой как жизнь» К. И. Чуковский писал о том, что существование молодёжного сленга в целом довольно правомерно, плохо лишь то, что это дурной жаргон. Однако, полагал писатель, особенно горевать на этот счёт не стоит: молодёжный сленг, во-первых, «болезнь роста», им надо переболеть, как корью; во-вторых, он недолговечен и быстро выходит в тираж, постоянно обновляясь; в-третьих, он почти не влияет на общелитературный язык. [4]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Иоакимиди, Г. А. Сленг как лингвистическая характеристика социальной группы / Г. А. Иоакимиди. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 1 (24). — С. 136-140.
Коломыцевой Е. Сленг младшего школьника: за и против // Проектная работа. -М., 2019
Малько, А. А. Молодежный сленг / А. А. Малько, Е. М. Сергеева. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 2 (16). — С. 33-34
Тимофеев Д.Е. Сленг учеников современной школы // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум»