Просмотр содержимого документа
«Школьный проект "Люблю отчизну я."»
Школьный проект
«Люблю отчизну я…»,
приуроченный к 200-летнему юбилею М. Ю. Лермонтова
Цели и задачи проекта:
- формирование у учащихся готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в конкретном проекте;
- развитие исследовательского и практического интеллекта;
- овладение способами качества оценки проекта;
- повышение эффективности формирования общеучебных умений учащихся;
- осознание учащимися роли литературы, личности поэта в процессе работы над проектом;
- воспитание патриотизма, любви к Слову;
- использование современных средств обучения для реализации проекта.
Основные формы и методы совершенствования всех групп общеучебных умений в ходе работы над проектом:
-интеллектуально-речевые умения;
- логические умения;
- рефлексивные умения;
- организационные умения;
-творческие;
- информационные умения.
Данный проект - межпредметный проект, осуществляемый в рамках классно-урочной и внеурочной системы.
Виды и формы деятельности:
-экскурсия в Государственный литературный музей-заповедник «Тарханы»;
- создание текстов, картин, презентаций, стенгазет;
- выставка иллюстраций, стенгазет;
- защита презентаций;
- урок-концерт;
-посещение музыкально-поэтического спектакля по мотивам поэмы
М. Ю. Лермонтова «Демон» - «И рай открылся для Любви…» в филармонии.
-создание фильма-презентации об уроке-концерте.
Интеграция предметов:
- литература, русский язык, ИЗО, информатика; музыка.
Интеграция школьных МО:
- МО учителей русского языка и литературы;
-МО учителей начальных классов;
-преподавателей школы искусств – музыки, ИЗО;
-библиотекаря.
Тема проекта посвящена юбилею М. Ю. Лермонтова, выбрана с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся; связана с предшествующими знаниями и умениями учащихся. Определено место проекта в системе уроков литературы, ИЗО, информатики.
Описание проекта и его реализация.
Ученики 10 и 9 классов с классными руководителями посетили Государственный музей-заповедник «Тарханы», находящийся в Пензенской области.
По материалам экскурсии была выпущена стенгазета «Тарханы – родина
М. Ю. Лермонтова».
Был проведен конкурс презентаций, посвященный жизни и творчеству поэта, - 6-10 классы; конкурс чтецов среди учащихся 1-10 классов; создан видеоролик об уроке-концерте.
Перед проведением концерта группа обучающихся со студентами филологического факультета продумала дизайн, текст пригласительных и «Программы» концерта.
В программе урока-концерта
1.Стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова в исполнении победителей и призеров конкурса чтецов «Люблю отчизну я …».
«Родина» - ученик 6 класса
«Казачья колыбельная» - ученица 4 класса
«Когда волнуется желтеющая нива…» - ученик 4 класса
«Весна» - ученица 6 класса
«Молитва» («Не обвиняй меня...») – ученица 9 класса
«1830 мая, 16 число» - ученица 10 класса
«Незабудка» - ученица 10 класса
«Мой демон» - ученик 2 класса
«Ангел» - ученица 1 класса
«Один средь людского шума …» - ученица 8 класса под аккомпанемент преподавателей школы искусств, скрипка, фортепиано
«Тучи» - ученица 5 класса
«Измученный тоскою и недугом…» - ученица 10 класса
«Раскаяние» - ученица 9 класса
А. Дементьев «Бабушке Лермонтова»
2. Песни и романсы на стихи Михаила Юрьевича Лермонтова в исполнении учеников школы, преподавателей школы искусств, учителя музыки(на уроках музыки классами были разучены песни на стихи М. Ю. Лермонтова):
«Выхожу один я на дорогу», музыка А. Варламова - исполняет ученица 7 класса, концертмейстер - преподаватель школы искусств.
«Молитва», музыка А. Варламова - исполняет учитель музыки, концертмейстер - преподаватель школы искусств.
«Портрет», музыка А. Спиро - исполняет ученица 9 класса, концертмейстер - преподаватель школы искусств.
«Нет, не тебя так пылко я люблю…», музыка А. Шишкина - исп. преподаватель школы искусств, концертмейстер -преподаватель школы искусств.
«Мне грустно», музыка А. Даргомыжского – исп. преподаватель школы искусств, концертмейстер -преподаватель школы искусств.
«Бородино», автор музыки неизвестен – исполняет хор 10 класса.
«Горные вершины», музыка А. Варламова– исполняет хор 9 класса.
Вальс к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад», муз. А. Хачатуряна – исп. ученицы 7 и 5 классов
«Парус», муз. А. Варламова – исп. хор 8 класса.
Урок-концерт
Ведущий: «Его жизни суждено было проблеснуть блестящим метеором, оставить после себя длинную струю света и благоухания и – исчезнуть во всей красе свое», - В. Г. Белинский. В этих словах выражена горечь, сожаление, светлая печаль читателей и почитателей таланта
М. Ю. Лермонтова.
Ведущий: Он погиб совсем молодым в июне 1841 года на дуэли в Пятигорске – в 26 лет.
Через два года прах его был перевезен по настоянию бабушки в Тарханы, имение Арсеньевых, где покоится и ныне в светлой усыпальнице.
Зеленый холм, зеркальные пруды. Прекрасная светлая страна детства…Родина.
Стихотворение «Родина»
Ведущий: В ранние годы, проведенные в Тарханах, пробудилась у М. Ю. Лермонтова любовь к народным песням.
Стихотворение «Казачья колыбельная»
Ведущий: Слово «Бородино» знает весь мир. 7 сентября 1812 года произошло сражение, в котором проявился патриотизм армии и русского народа. К 25-летию Бородинского сражения М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Бородино».
Песня «Бородино»
Ведущий: М. Ю. Лермонтов тонко чувствовал красоту природы. В его картинах природы все просто, правдиво.
Песня «Горные вершины»
Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива»
Песня «Выхожу один я на дорогу…»
Стихотворение «Весна»
Ведущий: Любовной лирике поэта присущ трагизм, мотив неразделенной любви. В то же время любовь, по мнению пота, способна преодолеть одиночество. Единственное утешение и счастье Арбенина, героя драмы Лермонтова «Маскарад», - безграничная любовь к жене, Нине.
Фортепиано, вальс к драме «Маскарад»
Песня «Портрет»
Стихотворение «Незабудка»
Романс «Мне грустно…»
Романс «Элегия»
Ведущий: Противоборство земных и небесных сил проходит через все творчество поэта.
Стихотворение «Мой демон»
Стихотворение «Ангел»
Ведущий: Размышление о жизни звучит глубоко и проникновенно в стихотворении «Молитва»
Романс «Молитва
Ведущий: М. Ю. Лермонтов – один из самых музыкально одаренных поэтов. Музыка была его спутницей от первых дней и до конца его жизни.Полное единение поэзии с музыкой достигнуто в романсе на текст стихотворения «Парус»
Романс «Парус»
Ведущий: М. Ю. Лермонтов учился игре на фортепиано, особенно успешно на скрипке.
Исполнение мелодии на скрипке.
Ведущий: Апрельский вечер 1840 года. Друзья провожают М. Ю. Лермонтова на Кавказ, в ссылку. Поэт стоит у окна и смотрит на тучи, ползущие над Невой, затем оглядев всех грустными глазами, начинает читать «Тучи»
Стихотворение «Тучи»
Ведущий: Творчество М. Ю. Лермонтова – одна из самых высоких вершин в нашей литературе, культуре, истории. Ему посвящали и посвящают стихи другие поэты.
Стихотворение А. Дементьева «Бабушке Лермонтова»
Использованы фрагменты из художественного фильма «Лермонтов»(1986 год), режиссер Н. Бурляев.