kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Россия накануне «Великого перелома». Изучение хроники В. Белова «Кануны»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Россия накануне «Великого перелома» (Хроника В. Белова «Кануны») 

Цель:

1. Воспитание активной жизненной позиции личности;

2. Сформирование нравственных ценностей;

3. Развитие критического мышления. 

Задачи:

1. Уметь убедить слушателей, отстаивать свою точку зрения.

2. Приобрести целостный образ нравственного кредо в условиях экстремальной ситуации;

3. Уметь высказать свою точку зрения, дать анализ ситуации, проблемы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Россия накануне «Великого перелома». Изучение хроники В. Белова «Кануны»»














Россия накануне «Великого перелома»

Изучение хроники В. Белова

«Кануны» в 11 классе










Учитель Алексашова Нина Александровна

МБОУ «СОШ №27»















г. Новокузнецк , 2021г

Тема: Россия накануне «Великого перелома» (Хроника В. Белова «Кануны») 

Цель:

1. Воспитание активной жизненной позиции личности;

2. Сформирование нравственных ценностей;

3. Развитие критического мышления. 



Задачи:

1. Уметь убедить слушателей, отстаивать свою точку зрения.

2. Приобрести целостный образ нравственного кредо в условиях экстремальной ситуации;

3. Уметь высказать свою точку зрения, дать анализ ситуации, проблемы.































Вступительные слова учителя:

«Год великого перелома» - один из самых трагических периодов нашей отечественной истории. Конец 20-х начало 30-х годов коллективизацию оценить и осмыслить не так легко и просто не только писателям, но и историкам, социологам, философам. Жизнь тех, кто пережил коллективизацию, - для нас отшумевшая жизнь, - стала историей. Но как горячи до сих пор слова, произносимые дедом Никитой Роговым в «Канунах», своеобразной молитве - заклинании: «Сколько перепахано было земли, пролито пота! О, хлеб насущный! Многотрудный, всесильный наш! Господи, господи... И днём и ночью гласишь, в зиму и лето, от рождения человеческого до смертного краю... Приди в закрома... Дай силу рукам человеческим, ясную зоркость уму и торжество бессмертной душе! Младенца установи на крепкие ноги, вдовицу утешь! Недруга напитай! Пускай потухнет лютая злоба и стихнет потрясение нестойкой души. С тобой да сгинут везде страдания и смуты…» В этих словах - вековая забота крестьянина - кормильца.

Не случайно тема коллективизация была одной из ведущих в 30-ые годы. Из множества произведений, созданных тогда и имеющих разную худшую ценность, лучшими были «Котлован» и «Чевенгур» А. Б. Платонова и «Поднятая целина» Шолохова. Произведения Платонова были опубликованы лишь в 80 тые годы; коллективизацию советские читатели представляли себе по роману Михаила Шолохова «Поднятая целина» Работая над «Поднятая целина» вы ещё разберётесь, какова была точка зрения Шолохова на данную проблему.

В 60-90 годы на эту тему вышли такие книги, как «На Иртыше» С. Залыгина, Б. Можаева «Мужики и бабы», «Кануны», «Год великого перелома» В. Белова, «Овраги» С. Антонова, «Касьян Остудный» И.Акулова, «Перелом» Н. Скромного, повесть Владимира Тендрякова «Пара гнедых», «Хлеб для собаки». Своё слово для о коллективизации сказали В. Быков в повести «Облава», Твардовский «По праву памяти», В. Астафьева в романе «Прокляты и убиты», Ф. Абрамов в повести «Поездка в прошлое».

Даже к концу 70-х, когда литература была готова сказать новое слово о коллективизации, время горькой правды ещё не пришло, Б. Можаев за одну книгу романа «Мужики и бабы» подвергся жесточайшей идеологической критике, а В. Белову роман «Кануны» пришлось опубликовать в сильно урезанном виде.

Только в конце 80-х годов стало возможным открыто говорить о коллективизации. Появляется 2-я книга романа Можаева «Мужики и бабы», полная редакция «Канунов» Белова, более того, оба автора создают продолжение своих произведений: Можаев роман «Изгой», Белов – «Год великого перелома» и "Час шестой" (1998).

- Как и Можаев, Белов определил жанр своей книги как «Хроника», что означает это слово? О Чём свидетельствует такое определение жанра?

(«Хроника» - летопись, установка на достоверность, подробность, беспристрастность изображения действительности. Хроникальность особенно заметна во 2-ой книге Белова. Каждый поворот событий обозначен датой. За словами «текущий момент», «сжатые сроки», «последний решающий час» - стоят сложнейшие коллизии той поры.)

- Какой исторический период охватывает хроника? Канун чего показывает Белов? 
(Начало 1928 - поздняя осень 1929 года, концы коллективизации, её начало, канун развернувшегося затем террора). 

Учитель:

- Сегодня нам предстоит разобраться, как, по мнению Белова, жила русская деревня, накануне коллективизации? Почему коллективизация началась? Автор стремится к многомерности изображения жизни: крестьяне, городские рабочие, бывший дворянин, священники, партийные работники разных рангов. Но в центре повествования две деревни - Шибаниха и Ольховица, зажиточные крестьяне и бедняки.

- Что представляют собой зажиточные крестьяне?

- Иван Рогов хоть и имеет трех корови за это зачислен «Сопроновым в кулаки, живёт в небогатой избе»

- Кого ещё из крепких, зажиточных мужиков выделяет Белов?

(Евграф Миронов)

(Честным трудом наживал хозяйство. Умный человек. «Когда Рогов с женой к нему пришел, у него уже сидело десятка полтора спокойных мужиков и баб…» Разговор ведут о кредитах, о тозе, о налоге...

Он охотно берётся за нужное и выгодное дело- строить с Павлом Пачиным мельницу, хотя потом не раз задумывается, не слишком ли ненадёжное для этого время. «А когда оно было надёжное?» - вопрошает не то герой, не то сам Белов.)

Отец и сын Брусковы (сын Северьян прозван жуком, хитрые, прижимистые, расчетливые. Могут позариться на чужое добро. Но обрисованы скорее с юмором, чем критически.)

- Что вы можете сказать о нравственных закона, по которым живут семьи Пачиных, Роговых, Мироновых?

(Все трудятся с уважением относятся друг к другу (даже к маленькому Серёже), супруги любят друг друга (с особой поэтичностью и теплотой отмечены страницы повествующие об отношениях Павла и Веры. В доме Роговых приветливо встречают нищего Носопыра; Данило Пачин сурово наказал сына когда-то, обидевшего нищего. Дед Никита пользуется уважением всей деревни за мудрость и знание библии)

Учитель:

- Как медлительна и плавна беловская проза, когда описывается вечер в крестьянской избе с извечными домашними занятиями, с неспешным «окающим» северным говорком:

Вот у теплой печи русской «дедко Никита качает зыбку, плетеную из сосновых дромок, тоненьком голоском приноравливаюсь петь колыбельную… выходило не очень –то жалостливо, но почти по-бабьи. Забытые слова он по ходу песенки заменял новыми, своими: «Спи спокойно, Ванюшко , голубчик…



- Что рассказывается о деревенских бедняках?

Мало их . « Всего 5, от силы 7 хозяйств были по настоящему бедняцкими. Что ни изба, то и зажиточный, у каждого по лошади и корове, у многих по 2, а то и по 3. Ожили после земельного передела!»

Асикрет Фотиев- лишен хозяйских качеств. Получив кредит «не завел, ни плуга, ни лошади, а денежки прожил.» Изба неухожена: «Пустая клетина в купе с поржним хлевом была придавлена односкатной доской, 4 окна без 2-ых рам… Кеша не чинил ворота «из принципа», назло своей тёще». Анкидин Судейка, как и Фотиев, не утруждает себя их заботами, но существует безбедно, имеет племенного жеребца. И балагур. Деревенские нищие Таня и Носопырь .- старые, одинокие. Сами себя прокормить не могут. О них заботятся: подают милостыню, помогают дровами, одеждой, зовут Таню в няньки.

- Какие отношения складываются между богатыми и бедными?

(Зависти, неприязни, классового противостояния автор не показал. Даже во время святок персонажи группируются учатся по складу характера . В канун раскулачивания Шан Нечаев отказался выступать против Рогова: « А с Роговыми Нечаевы тоже испокон веку не живали недружно.»)

Учитель:

- Перед нами крестьянский мир, где каждый знает друг о друге всё, каждый зависит от другого, а потому не может не считаться с ним. С каким наслаждением читаем мы страницы, в которых Белов через поэзию крестьянского труда показан естественный ход здоровой жизни.

Тон в работе задавали крепкие хозяйства, мужики умели трудиться, любили землю. Вспомним несколько таких картин.

- «Помочи» - древний обычай, работать артельно, всей деревней. Заготовка и вывез леса для мельницы. «Помочи были помечены на воскресенье. За 2 дня до этого Павел сам из дома в дом обошел всю деревню, никто не отказался прийти. Обед решили устраивать в дому у Евграфа. Задолго до рассвета собрались точить топоры, Евграф шаркал напильником зубья поперечной пилы, дед Никита вертел новые запасные завертки. Иван Никитич сидел на точильных станках, держа зажатый в жомке зятев топор. Павел без передыху крутил точило, Палашку призвали ложкой подливать на точило воду. До бабьего обряда мужики выточили топоры, пилы, долота, стамески, скобель и заступ...»

- Строительство мельницы. Мечта Павла построить мельницу, которая будет «махать крыльями над всей Шибанихой, над всем белым светом».

- Молотьба в овине Роговых. Малолетний внук Сережа боится проспать и не успеть на этот праздник.

- Какова в целом, по мнению Белова, была ситуация в деревне перед коллективизацией?

В Вологодской деревне был лад. В Шибанихе любили с умом хозяйствовать. Дома строили основательно и надолго. Мужики владели многими ремеслами. Дети в 8-10 лет – пряли, вышивали, жали, пели.

Даже праздники имели свои традиции и обряды. Высокие нравственные устки в деревне. Прививаются новые формы совместного хозяйствования - товарищество по обработке земли, потребительская кооперация.

Может быть, поэтому известие о коллективном труде поначалу не вызывала беспокойства.

Данило Пачин беседует с Прозоровым: «Сообща-то и раньше мужикам бывало легче. А когда земли у всех таперича, так и сам бог велел сообча... Обзаводиться-то. Один-то я рази бы купил железной-то плуг? А мы вон ишшо и веялку завели. А в маслоартель породистый бык куплен, тоже ведь коллектив. Все чин чином идет-то. Лишь бы здоровье…»

Евграф Миронов доказывает Сопронову на собрании, это мужики давно трудятся в так называемом колхозе:

«...и товарищество по совместной обработке земли, и маслоартели, и потребиловка, и льняная артель, и общая касса и другие формы кооперации - это же не частная собственность!»

Учитель:

Напрашивается вывод:

- Никаких резких перемен в своей жизни крестьяне не желают.

дискуссия - И всё-таки крестьяне стали записываться в колхоз. Почему? Послушаем героев.

1) - Надо записаться в колхоз, его будут устраивать, как в Тигрине... Им мильон выдали, беспошлинно... и двор государством строят.

2) - Не ври, это за какие заслуги?...

1) - А за то, что колхозники...

2) - Нет, робяти, идите в колхоз, кому охота, я туды не ходок. У меня всё тут в куче. Пусть партейцы идут...

1) - Надо вступать, надо бросать единологичную жизнь, допотопный способ хозяйства, только в коллективном хозяйстве избежим бесхлебницы. Наша промышленность начала выпускать машины и тракторы, а разве можно купить их в одиночку?

2) Для чего какой-то новый колхоз, ежели он у нас уже есть, да и не один? Вся Шибаниха и Ольховица состоит в пем, то есть в маслоартели, всё сообща 
- Надо вступать, иначе обложат таким налогом, что и не выдохнешь... 
- Какой аргумент решающий в пользу колхоза? (Налог непосилен!) 
Учитель: Идут неохотно в колхоз, имущество прячут. 
«Осеньего 1928 года тысячи деревень, раскиданных по просторам Севера, спокойно дымили овинами... Люди молотили хлеб, отдавали долги, запасались на зиму капустой, грибами и ягодами, утепляли хлевы и дома... Надеяться крестьянину не на кого и не на что, кроме своих погребов и сусеков. Надо было кормить себя и детей, кормить всю взбудораженную страну»... 
- Отметьте некоторые особенности композиции произведения. Построение произведения важно для прорисовки конфликта, для выражения авторской идеи. 
Как бы спокойно ни «дымила овинами» деревня, Белов отмечает, это «Шибаниха была похожа на похмельную бабу».

Как бы спокойно ни дымила овинами «Шибаниха», тревогу, расклад жизни первыми почувствовали старики, «Шибаниха стала похожа на охмельную бабу».

(В начале хроники - святки. Озорство рябятишек. Примет эпохи нет, так могло быть и до революции. «Шла 2-я неделя святок 1928 года). Во 2-ой и 3-ей частях таких сцен меньше, деревенский храмовый праздник. Успения только упоминается, «и даже прибавка в семье у Роговых прошла незаметно.» Радость уходит из жизни, появляются постановления, директивы, собрания. Судьбы жителей решаются в Москве.

Несколько слов об исторических личностях.

Сталин подозрителен, властолюбив. «Отец нации и спаситель человечества. Экспериментировал над великой страной». Предстояло в невиданно короткий срок разорить миллионы крестьянских гнезд, натравить их друг на друга, перессорить между собой, не выпуская из рук вожжи общего руководства. Пускай несется... прямо в горнило гражданской войны! Но из уроков истории мы знаем, что гражданской войны он вряд ли хотел, и, услышав грозный протест, недовольство крестьян, опубликовал статью «Головокружение от успехов», этим отвёл гнев от себя. Он твердил зло, думая, что делает добро!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Россия накануне «Великого перелома». Изучение хроники В. Белова «Кануны»

Автор: Алексашова Нина Александровна

Дата: 24.12.2021

Номер свидетельства: 596011


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства