kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семейные традиции казаков (устный журнал)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка позволит сформировать универсальные предметные действия, способствующие развитию умения извлекать информацию, представленную в разных формах; строить высказывание, оформлять свои мысли; слушать и слышать других.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семейные традиции казаков (устный журнал)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 54

СОВЕТСКОГО РАЙОНА Г.ВОЛГОГРАДА







Семейные традиции казаков

(устный журнал)













Автор: Попова Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 54 Советского района

Г. Волгограда













Волгоград-2013


Данное внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 10 - 11классов.

Планируемые результаты:

формировать универсальные предметные действия, способствующие развитию умения извлекать информацию, представленную в разных формах; строить высказывание, оформлять свои мысли; слушать и слышать других;

способствовать приобщению к прекрасному, развитию умения воспринимать красоту художественного слова,

способствовать развитию чувства патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувства любви к малой Родине;
Оснащение мероприятия:

Кабинет оформлен предметами утвари (как казачий курень);

каравай на рушнике,

атрибуты для танца;
часть детей одеты в народные костюмы;

кассета с казачьими песнями,

компьютер,

проектор.


  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня, в условиях обретения политической свободы, демократизации жизни в России, идет сложный, но достаточно интенсивный процесс возрождения казачества. Целями современной государственной политики является развитие духовно-нравственных основ российского казачества, сохранение его культуры и традиций.

Согласно оценкам экспертов, в России около 7 млн. человек причисляют себя к казакам. Мы с вами живем на уникальной земле: на территории Волгоградской области действует Союз казачества Юга России и воссоздано Донское казачье войско. Все чаще мы слышим об открытии кадетских корпусов, посещаем Государственный Донской казачий театр, слушаем казачьи песни, восхищаемся удалью казаков. Это не случайно. Неотъемлемой частью нашей жизни становятся казачьи традиции, основу которых составляют проявление лучших гражданских качеств, чувства патриотизма, бережного отношения к семье, близким, что всегда было отличительной чертой казаков.

В последнее время так часто говорят о возрождении России. Что может стать духовным стержнем этого возрождения? Как воспитать любовь к Отечеству, к своей «малой родине»? Как сформировать этническое самосознание, историческую преемственность поколений? Думается, одним из решений данных проблем может стать изучение традиций народов, населяющих наш край, особенно традиций семейных.

Наше мероприятие посвящено особенностям жизни казаков, своеобразным бытовым укладом, потому что до настоящего времени остаются слабо исследованными самобытные общественные и семейные традиции казаков. Слово нашим исследователям.


II. Ведущий.

Нами было проведено анкетирование среди обучающихся 9 -11 классов МОУ СОШ №54 (120 человек). Были предложены следующие вопросы (показ таблицы на экране):

Знаешь ли ты

- о происхождении казачества?

- о ратных подвигах казаков?

- казачьи песни?

- о воспитании мальчиков в казачьих семьях?

- о роли женщины и отношении к ней в казачьей среде?

- об отношении к казакам в годы революции?

- об отношении друг к другу в казачьих семьях?

- о героях-казаках?

- о службе казаков в наше время?

- произведения о казаках?

- казачьи атрибуты?

Следует отметить, что количество утвердительных ответов (в процентном выражении) было следующим:

Знают

- о происхождении казачества 60 %

- о ратных подвигах казаков 48 %

- казачьи песни 80 %

- о воспитании мальчиков в казачьих семьях 10 %

- о роли женщины и отношении к ней в казачьей среде 11 %

- об отношении к казакам в годы революции 37 %

- об отношении друг к другу в казачьих семьях 16 %

- о героях – казаках 56 %

- о службе казаков в наше время 64 %

- казачьи символы 71 %

Как видим, наибольшее затруднение у наших респондентов вызвали вопросы, связанные с семейными традициями казаков.

Появление новых форм взаимоотношений в семье, между полами, казалось, исключает наличие патриархальных традиций. Но каждый человек, каким бы современным он ни был, хочет быть счастливым, любимым, иметь хорошую, крепкую семью, здоровых и любящих детей. На вопрос «Что для тебя самое главное и ценное в жизни?» дети отвечали: «Мама», «Любовь», «Семья». Как стать счастливым? Как добиться семейного благополучия? Что может стать опорой даже в трудное время? Возможно, найти ответы нам поможет опыт наших предков, веками складывающиеся традиции, основой которых является любовь – любовь к близким, родным, окружающим, родному дому, стране.

Перелистаем же страницы жизни семьи казака, перечитаем главы удивительной книги.


Глава 1. Традиционные семейно – родственные связи казачества.

1ведущий  

Казачья станица, сторонка родная,

Какая судьба у тебя непростая…

Была ты и градом и крепостью тоже,

Станицею стать суждено тебе всё же.

 

2ведущий   

 Твой храм куполами на солнце сверкает,

А звон колокольный людей зазывает.

Здесь в парке музей, затаившись стоит,

В себе он историю свято хранит.

 

3ведущий     

 Традиции предков своих сохраняя

И славу станицы своей умножая,

Мы с гордостью песни казачьи поём,

И счастливы мы, что в станице живём.


(Выступает первая группа, занимавшаяся исследованием данного вопроса.)

1 ученик. Семья в казачьей среде всегда считалась высшей ценностью, святыней. Никто не имел права вмешиваться в жизнь семьи без просьбы. Семья – основа казачьего общества.

Представители старшего поколения рассказывают, что были распространены большие семьи, состоявших из трех и редко четырех поколений.



Сравнительно редко встречались семьи, в которых вместе с женатыми сыновьями жили замужние дочери, т.е. семьи с примаками. Обычно брали в дом зятя те семьи, где не было сына или на него не надеялись в хозяйственном отношении. Положение зятя в доме жены считалось унизительным для мужского достоинства, поэтому в зятья шли лишь в крайних случаях – сироты либо сыновья из бедных многодетных семей.

2 ученик. Развитию большой семьи способствовало особое положение казачества и специфический уклад его жизни. Для обработки больших земельных наделов, предоставляемых казакам за службу, необходимы были рабочие руки. Поэтому родители заставляли сыновей жениться до военного призыва. Служба в армии, отвлекавшая казаков от семьи, делала невозможным отделение молодых семей, да и главы больших семей препятствовали дроблению хозяйства.

3 ученик. Согласно каким законам строились родственные отношения в казачьей среде? Напомним, что отношения в семье на Руси регламентировал «Домострой», впервые составленный при Иване Грозном и доживший до XX века. У казаков не было письменного домостроя, но он существовал и был неоспорим, как негласный закон, передающийся от поколения к поколению и обязательный к исполнению. Согласно казачьему домострою, семейно – родственные связи подразделялись на родство, свойство, побратимство.

Родство - близость по крови. Свойство - родство по женитьбе, по замужеству, родство по совместным крестинам: свойственниками становились кумовья. Побратимство - особая древняя обрядность, которая делала друзей, чаще всего однополчан, "братьями в духе". У казаков побратим зачастую почитался ближе родных братьев.

4 ученик. Родство.

Вспоминая о своем детстве, старики рассказывали, что казак был обязан знать все степени родства и знать своих предков поименно. Этому способствовали Поминальники, которые сохранились за иконой в киоте в каждой семье. Воспитание казака начиналось с семейных рассказов о жизни предков. На этом строили комплекс "СЛАВЫ", который стоял у казака в системе ценностей на первом месте, затем "ЧЕСТЬ" и лишь на третьем - "ЖИЗНЬ".

Предки - праотцы - люди за четвертым-пятым коленом родства, которые помнились поименно, если бывали СЛАВНЫ. Выстраивалась расширяющаяся пирамида: Сам - Отец + Мать, 2 деда, 2 бабушки, 4 прадеда, 4 прабабушки, 8 прапрадедов, 8 прапрабабушек. Разумеется, более память удержать имен предков не могла, и запоминались только те, кто чем-то выделился. При женитьбе число родственников удваивалось. К отцу и матери добавлялись тесть и теща, а для жены - свекор и свекровь.

Поскольку семьи были многодетными, то в степени родства включались все братья и сестры мужа и жены. Соответственно, брат мужа - деверь, брат жены - шурин, сестра мужа - золовка, сестра жены - свояченица. Жена брата - невестка. Муж сестры - зять. По отношению к родителям жены (тестю и теще) - зять. По отношению к родителям мужа (свекру и свекрови) - сноха. Двое, женатые на сестрах, - свояки. Свояк же - муж свояченицы (но это родство третьей степени), равно как и женатые на двоюродных сестрах - двоюродные свояки (четвертая степень родства). Сестрин муж шурину своему и свояченице – свояк.

На Дону и на Урале употребляется словечко "своёк" - это, как правило, очень дальний родственник, степени родства которого не могут счесть, либо просто земляк. Шабер - двоюродный или троюродный брат жены и мужа, очень дальняя степень родства. Это слово, происходящее от славянского "сябр" - друг, иногда распространяется и просто на соседей, с которыми поддерживаются хорошие отношения.

Ученик 1. Кроме этой прямой степени родства, родство бывало и многослойным, когда в него вступали братья и сестры отца и матери. Так, у казаков братья отца звались дядьями, братья матери - дядьками. Тетка, которая занималась воспитанием ребенка, получала название мамки, остальные - тети.

Учитывалось и родство по деду и бабушке. Их братья звались двоюродными дедушками, а сестры - двоюродными бабушками (соответственно троюродные и четвероюродные), а молодые для них - внучатыми племянниками, опять-таки и двоюродный внучатый племянник и четвероюродный. Отцы и матери мужа и жены между собой назывались сватами и сватьями. Подобные обращения сохраняются и сейчас.

В настоящее время возрос интерес к родословной: необходимо знать, кто наши предки, чтобы не стать «Иванами, не помнящими родства». Казаки всегда почитали своих предков, не теряли связующую нить поколений. Нам стоит у них поучиться.

1 ученик. Свойство.

Свойственниками были люди, связанные духовным родством - восприемники, крестные отец и мать. Они между собой и по отношению к родителям крещеного звались кумовьями. Существовали два глагола, в которых суть действия - породниться и покумиться.



Кумовство играло огромную роль в казачестве. Во многих случаях крестный отец и мать несли большую ответственность за крестника, чем его родители.

На крестном лежала полная ответственность за духовное воспитание крестника и за обучение его воинскому искусству, ремеслам и верховой езде.

Особая роль выпадала на долю крестных, когда ребенок сиротел или умирал (погибал) один из родителей. В случае второго брака (соответственно место отца занимал отчим, матери - мачеха, а ребенок звался пасынком или падчерицей, в отличие от родных сына и дочери) крестные неукоснительно контролировали жизнь крестника или крестницы и могли без разговоров забрать ребенка себе, если видели дурное с ним обращение.

Свойством, как правило, закреплялись отношения, сложившиеся по службе, по совместному труду. Поэтому особая роль принадлежала в казачестве еще одному обряду - побратимству.

А любили крестных обычно не меньше родителей, несмотря на то, что у особенно уважаемых людей число крестников исчислялось сотнями. Собственно религиозная задача крестного - молиться за крестников, что и делалось ими ежедневно по поминальной записи.

2 ученик. Побратимство.

Очень древний обычай, восходящий к дохристианским временам. Удивительно, что он сохранился до наших дней почти без изменений таким, как его описывают античные авторы. Означал братство по духу, которое бывало крепче родства по крови. Как правило, побратимами становились люди, долгое время знающие друг друга, пережившие вместе какие-то особые невзгоды. На побратимов накладывались определенные обязанности. В древности побратим, если он был не женат, обязан был после смерти друга жениться на его вдове и т. д. Этот обычай ушел с язычеством, но вот обязанность побратима приходить на помощь всеми силами и средствами, даже без зова, и делает побратимство важнейшим обычаем наших дней. После смерти одного из побратимов другой обязан заботиться о его родителях и детях, как о своих.

Иногда на войне, перед решающим боем, происходило братание целого взвода или отделения. В таком случае казаки менялись не только крестами и рубахами, но и ладанками с родной землей. Считалось, что в Царствии Небесном побратимы соединятся и на Страшном суде будут стоять вместе и вместе давать ответ, причем будут нести равное наказание и помилование, так как с момента побратимства становятся как бы одним человеком, любя побратима больше себя. Это выражалось, например, в том, что в момент наводнения или пожара побратим бежал сначала спасать семью названного брата, а затем свою собственную.


Вопросы:

_ Почему в казачьих семьях представители разных поколений жили вместе?

- Что лежит в основе родства?

- Кто такие свояки и какова их роль в жизни крестников?

О каком древнем обычае вы узнали?


Глава 2. Отношение казаков к старшим. (Выступление 2 группы.)

Ученик 1.Уважительное отношение к старшим – один из главных обычаев казаков. Отдавая дань уважения к прожитым годам, перенесенным невзгодам казачьей доли, наступающей немощи и неспособности постоять за себя – казаки всегда помнили слова Священного Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего».

Не занимая никакой официальной должности в структуре казачьего самоуправления, они всегда играли громадную роль в общественном мнении, которое и было основой казачьей демократии. Без одобрения стариков ни одно распоряжение атамана или Правления не выполнялось.
При словах "старики сумлеваются" или "дяды не велят!" вопросы отпадали сами собой.

Принимая какое-либо решение, Атаман обязательно советовался со стариками и заручался их поддержкой. Таким образом, не обладая никакими юридическими или законодательными правами, старики были памятью и совестью станицы и играли в ней значительную роль.
Обычно "в старики" выходили по заслугам и по возрасту. Это были люди в большинстве своем старше 63 лет. Именно к этому времени казак был уволен от службы и освобожден от всех войсковых повинностей, и по выборам на сходе не числился отставным казаком, т. е. освобождался и от денежных повинностей.

Ученик 2. Как правило, это были казаки крепких исправных семей, с достатком, где в их труде не нуждались, или заслуженные воины, жившие на пенсию.

Они составляли род законодательного собрания и службу постоянного

наблюдения за жизнью и нравственностью станицы, воспринимая собственное свое положение как продолжение казачьей службы Богу и Отечеству, под которым подразумевались в первую очередь станичники или родные хуторяне, т. е. станичное общество. Служба стариков состояла в том, что с рассвета до заката, когда на станичные улицы выходил караул, они при хорошей погоде сидели на майдане на специальной скамье у церковной ограды, а в ненастье и зимой - в станичном правлении. (Просмотр эпизода из фильма «Тихий Дон».)

Внутреннее распределение обязанностей среди постоянного состава стариков никак не оговаривалось и устанавливалось само собой.
Поскольку служба стариков требовала полной самоотдачи, то немощные или неспособные от нее сами устранялись. Таким образом, совет стариков действовал постоянно и непрерывно. Во время войны некоторые старики уходили из собственных домов и ночевали либо в станичном правлении, давая отдохнуть караульным, либо в церкви, где, сменяя друг друга; непрерывно молились. Занять место на скамье у церковной ограды мог не любой старик преклонного возраста, а только "дельный и толковый". Когда старик совсем слабел, он приходил изредка, встречаемый всегда с уважением и как равный. Скамья была небольшая, но до старости у казаков доживали только очень удачливые мужчины...

Ученик 3. В приграничных станицах во время нападения врага старики оставались на майдане, координируя боевые действия защитников, вселяя уверенность в победе своим невозмутимым спокойствием. Поскольку майдан и церковь находились в центре станицы, то при нападении старики погибали в числе последних защитников, как правило, в церковном алтаре, защищая святыню. Не отступали и не покидали станицу или хутор никогда. Так, старики нескольких станиц ушли на дно Цимлянского водохранилища, не покинув скамьи на майдане.

Во время репрессий Гражданской войны стариков расстреливали в первую очередь, таким образом сразу лишая станицу памяти, совести и веры...

Ученик 4. Общение со стариками требовало определенного знания правил вежливости. Младший никогда не обращался к старшему без предварительного разрешения. Без разрешения стариков не мог сесть даже Атаман. При них казаки строевых возрастов, при погонах, стояли по стойке "смирно", нестроевых возрастов и без формы - сняв шапку.
На майдане старики вставали со скамьи только тогда, когда в церковь проходил священник или полный Георгиевский кавалер. Атамана и наиболее уважаемых людей приветствовали, приподнимая картузы. Сесть на их скамейку мог только Атаман, что означало его желание что-то спросить у стариков или обратиться к ним с просьбой.

Часто совершали они своеобразные инспекционные посещения бедных, неблагополучных семей. Могли прийти в дом к богатому казаку с тем, чтобы

попросить помощь для вдовы или средства на поддержание какого-нибудь предприятия, снимая с Атамана эту необходимую, но неприятную для него обязанность.

Ученик 1. Особое отношение было у них к детям. Так, наиболее смышленого паренька старше 10 лет они могли пригласить "посидеть с ними на лавочке" несколько часов или день. Это бывало своеобразной наукой и означало, что старики видят в этом казачонке будущего хранителя обычаев. Часто экзаменовали детей на знание молитв, расспрашивали, как дела в школе. И если бывали удовлетворены ответом, то одаривали ребенка каким-нибудь нехитрым угощением или игрушкой: куском сахара, яблоком, конфетой, свистулькой или волчком. Подобные отношения мы можем наблюдать и в наши дни.

Гостинцы эти брались, как правило, из того, чем одаривали стариков проходившие мимо казаки.

«Вот, господа старики, не побрезгуйте моим яблочком или пряниками...»- говорил казак, неся фрукты или овощи от первого урожая в церковь. Старики всегда брали, но сами не ели, а раздаривали детям.

Старики могли взять деньги от казака, желающего "дать на бедных", и решали, кому из малоимущих или какой вдове деньги передать. В такие дома без гостинца не ходили.

Ученик 2. Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам.

В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, уважительность («Вы, мама», «Вы, отец»). (Просмотр эпизода их фильма «Тихий Дон».)

Вопрос:

-Почему старики пользовались и пользуются особым уважением?


Глава 3. Отношение казаков к женщине. (Выступление 3 группы.)

Ученик 1. Уважительное отношение к женщине - матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены - по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.

В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой определялось согласно христианскому учению (священного писания). "Не муж для жены, а жена для мужа". "Да убоится жена мужа своего".

Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман.

В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении её правами мужчины не было необходимости. В прошлом ведение домашнего хозяйства лежало практически на матери-казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне; пребывание его в семье, станице было кратковременным. Однако главенствующая роль, как в семье, так и в казачьем обществе, принадлежала мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта.

Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех его членов, и примером в этом являлась жена казака - мать его детей. Эти нормы поведения сохранились и по сей день во многих станицах и хуторах.

Ученик 2. Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляют не только родители, но все взрослое население хутора, станицы. За непристойное поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто "надрать уши", а то и "угостить" легкой оплеухой, сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно "добавят".

Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству, как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись родителями Богоданными.

Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом "мужчина". Слово "мужик" у казаков считалось оскорбительным. Женщина-казачка считала для себя за великий грех и позор появиться на людях (обществе) с непокрытой головой, носить мужской тип одежды и стричь волосы.

Казак к незнакомой женщине-казачке обращался, как правило, "мамаша" – к старшей по возрасту, к равной - "сестра", к младшей - "дочка" (внучка), к жене – по имени: "Надя, Дуся, Оксана" и т.д., по прошествии лет к пожилой жене - нередко "мать", а то и по имени- отчеству.

Вопрос:

- Что изменилось в отношении к женщине в настоящее время?

Глава 4. Воспитание девочки в семьях казаков. (Выступление 4 группы.)

Ученик 1. Рождение девочки не праздновалось так широко и торжественно, как рождение мальчика, но тоже было радостно и овеяно молитвами, легендами, обычаями. Девочке радовались потому, что она приносила в дом ровное, постоянное душевное тепло, ласку и доброту.

Все обычаи и обряды, которые окружали жизнь девочки, были домашними, семейными. Ей постоянно внушалось, что самое главное – это спокойная душа, чистое сердце и крепкая семья.

Первый обычай связан с желанием обеспечить девочке безбедную жизнь. Крестная, тетки, мамки и няньки первый раз мыли новорожденную с приговорами, прибаутками и всевозможными пожеланиями. Это был семейный, женский праздник – «смывали с дочушки заботы». В это время отец – единственный мужчина, который приглашался на обряд первого мытья, ел «отцовскую кашу». Специально приготовленную, подгорелую, в которую добавляли соль, перец, горчицу, хрен, чтобы была она совершенно несъедобна. Молодой отец, давясь, под шутки женщин, должен был съесть ее без остатка, чтобы дочери доставалось меньше горького в жизни.

Ученик 2.Все женские праздники отмечались только в женском кругу, мужчин на них приглашали редко. Происходили они на женской половине дома и всегда сопровождались подарками, угощеньем, пением, а иной раз и танцами. Праздновали и отмечали «первый шаг», дарили ленточки на первый бантик, косынку, гребенку, сережки, «первый платочек в церкву ходить». Подарки буквально сыпались на девочку. Однако это не означало, что ее жизнь была сплошным праздником. Девочки начинали работать с очень раннего возраста. В игре, обшивая и обвязывая кукол, учились они рукоделию; приглашая подруг в гости, сами под присмотром «бабушек» учились стряпать. Игра постепенно переходила в работу. Девочка «хвостиком» ходила за матерью, за бабушкой и участвовала во всех работах по дому: стирала, мыла, училась штопать одежду, пришивать пуговицы, ставить заплатки.

Ученик 4.С пяти лет девочек начинали постоянно учить различным рукоделиям: вязанию на спицах, крючком, вязанию кружев, вышивке и многому другому, что умела делать каждая казачка.

Но была особо тяжелая работа, которую выполняли только девочки и мальчишки (до семи лет) – нянчить младших. Годовалого брата могла нянчить трехлетняя сестра, а уж пятилетних «нянек» иногда отдавали «в люди» на заработки. Вообще, трудовая жизнь начиналась очень рано.

Если пятилетний казачок уже всегда уезжал с отцом на пахоту, на рыбную ловлю, чабанить, где помогал взрослым мужчинам по- настоящему, то ношение еды в поле, стирка, обшивание обтрепавшейся в работе одежды - была девичья забота.

Ученик 1.Это не исключало игр и веселых праздников. Девочки и пели, и плясали, и учили их этому специально старшие женщины.

Но росла девочка с мыслью, что она будущая мать и хозяйка, и этому было подчинено все ее воспитание.

Когда девочка становилась девушкой, дед покупал серебряное колечко и дарил его внучке, а то и правнучке. Сопровождал свой подарок песенкой про колечко и наставлением, что внучка теперь «не дите, а барышня» и должна вести себя по-другому: «не баловать» - на нее теперь женихи смотрят.

Серебряное колечко на левой руке означало, что перед вами девушка, пускай еще не на выданье, но «хваленка». О ней можно думать как о будущей невесте.

С момента получения серебряного или оловянного колечка девушка начинала готовить себе приданое.

Девичья жизнь кончалась ее сватовством.



Глава 5. Воспитание мальчика в семьях казаков. (Выступление 5 группы)

Ученик 1.Народная культура – один из источников духовного становления человека и, конечно, мощное воспитательное средство в процессе становления маленького мальчика в настоящего мужчину. В казачьей среде процесс взросления мальчика и приобретения им мужских качеств предусмотрен жизненным проживанием определённых традиционных ситуаций и явлений, которые способствовали развитию нравственного облика сына, внука, брата, отца, дяди, дедушки. Гордо звучало в этнической культуре русского человека слово «мужчина».

Ученик 2. Принято думать, что рождение мальчика вызывало только радость и восторг у окружающих, а ведь это не так! Часто матери роняли слезы над колыбелью казака, думая о том, какая судьба его ждет, в каких сражениях может он сложить голову, сколько раз быть израненным, а то и изувеченным навсегда, какие страдания и муки придется перенести во славу Христа и православной России, где служить вдали от дома и семьи большую часть жизни…

Конечно, радость была великая от того, что род не пресечется, что растет в доме будущий хозяин и защитник, что атаман уже написал ему бумагу на полный земельный пай, но тут же настигла мысль: где-то отмерено сукно на его чекмень и ходит в табуне его будущий боевой конь, а может быть, и отлита пуля, которая настигнет его в жаркой схватке. Велика радость – велика и тревога…

Ученик 3. В один годик крестный сажал мальчика на коня на шелковый платок и провозил вокруг церкви 3 раза. Если ребенок хватался за гриву, быть казаком, расплачется – казака не будет, а упадет – быть убитому в бою. Эту весть крестный держал в тайне.

Лет с трёх-пяти казачок приучался к верховой езде. Обучение было тяжёлым и постоянным. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти. Сначала спускали тонкой струйкой воду и «ставили руку», чтобы клинок под правильным углом резал воду, не оставляя брызг. Потом учили «рубить лозу», сидя на коновязи, на бревне, и только потом на боевом коне, по-боевому, по-строевому осёдланном. Рукопашному бою учили с трёх лет. Передавая особые, в каждом роду хранящиеся приёмы.

Ученик 4. Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с раннего детства была заполнена трудом и обучением. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось. И крёстный, и атаман, и старики следили, чтобы мальчонку «не заездили», чтобы играть позволяли. Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству.

В семилетнем возрасте мальчик переходил на мужскую половину дома. Мальчик брал с собой постель, а старшие братья проверяли, что он несет. Если находили перину и подушку, то заставляли его оставить их женщинам. С этого времени начиналась подготовка мальчика к суровости мужской жизни: надо было спать на соломенном матраце и без подушки и наступало время для запрета ругать его женщинам, так как он становился защитником семьи. Уезжая из дома, отец всегда наказывал сыновьям, чтобы они берегли женщин и защищали дом. В семье старались поддерживать эту роль для воспитания настоящего защитника.

Ученик 1. А что в себя включала именно казачья среда обитания для казачонка?

-На стене в курене шашка отцовская (или дедовская). Нагайки у двери и в руках казаков.

- Лампасы, папахи, фуражки на близких мальцу людях. Кресты и медали на груди деда, отца, дядьки или крёстного. (См. «Приложение 1».)

- Гимн казаков (см. «Приложение 2»).

- Казачьи заповеди (см. «Приложение 3»).

- Кони. Кони везде, у себя на базу, на улице, у соседей, в степи за станицей…

И, естественно, вопросы: что это и зачем это (ведь малец изучает мир сразу с казачьего окружения, а не как сейчас с «диснеевского»).

И ответы старших на них: лампас – это символ казака, шашка это наше казачье оружие и символ казачьей воли, конь – это друг и товарищ казака, кресты и медали – это отличие за участие и подвиги в военных компаниях.

А ещё сказки на ночь, о том, как казаки побеждают ведьм и чудищ несусветных, и как с честью выходят из той или иной ситуации.

Ученик 2. А ещё песни, которые казаки и казачьи постоянно поют. О славе казачьей, былых походах, битвах и героях (см. «Приложение 4»). (Исполнение песен.)

А ещё пословицы и поговорки из уст старших.

Учитель. Кто из вас знает казачьи поговорки?

  • Не хвались, в поход собираючись, хвались с похода едучи.

  • Всяк свистнет, да не по-казацки.

  • И шашка остра, а дух – сильнее.

  • Где казак, там и слава!

  • С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче.

  • Не всяк тот казак, что фуражку набекрень носит.

  • Нет уз святее товарищества!

  • Казак без коня – сирота.

  • Слава предков не ржавеет.

  • Кровь казачья – не водица.

Станичные праздники, где казаки и казачки поют, пляшут – кто лучше. Состязания в кулачках, в стрельбе, в скачках и джигитовке, в фехтовании.

И, конечно, молитвы, которые должен знать каждый казак.

Всё это перед глазами мальца - казачонка. Всё это формирует в нём причастность именно к этой группе людей. К СВОИМ.

В этот период мужчины следили за тем, как формируется казачонок.

Видимо, существует определённый образ Казака, идеального Казака, на основе которого сложилась вся казачья культура бытия, ну и конечно воспитания.

Сыновьям казачьих офицеров времени на детские игры отпускалось меньше, чем сыновьям простых казаков. Как правило, с пяти - семилетнего возраста отцы забирали их в сменные сотни, полки и увозили с собой на службу, часто и на войну. Именно приобретённые в счастливые годы детства навыки помогали стать казаку лучшим в том ремесле, для которого он был рождён — военной службе.

Ученик 2: А знаете ли вы, что серьги у казаков носили и мужчины.СЕРЬГИ (у мужчин) – означали его роль и место в роду. Так единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет кроме него наследников по мужской линии, - серьгу в правом ухе. Две серьги – единственный ребенок у родителей. Кроме символического, сакрального значения языческого древнего оберега играли и утилитарную роль. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою поберечь.

Ученик 4: А вот кольца, это чисто женское украшение. Мужчины у казаков, как правило, колец не носили. Так что это женская символика. А серебряное кольцо на левой руке – девушка на выданье. На правой – просватана. Кольцо с бирюзой – жених служит (бирюза – камень тоски). Золотое кольцо на правой руке – замужняя, на левой – разведенная (развод у казаков существовал всегда). Два золотых кольца на одном пальце левой руки – вдова (второе - кольцо умершего мужа, хотя, будучи казаком и получив кольцо при венчании, он на руке его не носил). Иногда носили на ладанке.

Ученик 1. Важным обрядом были проводы казаков и встреча их со службы. Этот обряд создали военная жизнь казаков и военное воспитание. Обычай торжественно провожать и встречать казаков из походов, со службы, войны уходит своими корнями в далекое прошлое. Еще в XVII в., когда казаки собирались в сухопутные или морские походы за «зипунами», перед отправлением весь народ собирался около часовни или церкви. Вместе с походным атаманом и Войском слушали обедню, молили Николая Угодника о покровительстве и помощи. Потом все выходили на площадь, где были приготовлены мед и вино, пили прощальный ковш, провожали походное войско до судов. На берегу еще запевали взаимное прощание и оставались до тех пор, пока лодки не терялись из виду.

Ученик 2.Если поход был удачен, день возвращения казаков праздновался с особенным торжеством. Все население стекалось на берег Дона. Победители, одетые в лучшие одежды, с распущенными знаменами, с песнями при звуках литавр, торжественно проплывали мимо стоявшей толпы, приветствуя родные берега пушечными и ружейными выстрелами.

В XIX в. в обряде происходят изменения. Поскольку казаки теперь живут семьями, основные действия происходят не на берегу Дона, площади, улице, а в доме служивого. Перед уходом на службу отец брал в руки икону и благословлял сына такими словами: «Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи Царю верой и правдой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на служение Царю и Отечеству. Послужи батюшке-Царю, как и деды, и отцы твои служили». (Просмотр эпизода из фильма «Тихий Дон»).

Ученик 3.По обычаю все уходившие на службу казаки собирались в церкви на молебен. Уходя на войну, обязательно брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца, матери, либо в саду у самого дома. Землю зашивали в мешочек, привешивали к кресту на грудь. Если казаку суждено было быть убитым, родная земля первой ложилась ему на грудь.

После благословения отца казак кланялся в ноги матери, отцу, дядям, теткам, обнимал жену, детей, говоря при этом: «Простите меня, родной батюшка! Простите, родная матушка! Прости, милый друг, — обращался к жене, — жди меня, быть может, Бог даст — вернусь!"

Если проводы казака были связаны с грустью и печалью расставания, то встреча была радостным событием в жизни каждой казачьей семьи. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы. Казаки въезжали в станицу торжественно, один из них держал образ Святого Спасителя. Казаков встречали с хлебом-солью, затем все отправлялись в храм, где служили молебен, и казаки передавали храму принесенный дар, так как все успехи и удачи в военных делах казаки приписывали милости Божьей. Но часто в казачьем храме можно было увидеть икону Божьей Матери, украшенную жемчугом. Это казачьи вдовы клали по жемчужине на икону Богородицы в вечное поминовение убиенных мужей.
(Исполняется песня «Не для меня…».)


Учитель.

-Подведем итоги (открывается запись):

1.  Казачество представляет собой особый социальный пласт со своими особенными чертами  в способах его жизнедеятельности, с особым семейным укладом и культурными традициями, строго регламентированными внутрисемейными и внутриродовыми отношениями.

2. Семейно-бытовые праздники, обряды, традиции отражали быт и занятия казаков, их исторически сложившееся особое привилегированное положение, осознание своей важности в ратных делах и защите государственной власти.

3.  В  семейно-бытовых  праздниках  и  обрядах прослеживаются социальная организация общества, присутствуют религиозно-магические элементы, которые частично утратили свою актуальность, частично перешли в разряд символов, знаков старины.

4. Связь поколений весьма благотворна, так как красота речи, поступков, отношений между людьми не рождаются на пустом месте, они наследуются, развиваются, совершенствуются. Особенно это значимо сейчас, так как наблюдается некоторая потеря исторической памяти. Мы живем в уникальном крае с уникальным разнообразием культур и традиций. Наша задача не потерять их, сохранить, использовать опыт предыдущих поколений, обогатив духовно – нравственный опыт лучшими чертами менталитета казачества. У казаков есть чему поучиться: авторитет старших; уважение женщины – матери, хозяйки; сплоченность родственников; уникальность семейных традиций, родственных связей; умение беречь память поколений и многое другое.



Библиография.

1. Арсеньев, Н.Духовная традиция русской семейной культуры // Московский журнал-1993,№12.-с. 4-9.

2. Астапенко, М.П. Край донской казачий //Ростов на Дону, 1994.

3. Блазнин, В. Дочушка, хваленка, невеста // Областные вести -2008.-24 – 30 октября (№42)-с.15.

4. Быт и культура хоперских казаков края: учебное пособие.-Урюпинск, 1998.– с.90-112.

5. Гомулов, В.И., Супрун, В.И. Усть – Медведицкий округ: демографический и историко – географический справочник (XVIII – первая треть XX вв.)//Волгоград. Издательство ВГАПК РО.2008.-188с.

6. Маева, П.И; Новак, Л.А.; Фрадкина, И.Г. Обряды и праздники на Дону// Ростов н/Дону: кн. издательство, 1979 – 174с., с.11, 18 – 27, 36.

7. На Дону, на Донюшке // Из воспоминаний казачки/ Записала Т.Богданова // Волгоградская правда – 1994 – 5 ноября- с. 4.

8. Панкеев, И. Обычаи и традиции русского народа.-2-е издание испр.//М.: Олма – Пресс, 1999 – 542 с.

9.Попов, В.П. История Российского казачества: учебное пособие.//Волгоград, 2009.-278 с.

10. Черницын, С.В. //Некоторые обычаи и обряды донских казаков, связанные с проводами на военную службу // Известия Северо–Кавказского научного центра высшей школы.-1988.№ 4,- с. 50-51.

11. Шалыгин, В. Мой край родной, казачий //Издательство Станица -2, 2004-с.263, 267, 269, 271-272, 278 – 281.

12. http // www. yuga. ru

13. http: //ru.wikipedia

Приложение 1.

Казачьи символы и знаки

  • Знамя — символ войскового (и полкового) объединения. Хранилось в Войсковом храме и выносилось в особо важных случаях (праздник, похороны атамана).

  • Бунчук — знак ставки, символ атамана на походе, принадлежал войсковому соединению. В мирное время хранился в храме. Войсковой бунчук был сделан из конского хвоста.

  • Булава — символ военной власти, которой наделён атаман.

  • Насека — посох с металлическим навершием, на котором первоначально насекались имена атаманов. Символ гражданской власти атаманов всех степеней.

  • Лампас — цветная нашивка (полоса) на боковом шве казачьих шаровар (брюк). Символизирует принадлежность к войсковому сословию, а цвет указывает принадлежность к войску. Совпадает по цвету с околышем фуражки.

  • Лампас — символ казачьей независимости (вроде личного флага) и освобождения от всех платежей.

  • Агачанские кафтан и шапка — принадлежали казачьей общине, передавались вместе с символами атаманства.

  • Медаль — личный знак атамана (или почётного судьи). Носилась на шее, на ленте или цепи, выпускалась на кафтан. На лицевой стороне надпись — «Атаман станицы и государственный герб или портрет государя. На обороте — имя атамана. По окончании срока оставалась атаману на память.

  • Печать — на рукояти или перстне, вручалась атаману при выборах. Ею скреплялись все документы.

  • Герб — в его изображении, символически отображена история войска, местные войсковые особенности.

  • Шашка — холодное оружие, символ всей полноты прав у казака. Вручалась казаку в 17 лет стариками. В 21 год при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк. Шашка хранилась дома на видном месте (на ковре), передавалась от деда к внуку.

  • Потеря шашки (и шапки) — большой позор. По особо важным вопросам голосовали шашками. Решением круга казак мог быть лишён права ношения шашки на определённый срок. Следующим наказанием было исключение из казачества.

  • Шапка — специального образца, первоначально „клобук со шлыком“, Папаха, фуражка — символ принадлежности к Войску — знак обладании казаком всей полноты прав. Снималась во время молитвы, присяги и выступлений на кругу. Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок. На кругу иногородние и гости должны быть с непокрытой головой, а казаки в шапках (казак шапку не ломает и перед царем).

  • Нагайка — короткая конская плеть — оружие. Знак есаульца и пристава на кругу. В повседневной жизни — знак власти у полноправного строевого женатого казака. Нагайка использовалась как оружие в схватке, для телесных наказаний к провинившимся казакам по решению круга и совета старейшин.

  • Погоны — часть казачьей одежды, носились казаками до „выхода на льготу“ (по возрасту, ранению). Офицерам погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно.

  • Посох — символ старости и мудрости. Члены совета старейшин сидели, опёршись на посох. Поднятый посох означал призыв круга к молчанию. Шапка, поднятая на посохе, — особо важное сообщение.

  • Башлык — специально сшитый из сукна (верблюжьего) или шёлка своеобразный капюшон с длинными, напоминающими шарф концами. Башлык — прямой потомок скифской шапки, известной по многочисленным барельефам и горельефам бронзового века. Если башлык завязывался на груди — казак отслужил срочную службу, перекрещённый на груди — следует по делу, концы, заброшенные за спину — свободен, отдыхает.


Приложение 2.


Гимн (после 1918 г.) Всевеликого Войска Донского.


Всколыхнулся, взволновался

Православный тихий Дон,

И послушно отозвался

На призыв свободы он.


Зеленеет степь родная,

Золотятся волны нив

И, с простора долетая,

Вольный слышится призыв.


Дон сынов своих сзывает

В Круг державный Войсковой,

Атамана выбирает

Всенародною душой.


В боевое грозно время

В память дедов и отцов

Вновь свободно стало племя

Возродившихся донцов.


Славься, Дон, и в наши годы,

В память вольной старины!

В час невзгоды-честь свободы

Отстоят твои сыны.


Слова И.П. Анисимова (1814-1855)


Приложение 3.


Казачьи заповеди

1.Люби Россию, ибо она мать твоя, и ничто не заменит тебе её.

2.Люби Дон, ибо он колыбель твоей свободы.

3.Люби правду, ибо она единственный маяк в жизни человека.

4.Все кто идёт против Отчизны твоей — враги.

5.Только в борьбе за счастье Родины ты обретёшь своё утерянное право.

6.Веруй твёрдо в правоту своего дела, ибо вера — единственный камень, на котором ты построишь новую Отчизну свою.

7.Люби всё, что с ранних лет ты впитал в кровь и плоть в вольных степях твоей Родины.

8.Зови всех свободных и сильных вперёд.

9.Мир, красота, любовь и правда — вот лозунги на твоём знамени.

Приложение 4.


Песни казаков


АХ ТЫ, СТЕПЬ ШИРОКАЯ
Ах ты, степь широкая,
Степь раздольная,
Широко ты, матушка,
Протянулася.

Ой, да не степной орел
Подымается,
Ой, да то донской казак
Разгуляется.

Ой, да не летай, орел,
Низко ко земле,
Ой, да не гуляй, казак,
Близко к берегу!


ДОНЦЫ-МОЛОДЦЫ
Грянул внезапно гром над Москвою,
Выступил с шумом Дон из берегов.

Припев:

Ай, донцы-молодцы!
Ай, донцы-молодцы!
Ай, да донцы, донцы-молодцы!

Все запылало мщеньем, войною -
Мщеньем, войною против врагов.

Русским знакома к славе дорога!
С Дона до Рейна вмиг пролетим.

Натиском быстрым всех превозможем,
Всех превозможем и отомстим.

Верь и надейся - Русь безопасна,
Русского войска сила крепка.

Страшен аркан наш, сабля ужасна,
Сабля ужасна, пика метка.

Грянула чада Тихого Дона, -
Мир изумился, враг задрожал.

Рушилась слава Наполеона,
Наполеона, - враг побежал.

Где ни посмотришь - пики мелькают,
Граду подобно, стрелы шумят.

Пули, как пчелы, роем летают,
Роем летают, сабли звучат.

Против сил русских не устояли,
Чая спасенье в бегстве найти.

Бросили пушки, ружья, снаряды,
Ружья, снаряды, - только б уйти.

Славу и кости - все положили,
Все положили в русской земле!


ШЛИ, ПРОШЛИ С ДОНУ КАЗАЧЁЧКИ
И шли, прошли да с Дону казачёчки, они молодые,
Вслед за ними и шли две мамаши, мамаши родные.

Не ходите да вы вослед за нами, родные мамаши!
Не топчите полынь горьку травку, полынь горьку травку.

Как одна же родная мамаша сына провожала,
Провожала, в поход снаряжала, плакала, рыдала…

А все про все да родному сыночку а я рассказала,
Одного же тайного словечка сказать позабыла.

Если б были да в мене сизы крылья, снялась, полетела,
Я вот все бы казачьи казармы, все бы облетела.



ЧЕРНЫЙ ВОРОН
Черный ворон, черный ворон,
Что ты вьешься надо мной?
Ты добычи не дождешься,
Черный ворон, я не твой!

Что ты когти распускаешь
Над моею головой?
Иль добычу себе чаешь?
Черный ворон, я не твой!

Завяжу смертельну рану
Подаренным мне платком,
А потом с тобой я стану
Говорить все об одном.

Полети в мою сторонку,
Скажи маменьке моей,
Ты скажи моей любезной,
Что за родину я пал.

Отнеси платок кровавый
Милой любушке моей.
Ты скажи — она свободна,
Я женился на другой.

Взял невесту тиху-скромну
В чистом поле под кустом,
Обвенчальна была сваха —
Сабля вострая моя.

Калена стрела венчала
Среди битвы роковой.
Вижу, смерть моя приходит,
Черный ворон, весь я твой.



ЧЕСТЬ ПРАДЕДОВ-АТАМАНОВ..
Честь прадедов-атаманов,
Богатырь, боец лихой,
Здравствуй, храбрый наш Бакланов,
Разудалый наш герой!

Славой, честию завидной
Ты сумел себя покрыть:
Про тебя, ей-ей, не стыдно
Песню громкую сложить.

Ты геройскими делами
Славу дедов и отцов
Воскресил опять меж нами.
Ты - казак из казаков!

Шашка, пика, верный конь,
Рой наездников любимый -
С ними ты, неотразимый,
Мчишься в воду и в огонь.

