kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар по творчеству В. Быкова "Войны недоброе лицо".

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                         Семинар по творчеству В. Быкова

                                               "Войны недоброе лицо".

Я знаю, никокой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

А. Твардовский

На земле безжалостной маленькой.

Р. Рождественский

Пока жив хоть один человек на свете,

не исчезнет жгучая необходимость в правде.

В. Быков

Я предпочитаю говорить о войне, потому

что война-это жизнь на пределах человеческого.

В. Быков

Я об одном при жизни хлопочу

О том, что знаю лучше всех на свете

Сказать хочу и так, как я хочу.

А. Твардовский

Цели:

1) Помочь учащимся глубже понять прозу Быкова, разобраться в нраственных

     истоках подвига его героев.

3) Содействовать воспитанию патриотизма, гражданственности, ответственности за

     все на свете, требовательности к себе и людям.

на столе: выставки книг писателя;

грамзаписи: 1) Высоцкий "Он не вернётся из боя". Песня.

2) "Сороковые, роковые". Стихотворение.

3) Бухенвальдский набат.

4) Стихи П. Шубина, К.Симонова, С.Орлова, Р.Рождественского, Б.Окуджавы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар по творчеству В. Быкова "Войны недоброе лицо". »

Семинар по творчеству В. Быкова

"Войны недоброе лицо".

Я знаю, никокой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

А. Твардовский

На земле безжалостной маленькой...

Р. Рождественский

Пока жив хоть один человек на свете,

не исчезнет жгучая необходимость в правде.

В. Быков

Я предпочитаю говорить о войне, потому

что война-это жизнь на пределах человеческого.

В. Быков

Я об одном при жизни хлопочу

О том, что знаю лучше всех на свете

Сказать хочу и так, как я хочу.

А. Твардовский


Цели:

1) Помочь учащимся глубже понять прозу Быкова, разобраться в нраственных

истоках подвига его героев.

3) Содействовать воспитанию патриотизма, гражданственности, ответственности за

все на свете, требовательности к себе и людям.

на столе: выставки книг писателя;

грамзаписи: 1) Высоцкий "Он не вернётся из боя". Песня.

2) "Сороковые, роковые". Стихотворение.

3) Бухенвальдский набат.

4) Стихи П. Шубина, К.Симонова, С.Орлова, Р.Рождественского, Б.Окуджавы.

Ход урока.

1. "Сороковые, роковые" - грамзапись, стихотворение. Самойлов.

2. Биография писателя (10 мин.) презентация.

3. Анализ. Была война, и была великая справедливость. предлагаю несколько

произведений. Работа в группах (по выбору произведения).


1) "Обелиск" - 1972г.

- Почему Мороз сам положил жизнь "добровольно на плаху"?

- Почему не было фамилии мороза на обелиске?

- Должна ли быть добавлена шестая фамилия? (благородство Мороза).


Мороз стал для своих учеников высшим и безоговорочным авторитетом, за него они

готовы были в огонь и в воду (спасает от злого отца и мачехи Павлика Миклашевича;

покупает девоч, одеяла не было;

приютил в школе щенят, которых дома приказали утопить;

пилит с ними дрова; не ждет, когда привезут, собирает библиотеку для школы:


Да и жители округи прониклись к нему доверием, стали все чаще обращаться за советом и помощью, видя что учитель близко к сердцу принимает их дела.




И так его уважали,что во время войны шли за советомне к попу,а к нему.

И для партизан он стал денным помощником.Именно ему передали мужики отыскавшийся приемничек,хотя партизаны в нем больше нуждались (там окруженцы,местных мало было).

Однако,по представлениям того времени,сложившимся еще до войны,повел Мороз во время оккупации не лучшим образом школы не оставил,а наоборот,по разрешению немецких властей продолжал учить.В лес,вроде,не собирался:правда,хромой,калека,а все-таки выходило-немцам служить)

Мороз раньше других понял,что тогда происодило.

"Не будем учить мы-будут оболванивать они.А я не затем два года очеловечивал ребят,чтоб их теперь расчеловечели.Я за них поборюсь"

Что читали ребята?Почему?(Льва Толстого, Тургенева, Пушкина)

(Чувства патриотизма,нравственные уроки).

Он не посылал ребят на безрассудную диверсию,но все равно считал,что несет ответственность за них-перед их родителями,перед общественным мнением,перед своей совестью.

Полицаи распустили слух по селу,что вот-де как поступают Советы:чужими руками воюют,детей на заклание обрекают.

Не явившись в полицию,Мороз ставил по сомненье все,что тут сделал,подрывал веру в принципы,которые проповедовал.Как сказал Ткачук,что смерть Мороза -стала абсолютным доказательством,самым неопровержимым аргуентов в пользу партизан.

После того,что произошло во всей округе,уже не оставалось человека,который не сделал бы для себя выбор.С кем и против кого.

Показал нерасторжимость своего слова и дела.

Пафос повести в утверждении добра и нравственности,справедливости и благородства.

2) Дожить до рассвета(1972).

-Почему так названа повесть?

-Боец Пивоваров,слаб физически,но он человек долга-ни за что не подведет товарищей и командира.

1)Действие в течение ночи(взорвать базу).

2)Ждал рассвета,чтоб на дороге взорвать себя гранатой вместе с немцами.

-Почему лейтенант берет с собой слабого Пивоварова,а остальных отправляет в лагерь?

Герои Быкова вовсе не отчаянные храбрецы,не знающие страха,И не сверх обычного опущено им природой сил.И не обязательно они праведники,никогда не оступавшиеся в жизни.И не так грамотны.Но в минуту главного испытания,когда приходится смерти в глаза смотреть,когда верность долгу означает готовность к самопожертвованию,они ведут себя как настоящие герои.

Стихотворение Рождественского "Автомат ему дали маленький" или П.Шубин "Полмига".


Сотников(1970).

-Каков выбор делает Сотников,вспыхнув у смертной черты ярчайшим светом нравственности?

А рядом другой выбор,какой?

После повести "Сотников" заговорили о быковской прозе,соориентированной на решении нравственно-филосовских проблем.

Перед нами две судьбы: один Сотников выдерживает испытание гибнет , другой, Рыбак, покупает себе жизнь,становясь подлецом.

-Как же случилось,что неплохой по природе своей парень, попав в руки к врагам, участвует в казни товарища, с которым они вместе отбивались от карателей, которого только вчера, изнемогая от усталости, тащил на себе, чтобы спасти от смерти или фашистского плена?Как это могло произойти? В чем причина его падения?

Повествование ведет автор таким образом, что мы видим происходящее попеременно то глазами Сотникова, то глазами Рыбака. Такое построение произведения дает возможность сопостовлять и сравнивать не только поведение героев, но мотивы их поступков, суждение друг о друге.

Сотников постоянно судит себя, проверяет нравственную обоснованность своих поступков.

Рыбак-для самооправдания, верно ли он поступает.

Причину падения автора видит в его душевном всеядности, несформированности его нравственности:

Чья сила, того и право:

Своя рубашка ближе к телу.

Он не враг по убеждениям и не подлец по натуре, но он очень хоче жить, заботясь лишь о себе.

Нравственная глухота не позволяет ему понять глубину его падения.Только в конце он с непоправимым опозданием обнаруживает, что в иных случиях выжить не лучше, чем умереть.

"Кому известно,- объясняет он себе причины, нарастающего недовольства Сотниковым; что в игре, которая называется жизнью, чаще с выигрышем оказывается тот,кто больше хитрит!".

Согласны ли вы?

К чему приводит его идея?

Почему, оказавшись в плену, Рыбак мечтает о смерти Сотникова?

И, даже переступив через страшную черту, Рыбак все еще не понимает, что сотворил.

"Причем тут он?Разве это он?Он только выдернул обрубок.И то по приказу полиции".

И стал в строй с полицаями "обыкновенно и привычно", и буздумно шагал в такт с другими.

Но увидел страх и ненависть в глазах местных жителей.

Рыбак сообразил, что после слчившегося бежать ему отсюда некуда.

Сотников выгораживает старосту.

Не быть обузой для других ни пр каких обстоятельствах, всегда требовать от себя больше, чем от других - это принцип Сотникова.

(Был в плену,преодолел страх смерти, вместе с Рыбаком вел перестрелку с карателями, когда все отходили, больной пошел на задание, он жил и боролся для людей. И перед смертью, поймав взгляд хеденького бледного мальчишки в старой армейкой буденовке, одними глазами улыбнулся мальцу - ничег, браток!Наверно, никогда не забудет мальчишка улыбки неизвестного партизана).

Что особенного совершили они? (Демчиха, староста, Сотников?).

-Они остались людьми. Рыбак выбрал жизнь ценой чести. А Сотников - выбрал достоинство.

"Он не вернулся из боя". Высоцкий (запись)


"Альпийская баллада"


1) В какой момент жизни изображает В.Быков своего героя? (побег из плена).

2) Как ведет себя Иван постоянно меняющихся непредвиденных обстоятельствах?

3) Что явилось главным жизненным испытанием для Ивана, "самой страшной минутой"?

4) Почему Джулия назвала Ивана Терешку "человеком истинно русским по доброте и достойным восхищения по своему мужеству"?

Баллада - стихотворение особой формы, обычно на историческую, легендарную тему.

Тема проверки истинных качеств человека. Четыре раза бежал из плена. И после всех страданий, унижений и мук его раскорузлая душа сохранила отзывчивость и сердечность.В трудную минуту не отворачивается от слабого. (Дает хлеб сумасшедшим, бежит вместе с Джулией). Не хочет уподобиться фашистам. (Побег из плена, согласен подорвать бомбу),

Альпийская баллада напоминает нам, каким должен быть человек; напоминает о его ценности,о его достоинстве, о его праве на счастье, о тех нравственных принципах, ез которых жизнь теряет смысл.


Заключение.

" Всякий раз, читая новую повесть его, мы словно преодолеваем путь мужества, ощущаем движение силы героизма ". ( Ю.Бондарев).

Гибель как торжество жизни.

Подвиг - это когда сама гибель оправдала общезначимым результатом. А если не оправдала? Если не принесла результата? Виноват ли в том погибший?

(Нет. Война была такая страшная, что многие гибли, не сделав ни единого выстрела, так и не поняв, что уже погибли...)

Проза Быкова открыта к человеческой боли,взывает к человеческой памяти,неумолкающим колоколом хатыни звучит правда его книг, обращенная к сегодняшнему миру. Все пройдет, а правда жизни останется. (Твардовский).

Звучит "Бухенвальдский набат" . Все встают.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Семинар по творчеству В. Быкова "Войны недоброе лицо".

Автор: Филонова Галина Анатольевна

Дата: 26.04.2015

Номер свидетельства: 205821


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства