– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
– формирование эстетического отношения к искусству слова;
– совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
– формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности
– воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
Данная презентация несет в себе межпредметные связи:
· с уроками русского языка: Запись описания пейзажа или портрета персонажа, первые опыты в пробе пера (сочинение считалок, сказок, рассказов, историй)
· с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения
· с уроками окружающего мира: наблюдение за красками и звуками природы, сравнение личных наблюдений и литературных описаний картин природы, проведение уроков литературного чтения на природе, интегрированные уроки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, выставка детских рисунков, выставка книг Ш.Перро, кубики с буквами АБВ, билет в компьютерный класс, карточка с портретом Ш.Перро, карточки с заданием, мозаика.
Ход урока
1. Самоопределение учебной деятельности.
Доска оформлена детскими рисунками по сказкам Шарля Перро.
Рисунок 1.
Учитель. Ребята, иллюстрации к каким сказкам вы видите на сегодняшней выставке?
Дети. Сказки “Кот в сапогах”, “Красная Шапочка”, “Ослиная Шкура”, “Золушка”.
Учитель. А кто автор этих сказок?
Дети. Шарль Перро
Учитель. Сегодня весь урок мы будем говорить о сказках Шарля Перро. В конце урока вас ждет сюрприз. При ответе на вопросы, поднимайте сигнальные карточки. За правильный ответ я буду давать вам маленький портрет Ш.Перро.
Слайд 1.
2. Актуализация знаний
Знакомство с биографией Ш.Перро
Слайд 2.
Учитель: Давным-давно в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были пятеро братьев: Жан – адвокат, Пьер-сборщик налогов, Клод – врач и любитель архитектуры, Николя – ученый богослов и математик, и самый младший из братьев – Шарль. Он стал знаменитым писателем-сказочником.
Слайд 3.
Учитель: Нет человека, который бы в детстве не читал сказку “Мальчик-с-пальчик”, кто не знает сказки о несчастной принцессе, уколовшейся веретеном и заснувшей на целых сто лет, о трудолюбивой Золушке, о хитроумном Коте в сапогах, о жестокосердном человеке по прозвищу Синяя Борода…
Всего Ш.Перро написал 11 сказок.
Интересно, что сам Шарль Перро никогда и подумать не мог, что прославится именно как детский писатель-сказочник!
3. Инсценировка сказок.
Учащиеся показывают инсценировки отрывков из сказок “Золушка”, “Красная Шапочка”, “Рикке с хохолком”.
Учитель: Отрывки, из каких сказок вы просмотрели?
Дети: “Золушка”, “Красная Шапочка”, “Рикке с хохолком”.
4. Физкультминутка.
Учитель: К нам в гости пришла Красная Шапочка. Давайте вместе с ней потанцуем.
Слайд 4.
Под музыку “Песенка Красной Шапочки” девочка, одетая в костюм показывает танцевальные движения, ребята повторяют.
5. Викторина.
Слайд 5.
Учитель: Ответьте на вопросы
В какой сказке людоед превратился в мышку? (“Кот в сапогах”.)
В какой сказке тыква превратилась в карету? (“Золушка”.)
Что обещала принцесса Рикке, если он избавит ее от глупости? (Выйти за него замуж.)
Почему девушку прозвали Золушкой? (Она так уставала, что отдыхала, сидя на мешках с золой.)
В каком произведении Ш.Перро герою в наследство достался кот? (“Кот в сапогах”.)
6. Работа с текстом “Кот в сапогах”.
Учебник с.180
Слайд 6.
Детям поочередно демонстрируются иллюстрации из сказки “Кот в сапогах”
Учитель: Найдите к предложенным иллюстрациям отрывки из текста и прочитайте их.
7. Словарно-лексическая работа.
Работа в группах.
Учитель: Вам в тексте встретились слова “кручинится”, “маркиз”, “жнецы”. Найдите с помощью словаря значения этих слов (Работа с толковым словарем):
1-я группа – находит в словаре значение слова “кручинится”; 2-я группа – работает со словом “маркиз”; 3-я группа – объясняет значение слова “жнецы”.
8. Загадки.
Учитель: Отгадайте загадки
Слайд 7.
1. Его придумал Шарль Перро. Есть шпага, шляпа и усы. На шляпе у него перо, Усы невиданной красы. Да, он известный “хитрован”, И великана слопать смог. Он оказался очень крут. Скажите: как его зовут?
Ответ: Кот в сапогах.
Слайд 8.
2. Ровно в полночь убежала И, споткнувшись, потеряла На балу у короля Туфельку из хрусталя.
Ответ: Золушка.
Слайд 9.
3. Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите имя ее.
Ответ: Красная Шапочка.
9. Игра “Собери мозаику”.
Групповая работа.
Учитель: Мы с вами хорошо потрудились, пришло время немного поиграть. Каждой группе я даю мозаику. Вы должны как можно быстрее и правильнее собрать картинку:
1-я группа собирает на парте иллюстрацию к сказке “Красная Шапочка”.
Рисунок 2.
2-я группа – к сказке “Спящая красавица”.
Рисунок 3.
3-я группа – к сказке “Золушка”.
Рисунок 4.
10. Игра “Сложи название сказки”.
Слайд 10.
Детям раздаются карточки с заданием “Сложите название сказки”.
Учитель: Соедините стрелками слова первого столбика со словами из второго столбика.
Дети работают по карточке самостоятельно, а затем проверяют на слайде.
Самопроверка.
Учитель: На слайде стрелками показано правильное соединение слов. Проверьте.
11. Игра “Откуда эти волшебные вещи”ю
Слайд 11.
Учитель: В сказках происходят разные чудеса. У нас чудом будет сказочное дерево. На нем растут волшебные предметы. Назовите сказки, в которых встречаются эти предметы: туфелька, карета, шапочка, веретено, ослиная шкура, кольцо, сапоги.
На доске детские рисунки по сказке “Кот в сапогах”.
Рисунок 5.
Учитель: Перескажите сказку “Кот в сапогах”, используя картинный план.
Дети пересказывают сказку, опираясь на картинный план.
Учитель: Молодцы!
13. Тест.
Слайд 12.
Учитель: А сейчас проведем тест, который покажет, как вы внимательно изучили творчество Ш.Перро. У вас на парте лежат кубики. На каждой стороне кубика приклеены буквы.
Выберите правильный ответ и покажите кубик с этой буквой.
Если ребята отвечают правильно, на экране появляется слово “Молодцы!”, если допускают ошибку – “Подумай еще раз!”
Вопросы теста.
1. Почему Ш.Перро назвал сказку “Рикке с хохолком”?
А. Из-за красоты принца. Б. Из-за ума принца. В. Из-за уродства принца. Правильный ответ: В. Из-за уродства принца.
2. Какой предмет помог принцу в сказке “Ослиная шкура” найти свою возлюбленную?
А. Хрустальная туфелька. Б. Кольцо. В. Волшебная палочка. Правильный ответ: Б. Кольцо.
3. Что несла Красная Шапочка бабушке?
А. Торт. Б. Пирожок. В. Пирожное. 4. Правильный ответ: Б. Пирожок.
Что досталось в наследство старшему брату?
А. Мельница. Б. Кот. В. Осел. Правильный ответ: А. Мельница.
5. В кого не превращался людоед?
А. Тигра. Б. Мышь. В. Льва. Правильный ответ: А. Тигра.
Учитель: Молодцы! Вы настоящие знатоки сказок!
14. Подведение итогов.
Учитель: Чем мы сегодня занимались на уроке? Какое задание вам понравилось больше всего?
Дети. Мы познакомились с биографией и творчеством Ш.Перро, собирали мозаику, отвечали на вопросы викторины, отгадывали загадки…
Учитель: Как вы думаете, почему вы смогли справиться со всеми заданиями?
Дети. Мы внимательно прочитали все сказки Ш.Перро
Учитель: Давайте посмотрим, кто был самым активным и набрал больше всех портретов Ш.Перро.
Награждение (раскраски).
Учитель: Мне очень понравилось, как вы работали на уроке, а теперь сюрприз. Все вы получаете пригласительный билет в компьютерный зал. Вы сможете проверить свои знания не только по творчеству Ш.Перро, но и по сказкам других зарубежных писателей, а компьютер сам выставит вам оценку.
Интернет-ресурсы:
Портрет Шарля Перро – http://www.stengazeta.net/files/pictures/vorchalki/nov2005/bualo/bualo_stand.JPG
Загадка про кота в сапогах – http://www.chitalnya.ru/work/446196/
Загадка про Красную Шапочку http://zagadka.yaxy.ru/zagadki_pro_skazochnih_geroev.html
Загадка про Золушку http://crazymama.ru/zagadki.php?a=2&id_zagadki=921&id_cat1=49
Иллюстрация к сказке “Красная Шапочка” (встреча с волком) http://www.uznaiki.ru
Биография Ш.Перро http://www.kostyor.ru
Раскраска к сказке “Кот в сапогах” (кот в замке с принцессой) http://www.funforkids.ru
Раскраска по сказке “Красная Шапочка” (встреча с волком) http://www.raskraska.com
Раскраска по сказке “Золушка” http://www.detsad-kitty.ru
Иллюстрация к сказке “Спящая красавица” – http://krasa.uz/novosti/spyashhaya-krasavica/
Иллюстрация к сказке “Золушка” (Золушка убегает с бала) http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/31/562/31562798_23163656_1208688652_2462220Cinderella_A.jpg