Древней славы Ермаковой
Над тобою блещет луч,
Ты, как сокол из-за туч,
Бьешь сноровкою Платовой,

Честь геройскую любя,
Мчишься в бой напропалую
За Царя и Русь святую,
Не жалеешь сам себя.

Бают вольный по горам,
По кустам, тернам колючим
Лезешь змеем здесь и там,

Серым волком в поле рыщешь,
Бродишь лешим по горам,
И себе ты славы ищешь,
И несешь ты смерть врагам,

Ходишь в шапке-невидимке,
В скороходах-сапогах,
И летишь на бурке-сивке,
Как колдун на облаках.

Свистнешь - лист с дерев валится,
Гаркнешь - вмиг перед тобой
Рать удалая родится -
Точно в сказочке какой!

Сыт железной просфорою,
Спишь на конском арчаке, -
И за то прослыл грозою
В Малой и Большой Чечне.

И за то тебе мы, воин,
Песню громкую споем
Ты герой наш, ты достоин
Называться казаком!

Из книги генерала Петра Краснова "Картины былого Тихого Дона" (1909), с прим:

"То, что Бакланов кидался в самую сечу боя и выходил целым и невредимым, то, что, будучи даже тяжко ранен, он оставался в строю, внушило и казакам и солдатам мысль, что он заколдованный, заговоренный, что его можно убить только серебряной пулей. И верили в него, и боялись, и обожали его казаки!

Скоро с молодцами-донцами, готовыми жизнь свою отдать за него, за славу Дона, Бакланов стал страшен всему Кавказу. Имя донского казака снова было так же грозно, как и в двенадцатом году, как во время азовских походов. С уважением говорили о донских казаках в армии, со страхом думали о них черкесы и татары.

Во всей кавказской армии, казачьих и солдатских полках знали тогда песню про Бакланова".

Песня про одного из самых ярких командиров донских казаков времен Кавказской войны - Якова Петровича Бакланова, дослужившегося на Кавказе до чина генерала и должности начальника кавалерии левого фланга Кавказской армии.
Я. П. Бакланов. Гравюра по наброску М. О. Микешина


ЛЮБО, БРАТЦЫ, ЛЮБО
Как на черный берег выгнали татары,
Супротив казаков сорок тысяч лошадей,
И покрылось поле, и покрылся берег,
Сотнями порубанных, пострелянных людей.

Припев (дважды):

Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить,
С нашим атаманом не приходится тужить.

А первая пуля, а первая пуля,
А первая пуля, пуля ранила меня,
А вторая пуля, а вторая пуля,
А вторая пуля - моего коня.

А жена разлюбит, выйдет за другого,
Выйдет за другого и забудет про меня,
Жалко только матушку, матушку-старушку,
Матушку-старушку, да буланого коня.

Вот умру в степи я, над моей могилой,
Разнесет лишь ветер только сорную траву,
Где сложил под саблями, под саблями татарскими,
Буйну, да кудряву, да красиву голову.

С фольклорного сайта http://ingeb.org/songs/ljubobra.html

Приложение 5.

КАЗАЧЬИ ПОСЛОВИЦЫ

1.Атаманомъ громада крепка

2.Безъ атамана казакъ сирота.

3.Безъ атамана дуванъ не дуванятъ.

4.Не атаманъ при булаве, а булава при атамане.

5.Не всемъ казакамъ въ атаманахъ быть.

6.Атаманомъ быть – урядъ держать.

7.Добрый казакъ баче, где атаманъ скаче.

8.Атаманомъ не хвалися, а его крепко держися.

9.И у атамана не две головы на плечахъ.

10.Атаманомъ будешь,- терпи казакъ.

11.Терпи казакъ,- атаманомъ будешь.

12.Атаманамъ пышки, казакамъ шишки.

13.Атамана изъ плохого казака не получится.

14.Казаки все наголо атаманы.

15.Казаковъ мало не бываетъ.

16.Казакъ молчитъ, а все знаетъ.

17.Казака и подъ рогожкой видать.

18. На казаке и рогожа пригожа.

19. Взялъ у черта рогожу, отдать надо будет и кожу.

20. Тотъ не казакъ, кто боиться собак.

21. За правъду и волю ешь вволю.

22. Добрый казакъ не брезгаетъ, что попало, то и трескаетъ.

23. Что казаку здорово, то немцу смерть.

24. Казакъ что дите: и много дашь все съестъ, и мало дашь сытъ будетъ.

25. Казакъ изъ пригорошни напьется, изъ ладони пообедаетъ.

26. Лупи, козаче, яйца по целому на день.

27. Не пилъ воды Дунайской не елъ каши козацкой.

28. Хлебъ да вода,- казацкая еда.

28. Оттого казакъ гладокъ, что наелся и на бокъ.

29. Казакъ живетъ не темъ, что есть, а темъ что будетъ.

30. Казакъ голоденъ, а конь его сытъ.

31. Бгъ не безъ милости, казакъ не безъ счастья.

32. Не журися, козаче, нехай твой ворог плаче.

33. Куда казака доля не закинетъ,- все будетъ казакъ.

34. Казакъ самъ себя веселитъ.

35. Казакъ и въ беде не плачетъ.

36. Казакъ Донской, что карась озерной: икрянъ, прянъ и соленъ.

37. Казакъ журбы не мае.

38. Не тотъ казакъ, что водою плыветъ, а тотъ что противъ воды.

39. Что тамъ холодъ, коли казакъ молодъ.

40. Плакать не смею, тужить не велятъ.

41. Стой за правъду горою, тогда и люди за тобою.

42. По правъде и сила.

43. Коли всею громадаю дохнути, то и панятко сдохнет.

44. Соборомъ черта поборемъ.

45. Кто отъ товариства отстанет, нехай от того шкура отстанет.

46. Гле казакъ, тамъ и слава.

47. Где Донъ, тамъ и правъда.

48. Ходи прямо, гляди смело.

49. Правъды и пуля боится.

50. Въ Бга верь, врага – бей, землю ори, жинку – пори

51. Казака мати родила, мужика- женка, чернеца-паниматка.

52. Одинъ разъ родила казака мати, одинъ разъ и помирати.

53. Казакъ смерти не боится, онъ Бгу нашему знадобится.

54. Боится дите того, что нетъ никого.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Семейные традиции казаков (устный журнал)

Автор: Попова Елена Николаевна

Дата: 16.06.2016

Номер свидетельства: 334999


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства